ТОП 10:

Словарь социологических терминов



Агенты (акторы)— действующие социальные субъекты, а иног­да также организации и институты.

Адаптация социальная— приспособление личности или соци­альной группы к общественной среде, в ходе которого со­гласовываются требования и ожидания участвующих в нем субъектов.

Аномия(от. франц. апот1а) — отсутствие закона, организа­ции) состояние индивидуального и общественного созна­ния, которое характеризуется разложением системы цен­ностей, обусловленным кризисом всего общества, его со­циальных институтов, противоречием между провозглашен­ными целями и невозможностью их реализации для боль­шинства (понятие введено Э. Дюркгеймом, теория разра-, ботана Р. Мертоном).

Анонимность(от греч. апопутоз — безымянный) — в социо­логическом опросе обязательное условие для исследователя не требовать от респондента его фамилии, имени и отче­ства.

Антропология(от греч. ап1Нюро$ — человек и 1о$о$ — учение) -наука о происхождении и эволюции человека, а также о дописьменных культурах.

Ассимиляция— постепенное слияние группы меньшинства с доминирующей культурой.

Бизнес-слой— вся совокупность людей, занимающихся биз­несом, предпринимательством.

Бизнес-элита — высшая прослойка класса бизнесменов.

Брак— исторически меняющаяся форма социальных отноше­ний между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обя­занности.

Бюрократия— организация, деятельность которой предусмат­ривает разделение иерархически упорядоченных ролей, складывающихся на основе четких правил и процедур; со­циальный слой, непосредственно осуществляющий функ­ции управления обществом.

Валидность— основная характеристика качества измерения в социологии, одна из составляющих надежности социоло­гической информации. Различают теоретическую (концеп­туальную) и эмпирическую (валидность по критерию).

Взаимодействие социальное— способ осуществления соци­альных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаи­модействия, а также условия и факторы его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и разви­тие личности, социальной системы, изменение их в соци­альной структуре общества и т. п.

Вторичная группа— обозначение всех больших социальных групп или социальных организаций, где отношения между людьми носят формально-служебный характер.

Выборка— часть населения (популяции), строго отражающая особенности и соотношение всех элементов генеральной совокупности (исследуемого сообщества в целом).

Выборка случайная— выборка, составленная таким образом, что каждый элемент структуры населения (и любое сочета­ние элементов) может быть включен в нее с одинаковой вероятностью.

Выборка целевая— выборка, в которой исследователь отби­рает людей для опроса из заданных целями исследования групп.

Выборочная совокупность— множество людей, которых со­циолог опрашивает.

Гендер— совокупность социальных характеристик пола.

Гендерный идеал— ожидание определенного поведения муж­чин и женщин, присущее данной культуре.

Генеральная совокупность— все население или та его часть, которую социолог намерен изучить, опираясь на выбороч­ную совокупность.

Государство— социальный институт и совокупность соци­альных организаций, осуществляющих управление обще­ством и распределяющих общественные ресурсы.

Группа— совокупность взаимодействующих людей, ощущаю­щих свою взаимосвязь, совокупность, воспринимаемая другими как некое сообщество.

Группа вторичная— совокупность людей, между которыми »/ почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимо­действие обусловлено стремлением к достижению опреде­ленных целей.

Группа контрольнаявэксперименте испытуемые, с кото­рыми обращаются как с испытуемыми из эксперименталь­ной группы, но на них не оказывает влияние независимая переменная.

Группа малая— совокупность людей, между которыми име­ются непосредственные контакты.

Группа первичная— небольшое количество людей, между ко­торыми устанавливаются прямые контакты, отражающие многие аспекты их личностных свойств, и складываются устойчивые эмоциональные отношения.

Группа этническая— часть общества, члены которой осозна­ют себя (или считаются с точки зрения других) носителя­ми общей культуры.

Девиация(от позднелат. deviatio — отклонение) — отклонение в поведении человека от общепринятых норм.

Деградация— постепенное ухудшение, снижение или утрата положительных качеств.

Деиндивидуализация— процесс оставления своей граждан­ской сущности.

Делинквентность(от. лат. delinquens — совершающий просту­пок) — в социологии и юриспруденции обозначение про­тивоправных действий трудновоспитуемых подростков, со­стоящих на учете в милиции или замеченных полицией за регулярно совершаемые нарушения, способные повлечь за собой уголовное наказание.

Демография(от греч. demos — народ и grapho — описываю) — наука, при помощи статистики изучающая рождаемость, смертность, долгожительство, плодовитость, брак, миг­рацию и другие процессы населения конкретной страны.

Депривация — лишение или недостаточность условий, необ­ходимых для нормальной жизни.

Десоциализация— разобучивание, утрата прежних навыков и манер поведения.

Дискриминация— социальное подавление, ущемление в пра­вах или несправедливое обращение с членами групп обще­ственных меньшинств или непривилегированного большин­ства.

Дистанцирование— сознательное отгораживание, отдаление одного человека, как правило, занимающего высокий ста-., туе, от другого, с меньшим статусом.

Дисфункциональный— противоречащий или нарушающий ос­новные функции (цели) организации.

Дифференциация— деление общества на общности, фрагмен­тация человеческой жизнедеятельности на множество относительно ограниченных культурных пространств, конк­ретных функций и социальных занятий.

Единица выборки— единица отбора и анализа данных при выборочном обследовании

Идеальный тип— определенный образ-схема состояний и про­цессов, как если бы они происходили без отклонений и помех, которая рассматривается как наиболее удобный спо­соб упорядочения эмпирического материала (понятие вве-дено в социологию М. Вебером).

Идентификация (от позднелат. identificio — отождествляю) — признание тождественности, опознание, в социологии — процесс эмоционального и иного самоотождествления че­ловека с другим человеком, группой, образом.

Иерархия(от греч. hieros — священный и аrche — власть) - расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

Иммиграция— перемещение людей в данное общество извне.

Индекс— количественный показатель, обобщающий первич­ную социологическую информацию, полученную в ходе измерений с помощью одной или нескольких шкал.

Индивидуализм— тип мировоззрения, в основе которого ле­жит противопоставление отдельного индивида обществу.

Индивидуальность— сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от дру­гих людей.

Инновация— в теории Мертона — реакция на аномалию, ко­торая предполагает согласие с целями общества, но отри­цает социально одобряемые способы их достижения.

Институт социальный— устойчивый комплекс правил, прин­ципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему; сово­купность ролей и статусов, предназначенных для удовлет­ворения определенной социальной потребности.

Институционализация— закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.

Институция— установление, обычай, порядок, принятый в обществе.

Инструментальные(контакты, зависимость) — практически

ориентированные, выгодные.

Интеграция— объединение.

Интеграция социальная— совокупность процессов, благодаря которым происходит соединение разнородных взаимодей­ствующих элементов в социальную общность, целое, сис­тему; формы поддержания социальными группами устой­чивости и равновесия общественных отношений; способ­ность социальной системы к самосохранению перед лицом внутренних и внешних напряжений, затруднений, проти­воречий.

Ивтеракционизм— одно из главных направлений в зарубеж­ной социологии, сводящее сущность общества к межлич­ностному взаимодействию.

Интервью— целенаправленная беседа, цель которой — полу­чить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследований.

Интернализация(англ. internalizatiоп — усвоение) — в социо­логии принятие элементов поведения или культуры, усво­ение.

Информация социальная— знания, сообщения, сведения об отношениях людей, состоянии и характере развития соци­альных процессов, условиях жизнедеятельности, обще­ственном положении индивидов и социальных групп, вза­имодействии их интересов.

Исследование социологическое— вид социального исследова­ния, способ изучения социальных установок и поведения (деятельности) индивидов на основе системы логически последовательных методологических, методических и орга­низационно-технических процедур, направленных на по­лучение достоверных данных об изучаемом объекте или про­цессе для решения конкретных теоретических и социальных проблем.

Квазиобщество— обозначение мирового сообщества, которое по многим признакам похоже на обычное общество.

Класс— большая социальная группа, отличающаяся от дру­гих по критериям доступа к общественному богатству (рас­пределению благ в обществе), власти, социальному престижу.

Когнитивное развитие— процесс формирования мыслительной деятельности личности.

Конвергенции теория — 1) в исследовании коллективного по­ведения, взгляд, согласно которому сама по себе толпа не способствует проявлению необычного поведения. Она при­влекает определенные типы людей, и таким образом реа­лизуется поведение, к которому они были предрасположе­ны; 2) в исследованиях развития обществ конвергенция оз­начает возрастание сходства по мере экономического раз­вития традиционных обществ.

Конвергенция— возрастание сходства в развитии разных со­циальных объектов или возбуждение реализации поведенческих предрасположенностей.

Консенсус(от лат. соnsensus — согласие, единодушие) — при­нятие конечного решения на основе общего согласия учас­тников или сторон, всеобщее согласие.

Контент-анализ(от лат. соntепt — содержание) — в социоло­гии количественный анализ текстов газет или книг.

Контркультура— субкультура, нормы или ценности которой противоречат главным составляющим господствующей куль­туры.

Контроль социальный— совокупность норм и ценностей об­щества, а также санкций, применяемых в целях их осуще­ствления. Цель — предотвращение девиантного (отклоняю­щегося) поведения путем наказания или исправления.

Конфликт— столкновение интересов различных социальных общностей, форма проявления социального противоречия.

Конфликт социальный(от лат. сопflictиs — столкновение) — столкновение интересов различных социальных обязаннос­тей, частный случай проявления социального противоречия.

Конформность(от позднелат. сопforтis -- подобный, сооб­разный) — приспособленность, пассивное принятие суще­ствующего порядка вещей, господствующего мнения, не­критическое следование чужим образцам.

Кооптация— инструмент урегулирования организационного конфликта, представляющий собой вовлечение неудовлет­воренных сторон в процесс принятия решений.

Корреляционный анализ— количественное изучение статис­тических связей между признаками социальных объектов.

Корреляция(от позднелат. соrrelatio — соотношение) — вза­имная связь, взаимозависимость эмпирических признаков, свойств, черт, показателей (в социологии).

Коррупция(от лат. соrrирtiо — подкуп) — процесс, связан­ный с прямым использованием должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения (подкуп чиновников, дача взяток).

Коэффициент корреляции— мера плотности корреляционной связи. Когда каждому значению одного признака соответ­ствуют различные, но близкие значения другого призна­ка, т. е. тесно располагаются около своей средней вели­чины, — связь более полная.

Культ— религиозная секта, придерживающаяся крайних воззрений и призывающая к радикальным изменениям верований личности, общества или того и другого одновременно.

Культура— система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и при­емов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, зна­ках) и передаваемых последующим поколениям. v Культура массовая— форма культуры, произведения которой стандартизируются и распространяются среди широкой пуб­лики, без учета региональных, религиозных или классо­вых субкультур.

Культура элитарная— форма культуры, включающая изящ­ные искусства, музыку, литературу и предназначенная для высших слоев общества.

Культурная диффузия— распространение особенностей, свойств данной культуры на другие культуры.

Культурный релятивизм— убеждение, что культуру можно понять лишь на основе ее собственных ценностей в ее соб­ственном контексте.

Латентные(от лат. 1аtепt) — скрытые.

Личность— устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного раз­вития (социализации) и включения людей в систему соци­альных отношений посредством деятельности и общения.

Личность авторитарная— совокупность черт личности, кото­рая стремится проецировать чувство собственной неполно­ценности и слабости на членов другой группы и проявляет враждебность к этой группе.

Лонгатюдное исследование— вид повторного исследования, при котором ведется длительное периодическое наблюде­ние над одними и теми же социальными объектами.

Люмпен — деклассированный человек, полностью выб­рошенный из общества и утерявший обычные ценности, нормы, стандарты отношений и поведения (преступник, нищий, бомж и т. п.).

Макросоциология— область социологического знания, изу­чающая крупные элементы социальных структур, их состо­яния и взаимодействия.

Макроуровень— в социологии — описание крупных явлений, процессов и структур, охватывающих большие социальные группы и народы; миграция населения, кризис институ­тов, переход от одного типа общества к другому и т. п.

Макроуровень социологического исследования —сосредото­чение внимания на крупномасштабных социальных струк­турах и институтах.

Маргинальность-- промежуточность, «пограничность» поло­жения индивида между разными социальными группами.

Метод— систематизированный способ достижения теорети­ческого или практического результата, решения проблемы или получения новой информации на основе определен­ных регулятивных принципов познания и деятельности, осознания специфики изучаемой предметной области и за­конов функционирования ее объектов. Он очерчивает путь к достижению цели (истины) и включает в себя стандарт­ные и однозначные правила (процедуры), обеспечивающие надежность и достоверность полученного знания. Различа­ют всеобщие и конкретно научные методы.

Методология исследования— стратегия научного поиска, опи­рающаяся на осознание задач, метода или методов его про­ведения, программных установок, ценностных характери­стик, нормативов и регуляторов теории изучаемой пред­метной области.

Миграция— территориальное перемещение каких-либо групп

населения.

Микросоциология— область социологического знания, изу­чающего преимущественно межличностные, внутригрупповые и повседневные взаимодействия людей.

Микроуровень– в социологии — описание малых явлений, процессов и структур, характеризующих ближайшее окруже­ние человека: семья, круг друзей, общение, малая группа.

Микроуровень социологического исследования —сосредото­чение внимания на мельчайших элементах межличностного общения.

Мобильность(от лат. тоЫКз — подвижный) — в социологии — перемещения людей из одной группы, общности, города, страны и т. п. в другие группы.

Мобильность вертикальная— изменение положения индиви­да, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса,,

Мобильность горизонтальная— изменение положения, кото­рое не приводит к повышению или понижению социаль­ного статуса.

Мобильность индивидуальная— изменение положения инди­вида в системе социальной стратификации.

Мобильность интергенерационная —переход профессиональ­ного статуса от родителей к детям.

Мобильность коллективная (групповая) —изменение положе­ния социальной группы в системе социальной стратификации.

Мобильность социальная— переходы людей из одних обще­ственных групп и слоев в другие (социальные перемеще­ния), а также их продвижение к позициям с более высо­ким престижем, доходом и властью (социальное восхожде­ние), либо движение к более низким иерархическим пози­циям (социальное нисхождение, деградация). Различают групповую и индивидуальную формы мобильности.

Модернизация— совокупность технологических, экономиче­ских, социальных, культурных, политических перемен, направленных на совершенствование общественной систе­мы в целом.

Наблюдение— метод социологического исследования и полу­чения информации путем прямой и непосредственной ре­гистрации событий и условий их протекания.

Неравенство— положение, при котором люди не имеют рав­ного доступа к социальным благам.

Неформальный— основанный на личных отношениях, непи­саных правилах.

Номенклатура(от лат. потепс1аtиrа — перечень, роспись имен) — перечень руководящих должностей, замещение ко­торых производит вышестоящий орган.

Норма(от лат. поrта — руководящее начало, правило, обра­зец) — в социологии совокупность всех правил, которые формально или неформально приняты в группе или обще­стве.

Норма социальная— средство социальной регуляции поведе­ния индивидов и групп.

Обработка данных— совокупность операций и процедур ана­лиза первичной социологической информации.

Обряд— совокупность символических стереотипных коллек­тивных действий, воплощающих в себе те или иные соци­альные идеи, представления, нормы и ценности и вызы­вающих определенные коллективные чувства.

Общество— объединение людей, имеющее закрепленную со­вместную территорию, общие культурные ценности и со­циальные нормы, характеризуемое осознанной социокуль-/ турной идентичностью (самопричислением) ее членов.

Община— первичная форма социальной организации, воз­никшая на основе родовых связей и характеризуемая нео­посредованным типом социальных отношений.

Общность— совокупность людей, связанная сходством жиз­ненных условий, единством ценностей и норм, отноше­ниями организации и осознанием социальной идентично­сти (самопричислением).

Обычай— воспринятая из прошлого форма социальной регу­ляции деятельности и отношений людей, которая воспро­изводится в определенном обществе или социальной груп­пе и является привычной для его членов (различные обря­ды, праздники, производственные навыки и т. д.).

Опрос— метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к представителям определенной со­циальной группы. Бывает сплошным и выборочным.

Организация— крупная вторичная группа, образуемая для

достижения определенных целей.

Отношения социальные— отношения между людьми и груп­пами людей, занимающими различное положение в обще­стве.

Отчуждение в сфере труда— состояние работников, которое заключается в чувстве бессилия, ощущении, что труд не имеет смысла, в отстранении, психологической невклю­ченности в свою работу.

Ошибка репрезентативности— расхождение между генеральной и выборочной совокупностями, отклонение одной от дру­гой.

Панельное исследование— способ сбора информации посред­ством нескольких опросов членов постоянной выборочной совокупности (панели).

Патерналистский(от лат. раtеr — отец) — патернализм харак­теризует попечительский, заботливо-отеческий, покрови­тельственный стиль отношения, особенно в менеджменте.

Переменная— признак исследуемого объекта, который может принимать различные значения (пол, возраст, доход, про­фессия, статус и т. д.). Различают зависимые (те, кото­рые следует объяснить с помощью эксперимента или иным способом) и независимые (вызывающие реальные измене­ния или объясняющие их) переменные.

Пилотажное исследование— пробное исследование пре­имущественно методической направленности, цель которого — проверка качества социологического инструментария.

Поведение коллективное— относительно стихийное и неорганизованное поведение группы людей, реагирующих на нео­пределенную или угрожающую ситуацию.

Повторные исследования— долговременное изучение по еди­ной программе некоторого объекта.

Политическая социализация— процесс развития, в ходе ко­торого дети и подростки воспринимают идеи, политичес­кую позицию и поведение, типичное для данной общности.

Предрассудок— суждение о группе или ее членах в соответ­ствии со стереотипными установками.

Проблема исследования— сформулированное противоречие между состоянием социальной действительности и ее тео­ретическим представлением, требующее для своего разре­шения использования научных методов, процедур и при­емов уточнения знания.

Проблема социальная— социальное противоречие, осознава­емое субъектом как значимое несоответствие между суще­ствующим и должным.

Программа исследования— изложение его целей, общей кон­цепции, исходных гипотез вместе с логической последова­тельностью операций для их проверки.

Процесс социальный— последовательная смена состояний об­щества или его отдельных систем.

Разделение труда— дифференциация видов деятельности, складывающаяся в обществе в процессе исторического развития.

Ранжирование— способ оценки переменной, когда ее значе­нию приписывается место в последовательности величин (ранг), определяемое при помощи порядковой шкалы.

Регламентированный(франц. rеgiе — правило) — жестко свя­занный правилами.

Регуляция— управление, согласование, приведение в поря­док.

Рейтинг(англ. rating — индивидуальный числовой показатель оценки каких-либо достижений в классификационном спис­ке.

Рекрутирование(от нем. Rekrut — принятие на службу или работу по найму либо по повинности.

Репрезентативность— свойство выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупности

Ресоциализация— переобучивание новым ролям и ценностям. Респондент— тот, кого опрашивает социолог.

Ретреализм— согласно классификации Мертона, реакция на аномию, предполагающая отрицание общественных целей и средств их достижения.

Ретритизм(от англ. rеtrеа) — уединение, отступление, уход) - отвержение культурных целей и институциональных средств, уход от реального мира в свой внутренний болезненный мир (бродяги, хронические алкоголики и наркоманы, психи­чески ненормальные люди).

Референтная группа— группа, к которой хотел бы принадле­жать человек или на которую он равняется как на эталон­ную.

Ритуал(от лат. ritualis — обрядовый) — вид обряда, форма сложного символического поведения, упорядоченная сис­тема действий, выражающая определенные социальные и культурные ценности.

Ролевой конфликт— ситуация, при которой человек сталки­вается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей.

Роль— модель поведения, часть статуса.

Роль возрастная— совокупность ожиданий, связанных с воз­растом.

Cанкции негативные— наказание, препятствующее поведению, которое не соответствует культурным нормам.

Санкции позитивные— поощрение за соблюдение норм.

Санкция (от лат. sanctio — строжайшее постановление) — мера

положительного или отрицательного воздействия.

Секта— религиозная организация, которая отвергает ценности остального общества и требует «обращения» в свою веру

и исполнения соответствующих ритуалов.

Секуляризация— процесс, при котором подвергаются сомнению верования в сверхъестественное и связанные с ним

ритуалы, а институт религии утрачивает свое социальное

влияние (церковь отделяется от системы правления).

Семья — основанное на кровном родстве, браке или усыновлении (опекунстве) объединение людей, как правило, связанных отношениями собственности, общностью быта,

взаимной ответственностью за воспитание детей.

Семья нуклеарная— семейная структура, состоящая из взрослых родителей и детей, находящихся на их иждивении.

Семья расширенная— семейная структура, включающая, помимо нуклеарной семьи (супруги и дети), других родственников, например старших родителей, их сестер и братьев,

внуков, двоюродных родственников.

Символ— обобщенное, закодированное обозначение понятия,

действия или предмета, синтетически выражающее его

смысл.

Социализации агенты— институты, люди и социальные группы, которые способствуют социализации личности.

Социализация— процесс усвоения индивидом на протяжении

его жизни социальных норм и культурных ценностей того

общества, которому он принадлежит.

Социальная дезорганизация— условия в обществе, при которых культурные ценности, нормы и общественные отношения отсутствуют, слабы или противоречивы.

Социальная интеракция— процесс, в котором люди действу-

ют и взаимодействуют друг с другом.

Социальный институт— совокупность ролей и статусов, пред-

назначенных для удовлетворения определенной социальной

потребности.

Социальный контроль— совокупность норм и ценностей об­щества, а также санкции, применяемые в целях их осуще­ствления. В изучении девиации — усилия окружающих, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказания девиантов или их исправления.

Социограмма— способ регистрации межличностных отноше­ний в малой группе при помощи чертежа.

Социометрия— изучение структуры межличностных отношений в малых группах.

Социум— социальное окружение человека, общество.

Среда социальная— совокупность социальных условий жиз­недеятельности человека, оказывающих влияние на его со­знание и поведение.

Средний класс— социальная группа, занимающая промежу­точное положение между элитой и классом наемных работ­ников в структуре современного общества.

Статус— социальная позиция (положение) индивида в груп­пе или обществе.

Статус аскриптивный(приписанный) — прирожденный, унаследованный статус.

Статус возрастной— социальное положение, приписываемое индивиду на основе возраста.

Статус достигнутый— значение, приобретаемое индивидом обществе благодаря его собственным усилиям.

Статус основной— статус, определяющий общественное по­ложение и значение человека, связанные с определенными его правами и обязанностями.

Статус приписанный(предписанный) - статус, унаследован­ный от рождения, прирожденный.

Статус социальный— позиция человека в обществе, связанная с определенными правами и обязанностями.

Стереотип— упрощенный, схематизированный, привычный

канон мысли, образ восприятия и поведения.

Стратификация(от лат. stratuт — слой) — расположение со­циальных слоев (групп) сверху вниз по признаку неравен­ства доходов, уровня образования, объема власти, про­фессионального престижа.

Стратификация возрастная— система, в которой разные воз­растные группы в обществе неодинаково вознаграждаются.

Структура— совокупность жестко закрепленных и взаимо­связанных элементов.

Субкультура— система символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное со­общество или какую-либо социальную группу от культуры большинства общества.

Суперэго — согласно Фрейду, структура «Я», выполняющая функции нравственного контроля и моральной оценки.

Тест — метод строгого измерения и оценки отдельных качеств

индивида.

Техника социологического исследования — совокупность орга­низационных и методических приемов и способов сбора, обработки и анализа данных.

Типологизация — способ выявления сходства и различия мно­жества социальных объектов, поиск критериев их классификации.

Толерантность — терпимость к чужому образу жизни, поведе­нию, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Толпа — значительное число людей, находящихся в непос­редственном контакте друг с другом.

Тотем — символ какого-либо природного создания (например, животного), считающийся священным.

Традиции — элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени.

Урбанизм — состояние, при котором достигается большая численность, плотность и гетерогенность местного населе­ния; характеристика городской цивилизации.

Факт социальный — единичное общественно значимое собы­тие или некоторая совокупность однородных событий, ти­пичных для той или иной сферы общества.

Функция — предназначение, значение, выполняемая роль.

Ценности— разделяемые в обществе (общности) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения (терминальные и инст­рументальные ценности).

Эксперимент –способ получения данных, при котором условия ипеременные контролируются для установления причинно-следственных связей.

Эмиграция –переселение за пределы данного общества (государства).

Эмпирический – опытный, основанный на фактах.

Этнические – кровнородственные

Этнос - исторически сложившаяся на определенной террито­рии устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психо­логического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Язык - система коммуникации, осуществляющейся на осно­ве звуков и символов, имеющих условные, но структурно обоснованные значения.

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

 

Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»

 

 

Факультет Информатизации и Управления

 

Рассмотрено и УТВЕРЖДАЮ

Рекомендовано

на заседании кафедры Декан факультета

ФХ

Протокол №___4_____ ___проф. Денисов М.Ю.

«_08_»__декабря__2008г. ____________________

Зав. кафедрой___________ «___»___________200_г.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.97 (0.04 с.)