Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Логические и методологические аспекты аргументации и критики↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Основное содержание и характеристика аргументации. 2. Виды и способы аргументации и критики. 3. Стратегия и тактика аргументации и критики. 4. Правила аргументации и критики. Софизмы, парадоксы и уловки в аргументации. Упражнения 1. Выполнить самостоятельно упражнения: Гл. 6,7. Учебного пособия. 2. Подготовиться к проведению ролевой игры по заранее выбранной студентами теме: Например: а) «Развитие инноваций – есть условие прогрессивного развития страны»; б) «Отмена смертной казни создаст реальные условия для восстановления социальной справедливости в обществе»; и т.д. Литература Ивлев Ю. В. Логика для юристов. - М., 2010. Гл. VIII. Ивлев Ю. В. Логика. Сборник упражнений. М., 2010. Гл. 10. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов. – М., 2011. Гл. 6,7. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М., 2010. Гл. 5 Тема 6. Логические формы развития знаний. 1.Общая характеристика научных знаний. 2. Общее и особенное между узнаванием, задачей, проблемой. 3. Версия как форма знания. Особенности юридических версий. 4. Основные виды гипотез: построение и виды. 5. Модель и теория как формы знаний и их характеристика. 6. Динамика развития знаний. Упражнение 1. Выполнить самостоятельно упражнения: Гл. 8. Учебного пособия. 2. Подготовиться к решению следующих задач на занятии: а. В чем несостоятельность приведенной гипотезы и какой принцип в ней был нарушен? В произведении Н.В. Гоголя «Мертвы души» есть гипотеза почтмейстера Ивана Андреевича, согласно которой Чичиков есть не кто иной, как капитан Копейкин, пострадавший в войне 1812 года и вступивший в конфликт с правительственной бюрократией. Рассказ о злоключениях капитана Копейкина был выслушан с неослабным интересом. (Десятая глава произведения). б. Назовите и аргументируйте «конкурирующие» гипотезы происхождения слова «Москва», как название столицы РФ. в. Проанализируйте текст и определите, излагается в нем проблема, гипотеза или догадка. Если это гипотеза, то определите ее вид: общая, частная, единичная. Путем наблюдения астрономы установили, что Нептун и Плутон испытывают воздействие со стороны неизвестного тела. Этим телом может быть либо звезда, либо черная дыра, либо десятая планета солнечной системы. Посредством межпланетных станций, запущенных СССР и США, было установлено, что в этой области космического пространства нет звезды и черной дыры. Прямых подтверждений существования десятой планеты также нет. Есть некоторые косвенные доказательства. Предполагаемая десятая планета имеет массу, в пять раз превышающую земную, ее орбита сильно отличается от орбит известных планет. г. Все ли возможные версии учтены в примере? В прокуратуру поступило заявление, что некто Петров убил свою бывшую жену. Следствие установило, что Петров был разведен с ней и женился второй раз. Дети от первого брака (мальчик и девочка) жили с ним. Вторая жена относилась к ним хорошо. Первая жена жила в том же доме, рядом с квартирой второй жены Петрова, где он жил со своими детьми от первого брака. При обследовании места преступления следов присутствия Петрова в квартире его первой жены обнаружено не было. Свидетели, жильцы дома, утверждали же, что мол де Петров убил свою бывшую жену, так как она очень хотела, чтобы он вернулся к ней. Они требовали расследования. На этом основании была выдвинута версия, что Петров убил свою бывшую жену. Сам Петров в содеянном не сознавался. д. Подготовить план, провести беседу и принять вариант решения по полученным знаниям, обосновав их истинность или достоверность. Литератур а 1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2008. 2. Михалкин Н.В. Генез, философия и методология науки. М., 2007. 3. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов. – М., 2011. – Гл. 8.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по изучению дисциплины Указанная дисциплина изучается на протяжении семестра. Она включает лекционный курс, семинарские занятие, рейтинговую систему оценки знаний студентов и завершается зачётом. В семестре в процессе обучения основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские и практические занятия (ролевые игры), а также индивидуальные консультации. Ряд занятий проводится в интерактивной форме. В ходе лекций рассматриваются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам. Важной составляющей лекций является ориентация студентов на выполнение контрольных заданий, разъяснение им порядка и содержания работы над темами семинарских занятий, дополнительной работы над заданиями. В ходе семинарских занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях проблем, развиваются навыки и умения публичной дискуссии с использованием правил логического мышления, формируются у них своеобразные алгоритмы передачи информации оппоненту, умения аргументировать и защищать выдвигаемые положения в их соотношении с юридической и судебной практикой. При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен: - изучить рекомендованную учебную литературу; - проработать и дополнить конспекты лекций; - изучить и законспектировать первоисточники по теме; - подготовить ответы на все вопросы семинара; По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) по проблематике, связанной с изучением логики, согласуется с преподавателем, ведущим курс, в ходе индивидуальных консультаций и семинарских занятий.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации самостоятельной работы студентов
Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, а также углубленное изучение ряда учебных задач и проблем, осваиваются студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется посредством сформированной преподавателем системы контроля, а также в ходе семинарских занятий методом устного опроса или посредством тестирования. Следует особо подчеркнуть, что учебным планом для студентов очной и очно-заочной формы обучения предусмотрено выделять для самостоятельной работы около 25-80% часов от объёма учебных занятий. Это свидетельствует о высокой значимости этой формы учебной работы для успешного освоения студентами изучаемого курса. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, проработать конспекты лекций и их дополнить недостающим материалом. Выделить непонятные для него положения в конспекте и обратиться к словарям. Если этого будет недостаточно, то следует потом найти им объяснение вместе с преподавателем на семинарских занятиях. Студент должен готовиться к предстоящему семинару по всем, обозначенным в методическом пособии, вопросам. Не прояснённые в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем. Опыт показывает, что желательно вести конспект лекций и варианты подготовки к семинарским и практическим занятиям, а также словарь основных понятий изучаемой дисциплины в одной тетради. Это позволяет студентам более полно и всесторонне запоминать учебный материал, развивать методологические культуру мышления и практического действия. Каждый студент очной и очно-заочной формы обучения может, для лучшего усвоения учебного материала и осмысления положений учебной дисциплины написать реферат. Темы рефератов представлены в учебно-методическом комплексе и они распределяются между студентами самим преподавателем. Он также выполняет контрольное задание, контрольные работы. Перечень и содержание контрольных заданий выдаются студенту после освоения им определённого модуля учебной дисциплины. Ему указываются сроки выполнения контрольного задания и формы отчётности о его выполнении.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Тема 1. 1) Дайте полную логическую характеристику понятиям: Судья; Прокурор; Адвокат; Социальная справедливость; Наказуемость. 2) Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью «кругов Эйлера»: 1. «Правоохранительные органы»; «Суды»; «Прокуратура»; «Адвокатура». 2. «Социальный институт»; «Институт семьи и брака»; «Образовательный институт»; «Российская академия правосудия». 3) Проверьте правильность деления понятий. В неправильном делении определите, какие правила нарушены: 1. Государственная власть в Росси включает в себя: а) законодательную власть; б) исполнительную власть; в) судебную власть; г) президентскую власть. 2. Россия, как федеративное государство включает в себя: а) республики; б) области; в) края; г) автономные области; г) города федерального значения; д) Калининградскую область как самостоятельную область (анклав). Тема 2. 1. Установите структуру следующих суждений и укажите их вид согласно принятой классификации: а) Служба в Вооружённых силах России – священный долг каждого гражданина РФ; б) Катя Иванова – студентка РАП; в) Некоторые студенты активно участвуют в НИРС академии. 2. Установите структуру и определите виды суждений по следующим основаниям: а) по объему субъект а: Некоторые студенты РАП активно изучают Иностранный язык; Все граждане РФ имеют право на труд; б) по содержанию предиката: Международный право – мощный регулятор межгосударственных отношений; Успехи в учёбе зависят от способностей человека, а также от средств, используемых им для достижения цели. 3. Произведите логическую операцию обращения с предложенными суждениями: а) Все граждане РФ являются представителями рода человеческого; б) Ни одно правовое государство не может быть тоталитарным. 4. К каким видам модальности относятся следующие суждения: а) Ночное время устанавливается органами власти в зависимости от часового пояса, где находится субъект РФ; б) Разрешение соблюдать норму морали эквивалентно обязанности не нарушать то, что запрещено; в) Судья обязан информировать присяжных заседателей об их правах и обязанностях. Тема 3. 1. Сохранят ли тождество суждения, если выделенное понятие заменить понятием в скобках? а) Преступник, скрываясь от преследования, свернул в глухой переулок (тупиковый, неосвещённый, закрытый); б) В деревне Теняково преступник был арестован (блокирован, помещен в изолятор временного задержания); в) Виновность гражданки Ивановой Кати обосновывалась путём демонстрации фактов, выявленных в процессе расследования противоправного деяния (логических обобщений, аргументов, свидетельских показаний). 2. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными оба суждения: а) Участником нападения на Катю Иванову был гражданин А. Петров. Участником нападения на Катю Иванову был гражданин С. Сидоров; б) Все государственные органы имеют право на управление; Некоторые государственные органы не имеют права на управление; в) Студенты прошли в аудиторию через парадную дверь; Студенты проникли в аудиторию через парадный вход. 3.Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными суждения: а) Всякое полезное для общества деяние не является опасным для граждан; Ни одно полезное для общества деяние не является опасным для граждан; б) Каждое противоправное деяние имеет свои особенности. Некоторые противоправные дела никаких особенностей не имеют. 4. Укажите, требование какого закона нарушено в следующем суждении: «Студенту Иванову И. были нанесены жизненно опасные повреждения. Через некоторое время был задержан гражданина Катя Иванова, заподозренная в совершении этого нападения, так как находилась в этом районе. Она была опознана Ивановым И. Следовательно, Катя Иванова виновна в нанесении жизненно опасные повреждений И. Иванову. Тема 4. 1. Определите вид аналогии, проанализируйте и дайте характеристику следующему умозаключению по аналогии: «Из всех плоских фигур равной площади наименьший периметр имеет круг. Правительство предложило установить фундамент будущего здания на отведенном для застройки участке с наименьшим периметром. Архитектор выбрал в качестве фигуры установления фундамента круг». 2. Какие ошибки допущены в следующих индуктивных умозаключениях: а) Во время доказательства всегда используются аргументы. Следовательно аргументы есть причина аргументации; б) Всякий раз, когда исследуются какой-то объект, находят «существенные и отличительные признаки», характеризующие природу данного предмета. Значит, если «признаков» нет, то и нет и сущности предмета; в) Прежде, чем что-то изложить в процессе аргументации, человек это что-то создает в своей голове. Следовательно, сознание является первичным. 3. Определите, являются ли приведенные категорические силлогизмы правильными: а) Прокурор не может участвовать в рассмотрении дела, если он является родственником потерпевшего; У прокурора И. Петрова потерпевший - родственник; Прокурор И. Петров не может участвовать в рассмотрении данного дела. б) Все студенты - учащиеся; Учащиеся не занимаются самостоятельно; Следовательно, учащиеся не студенты Тема 5. 1. Оформите беседу-дискуссию на заранее выбранную студентами тему. Например: а) «Принадлежность СМИ финансово-промышленным группам обеспечивает им свободу слова» и т.д. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Вариант 1. 1. Укажите единичные и общие понятия и выделите собирательные понятия: 1.1 Противозаконное деяние; 1.2 Депутат; 1.3 Организация объединённых наций;.1.4 Радар; 1.5 Участник обороны Одессы. 2. Установите вид сложного суждения и укажите его составные части: 2.1. Если между странами, как договаривающимися сторонами, в конкретных случаях в надлежащей форме достигнуто соглашение по всем известным пунктам, то договор считается заключенным. 2.2. Санкции в международном праве применяются к государству, если зафиксированы нарушения им международных обязательств или норм международного права. 2.3. Действие судьи может быть либо продуманным, либо импульсивным, либо произведенным в состоянии аффекта. 2.4. Мал золотник, да дорог. 2.5. Воины армии и флота обязаны надежно обеспечить мирный созидательный труд граждан стран содружества. 2.6. Кризисы и конфликты - благодатная почва для международного терроризма. 3. Какой является формула p ÙØ q É r Ú s? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной? 4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите каким является следующее рассуждение: «Если это преступление не совершал Иванов, то он не знает место нахождения похищенных вещей. Иванов не знает места нахождения похищенных вещей». 5. Является ли правильным следующее определение? Если определение неправильное, то какая ошибка допущена? «Прекрасное есть закон в его ограниченном временем, пространством и конкретной исторической формой проявлении».
Вариант 2. 1. Обобщите и ограничьте понятия: 1.1. «Министр»; 1.2. «Судья»; 1.3. «Халатность»; 1.4. «Договор»; 1.5. «Журнал»; 1.6. «Европа»; 1.7. «Форма мышления»; 1.8. «Политическая партия». 2. Дайте объединенную классификацию суждений. Изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера и установите распределенность субъекта и предиката. 2.1. Никакая поддержка диктаторских режимов не может быть оправдана. 2.2. Ни один конформист не может быть истинным ученым. 2.3. Только профессионально подготовленный судья не действует по шаблону. 2.4. Некоторые промышленно развитые страны применяют безотходные технологии. 2.5. Ни один человек не должен страдать из-за правдивых высказываний. 2.6. Каждое суверенное государство - субъект международных отношений. 3. Какой является формула Ø q É (p ÚØ r) Ù q? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной? 4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение: Иванова видели на месте преступления примерно в то время, когда было совершено преступление. Следовательно, Иванов совершал это преступление». 5. Является ли правильным следующее определение? Если определение неправильное, то какая ошибка допущена? «Сущность — это суть вещи, выражающая ее сущность».
Вариант 3. 1. Определите вид отношения между несовместимыми понятиями и изобразите его с помощью «кругов Эйлера»: 1.1 «Печать», «радио», «средство массовой информации»; 1.2. «Известность», «неизвестность»; 1.3. «Виновность», «невиновность»; 1.4. «Феодализм», «капитализм», «классовое общество». 2. Является ли правильным следующий силлогизм, если нет, то какие правила фигур или общие правила в ним нарушены? Проиллюстрируйте необходимость следования заключения из посылок (или отсутствие такой необходимости), вычерчивая соотношение между терминами силлогизма в виде круговых схем. «Некоторые учащиеся являются экстремистами. Все студенты — учащиеся. Следовательно, некоторые студенты являются экстремистами». 3. Какой является формула p É q º p ÙØ r É p Ú q? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной? 4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, в каких отношениях находятся следующие высказывания? «Если философ является дуалистом, то он не идеалист. Если философ не идеалист, то он диалектик или метафизик. Этот философ не метафизик. Он диалектик или не дуалист». 5. Является ли правильным следующее определение? Если определение неправильное, то какая ошибка допущена? «Проступок – это отклоняющееся поведение личности».
Вариант 4. 1. Определите вид отношения между приведенными понятиями и изобразите его с помощью округов Эйлера: 1.1. «Президент, Президент России, глава государства» 1.2. «Литератор, художник, поэт»; 1.3. «Студент», «москвич», «спортсмен», «патриот». 2. В данных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово. 2.1. Некоторые страны не имеют армии и флота. 2.2. Все граждане России имеют право на личную собственность. 2.3. Некоторые страны мира не являются членами ООН. 2.4. Сокровища Оружейной палаты являются государственным достоянием. 3. Какой является формула p Ù q É r º p É (q É r)? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной? 4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение: «Если я пойду по лестнице, то сгорю. Если я выпрыгну из окна, то разобьюсь. Следовательно, я сгорю или разобьюсь». 5. Является ли правильным следующее определение? Если определение неправильное, то какая ошибка допущена? «Человек - это социально-биологическое живое существо».
Вариант 5. 1. Проверьте правильность деления понятий: в неправильном делении определите, какие правила нарушены: 1.1. Суды делятся: на «суды общей юрисдикции; арбитражные суды; конституционные суды; 1.2. "Государство" может быть: «унитарным», «конфедерацией», «феодальным», «федеративным», «капиталистическим», «социалистическим»; 1.3. Образование бывает: «полным», «неполным», «высшим», «средним», «начальным»; 1.4. "Любое общество состоит: из женщин; мужчин; юношей; детей; подростков; пенсионеров; 1.5. Интеллигенция бывает: технической; гуманитарной; рабочей; занимающейся научным трудом; 2. Используя закон непротиворечия, установите, могут ли быть истинными оба суждения: 2.1 Все студенты первой группы подготовились к семинарскому занятию по философии. Ни один студент первой группы не подготовились к семинарскому занятию по философии; 2.2 Все депутаты Государственной Думы России подготовились к обсуждению законопроекта. Ни один депутат Государственной Думы России не подготовились к обсуждению законопроекта; 2.3 Некоторые страны избрали в качестве политической формы правления президентскую республику. Ни одна страна не избрала в качестве политической формы правления президентскую республику. 3. Какой является формула p ÙØ q É r Ú s? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной? 4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение: «Если человек говорит правду, то он не заблуждается и сознательно не вводит в заблуждение других. Этот человек говорит неправду. Следовательно, он сознательно вводит в заблуждение других». 5. Является ли правильным следующее определение? Если определение неправильное, то какая ошибка допущена? «Метагалактика - это совокупность галактик, наблюдаемых нами в видимой части Вселенной».
Вариант 6. 1. Укажите смысл (собственный или приданный) и значение следующих имён: 1.1 Человек, живущий на иждивении родителей; 1.2 Тоталитарный режим; 1.3 Луна; 1.4 Ф. Достоевский; 1.5 Председатель правительства. 2. Является ли правильным следующий силлогизм, если нет, то какие правила фигур или общие правила в ним нарушены? Проиллюстрируйте необходимость следования заключения из посылок (или отсутствие такой необходимости), вычерчивая соотношение между терминами силлогизма в виде круговых схем. «Все интеллигентные люди борются за мир, и все они являются прогрессивными людьми. Следовательно, все прогрессивные люди борются за мир». 3. Какой является формула ØØ p º(r É q)? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной? 4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, в каких отношениях находятся следующие высказывания? «Если человек совершил преступление, то он подлежит привлечению к уголовной ответственности. Человек совершил преступление, но он не подлежит привлечению к уголовной ответственности». 5. Является ли правильным следующее определение? Если определение неправильное, то какая ошибка допущена? «Либеральный человек - это человек, имеющий либеральные убеждения».
Вариант 7. 1. Дайте полную логическую характеристику понятиям: 1.1 Политика; 1.2 Необходимость; 1.3 Лес; 1.4 Общественные науки; 1.5 Справедливость 2. Дайте объединённую классификацию суждений. Изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера и установите распределённость субъекта и предиката: 2.1 Только профессионально подготовленный судья не действует по шаблону; 2.2 Некоторые промышленно развитые страны применяют безотходные технологии; 2.3 Ни один человек не должен страдать из-за правдивых высказываний. 3. Какой является формула (q Ú s) ÉØ (p Ú r)? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной? 4. Является ли правильным следующий силлогизм, если нет, то какие правила фигур или общие правила в ним нарушены? Проиллюстрируйте необходимость следования заключения из посылок (или отсутствие такой необходимости), вычерчивая соотношение между терминами силлогизма в виде круговых схем. «Все преступления осуждаются общественностью. Данное деяние - не преступление. Следовательно, оно не осуждается общественностью». 5. Является ли правильным следующее определение? Если определение неправильное, то какая ошибка допущена? «Преступление - предусмотренное уголовным законом общественно опасное действие, посягающее на общественный или государственный строй, систему хозяйства, собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан, а равно иное, посягающее на правопорядок общественно опасное действие, предусмотренное уголовным законом».
Вариант 8. 1. Обобщите и ограничьте понятия: 1.1 Судья; 1.2 Студент; 1.3 Неосторожность; 1.4 Закон; 1.5 Театр; 1.6 Министерство; 1.7 Азия; 2. Произведите логическую операцию обращения с предложенными суждениями: 2.1 Все люди являются представителями рода человеческого, высших приматов; 2.2 Ни одно буржуазное государство не является подлинно демократическим; 2.3 Некоторые граждане России – юристы; 2.4 Некоторые участники Великой Отечественной войны – ветераны Вооружённых Сил России; 3. Какой является формула Ø (q Ú s) ÉØ (p Ú r)? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной? 2. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение: «Если философ признает познаваемость мира, то он не является агностиком. Следовательно, если философ является последовательным материалистом, то он не является агностиком». 4. Является ли правильным следующий силлогизм, если нет, то какие правила фигур или общие правила в ним нарушены? Проиллюстрируйте необходимость следования заключения из посылок (или отсутствие такой необходимости), вычерчивая соотношение между терминами силлогизма в виде круговых схем. Все студенты нашей группы — юристы. Все студенты нашей группы изучают логику. Все юристы изучают логику. 5. Является ли правильным следующее определение? Если определение неправильное, то какая ошибка допущена? «Бразилия — страна неожиданностей».
Вариант 9. 1. Определите вид отношений между понятиями и изобразите эти отношения с помощью кругов Эйлера: 1.1 Суждение, понятие, формы мышления;1.2 Юрист, русский, узбек, национальность; 1.3 Виновен, невиновен; 1.4 Милиционер, солдат, инспектор ГАИ, военнослужащий; 1.5 Прогресс, регресс. 2. Сохранят ли тождество суждения, если выделенное понятие заменить понятием в скобках? 2.1 Преступник, скрываясь от преследования, свернул в безлюдный переулок (пустынный, глухой); 2.2 В деревне Комиссарово преступник был задержан (арестован, захвачен, связан); 2.3 Виновность гражданина Иванова была обоснована на суде путем демонстрации фактов совершенного им преступления (оснований, доводов, аргументов, свидетельских показаний). 3. Какой является формула (p ÚØ p) Ù Ø (p Ù Ø p)? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной? 4. Восстановите энтимему в полный силлогизм. Установите, является ли она правильной? «Получение взятки является посягательством на нормальную работу государственного аппарата, так как получение взятки — должностное преступление». 5. Является ли правильным следующее определение? Если определение неправильное, то какая ошибка допущена? «Пространство как философская категория обозначает универсальную структуру (порядок) взаиморасположения и протяжения материальных объектов в их существовании, движении и развитии».
Вариант 10. 1. Дайте полную логическую характеристику понятиям: 1.1 Социальная политика; 1.2 Судья Конституционного суда России; 1.3 Президент; 1.4 Председатель Правительства России; 1.5 Организация Объединённых Наций; 2. К каким видам модальности относятся следующие суждения: 2.1 Неверно, что Иванов принимал непосредственное участие в совершении преступления, так как он имеет доказанное алиби; 2.2 В случае необходимости следователь может произвести обыск с целью обнаружения похищенных вещей; 2.3 Прокурор осуществляет надзор за законностью возбуждения уголовного дела; 2.4 Граждане должны уважать старших; 2.5 Для успешной сдачи экзамена по логике следует тщательно изучить лекционный материал и решить рекомендованные задачи. 3. Какой является формула (p Ú q) É Ø p ÙØ q? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной? 4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, в каких отношениях находятся следующие высказывания? «Если болезнь запущена, то ее легко распознать, но трудно излечить. Если болезнь не запущена, то ее трудно распознать, но легко излечить». 5. Является ли правильным следующее определение? Если определение неправильное, то какая ошибка допущена? «Человек — животное, способное к совершению купли и продажи».
Вариант 11. 1. Укажите смысл (собственный или приданный) и значения следующих имён: 1.1 Председатель Верховного суда Российской Федерации; 1.2 Губернатор области; 1.3 Композитор; 1.4 Потерпевший; 1.5 Преступник; 2. Нарушение каких формально-логических законов допущено в следующих утверждениях: 2.1 Древние римляне видели ворону, которая каркала справа, и проиграли битву. В следующий раз ворона каркала слева, и они выиграли битву. Из этих фактов римляне сделали вывод, что карканье вороны с правой стороны приносит войску поражение, а с левой – победу; 2.2 Правый глаз чешется – радоваться, левый – плакать; 2.3 Все студенты изучают логику. Студент Петров логику не изучает, значит, он не студент; 2.4 Все граждане России имеют права на труд. Гражданин России Иванов И. безработный, значит нарушено его право на труд; 2.5 Участие граждан России в выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации гарантировано Конституцией Российской Федерации. Гражданин России Петров П. не принял участие в выборах, следовательно нарушено его конституционное право. 3. Какой является формула Ø p É q º Ø q É p? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной? 4. Восстановите энтимему в полный силлогизм. Установите, является ли она правильной? «Иванов непосредственно участвовал в совершении убийства холодным оружием, так как в момент его совершения он находился на месте преступления». 5. Является ли правильным следующее определение? Если определение неправильное, то какая ошибка допущена? «Ёж - это существо, колючее на ощупь».
Вариант 12. 1. Проверьте правильность деления понятий. В неправильном делении определите, какие правила нарушены: 1.1 Правоохранительные органы включают: МВД; Министерство юстиции; Федеральную службу безопасности; Адвокатуру; Налоговую инспекцию, Прокуратуру; 1.2 Государство может быть: феодальным; капиталистическим; социалистическим; коммунистическим; 1.3 Речь бывает: устной; письменной; путаной; заумной; 1.4 Любое общество состоит из: служащих; членов партий; рабочих; крестьян; интеллигенции; 1.5 Языки делятся на: естественные; искусственные; технические; гуманитарные. 2. Восстановите энтимему в полный силлогизм. Установите, является ли она правильной? «Признаком горения является наличие пламени, поэтому окисление не является горением». 3. Какой является формула (p É q) É (Ø q ÉØ p)? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной? 4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение: «Если человек удовлетворен работой, но не счастлив в семейной жизни, то у него есть причины жаловаться на судьбу. У этого человека есть причина жаловаться на судьбу. Значит, он либо удовлетворен работой, и счастлив в семейной жизни, либо счастлив в семейной жизни, но не удовлетворен работой». 5. Является ли правильным следующее определение? Если определение неправильное, то какая ошибка допущена? «Документ по уголовному или гражданскому делу - это письменное доказательство, которое заверено компетентным органом в установленном законом порядке и содержит необходимые реквизиты (дату выдачи, указание организации или органа, выдавшего документ, подпись должностного лица и т.д.)».
Вариант 13. 1. Дайте полную логическую характеристику понятиям: 1.1 Осторожность; 1.2 Честность; 1.3 Добросовестность; 1.4 Ответственность; 1.5 Порядочность; 2. Проверьте, правильно ли произведено противопоставление предикату и там, где допущена логическая ошибка, укажите ее: 2.1 Все, изучающие логику, понимают сущность операции противопоставление предикату. Следовательно, ни один из непонимающих сущности этой операции не относится к числу изучающих логику; 2.2 Ни один нравственно зрелый человек не приемлет национализма. Следовательно, все, не приемлющие национализм, являются нравственно зрелыми; 2.3 Ни одна нравственно зрелая личность не приемлет насилия. Следовательно, все, кто допускает насилие в отношениях между людьми не является нравственно зрелой личностью; 2.4 Все страны члены ООН обязаны соблюдать требования международного права. Несоблюдение норм международного права автоматически требует санкций к стране со стороны ООН; 2.5 Насильственное отторжение части территории от государства является. Следовательно, добровольное присоединение сообщества к другому государству не является. 3. Какой является формула (p É q Ù r)É(p ÙØ r ÉØ q)? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной? 4. Восстановите энтимему в полный силлогизм. Установите, является ли она правильной? «Данный силлогизм не является правильным, так как в нем не соблюдены правила фигур». 5. Является ли правильным следующее определение? Если определение неправильное, то какая ошибка допущена? «Ночное время - это время, когда солнце «заходит» за небосвод».
Вариант 14. 1. Обобщите и ограничьте понятия: 1.1 Общественно-политическое движение; 1.2 Социальная роль; 1.3 Студент; 1.4 Ректор; 1.5 Библиотека; 1.6 Реферат; 1.7 Экзамен; 2. Найдите скрытое логическое противоречие в стихотворении А. Фета: «В дымке – невидимке: Истерзался песней соловей у розы, Плачет старый камень в пруд роняя слезы». 3. Какой является формула ((p É q)Ù (Ø q Ù r))Ù s É r? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной? 4. Восстановите энтимему в полный силлогизм. Установите, является ли она правильной? «Все живые существа производят обмен веществ с окружающей их внешней средой, следовательно, и растения производят обмен веществ с окружающей их внешней средой». 5. Является ли правильным следующее определение? Если определение неправильное, то какая ошибка допущена? «Возможность - есть абстрактный момент действительности».
Вариант 15. 1. Укажите единичные и общие понятия. Выделите собирательные и абстрактные понятия: 1.1 Противоправное деяние; 1.2 Коллектив студентов; 1.3 Время; 1.4 Закон развития; 1.5 Зачёт; 1.6 Добро; 1.7 Зло; 1.8 Красота; 1.9 Прекрасное; 2. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными суждения: 2.1 Всякая наука имеет свой предмет исследования. Ни одна наука не имеет своего предмета исследования; 2.2 Всякое правонарушение является опасным для общества и граждан. Ни одно правонарушение не является общественно опасным; 2.3 Каждое уголовное дело имеет свои особенности. Некоторые уголовные дела никаких особенностей не имеют; 2.4 Все страны, включённые в ООН, соблюдают нормы международного права. Некоторые страны, включённые в ООН, не соблюдают нормы международного права; 2.5 Ни один студент РАП не является гражданином Китая. Некоторые студенты РАП не являются гражданами Китая; 3. Какой является формула ((p É q)Ù (Ø q Ù r))Ú s
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.119 (0.015 с.) |