Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношение к бедности и богатствуСодержание книги Поиск на нашем сайте
Вопрос об отношении к накоплению материальных ценностей, богатства является одним из основных, встающих перед каждым человеком в его текущем земном воплощении. Причем вопрос этот в том или ином виде возникает в нашей жизни практически ежедневно. Хорошо или плохо стремиться копить богатство? Какие пути для этого допустимы, а какие нет? Порок ли бедность? Порок ли богатство? Особенно остры вопросы эти для нашей страны. Именно они, по сути, определяли всю нашу жизнь в последние десятилетия. В советское время господствовало (правда, не в правящих кругах) убеждение, что бедность — это хорошо, богатство — это плохо. Поэтому все законы, все государственное устройство были направлены на то, чтобы не дать людям зарабатывать деньги. Накопить богатство можно было, только нарушая закон. Сейчас, в постсоветский период, когда государственный контроль существенно ослаб, все больше людей склоняются к прямо противоположной точке зрения: богатство — хорошо, бедность — плохо, и значит, хороши любые пути для обогащения. Этому способствует и пассивность служб правопорядка. То есть маятник качнулся в другую сторону. Решение вопроса об отношении к бедности и богатству осложняется еще и тем, что во многих учениях он или обходится, или не решается достаточно очевидно, или, наоборот, решается слишком примитивно (обычно материальное обогащение противопоставляют духовности). Зороастрийский подход и здесь основывается на учении о добре и зле, а также на принципе золотой середины. Богатство, как и любое явление жизни, не является изначально хорошим или плохим. Таковым его может сделать только человек, имеющий свободу выбора. Мы живем в земном воплощенном мире, и дробить этот мир, расчленять его на составные части, противопоставляя при этом одну другой, — это значит вносить дисгармонию в мир, увеличивать количество зла в нем. Любое дело нашей жизни мы должны оценивать на соответствие космическим за-. конам. К любому поступку мы должны подходить как к священному обряду, не осквернять его нарушением принципов мироустройства. Поэтому нельзя призывать думать только о духовных плодах и одновременно считать все материальное грязью, недостойной внимания. Наш земной мир — составной элемент целостного мира, и если вы признаете ценность приобретения духовных сокровищ, познания мира, развития ваших способностей, то вы не должны отвергать и материальные проблемы. Не случайно в символике домов гороскопа проблемы накопления богатства относятся ко второму дому, но к нему же относятся и вопросы накопления всех других ценностей: знаний, энергетики, вещей, воспоминаний, опыта и т.д. То есть это то, что составляет источник силы человека, то, без чего человек ощущает себя бессильным, лишенным фундамента. Тот, кто ничего не накопил в этой жизни (причем во всех областях), не может считаться выполнившим свою земную программу. Сокровища надо собирать на всех уровнях: как в верхнем мире, духовном, так и в нижнем мире, воплощенном. Итак, богатство не отвергается, но не любое богатство, а только накопленное праведным путем (такое богатство считается священным). И прежде всего его накопление не должно становиться для человека самоцелью, нельзя быть рабом богатства, копить его ради него самого. Человек должен помнить, что все, накопленное им, ему на самом деле не принадлежит. Об этом в Авесте сказано так: "Ты не должен слишком обустраиваться в этом мире. Ибо мирское устройство человека оборачивается его духовным разрушением. Не прельщайся обретением многих сокровищ и богатства, ибо в конце тебе придется оставить все". Общее правило для всех знаков Зодиака и домов гороскопа: если человек чрезмерно много внимания уделяет проблемам одного знака (дома), то на него начинают сильно действовать проблемы противоположного знака (дома). В нашем случае второму дому противостоит восьмой дом, следовательно, при зацикливании на проблемах накопления богатства в жизнь вторгаются проблемы разрушения, смерти, духовной гибели, экстремальных ситуаций. Причем зацикливание здесь может быть как в том, так и в другом направлении: отождествление богатства с добром и отождествление его со злом. Размер своего состояния, по зороастрийским законам, каждый человек должен в течение жизни увеличить не менее чем в 16 раз. При этом состояния должно хватать самому человеку и его детям. Если есть излишки, их надо раздать, иначе они станут источником обольщения. Человек возгордится, будет считать себя "пупом земли" и в конце концов станет служителем зла. Не случайно именно второй дом гороскопа часто становится для человека дорогой в ад, нижними вратами (Porto Inferno). В зороастрийских общинах никогда не было нищих. Члены крупнейшей общины последователей зороастризма в Индии — парсы — являются самыми богатыми в стране. Умение зарабатывать всегда считалось священным, но если появились излишки — найди нищего и помоги ему. Пока хоть один человек из твоих сородичей будет страдать, ты не имеешь права пользоваться богатством, так как главная цель накопления богатства — внесение гармонии в этот мир. Если ты работаешь только для себя, становишься рабом богатства, то все, что ты имеешь, обращается в пыль. С другой стороны, не поощрялось нищенство. Если не умеешь ценить накопленное, заработанное, то есть материальные блага, значит, так же можешь относиться и к благам духовным, не ценить их, так как все в этом мире взаимосвязано. Резко порицается паразитизм, жизнь за чужой счет. В Авесте про таких людей сказано: "Тот, кто ест что-либо не от своих постоянных трудов, но от усердия других, подобен человеку, который держит в своей руке человеческую голову и выедает из нее мозги". Точно так же осуждаются и другие формы присвоения чужого имущества: кража, грабеж и т.д. Еще цитата: "Не вымогай от богатства других, чтобы твое ежедневное трудолюбие не перешло в небрежение". То есть человек должен зарабатывать сам, а не выпрашивать себе подачек, как это часто случается сейчас у нас. В то же время каждый труд должен быть оплачен, бесплатный труд не поощряется. Деньги вообще рассматриваются как эквивалент труда, разновидность энергии, и если человек затратил физическую или умственную энергию, выполняя работу, он должен получить за нее компенсацию — деньги. С другой стороны, нельзя платить деньги ни за что, за невыполненную работу. Нарушение этих принципов ведет к паразитизму или со стороны работодателя, или со стороны работника. Какое же богатство может считаться благим? То, которое нажито благими путями. Зороастрийцы выделяют четыре правила приумножения богатства, следовать которым должен каждый человек, зарабатывающий деньги. Первое правило: думай о благе партнера больше, чем о своем собственном. У нас сейчас оно практически не выполняется. Распространено наплевательское отношение к интересам своих клиентов, партнеров по бизнесу, поставщиков, покупателей и т.д. В странах Запада, в Японии бизнесмены обычно следуют этому правилу и с теми, кто его не соблюдает, в дальнейшем просто не хотят иметь дело. Однако в отношениях с партнерами из развивающихся и бедных стран даже они предпочитают не заботиться о выполнении этого правила. Второе правило: святость договора, как устного, так и письменного. Если дал слово, ты обязан его сдержать. "Договор дороже денег". У нас сейчас это соблюдается крайне редко. У многих новых бизнесменов в ходу больше другая пословица: "Не обманешь — не продашь". Считается особым шиком удачно обмануть партнера, нарушив заключенный договор. Западные же бизнесмены включают правило соблюдения договора в свой кодекс чести. Нарушающие договоры лишаются доверия других бизнесменов. То, что на Западе пользуются этими первыми двумя правилами, позволило достигнуть там в ряде случаев очень неплохих результатов. Однако для того, чтобы богатство считалось благим и бизнесмен считался идущим правильным путем, нужно выполнять и два других правила. Третье правило: богатство можно наживать любым путем, но нельзя нарушать целостности мира, нельзя осквернять благих творений. В частности, запрещается наживаться на убийстве человека, растений, животных, на разрушении природы, осквернении огня, земли, воздуха и воды. Нельзя строить свое благосостояние на строительстве различных вредных производств, на загрязнении воды и воздуха, на засорении земли, на убийстве, на войне, на оружии — это будет богатство от дьявола. И не может здесь быть никаких оправданий: мы, мол, только это и умеем, у нас для этого много заводов, люди останутся без работы, только так мы можем быстро разбогатеть и т.д. Именно в этом случае можно однозначно сказать, что богатство (такое богатство) — зло, и никому счастья оно не принесет. Негативные последствия таких "легких" денег на первый взгляд не очевидны, но уже сейчас многим становится ясно, что они обрушиваются на нас же, причем совершенно неожиданно. Предприятия, выпускающие нужнейшую государству продукцию, начинают уничтожать живущих рядом с ними людей. Сверхприбыльные ликеро-водочные заводы и табачные фабрики подрывают своей продукцией здоровье народа и способствуют его деградации. Оружие, произведенное вроде для нашей безопасности, оборачивается против нас же самих, попадая в руки преступников и врагов, бывших раньше друзьями. Неправедные, корыстные войны не только уносят жизни солдат, но и наносят непоправимый ущерб душам оставшихся в живых. Однако соблазн слишком велик, и политики, от которых ждут мер по росту благосостояния, часто идут по этому пути. Нельзя наживаться на продаже растений (плодов, зерна, леса и т.д.), а также скота. Вообще-то такая продажа разрешается, но только нельзя наживать на этом капитал. Можно получать на этом столько денег, сколько тебе нужно на жизнь, избытки ты должен отдавать нищим. В принципе убийство растений не считается неправедным делом, но нельзя варварски истреблять посевы, губить зерно в зернохранилищах, уничтожать плоды, применять химию, то есть убивать растения можно только для нужд человека. Убийство животных разрешается только при крайней необходимости, например, когда больше нечего есть. На охоте запрещается убивать детенышей, убивать животных ради удовольствия, азарта. Производства всегда считались благими, но только если они не вредили природе, не несли ей гибель. Особенно благим делом считали изготовление лекарственных препаратов. Не считалось благим ростовщичество. Практически вся современная промышленная цивилизация (как у нас, так и за рубежом) создавалась с нарушением этого третьего правила, хотя раньше на Руси его довольно часто соблюдали. Отсюда можно сделать вывод, что очень многие современные состояния, накопленные с причинением огромного вреда природе, не являются благими. Если бы человечество следовало данному правилу, мы не имели бы сейчас такого глубочайшего кризиса окружающей среды, грозящего уничтожением всего живого. И, наконец, четвертое правило: руководствуйся космическими законами, советуйся со звездами, все делай в соответствии с космическими ритмами. Здесь большую помощь должна оказывать астрология. Подбор партнеров, выбор времени начала нового дела, времени заключения сделок, выбор сферы деятельности, наилучшей для конкретного человека или коллектива, — все это должно производиться на основе астрологических рекомендаций. Только состояние, накопленное с соблюдением всех четырех правил, может считаться благим. В противном случае оно считается неправедным, тянущим человека в ад. Считалось, что чем иметь такое богатство, лучше быть бедным. Хотя эти правила сформулированы для накопления богатства, их можно и нужно применять и ко всей остальной жизни. Как уже упоминалось, особенностью зороастризма является положение о том, что помощь служителю зла равносильна пассивному участию в его злодеяниях. Отсюда, в частности, следует, что если у вас просят в долг и вы знаете, что эти деньги пойдут на черное дело, вы не должны давать ни в коем случае. Более того, если у вас есть хоть малейшие сомнения в намерениях просящего — лучше не давать. Естественно, мы можем ошибиться, не дать тому, кто действительно нуждается, кто употребит деньги на доброе дело, но этот грех всегда значительно менее тяжкий, чем помощь злу. Нельзя и поддаваться жалости, жалеть зло, так как оно всегда окажется волком в овечьей шкуре. Точно так же не следует брать денег у служителей зла за оказываемые им услуги, нельзя способствовать распространению лжеучений, "произведений", увеличивающих количество зла в нашем мире, информации о фирмах, занимающихся неправедным бизнесом. И никакие оправдания, что мы, мол, на эти деньги будем распространять разумное, доброе, вечное, не снимут греха с тех, кто способствует усилению зла, смешивает добрые и злые дела. Всегда надо помнить, что мы здесь затем, чтобы делать свой выбор. Особо следует остановиться на отношении к богатству христианского учения. Часто можно слышать от христианских проповедников, различных толкователей Библии, что Иисус однозначно осуждает богатых. Действительно, некоторые высказывания, приведенные в Евангелиях, на первый взгляд можно трактовать таким образом. Однако если внимательно почитать те же Евангелия, то нетрудно понять, что осуждается только неправедное богатство, то есть нажитое нечестным путем: "Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое" (Матф. 12,35). Об этом же говорит тот факт, что в своих притчах Иисус неоднократно сравнивает Бога-Отца с богатым и справедливым хозяином, имеющим множество работников. Например, в известной притче о талантах хозяин, раздавший богатство работникам, поощряет тех из них, которые это богатство приумножили, а не зарыли свои таланты в землю. Сам выбор положительного примера говорит о многом. И, конечно же, осуждается в Евангелиях накопление состояния как главная цель в жизни, как самоцель, затмевающая все остальные стороны жизни. В заключение данной главы хотелось бы остановиться вот на каком вопросе. В настоящее время в развитых странах (прежде всего в США) широко распространено стремление к успеху, под которым большей частью понимается успех именно материальный. При этом доход человека, его состояние зачастую рассматриваются как надежнейший показатель ценности человека. Тех же, кто не может разбогатеть, несмотря на все свои старания, объявляют неудачниками, и их все сторонятся. Это представление проникает и в нашу страну: все чаще можно слышать, что сейчас не может заработать только ленивый, что надо искать дополнительную работу, лучше работать на своем месте и т.д. Однако уровень доходов очень многих людей зависит отнюдь не только от них самих, но и от организации общества. В первую очередь это относится к интеллигенции (врачам, учителям, работникам искусства и т.д.). Немаловажен здесь и уровень духовного развития общества. С другой стороны, существуют виды деятельности, приносящие огромные доходы, но вносящие в мир зло, разрушение (крайний пример — преступность). Поэтому абсолютизировать материальный успех, преклоняться перед теми, кто получил больше денег, конечно же, не стоит. Тем более нелепым выглядит стремление выяснить мнение таких людей по самым разным вопросам и донести это мнение до всех. В нашем мире, сильно пораженном злом, далеко не всякое богатство — от Бога, не всякое богатство обогащает (в истинном смысле этого слова) его обладателя. И, наконец, еще несколько цитат из Авесты. "Что является благом — бедность или богатство? Честная бедность лучше богатства, которое приходит от сокровищ других. Что касается того, кто богат, кто является человеком большого состояния, то если его богатство добыто нечестным путем, тогда, даже если он беспокоится о долге, о добрых делах и благочестивых дарах, его доброе дело не является делом его рук, ибо это доброе дело того,, у кого отнято богатство". Об этом не мешает помнить многим нынешним нечестным бизнесменам, которые пытаются успокоить свою совесть, жертвуя деньги на восстановление храмов, на помощь бедным, на развитие культуры, другие благотворительные цели. Это не их заслуга. И последняя цитата: "Кто беднее из богатых, и кто богаче из бедных? Из богатых беднее тот, кто недоволен тем, что ему принадлежит, и страдает беспокойством от того, что состояние других возрастает. А из бедных богаче тот, кто доволен тем, что ему дано, и не тревожится о том, чьи доходы растут". Глава 10 Календарь, праздники, посты Как уже отмечалось, вопросам, связанным с временем, одним из проявлений Зервана, в зороастризме уделяется огромное внимание. При этом учитывается очень много циклов, каждый из которых определяет особенности эволюции того или иного проявления мира. В пределах каждого цикла выделяется множество фаз, малых циклов, частей, учет которых позволяет выявить глубинные нюансы вызванного им явления, а также скрытые причинно-следственные взаимосвязи. Так, для циклов, связанных с движением планет, учитывают не только особенности данной планеты и проявляющихся через нее высших сил, но и характеристики знаков Зодиака, в которых находится планета, и особенности отдельных градусов каждого знака. Для глобальных циклов мироздания надо учитывать еще и характеристики отдельных минут каждого градуса, секунд и даже долей секунд. Особое место в зороастризме занимают два светила: Солнце и Луна (Луна так же, как и Солнце, считается светилом, ночным светилом, вследствие чрезвычайной важности ее влияния на земные процессы). Помимо циклов прохождения светил по Зодиаку выделяются также и циклы, связанные с вращением Земли, с восходами светил над горизонтом и заходами за горизонт. Проще говоря, для Солнца — это смена дня и ночи, смена солнечных дней, для Луны — это смена лунных дней. При этом за начало солнечного дня берется восход Солнца над горизонтом в данной точке Земли, концом данного дня считается начало следующего. Для лунных дней началом и концом является восход Луны. В результате образуются два календаря: солнечный и лунный. В солнечном календаре выделяются месячные периоды и годичный период. В лунном — период так называемого синодического месяца (период между двумя новолуниями, составляющий около 29,53 суток). В научно-популярной литературе, посвященной различным календарным системам, нередко приходится читать, что все календари древнего мира были очень неточными, специально запутанными коварными жрецами для поддержания своего авторитета и т.д. Возможно, доля истины здесь и есть. Однако в отношении зороастрийского календаря эти обвинения явно необоснованны. Как известно, основная проблема при составлении солнечного календаря состоит в том, что за время прохождения Земли вокруг Солнца она поворачивается вокруг своей оси нецелое число раз. То есть продолжительность года равняется нецелому числу дней (около 365,2422). В современном календаре эту проблему решают установлением продолжительности года в 365 суток и раз в четыре года добавляют одни сутки (високосный год). Для достижения еще большей точности один раз в 100 лет (в год, номер которого кратен 100) високосный год исключается. Но если номер года кратен 400, то високосный год не исключается. Именно за счет этого современный календарь (григорианский) точнее, чем применявшийся ранее юлианский календарь, в котором раз в 128 лет накапливается ошибка в одни сутки. Отметим, что русская православная церковь в настоящее время продолжает придерживаться юлианского календаря, ошибка которого сейчас составляет 13 суток. Впрочем, григорианский календарь также не очень точный: продолжительность года в нем отличается от истинной на 26 секунд (ошибка в одни сутки накапливается примерно за 3300 лет). Так обстоит дело с продолжительностью года. Следует также учесть, что за начало года в последние века в разных странах брались различные даты. Сейчас большинство стран остановилось на дате 1 января. Год делится сейчас на 12 месяцев, длительность которых составляет от 28 до 31 суток, что также не способствует упрощению календаря. Посмотрим теперь, как же решается проблема солнечного календаря в зороастрийской системе. Начнем с того, что, как уже упоминалось, началом года в зороастрийском календаре считается совершенно объективное космическое событие — весеннее равноденствие. Причем каждый год начинается именно после того, как оно совершается (по современному календарю зороастрийский Новый год приходится на 21 или 22 марта). Поэтому говорить о неточности календаря, о накапливаемости ошибки не приходится, гак как каждый год проводится его коррекция. Год включает в себя 12 месяцев (аналогично делению Зодиака на 12 знаков). При этом каждый месяц в отличие от современного календаря состоит ровно из 30 солнечных дней. Эти 12 месяцев составляют 360 суток. Согласно авестийским текстам, именно такой была продолжительность года до вторжения в наш мир Ангра-Майнью, внесшего дисгармонию (то есть год делился на 360 суток так же, как зодиакальный круг делится на 360 градусов). Остающиеся после 360 суток пять или шесть дней называются днями плача и скорби по утраченной гармонии мира и не входят ни в один месяц. Не правда ли, такая организация календаря ничуть не менее, а даже более логична, чем современного? Но главное, она соответствует объективному устройству мира и не зависит от прихотей всевозможных реформаторов календаря и желаний правителей. Отметим, что зороастрийский календарь очень древний, его происхождение теряется в глубинах истории. Когда Заратуштра пришел на Землю в начале эпохи Овна (более четырех тысяч лет назад), он застал этот календарь уже сформировавшимся и включил в него лишь 2—3 праздника. Причем календарь этот универсальный и вечный. Хотя какие-то небольшие изменения, связанные с эпохами, могут быть, но в своей основе календарь останется неизменным, пока существует наш мир. Календарь включает в себя несколько циклов, вложенных один в другой, и каждый цикл, каждая фаза всех циклов имеет свою особенность, свою характеристику. Календарные циклы отражают глобальный цикл мироздания, и их значение огромно. Именно поэтому зороастрийский календарь так подробно разработан. Календарные циклы в зороастризме имеют даже большее значение, чем циклы планет, циклы гороскопа, так как планеты постоянно смещаются, их положения никогда не повторяются, они вносят в мир большую путаницу, через них в мир вносятся обольщение и осквернение. Календарь же воспроизводит на другом уровне глобальный миротворный цикл, отражает неизменные принципы мироздания. Все календарные циклы, все точки этих циклов были выверены по событиям мировой эволюции, и они регулярно повторяются вновь и вновь. Поэтому, ориентируясь на эти циклы, мы можем познать общий миротворный цикл и воспроизвести в себе законы мира, в котором мы живем. И если мы хотим выйти из замкнутого круга, получить высшую благодать, мы должны больше ориентироваться на более точный и надежный календарь, а не на положение планет. Это ничуть не уменьшает ценности учета планетных циклов для повседневной жизни, просто, помимо их показателей, нужно учитывать еще и календарные циклы, иначе можно запутаться и потерять ориентиры. Глубоко заниматься планетными циклами имеют право только те люди, у которых достаточно сил и знаний для борьбы со злом, только настоящие маги. Каждый месяц солнечного календаря и каждый день в пределах месяца находятся под влиянием одного из Амеша Спентов (архангелов), или Изедов (ангелов), или самого Творца Ахура-Мазды. Это определяет их особенности и правила поведения людей. Так, существуют предписания, в какой день что следует делать, а что делать запрещается. В некоторые дни рекомендуется начинать новые дела, другие хороши для уединения и размышления или для физических упражнений, третьи — для творчества, четвертые — для веселья и так далее. Тридцать дней — тридцать характеристик. Некоторые дни несут в себе большую опасность обольщения, считается, что в такие дни зло особенно сильно. Поэтому в эти дни надо быть особенно осторожными. Руководствуясь этими рекомендациями, человек может построить свою жизнь в большей гармонии с окружающим миром. Следует учесть, что в отличие от астрологических рекомендаций, которые строго индивидуальны Для каждого человека, здесь учитываются ритмы, действующие на всех людей независимо от момента их рождения, от их гороскопа. Точно так же существуют характерные особенности дней лунного календаря, число которых в пределах лунного месяца — 29 или 30. Но характеристики лунных дней несколько отличаются от характеристик солнечных дней, что связано с различием в функциях наших двух светил. Если Солнце влияет больше на внешнюю сторону жизни, на развитие личности человека, его творческого начала, его сознания, духа, то Луна отвечает за скрытые причины событий, влияет на глубинные бессознательные процессы, соответствует душе человека, его подсознанию, связана с кармой. Среди лунных дней также существуют опасные для человека из-за большой вероятности вторжения зла, осквернения (так называемые сатанинские дни), зная которые можно заранее подготовиться к ним и по возможности избежать неприятностей. Надо сказать, что как солнечный, так и лунный календарь влияют на всех людей, но на мужчин и особенно на людей, в гороскопе которых сильно Солнце, больше действует солнечный календарь, а на женщин и людей с сильной Луной большее влияние оказывает лунный календарь. Кроме этих двух календарей, существует еще 32-летний тотемический календарь, учет которого позволяет, в частности, сделать вывод об основных событиях общественной жизни, о роли человека в обществе, о взаимоотношениях людей, родившихся в разные годы. Надо сказать, что тотемы — образы священных животных, растений, минералов занимают в зороастрийской традиции особое место, им всегда придавали огромное значение. Распространено мнение, что тотемы — это порождение буйной фантазии людей первобытнообщинного общества, которые из страха перед окружающей природой обожествляли животных и поклонялись им, считали их своими предками и покровителями. Однако на самом деле тотемы, используемые в очень многих религиях, — это, скорее, символ, динамический или статический образ, который позволяет человеку лучше осознать свое место в мире, свои взаимоотношения с высшими силами. У каждого человека существует свой тотем, точнее, ряд тотемов, проявляющихся на разных уровнях жизни, на различных уровнях развития. С помощью тотема, образа священного животного, мы можем выйти за пределы окружающей нас реальности, за границы замкнутого круга, отвлечься от своего "я", от своей личности, сформировавшейся в данном воплощении, которая часто забивает нашу внутреннюю сущность, ее глубинные, неосознаваемые обычно слои. При этом мы можем соприкоснуться с тем временным потоком, в котором постоянно живем, не подозревая об этом, вернуться к временному периоду до первичного выбора и даже разорвать цепи своей кармы. Отождествляясь со своим тотемом, входя в его образ (сознательно или бессознательно), человек освобождается от привязанности к сформировавшемуся представлению о мире, о его формах, что помогает ему легче осуществить процесс переориентации, перевоплощения, перерождения с целью восстановления утраченной связи с миром. Не случайно в качестве тотема обычно выбирается именно животное, как носитель другого духа. Считается, что животные, стоящие наиболее близко к человеку, выступают посредниками между всеми царствами природы, поэтому тотем помогает человеку познать все природные царства, не теряя своего собственного естества. Вообще понятие тотема гораздо глубже, чем образ животного, просто человеку гораздо легче соприкоснуться с другой реальностью посредством привычных образов животных, чьи повадки, психологические особенности, стереотипы поведения достаточно хорошо известны. В авестийских текстах так объясняется важность. тотемов для человека. Мудрец спрашивает Духа Мудрости: "В чем причина того, что быки и овцы, птицы, летающие создания и рыбы, каждое из этих существ, взятое в отдельности, полностью осведомлены о том, что есть их собственное Знание (то есть они самодостаточные), а люди, поскольку им не дается никаких указаний и они не имеют многих тяжких трудов и хлопот об этом (Знании), не способны достигать и знать на уровне, достойном человеческого рода?" Вот именно поэтому нужен тотем, потому что тотемы, особенно животные, самодостаточны, они познают мир в пределах, им доступных. Они не грешат. Дух Мудрости отвечал так: "В первоначальном творении люди были так мудры, что их добрые дела и преступления не представляли для них секрета (то есть они знали все). И воздаяние добрых дел, и наказание за преступления они видели своими глазами. И ни один поступок не имел дальнейшего развития (то есть не было кармических последствий, кармической петли)". Вот чего не делают животные (как и растения) — они не оставляют кармической петли, у них кармическое воздаяние линейное, а у человека оно запутано, закручивается в клубок. Вот почему нам необходимо выходить из замкнутого круга через тотем: чтобы ни один поступок не имел дальнейшего развития. Но вслед за тем Ангра-Майнью закрыл воздаяние добрых дел и наказание греха (то есть человек не ведает, что он делает хорошо, а что плохо): "Награда добрых дел, наказание греха, мысли людей и следствия их деяний и поступков стали совершенно сокрытыми". Поэтому мы не знаем награды, не ведаем о награде за добрые дела, о наказании за грехи: мысли людей сокрыты от них, как и следствия поступков, то есть мы не знаем, к чему приведут наши поступки. И именно поэтому благими намерениями часто выложена дорога в ад. Следствия наших поступков отделены от них, запутаны, завязаны в сложные узлы — это проявление петли Аримана, для выхода из которой и нужен тотем. Существуют не только тотемы отдельных людей, но и тотемы коллективные, например, тотем эгрегора (обычно это растение), тотем рода человека, а также тотем имени человека. При этом образы тотемических животных выбираются не случайно, а в соответствии с космическими циклами. Наиболее известный сейчас тотемический ряд — это так называемый восточный 12-летний календарь, отражающий отношение человека с социумом, с обществом и связанный с 12-летним циклом Юпитера. Именно с таким периодом меняются тотемы в этом случае. Вообще, если присмотреться, во многих людях более или менее явно проглядывают черты отдельных животных. Обычно это один из тотемов человека. Часто тотемические животные проявляются и на физическом уровне, то есть у человека бывают особые взаимоотношения с ними: или они притягиваются к нему, или отталкиваются от него. В древности тотемических животных иногда носили с собой, кормили, следили за их поведением, так как на них действуют те же невидимые силы, что и на человека с данным тотемом. Тотем рассматривался как индикатор правильности поступков человека по отношению к миру. В зороастрийской традиции выделяется несколько систем тотемов. Например, свой тотем есть у каждой из 28 лунных стоянок (то есть частей лунного Зодиака), у каждого из 360 градусов солнечного Зодиака, но существуют также тотемы, связанные с календарными циклами, действующие на всех людей, родившихся в один год, в один месяц, в один день, в один час, то есть четыре системы календарных тотемов. Особенность тотемической системы зороастризма — наличие так называемых антитотемов, противостоящих тотемам. Если в качестве тотемических выступают животные, считающиеся благими (через них действуют светлые силы), то антитотемы — это оскверненные животные (через них действуют демоны, дэвы). Например, петуху противостоит коршун, дельфину — акула, ужу — гюрза, слону — мышь, оленю — жаба и т.д. Черты антитотемов тоже могут проявиться в человеке, что свидетельствует о большой степени его оскверненное™, в то время как черты тотемов говорят о высшей отмеченности человека. Однако далеко не в каждом человеке можно обнаружить черты его тотемов или антитотемов. Интересно отметить, что в авестийской традиции среди тотемов и антитотемов упоминается огромное количество животных, часть из которых уже вымерла (например, мамонт, шерстистый носорог, даже динозавры), другие сохранились до наших дней. Причем районы обитания этих животных — от Арктики (белый медведь) до Антарктики (пингвины), Европа, Азия, Африка, даже Америка (лама). Так что древние арии были довольно хорошо знакомы с очень многими районами Земли. Тотемы действуют не только на отдельных людей, но и на общество в целом. Так, в год, находящийся под влиянием какого-то тотемического животного, происходят процессы, связанные с психологическими особенностями этого животного, с его повадками, образом жизни и даже с его внешним обликом. Рассмотрим для примера краткие характеристики тотемов 32-летнего календаря (при этом надо помнить, что началом года у зороастрийцев считается день весеннего равноденствия). 1-й год цикла (1906, 1938, 1970). Тотем года — олень с золотыми рогами, символ восхождения, гордости, благодати, высшей силы. Люди этого года часто являются первопроходцами, им обычно свойственны большое чувство собственного достоинства, концентрация на главном, стремительность, целеустремленность, ясное мышление. Год связан с договорами, но также (в худшем случае) — с беззаконием и нарушением договоров. Проявлениями антитотема являются вечное недовольство, стремление к власти любой ценой, наглость, надутость, чванство. 2-й год цикла (1907, 1939, 1971). Тотем — горный баран, муфлон, символ связи с предками, большой внешней активности при внутреннем спокойствии, объединения людей (в стадо, в коллектив). Люди этого года отличаются принципиальностью, большим чувством долга, приверженностью к традициям, к земле, они являются хорошими семьянинами. Проявления антитотема — паникерство, тупое упрямство, одержимость, осквернение рода, предков, традиций. Год связан с кармическим воздаянием, с объединением людей, с коллективными энергиями. 3-й год цикла (1908, 1940, 1972). Тотем — мангуст, символ ловкости, неожиданности, борьбы со всевозможной нечистью. Люди этого года характеризуются большой творческой активностью, гибким мышлением, умением быстро ориентироваться в сложных ситуациях, переключаться с одного на другое, а также большой верностью и преданностью. Черты антитотема — хаотичность, хитрость, коварство, лживость, тупость, нечистоплотность. Год связан с авантюрами, со счастливыми случаями, с расплатой за осквернение благих творений (могут быть взрывы, пожары). 4-й год цикла (1909, 1941, 1973). Тотем — волк, символ независимости, храбрости, ответственности, выносливости. Людям этого года свойственны чувство стаи, высокая активность, особенно в экстремальных условиях, борьба со стихиями, они могут выжить в любых обстоятельствах, выдержать любые испытания. Проявления антитотема — потребность все ломать и крушить, глумиться над другими, но при "этом страшная трусость, если есть опасность наказания. Год связан с магией, со стихийными силами, с мощными катаклизмами, переворачивающими жизнь огромных масс людей, в худшем случае — с бунтами и войнами. 5-й год цикла (1910, 1942, 1974). Тотем — аист, символ мира, покорения пространств, соблюдения установленного порядка, аскетизма, готовности помочь. Люди этого года отличаются склонностью к уединению, четкостью и точностью в поступках, молчаливостью, фатализмом, консерватизмом, педагогическим даром. Черты антитотема — суетливость в мыслях, нарушение координации движений, неадекватная активная жестикуляция, бессвязная речь, необязательность. Год связан с сохранением порядка, с отсечением крайностей, с рождением и воспитанием детей, с укреплением семьи. 6-й год цикла (1911, 1943, 1975). Тотем — паук-крестовик (тот, который плетет паутину и ловит мух), символ борьбы с нечистью, изгнания бесов, исцеления, символ благосостояния дома. Людям этого года присущи целеустремленность, цепкость, хорошее чутье, творческое начало, умение многое делать руками. Проявления антитотема — вседозволенность, глумление над святынями, распространение болезней, воровство. Год связан с резкими переменами, с обретением гармонии, но в худшем случае — с крушением основ, с уничтожением религии. 7-й год цикла (1912,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.96.163 (0.014 с.) |