Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предпосылки и условия зарождения и развития рекламы↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предшественницей печатной и электронной и другой современной рекламы была устная реклама, зародившаяся еще на рабовладельческом рынке. Предтечами же рекламистов можно считать глашатаев. Институт глашатаев вообще одно из древнейших установлений власти; по-разному называясь, эта деятельность (должность, профессия) присутствовала в самых ранних государствах (1). Именно глашатаи занимались массовой информационной деятельностью: оповещали население древних городов о государственных распоряжениях, попутно произнося политические призывы или обличения (прообраз политической рекламы), сообщая о судах, приговорах, казнях (прообраз юридической рекламы). А бытовая коммерческая информация озвучивалась зазывалами, бродячими разносчиками товаров и ремесленниками. Исследователь истории рекламы профессор В.В. Ученова считает, что даже племенные тотемы содержали нечто от рекламы: современные фирменные знаки, бренды (от англ. brand – клеймо) ведут свое начало от тех времен, когда в родоначальники племени избирались умные, сильные, смелые животные, птицы и др. Клейма, тавро выжигались на рабах и домашних животных, фирменными знаками отмечались предметы гончарного и художественного производства в Древней Греции. До наших дней дошли античные статуи с элогиями – посвящениями, многие из которых имели явно рекламный характер. На стенах домов также размещались тексты – граффити, то есть надписи, процарапанные (от лат. graftio – царапаю) или нанесенные краской. Acta senatus (оперативные сведения, объявления, новости или текущие решения Сената) и acta diurna populi romani (частные объявления, светская хроника) наносились на альбумы (от лат. album – белый), специально выбеленные мелом стены общественных зданий. Можно с уверенностью утверждать, что истоки современной пресс-рекламы, афиш, плакатов, торговых марок, рекламных акций восходят к античности. Реклама всегда отражает текущую действительность. Вот почему, когда в ХV-XVI веках в Европе доминировало религиозное мировоззрение, христианская идеология и сформировался институт церкви, ведущую роль стала играть религиозная реклама. Миссионеры, обращая язычников в христианскую веру, по сути, занимались их информационным обеспечением. В средние века глашатаи уже специализировались в разных областях: одни из них обслуживали духовенство, другие – рыцарство (герольды), третьи – бюргерство, четвертые – обычных горожан. Именно в то время появились сборники «Крики Рима», «Крики Парижа», «Крики Лондона», в которых классифицировались разносчики товаров – их можно было различить по рисункам, подчеркивающих своеобразие экипировки и даже выражение лиц. С развитием производства и торговли заявила о себе наружная реклама – вывесками, настенными росписями, транспарантами), возникла рыцарская, торговая и ремесленническая геральдика, стали массовыми рукописные объявления («Si quis» – «Если кто…», «летучие листки» – прямые предшественники современных рекламных листовок). С развитием печати усилилась конкуренция между издателями, пришедшими со временем к идее издательской марки, каталога, издательского проспекта, аннотации, экслибриса. Некоторые вообще считают венецианского книгоиздателя Мануция отцом европейской рекламы: ведь именно он стал первым выставлять заглавия книг, отпечатанные на отдельных листах бумаги, в витрине своего магазина. Оживилась и стала многотиражной зрелищная афиша (в англ. – play bill). Нувеллисты – собиратели и распространители новостей самого разного свойства, – находившиеся на службе у сановников, министров и богатых купцов, сначала готовили для них рукописные информационные бюллетени в виде сброшюрованных книжечек. Но затем распространители таких бюллетеней в Англии и во Франции (Натаниэль Беттер, Теофраст Ренодо) организовали выпуск газет и журналов, в которых рекламные тексты с самого начала играли ведущую, если не основную роль. Возникли и сугубо специализированные рекламные издания, имеющие разделы брачной рекламы, печатающие объявления о пропажах, расписаниях транспорта и др. Считается, что первые печатные объявления появились во Франции в 1657 г., через двадцать лет – в Англии, еще через пятьдесят – в Германии (зато в конце XIX века немцы первыми стали выпускать единственный в мире специальный журнал, посвященный рекламе). Адресные бюро по распространению бытовой информации считаются предшественниками рекламных агентств, которые в Англии XVII в. уже различались по видам. К середине того же века относят проведение первой рекламной кампании, сопровождавшей реализацию таких экзотических для Европы товаров, каковыми являлись в те времена чай, кофе, шоколад, завозимые купцами из Юго-Восточной Азии. Бурно развивающаяся рекламная деятельность требовала определенной регламентации, и в 1752 году английский парламент принял закон, в котором были заложены основы таких понятий, как «достоверная» и «правдивая реклама». Интересно, что лишь через 200 с лишним лет, в 1966 году, ЮНЕСКО принял «Международный кодекс рекламной практики». В США реклама начала развиваться только в XVIII в., но уже в двадцатых годах нью-йоркская «Газета», имевшая полукоммерческий характер, размещала на своих страницах очень большое количество объявлений. Почти через полтора столетия Д. Роуэлл выпустил «Справочник по американским газетам», в котором собрал всю информацию о прессе страны, ее тиражах и тарифах. В начале ХХ века общая цифра дохода американских газет от объявлений достигала 96 миллионов долларов; в 1910-х годах в Америке выходило 21535 периодических изданий, в том числе 2455 газет. В 70-е годы XIX в. американские производители стали активно присваивать своим товарам марки, особое внимание уделять упаковке. В конце века набрала обороты журнальная реклама, возник каталог посылочной торговли, называемый «первой типично американской книгой». В начале ХХ в. образуются различные рекламные организации (Американская федерация рекламы, Ассоциации рекламных агентств, общенациональных рекламодателей и мн. др.), взявшие на себя обязанности по саморегулированию и совершенствованию профессиональной деятельности. Период с 1840 по 1915 гг. в США считается эпохой становления рекламы, в течение которой сформировалась реклама от имени производителей, инфраструктура рекламного бизнеса, зародилась теория и критика рекламы. Период с 1915 г. по настоящее время – это эпоха совершенствования рекламы, захватившей последовательно радио, телевидение, интернет. Российская реклама проделала аналогичный путь. В ее истории также отмечается деятельность царских глашатаев, были у нас и свои «торговые шумы», «летучие листки»… В свое время популярностью пользовались лубки («потешные листы»), которые назывались поначалу «фряжскими», то есть иноземными, поскольку пришли из Италии. Они представляли собой гравюры на дереве (ксилографии) с рисунками и стихами. Гравированные изображения с текстами, как и яркие, пышные шествия, манифестации, фейерверки, так полюбившиеся Петру Первому, выполняли не только эстетические, но и мемориальные, политические функции. Ярмарки, с их потехами, зазывами и прибаутками, стали настоящей лабораторией рекламного искусства. В крепостных театрах зародилась афиша. Зрелищному плакату, вывеске уделяли серьезное внимание даже профессиональные художники: братья Васнецовы, М. Врубель, К. Коровин, М. Кустодиев, И. Машков, М. Ларионов, В. Маяковский (в 1913 году был организован вернисаж вывесок). Особую страницу занимает реклама в русской прессе. Уже в первых газетах, в том числе в петровских «Ведомостях», размещались объявления, которые со временем выделились в специальные приложения (суплементы). Газетная реклама в русских газетах была по преимуществу справочной, деловой, но, например, в «Московских ведомостях» Н. Новикова постоянно выходила библиографическая рубрика, в «Московском телеграфе» Н. Полевого зародился жанр развернутой рекламы, и даже понятие «скрытой рекламы» связывают с именем небезызвестного Ф. Булгарина, редактировавшего «Северную пчелу». До отмены крепостничества публиковать объявления могли лишь официальные или полуофициальные издания, в 1862 г. это право получила и частная пресса. Газеты стали активно печатать прямую рекламу (иллюстрированные объявления в рамках). В 1896 г. «Новое время» получило от рекламной деятельности около полумиллиона рублей общего дохода. Вообще, рост доходов от рекламы падает на конец 1890-х и начало 1910-х годов – периоды высшего подъема капиталистической экономики в России. В советское время реклама развивалась неравномерно (2): сразу после революции она была монополизирована государством; затем, во время НЭПа наступило ее некоторое оживление; с середины 30-х, в течение двадцати лет, по сути, существовала лишь внешняя торговая реклама; в конце 60-х-начале 70-х годов реклама как бы реанимируется: возникают специальные организации, отвечающие за торговую и бытовую рекламу, открываются информационно-рекламные приложения при городских или областных газетах, выходят специальный одноименный журнал, книги, начинается изучение рекламы на теоретическом уровне.
Сноски и примечания: 1. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы: детство и отрочяество. М., 1994, с.9. 2. См.: Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. М., 1998, с.29-34.
Литература: Киселев А.П. Реклама в дореволюционной газете // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика, 1990, № 4, с. 28-34. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы: детство и отрочество. М., 1994. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. М., 1998. Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. М., 1989.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.30.14 (0.007 с.) |