Основные отношения и показатели воспитанности
| Признаки и уровни, формирующихся качеств
|
1. Отношение к обществу. Патриотизм.
|
1. Отношение к родной природе
| 5 – любит и бережёт природу, побуждает к бережному отношению других,
|
4 – любит и бережёт природу;
|
3 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
|
2 - участвует в деятельности по охране природы нехотя, только под давлением со стороны;
|
1 – природу не ценит и не бережёт, ломает природные объекты
|
2. Гордость за свою страну
| 5 –интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
|
4 – интересуется историческим прошлым, самостоятельно изучает историю;
|
3 - любит слушать рассказы взрослых и одноклассников по истории,
|
2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших,
|
1 – не интересуется историческим прошлым, высказывает негативные оценки.
|
3. Служение своему Отечеству
| 5 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других,
|
4 – находит дела на службу малому Отечеству;
|
3 – участвует в делах на службу малому Отечеству, организованных другими людьми с желанием;
|
2 – участвует в делах на службу малому Отечеству, организованных другими людьми под давлением со стороны;
|
1 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству.
|
4. Забота о своей школе
| 5 – организует дела на пользу школе; классу,
|
4 - участвует в делах класса и привлекает других,
|
3 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса,
|
2 – в делах класса участвует при побуждении,
|
1- в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.
|
2. Отношение к умственному труду. Любознательность.
|
1. Познавательная активность
| 5 - сам много читает, знает, обсуждает с друзьями узнанное;
|
4- сам много читает;
|
3 – читает только в рамках заданного на дом,,
|
2 - читает под присмотром взрослых и учителей,
|
1 – читает недостаточно, на побуждение взрослых не реагирует
|
2. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности
| 5 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
|
4 - стремится хорошо учиться,
|
3 – учится средне, особого интереса к учёбе не проявляет
|
2 – учится при наличии строгого контроля,
|
1 – плохо учится даже при наличии контроля
|
3. Саморазвитие
| 5 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей,
|
4 – есть любимое полезное увлечение,
|
3 – нет постоянного полезного увлечения, временно увлекается, но потом бросает дело,
|
2 – нет полезного увлечения, во внеурочной деятельности участвует при побуждении со стороны учителя,
|
1 – во внеурочной деятельности не участвует.
|
4.Организованность в учении
| 5- работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам,
|
4 – работу на уроке, домашние задания выполняет аккуратно,
|
3 – недостаточно внимательно и аккуратно выполняет уроки и домашние задания, но сам
|
2 – работу на уроке и домашние задания выполняет под контролем,
|
1 – на уроках невнимателен, домашние задания не выполняет
|
3. Отношение к физическому труду. Трудолюбие.
|
1. Инициативность и творчество в труде
| 5 – находит полезные дела в классе, школе, организует товарищей.
|
4 – находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом,
|
3 – участвует в полезных делах, организованных другими
|
2 – участвует в полезных делах по принуждению,
|
1 – не участвует в полезных делах даже по принуждению.
|
2. Самостоятельность в труде
| 5 – хорошо трудится, побуждает к труду товарищей,
|
4 – сам трудится хорошо, но к труду товарищей равнодушен,
|
3 – участвует в трудовых операциях, организованных другими, без особого желания,
|
2 – трудится при наличии контроля,
|
1 – участие в труде не принимает.
|
3. Бережное отношение к результатам труда
| 5 – бережёт личное и общественное имущество, стимулирует к этому других,
|
4- бережёт личное и общественное имущество,
|
3 - сам не ломает, но равнодушен к разрушительным действиям других,
|
2 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу,
|
1 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.
|
4. Осознание значимости труда
| 5 – осознаёт значение труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам,
|
4 – осознаёт значение труда, сам находит работу
|
3 – сам работает хорошо, но к труду других равнодушен,
|
2 – не имеет чёткого представления о значимости труда, нуждается в руководстве
|
1 - не умеет и не любит трудиться.
|
4. Отношение к людям. Доброта и отзывчивость.
|
1. Уважительное отношение к старшим
| 5 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны других,
|
4 – уважает старших,
|
3 – уважает старших, но на неуважительное отношение со стороны других не обращает никакого внимания,
|
2 - к старшим не всегда уважителен, нуждается в руководстве,
|
1 – не уважает старших, допускает грубость.
|
2. Дружелюбное отношение к сверстникам
| 5 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость,
|
4 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам,
|
3 – сам уважение проявляет, но к грубости других равнодушен,
|
2 – проявляет дружелюбие при побуждении со стороны взрослых,
|
1 – груб и эгоистичен.
|
3. Милосердие
| 5 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным, привлекает к этому других,
|
4 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным
|
3 – помогает слабым, беспомощным при организации дела другими людьми,
|
2 – помогает слабым, больным при условии поручения
|
1 – неотзывчив, иногда жесток.
|
4. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми
| 5 - честен, не терпит нечестности со стороны других
|
4 – честен в отношениях,
|
3 – в основном честен, но иногда допускает «обман во благо»
|
2 – не всегда честен,
|
1 – нечестен.
|
5. Отношение к себе. Самодисциплина.
|
1.Развитие доброй воли
| 5 – проявляет добрую волю и старается развивать её, поддерживает проявление доброй воли сверстниками;
|
4 – проявляет добрую волю, стремиться развивать её;
|
3 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях,
|
2 – силой воли не обладает,
|
1 – не стремится к развитию доброй воли;
|
2. Самоуважение. Соблюдение правил культуры поведения
| 5 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других,
|
4- добровольно соблюдает правила культуры поведения,
|
3 – достаточно культурен, но иногда допускает нетактичность
|
2 – нормы правила поведения соблюдает при наличии контроля,
|
1 – нормы и правила поведения не соблюдает.
|
3. Организованность и пунктуальность
| 5 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других,
|
4- своевременно и качественно выполняет свои дела;
|
3 – дела выполняет добросовестно, но не всегда своевременно,
|
2 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле,
|
1 – начатые дела не выполняет.
|
4. требовательность к себе
| 5 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках,
|
4 – требователен к себе,
|
3 – не всегда требователен к себе,
|
2 – мало требователен к себе,
|
1 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.
|
Самооценка — сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности. Она выполняет прежде всего регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности. Это объясняется тем, что в самооценке интегрируется то, чего достиг ребенок, и то, к чему он стремится, то есть проект его будущего.
С самооценкой тесно связано такое личностное образование, как уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке. Одних вполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже остальных. Другие претендуют на оценку выше обычной. Третьи хотят быть лучше всех.
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется главным образом под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная характеристика была общепризнанна.
Для изучения самооценки можно использовать методику А.И. Липкиной «Три оценки».
Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружочком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:
1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?
2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?
3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:
— устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.