Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обивочные инструменты и материалыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Инструменты Для выполнения обойных работ потребуются инструменты, минимальный набор которых показан на рис. 24. В набор входят: молоток, отвертка, киянка, клещи, иглы обойные, ножницы, приспособление для натяжения ремней. К инструментам специального назначения для снятия старой обивочной ткани относится стамеска (отвертка) с расточенным на конце V-образным расщепом и изгибом для извлечения старых обойных гвоздей. Этой же стамеской можно захватывать и поднимать скобы, которые в последнее время все чаще стали применять вместо обойных гвоздей. К инструментам для крепления новой обивочной ткани в дополнение к специальному молотку обойщика, который имеет намагниченный конец для поднятия гвоздей, потребуется приспособления для натяжения ремней, которые могут быть разных конструкций. Одни имеют острые шипы и гофрированную резиновую поверхность для прочного захвата и затягивания ремней. Другие работают за счет трения: ремень пропускается через прямоугольное отверстие и захватывается деревянным стержнем круглого сечения (последняя конструкция показана на рис. 25). Длинная (250 мм) прямая обивочная игла, заостренная с обоих концов и способная проходить через подбивку и обеспечивать прикрепление пуговиц, дает возможность собирать набивку и закреплять пружины; изогнутая обивочная игла применяется для выполнения скользящих стежков, а также для закрепления пружин на ткани в вертикальном положении. В последнее время традиционный обойный молоток заменяет пневматический скобной пистолет-степлер. Он хорош при работе на рамах из мягкой древесины и быстро действует. Однако в связи с этим увеличивается возможность ошибки, а скобы трудно удалить, не порвав ткань. Возможен вариант, когда гвозди применяется для предварительного прикрепления ткани к царге, а окончательно ткань укрепляется скобами. Для проведения обойных работ реставратору также надо иметь швейную машинку для того, чтобы сшить разрезанную ткань, сделать строчку (декоративное украшение, обрисовывавшие некоторые швы) и другие работы. Обивочные материалы В реставрационных обойных работах используют, прежде всего, сохранившиеся обивочные материалы, применявшиеся в старинной мебели, а также пружины и гвозди, которые используют вновь после их соответствующей обработки. Сохранять на реставрируемой музейной мебели первоначальную набивку из конского волоса или свиной щетины целесообразно с точки зрения сохранения подлинности еще и потому, что эта набивка уже сформировала форму мягких элементов мебели. Старый волос, хорошо сохранившийся, промывают в теплой воде с мылом, затем просушивают на открытом воздухе, а свалявшиеся комки расчесывают. Утраты старого волоса восполняют аналогичным волосом, оставшимся от разборки сидений старой, не подлежащей реставрации мебели. При утрате обивочных материалов, или ветхости, или повреждения их заменяют новыми аналогичными материалами. В реставрационных обойных работах, так же как и при первоначальном производстве мебели, применяют ленты или ремни в качестве эластичного основания мягкого сидения, а укрепляют их путем дублирования плотной и прочной тканью, относящихся к покровным тканям. Утраченные или разрушенные ремни заменяют новыми. Можно также заменить ремни лентами, сделанными из брезента или прочного холста, сложенного в несколько слоев. Для придания мягкости и упругости применяют традиционные проволочные пружины, которые редко изнашиваются, поэтому при реставрации, как правило, не заменяются. Пружины, используемые в старинной мебели, подразделяются на одноконусные (имеют большое кольцо вверху, а меньшее внизу) и на двухконусные (двойные, которые имеют самое меньшее кольцо в центре, на перехвате). Одноконусные пружины жесткие, а двухконусные бывают жесткие, средние и мягкие. Пружины изготавливаются из стальной (упругой) проволоки диаметром до 4 мм, с количеством витков от 4 до 8, высотой от 90 до 340 мм. Пружины с меньшим количеством витков слабее и менее эффективны. Снятые пружины очищают от пыли и возможной ржавчины, а в случае их деформации - выправляют. Поломанные заменяют аналогичными пружинами от старых сидений, не подлежащих ремонту и реставрации. Можно использовать современные, причем одноконусные можно заменять на двухконусные. При выполнении обойных работ используют толевые гвозди (с большими шляпками) длиной 30-35 мм для крепления текстильных лент или ремней. Обойные гвозди 12 мм для крепления покровных и облицовочных тканей к каркасам мягкой мебели, 15 мм для общего применения. Декоративные гвозди применяются для отделки облицовочной ткани, забиваются по краям этой ткани. При утрате декоративные гвозди могут быть заменены аналогичными. Для покрытия оснований из ремней и пружинных переплетов, а также для формирования настилов, бортов сиденья используют обивочные материалы. К ним относятся грубые технические ткани из простой пряжи редкого полотняного переплетения, мешочные и хлопчатобумажно-льняные. Из-за невысоких эстетических качеств их обычно применяют для покрытия пружинных блоков мебели, реже под основания сиденья, подлокотников, спинки. В формировании мягких элементов мебели участвуют настилочные материалы, которые используются как самостоятельно, так и с пружинным переплетом. Эти материалы определяют упругость, мягкость и качество в целом. В качестве настилочного материала прежде применяли материалы животного и растительного происхождения. К первой группе относят: конский волос, щетину, шерсть, птичьи перья и пух. Ко второй - волокна хлопчатника, стебелей льна, конопли, джута, а также рогозовых, осоковых, пальмовых растений и морских трав. Лучшим из этих материалов является конский волос, который обладает высокой упругостью и волнистостью. Он может использоваться как настилочный материал самостоятельно и в сочетании с другими материалами -шерстью, щетиной, растительными волокнами. Волос обладает самыми лучшими настилочными качествами: крепостью, влагоустойчивостью, упругостью, почти не сбивается в комки, хорошо поддается формированию и проветриванию. Шерсть по своему строению близка к волосу, благодаря большой волнистости и упругости является, так же как и конский волос, ценным настилочным материалом. Чаще всего шерсть применяется в смеси с волосом. Пух и перо обладают достаточно высокой упругостью, мягкостью, но плохо поддаются формированию и проветриванию. В высококачественной художественной мебели как настилочный материал их применяли редко. Волокна растительного происхождения для производства настилочного материала проходят специальную обработку слабыми растворами щелочей и кислот, чтобы освободить их от веществ, обусловливающих хрупкость. Морская трава произрастает в водах Северного и Балтийского морей. Выброшенную на берег траву промывают в речной воде для удаления соли, сушат, упаковывают в тюки для дальнейшей обработки. Рогоз растет в местах с повышенной влажностью и близкими подпочвенными водами. Самыми распространенными видами являются рогоз узколистный и широколистный. Для получения настилочного материала рогоз должен пройти сложную и длительную специальную обработку. Значительную часть в производстве настилочных материалов занимают осоковые растения. Наиболее пригодной для использования в обойных работах являются береговая и болотная длиннолистная осока, но по своим механическим показателям и перетираемости она уступает рогозу. Пальмовое волокно получают при обработке листьев карликовой пальмы, произрастающей в Африке. Листья скручивают в жгуты, свивают и сушат, после чего гибкие и эластичные волокна подвергают вторичной специальной обработке. Настилочный материал из пальмового волокна обладает большой упругостью и значительной прочностью, особенно к истиранию. Волокно хлопчатника в качестве настилочного материала применяют в виде ваты, которая представляет собой пышную массу, образуемую перепутанными между собой волокнами. Хлопковое волокно по степени зрелости, влажности, величине разрывной нагрузки, мягкости, волнистости и другим признакам различают по сортам. На перерабатывающие предприятия оно поступает в тюках, где его очищают от сорных примесей, рыхлят, чешут и наматывают на барабаны в виде рулонов. При выполнении увязочных работ по переплетению пружин, прошивке набивочных заготовок, стежке бортов, зашиванию покровных тканей применяют увязочные шпагаты, прошивочные шнуры, нитки. Увязочные шпагаты изготавливают из лубяных волокон; прошивочные шнуры, нитки - из льняной и хлопчатобумажной пряжи; крученый шпагат -из льнопеньковой пряжи. Венцом обойных работ является обивка облицовочной тканью. Раньше главное внимание при производстве художественной фанерованной мебели уделяли обивочной ткани. Древесина фанерованной мебели имела интенсивный и проявленный цвет за счет отделочной полировки. В облицовке мебели использовали шпон красного и орехового дерева, тополя, карельской березы и других ценных пород дерева. И все-таки общее цветовое восприятие мебели в большей степени определяют облицовочные ткани. В настоящее время сложилось устойчивое представление о производстве фанерованной мебели в России XIX века. В этот период главное место среди облицовочного материала занимали шерстяные и полушерстяные ткани с преобладающим красным, малиновым, оранжевым, синим, голубым цветом. Реже использовались шелковые ткани и кожа красного, зеленого и черного цветов. Цветовые и фактурные отношения в мебели строились на контрастном сочетании материалов - древесины фанеровки и облицовочной ткани. Цвет полированного красного дерева чаще сочетался с зеленой, синей, и другой одноцветной облицовочной тканью; цвет желтого дерева - с красной, зеленой или другой контрастной тканью. Во второй половине XIX века вместо контрастных стали использовать более сложные по цвету и фактуре ткани. Следует напомнить, что мебель подвержена всевозможным неблагоприятным воздействиям, наибольшее разрушения и загрязнения испытывают верхние обивки спинок, локотников, сиденья. Поэтому реставрация мебели подчас приводила к неоднократной смене облицовочных тканей. Тем не менее, если в реставрируемой мебели сохранилась подлинная облицовочная ткань, ее осторожно снимают, не допуская появления новых дефектов, и после реставрации специалистами по тканям используют повторно. Разрушенную и утраченную облицовочную ткань заменяют новой аналогичной. Но лучше попытаться по образцам сохранившейся старой обивки в специальных мастерских воссоздать декоративную обивочную ткань. Декоративные отделочные материалы в виде тесьмы, шнура, бахромы, оторочек (шнур, покрытый тканью), как правило, не реставрируют, а заменяют аналогичными в соответствии с расцветкой новой облицовочной ткани. Практические приемы реставрации в части обойных работ мебели рассмотрим на примере реставрации мягкого вкладного сиденья кресла (стула).
2. Реставрация мягкого вкладного сиденья кресла (стула) Это кресло или кресла подобного рода имеют свободное (неприкрепленное) мягкое сиденье, состоящее из каркаса (деревянной рамы) с набивочным слоем, удерживаемым ремнями снизу (рис. 26). Сиденье может быть вынуто из каркаса, отреставрировано и снова вложено. Оно фиксируется в кресле с помощью двух шкантов (нагелей), установленных в центре задней и передней царги, иногда только на передней. Сиденье можно высвободить, слегка ударив снизу ладонью. Опишем этапы обойных работ. При реставрации мягкого вкладного сиденья прежде всего необходимо раскрыть сиденье практически до рамы, чтобы заменить порванные или ветхие ремни, которые обычно являются основной причиной для проведения полного цикла обойных работ. Раскрытие сиденья начинают с удаления старой обивки, при этом необходимо заметить, в какой последовательности и каким образом были закреплены отдельные набивочные слои. Вряд ли можно повторно использовать старый материал, за исключением конского волоса, но сохранить его желательно. Это позволит по достоинству оценить работу старых мастеров, а также уточнить технологическую схему, вплоть до количества и качества набивочного материала. При снятии старой обивки осторожно удаляют обивочные гвозди, чтобы не повредить раму. Старую обивку можно использовать как шаблон для выкраивания новой ткани. После снятия всех слоев обивочной материи надо обратить внимание на состояние конского волоса. Если он в хорошем состоянии, но стал плоским, надо разлохматить его, пока он не станет толще и пушистее. Под слоем волоса к деревянной раме обойными гвоздями прибита плотная перовая ткань, которая предохраняет от проникновения пыли перегоревшего набивочного материала растительного происхождения. После удаления этой ткани будет видно состояние ремней, как они закреплены, а самое главное - можно проверить состояние рамы - каркаса сиденья. Если в ней слишком много отверстий и трещин от гвоздей, то древесину укрепляют сначала горячим жидким столярным клеем, потом, после его высыхания, заделывают отверстия мастикой, приготовленной из древесной муки и клея. В случае необходимости укрепляют шиповые соединения рамы с помощью бобышек. В обойной работе над вкладным сиденьем можно выделить шесть этапов. Первый этап (крепление ремней). Ремни являются основанием для отдельных набивочных слоев мягкого сиденья. Всю конструктивную нагрузку сиденья должны выдерживать (в нашем варианте) шесть ремней. Может быть и другое количество, которое зависит от ширины и прочности ремней. Три ремня проходят с задней стороны рамы на переднюю, а три с одной боковой на другую. Все шесть ремней должны иметь одинаковое натяжение. После проведения разметки на раме для ремней (рис. 27) конец первого ремня одним гвоздем закрепляют в центре задней стороны рамы (в точку разметки) так, чтобы до кромки рамы оставался примерно 1 см и 2,5 см до подгиба. Загнутый конец ремня прибивают 2 см обивочными гвоздями. Эти гвозди забивают в форме W, у внешней кромки рамы три и у внутренней - два, чтобы дерево не раскололось (рис. 28). Натягивают ремень над серединой переднего края рамы с помощью приспособления для натяжения ремней, чтобы ремень был натянут над рамой правильно, но без лишнего натяжения, затем закрепляют ремень тремя гвоздями согласно разметке. Отрезают ремень примерно на 2 см длиннее края рамы, загибают его конец и прибивают окончательно еще двумя гвоздями через оба слоя ремня, так чтобы из гвоздей снова образовался рисунок в форме W (рис. 29). Аналогичным образом закрепляют все другие продольные и поперечные ремни, переплетая их между собой. Как правило, боковые стороны рамы не параллельны, поэтому крайние продольные ремни располагают параллельно боковому краю рамы (рис. 30). Второй этап (закрепление плотного холста). На ремни накладывают кусок холста размером примерно на 5 см шире рамы. Начиная с задней стороны рамы, завернув наружную кромку холста, закрепляют его припуск 1-1,2 см гвоздями так, чтобы гвозди ремней были закрыты. Натягивают холст на переднюю сторону рамы и закрепляют сначала несколькими гвоздями. Потом сильно натягивают холст и слегка закрепляют его по углам и по периметру гвоздями. Если холст натянут хорошо и ровно, то его обрезают на расстоянии 4 см от гвоздей (рис.31). Заворачивают кромку и прибивают ее окончательно с интервалом между гвоздями 2-3 см. По углам концы кромки складывают друг над другом и закрепляют их каждый только одним гвоздем (рис. 32). Третий этап (простегивание конского волоса). Для простежки холста берут изогнутую длинную иглу со вставленным в ее ушко шпагатом толщиной примерно 0,1 см, длиной в 1,5 раза больше, чем периметр рамы сиденья, с узелком на конце. Затем на расстоянии 6 см по диагонали от верхнего левого угла делают небольшой стежок в холсте с затянутой петелькой. Посередине сверху делают еще один стежок швом «за иголку» так, чтобы игла вышла примерно посередине (рис. 33). Стежки шпагата оставляют свободными, чтобы под них можно было поместить два пальца. Далее делают стежки таким же образом в верхнем правом углу, посередине, пока не приходят к месту, с которого начинали (рис. 34). Продолжают стежки по диагонали от левого верхнего угла в направлении середины сидения, а потом поперечным стежком к правому нижнему углу. Последний стежок прочно закрепляют (рис. 35). Для получения прочного и равномерного покрытия мягкого сиденья толщиной примерно на 5 см выше, чем у краев, осторожно раскладывают конский волос под и вокруг стежков. Очень важно, чтобы конский волос был хорошо расчесан и без комков, и тогда можно сформировать ровную поверхность сиденья. Все слишком твердые или махрящиеся волосы следует удалить. Волос не должен свисать за раму, а идти точно по краям. Четвертый этап (формирование мягкого сиденья). Кусок холста или бязи, достаточно большой (чтобы его хватило покрыть сиденье и выйти на 5 см за нижние края рамы), накладывают сверху на волосы, расправляют и слегка «наживляют» гвоздями со всех сторон. Затем переворачивают сиденье и кладут на середину холста, натягивают холст на края рамы и закрепляют его временно сначала с одной стороны, потом на противоположной (рис. 36). Закреплять углы надо очень внимательно, при этом удалять даже самые маленькие остатки конского волоса. Волос не должен свешиваться по сторонам рамы сиденья, так как это будет препятствовать формированию правильного сиденья, и мешать вкладыванию готового сиденья в кресло. Обычно натягивают холст одной рукой под углом, а второй поправляют и разравнивают, при этом закрепляют временно несколькими гвоздями (рис. 37). Когда будут закреплены все четыре угла, сиденье снова переворачивают и с лицевой стороны проверяют все ли четыре углы прочны и округлы, а также не прощупывается ли дерево рамы сквозь набивочный волосяной слой. В случае необходимости снова вынимают временно забитые гвозди, подбивают еще конского волоса под холст и заново закрепляют. Теперь натягивают и ровняют холст как можно сильнее на края, чтобы лишний волос не мог попасть вниз. Только после этого, проверив окончательно по краям результат укладки волоса, закрепляют холст обойными гвоздями постоянно с интервалом около 5 см (рис. 38) и переходят к завершению обойной работы в углах. Чтобы завершить углы, надо удалить временные гвозди, натянуть холст к середине угла сидения и закрепить его гвоздем (1 см) на расстоянии примерно 2 см от угла. На рис. 39 гвоздь под номером 1. Разрезают остаток холста слева и справа от гвоздя на язычки. Натягивают одну сторону холста над язычком и закрепляют его двумя гвоздями на расстоянии 2 см друг от друга, так же закрепляют вторую сторону под прямым углом к первой, после чего обрезают излишки холста. Этот процесс повторяют на трех остальных углах деревянной рамы. После завершения этой операции вбивают дополнительные гвозди в ряд по периметру рамы, чтобы расстояние между гвоздями было примерно 3 см. Излишки холста вокруг рамы обрезают на расстоянии 1,5 см от гвоздей. Теперь можно определить, равномерно ли распределяли конский волос по поверхности сиденья, небольшие неровности можно расправить перераспределением волоса с помощью длинной иглы. Пятый этап (подготовка к обтяжке). На подготовленное сиденье накладывают покровную ткань, обычно это ситец, миткаль, бязь, и прибивают ее к раме тонкими обойными гвоздями длиной до 1 см. Для предотвращения проникновения колючего конского волоса через обтяжку и для обеспечения лучшей мягкости на покровную ткань сиденья раскладывают ровную слоистую вату (подкладку), при этом надо следить за тем, чтобы она не выходила за края рамы (рис. 40). Далее на слой ваты накладывают миткаль или бязь, которую туго натягивают и прибивают обойными гвоздями по кругу нижнего края рамы, так чтобы не было неровностей (рис. 41). Лишний материал обрезают. Шестой этап (закрепление облицовочной декоративной ткани). Надо стараться использовать хорошо сохранившуюся подлинную облицовочную ткань, после ее реставрации специалистами по тканям. Сильно поврежденную или утраченную обивочную ткань заменяют новой, аналогичной старой. Новая ткань должна быть натянута на сиденье с соблюдением симметрии рисунка или сюжета, без морщин и перекосов. Для этого отмечают середину переднего и заднего края, потом кладут ткань на сиденье и переворачивают его вместе с тканью (рис. 42). Натягивают ткань на переднюю и заднюю стороны над рамой сиденья и согласуют метки ткани с серединами сторон рамы. Закрепляют ткань приемами, описанными выше (показано на рис. 37,38,39), только в каждом углу надо сформировать две ровные складки. Заключительная операция обойной работы вкладного сиденья - закрепление ткани на нижней стороне сиденья. Вырезают кусок ткани на несколько сантиметров больше рамы. Загибают припуск и закрепляют его 10 мм тонкими обойными гвоздями в начале в середине каждой стороны рамы, потом по одному в каждом углу. Если ткань расположена ровно, то по периметру окончательно вбивают гвозди на расстоянии примерно 3 см друг от друга (рис. 43).
3. Реставрация пружинного сиденья стула (кресла) Традиционный способ достижения пружинности и мягкости сиденья стула (кресла) заключается в определенном расположении различных материалов на пружинном переплете. Проверенная временем последовательность расположения слоев материала обеспечивает упругость и постоянную первоначальную форму сиденья на долгое время. Для восстановления формы и мягкости реставрируемого сиденья необходимо перевязать пружины, то есть закрепить их на опорных ремнях в определенном положении. Изношенность ремней, как правило, является причиной полного демонтажа сиденья, замены разрушенных ремней на новые, обметочной перевязки пружин, нового покрытия пружинного переплета. При замене старых ремней первый новый ремень укрепляют в центре задней стороны каркаса сиденья и натягивают в перпендикулярном направлении на переднюю, а дополнительные попеременно с каждой стороны. Подробно технология крепления ремней была рассмотрена ранее. В зависимости от высоты применяемых пружин ремни, используемые в качестве основания для них, закрепляют по-разному: при небольшой высоте пружин ремни закрепляют на верхние кромки царг, при больших - на нижние, и тогда пружины оказываются внутри царги (рис. 44). В нашем случае будем считать: при небольшом размере пружин ремни прибиты обойными гвоздями сверху каркаса царги (рис. 45). Внутренняя конструкция сиденья стула или кресла обычно состоит из пяти-семи пружин, имеющих по крайней мере пять спиралей (колец). Пружины с меньшим количеством спиралей менее эффективны в упругости и пружинности. В старинной мебели, как правило, используют пружины двух видов: конусные и двойные винтовые. Конусные пружины имеют большое кольцо вверху, другие сужаются до самого маленького. Двойные винтовые имеют в центре пружины самую узкую спираль. Первые считаются жесткими, а вторые обладают различными степенями жесткости, которая определяется размером спирали на перехвате. Чем меньше спираль в центре, тем жестче пружина. В современной мягкой мебели применяются цилиндрические кольцевые пружины и плоские зигзагообразные. Кольцевые обычно делаются из тонкой стальной проволоки. Такие пружины в старинной мебели почти не применяются. Расположение и закрепление пружин на пересечении двух полосок ремней должны производится таким образом, чтобы концы пружин были обращены к центру сиденья. Прикрепляют их к ремням с помощью кривой иглы с длинным крученым шпагатом в четырех точках за нижнее кольцо. Укрепляющие стежки на ремнях вокруг кольца делают так, чтобы последний стежок попал на заднюю часть кольца и оказался близким к кольцу следующей пружины. Шпагат не обрывают при переходе от одной пружины к другой и после пришивания последней пружины шпагат закрепляют прочным двойным узлом, а излишки обрезают (рис. 46,47). После того как пришиты пружины на каждом пересечении ремней, приступают к следующей операции - выполнение пружинного переплета, который включает два вида перевязки: осадочного переплетения и обметочного. Для перевязки пружин концы шпагата закрепляются гвоздями с большим шляпками на расстоянии примерно 1,5 см от кромки царги. Гвозди длиной 3-4 см забивают не до конца по центру каждого ряда пружин. Концы шпагата обивают вокруг этих гвоздей на один-два оборота и затягивают их (рис. 48,49, 50). При выполнении пружинного переплета традиционно используют простые обметочные петли и двойные петли, простые и двойные петельные узлы (рис. 51). При осадочном переплетении шпагатом делают простую петлю вокруг проволоки верхнего кольца пружины, получают подвижный узел, что позволяет осадить пружину на нужную высоту и установить ее в вертикальном положении. Осадочную перевязку пружин рекомендуется производить от себя по направлению к противоположной стороне царги кресла. Сначала осаживают все поперечные ряды пружин, затем продольные. Концы шпагата после осадки каждого ряда пружины закрепляют гвоздями, забитыми не до конца на каркасе сиденья (гвозди забивают до конца после завершения операции стягивания пружин) (рис. 52, 53). Обметочное переплетение выполняют в том же порядке, как и при осадочном. Закрепляют положение пружин узловым переплетением, при этом шпагат завязывают вокруг кольца пружины неподвижными простыми или двойными петельными узлами. Концы шпагата также закрепляют на каркасе сиденья. При выполнении пружинного переплета необходимо добиваться того, чтобы все шпагаты имели равномерное тугое натяжение, а узлы крепко завязаны. При реставрации пружинного сиденья, так же как и при его первоначальном изготовлении, используют различные варианты перевязки конусных пружин в зависимости от конструкции каркаса сиденья, количества и размеров пружин. Различные схемы перевязки можно увидеть при подготовке сиденья к реставрации, после снятия набивочного и настилочного материалов старинной мебели. Чаще всего пружины перевязывают в продольном, поперечном и диагональном направлениях с закреплением каждой пружины восемью узлами (рис. 54). В отдельных случаях пружины перевязывают в поперечном и продольном направлениях с четырьмя узлами. Иногда при этом выполняют промежуточную перевязку с закреплением одним или двумя шпагатами между рядами пружин (рис. 55, 56). Следующим этапом реставрации сиденья кресла является обеспечение его мягкости и придания ему определенной формы. Для этого готовый пружинный переплет сиденья покрывают покровной тканью (мешковиной), которая обеспечивает опору для набивочного материала (конского волоса) и удерживает его от выпадения в пружины. Чтобы точно подогнать мешковину на сиденье, сначала ее натягивают руками и прибивают гвоздем посередине каждой из сторон царги. Затем натягивают мешковину по диагонали от угла к углу. Если мешковина натянута хорошо и ровно, то по периметру с подогнутыми краями прибивают ее к царге 1,5 см обойными гвоздями с равномерным шагом примерно 40 мм. По углам складывают концы припуска друг над другом и закрепляют также гвоздями (рис. 57, 58). Затем мешковину пришивают к верхним концам каждой пружины в трех-четырех местах, используя при этом изогнутую обивочную иглу с тонким крученым шпагатом. Начинают пришивать с угловой пружины, проводя иглу сверху вниз через мешковину по внешней стороне кольца пружины и назад по внутренней стороне кольца. Для закрепления первого стежка завязывают скользящий узел. Планируют каждый последующий стежок таким образом, чтобы проделываемый стежок находился вблизи смежной пружины. Когда к пружинам будет пришита вся мешковина, шпагат затягивают прочным узлом (рис. 59). Далее на покровную мешковину, натянутую на пружины, укладывают слой набивочного материала (конский волос) (рис. 60). Конский волос, как правило, используют старый, хорошо сохранившийся; предварительно его моют и расчесывают. Все слишком твердые и махрящиеся куски волос удаляют. Набивочный материал можно разложить на сиденье под заранее сделанные петли-стежки, как написано ранее, но можно сначала уложить слой конского волоса, а потом его пришить (прикрепить) к мешковине. Укладывают волос по всей поверхности сиденья слоем примерно в 5 см с небольшим утолщением посередине, формируя при этом плотное равномерное покрытие. В этом случае набивку пришивают изогнутой иглой с длинным крученным шпагатом, направляя иглу вниз через набивку и мешковину и под наружным изгибом верхнего кольца пружины. Таким образом пришивают набивку из конского волоса по всей поверхности сиденья, делая по одному стежку на пружину. Уложенный набивочный материал покрывают вторым куском мешковины и временно прикрепляют его обойными гвоздями к верхним краям царги (рис. 61). После этого прошивают набивочный слой, заключенный между двумя покровными мешковинами, насквозь с помощью двухконцевой иглы и крученного тонкого шпагата сначала вдоль борта на расстоянии примерно 15 см от края, а затем посредине сиденья. Шаг стежка должен быть примерно 200 мм. После прошивки набивочного материала вытаскивают гвозди, временно закрепляющие вторую мешковину, и дополнительно подкладывают под нее плотным слоем набивочный материал для образования бортов. Затем края этой мешковины натягивают и прибивают окончательно обойными гвоздями (примерно, 1,5 см) с шагом 3-4,5 см. Углы должны быть при этом тщательно заделаны, выровнены и зашиты шпагатом (рис. 62, 63). Подготовленные на краях сидения слои набивочного материала простегивают, как показано на рис. 64. Шаг стежка должен быть 1,5-2 см. Борт, простеганный таким образом, должен быть ровным, тугим, без завалов и нависания. При этом в середине сидения образуется впадина. Чтобы придать сидению правильную форму, впадину заполняют слоем подбивочного материала, как показано на рис. 65 (листы длинноволокошюго хлопка-ваты толщиной до 20 мм, волокна растительного происхождения и другие). Кроме того, подбивка покрывает поверхность деревянной царги для смягчения их краев. Часто при реставрации старинной мебели оставляют хорошо сохранившиеся первоначальные набивки и подбивки. Повторное использование их целесообразно как с точки зрения сохранения подлинности, так и потому, что эта набивка или подбивка уже сформировала форму сидения. Иногда отреставрированное мягкое сидение обтягивают облицовочной тканью непосредственно на слой подбивки, но старинные кресла почти всегда покрывались подкладной из хлопчатобумажной ткани, которую туго натягивают и прибивают обойными гвоздями или пришивают к бортам прочными нитками (рис. 66). Последним этапом реставрации мягкого сиденья кресла является обтягивание его облицовочной тканью (рис. 66). Эта ткань должна быть натянута на сиденье с соблюдением симметрии рисунка ткани без перекосов и морщин. Края ткани подворачивают и прибивают к каркасу кресла обойными гвоздями с интервалом 1,5-2,5 см или без подвертки, если позволяет плотность обивочной ткани. Край облицовки с обойными гвоздями закрывают декоративной тесьмой, приклеенной столярным клеем и закрепленной в некоторых местах страховочными гвоздиками с «невидимыми» головками. Тесьму, в зависимости от конкретного реставрируемого экспоната, иногда пришивают тонкими цветными нитками к краю обивочной ткани или закрепляют с помощью декоративных гвоздей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.210 (0.013 с.) |