Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественная палата Российской Федерации

Поиск

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комиссия по вопросам толерантности и свободы совести

 

Комиссия по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов,

силовых структур и реформированием судебно-правовой системы

 

ПАМЯТКА СОТРУДНИКУ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

 

РЕЛИГИЯ И ПРАВОПОРЯДОК В РОССИИ

 

Как учитывать религиозный фактор в

работе правоохранительных органов

 

Москва, 2007 г.


Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 4

ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ.. 7

ПРАВОСЛАВИЕ. 10

ПРОТЕСТАНТИЗМ.. 17

КАТОЛИЦИЗМ.. 19

ИСЛАМ.. 20

ИУДАИЗМ.. 26

БУДДИЗМ.. 30

 


Уважаемые коллеги!

Взаимоотношения религиозных организаций и Министерства внутренних дел Российской Федерации имеют глубокие исторические корни. В частности, в дореволюционной России церковь проводила значительную работу по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию сотрудников полиции, повышению авторитета и престижа полицейской службы, в том числе и по снижению уровня преступности в стране.

И в наши дни религиозные конфессии вносят значительный вклад в сохранение гражданского мира и согласия в обществе, воспитание подрастающего поколения, противодействие проявлениям религиозной ненависти и вражды, защиту культурного и духовно-нравственного наследия.

Отношения религиозных объединений и государства в нашей стране строятся на принципах свободы совести и вероисповедания, на равенстве всех религиозных организаций перед законом, невмешательстве государства в их деятельность. Это основополагающий принцип нашего взаимодействия с религиозными конфессиями, которое способствует решению ключевых общенациональных задач.

Эффективная работа органов внутренних дел Российской Федерации с религиозными организациями не возможна без практических знаний и информации об их особенностях, о существующих требованиях.

Совместно подготовленная памятка «Религия и правопорядок в России» поможет сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации повысить свой уровень знаний в области религиоведения, позволит более плодотворно работать с представителями религиозных организаций.

Н.А. ОВЧИННИКОВ

Статс-секретарь ― заместитель Министра

Внутренних дел Российской Федерации

Генерал-лейтенант милиции

ВВЕДЕНИЕ

 

Президент В.В.Путин 12 июня 2007 г. в Кремле сказал следующие слова: «История распорядилась так, что на огромной территории нашей страны проживают представители разных этносов, религий, культур. Но все мы ― один народ, одна нация». Единство не означает однообразие. И Россия представляет собой нацию наций. Самая многочисленная русская нация составляет 80% населения, а русский язык является официальным языком страны и основой российской культуры. Помимо русских, в стране проживают представители более ста других коренных народов. Они насчитывают от нескольких миллионов (например, татары) до нескольких сот (например, малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока). В стране проживает постоянно большое число людей, которые сами или их родители и даже давние предки когда-то уехали из других стран (немцы, испанцы, кубинцы, болгары, венгры, шведы, корейцы, японцы и т.д.), но сегодня Россия ― это их страна. В России находится несколько миллионов иностранных рабочих из разных стран, главным образом ― из стран бывшего СССР, т.е. из числа наших бывших соотечественников. Наконец, в стране находятся тысячи иностранных студентов, бизнесменов, дипломатов из разных стран мира, но больше всего их из стран Африки.

 

Подавляющее большинство россиян по своему внешнему облику принадлежат к европейскому типу людей со светлой кожей. Представители нескольких российских народов (якуты, буряты, калмыки, тувинцы, алтайцы, хакасы, некоторые северные народы) имеют отличительные монгольские черты лица. Но среди них много потомков смешанных браков и внешний облик многих россиян несет в себе черты как славянских, так и тюрко-монгольских народов. Не зря родилась пословица: «поскреби русского ― найдешь татарина». Оценки типа «лица кавказской национальности» или «лица славянской национальности» являются неверными, а клички типа «черные» - не просто оскорбительные, но и откровенно расистские.

 

Российских граждан объединяет не только русский язык, но и общая история, взгляды на жизнь и на внешний мир, патриотизм, общий культурный багаж. Но граждане России и находящиеся в стране иностранцы имеют также разные традиции и обычаи, которые связаны с их национальностью или религиозной принадлежностью и которые могут быть очень важны для каждого человека. Примерно половина россиян ― это верующие граждане, в их числе многие регулярно посещают церковь, соблюдают все обряды и ритуалы, и большинство жителей страны жителей ходят в церковь по праздникам или по особым случаям (исповедь, поминание, крещение, венчание, отпевание). Убеждённые атеисты составляют лишь 6% населения, и еще 8% не задумываются на тему отношения к религии.

Религиозные чувства и обрядовая сторона жизни верующих очень сложная и деликатная сфера. Религия ― одна из самых важных сфер духовной жизни людей, и она восстанавливается в России после многих десятилетий гонений и жестоких репрессий. Самая укорененная и массовая религия в России ― православие (примерно 75% россиян считают себя её последователями), 8% составляют мусульмане. К другим вероисповеданиям (иудаизм, буддизм и другие) себя относят около 2% жителей. По данным Министерства юстиции Российской Федерации, которое ведет регистрацию религиозных организаций, за последние 10 лет наблюдается рост числа религиозных организаций: в 2006 году их было 22513. Самая крупная религиозная организация ― Русская православная церковь ныне насчитывает 12214 зарегистрированных организаций ― приходов, монастырей, епархий. Заметно выросло количество приверженцев и, соответственно, организаций других религий: ислама, иудаизма, буддизма и протестантизма.

 

Все это многообразие составляет богатство нашей страны. И только в согласии и равноправии может сохраняться мир, быть безопасной наша жизнь и развиваться наша страна. Конституция и законы гарантируют равноправие и запрещают дискриминацию по расовому, национальному, религиозному или языковому принципу. Насилие, экстремизм и разжигание расовой или межнациональной вражды наказываются в уголовном порядке. Обеспечивают все это для нас, россиян, работники правоохранительных органов, прежде всего милиции и судебных инстанций. Для квалифицированного и эффективного исполнения своих обязанностей нужны не только специальные знания и тренировка, но и общая эрудиция и культурный багаж по части этнонациональных обычаев и традиций россиян, по части их религиозных верований, запросов и прав. Незнание и пренебрежение этой стороной жизни отдельного гражданина, семьи или общины может привести к большим ошибкам и к трагическому непониманию.

 

Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по толерантности и свободе совести подготовила эту памятку в помощь сотрудникам правоохранительных органов рядового и офицерского состава. Эта памятка не может заменить специальное обучение в области народоведения и религиоведения, которое дается в училищах и в учебных академиях, но она может быть полезным пособием. Особенно для работы в регионах и местностях, где проживают люди разных религий и национальностей, а также мигранты и иностранные граждане.

 

 

В.А. ТИШКОВ

Председатель Комиссии Общественной палаты

По вопросам толерантности и свободе совести,

член-корреспондент Российской академии наук

ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ

 

К важнейшим правам и свободам человека, наряду с правом на жизнь и правом на достоинство личности, относится свобода мировоззренческого выбора. Она закреплена в Конституции Российской Федерации понятием «свобода совести».

Статья 28 Конституции Российской Федерации юридически конкретизирует понятие свободы совести и свободы вероисповедания: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

 

Свобода вероисповедания представляет собой свободу выбора и исповедания индивидуально или коллективно (совместно с другими), публичным или частным порядком, любой религии, либо отказа от исповедания какой бы то ни было религии, свобода иметь и распространять безо всякого принуждения и давления религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, свобода принимать участие в осуществлении богослужений и иных форм религиозного культа, проведении религиозных обрядов и церемоний.

Дополнительные гарантии реализации свободы совести установлены Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях»", который, помимо того, устанавливает основы отношений между государством и религиозными объединениями, к числу которых относятся религиозные организации (юридические лица) и религиозные группы (юридическими лицами не являющиеся).

Реализация религиозных прав требует, в частности, специальных зданий и сооружений религиозного назначения. Именно в таких, культовых, зданиях и сооружениях осуществляются основные религиозные обряды и церемонии, являющиеся непосредственной и важнейшей частью исповедания религии во многих крупнейших конфессиях мира.

 

***

 

Свобода совести не является абсолютной и имеет правомерные ограничения. Очевидно, что террористическая секта "АУМ Синрике" не вправе обосновывать совершенные ею террористические акты тем, что таковые составляют элемент их религиозной деятельности. Поэтому часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основной конституционный и общечеловеческий принцип, правомерно ограничивающий свободу совести, отражен и закреплен в части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Дополнительными ограничениями свободы совести являются конституционно-правовые и уголовно-правовые запреты экстремистской деятельности, возбуждения ненависти и вражды, мошенничества, иных действий, совершаемых иногда под маской религиозной деятельности, но образующих составы преступлений по уголовному законодательству Российской Федерации.

 

***

Обеспечение реализации свободы совести предполагает со стороны представителей правоохранительных органов знание и понимание особенностей религиозных групп населения, умение учитывать в своей работе принадлежность человека той или иной религиозной группе. Организация деятельности правоохранительных органов должна быть направлена на развитие конструктивного взаимодействия и сотрудничества с населением, с религиозными организациями.

В статье 5 Закона «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 отмечается, что милиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

 

Деятельность милиции в полиэтничном и многоконфессиональном обществе должна исходить из принципа равенства граждан и необходимости защиты прав человека. В 2002 году был издан Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (от 12 августа 2002 г. № 885), в котором отмечается, что «государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван: проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию».

В профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов должно уделяться внимание знаниям культурных и религиозных особенностей населения страны, исторически сложившимся традициям, методам предотвращения и разрешения конфликтов.

ПРАВОСЛАВИЕ

 

Русская православная церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. Величайшее событие в истории русского народа – принятие христианства в 988 году.

Русская православная церковь объединяет православных христиан, живущих в России, а также действует в других государствах ближнего и дальнего зарубежья. Синонимическое название Русской православной церкви – Московский Патриархат. Московской Патриархией называется совокупность органов управления Русской православной церкви.

 

ПРОТЕСТАНТИЗМ

 

Протестантизм – третья ветвь христианства (наряду с православием и католичеством). Протестантизм возник как религиозное движение в Европе в начале XVI века и представляет собой совокупность многочисленных самостоятельных церквей и вероисповеданий. Протестанты разделяют общехристианские представления о Св.Троице, Иисусе Христе и бессмертии души, признают исключительный авторитет Библии как источника вероучения. Первоначальные формы протестантизма – лютеранство и кальвинизм. В дальнейшем возникают еще ряд течений: баптисты, меннониты, адвентисты, пятидесятники и многие другие. В России первыми протестантами были лютеране из Германии, они появились в XVI веке. Меннониты, баптисты из числа немецких колонистов поселяются в России в XVIII веке.

В настоящее время в России насчитывается около миллиона верующих-протестантов, принадлежащих к десяткам различных церквей. Одни из них возникли в прошлые столетия, другие появились в самые последние годы. Наибольшее распространение в России получили евангельские христиане-баптисты, христиане веры евангельской (пятидесятники), христиане-адвентисты седьмого дня, пресвитериане, методисты и лютеране.

Богослужения протестантов отличаются простотой обрядов, отсутствием икон. Основа богослужения – проповедь на основании Библии. В богослужении используется современная музыка.

В большинстве протестантских церквей принято три степени священства: епископ, пастор (пресвитер), дьякон. Как правило, руководителем общины является пастор. Общепринятое обращение – по имени и отчеству или «пастор» с добавлением имени собственного, например, «пастор Сергей». Как правило, у священников нет специальных облачений (хотя случаются и исключения, особенно в лютеранских и пресвитерианских церквях).

Все протестантские церкви празднуют Пасху и Рождество, но могут отмечаться некоторые другие праздники.

Богослужения и другие религиозные обряды и церемонии протестантских церквей могут совершаться не только в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, но и в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, а также в жилых помещениях.

Большинство российских протестантских объединений входят в Консультативный Совет глав протестантских церквей России и находятся в каноническом подчинении централизованным религиозным объединениям своей деноминации:

 


Российский Союз евангельских христиан-баптистов председатель Сипко Юрий Кириллович 117105, Москва, Варшавское шоссе д.29/2, тел.: +7(495)958-1336, факс: +7(495)954-9231, e-mail: relations@baptist-un.ru, сайт: www.baptist.org.ru Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) председатель епископ Ряховский Сергей Васильевич 115516, Россия, г. Москва, ул. Прохладная, д. 18, тел.: +7(495) 325-5712, факс: +7(495) 325-5712, е-mail: union@cef.ru, сайт: www.CEF.RU Российская церковь христиан веры евангельской начальствующий епископ Окара Павел Николаевич 125363, Москва ул.Фабрициуса, 31"А", тел.: +7(495) 492-1701, факс: +7(495) 493-1541, e-mail: mail@hve.ru, сайт: www.hve.ru Западно-Российского Союза церкви христиан-адвентистов седьмого дня председатель Столяр Василий Дмитриевич Россия, 107589, Москва, Красноярская, дом 3, тел.: +7(495) 786-8150, факс: +7(495) 786-8155, e-mail: info@adventist.ru, сайт: www.adventist.ru

 

КАТОЛИЦИЗМ

 

Католицизм. В XVIII веке при Петре I в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани и других города впервые появились католические храмы, которые посещало большое число иностранцев-католиков, привлечённых в Россию. В годы царствования Екатерины II в состав Российской империи вошли территории со значительным католическим населением, проживающим на территории Царства Польского. В XIX веке, после подавления восстаний в Царстве Польском, определённое число поляков, литовцев и белорусов было выслано в Сибирь и иные удалённые регионы России. Именно во второй половине XIX века было построено большинство католических церквей на территории России. Ядром католических общин были, как правило, польские ссыльные. В 20-х и 30-х годах XX века католические священники были репрессированы, почти все католические храмы закрыты.

Римско-Католическая церковь восстановила свои структуры в России в 1991 году. Главой российских католиков сегодня является архиепископ Паоло Пецци (Москва, ул. Новая Басманная 16-31, тел. 785-54-34 785-54-35, www.ruscatholic.ru).

***

 

ИСЛАМ

Ислам возник в начале VII века на западе Аравийского полуострова. Большинство последователей этой религии сегодня проживают в странах Азии (Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Афганистан, Пакистан, Турция и др.) и Африки (Египет, Алжир, Судан, Марокко и др.). В России ислам по распространённости вторая после православия религия.

Мусульмане верят в единого Бога ― Аллаха. Эта вера основана на свидетельстве пророка Мухаммеда (VII век).

Ислам опирается на 5 столпов веры:

Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает как общим, так и раздельным. Имеются определенные правила, которые распространяются на любого, кто пришел в мечеть, независимо от вероисповедания. Внешний облик посетителя мечети не должен оскорблять взгляд верующих: следует надеть чистую, скромную и достаточно закрытую одежду. У женщин одежда должна закрывать все тело, за исключением лица, кистей рук и ступней ног, цвет ее не должен быть вызывающе ярким, а силуэт - облегающим. Волосы женщинам следует полностью спрятать под платок. Пол в мечети обычно устлан коврами, обувь оставляют при входе. В мечети не допускается пребывание собак.

Мусульмане молятся в головных уборах и без обуви. Перед каждой молитвой мусульмане совершают ритуальное омовение рук до локтей, ног, лица и верхней части головы. Молитвы произносятся на маленьких ковриках, повернутых в сторону Мекки.

Ислам требует от мусульманских женщин и мужчин закрывать тело от головы до пят, особенно в общественных местах. Некоторые женщины, следуя религиозным предписаниям, носят специальные платки, закрывающие шею и волосы.

***

Религиозные правила требуют хоронить умерших мусульман в тот же день, заворачивая тело, по возможности, в специальный саван, представляющий собой чалму усопшего. Похороны мусульман (они называются джаназа) производятся на мусульманских кладбищах. Для родных очень важно иметь возможность проститься с телом покойного.

 

***

Ежегодно отмечается несколько мусульманских праздников. Следует учитывать, что мусульманский календарь («хиджра») является лунным, поэтому ежегодно смещается от 10 до 12 суток относительно принятого в России солнечного григорианского календаря. В связи с этим мусульманские праздники могут приходится на любые даты григорианского календаря.

► Рамадан – девятый месяц мусульманского календаря. Рамадан – месяц поста. В течение него в дневное время запрещается пить, есть, курить, предаваться бурным развлечениям и веселью, вступать в интимные отношения. От соблюдения поста освобождаются больные, дети, путники, воины во время боевых действий, беременные женщины.

► Ураза-Байрам (Ид-аль-Фитр) – День разговения, праздник, завершающий пост в месяц Рамадан

► Курбан-Байрам (Ид-аль-Адха) – День жертвоприношения, главный праздник мусульман, кульминация хаджа.

 

Мусульманам запрещено употреблять в пищу свинину. Другие животные должны умерщвляться в соответствии с ритуалом – в мясе не должно оставаться крови. Дозволенная для мусульман пища называется «халяль», недозволенная – «харам».

 

В России есть три региона, где среди верующих преобладают мусульмане: Северный Кавказ (включающий в себя шесть республик с преимущественно мусульманским населением: Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Дагестан и Карачаево-Черкесия), Республика Татарстан и Республика Башкирия. Во всех крупных городах России, где среди верующих преобладают православные, вместе с тем имеются мусульмане и мусульманские мечети.

 

***

В исламе отсутствуют степени священства и единая иерархическая структура управления, аналогичные тем, которые существуют в Православной церкви. Муфтии могут добровольно объединяться в коллегиальные органы, которые призваны координировать их деятельность - например, Совет муфтиев России и Координационный центр мусульман Северного Кавказа, или состоять в организациях с выстроенной вертикалью власти, среди которых наиболее крупным является Центральное духовное управление мусульман России, Духовное управление мусульман европейской части России, Духовное управление мусульман Республики Татарстан.

В то же время в России исторически сложилась определенная духовная иерархия. Главой мусульман одного и, изредка, нескольких регионов является муфтий. Муфтию подчинен имам-мухтасиб ― глава мусульман субъекта федерации или района. На Северном Кавказе имам-мухтасибу соответсвуют раис-исмамы. Имам, имеющий необходимую квалификацию и право читать проповеди в мечети, называется имам-хатыб. Имам (у шиитов - мулла) ― это мусульманское духовное лицо, предстоящее на молитве. Муэдзин ― помощник имама.

 

Координационный центр мусульман Северного Кавказа. Председатель – муфтий Карачаево-Черкесии и Ставрополья Исмаил Бердиев.

Адрес: Малокарачаевский район, с. Первомайское, ул. Перевальная, д. 5., тел. 8-(879-37)-5-49-29. В Москве адрес представительства: 119034, Москва, ул. Остоженка, 49, тел. (495) 248-46-78, 246-74-56, факс. 247-31-00

Совет муфтиев России. Председатель ― муфтий Равиль Гайнутдин. Адрес: 129090, Москва, Выползов пер., д.7. Тел. 681-49-04, 684-79-08, www.muslim.ru; email: kupaeva@inbox.ru

Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ). Председатель ЦДУМ – муфтий Талгат Таджуддин. Центральный аппарат: 450057, Уфа, ул. Г.Тукая. 50 тел. (3472) 50-80-86, 50-80-79, факс 50-80-99; email – cdum@rambler.ru

Московское представительство: 129301, ул. Касаткина д.18, стр. 1. Тел. 283-54-87, 283-47-58, 283-18-26

Поскольку в исламе не существует института священства, обращение к духовным лицам определяется конкретной практикой, сложившейся в данном регионе. Наиболее универсальным является обращение «уважаемый муфтий», «хазрат», а также «хаджи» (то есть совершивший хадж), прилагаемые к личному имени (например, Исмаил-хаджи, Равиль-хазрат).

При личном досмотре мусульман крайне важно, чтобы женщин досматривали женщины, а мужчин – мужчины. Следует избегать, чтобы личный досмотр женщины осуществлял мужчина. Такая ситуация вызвана тем положением, которое в мусульманской семье занимает женщина.


ИУДАИЗМ

Иудаизм − религия, на протяжении тысячелетий определяющая верования и жизненный уклад евреев. Иудаизм возник задолго до н.э. и включает в себя философию, обычаи, право, образ жизни еврейской общины.

 

Будучи задержанным, иудей может по религиозным соображениям отказаться от предложенной пищи вплоть до хлеба, при этом воду, чай или кофе ему употреблять дозволительно. Это связано с тем, что евреи должны соблюдать особые законы, предписанные Торой, в отношении питания (кашрут). Если иудей отказывается от предлагаемой ему пищи, то желательно связаться с местной еврейской общиной для обеспечения задержанного кошерным питанием, нормы которого запрещают приготовленную термическим путем пищу, в том числе вегетарианскую. Для иудеев предпочтительно предоставлять одноразовую посуду.

 

В крупных городах (в Москве и Санкт-Петербурге) существуют места компактного проживания евреев: это район Марьиной Рощи и ул. Маросейки − Спасоглинищевского пер. (Москва), в Санкт-Петербурге − район Лермонтовского проспекта. Это связано с тем, что среди религиозных евреев принято селиться рядом с синагогами, которые расположены в этих кварталах.

 

***

Синагога (по-гречески синагоге́ — «собрание»), после разрушения Храма − основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного отправления культа и центром религиозной жизни общины. В современные синагоги большинство людей приходят для празднования субботы и в перечисленные выше праздничные дни.

 

Мужчинам запрещено находиться в синагоге с непокрытой головой, поэтому во время утренней молитвы они надевают особое молитвенное покрывало (талит), представляющее собой четырехугольный кусок шерстяной материи с четырьмя кистями по углам (цицит).

БУДДИЗМ

Буддизм возник в Индии в V веке до н.э. Основное число его последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. В России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тывы, а с конца 80-х годов XX века отдельные буддийские общины стали возникать в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

Колесо дхармы — символ непрекращающегося круга рождений и смертей (сансары) в буддизме. Традиционно изображается в виде колеса с шестью или восемью спицами. Изображение колеса сансары наглядно демонстрирует бесконечное круговращение человека, характеризующееся рождением, смертью и новым рождением.

 

Для буддизма, который исповедуют буряты, калмыки и тувинцы, характерна замкнутость религиозной жизни внутри монастырей, красочность праздников, часто сопровождавшихся танцевальными мистериями (Цам).

Среди буддийских праздников наиболее широко отмечается Сагаалган. В переводе Сагаалган означает «Белый месяц» (от слова сагаа – белый, символ чистоты, добра, благополучия). Это праздник нового года по лунно-солнечному восточноазиатскому календарю. Он не имеет строго фиксированной даты и отмечается каждый год в разные дни в пределах между последними числами января и первыми числами марта. Отмечают его и в буддийских храмах специальной службой – хуралом.

Существуют праздники, связанные с личностью Будды, следующие: День рождения Будды и день его ухода из земной жизни в нирвану; День начала проповеди учения и др. Последний по времени праздник года Дзул (Светильник) посвящен реформатору буддизма в Тибете Цзонхаве (жил в XIV-XV вв.). Именно его реформы положили начало той форме буддизма, которую исповедуют сейчас буряты, калмыки, тувинцы. В этот день зажигают в храме и вокруг него множество масляных лампад, и они горят всю ночь, пока длится служба.

Все перечисленные праздники не имеют точной даты своего проведения. Расчет праздничных дат на следующий год производится ламами-астрологами незадолго до конца старого года по григорианскому календарю.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комиссия по вопросам толерантности и свободы совести

 

Комиссия по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов,

силовых структур и реформированием судебно-правовой системы

 

ПАМЯТКА СОТРУДНИКУ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.153 (0.011 с.)