ТОП 10:

Б 903 Гунчен Жамьян Шадба. Золотое ожерелье прекрасных



Гунчен Жамьян Шадба

ЗОЛОТОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ

ПРЕКРАСНЫХ УЧЕНИЙ,

РАЗЪЯСНЯЮЩИХ НЕКОТОРЫЕ

АСПЕКТЫ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ

Перевод с тибетского Дампилон Б. Б.

Иволгинский дацан

с. Верхняя Иволга, 2001


УДК 294.3

Б 903

Ответственный редактор: ОчировД. Д.

Рецензенты: Гомбо лама Ирдынеев Ж. И., Санжай лама Нелтанов В. А., профессор, доктор филологических наук Шагдаров Л. Д.

Республика Бурятия, Иволгинскнй район, с. Верхняя Иволга,

Буддийский институт «Даши Чойнхорлин».

Тел.\ факс (8-240) 23-3-36

E-mail: slobgrva @ eastsib.ru.

www.eastlib.ru/~slobgrva

Б 903 Гунчен Жамьян Шадба. Золотое ожерелье прекрасных

Учений, разъясняющих некоторые аспекты теории познания

Перевод с тиб. Дампилои Б. Б.

Книга представляет собой учебник по освоению некоторых

аспектов теории познания. Еe изучение входит в учебную программу изучения логики и теории познания на всех философских факультетах буддийских монастырей. Чтение книги и ее адекватное понимание представляет определенные трудности, обусловленные специфичностью терминов, а также особой формой изложения материала в виде структур для диспутов.

Книга адресована всем, кто интересуется буддийской логикой и теорией познания.

©Дампилон Б. Б., 2001 ©Буддийский институт «Даши Чойнхорлин», 2001 Верстка и макетирование Головань А. В., 2001


Намо шpu-манзугошая сарасва cmuдза маха диме праяцза.

Склоняясь перед отцом и матерью Манзушри, сокровищницы знания,

А также перед бесчисленными Буддами, приносящими благо сансары и нирваны-

Изложу сто тысяч знаний, рассеяв тьму собственного неведения,

А также разные мнения разных школ относительно теории сознания.

 

В своем сочинении об учении о сознании выделяю два раздела. Субъект - сознание, и объект.

Первое. Приведение первоисточника и изложение значения. Во втором разделе Праманавартики об истинности познания сказано:

В зависимости не от блага и не блага материального,

А от особого функционирования сознания,

Мудрость и множество других благ

А также не благо появляются

ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ТЕРМИНЫ,CИHOHИMЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ

Определение сознания: ведение собственного объекта. Пример: мудрость, познание и тому подобное. Эти два обладают значением ведения,так как восприятие внешнего объекта есть определение ведения собственного объекта.

Термины:Ум, сознание, ведение, ясность и другие имеют одно значение. Определение сознания: ясность и нематериальность. В Праманавартике говорится:

Сущность ясного в полной ясности

Более пространное определение сознания таково: ведение собственного объекта. И в Праманавартике сказано:

Таким образом, если сознание есть сознание

То это сознание есть ведение себя

Определение сознающего: нематериальность, ясность восприятия собственного объекта. В Праманавартике сказано следующее:

Значение полной ясности в себе

Есть сущность в полной ясности себя

В автокомментарии на «Украшение Мадхьямики» говорится:

Если сознание есть ясность, то ясность есть неясность...

Слово «нематериальное» имеет отрицательное значение, так как во «Вхождении в практику бодхисаттвы» сказано: сознание противоположно материальному..., в «Украшении Мадхьямики» говорится следующее:

Виджняна появляется только как противоположное от сущности материального...

Здесь некоторые возражают, находя противоречие в том, что, по их словам, определение ведения заключается в восприятии умом образа объекта, тогда как самоосознавание не имеет образа объекта [а потому не может считаться ведением, а значит и сознанием].

Некоторые говорят, что самоосознавание есть ум, воспринимающий собственный объект, так как является ведением. Это так, поскольку является самоосознаванием. Логический признак принят тобою. Если согласен, [то самоосознавание] возникает в образе собственного объекта, так как воспринимает собственный объект.

Недостаточное основание [необязательно].

Основание необходимо, так как воспринимает образ собственного объекта. Это так поскольку воспринимает собственный объект. Здесь также недостаточное основание.

Здесь в трех случаях согласие не уместно, так как не возникает в образе подобия объекта. Это так, поскольку является умом, не имеющим двойственного восприятия объекта и субъекта. Это так, поскольку является самоосознаванием. Проникновение необходимо, так как об этом говорит «Украшение Мадхьямики»:

Присущее ему самоосознавание свободно от объекта и субъекта действия...

На это некоторые говорят, что самоосознавание также не воспринимает образ самого себя, так как является сознанием, не имеющим какого-либо образа. Это так, поскольку в автокомментарии на «Украшение Мадхьямики» сказано:

Подобно тому, как сознание, которое имеет какой-либо образ, таким же образом мы не можем говорить о самоосознавании...

Проникновение не необходимо, поскольку здесь говорится только лишь о том, что не существует двойственного восприятия объекта и субъекта. В противном случае (самоосознавание) не будет являться сознанием, так как не воспринимает образ объекта, так же как и образ самого себя. Основание принято.

Если согласен, (то) не является также и субъективным образом, так как твое утверждение соответствует этому.

Согласие не уместно, поскольку образ голубого цвета при чувственном восприятии является образом объекта и сознанием, воспринимающим посторонний объект, тогда как ощущение самоосознающее и относится к субъектному образу. В «Украшении логики» говорится: «Чувственное восприятие голубого цвета состоит из двух частей - восприятия oбpaза объекта и ощущения. Первый из них является образом объекта, а второй чувственным восприятием самоосознавания». Некоторые слова из текста нуждаются в уточнении.

Некоторые тибетские логики говорят, что определение ума заключается в субъекте, воспринимающем объект. Если это так, (то) субъект - индивид является умом, так как соответствует определению ума.

Классификация.Существует шесть классификаций заключающиеся:

1) Познающий и не познающий ум.

2) Классификация на семь видов.

3) Познание и не познание.

4) Концептуальный и не концептуальный ум.

5) Чувственное познание и умозаключение.

6) Первичное и вторичное сознание.

В Праманавартике говорится:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЙОГИНА,

ВИДЫ, ОБОСНОВАНИЕ

Первое. Знание, свободное от ошибки, концепции относительно правильного объекта, а также являющееся следствием усиленного привыкания к созерцанию, соединяющего безмятежность и проникновение, есть определение восприятия йогина.

Второе. Также подразделяется на два: познание и последующее познание, являющиеся им. Также существуют пути видения, созерцания, не-учения трех колесниц, являющиеся им. В ясном восприятии йогина не существует восприятия не познания, так как все, что воспринимается им, с необходимостью постигаются. В Праманавартике сказано:

Все что видит высший разум,

Во всех аспектах познается

Третье. Обоснование. Субъект – мудрость, познающая бессамостность и сострадание по отдельности, имеет потенциальную способность развиться до окончательного и ясного восприятия с помощью созерцания, неотлучного от условия созерцания, так как является дхармой потока сознания, независящего от применения усилия, вследствие устойчивого привыкания к объекту основы, как, например, привязанность. Об этом в Праманавартике сказано следующее:

Поэтому правильное или не правильное

Чтобы ни было привычным опытом

И если привыкание доведено до предела

То его следствием будет ясное, не концептуальное сознание

Таким образом, основа сознания есть ясное ведение, а верхний и нижний пределы устойчивого ведения определяются посредством логики, устанавливающей беспредельность (сознания). В «Украшении» сказано:

Чувственное возникает от сознания внутреннего чувства

А сознание внутреннего чувства возникает от того

А то в свою очередь является тем же, поэтому

Сансара пребывает, не имея ни начала и ни конца

Второе. Хотя такая трактовка в общих чертах соответствует трактовке школы Читтаматра, все же в вкратце изложим их мнение. Сущность собственно ясного восприятия, особенности трех условий, подобие ясного восприятия, последующее принятие термина, этимологическое значение, обосновывающее определение.

Первое. Определение. Виды. Значение каждого по отдельности. Сознание, свободное от ошибки и мысли, являющееся следствием устойчивых привычек, есть определение ясного восприятия. В Праманавиничае сказано: поскольку устойчивы привычки, пока существует сансара, и то, что связано с ними, может лишь относительно носить название безошибочности - это и есть познание.

В комментарии «о соответствии» вышеприведенного сочинения сказано: осознавая учения, признающие и не признающие устойчивость (привычек), последователь Виджнянавадинов наставник (Дигнага)...

То есть общая позиция школ Саутрантики и Читтаматры была изложена ранее, а особая позиция Читтаматры должна соответствовать такой трактовке.

Второе. Здесь выделяется четыре вида: ясное восприятие через внешние чувства, ясное восприятие через внутреннее чувство, само-ведение, восприятие йогина. Первое подразделяется на пять - начиная с восприятия материи до восприятия осязания. В свою очередь каждая подразделяется па познание, последующее познание, а также на восприятие с отсутствием познания. Согласно «Семи логикам» сущность, виды и метод проявления восприятия внутренним чувством соответствует вышеизложенной позиции, а согласно «Пяти областям бхуми (стадий пути)» имеются некоторые расхождения, но во избежание излишнего многословия отсылаю к этому источнику.

Третье. Вышеизложенной позиции относительно само-ведения придерживаются следующие философские направления: Саутрантика, Читтаматра и Йогачара-мадхьямика. Мнения же школ Прасангика и Саутрантика-мадхьямика расходятся.

Четвертое. Имеются две традиции относительно восприятия йогина; согласно мнению Саутрантики, объект восприятия с необходимостью есть единичная характеристика, согласно другой традиции признается чувственное познание отсутствия самости в дхармах. Последнее изложено в «Компендиуме колесниц», Йогачара-мадхьямики по замыслу «Ланкаватары» также это признают.

Третье. Три условия согласно мнению Читтаматры. В «Анализе объекта направления (сознания)» сказано:

Сущность внутреннего познаваемого объекта

Есть то, что воспринимается как внешнее Поскольку есть сущность сознания и объекта

Есть также то, что является условием

Эти слова указывают на объект (условия) направления и на подобие объекта (условия) направления ясного восприятия синего цвета, так как синий цвет и другие, воспринимаемые как отдельные от ясного восприятия внешних чувств, являются объектами того или иного восприятия внешними чувствами, а также являются не только целью направления, но и условиями, поэтому они представлены здесь как условия направления. Это так, поскольку такое сознание, являясь сущностью сознания того, есть цель направления. В автокомментарии сказано: поскольку внутреннее сознание есть восприятие реального и рождается от него, оно обладает двумя дхармами, и то, что содержится только в нем, есть условие направления.

Таким образом, здесь говорится об условии восприятия; кроме того, хотя синий цвет, воспринимаемый через внешние чувства, являясь сущностью только лишь этого чувственного восприятия, по времени одновременен с ним, тем не менее, необходимо принять то, что он все же является его условием, так как если существует такой объект, то рождается чувственное восприятие, а при отсутствии такового не обнаруживается. Об этом в «Анализе объекта направления» сказано:

Даже если одна часть безошибочна, то является условием

В автокомментарии этого сочинения говорится:

То, что таким образом воспринимается, есть условие, но если спросить - его части одновременно рождаются и каким же образом то будет условием? Если даже одна часть... поэтому именуется как условие. И все же изложенное не является собственно мнением автора, а всего лишь представлено в соответствии с понятиями о шести видах причин, выдвигаемых учителями Абхидхармы. Поэтому здесь имеет место лишь понятие подобия условия направления.

В «Семичленной логике, проясняющей мрак сознания» говорится:

Такое мнение относительно понятия об условии направления является лишь повторением вслед за мнениями таких учителей Абхидхармы как Васубандху и другие, признававшие одновременность причины и следствия, а также не обязательное проникновение того, что причина и следствие являются отдельными субстанциями. Согласно собственному мнению наставника (Дигнага), реальное условие направления не должно быть одновременным, условие направления есть сознание, предшествующее этому сознанию, таким образом, здесь необходима такая последовательность, а одновременность противоречива.

В «Анализе объекта направления» сказано:

Или оставляя способность последовательно

Таким образом, та или иная способность, лежащая на основе предшествующих моментов чувственного восприятия, способная породить образ объекта в последующих моментах чувственного восприятия, является условием направления последующих моментов, последовательно порождающих цепь чувственного восприятия, так как является условием, устанавливающим образ объекта в цепи последующих моментов чувственного восприятия. Это так, поскольку под словом «способность» нужно понимать основу спора (т. е. субъект), а под словами «поскольку устанавливают» нужно понимать обоснование (т. е. основание). В противном случае, следуя прямому значению слов, легко впасть в ошибку того, что проникновение не имеет никакой связи, и того, что поток чувственного восприятия есть причина. Кроме того, следует не забывать о значении слов «устойчивые привычки». В «Семичленной логике, проясняющей мрак сознания» сказано: поэтому способность есть субъект (силлогизма), а слова «поскольку устанавливают» нужно отнести к обосновывающему основанию...

Такая трактовка логична, так как имеется следующее обоснование: субъект - синий цвет, непосредственно предшествующий восприятию синего цвета, а также непосредственно предшествующая этому восприятию способность порождать образ синего цвета в последующем моменте восприятия, они являются условиями направления последующего момента восприятия синего цвета, так как являются условиями, порождающими образ синего цвета в последующих моментах восприятия. В автокомментарии сказано:

То, что воспринимается как объективное, порождает следствие – сознание, соответствующее собственному восприятию, поэтому то, что способность является основой сознания, ничему не противоречит.

Проникновение необходимо, так как слова «воспринимается как объективное» означают, что синий цвет есть условие направления, слова «способность...» также указываются как условие направления. В «Семичленной логике, проясняющей мрак сознания» сказано:

Согласно Читтаматре то, что в чувственном восприятии возникает образ объекта, с необходимостью связано с устойчивыми привычками, а не то, что образ возникает из-за особой способности самого объекта... эта традиция утверждает, что является условием направления по той причине, что является основным условием, порождающим образ объекта в последующих моментах восприятия.

Субъект - синий цвет, непосредственно предшествующий восприятию синего цвета, а также способность порождать образ объекта в последующих моментах восприятия, не являются условиями направления по причине того, что являются и объектом восприятия и условиями восприятия в последующих моментах, так как, хотя об этом говорят последователи Абхидхармы, но все же не являются таковыми. Это так, поскольку необходимо такое условие, которое порождает образ синего цвета в последующих моментах восприятия. В «Семичленной логике, проясняющей мрак сознания» сказано:

По причине того, что являются и объектами направления и условиями последующих моментов, не являются условиями направления, а являются таковыми по другой причине, а именно являясь условиями, порождающими образ объекта направления в последующих моментах восприятия, поэтому их называют условиями направления.

В «Украшении логики» сказано:

Условие объекта направления, устанавливающее способность, есть синий цвет, непосредственно предшествующий восприятию синего цвета.

Субъект - синий цвет и синий цвет, проявляющий образ в восприятии, обладают двумя дхармами условия объекта направления, так как являются и объектом направления и условием, поэтому они есть условия направления, обладающие двумя дхармами. Это есть относительное (условное) условие объекта направления. Субъект - синий цвет, непосредственно предшествующий восприятию, и способность предшествующего восприятия, способная породить образ объекта в последующий момент, обладают двумя дхармами условия объекта направления, так как устанавливают образ объекта направления в восприятии, а также являются условием восприятия. В автокомментарии сказано:

Таким образом, поскольку внутренний объект направления обладает двумя дхармами, то принимаются как условия объекта восприятия.

Три условия восприятия внешних чувств таковы: условие объекта направления, преобладающее условие, непосредственное условие. Таким образом, условие объекта направления синего цвета не обязательно есть объект направления, а объект направления не обязательно есть условие объекта направления. Также и условие объекта направления не обязательно воспринимается также, как ни не воспринимается, не обязательно познается и ни не познается. Условие объекта направления и восприятие внешним чувством субстанционально различны, но при восприятии синего цвета объективное и субъективное субстанционально неразличимы, поэтому уясните пределы проникновений. Говорилось о двух видах условий объекта направления.

Положение о непосредственном условии соответствует мнению школы Саутрантика. В «Украшении логики» сказано:

То, что в основном непосредственно порождает ощущение восприятия материи

Существует много методов функционирования непосредственного условия, так как в «Украшении» сказано:

Непосредственное условие не сводится только лишь к однородному функционированию, так как мышление может воздействовать на восприятие, и наоборот, восприятие, а также восприятие белого цвета может воздействовать на восприятие желтого цвета.

Условие, способное самостоятельно порождать восприятие только материи при удержании материи, есть определение особого преобладающего условия при восприятии материи. Основа характеристики. Хотя и Саутрантика и Читтаматра признают, что преобладающее условие - внешний орган является материальным (рупа), но разница заключается в том, что для Саутрантика внешний орган является элементом, а для Читтаматрина это есть способность предшествующего восприятия. В «Анализе объекта направления» сказано:

Одновременно внешний орган и способность, Сущность которых и является способностью

А это, в свою очередь, не противоречит само-ведению.

Остальные разделы были ранее упомянуты и их легко понять, а что касается традиции изложения высшей из всех школ - школы Прасангики, то этому посвящен отдельный труд под названием «Учение о познании в соответствии с ясными словами Мадхьямики».

 

Победоносных и их сыновей

Гунчен Жамьян Шадба

ЗОЛОТОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ

ПРЕКРАСНЫХ УЧЕНИЙ,

РАЗЪЯСНЯЮЩИХ НЕКОТОРЫЕ

АСПЕКТЫ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ

Перевод с тибетского Дампилон Б. Б.

Иволгинский дацан

с. Верхняя Иволга, 2001


УДК 294.3

Б 903

Ответственный редактор: ОчировД. Д.

Рецензенты: Гомбо лама Ирдынеев Ж. И., Санжай лама Нелтанов В. А., профессор, доктор филологических наук Шагдаров Л. Д.

Республика Бурятия, Иволгинскнй район, с. Верхняя Иволга,

Буддийский институт «Даши Чойнхорлин».

Тел.\ факс (8-240) 23-3-36

E-mail: slobgrva @ eastsib.ru.

www.eastlib.ru/~slobgrva

Б 903 Гунчен Жамьян Шадба. Золотое ожерелье прекрасных







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.194.190 (0.015 с.)