Путешествие в поисках знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Путешествие в поисках знания



Путешествие в поисках знания

И вот Муса сказал своему слуге: «Не остановлюсь, пока не достигну места слияния двух морей, даже если мне и придется потратить (на это многие) годы!». Когда же они достигли места слияния (этих морей, оказалось, что) они забыли о своей рыбе… («Пещера», 60 – 61).

Разве не путешествовали они по земле, и не было у них сердец разумеющих и ушей, которыми они внимали? («Хадж», 46).

Тот, кто хорошо знает Коран, вспомнит и десятки других аятов, касающихся темы «знание».

 

Люди, обладающие знанием, упоминаются наравне с ангелами

Свидетельствует Аллах, а также ангелы и обладающие знанием, что нет божества, достойного поклонения, кроме Него, и что Он вершит справедливость («Семейство Имрана», 18).

Аллах, хвала Ему, в первую очередь упомянул о Себе, затем назвал своих ангелов, а затем – обладающих знанием, которых Он призвал засвидетельствовать, что Он является единственным Богом.

 

Знание возвышает знающего над другими

Скажи: “Разве равны друг другу те, которые знают, и те, которые не знают?” («Толпы», 9).

Аллах возвышает по степеням тех из вас, которые уверовали и которым даровано знание («Препирательство», 11).

 

Знание – основа богобоязненности

Поистине! боятся Аллаха из рабов Его (только) знающие («Творец», 28).

 

Несведущий человек должен следовать за знающим, даже если он младше его

О отец мой, пришло ко мне знание, которого у тебя нет, так последуй же за мной, и я укажу тебе правильный путь! («Марьям», 43).

 

Низший по своему положению может достигнуть того знания, которого не дано постигнуть тому, кто выше его

В рассказе о пророке Сулеймане, мир ему, сообщается, что, когда он решил наказать пропавшего удода, тот прилетел и сказал:

Я узнал то, чего ты не знаешь, и явился к тебе из Сабы с верным известием («Муравьи», 22).

В рассказе о двух сыновьях Адама человек научился у ворона:

И послал Аллах ворона, который разрывал землю, чтобы показать ему, как скрыть мертвое тело своего брата. Он сказал: “Горе мне! Я не могу, подобно этому ворону, скрыть труп моего брата”. И он стал сожалеть (об этом) («Трапеза», 31).

Рассказывая о Мусе, мир ему, и его слуге, Всевышний Аллах сказал:

И (там) они обнаружили одного из Наших рабов, которому Мы оказали Нашу милость и передали (часть) Нашего знания[4]. Муса сказал ему: “(Могу) ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня тому, что было дано знать тебе о прямом пути?” («Пещера», 65 – 66).

А ведь Муса, бесспорно, был лучшим творением Аллаха в свое время.

 

Веление обращаться к обладателям знания в силу их высокого достоинства

Спросите же обладателей знания, если сами вы не знаете («Пчелы», 43).

О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и обладающим властью среди вас («Женщины», 59).

Слова «кто наделен властью» из данного аята толкуется и как «ученые», и как «правители».

А если бы они обратились с этим к посланнику и предводителям из их (числа), то поняли бы это те из них, которые (способны) извлекать (нужное) («Женщины», 83).

Коран указывает на то, что именно сведущий в чем-либо человек способен сообщить правду об этом, не преувеличивая и не приуменьшая. Аллах говорит:

Никто не даст тебе вести так, как сведущий («Творец», 14).

Поэтому следует спрашивать сведущего человека, а не кого-то иного:

Спроси о Нем сведущего («Различение», 59).

 

Введение

 

Для чего ты ищешь знание?

Это вопрос, который ты должен задавать себе на всех этапах своей жизни, связанной с поиском знания. Для чего я учусь? Для чего приобретаю знание?

Утруждаю ли я себя учебой ради тех кусков пищи, которыми стану набивать свой живот? Или ради денег, которыми наполню свои карманы? Или ради диплома, которым украшу свой дом? Или ради должности, которой буду гордиться перед своими сверстниками? Или чтобы быть в центре внимания? Или чтобы стать известным? Или ради достижения преходящих мирских благ?!

 

Знание – это поклонение

 

Религиозное исламское знание – это поклонение, а не просто увлечение или традиция. Это величайшее поклонение, высочайшее послушание, и лучшее дело, совершаемое для снискания милости Аллаха. Аз-Зухри сказал: «Нет лучшего поклонения Аллаху, чем приобретение знания».

Если знание – это поклонение, то, приобретая его, необходимо быть искренним. Ведь любое поклонение будет принято Аллахом только тогда, когда оно совершается ради Него, Господа земли и небес, а не напоказ.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

إِنَّ اللَّهَ لا يَقْبَلُ مِنْ الْعَمَلِ إِلاَّ مَا كَانَ لَهُ خَالِصًا وَابْتُغِيَ بِهِ وَجْهُهُ

 

«Поистине Аллах принимает те дела, которые совершаются искренне и только ради Него». [33]

Ибн Джама‘а сказал: «Знание – это один из видов поклонения и одно из деяний, совершаемых для снискания милости Аллаха (курба). Если намерения (его обладателя) были искренними, то оно принимается (Аллахом), увеличивается и приумножается. Если же знание приобреталось не ради лика Всевышнего Аллаха, то оно окажется тщетным и бесполезным, а сделка его принесет ему только вред и убыток».[34]

 


4. Предостережение от (стремления к знанию) напоказ и ради славы

 

Искатель знания! Прояви искреннее намерение ради Аллаха, и пусть целью твоей будет стремление к Его лику и Его благоволению. Остерегайся совершать свои деяния напоказ (рийа) и ради славы (сум‘а). И я не думаю, что ты один из тех трех, о которых говорится в хадисе, что станут растопкой для огня, и первым среди них будет нерадивый.

В другом хадисе говорится:

 

لا تَعَلَّمُوا الْعِلْمَ لِتُبَاهُوا بِهِ الْعُلَمَاءَ ، ولا لِتُمَارُوا بِهِ السُّفَهَاءَ ، وَلا تَخَيَّرُوا بِهِ الْمَجَالِسَ ، فَمَنْ فَعَلَ ذَلِكَ فَالنَّارُ النَّارُ

 

«Не приобретайте знание, чтобы соперничать с учеными, спорить с глупцами и предпочитать одно общество другому [35], (исходя из собственной выгоды). А кто сделает это – тот в огне, в огне!». [36]

Суфьян ас-Саури сказал: «Украшайте знание, но не украшайтесь им».

Будьте, будьте же искренними, чтобы получить нескончаемое благо знания и почувствовать его сладкий вкус! И знай, что тщеславие губит человека.

 

Введение

 

Поистине полезное знание приносит спелые плоды и излучает ослепительно яркий свет, которые непременно сопровождают его обладателя. Аль-Хасан сказал: «Ищущего знание можно узнать по тому, как он слушает, смотрит и боится Аллаха». Плоды знания – это поступки, богобоязненность и благоговение перед Аллахом. Эти три качества тесно взаимосвязанны и не отделимы друг от друга.

Влияние грехов на знание

 

О знания обладатель! Потише, не спеши! Не запятнай его, творя бесчинство.

И знай, что, потеряв его однажды, вернуть уже не сможешь никогда!

Са‘ид ибн Исма‘иль аз-Захид сказал: «Тот, кто возьмет себе в руководители в словах и поступках Сунну пророка, да благословит его Аллах и приветствует, будет источать мудрость; а тот, кто возьмет себе в руководители свою страсть, будет измышлять нововведения (бид‘а), ведь Аллах говорит:

А если вы будете повиноваться ему, то выйдете на верный путь («Свет», 54).

Передают, что имам Малик сказал аш-Шафи‘и, да смилостивится над ними Аллах: «Поистине, Аллах вложил в твое сердце луч света, так не погаси же его греховными делами».

Да смилостивится Аллах над аш-Шафи‘и, который сказал:

К Ваки‘у обратил я жалобы свои, что трудно мне запомнить, помоги!

Он к благочестию меня призвал, сказав, что виноваты в том грехи мои.

Затем добавил: «Посмотри, ведь знание свет, так не греши!

И не забудь, что свет Всевышний не дает тому,

Кто непокорным станет вдруг Ему.

 

Невежда в образе ученого

 

Если ты не будешь использовать (свое знание), не будешь бояться Аллаха, то потеряешь истинное знание, благодаря которому ты бы мог называться ученым, и тогда тебе лучше называться невеждой.

Суфьян ас-Саури сказал: «Знание призывает к себе дело, которое откликается, а если нет, то знание уходит».

Ибн Мас‘уд сказал: «Богобоязненность является достаточным качеством (для человека), чтобы стать обладателем знания, тогда как заблуждение по отношению к Аллаху является достаточным качеством, чтобы быть невеждой».

Говорят: «Знание лицемера воплощается в его словах, а знание верующего – в его делах».

Суфьян ас-Саури также сказал: «Если я буду претворять в дела то, о чем имею знание, то я самый знающий из людей. Если же я не буду претворять в дела то, о чем имею знание, то нет на земле человека невежественнее меня».

Он также сказал: «Знание приобретается только для того, чтобы благодаря ему возбояться Аллаха. Знание получило преимущество над всем остальным только потому, что оно является причиной, по которой человек боится Великого и Всемогущего Аллаха».

Аль-Фудайль сказал: «Ученый не ведает тем знанием, которое приобрел, до тех пор, пока не использует его, а если использует, то становится знающим».

Ахмад сказал: «Обладателем хадиса у нас является тот, кто воплощает его в делах».

Аль-Хасан сказал: «Ученый тот, кто делает то, о чем имеет знание. А кто не делает то, о чем имеет знание, является рассказчиком хадисов, который, услышав что-то, лишь передает услышанное им».

Он также сказал: «Факих тот, кто воздерживается от мирских благ, знает свою религию и неустанно поклоняется Великому и Всемогущему Аллаху».

 

Знание – дар Аллаха

 

Всевышний Аллах говорит:

…и говори: «Господь мой, прибавь мне знание!» («Та ха», 114).

В хадисе говорится:

 

سَلُوا اللَّهَ عِلْمًا نَافِعًا ، وَتَعَوَّذُوا بِاللَّهِ مِنْ عِلْمٍ لا يَنْفَع ُ

 

«Просите у Аллаха полезного знания и молите, чтобы Он защитил вас от знания, не приносящего пользы» [71].

Передают со слов Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, что после таслима[72] на утренней молитве пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

 

اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ عِلْمًا نَافِعًا ، وَرِزْقًا طَيِّبًا وَعَمَلاً مُتَقَبَّلاً

 

«Аллахумма инни ас’алюка ‘ильман нафи‘ан ва ризкан таййибан ва ‘амалян мутакаббалян» («О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя полезного знания, благого удела и такого дела, которое будет принято») [73].

Малик сказал: «Знание и мудрость – это свет, которым Аллах направляет того, кого пожелает, а не владение многочисленными вопросами мусульманского права».

Он также сказал: «Факих не тот, кто разбирается в многочисленных вопросах мусульманского права, а к пониманию религии Аллах приводит, кого пожелает».

Ибрахим ан-Наха‘и сказал: «Тому, кто учится ради лика Аллаха и вечной жизни, Аллах дает то знание, в котором он нуждается».

Ибн Хазм сказал: «Знай, что многие из тех, кто стремится к знанию, усердно читают, погружаются в учебу и уроки, но не получают от него никакого удела. И пусть знает обладатель знания, что если бы оно приобреталось только благодаря усердию, то кто-нибудь другой превзошел бы его. В действительности же знание – дар Всевышнего Аллаха, и чему здесь удивляться? Это лишь причина для смирения и благодарности Всевышнему Аллаху, просьбы приумножить благо и не лишать его».[74]

Искатель знания! Не забывай произносить следующие слова мольбы:

 

اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عِلْمٍ لا يَنْفَعُ

 

«Аллахумма инни а‘узу бика мин ‘илмин ля йанфа‘» («О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя защиты от бесполезного знания») [75].

 

اللَّهُمَّ انْفَعْنِي بِمَا عَلَّمْتَنِي ، وَعَلِّمْنِي مَا يَنْفَعُنِي ، وَزِدْنِي عِلْمًا

«Аллахумма инфа‘ни бима ‘аллямтани уа ‘аллимни ма йанфа‘уни уа зидни ‘ильман» («О Аллах! Сделай знание, которому Ты меня научил, полезным для меня и научи меня тому, что принесет мне пользу, и приумножь мои знания»). [76]

«Искатель знания! Удвой свое стремление (к знанию) и обратись к Аллаху с мольбами и покорностью. Шейху-ль-ислам Ибн Таймиййа, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, когда затруднялся прокомментировать какой-нибудь аят из Корана, часто обращался к Аллаху со словами мольбы и говорил: “О Аллах! О тот, кто научил Адама и Ибрахима, научи меня! О тот, кто разъяснил Сулейману, разъясни мне!”, – и ему открывалось (значение аята)».[77]

 

Одалживание книг

 

Аль-Хатиб аль-Багдади написал несколько глав в книге «Аль-Джами‘», посвященных теме одалживания книг, включил в них занимательные рассказы и стихи и назвал[94] «Глава о побуждении одалживать книги и о порицании тех, кто выбрал путь скупости и отказа».

Затем он приводит слова Ваки‘а: «Первым благословением хадиса является одалживание книг».

Абу аль-‘Атахию один из его братьев попросил: «Одолжи мне такую-то и такую-то тетрадь». На что он ответил: «Я не люблю одалживать тетради». Тогда он ему сказал: «А разве ты не знаешь, что благородные поступки совершаются против воли?!»

Затем аль-Хатиб написал другую главу с противоположным смыслом и назвал ее «Неприемлемость задержки возврата книги ее владельцу». А также он написал третью главу, назвав ее «Благодарность человека тому, у кого он одолжил книгу».

Некоторые из предшественников называли задержку возврата книги ее владельцу «воровством книг», а другие говорили: «Воровать страницы знания все равно, что воровать динары и дирхемы».

 

 

Часть вторая

 

При помощи чего мы учимся?…

 

или какими качествами должен обладать
и каким условиям удовлетворять
искатель знания

 

 

Глава первая. Горячий пыл

Глава вторая. Абсолютная преданность (знанию)

Глава третья. Старание и усердие

Глава четвертая. Бережливое отношение
к времени

Глава пятая. Использование своего времени

Глава шестая. Терпение и стойкость

Глава седьмая. Справедливость

Глава восьмая. Оберегание знания

Глава девятая. Благонравие и благовоспитанность

Глава десятая. Отстранение от гордыни,
тщеславия и высокомерия

Глава одиннадцатая. Благородство

 


Введение ко второй части

 

Передают слова предшественников о том, благодаря чему приобретается знание: острый ум, старание и т.п. Это применимо ко всякому знанию, даже приносящему вред. Кроме того, передают их слова и о том, какими качествами и чертами характера должен обладать искатель знания. И эти два вопроса мы объединили в одну часть книги по причине их тесной связи между собой.

Некоторые из предшественников сказали: «Знание достигается только благодаря шести вещам: проницательный ум, долгое время, способность, кропотливый труд, хороший учитель и сильное желание. По мере того, как не достает чего-либо из этих шести вещей, уменьшается и знание».

Также говорят: «Желательно, чтобы ученый обладал десятью качествами: богобоязненность, благожелательность, снисходительность, выносливость, терпение, кротость, скромность, неприкасание к имуществу людей, постоянное изучение книг и невыстраивание преград, т.е. его двери должны быть открыты как для знатных, так и для простых людей.

Аш-Шафи‘и сказал:

Мой брат, ты не достигнешь знания,

Пока шестью вещами не станешь обладать.

Подробно их поведать тебе я буду рад:

Твой острый ум, стремление к знанью и старание,

Учитель знающий, немало времени, твоя

способность знать

Здесь мы можем сказать следующее: «Искателю знания необходимо обладать горячим пылом, искренним намерением, огромным желанием учиться, абсолютной преданностью (знанию), большим усердием, постоянством в занятиях, пригожим терпением, благонравностью и благовоспитанностью. И все это (дается человеку) только благодаря помощи Аллаха.

Если помощь Аллаха к юнцу не придет,

То первое, что он потеряет, – усердие.

 

Глава первая

Горячий пыл [95]

 

Введение. 1. Твое положение будет зависеть от степени твоего усердия. 2. Как возобладать горячим пылом? 3. Примеры проявления горячего пыла нашими предшественниками и эпизоды из их жизни.

 

Введение

 

Самое главное, что отличает сегодняшнего искателя знания от ученых-предшественников, – это слабая степень усердия. Ведь пыл наших предшественников был очень горячим, на что указывают написанные ими книги, которые есть смысл их жизни, как говорил Ибн аль-Джаузи, да смилостивится над ним Аллах.[96]

Горячий пыл – это то, благодаря чему все трудное становится легким, все далекое – близким, благодаря чему разрушаются преграды и преодолеваются трудности.

Да, «горячий пыл, если он не сочетается с гордыней, что порицается и толкает своего обладателя к щепетильному и скверному обращению с людьми, – это наилучшее средство, которым вооружается человек, чтобы достичь превосходства в этой жизни. И никто другой не нуждается в горячем пыле так, как искатель знания».[97]

Искатель знания! Пусть пыл твой будет горячим, и пусть твое знакомство с историями жизни великих людей не вселяет в твою душу страх и почтение[98], заставляя тебя чувствовать свою ничтожность и слабость.

Искатель знания! Для достижения тех вершин, которых добивались выдающиеся люди до тебя, ты не нуждаешься в каких-то других нравственных качествах, в другом воздухе, небе, земле, разуме или средствах, кроме тех, что уже имеешь. Но твоя душа должна быть такой же благородной, а твой пыл таким же горячим, как у них».[99]

Тот, чья душа не знает благородства,

Не может быть достойным свершения великих дел.

 

Введение

 

Терпи, и познает душа радение, и, за знанием

смело идя,

Будь готов, пройди сквозь огонь и сквозь воду.

Человек, обладающий умом, находит отдых в усердии, а для невежды обычным делом является его нерадение. Имам аш-Шафи‘и в двух своих общеизвестных бейтах упомянул старание в числе шести качеств, необходимых в учебе.

 

Кто ищет, тот найдет

 

Если душа к делам великим устремилась,

То все, что не встретит она на пути,

Все стерпит, все будет желанным, любимым,

Все трудности станут посильны, просты.

Усердие и искренность, искатель знания, усердие и искренность! Ведь кто ищет усердно и искренне, тот найдет, что искал, если даже не все, то хотя бы часть этого. А кто знает, что ищет, тому легко расставаться с тем, чем он жертвует. Ас-Саффарини сказал: «Кто привыкнет не спать, откажется от постели и подушки, будет путешествовать, отлучится от семьи и детей, тот найдет то, что искал. Кто усердно ищет, тот найдет, а кто настойчиво стучится в дверь, тот в нее войдет».[136]

 

Предостережение от отчаяния

 

Знай, искатель знания, что ты должен приложить все свои силы и сделать все возможное (на пути знания)! Но не вздумай отчаиваться! А если столкнешься с трудностями, то попытайся еще раз. И знай, что многие ученые принялись за учебу уже в зрелом возрасте, но тем не менее стали выдающимися людьми и достигли звания имама[137].

И среди тех, кто принялся за учебу уже в зрелом возрасте, были такие известные ученые, как Ибн Хазм, аль-‘Изз ибн ‘Абдуссалам, аль-Каффаль аш-Шаши и др.

Аль-Каффалю было 40 лет, когда он отправился учиться, и он спрашивал (себя): «Как я буду учиться? Когда я буду заучивать? Когда начну понимать? Когда начну учить людей?». И он решил вернуться. (На обратном пути) он проходил мимо хозяина колодца, который гнал (туда) коров, и увидел, что веревка, (перекинутая через камень), врезалась в него, т.к. постоянно его перетирала. И тогда он сказал: «Я буду учиться и (больше) не буду досадовать». Затем сочинил следующие строки:

Ищи и никогда не досадуй, ведь досада – искателя

(знания) беда,

И разве не видишь, что даже веревка оставила

след (навсегда)

На камне, что она протирала (без устали) день

изо дня.

Так он продолжил постигать знание, пока не стал выдающимся человеком.

В биографии Йахьи ан-Нахави упоминается, что он был моряком и переправлял на своем судне людей. Он очень любил знание, и когда к нему на судно садились люди (возвращавшиеся) из Дар аль-‘ильм ва-д-дарс (Дом знания и обучения) на острове Александрия, обсуждая и разговаривая о том, что они изучили, он слушал их, и его душа тянулась к знанию. Когда же он укрепился в своем желании учиться, он задумался и сказал себе: «Мне уже больше сорока лет, а я так и не нашел себя и ничему, кроме судоходства, не научился. Как я же могу предаться изучению какого-либо знания?». И тут он увидел муравья, который тащил финиковую косточку, то и дело настойчиво взваливая ее на себя, но она вновь падала, а муравей возвращался и поднимал ее. И так он продолжал упорствовать до тех пор, пока не добился своего. И Йахья сказал себе: «Если даже это слабое насекомое упорством и настойчивостью достигло своей цели, то я тем более добьюсь своего, проявив усердие». Он тотчас же отправился, продал свое судно и, не выходя из Дар аль-‘ильм, принялся изучать грамматику, язык и речь, пока превосходно не овладел ими, поскольку это было первое, с чего он начал. Он связал себя с этими науками, приобрел известность и написал много книг.

Шейх Ахмад ибн ‘Абдулькадир аль-Кайси аль-Ханафи ан-Нахави изучал много наук, превосходно овладел ими и в конце жизни принялся изучать хадисы. Некоторые люди принялись осуждать его, на что он ответил им, сложив прекрасные бейты:

Я стар, и мой слух уже не пригоден, чтоб слушать хадисы,

(Но это ль изъян?) Ведь люди, которые мне

говорили:

«Во многих науках известный имам

(на старости) снова учиться надумал», –

Вот в них настоящий изъян!

Тому, что не знают они, удивляясь,

Я им (не смущаясь) сказал:

«Невеждой иль славным зовут человека,

К великому (знанию) стремясь,

Желает восполнить он то, что покамест

Еще не успел, (не познал).

 

8. Примеры проявления усердия предшественниками [138]

 

О тот, кто к любимому делу стремится!

Без тягот возможна ль дорога к нему? Никогда!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.232.21 (0.196 с.)