Осознанность информационного обмена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осознанность информационного обмена



Функции языка

Категория функции в науке четко не определена. Нет единства в понимании содержания этого понятия и у лингвис-


40____________________________________________________ Тема 2

тов. Отсутствие четкости в содержании понятия «функция» приводит к тому, что лингвисты, говоря о функциях языка, понимают под ними в ряде случаев совершенно разные вещи.

В большинстве работ под функцией языка понимается ос­новное предназначение языка — так выделяется коммуника­тивная функция как его единственная функция. Эту мысль развивают в своих работах отечественные лингвисты-теоретики Н. И. Жинкин, Р. В. Пазухин, Г. В. Колшанский, Б. А. Серебренников и некоторые другие.

Ряд ученых, наряду с коммуникативной, выделяют функ­цию выражения мысли — экспрессивную и считают ее вполне равноправной с коммуникативной функцией языка (А. Чико-бава, А. А. Реформатский, В. 3. Панфилов и др.).

Кроме того, функциями именуются сферы употребления языка (ср.: функция межнационального общения, функция науч­ного или бытового общения, и т. п.), а также виды использования языка в частных ситуациях общения (ср. поэтическая функция, эмотивная функция, функция обращения, указательная функция, директивная функция, магическая функция, аккумулятивная функция, функция воздействия, функция контакта и т. п.).

Понимая функцию как целевое назначение объекта, ис­пользуемого субъектом (субъектами), следует признать, что надо различать:

1) общие функции языка как общественного явления, от­личного от других общественных явлений;

2) свойства языка как системы знаков;

3) частные функции, которые выполняет язык в кон­
кретных ситуациях общения людей.

Функцией языка как общественного явления является коммуникативная — функция передачи информации от субъ­екта к субъекту. Коммуникативная функция присуща языку, с какой бы точки зрения мы его ни рассматривали — как с точки зрения говорящего, так и с точки зрения слушающего. Она реализуется в любой ситуации общения. Это и позволяет счи­тать коммуникативную функцию основной функцией языка как общественного явления.

В дальнейшем мы будем исходить из того, что функция языка как общественного явления — одна: коммуникатив-


Язык как общественное явление 41

ная. Для того, чтобы эту функцию выполнять, язык и сфор­мировался как система знаков, входящих друг с другом в со­четания по определенным правилам, благодаря чему челове­ческая мысль делается материально выражаемой и воспри-- нимаемой.

Коммуникативная функция языка в современных услови­ях реализуется в трех формах:

— узконаправленная коммуникация — непосредственное
общение людей один на один, устный или письменный диалог;

— широконаправленная коммуникация — непосредст­
венное общение одного человека с большой группой людей
(урок, лекция, собрание, митинг):

— массовая коммуникация — общение человека с неви­
димой аудиторией через газету, радио, телевидение.

Выделяемая рядом ученых экспрессивная функция языка (функция выражения мысли) касается лишь деятельности го­ворящего, и уже поэтому она не может быть равноправной с коммуникативной. Это проявление сущности языка, одно из основных свойств языка как системы знаков, выполняющей коммуникативную функцию — способность осуществить вы­ражение мысли, а не отдельная функция языка. Это свойст­во — одна из составляющих сущности языка как средства об­щения. К проявлению свойств языка можно отнести также и такие «функции» как номинативная (называние языком явле­ний объективной и субъективной действительности), аккуму­лятивная (язык является средством накопления в словесной, текстовой форме знаний и опыта человечества), когнитивная (познавательная, через язык люди знакомятся с результатами познания мира другими людьми, предшествующими поколе­ниями; это свойство языка обеспечивает возможность обуче­ния людей в учебных заведениях).

Те же функции, которые проявляются в частных ситуаци­ях речевого общения, детализируют коммуникативную функ­цию и могут рассматриваться как ее частные проявления, ча­стные производные. К. Бюлер писал, что язык — это инстру­мент, и у него есть основная функция, хотя его можно использовать и в других, побочных функциях. Например, ос­новная функция молотка — забивать гвозди, но его можно


42____________________________________________________ Тема 2

просунуть между косяком и дверью, чтобы дверь не закрыва­лась; им можно прижать лист бумаги, чтобы ее не унес ветер; его можно подложить под какой-либо предмет, чтобы тот сто­ял ровнее и т. д. Аналогично, основная функция языка — ком­муникативная, но язык можно использовать и в неосновных функциях, вытекающих из коммуникативной, являющихся конкретизацией коммуникативной функции в определенных коммуникативных условиях.

Такими являются, например, функция эмотивная (вы­ражения чувств и переживаний человека в процессе его ре­чи), директивная (она же побудительная) — выражение воли, желания говорящего; поэтическая (она же эстетическая) — использование языка как средства создания художественных текстов; контактная (она же фатическая) — установление и поддержание контакта с собеседником; в современных СМИ развивается своеобразная фатическая монологическая речь телеведущих, не содержащая информации, но создающая ил­люзию общения; дейктическая (указательная) — указание на что-либо словами типа этот тот, там, тогда, здесь, сейчас и т. п., магическая — использование языка как орудия гада­ния и предсказания судьбы, суггестивная — использование языка как средства влияния на психику другого человека (внушение, гипноз), инструментальная — функция прямого речевого воздействия на человека путем использования пря­мых смыслов слов, символическая — речевое воздействие на человека косвенным смыслом слов и фраз, подтекстом и др.

Французский языковед Эмиль Бенвенист указал боль­шой набор средств для обнаруженной в последние годы так называемой перформативной функции. Эту функцию вы­полняют слова и выражения, произнесение которых одно­временно и есть то словесное действие, которое ими называ­ется: обещаю, желаю счастья, поздравляю с днем рождения, прошу извинения, даю имя Николай, объявляю заседание от­крытым.

Число частных функций языка может быть увеличено. Очевидно, что ситуации общения могут быть бесконечно раз­нообразными по цели, по установке говорящего, по воздейст­вию на собеседника и по другим основаниям.

Речевое общение

Речевая деятельность, протекающая между двумя или не­сколькими людьми, представляет собой общение.

Исследование речевой деятельности предполагает выяс­нение признаков, видов и типов общения, уяснения специфики отдельных видов речевого общения.

При обсуждении проблем общения мы исходим из понятия полноценного общения. Под полноценным общением понимает­ся общение в полном объеме своих функций и признаков.

Функции общения базируются, естественно, на функциях языка, проявляются в процессе двустороннего диалогического обмена информацией и в равной мере затрагивают всех участ­ников этого процесса.

Полноценное общение можно определить через перечис­ление его основных признаков. Оно выступает как осознанный, рационально оформленный, целенаправленный информацион­ный обмен между людьми, сопровождающийся индивидуали­зацией собеседников, установлением эмоционального контак­та между ними и обратной связью.

Рассмотрим эти признаки.

Обмен информацией

Это означает, что в процессе общения информация должна передаваться друг другу всеми участниками общения, то есть должна иметь место взаимность информирования — обе стороны передают и получают информацию. Телевизор, газета, сигнал СОС, светофор, телефонный автоответчик, компьютер передают нам информацию, но мы с ними не об­щаемся. Нельзя считать естественным, полноценным обще­нием и такие ситуации: один «выговаривается», а другой вы­ступает только как слушатель; один кричит на другого, а тот молчит; люди находятся вместе, но не разговаривают друг с другом («он молчал, а я слушала»). Общение обязательно процесс двусторонний.


_44____________________________________________________ Тема 2

Обратная связь

Собеседник должен иметь обратную связь при общении. Если я говорю и не знаю, слышит ли меня мой собеседник, воспринимает ли он то, что я ему сообщаю (а обратная связь показывает именно наличие этого), то между нами и не осуще­ствляется общение. Говорящий следит за реакцией собеседни-


46______________________________________________ ______ Тема 2

ка, и если тот смотрит на говорящего, кивает, поддакивает, со­глашается, или, наоборот, высказывает несогласие, говорящий корректирует свое сообщение. Если обратной связи нет, то во­прос об эффективности общения под вопросом. С этой точки зрения общение через телеэкран, газету, книгу — неполноцен­ное общение, так как обратная связь там бывает случайной и неполной.

Функции общения

Функции общения в современном обществе разнообраз­ны. Можно выделить следующие функции (Б. Д. Парыгин):

социальные — связанные с потребностями общества в целом;

социальнопсихологические (связанные с общественны­ми потребностями личности);

индивидуально-психологические (связанные с индивиду­альными потребностями личности).


Формы существования языка

Язык как таковой, «язык вообще» существует только как некоторая абстракция в сознании носителей языка. В обществе язык выступает в виде различных реализаций, которые приня­то называть формами существования языка. Национальный


Язык как общественное явление 71

язык при этом предстает как единство всех форм своей реали­зации.

Формы существования языка, отличаясь друг от друга, со­храняют при этом все основные признаки и функции языка как общественного явления.

Основными формами существования языка выступают:

— устная и письменная формы;

— литературный язык;

 

— территориально ограниченые формы существования
языка;

— социально ограниченные формы существования языка.

Национальный язык — эта сложная разноаспектная сис­тема систем, обеспечивающая коммуникацию во всех сферах жизни данного общества.

Основной формой существования языка выступает устная, письменная вторична по отношению к ней и занимает подчи­ненное положение. Письменность есть лишь примерно у 300 языков, в то время как в мире насчитывают от 3 до 7-8 и даже 10 тысяч языков. Письменность возникает гораздо позже устного языка. Если устному языку в его современной форме не менее 50 тыс. лет, то самая старая известная письмен­ность — шумерское клинописное письмо — насчитывает всего 6 тысяч лет. Устной речью овладевает все население, письмен­ной — только часть общества, которая проходит обучение. Возможности устной речи несравненно шире по выразитель­ности и возможности передачи информации, чем письмен­ной — Б. Шоу справедливо заметил, что «есть 50 способов сказать да и нет, и только один способ это написать».

Литературный язык — важнейшая составляющая любого цивилизованного общества. Развитый литературный язык обычно возникает в обществе в период его культурного и эко­номического подъема, обычно в столице государства, и созда­ется силами выдающихся писателей, публицистов, обществен­ных деятелей, речь которых принимается обществом за обра­зец. Основоположником русского литературного языка является А. С. Пушкин.

Территориально ограниченные формы существования языка — это прежде всего территориальные диалекты. Терри-


72____________________________________________________ Тема 2

ториальный диалект — это вариант национального языка, ис­пользуемый частью этнического коллектива. Основная сфера функционирования территориальных диалектов — обиходно-бытовое общение, на основе диалектов возникает народно­поэтическое творчество. В связи с ростом образованности лю­дей, миграцией населения сфера использования диалектов в развитых странах сокращается, носители языка постепенно пе­реходят на литературный язык. Наиболее устойчивыми оказы­ваются фонетические особенности диалектной речи.

К территориально ограниченным формам существования языка относится также ареальный язык — национальный язык, используемый за пределами своей исконной территории (анг­лийский язык в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии; немецкий язык в Австрии и Швейцарии, французский язык в Канаде, Бельгии, языки метрополий в бывших колониях). Аре­альный язык, сохраняя основные черты языка-источника, при­обретает определенные региональные черты, затрагивающие все участки языковой системы (прежде всего — лексику). Тер­риториально ограниченные формы существования языка про­тивостоят литературному языку.

Социально ограниченные формы существования языка также противостоят литературному языку. К ним относятся, прежде всего, социальные диалекты и социальные жаргоны.

Социальный диалект — особенности речи определенных социальных групп.

К социальным диалектам могут быть отнесены:

Профессиональные диалекты — особенности речи пред­ставителей определенных профессий. Профессиональные диа­лекты возникают из необходимости назвать предметы труда и операции с ними. В основном они состоят из специальных тер­минов. К примеру, птицеводы используют такие единицы: пуль-канье, клыканье, дробь, раскат, теньканье, лешева дудка, ку­кушкин перелет, гусачок, юлиная стукотня, почин, оттолочка и др. Все это — обозначения различных колен в пении соловья.

Гендерлекты — особенности речи мужчин и женщин в пределах одного национального языка.

Речь мужчин и женщин в последнее время стала предме­том пристального внимания. Возникло даже особое направле-


Язык как общественное явление___________________________________ 73_

ние в лингвистике — тендерная лингвистика (от англ. gender -пол), изучающее тендерную дифференциацию языка и речи.

В языках некоторых народов, стоящих на невысокой сту­пени общественного развития или ведущих сугубо традицион­ный образ жизни, есть мужской и женский варианты языка. Так, на Алтае у алтайских тюрков наблюдаются различия в на­именовании одних и тех же предметов мужчинами и женщи­нами: волка мужчины назовут поро, а женщины улучы, ребенка мужчины назовут бала, женщины — уран, курицу мужчины назовут куш, женщины учар, зуб мужчина назовет тиш, жен­щина азу, лошадь мужчина назовет am, женщина унаа и т. д. Отмечается, что женщины используют более древние формы, мужчины — более современные. Подобная дифференциация словаря на мужской и женский отмечена у многих народов мира.

Социальный жаргон — это совокупность сниженных, экс­прессивных (то есть отличающихся яркостью; выразительно­стью, необычностью) языковых единиц, характерных для уст­ной непринужденной речи определенной социальной группы.

К социальным жаргонам относятся:

Профессиональные жаргоны — совокупность профессио­нальных слов, обладающих сниженностью и экспрессивно­стью и используемых представителями определенной профес­сиональной группы. Так, профессиональный жаргон радиоме-'хаников включает такие единицы как кондёр (конденсатор), релюха (реле), транс (трансформатор), сопля (плохо припаян­ный контакт), напруга (напряжение) и др.

Свой профессиональный жаргон есть у спортсменов, шо­феров, моряков, летчиков, таксистов, врачей и т. д.

Подчеркнем, что профессиональный диалект обычно ис­пользуется в реальном общении нераздельно с профессиональ­ным жаргоном, часто их трудно разграничить, да и сами пользо­ватели обычно не разграничивают литературные профессиональ­ные лексические единицы и профессиональные жаргонизмы.

Уголовный жаргон. Данный жаргон достаточно хорошо изучен, только в России в последние годы выпущено более де­сятка словарей уголовного жаргона. Его еще называют воров­ским жаргоном, уголовным жаргоном, воровским арго.


74 Тема 2

Примерами уголовных жаргонизмов являются такие как мочить, мокрушник, медвежатник (от медведь — сейф), щи­пач, ширмач (карманный вор), рыжье (золото), откинуться (освободиться из мест заключения), свинтить (задержать, аре­стовать) и др.

Жаргон беспризорников существовал в России в 20-е го­ды, он просуществовал до начала 30-х г. г.

Детский жаргон создается обычно самими детьми для секретности и общения друг с другом. В детских жаргонах разных стран действуют схожие принципы их создания — ча­ще всего в речь после каждого слога вставляется какой-либо согласный звук вместе с соответствующим гласным. К приме­ру, так называемый к-язык (был и с-язык): вместо прибежали в избу дети говорят прикибекежакалики в икизбуку декитики. Эти языки имеют преимущественно игровой характер.

Молодежный жаргон — жаргон молодой части общества, примерно 14-25 лет. Молодые люди становятся носителями молодежного жаргона, оказываясь в молодежной среде, и по­степенно утрачивают молодежный жаргон с выходом из моло­дежного возраста.

Приведем примеры современных молодежных жаргониз­мов: косить от чего-либо, косить под кого-либо, запасть на кого-либо/что-либо, музон, отвязанный / отвязный, облом, по­пасть (на что-то), тормоз, перетереть, приколоться, при­кольно, башню сносит, клёво, факи (ругательства), почтовый и др.

Особенность социальных жаргонов — их слабая систем­ность, небольшой объем, быстрая обновляемость (лексический состав молодежного жаргона обновляется со скоростью при­мерно 1 % в год), большая доля в социальных жаргонах сугубо местных, узко распространенных единиц.

Наиболее разветвлен и устойчив среди социальных жар­гонов уголовный жаргон, поскольку он носит черты не только социального жаргона, но и профессионального диалекта.

Групповые (корпоративные) жаргоны — особенности экс­прессивной сниженной речи временных объединений (групп) людей. Типичными корпоративными жаргонами являются сол­датский и студенческий жаргоны. Служба в армии и обучение


Язык как общественное явление 75

в вузе — не профессия, не постоянная работа, а временное со­стояние человека, но в период службы и учебы молодые люди становятся носителями соответствующего жаргона, который впоследствии уходит из их словоупотребления.

Известными солдатскими жаргонизмами являются такие единицы как дембиль (увольнение в запас), самоволка (само­вольная отлучка из части), гражданка (все гражданское, не во­енное), губа (гауптвахта), многочисленные наименования сол­дат по сроку службы {сапабон, дух, зеленый, черпак, помидор, дед, старик, дембиль) и др.

Студенческими жаргонизмами считаются такие единицы как заход (попытка сдать экзамен или зачет), шпора, бомба (шпаргалка с написанным заранее текстом ответа), идти на шпорах, увести (взять и не отдать), фак (факультет), общага, общак (общежитие), степа, степуха (стипендия), военка, ав­томат (зачет, экзамен) и др.

К социально ограниченным формам существования языка относят также так называемые кастовые языки — то есть язы­ки, используемые в определенном обществе в качестве демон­страции принадлежности использующих их лиц к определен­ному привилегированному социальному слою, образованной или управленческой элите.

Так, в Англии XI—XIII веков кастовым языком норманн­ских завоевателей был французский, в Дании XVII-XVIII веков государственным языком был немецкий. В Древ­ней Индии литературный язык санскрит использовался выс­шими слоями общества, в то время как основная масса населе­ния говорила на пракритах — диалектах. В России XIX века кастовым языком знати был французский, да и русский лите­ратурный язык во многом выступал как кастовый язык образо­ванного общества, в то время как остальная часть населения говорила на диалектах.

Еще одна разновидность социально ограниченной формы языка — так называемые культовые языки. Культовым назы­вается язык, используемый в религиозных целях. Во многих странах мира культовые языки не совпадают с используемыми основной массой населения. В России культовым языком явля­ется церковнославянский, в Армении — древнеармянский


76____________________________________________________ Тема 2

язык Грабар, в Индии — санскрит. Использование в отправле­нии религиозного культа необщеизвестного языка создает в богослужении атмосферу тайны, богоизбранности, усиливает производимое богослужением впечатление.

Функции языка

Категория функции в науке четко не определена. Нет единства в понимании содержания этого понятия и у лингвис-


40____________________________________________________ Тема 2

тов. Отсутствие четкости в содержании понятия «функция» приводит к тому, что лингвисты, говоря о функциях языка, понимают под ними в ряде случаев совершенно разные вещи.

В большинстве работ под функцией языка понимается ос­новное предназначение языка — так выделяется коммуника­тивная функция как его единственная функция. Эту мысль развивают в своих работах отечественные лингвисты-теоретики Н. И. Жинкин, Р. В. Пазухин, Г. В. Колшанский, Б. А. Серебренников и некоторые другие.

Ряд ученых, наряду с коммуникативной, выделяют функ­цию выражения мысли — экспрессивную и считают ее вполне равноправной с коммуникативной функцией языка (А. Чико-бава, А. А. Реформатский, В. 3. Панфилов и др.).

Кроме того, функциями именуются сферы употребления языка (ср.: функция межнационального общения, функция науч­ного или бытового общения, и т. п.), а также виды использования языка в частных ситуациях общения (ср. поэтическая функция, эмотивная функция, функция обращения, указательная функция, директивная функция, магическая функция, аккумулятивная функция, функция воздействия, функция контакта и т. п.).

Понимая функцию как целевое назначение объекта, ис­пользуемого субъектом (субъектами), следует признать, что надо различать:

1) общие функции языка как общественного явления, от­личного от других общественных явлений;

2) свойства языка как системы знаков;

3) частные функции, которые выполняет язык в кон­
кретных ситуациях общения людей.

Функцией языка как общественного явления является коммуникативная — функция передачи информации от субъ­екта к субъекту. Коммуникативная функция присуща языку, с какой бы точки зрения мы его ни рассматривали — как с точки зрения говорящего, так и с точки зрения слушающего. Она реализуется в любой ситуации общения. Это и позволяет счи­тать коммуникативную функцию основной функцией языка как общественного явления.

В дальнейшем мы будем исходить из того, что функция языка как общественного явления — одна: коммуникатив-


Язык как общественное явление 41

ная. Для того, чтобы эту функцию выполнять, язык и сфор­мировался как система знаков, входящих друг с другом в со­четания по определенным правилам, благодаря чему челове­ческая мысль делается материально выражаемой и воспри-- нимаемой.

Коммуникативная функция языка в современных услови­ях реализуется в трех формах:

— узконаправленная коммуникация — непосредственное
общение людей один на один, устный или письменный диалог;

— широконаправленная коммуникация — непосредст­
венное общение одного человека с большой группой людей
(урок, лекция, собрание, митинг):

— массовая коммуникация — общение человека с неви­
димой аудиторией через газету, радио, телевидение.

Выделяемая рядом ученых экспрессивная функция языка (функция выражения мысли) касается лишь деятельности го­ворящего, и уже поэтому она не может быть равноправной с коммуникативной. Это проявление сущности языка, одно из основных свойств языка как системы знаков, выполняющей коммуникативную функцию — способность осуществить вы­ражение мысли, а не отдельная функция языка. Это свойст­во — одна из составляющих сущности языка как средства об­щения. К проявлению свойств языка можно отнести также и такие «функции» как номинативная (называние языком явле­ний объективной и субъективной действительности), аккуму­лятивная (язык является средством накопления в словесной, текстовой форме знаний и опыта человечества), когнитивная (познавательная, через язык люди знакомятся с результатами познания мира другими людьми, предшествующими поколе­ниями; это свойство языка обеспечивает возможность обуче­ния людей в учебных заведениях).

Те же функции, которые проявляются в частных ситуаци­ях речевого общения, детализируют коммуникативную функ­цию и могут рассматриваться как ее частные проявления, ча­стные производные. К. Бюлер писал, что язык — это инстру­мент, и у него есть основная функция, хотя его можно использовать и в других, побочных функциях. Например, ос­новная функция молотка — забивать гвозди, но его можно


42____________________________________________________ Тема 2

просунуть между косяком и дверью, чтобы дверь не закрыва­лась; им можно прижать лист бумаги, чтобы ее не унес ветер; его можно подложить под какой-либо предмет, чтобы тот сто­ял ровнее и т. д. Аналогично, основная функция языка — ком­муникативная, но язык можно использовать и в неосновных функциях, вытекающих из коммуникативной, являющихся конкретизацией коммуникативной функции в определенных коммуникативных условиях.

Такими являются, например, функция эмотивная (вы­ражения чувств и переживаний человека в процессе его ре­чи), директивная (она же побудительная) — выражение воли, желания говорящего; поэтическая (она же эстетическая) — использование языка как средства создания художественных текстов; контактная (она же фатическая) — установление и поддержание контакта с собеседником; в современных СМИ развивается своеобразная фатическая монологическая речь телеведущих, не содержащая информации, но создающая ил­люзию общения; дейктическая (указательная) — указание на что-либо словами типа этот тот, там, тогда, здесь, сейчас и т. п., магическая — использование языка как орудия гада­ния и предсказания судьбы, суггестивная — использование языка как средства влияния на психику другого человека (внушение, гипноз), инструментальная — функция прямого речевого воздействия на человека путем использования пря­мых смыслов слов, символическая — речевое воздействие на человека косвенным смыслом слов и фраз, подтекстом и др.

Французский языковед Эмиль Бенвенист указал боль­шой набор средств для обнаруженной в последние годы так называемой перформативной функции. Эту функцию вы­полняют слова и выражения, произнесение которых одно­временно и есть то словесное действие, которое ими называ­ется: обещаю, желаю счастья, поздравляю с днем рождения, прошу извинения, даю имя Николай, объявляю заседание от­крытым.

Число частных функций языка может быть увеличено. Очевидно, что ситуации общения могут быть бесконечно раз­нообразными по цели, по установке говорящего, по воздейст­вию на собеседника и по другим основаниям.

Речевое общение

Речевая деятельность, протекающая между двумя или не­сколькими людьми, представляет собой общение.

Исследование речевой деятельности предполагает выяс­нение признаков, видов и типов общения, уяснения специфики отдельных видов речевого общения.

При обсуждении проблем общения мы исходим из понятия полноценного общения. Под полноценным общением понимает­ся общение в полном объеме своих функций и признаков.

Функции общения базируются, естественно, на функциях языка, проявляются в процессе двустороннего диалогического обмена информацией и в равной мере затрагивают всех участ­ников этого процесса.

Полноценное общение можно определить через перечис­ление его основных признаков. Оно выступает как осознанный, рационально оформленный, целенаправленный информацион­ный обмен между людьми, сопровождающийся индивидуали­зацией собеседников, установлением эмоционального контак­та между ними и обратной связью.

Рассмотрим эти признаки.

Обмен информацией

Это означает, что в процессе общения информация должна передаваться друг другу всеми участниками общения, то есть должна иметь место взаимность информирования — обе стороны передают и получают информацию. Телевизор, газета, сигнал СОС, светофор, телефонный автоответчик, компьютер передают нам информацию, но мы с ними не об­щаемся. Нельзя считать естественным, полноценным обще­нием и такие ситуации: один «выговаривается», а другой вы­ступает только как слушатель; один кричит на другого, а тот молчит; люди находятся вместе, но не разговаривают друг с другом («он молчал, а я слушала»). Общение обязательно процесс двусторонний.


_44____________________________________________________ Тема 2

Осознанность информационного обмена

Информационный обмен должен осуществляться собесед­никами осознанно. Передача информации должна входить в намерение обоих собеседников.

Если мой собеседник догадался о чем-либо, касающемся меня, хотя я совсем не намеревался ему об этом сообщать — это тоже не результат обмена информацией. Это результат интер­претации слов собеседника, результат догадки или интуиции (ср. диалог из фильма «Ирония судьбы»: — Вы замужем?Какое это имеет значение?Значит, не замужем!).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.60 (0.068 с.)