Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Комплект методических указаний
КОМПЛЕКТ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
по дисциплине «медицинская экология»
Индекс С3.В.ОД.1
Направление подготовки 32.05.01«Медико-профилактическое дело (ФГОС ВО)»
Квалификация (степень) «Врач по общей гигиене, по эпидемиологии»
Форма обучения очная
Курс 1
Семестр 2
Методические указания являются частью учебно-методического комплекса дисциплины «Медицинская экология» по специальности 32.05.01 «Медико-профилактическое дело (ФГОС ВО)», утвержденного цикловой методической комиссией по гигиене, экологии и медицине катастроф «27» мая 2015 г. протокол № 6.
Методические указания разработали
Фамилия И. О.
| Должность
| Ученая степень, ученое звание
| Кафедра
|
|
|
|
| Корниенко С.А.
| доцент
| к.б.н.
| Гигиены и экологии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры Гигиены и экологии
Протокол № 6(15) от 23.05.2015 г.
Зав.кафедрой ____________ _Н.Г. Никифорова______________
Актуализация
| Протокол заседания кафедры №__ от _____________
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практическое занятие № 1
Тема: «Экологическая ситуация в России и в Новосибирской области»
1. Введение
Занятие дает представление о глобальных экологических проблемах и экологической ситуации в России и в регионе. «Знания и умения», полученные на практическом занятии, будут включены и контролироваться на уровне промежуточной аттестации зачет по дисциплине.
Подготовка к занятию
Для подготовки к занятию студенту необходимо:
№ п/п
| Содержание
| Форма контроля
| 2.1.
| Повторить
| Самоконтроль
|
| Основные понятия из курса Общей биологии по теме «Глобальные экологические проблемы»
| Входной контроль
| 2.2.
| Прочитать учебник: Николайкин Н.И.Экология: Учеб. для вузов / Н.И. Николайкин, Н.Е., Николайкина, О.П. Мелехова. – 32-е изд., перераб. и доп.- М.: Дрофа, 2003.
Изучить дополнительную литературу: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ по курсу медицинской экологии «Глобальные экологические проблемы и здоровье человека»
| амоконтроль
| 2.3.
| Быть готовым ответить на следующие вопросы:
1. Перечислить глобальные экологические проблемы
2. Перечислить экологические проблемы в России
3. Перечислить экологические проблемы в регионах
| Самоконтроль
|
3. Требования к форме одежды, оснащению: белый медицинский халат
Цели и задачи (результат занятия)
После практического занятия по теме студент должен:
Код компетенции
| ….обладать следующими компетенциями:
способностью и
готовностью:
| Краткое содержание и структура компетенции.
Характеристика обязательного порогового уровня
сформированности компетенции
у обучаемого по данному занятию (примеры)
| Форма
контроля
обученности
(примеры)
| Общекультурные компетенции (ОК)
| | ОК -1
| Обладать способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Обладать способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности
|
| Входной контроль на последующей дисциплине (следующей теме по этой дисциплине)
| Допороговый уровень:
Иметь представление о экологических проблемах на разных уровнях биосферы
| Пороговый уровень:
| | Знать (Зн.):
| | Зн.25.2. глобальные экологические проблемы
| Устный опрос
| Зн.25.3 экологическую ситуацию в России и в регионе
| Устный опрос
| Уметь (Ум.):
| | Ум.12 оценивать влияние на состояние здоровья детского и взрослого населения факторов образа жизни, окружающей среды
|
| Владеть (Вл.):
| | |
| Профессиональные компетенции (ПК)
| | ПК -21
| Обладать способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача. Обладать
способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья. Обладать способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия..
|
|
|
|
| Пороговый уровень:
| | Знать (Зн.):
| | Зн.25.2. глобальные экологические проблемы;
| Устный опрос
| Зн.25.3 экологическую ситуацию в России и в регионе
| Устный опрос
| Уметь (Ум.):
| | Ум.12 оценивать влияние на состояние здоровья детского и взрослого населения факторов образа жизни, окружающей среды
|
|
| | |
| |
| |
| 5. Хронокарта занятия и аудиторная деятельность студента
Введение
Занятие дает представление о влиянии природных и антропогенных экологических факторов на организм человека. «Знания и умения», полученные на практическом занятии, будут включены и контролироваться на уровне промежуточной аттестации зачет по дисциплине.
Подготовка к занятию
Для подготовки к занятию студенту необходимо:
№ п/п
| Содержание
| Форма контроля
| 2.1.
| Повторить
| Самоконтроль
|
| Основные понятия из курса Общей биологии по теме «Влияние природных и антропогенных факторов на организм человека. Биологические и химические факторы»
| Входной контроль
| 2.2.
| Прочитать учебник: Николайкин Н.И.Экология: Учеб. для вузов / Н.И. Николайкин, Н.Е., Николайкина, О.П. Мелехова. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Дрофа, 2003.
Стожаров А.Н. Медицинская экология: Учебное пособие для студ.мед.вузов / А.Н.Стожаров. Минск: «Высш.шк.», 2007.
| Самоконтроль
| 2.3.
| Изучить дополнительную литературу: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ по курсу медицинской экологии «Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье»
| Самоконтроль
| 2.4.
| Быть готовым ответить на следующие вопросы:
1. Классификация экологических факторов.
2. Природные факторы среды: биологические и химические факторы современной урбанизированной среды.
3. Антропогенные факторы окружающей среды
- Химические антропогенные факторы (промышленные химические факторы, бытовые химические факторы, сельскохозяйственные химические факторы). Влияние на здоровье.
| Самоконтроль
| 3. Требования к форме одежды, оснащению: белый медицинский халат
Введение
Занятие дает представление о влиянии природных и антропогенных экологических факторов на организм человека. «Знания и умения», полученные на практическом занятии, будут включены и контролироваться на уровне промежуточной аттестации зачет по дисциплине.
Подготовка к занятию
Для подготовки к занятию студенту необходимо:
№ п/п
| Содержание
| Форма контроля
| 2.1.
| Повторить
| Самоконтроль
|
| Основные понятия из курса Общей биологии по теме «Влияние природных и антропогенных факторов на организм человека. Физические факторы»
| Входной контроль
| 2.2.
| Прочитать учебник: Николайкин Н.И.Экология: Учеб. для вузов / Н.И. Николайкин, Н.Е., Николайкина, О.П. Мелехова. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Дрофа, 2003.
Стожаров А.Н. Медицинская экология: Учебное пособие для студ.мед.вузов / А.Н.Стожаров. Минск: «Высш.шк.», 2007.
| Самоконтроль
| 2.3.
| Изучить дополнительную литературу: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ по курсу медицинской экологии «Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье»
| Самоконтроль
| 2.4.
| Быть готовым ответить на следующие вопросы:
1. Дать классификацию экологических факторов.
2. Физические антропогенные факторы. Влияние на здоровье.
3. Понятие вибрации и ее влияние на здоровье человека
4. Шум (естественный и антропогенный) и его влияние на здоровье человека
5. Радиционное излучение (естественное и антропогенное) и его воздействие на организм человека
| Самоконтроль
|
3. Требования к форме одежды, оснащению: белый медицинский халат
Введение
Занятие дает представление о влиянии факторов производственной среды на здоровье человека. «Знания и умения», полученные на практическом занятии, будут включены и контролироваться на уровне промежуточной аттестации зачет по дисциплине.
Подготовка к занятию
Для подготовки к занятию студенту необходимо:
№ п/п
| Содержание
| Форма контроля
| 2.1.
| Повторить
| Самоконтроль
|
| Основные понятия из курса Общей биологии по теме «Влияние факторов производственной среды на организм человека»
| Входной контроль
| 2.2.
| Прочитать учебник: Николайкин Н.И.Экология: Учеб. для вузов / Н.И. Николайкин, Н.Е., Николайкина, О.П. Мелехова. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Дрофа, 2003.
Стожаров А.Н. Медицинская экология: Учебное пособие для студ.мед.вузов / А.Н.Стожаров. Минск: «Высш.шк.», 2007.
| Самоконтроль
| 2.3.
| Изучить дополнительную литературу: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ по курсу медицинской экологии «Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье»
| Самоконтроль
| 2.4.
| Быть готовым ответить на следующие вопросы:
1. Перечислить факторы, влияющие на организм человека в процессе его профессиональной деятельности
1. Перечислить заболевания, вызванные химическими соединениями и элементами.
2. Перечислить заболевания, вызванные физическими факторами
3. Перечислить заболевания, вызванные биологическими веществами
| Самоконтроль
| 3. Требования к форме одежды, оснащению: белый медицинский халат
Введение
анятие дает представление об урбоэкологии и ее задачах, об экологических проблемах города. «Знания и умения», полученные на практическом занятии, будут включены и контролироваться на уровне промежуточной аттестации зачет по дисциплине.
Подготовка к занятию
Для подготовки к занятию студенту необходимо:
№ п/п
| Содержание
| Форма контроля
| 2.1.
| Повторить
| Самоконтроль
|
| Основные понятия из курса Общей биологии по теме «Урбанизация и здоровье. Болезни цивилизации»
| Входной контроль
| 2.2.
| Прочитать учебник: Николайкин Н.И.Экология: Учеб. для вузов / Н.И. Николайкин, Н.Е., Николайкина, О.П. Мелехова. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Дрофа, 2003.
Агаджанян Н.А. Экология человека и концепция выживания: Учебное пособие для студ.мед.и фарм.вузов/ Н. А. Агаджанян, А. И. Воложин, Е. В. Евстафьева. -М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. -240 с. УЧЛ - Учебное пособие, УЧЛ - Рекомендовано отраслевым мин-вом
| Самоконтроль
| 2.3.
| Изучить дополнительную литературу: Социально-экологические аспекты образа жизни человека: учебно-методическое пособие / А. Калиниченко, Е. Л. Потеряева, В. А. Борцов [и др.]. - Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2006. - 136 с.
| Самоконтроль
| 2.4.
| Быть готовым ответить на следующие вопросы:
1 Понятие и задачи урбоэкологии
2. Направления урбоэкологии
3. Классификация источников техногенного воздействия
4. Экологические проблемы города: социальная, климатическая, демографическая дефармация
5. Изменение геологической среды городов
6. Автотранспорт и его влияние на экологию города
7. Проблема городских отходов
8. Санитарная охрана окружающей среды городов
9. Охрана растительности городов
10. Экологические требования в планировании и застройке городов
11. Влияние социальных условий и техногенного загрязнения урбанизированной среды на здоровье человека.
. 12. Трансформация водной и воздушной среды в городах.
13. Городские отходы.
| Самоконтроль
|
3. Требования к форме одежды, оснащению: белый медицинский халат
Введение
Занятие дает представление об острозаразных болезнях прошлого и настоящего. «Знания и умения», полученные на практическом занятии, будут включены и контролироваться на уровне промежуточной аттестации зачет по дисциплине.
Подготовка к занятию
Для подготовки к занятию студенту необходимо:
№ п/п
| Содержание
| Форма контроля
| 2.1.
| Повторить
| Самоконтроль
|
| Основные понятия из курса Общей биологии по теме «Эпидемии острозаразных болезней в прошлом и настоящем»
| Входной контроль
| 2.2.
| Прочитать учебник: Николайкин Н.И.Экология: Учеб. для вузов / Н.И. Николайкин, Н.Е., Николайкина, О.П. Мелехова. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Дрофа, 2003.
Стожаров А.Н. Медицинская экология: Учебное пособие для студ.мед.вузов / А.Н.Стожаров. Минск: «Высш.шк.», 2007.
| Самоконтроль
| 2.3.
| Быть готовым ответить на следующие вопросы:
1. Природная очаговость болезней.
2. Эпидемии наиболее опасных инфекционных заболеваний в прошлом.
3. Инфекционные болезни в России сегодня.
4. Влияние эпидемий на жизнь общества.
| Самоконтроль
| 3. Требования к форме одежды, оснащению: белый медицинский халат
Введение
Занятие дает представление о болезнях, возникающих под воздействием различных экологических факторов. «Знания и умения», полученные на практическом занятии, будут включены и контролироваться на уровне промежуточной аттестации зачет по дисциплине.
Подготовка к занятию
Для подготовки к занятию студенту необходимо:
№ п/п
| Содержание
| Форма контроля
| 2.1
| Повторить
| Самоконтроль
|
| Основные понятия из курса Общей биологии по теме «Экологические болезни. Микроэлементозы»
| Входной контроль
| 2.2
| Прочитать учебник: Николайкин Н.И.Экология: Учеб. для вузов / Н.И. Николайкин, Н.Е., Николайкина, О.П. Мелехова. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Дрофа, 2003.
Стожаров А.Н. Медицинская экология: Учебное пособие для студ.мед.вузов / А.Н.Стожаров. Минск: «Высш.шк.», 2007.
| Самоконтроль
| 2.3
| Быть готовым ответить на следующие вопросы:
ü Взаимосвязь между состоянием окружающей среды и болезнями.
ü Методы оценки элементного статуса человека.
ü Природная очаговость болезней. Индикаторная экологическая патология. Экологически зависимая и экологически обусловленная патология.
ü Микроэлементозы. Гипермикроэлементозы. Гипомикроэлементозы.
ü Экологически обусловленные заболевания, связанные с действием природно-обусловленных причин (эндемичные заболевания).
ü Экологически обусловленные заболевания, связанные с деятельностью человека (техногенные).
ü Социальные болезни (ожирение, венерические, СПИД, туберкулез, гепатиты, гельминтозы, алкоголизм, наркомания, и др.) и их влияние на общество.
| Самоконтроль
| 3. Требования к форме одежды, оснащению: белый медицинский халат
Введение
Занятие дает представление о понятии чрезвычайные ситуации и их классификации, о медицине катастроф. «Знания и умения», полученные на практическом занятии, будут включены и контролироваться на уровне промежуточной аттестации зачет по дисциплине.
Подготовка к занятию
Для подготовки к занятию студенту необходимо:
№ п/п
| Содержание
| Форма контроля
| 2.1.
| Повторить
| Самоконтроль
|
| Основные понятия из курса Общей биологии по теме «Экология человека в условиях чрезвычайных ситуаций»
| Входной контроль
| 2.2.
| Прочитать учебник: Николайкин Н.И.Экология: Учеб. для вузов / Н.И. Николайкин, Н.Е., Николайкина, О.П. Мелехова. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Дрофа, 2003.
Стожаров А.Н. Медицинская экология: Учебное пособие для студ.мед.вузов / А.Н.Стожаров. Минск: «Высш.шк.», 2007.
| Самоконтроль
|
|
|
| 2.3.
| Быть готовым ответить на следующие вопросы:
ü Дать общую характеристику чрезвычайных ситуаций.
ü Дать классификацию повреждающих факторов при чрезвычайных ситуациях.
ü Виды катастроф в соответствии с рекомендациями ВОЗ.
ü Природные катастрофы и стихийные бедствия как источник экологической опасности.
ü Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
ü Международное сотрудничество и организационное обеспечение медицины катастроф.
ü Санитарно-гигиеническое обеспечение населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
ü Экологические мероприятия организационного плана.
| Самоконтроль
| 3. Требования к форме одежды, оснащению: белый медицинский халат
Введение
Занятие дает представление об эндоэкологии и эндоэкологической реабилитации. «Знания и умения», полученные на практическом занятии, будут включены и контролироваться на уровне промежуточной аттестации зачет по дисциплине.
2. Подготовка к занятию. Для подготовки к занятию студенту необходимо:
№ п/п
| Содержание
| Форма контроля
| 2.1
| Повторить
| Самоконтроль
|
| Основные понятия из курса Общей биологии по теме «Эндоэкология и эндоэкологическая реабилитация»
| Входной контроль
| 2.2
| Прочитать учебник: Николайкин Н.И.Экология: Учеб. для вузов / Н.И. Николайкин, Н.Е., Николайкина, О.П. Мелехова. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Дрофа, 2003.
Стожаров А.Н. Медицинская экология: Учебное пособие для студ.мед.вузов / А.Н.Стожаров. Минск: «Высш.шк.», 2007.
| Самоконтроль
| 2.3.
| Быть готовым ответить на следующие вопросы:
1. Взаимосвязь между загрязнением окружающей среды и состоянием внутренней среды организма человека.
2. Роль барьерных систем в поддержании чистоты внутренней среды организма.
- барьерно-метаболическая функция печени
- взаимодействие основных барьерных систем организма.
3. Патогенез эндоэкологического отравления организма.
4. Методы профилактики, реабилитации и лечения.
| Самоконтроль
| 3. Требования к форме одежды, оснащению: белый медицинский халат
Введение
Занятие подводит итог по всему курсу Медицинская экология. «Знания и умения», полученные на практическом занятии, будут включены и контролироваться на уровне промежуточной аттестации зачет по дисциплине.
Подготовка к занятию
Для подготовки к занятию студенту необходимо:
№ п/п
| Содержание
| Форма контроля
| 2.1.
| Повторить
| Самоконтроль
|
| Основные понятия из курса Медицинская экология
| Входной контроль
| 2.2.
| Прочитать учебник: Николайкин Н.И.Экология: Учеб. для вузов / Н.И. Николайкин, Н.Е., Николайкина, О.П. Мелехова. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Дрофа, 2003.
Стожаров А.Н. Медицинская экология: Учебное пособие для студ.мед.вузов / А.Н.Стожаров. Минск: «Высш.шк.», 2007.
| Самоконтроль
| 3. Требования к форме одежды, оснащению: белый медицинский халат
КОМПЛЕКТ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
по дисциплине «медицинская экология»
Индекс С3.В.ОД.1
Направление подготовки 32.05.01«Медико-профилактическое дело (ФГОС ВО)»
Квалификация (степень) «Врач по общей гигиене, по эпидемиологии»
Форма обучения очная
Курс 1
Семестр 2
Методические указания являются частью учебно-методического комплекса дисциплины «Медицинская экология» по специальности 32.05.01 «Медико-профилактическое дело (ФГОС ВО)», утвержденного цикловой методической комиссией по гигиене, экологии и медицине катастроф «27» мая 2015 г. протокол № 6.
Методические указания разработали
Фамилия И. О.
| Должность
| Ученая степень, ученое звание
| Кафедра
|
|
|
|
| Корниенко С.А.
| доцент
| к.б.н.
| Гигиены и экологии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры Гигиены и экологии
Протокол № 6(15) от 23.05.2015 г.
Зав.кафедрой ____________ _Н.Г. Никифорова______________
Актуализация
| Протокол заседания кафедры №__ от _____________
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практическое занятие № 1
Тема: «Экологическая ситуация в России и в Новосибирской области»
1. Введение
Занятие дает представление о глобальных экологических проблемах и экологической ситуации в России и в регионе. «Знания и умения», полученные на практическом занятии, будут включены и контролироваться на уровне промежуточной аттестации зачет по дисциплине.
Подготовка к занятию
Для подготовки к занятию студенту необходимо:
№ п/п
| Содержание
| Форма контроля
| 2.1.
| Повторить
| Самоконтроль
|
| Основные понятия из курса Общей биологии по теме «Глобальные экологические проблемы»
| Входной контроль
| 2.2.
| Прочитать учебник: Николайкин Н.И.Экология: Учеб. для вузов / Н.И. Николайкин, Н.Е., Николайкина, О.П. Мелехова. – 32-е изд., перераб. и доп.- М.: Дрофа, 2003.
Изучить дополнительную литературу: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ по курсу медицинской экологии «Глобальные экологические проблемы и здоровье человека»
| амоконтроль
| 2.3.
| Быть готовым ответить на следующие вопросы:
1. Перечислить глобальные экологические проблемы
2. Перечислить экологические проблемы в России
3. Перечислить экологические проблемы в регионах
| Самоконтроль
|
3. Требования к форме одежды, оснащению: белый медицинский халат
|