Система органов государственной власти в России



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система органов государственной власти в России



 

Народ в Российской Федерации осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти.

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды, а в ее субъектах – образуемые ими органы государственной власти.

Государственный орган – это орган власти, наделенный властными полномочиями, уполномоченный государством на осуществление его задач и функций и действующий в установленном законом порядке.

Ключевой фигурой в этой системе органов является Президент Российской Федерации, который является главой государства. Он избирается на четыре года (не более, чем на два срока подряд) гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Им может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в ней не менее 10 лет. Порядок выборов Президента России определяется федеральным законом от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (с изм. и доп.) “О выборах Президента Российской Федерации”.

Полномочия Президента РФ можно свести в следующие группы:

1. Полномочия, связанные с деятельностью Федерального Собрания РФ, его палат. Он назначает выборы Государственной Думы; распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией РФ; вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы; обращается к Федеральному Собранию с ежегодными Посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, кандидатуру Генерального прокурора; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.

2. Полномочия, связанные с деятельностью Правительства РФ. Он назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принимает решение о его отставке; утверждает положения Председателя Правительства о структуре Федеральных органов исполнительной власти; назначает по предложению Председателя Правительства кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров; отменяет постановления и распоряжения правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ.

3. Полномочия в области обороны и внешних сношений. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил РФ; назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил РФ; утверждает военную доктрину РФ; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом; в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; осуществляет руководство внешней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает международные договоры; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает и освобождает после консультации с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях; как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

4. Полномочия, связанные с координацией деятельности соответствующих властных структур государства. Он может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти субъектов РФ и органами государственной власти Российской Федерации; передать в случае не достижения согласованного решения разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда; вправе приостановить действие акта органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречий этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом; призван обеспечивать осуществление полномочий Федеральной государственной власти на всей территории страны, согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

5. Полномочия Президента РФ связанные с правами и свободами человека и гражданина: является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование.

Кроме того, Президент РФ принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, независимости и государственной целостности; формирует Администрацию Президента; назначает и освобождает полномочных представителей Президента; назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом “О референдуме Российской Федерации”; при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Перечень полномочий Президента может быть значительно шире, так как дополняется федеральными конституционными и федеральными законами.

Законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации, в который входят по два представителя от каждого субъекта РФ (по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти) и Государственной Думы, которая состоит из 450 депутатов. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин России не моложе 30 лет, депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин России, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами: от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ (с изм. и доп.) “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”; от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ (с изм. и доп.) “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”; от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ (с изм. и доп.) “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Из своего состава они избирают Председателей и заместителей председателей палат.

В соответствии со статьей 102 Конституции РФ к полномочиям Совета Федерации относится: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указа Президента РФ о введении военного положения или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; обладает правом законодательной инициативы и рассматривает законы, принятые Государственной Думой и выносит по ним свое решение.

Статья 103 Конституции РФ определяет полномочия Государственной Думы: принятие федеральных законов; дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Основная функция Федерального Собрания – законотворческая. Сначала проект закона поступает в Государственную Думу, где он принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов. Затем закон поступает в Совет Федерации, который рассматривает его в течение не более 14 дней и одобряется или отклоняется простым большинством голосов общего числа членов Совета Федерации. Отклоненный Советом Федерации закон возвращается в Государственную Думу, после чего либо образуется согласительная комиссия из представителей обеих палат, либо Государственная Дума повторно его принимают, для чего требуется уже 2/3 голосов депутатов. Принятый федеральный закон направляется на подпись Президенту РФ, который должен в течение 14 дней подписать и обнародовать его.

Отклоненный Президентом РФ закон может быть снова рассмотрен Федеральным Собранием (последовательно Государственной Думой и Советом Федерации). Если при повторном рассмотрении федеральный закон одобрен в ранее принятой редакции большинством в 2/3 голосов как в одной, так и в другой палатах Федерального Собрания, то он должен быть в течение 7 дней подписан Президентом РФ и обнародован.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, которое состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Структура федеральных исполнительных органов определяется Конституцией РФ, федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (с изм. и доп.) “О Правительстве Российской Федерации”, указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (с изм. и доп.) “О структуре федеральных исполнительных органов”.

Правительство РФ в соответствии со статьей 114 Конституции РФ обладает следующими основными полномочиями: разрабатывает и предъявляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.011 с.)