Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арбитражный суд. Система арбитражных судов. Метод трудового права России

Поиск

Арбитражный суд осуществляет судебную власть при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных отношений.

В соответствии со статьей 1 федерального закона Российской Федерации «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. В статье 5 того же закона изложены основные задачи арбитражных судов в Российской Федерации. Основными задачами арбитражных судов в РФ при рассмотрении и принятиии решения по подведомственным им спорам являются:

защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Организация, компетенция и порядок деятельности арбитражных судов регулируются Конституцией РФ, законом РФ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражно-процессуальным кодексом.

Арбитражные суды, как и суды общей юрисдикции, осуществляют правосудие. Поэтому порядок рассмотрения и разрешения дел в арбитражном суде имеет много общего с гражданским процессом. Однако, задачи арбитражного судопроизводства обуславливают и его определенную специфику. Арбитражный суд осуществляет правосудие в сфере хозяйственных (экономических) отношений между организациями различных форм собственности, органами государственной власти и управления, а также гражданами-предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

Особенностью хозяйственных (экономических) споров является то, что они выходят за рамки правоотношений между сторонами, в них присутствуют и интересы других лиц, причем эти интересы гораздо шире, чем интересы третьих лиц в гражданском процессе. В ходе судебного разбирательства нередко приходиться рассматривать целый ряд вопросов, не являющихся правовыми, например, технические, финансовые и производственные и другие проблемы.

3. Система арбитражных судов

Согласно статье 3 закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

Высший арбитражный суд Российской Федерации;

федеральные арбитражные суды округов;

арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

Низшим звеном системы арбитражных судов в РФ являются арбитражные суды субъектов РФ. Такой суд состоит, как правило, из президиума, во главе которого стоит председатель. В арбитражных судах могут быть образованы коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных отношений и коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных отношений.

В соответствии со статьей 36 закона «Об арбитражных судах в РФ», арбитражные суды субъектов федерации:

рассматривают по первой инстанции дела, отнесенные к компетенции арбитражных судов, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего арбитражного суда;

рассматривают в апелляционной инстанции повторно дела,

рассмотренные этим судом в первой инстанции;

пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты;

обращаются в Конституционный суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению по делу, рассматриваемому в любой инстанции;

изучают и обобщают судебную практику;

подготавливают предложения по совершенствованию законов и других нормативных актов;

анализируют судебную практику.

Втором звеном системы арбитражных судов в РФ являются федеральные арбитражные суды округов. Данное звено появилось в системе арбитражных судов с введением в силу федерального закона «Об арбитражных судах в РФ» и Арбитражно-процессуального кодекса. Это звено арбитражных судов до сих пор было неизвестно арбитражному процессу России. Основной задачей федеральных арбитражных судов округов является пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, в кассационной инстанции. С этой целью в Российской Федерации создаются десять федеральных арбитражных судов округов:

1) Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа;

2) Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа;

3) Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа;

4) Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа;

5) Федеральный арбитражный суд Московского округа;

6) Федеральный арбитражный суд Поволжского округа;

7) Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа;

8) Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа;

9) Федеральный арбитражный суд Уральского округа;

10) Федеральный арбитражный суд Центрального округа; Федеральные арбитражные суды состоят из президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных отношений и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных отношений.

В соответствии со статьей 26 закона «Об арбитражных судах в РФ», федеральный арбитражный суд округа:

проверяет в кассационной инстанции законность судебных решений и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов федерации в первой и апелляционной инстанции;

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона или иного нормативного акта, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле;

изучает и обобщает судебную практику;

подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов;

анализирует судебную статистику.

И наконец, третьим звеном системы арбитражных судов в Российской Федерации является Высший арбитражный суд РФ. Он является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам.

В соответствии со статьей 10 закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» основными полномочиями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации являются: 1) рассмотрение в первой инстанции:

дел о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающие права и законные интересы организаций и граждан.

экономических споров между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации;

2) рассмотрение дел в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов Российской Федерации;

3) пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

4) обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации законов, иных нормативных актов.

5) изучение и обобщение практики применения арбитражными судами законов, регулирующих отношения в сфере экономической деятельности, дача разъяснения по вопросам судебной практики.

6) разработка предложений по совершенствованию законов и нормативных актов, регулирующих отношения в сфере экономики и предпринимательства.

7) ведение судебной статистики и организация работы по ведению ее в арбитражных судах.

Высший арбитражный суд Российской Федерации имеет в своем составе:

пленум Высшего арбитражного суда РФ;

президиум Высшего арбитражного суда РФ;

судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных отношений;

судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из административных отношений.

Для решения организационных, кадровых и финансовых вопросов при Высшем арбитражной суде РФ создан и действует также Совет председателей арбитражных судов РФ, который является совещательным органом.

Кроме того, при Высшем арбитражном суде РФ действует Научноконсультативный совет, задачей которого является подготовка научнообоснованных рекомендаций по применению законов и разработке предложений по их совершенствованию.

 

62.Предмет, метод, система и принципы трудового права. Отграничение трудового права от смежных отраслей права. Источники трудового права и их классификация.

Главным предметом тр. пр. явл. общест. отношения по поводу применения и организации живого труда или работы.

Участниками трудовых отношений выступают работник и работодатель. которые свои взаимоотношения строят на договорной основе и на возмездных началах.

Трудовые отношения как предмет трудового права характеризуют­ся следующими специфическими чертами:

- протекают в условиях внутреннего трудового распорядка с подчинением работника регламентированным условиям совместной де­ятельности;

- работник включается в трудовой коллектив конкретной организации;

- включение работника в трудовой коллектив опосредовано особым юридическим фактом (трудовым дого­вором);

- содержание трудовых отношений сводится к выполнению работником определенного рода работы в соответствии с его специаль­ностью, квалификацией, должностью.

Метод трудового права России можно охарактеризовать четырьмя основными признаками:

1. сочетанием централизованного и локального регулир-я общ. отношений.

Посредством централизованного регулирования в настоящее время устанавливается обычно минимум гарантий трудовых прав работников: определяется экстенсивная мера труда — продолжительность рабочего времени; и пр.

С помощью локального правового регулирования устанавливают­ся: режим рабочего времени на предприятиях, в учреждениях, организациях; льготы и преимущества работникам из фондов предприятия и пр.

2. сочетанием договорного, рекомендательного способов регулир-я.

В соответствии с действу­ющим законодательством договор здесь выступает основным юридическим фактом. Через его посредство уста­навливаются, изменяются и прекращаются трудовые правоотношения.

Рекомендательный способ характеризует «мягкое» регулирование путем указания на желательное для государства пове­дение субъектов общественных отношений.

3. участием в регулировании обществ. отношений трудовых коллективов и профсоюзных органов. В соответствии с действующим трудовым законодательством Российской Федерации трудовой коллектив организации решает вопрос о необходимости за­ключения с работодателем коллективного договора, рассматривает и утверждает его проект; рассматривает и решает вопросы самоуправ­ления трудового коллектива в соответствии с уставом организации; и пр.

4. своеобразием способов защиты трудовых прав и обеспечения обязанностей.

Современная система трудового права России включает в себя сле­дующие институты:

1. трудоустройства (объединяет нормы, регулирующие отношения, связанные с подысканием гражданам подходящей работы);

2. трудового договора (объединяет нормы, регулирующие прием на работу, переводы и увольнения);

3. профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров непосредственно на производстве; рабочего времени и времени отдыха; нормирования труда; оплаты труда: дисциплины труда; материальной ответственности; охраны труда;

4. надзора и контроля за охраной труда и соблюдением трудового законодательства.

Принципы трудового права России можно подраз­делить на четыре основные группы:

1) выражающие политику гос-ва в области правового регулирования рынка труда и эффективной занятости: свобода труда, свобода трудового договора;

2) содержащие руководящие начала в области установления ус­ловий труда работников: право работников участвовать в управлении организациями через общие собрания трудового коллектива и иные органы, вносить предложения по улучшению работы организации, а также по вопросам соц.-культкрного и бытового обслуживания;

3) определяющие правовое регулирование применения труда наем­ных работников: определённость трудовой функции; обеспечение нормальной дисциплины труда;

4) отражающие главные направления правовой политики в области охраны здоровья и защиты трудовых прав работников: обеспечение охраны труда и здоровья работников; гарантированность трудовых прав работников.

Применительно к трудовому праву России смежными отраслями права выступают:

1. гражданское право - отношения по выполнению договоров бытового подряда, поручения, литературного заказа и т.п. Различия, обус­ловливающие их разную отраслевую принадлежность. Во-первых, предметом и основным содер­жанием тр. отношений выступает процесс труда, живой труд, в то время как предметом отношений по бытовому подряду, поручению, литературному заказу выступает овеществленный труд, продукт труда. Во-вторых, по тр. отношению работник обязуется выполнять работу определенного рода (по определенной специальности, квалификации, должности), в то время как в указанных гражданских отнош-х труд связан с выполнением индивидуально-конкретного задания и проч.

2.сельскохозяйственное право. Различия состоят в трудовое право регулирует трудовые отношения, базирующиеся на несамостоятельном (наемном) труде; сельскохозяйственное же право регулирует трудовые отношения работников-кооператоров, которые являются сособственниками орудий труда и средств производства и потому не являются субъектами наемного труда. и пр.,

3. административное право. Это проявляется, во-первых, в сходстве пред­мета регулирования (в трудовом праве — организационно-управлен­ческие отношения в сфере труда; в административном праве — отно­шения в сфере государственного управления) и, во-вторых, в сходстве метода регулирования (использование в обеих отраслях права способа государственно-властных предписаний).

4. право социального обеспечения.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

- Трудовым Кодексом;

- федеральными законами;

- указами Президента РФ;

- постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

- конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

- актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Кодекс.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.76 (0.009 с.)