ТОП 10:

И проведению семинарских занятий



Дисциплина: МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ВЭД

Специальности: 080115 «Таможенное дело»

Форма обучения: очная

 

Ростов-на-Дону

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Ростовский филиал

 

Кафедра экономической теории

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

(протокол от 28 декабря 2005 г. № 5)

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских занятий

 

Дисциплина: МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ВЭД

 

Специальности: 080115 «Таможенное дело»

 

Форма обучения: очная

 

 

 

Ростов-на-Дону

 

Печатается в соответствии с планом РИД Ростовского филиала РТА на 2006 год

 

Автор-составитель:

Гильяно А.А., стар. преподаватель кафедры экономической теории Ростовского филиала РТА, к.э.н.

 

 

Ответственный за выпуск:

В.И. Панченко, зав. кафедрой экономической теории

Ростовского филиала РТА, к.э.н., доцент

 

 

Рецензенты:

Чепко И.Б., к.э.н., ст. преп. кафедры ОТК и ТСТК

Ростовского филиала РТА,

Курникова Л.П., к.э.н., доцент кафедры мировой экономики СКАГС

 

 

© РИО Ростовского филиала РТА, 2006

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Название темы. Формы промежуточного и итогового контроля Количество часов
Всего Аудиторные занятия Самосто-ятельная работа
Лекции Семина-ры
1. Мировое хозяйство.
2. Международное разделение труда.
3. Международная торговля товарами и услугами.  
4. Международная миграция рабочей силы.
5. Мировой рынок капиталов и зарубежное инвестирование.
6. Международный рынок технологий.
  7. Содержание и формы внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
8. Контрагенты в сфере ВЭД.  
9. Международные контракты.  
10. Валютно-финансовые и кредитные операции во внешнеторговых расчетах  
11. Международное ценообразование.
12. Организационная подготовка переговоров участников ВЭД
  13. Организация ВЭД на уровне предприятия.
14. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.
ИТОГО
Экзамен, курсовая работа        

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

I. Задания для самостоятельной работы

1. Используя рекомендуемую литературу, найти определения следующих понятий: мировая экономика; метасистема; постиндустриализация; регионализация; мировой экономический порядок; новый мировой экономический порядок (НМЭП); новый мировой порядок (НМП); система национальных счетов; валовой мировой продукт (ВМП); интернационализация; глобализация.

2. Ответить на следующие вопросы:

- Почему используется множество трактовок понятия «мировая экономика»?

- В чем выражаются принципиальные отличия в этапах развития мировой экономики?

- Как применяется системный подход при изучении мировой экономики?

- Каковы основные критерии выделения подсистем в мировой экономике?

- Каковы основные тенденции развития мировой экономики на современном этапе?

3. Дать характеристику основных теорий мировой экономики.

4. Подготовить доклад к семинарскому занятию на тему: «Основные тенденции развития мировой экономики на современном этапе»[1].

II. План семинарского занятия

 

1. Понятие, сущность и становление мировой экономики.

2. Основные этапы формирования мировой экономики.

3. Подсистемы мировой экономики и критерии их выделения.

4. Показатели развития мировой экономики.

5. Динамика и тенденции развития мировой экономики во второй половине XX – начале XXI века.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

При выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы;

- постарайтесь выяснить основную связь между вопросами, выносимыми на семинарское занятие;

- отыскав определения основных понятий, относящихся к изучаемой теме, составьте их глоссарий;

- при подготовке первого вопроса плана семинарского занятия обратите внимание на выделение основных этапов становления мировой экономки и охарактеризуйте доминирующие черты каждого из них;

- при подготовке доклада используйте информацию, содержащуюся в учебниках «Мировая экономика и международные экономические отношения» (№ 2-ОЛ) и «История мировой экономики» (№ 3-ДЛ), а также учебнике «Мировая экономика» (№ 5-ДЛ). Продолжительность доклада должна составлять не более 10 минут.

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – Гл. 1.

2. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Серия. «Учебники, учебные пособия», Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – Раздел 1, гл. 1.

3. История мировой экономики: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1999. – Гл. 19, 26, 29-31.

4. Кочергина Т.Е. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: учебник. Ч. 1. – Ростов-на-Дону: РИО Ростовского филиала РТА, 2006. – Тема 1.

5. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Б.М. Смитиенко. – М.: ИНФРА-М, 2005. – Гл. 3.

6. Международные экономические отношения: Учебник для вузов/В.Е.Рыбалкин, Ю.А.Щербанин, Л.В.Балдин и др.; Под ред. проф. В.Е.Рыбалкина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – Гл. 4.

7. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов/Под ред. проф. И.П.Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – Гл. 1-2.

Дополнительная литература:

1. Захаров А.Н., Зокин А.А. Методы оценки конкурентоспособности // Внешнеэкономический бюллетень. – 2003.- №1. – С. 37-45.

2. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и практика: Учебник для вузов/ Пер. с англ. Под ред. В.П. Колесова, М.В. Кулакова. – М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997. – Гл. 1, 24.

3. Мировая экономика: Краткий курс лекций / В.П. Воронин, Г.В. Кандакова, И.М. Подмолодина; Под ред. В.П. Воронина. – М.: Юрайт-м, 2001. – Лекция 1.

4. Мировая экономика: Курс лекций. Часть 1. Мировая экономика: структура, ресурсы, тенденции и проблемы: Учебное пособие. / Под ред. С.Ф. Сутырина. – СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001. – Раздел 1-2.

Тема 2. МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА.

I. Задания для самостоятельной работы

1. Используя рекомендуемую литературу, найти определения следующих понятий: уровень экономического развития; экономический потенциал; стандартная классификация стран; классификация стран по уровню дохода на душу населения; классификация стран по степени открытости; конкурентоспособность; дуальная экономика; международное разделение труда, международная специализация и кооперирование производства.

2. Ответить на следующие вопросы:

- По каким основным критериям классифицируют страны мира?

- Чем определяется конкурентоспособность стран в мировой экономике?

- Какие черты характерны для развивающихся стран мира?

- Какая экономика называется «дуалистичной»?

- Какими показателями определяется участие национальной экономики в международном разделении труда?

3. Дать характеристику промышленно развитых стран мира и моделей их развития.

4. Провести сравнительный анализ хозяйственных механизмов развитых стран.

II. План семинарского занятия

1. Классификация стран по уровню мирового развития.

2. Конкурентоспособность стран и показатели, ее определяющие.

3. Место и роль отдельных стран в мировой экономике.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

При выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы;

- отыскав определения основных понятий, относящихся к изучаемой теме, составьте их глоссарий;

- при выполнении задания № 3, обратите внимание на соотношение понятий «социально-экономическая модель» и «хозяйственный механизм»;

- при изучении второго вопроса плана семинарского занятия, следует выделить основные показатели, определяющие конкурентоспособность страны и ее участие в международном разделении труда;

- при выполнении задания № 4, следует исходить из трехуровневой структуры хозяйственного механизма развитых стран.

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература:

1.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – Гл. 2, 12.

2.Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Серия. «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – Гл. 3- 6.

3.Международные экономические отношения: Учебник/ Под ред. Б.М.Смитиенко. – М.: ИНФРА-М, 2005. Глава 1, § 1.

4.Мировая экономика: Учебное пособие для вузов/Под ред. проф. И.П.Николаевой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – Гл. 11-15.

5.Симионов Ю.Ф. и др. Мировая экономика и международные экономические отношения / Симионов Ю.Ф., Носко Б.П., Гильяно А.А. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Дополнительная литература:

1.Кругман П.Р.,Обстфельд М. Международная экономика. Теория и практика: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. В.П.Колесова, М.В. Кулакова. - М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997. – Гл. 11, 12, 23.

2.Мовсесян А.Г., Огнивцев А.Б. Мировая экономика: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001. – Гл. 3.

3.Стрыгин А.В. Мировая экономика. – М.: «Экзамен», 2001. – Гл. 9-12.

4.Мировая экономика и международный бизнес: Учебник/ Под общ. ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. – М.: КНОРУС, 2005. – С. 558







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.51.69 (0.007 с.)