Х Заочная Многопрофильная Олимпиада-ПСТГУ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Х Заочная Многопрофильная Олимпиада-ПСТГУ



Х Заочная Многопрофильная Олимпиада-ПСТГУ

«Аксиос»

Осенний тур – 2014 г.

Филологический факультет

Литература

Классы

Назовите авторов и названия тех произведений, эпизоды из которых проиллюстрированы ниже.

1. 2. 3. 4.

Кто из этих писателей были современниками и встречались друг с другом?

2. Назовите произведение, которое НЕ писал Н.В. Гоголь:

А) Шинель

Б) Женитьба

В) Записки из подполья

Г) Записки сумасшедшего

Кто автор этого произведения?

Прочитайте приведенные ниже отрывки. Определите автора и произведение.

Определите литературные жанры, к которым относятся данные произведения.

 

А) Но, чужд ребяческих утех,

Сначала бегал он от всех,

Бродил безмолвен, одинок,

Смотрел, вздыхая, на восток,

Гоним неясною тоской

По стороне своей родной.

Но после к плену он привык,

Стал понимать чужой язык,

Был окрещен святым отцом

И, с шумным светом незнаком,

Уже хотел во цвете лет

Изречь монашеский обет,

Как вдруг однажды он исчез

Осенней ночью…

 

Б)София

Что, Лиза, на тебя напало?

Шумишь...

 

Лиза

Конечно, вам расстаться тяжело?

До света запершись, и кажется все мало?

 

 

София

Ах, в самом деле рассвело!

(Тушит свечу.)

И свет и грусть. Как быстры ночи!

 

Лиза

Тужите, знай, со стороны нет мочи,

Сюда ваш батюшка зашел, я обмерла;

Вертелась перед ним, не помню что врала;

Ну что же стали вы? поклон, сударь, отвесьте.

Подите, сердце не на месте;

Смотрите на часы, взгляните-ка в окно:

Валит народ по улицам давно;

А в доме стук, ходьба, метут и убирают.

 

София

Счастливые часов не наблюдают.

 

В) Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

 

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни...

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

 

Г) Ты жива еще, моя старушка?Жив и я. Привет тебе, привет!Пусть струится над твоей избушкойТот вечерний несказанный свет.

 

4. Что объединяет эти произведения: «Остров сокровищ», «Черная стрела», «Занимательный Мюнхаузен», «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо», Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», «Рикки-Тикки-Тави

», «Короли и капуста», «Рассказы о Шерлоке Холмсе: «Союз рыжих», «Пестрая лента», «Голубой карбункул»?

1. Все эти произведения относятся к детской литературе (если это не так, то укажите, какие нет).

2. Все эти произведения принадлежат одному автору (если это так, то укажите его).

3. Все эти произведения переведены на русский язык одним переводчиком (если это так, то укажите его).

4. Все эти произведения созданы в одно время (если это так, то укажите, в какое именно).

5. Все эти произведения написаны в одной стране (если это так, то назовите ее).

5. Прочитайте приведенный ниже стихотворный отрывок и ответьте на вопросы.

 

Полней, полней! И, сердцем возгоря

Опять до дна, до капли выпивайте!

Но за кого? О други, угадайте!

Ура, наш царь! Так! Выпьем за царя.

Он человек! Им властвует мгновенье.

Он раб молвы, сомнений и страстей;

Простим ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал Лицей.

Кто автор этого стихотворения?

Какому событию оно посвящено?

О каком царе идет речь?

5.4. О ком вспоминает автор в следующих строфах (укажите не только имя, но и тот факт из его жизни, к которому отсылают эти строки):

А) …он не пришел, кудрявый наш певец / с огнем в очах, с гитарой сладкогласной…

Б) …иль снова ты проходишь тропик знойный / и вечный лед полунощных морей?..

В) …ты усладил изгнанья день печальный…

Г) …хвала тебе – фортуны блеск холодный / не изменил души твоей свободной…

Д) …сын лени вдохновенный…

Е) …мой брат родной по музе, по судьбам…

(Для выполнения этого задания вам необходимо воспользоваться комментариями к тексту и другой дополнительной литературой).

6. Прочитайте сокращенный фрагмент из одной литературоведческой статьи и ответьте на вопросы, представленные ниже.

«…это – стилизация, сказ, ориентированный на фольклорные жанры, но не имитирующий ни один из них. Народное эпическое творчество здесь служит… созданию национального характера, причём характера исторического: «невольник чести» XVI столетия… движим законами древнерусской чести, традиции и обычая, и стихийная мощь его личности несёт в себе больше общих, национальных, нежели индивидуальных черт. В фигуре его противника… мы уже едва узнаем традиционного «байронического героя», однако эта связь несомненна: он исповедует культ индивидуальной храбрости, удали и страсти, и с его образом связана лирическая струя поэмы».

Как вы думаете, почему Лина разрешила сыну вызвать пожарную команду только «когда машина разгорелась как следует»? Кто по-вашему прав: Лео, который назвал свое изобретение Машиной счастья, или его жена Лина, которая назвала машину «Машиной грусти»?

Попытайтесь в нескольких предложениях сформулировать ту нравственно-психологическую проблему, которую поднимает писатель в данном фрагменте. Представьте, что вы - учитель, который должен задать ученикам сочинение-размышление по этой проблеме. Какую формулировку темы Вы бы предложили?

7.3. Напишите сочинение на тему, предложенную Вами в задании 7.2. Вы можете ответить на предыдущие вопросы отдельно, а можете включить ответы на них в текст вашего сочинения.

 

8. Выполните сопоставительный анализ стихотворений, опираясь на приведенные ниже вопросы. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст на литературном русском языке.

 

1. Город

Ты твердишь: "Я уеду в другую страну, за другие моря.
После этой дыры что угодно покажется раем.
Как ни бьюсь, здесь я вечно судьбой обираем.
Похоронено сердце мое в этом месте пустом.
Сколько можно глушить свой рассудок, откладывать жизнь на потом!
Здесь куда ни посмотришь – видишь мертвые вещи,
чувств развалины, тлеющих дней головешки.
Сколько сил тут потрачено, пущено по ветру зря".
Не видать тебе новых земель – это бредни и ложь.
За тобой этот город повсюду последует в шлепанцах старых.
И состаришься ты в этих тусклых кварталах,
в этих стенах пожухших виски побелеют твои.
Город вечно пребудет с тобой, как судьбу ни крои.
Нет отсюда железной дороги, не плывут пароходы отсюда.
Протрубив свою жизнь в этом мертвом углу,
не надейся на чудо:
уходя из него, на земле никуда не уйдешь.

 

(К.Кавафис (1863-1933),

перевод Г.Шмакова под ред.И.Бродского)


2. Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять,
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.

Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; я в пять лет
Должен был от скарлатины
Умереть, живи в невинный
Век, в котором горя нет.

Ты себя в счастливцы прочишь,
А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,
А не в трюме, в полутьме?

Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время - это испытанье.
Не завидуй никому.

Крепко тесное объятье.
Время - кожа, а не платье.
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас - его черты и складки,
Приглядевшись, можно взять.

(А.Кушнер, (р.1936))


 

1. Как вы думаете, к кому обращаются авторы стихотворений? Сравните отношения между "я" и "ты" в обоих стихотворениях.

Как вы понимаете следующие строки: «уходя из него, на земле никуда не уйдешь» (Кавафис), «время - кожа, а не платье» (Кушнер)? Какова их роль в стихотворении? Какова главная идея каждого стихотворения?

Х Заочная Многопрофильная Олимпиада-ПСТГУ

«Аксиос»

Осенний тур – 2014 г.

Филологический факультет

Литература

Классы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.242 (0.022 с.)