Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок пересмотра Конституции РФ и внесения конституционных поправок

Поиск

Конституция РФ различает термины «пересмотр» и «внесение по­правок». Пересмотром является изменение положений гл. 1, 2 и 9 Кон­ституции РФ, причем они не могут быть предметом рассмотрения Федерального Собрания РФ. Внесение поправок изме­няет содержание гл. 3—8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента. Субъектами права на внесение предложений о поправках и пере­смотре положений Конституции РФ являются: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодатель­ные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Госу­дарственной Думы. Процедура пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ состоит из сле­дующих стадий. Во-первых, инициатива о пересмотре данных глав Конституции должна быть поддержана тремя пятыми голосов от общего числа чле­нов Совета Федерации (107 голосов) и депутатов Государственной Думы (270 голосов). Во-вторых, если такое решение Федеральным Собранием будет принято, то созывается Конституционное Собрание. В-третьих, Конституционное Собрание вправе принять одно из двух решений: 1)подтвердить неизменность Конституции РФ, тогда процедура пересмотра Конституции заканчивается; 2)разработать проект новой российской Конституции. В-четвертых, если Конституционное Собрание разработает новую Конституцию России, то она может быть принята двумя путями: 1) при наличии квалифицированного большинства в две трети от общего числа членов Конституционного Собрания; 2) вынесение проекта на всенародное голосование (референдум). Референдум может быть признан результативным, если за новую Конституцию проголосуют более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей, проживающих на территории РФ. Такой порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ призван обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан России. Иной, облегченный порядок изменения Конституции установлен для гл. с 3-й по 8-ю. Поправки к этим главам Конституции РФ прини­маются в порядке, предусмотренном для принятия федерального кон­ституционного закона. Однако данные поправки вступают в силу толь­ко после одобрения законодательными органами субъектов РФ. Предложение о поправке к Конституции должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, ли­бо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится в Государ­ственную Думу. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее двух третей от общего числа депутатов Госу­дарственной Думы и трех четвертей от общего числа членов Совета Фе­дерации. После чего закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации для рассмотрения, они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в тече­ние одного года со дня его принятия. После того как законодательные (представительные) органы не менее чем двух третей субъектов РФ одобрят дан­ный закон, он направляется Президенту РФ для подписания и офици­ального опубликования.

 

17. Конституционный строй РФ: понятие и элементы. Конституционный строй (в узком смысле) — это способ организа­ции государства, закрепленный в его Конституции и получающий даль­нейшую регламентацию в текущем законодательстве. Конституционный строй (в широком смысле) — это совокупность экономических, социальных, политических, правовых, идеологичес­ких отношений, регулируемых главным образом нормами Конститу­ции, возникающих в процессе организации органов государственной власти, государственного устройства и правовых связей между челове­ком, гражданским обществом и государством. В основу современного понятия конституционного строя положе­ны три главные категории — власть, суверенитет, свобода личности. Наличие в государстве Конституции не всегда означает, что в нем установлен конституционный строй. Конституционное государство характеризуется прежде всего приоритетом прав личности, подчине­нием праву всех органов государства, должностных лиц и граждан. Центральное место в системе конституционного права занима­ют положения специфического характера — основы конституцион­ного строя. Основы конституционного строя — это основополагающие нача­ла, составляющие идейную и нормативную базу всей системы консти­туционного права. Они представляют собой концентрированно выра­женные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов конституционного права по поводу важных принципиальных?ов: определения формы правления, государственного устройства, по­литического режима, конституционно-правовой регламентации отно­шений в основных подсистемах общества для их взаимодействия. В категории «основы конституционного строя» можно выделить следующие элементы, которые нашли свое выражение в статьях гл. 1 Российской Конституции. Государственный суверенитет РФ (ст. 1, 4). Гуманный статус человека (ст. 2, 6). Народовластие (ст. 3, 12). Федерализм (ст. 5). Социальное государство ст. 7). Многообразие и свобода экономической деятельности (ст. 8,9). Разделение властей (ст. 10, 11). Идеологическое многообразие (ст. 13). Светское государство (ст. 14). Целостность и незыблемость основ конституционного строя, РФ (ст. 15, 16).

 

18. Принцип разделения властей и единство государственной власти в РФ. Принцип разделения властей получил свое воплощение в РФ в последнее десятилетие, в ходе осуществления демо­кратических реформ. Главное содержание этого принципа состоит в том, что только при условии разделения функций государственной власти между самостоя­тельными государственными органами может быть установлен в госу­дарстве демократический режим правления. Как известно, существуют три основные функции государственной власти: законодательная, ис­полнительная и судебная, поэтому каждая из этих функций и должна исполняться предназначенными для нее органами государства. Необходимо особо отметить, что сама государственная власть еди­на, ее источником в РФ является многонацио­нальный народ России. Ни один из государственных органов не может присваивать себе полномочия по осуществлению суверенной государ­ственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций между различными государственными органами: законода­тельными, исполнительными и судебными. Конституционный принцип, в соот с которым «государст­венная власть в РФ осуществляется на основе раз­деления на законодательную, исполнительную и судебную» (ст. 10 Конституции РФ), предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти. В пределах своей компетенции по осуществлению указанных функ­ций эти государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать друг с другом. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая действовала только в пределах отведенных ей полномочий. Такая система взаимоограничений получи­ла название системы «сдержек и противовесов» и в той или иной мере применяется в большинстве демократических государств. Особенностью РФ является то, что Президент, являясь главой государства, в полной мере не входит в систему разде­ления властей. Одной из важнейших задач Президента является коор­динация деятельности всех ветвей власти в России. Для этого он наделён конституционными нормами различными полномочиями как в законодательной, так и в исполнительной, и даже в судебной области. На федеральном уровне система разделения властей выглядит следующим образом: законодательная власть Федеральное Собрание РФ, исполнительная власть - Президент РФ (с вышеназванными оговорками), Правительство РФ, судебная власть – Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. На уровне субъектов Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти, структура и компетенция которых определяется субъектами Федерации самостоятельно, с учётом положения ст. 71, 72 Конституции

 

19. Понятие народного суверенитета. В науке конституционного права обычно различают понятия народного, национального и государственного суверенитетов. Эти понятия взаимосвязанные. Полновластие народа и нации, выражающееся в свободном, самостоятельном определении ими форм их политического, социального и духовного бытия, лежат в основе государственного суверенитета. Народный, национальный суверенитет является основой суверенитета государства, а последний, в свою очередь, вы­ступает как политико-юридическая форма выражения полновластия народа и суверенной воли наций и народностей. Суверенитет не есть власть, это важнейший организационно-по­литический и функциональный принцип и условие государственной власти, обеспечивающий верховенство и полновластие народа, само­стоятельность и свободу нации в установлении своего политического статуса и определении экономического, социального и политического развития, а также территориальное верховенство государства и его не­зависимость во внешних сношениях. Суверенитет народа — это первоисточник власти, право на развитие в той форме, которую выбирает само общество и его представители. Народ представляет собой совокупность индивидов, не отождествляемую ни с одним из них. Данная разновидность суверенитета существует для наибо­лее полного обеспечения прав составляющих его людей, а не наоборот. Выражением народного суверенитета является признание народа в качестве верховного носителя всей власти. Наличие суверенитета означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социаль­ных сил или корпораций, использует ее исключительно в своих собст­венных интересах. Способами осуществления народного суверенитета являются: соз­дание суверенного и независимого государства, свободное присоедине­ние к другому государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом. Воля народа является единственным базисом демократического го­сударства, от нее исходит мандат на устройство государственной власти и любые изменения ее формы. Общество может оказать сопротивление любой попытке насильственного свержения конституционного строя. Осуществление власти народа происходит в двух формах: непосредственное народовластие (осуществляет народ путем прямого волеизъявления); представительная демократия (осуществляется через органы, действующие по поручению народа, редставляющие его). Причем нельзя говорить о приоритете той или иной формы демо­кратии, так как они равным образом важны для реализации народо­властия. Народ выступает как носитель власти в РФ на трех уровнях: федеральном (как многонациональный народ всей России); региональном (как народ каждого из субъектов РФ); местном (как народ территориальных единиц, где действует местное самоуправление).

 

20. Народовластие. Власть сложное политико-правовое и психологическое явление. Власть народа вид соц власти которая обеспечивает выражение воли и реализацию интересов народа. Необходимым условием осуществления народовластия является демократический, политический режим (ст 1 КРФ). Демократия имеет несколько форм проявления: политический режим, политическое мировоззрение, политический процесс. Демократия представляет собой совокупность определённых институтов, процедур обеспечивающих функционирование всей системы в соот с принципами народовластия. Принципами народовластия выступают: признание народа источником власти; равноправие граждан; подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении; право культурных, этических и др меньшинств выражать собственные интересы в политическом процессе использовать родной язык и культуру. Формальная демократия – гос власть формально принадлежит народу, а все рычаги управления находятся в руках узкой властвующей группировки. Реальная – существует в том случае, когда действует в интересах народа, народ принимает активное участие в её реализации. Ч 2 ст3 закрепляет две формы осуществления народовластия: прямая (непосредственная) демократия (форма непосредственного волеизъявления народа) и представительная (осуществление народовластия через выборных полномочных представителей).

21. Институты прямой (непосредственной) демократии. При непосредственной демократии изъявление воли народа осу­ществляется напрямую через следующие формы: референдум; выборы; всенародные обсуждения проектов законов и других важных?ов государственной жизни; народная правотворческая инициатива; участие граждан в управлении делами общества через органы местного самоуправления, общественные организации, собрания и сходы граждан и др.; индивидуальные или коллективные обращения (петиции) в ор­ганы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум и выборы — это институты прямой демократии, кото­рые сходны по целям и субъектам, но различаются по объектам и ре­зультату. Цель у них одна — выражение воли народа. Субъектный со­став также одинаков: граждане, которые имеют право принимать учас­тие в референдуме, могут участвовать и в выборах. Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах таким объ­ектом является кандидат в депутаты представительного органа или кан­дидат на какую-нибудь должность. При референдуме объектом волеизъ­явления является не человек (кандидат), а определенный?, по ко­торому проводится референдум, — принятие закона, поправок к нему, его отмена, либо какая-нибудь проблема, касающаяся государства в це­лом. Сход — это собрание жителей, обладающих избирательным пра­вом, который, как правило, созывается в муниципальных образовани­ях, имеющих до 1000 жителей. Решения, принятые сходом, обязатель­ны для исполнения всеми органами и должностными лицами муници­пального образования, юридическими и физическими лицами на территории данного образования и могут быть отменены или измене­ны только сходом или решением суда. Граждане имеют право на правотворческую инициативу в?ах государственного и местного значения. Проекты правовых актов по таким?ам, внесенные гражданами в государственные органы и органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмот­рению, а результаты рассмотрения — официальному опубликованию (обнародованию). Обращения граждан РФ в государственные органы и органы местного самоуправления позволяют осуществлять общественный контроль за всеми ветвями власти и органами местного самоуправления, добиваться восстановления нарушенных прав, обес­печения социальной справедливости. Голосование на выборах и референдумах является самой активной и действенной формой участия граждан России в политической жизни страны, хотя и другие формы позволяют населению ощутить свою необ­ходимость и причастность к делам государства и местного сообщества.

 

22. Референдум: понятие и виды. Референдум — это всенародное голосование российских граждан по законопроектам, действующим законам и наиболее важным?ам государственного значения. В правовом смысле различают следующие виды референдума. В зависимости от содержания законопроекта выделяют конститу­ционный и обыкновенный. На конституционный референдум выносятся?ы, связанные с принятием новой конституции или внесением в нее поправок. На обыкновенном или законодательном референдуме ре­шается? о принятии того или иного закона или внесении измене­ний в закон, ранее утвержденный на референдуме. По времени проведения референдума — до или после принятия за­кона — различают превентивный (дозаконодательный) и утверждаю­щий послезаконодательный референдумы. Кроме того, референдумы могут быть обязательными и факульта­тивными. На обязательный референдум выносятся?ы, прямо указанные в Конституции, поскольку другим путем они не могут быть решены. На факультативном референдуме решаются?ы, выне­сение которых на всенародное обсуждение не обязательно. Такой ре­ферендум происходит по инициативе либо государственных органов, либо избирателей. По территориальному признаку референдумы подразделяются на референдум РФ, референдум субъекта РФ и местный референдум. На всероссийский референдум запрещается вынесение следующих?ов: изменения статуса субъектов РФ; досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы либо от­срочка таких выборов;. принятия и изменения федерального бюджета, исполнения или изменения внутренних финансовых обязательств государства; введения, изменения или отмены федеральных налогов и сбо­ров, а также освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здо­ровья и безопасности населения; амнистии и помилования. Федеральное законодательство устанавливает запрет на проведе­ние всенародных голосований в условиях военного или чрезвычайного положения на всей территории России, а также в течение 3 месяцев после отмены особых режимов управления. В конце 2002 г. Федеральное Собрание РФ приняло поправки в Федеральный конституционный закон о референдуме 1995 г., которые ввели мораторий на всенародное волеизъявление в течение года перед парламентскими или президентскими выборами. Исключением может стать только референдум по международным?ам (например, о будущем Союза Белоруссии и России). Назначает проведение всероссийского референдума Президент РФ по инициативе не менее чем двух миллионов граждан России (имеющих право на участие в референдуме РФ, при условии, что на территории одного российского субъекта или в совокупности за преде­лами РФ проживают не более 10% из них) либо по инициативе Консти­туционного Собрания, предлагающего принять новую Конституцию России. Референдум РФ признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение признается принятым, если за него проголо­совало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Данное решение является общеобязательным, не нуждается в до­полнительном утверждении и действует на всей территории РФ. Это же правило применяется в отношении реше­ния, принятого на референдуме субъекта Федерации и на местном ре­ферендуме. Решение, принятое на референдуме субъекта Федерации, местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на референдуме субъекта Федерации, местном рефе­рендуме соответственно, но не ранее двух лет после его принятия либо признано недействительным в судебном порядке.

ФЗ о Референдуме

24. Конституционные основы многопартийности и политического плюрализма в России. Признание в России политического многообразия закреплено в ст. 13 Конституции РФ. Плюрализм означает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, идеологий, по­литических партий и организаций с неодинаковыми целями и программами. Никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное ра­венство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе. Под политическим плюрализмом понимается, прежде всего, много­партийность — система власти, основанная на взаимодействии и «про­тивовесах» партий и объединений. Политический плюрализм предполагает возможность легальной борьбы в рамках Конституции всех политических сил с помощью раз­личных средств.

Будучи одним из видов общественных объединений граждан, по­литические партии являются тем инструментом, посредством кото­рого может осуществляться политическая деятельность граждан, их участие в общественной жизни страны. От других общественных объ­единений, действующих на политической арене (профессиональных, предпринимательских союзов), партии отличаются тем, что открыто, борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством, а через него — всем обще­ством. В июне 2001 г. впервые в советской и российской истории принят Федеральный закон о политических партиях. Ныне Российским госу­дарством гарантируется равенство политических партий перед зако­ном независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач. Вышеназванный Закон под партией понимает «общественное объ­единение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выраже­ния их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления ин­тересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления» (ст. 3). Законодательными нормами установлены конкретные органи­зационно-правовые требования, которым должна отвечать любая российская политическая партия (существование определенного числа региональных отделений, наличие минимального числа чле­нов и др.). Основными целями политической партии являются: формирова­ние общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым?ам обществен­ной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой обществен­ности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов на выборах в представительные органы местного самоуправления, учас­тие в выборах в указанные органы и в их работе. О многопартийной системе можно говорить только в том случае, когда в избирательной борьбе за власть участвуют более двух полити­ческих партий. Партия организуется по инициативе учредителей (фи­зических или юридических лиц) и может начать легальную деятель­ность после регистрации ее устава в Министерстве юстиции РФ. Принцип добровольности является основополагающим для создания и функционирования любых политических партий. Однако законами РФ устанавливаются ограничения права на член­ство в политических партиях для судей, работников правоохранитель­ных органов, военнослужащих и государственных служащих. Конституция запрещает создание и деятельность партий и иных об­щественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооружен­ных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиоз­ной принадлежности.

 

25. Экономические основы конституционного строя. Экономические основы представляют собой базис конституцион­ного строя и складываются из отношений собственности, обмена, рас­пределения и потребления материальных и духовных благ. Экономические отношения, как правило, возникают и развивают­ся объективно, но общество и государство, используя законодательст­во и социальные нормы, могут оказывать на них существенное влия­ние. Известны две возможные модели экономической системы: ры­ночная и планово-регулируемая. Составляющими элементами экономических основ конституци­онного строя являются: отношения собственности (существуют две основные формы собственности — частная и публичная, все остальные формы производны от них); производство материальных благ, в основе которого лежит со­зидательный труд человека. Публичная собственность является в отличие от частной неделимой. Субъектами права публичной собственности могут являться государство в целом, его составные части (в федерации — субъекты, в унитарном госу­дарстве — административно-территориальные единицы), самоуправляю­щиеся местные территориальные общности или их органы. От имени РФ и ее субъектов права собствен­ника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса РФ (см. также ч. 3 ст. 214 этого Кодекса). Следует подчеркнуть, по мнению ряда исследователей и полити­ков, что Гражданский кодекс РФ — второй по значению после Консти­туции РФ законодательный акт, поскольку, в частности, он содержит важнейшие институты и правила, необходимые, для регулирования основных экономических отношений. Ныне действуют первая, вторая и третья части ГК РФ. Право частной собственности охраняется законом, это специально подчеркивается в ч. 1 ст. 35 Конституции. Субъектами права частной собственности признаются граждане и юридические лица. Возможен переход из частной собственности в публичную — на­ционализация, а также из публичной в частную — приватизация. Российское государство признает и защищает равным образом ча­стную, государственную, муниципальную и иные формы собственно­сти. При этом земля, другие природные ресурсы также могут находить­ся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собст­венности (ч. 2 ст. 9 Конституции). Другим важным элементом экономической основы конституцион­ного строя является материальное производство. Ни одно общество не способно существовать, ничего не производя, поэтому оно заинтере­совано в создании благоприятных условий для труда человека. Право граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду является основой трудовых отношений. Большое значение придается также предприниматель­ской деятельности, свобода которой гарантируется государством. В РФ обеспечивается единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поощряется добросовестная конкуренция.

 

26. Понятие и содержание права собственности. Формы собственности. Термин «право собственности» понимается в двух значениях: право собственности в объективном смысле и право собственности в субъективном смысле. Право собственности в объективном смысле — совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственнос­ти. Право собственности в субъективном смысле — юридически обес­печенная возможность лица осуществлять правомочия владения, пользования и распоряжения принадлежащей им вещью. Содержание права собственности — совокупность входящих в него правомочий. Эта совокупность включает три правомочия: вла­дения, пользования и распоряжения. Право владения — право фак­тически обладать вещью, содержать ее в собственном хозяйстве. Поскольку такое владение основывается на законном основании (титуле) его называют титульным. Право пользования — право из­влекать из вещи ее полезные свойства, удовлетворять свои потреб­ности, получать выгоду. Правомочие пользования вещью собствен­ник может передать другому лицу на основании заключенного до­говора. Право распоряжения — право определять юридическую и фактическую судьбу вещи. Оно включает в себя прежде всего воз­можность отчуждать вещь в собственность другим лицам, переда­вать правомочия владения и пользования другим лицам, отдавать вещь в залог и т.д. В соот с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ и ст. 212 ГК в РФ существуют три основные формы собственности: частная, государственная и муниципальная. Этот перечень не являет­ся исчерпывающим и некоторые юристы выделяют такую форму соб­ственности, как собственность общественных объединений. В составе частной собственности выделяют собственность граждан и собственность юридических лиц. В составе государственной — соб­ственность РФ в целом и собственность субъек­тов РФ. Если один объект принадлежит несколь­ким субъектам, то независимо от того, какую форму собственности они представляют, возникает общая собственность.

 

27. Понятие, сущность и принципы российского гражданства. В юридической науке понятие «гражданство» имеет различные значения: субъективное право гражданина принадлежать к определенно­му государству; правоотношение, содержание которого составляют взаимные права и обязанности государства и гражданина; правовой институт, нормы которого закрепляют отношения гражданства. Гражданство — устойчивая правовая связь человека с государст­вом, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных Прав и свобод человека. Основные принципы российского гражданства закреплены в Кон­ституции РФ и Федеральном законе «О гражданстве РФ». При этом они не могут содержать положения, ограничиваю­щие права граждан по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Гражданство РФ приобретается и прекращается в соот с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Это означает, что все лица, имеющие рос­сийское гражданство, обладают одинаковым конституционно-право­вым статусом независимо от времени и способов его приобретения.

?ы гражданства относятся к исключительному ведению РФ, что гарантирует единство российского граждан­ства. Российское гражданство — гражданство открытое и не зависит от расы, языка, национальности и других обстоятельств. Приобретение или утрата российского гражданства связаны с волеизъявлением граж­данина, а не с политической обстановкой в стране или желания долж­ностных лиц государственных органов. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ). Закрепление в конституци­онных нормах принципа политического и идеологического многооб­разия (ст. 13) исключило возможность высылки по политическим мо­тивам, так как граждане России вправе придерживаться той или иной идеологии, принимать активные меры к ее пропаганде и реализации. Гражданин не может быть выслан за пределы страны или выдан другому государству (ст. 61 Конституции РФ). РФ гарантирует своим гражданам защиту и по­кровительство за ее пределами. Это одно из главных преимуществ гражданина государства перед лицом без гражданства: государство за­ботится о своих гражданах, оказывает им всяческую помощь как внут­ри страны, так и за ее пределами. Кроме того, поощряется приобрете­ние гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на тер­ритории России. После долгих лет отрицания в России признается двойное граж­данство, означающее, что гражданин РФ одновре­менно может иметь гражданство другого государства. Все вышеперечисленные конституционные принципы российско­го гражданства являются основой для.всего законодательства о граж­данстве.

 

28. ФЗ о гражданстве состоит из 9 глав и 45 статей. В настоящем ФЗ содержатся принципы гражданства РФ и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством РФ, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ (ст 1).?ы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соот с ними другими нормативными правовыми актами РФ (ст 2). Гражданство РФ - устойчивая правовая связь, лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их, взаимных прав и обязанностей (ст 3). В ст 4 закреплено, что принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие?ы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. ФЗ включает статьи как: приобретение гражданства, прекращение, гражданство детей и др.

29. Приобретение российского гражданства. Российское гражданство приобретается следующими способами:по рождению; в результате приема в гражданство; восстановлением в гражданстве; выбором гражданства (оптацией) при изменении государствен­ной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмот­ренным международными договорами РФ; 5)по иным основаниям, предусмотренным законом. Приобретение гражданства по рождению называется филиацией. Гражданство приобретается на основе принципов «права крови» или «права почвы». В первом случае ребенок приобретает гражданство роди­телей независимо от места рождения, а во втором — ребенок становится гражданином того государства, на территории которого родился, вне за­висимости от гражданства родителей. В законодательстве большинства современных государств предусматривается смешанная система, при которой преобладающее значение «права крови» сочетается с извест­ным влиянием «права почвы». К таким государствам относится и РФ. Ребенок приобретает гражданство по рождению: если оба родителя являются российскими гражданами, незави­симо от места его рождения; когда один родитель — гражданин РФ, а другой — лицо без граж­данства, независимо от места его рождения; когда один родитель — гражданин РФ, а другой — иностранец, а ребенок родился на территории России, в ином случае он станет ли­цом без гражданства; оба родителя, проживающие на территории России, являются иностранцами или лицами без гражданства, ребенок родился на терри­тории России, а иностранное государство не предоставляет ему свое гражданство. Ребенок, который находится на территории России и родители его неизвестны, также будет считаться гражданином РФ, если его родите­ли не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения. Широко распространенным во всем мире способом приобретения гражданства является прием в гражданство. Прием в гражданство России производится как в общем, так и в упрощенном порядке. В общем порядке допускается прием в гражданство иностранцев и лиц без гражданства, достигших 18 лет. Это называется натурализа­цией. Натурализация осуществляется на основе личного ходатайства лица о предоставлении ему гражданства. В России такое ходатайство подается на имя Президента РФ и прием в гражданство оформляется в каждом отдельном случае актом главы государства. Условиями приема в гражданство являются: проживание на территории России на законных основаниях в течение пяти лет непрерывно; обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство; обладание законными средствами к существованию; отказ от прежнего гражданства иностранного государства; владение русским языком. Сроки проживания лица, ходатайствующего о приеме в гражданст­во, при определенных условиях могут быть сокращены. В упрощенном порядке допускается прием в гражданство тех лиц, которые имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя — гражда­нина России, а также если они имели гражданство Союза ССР, прожи­вали или проживают в тех государствах, которые входили в состав Со­ветского Союза и не получили гражданства этих государств. Кроме того, упрощенный порядок применяется в отношении детей, если хотя бы один из родителей имеет российское гражданство и ходатайствует о приобретении его ребенком. Одним из способов приобретения российского гражданства явля­ется восстановление в гражданстве лица, которое его имело, но по ка­ким-то причинам утратило, при этом срок проживания на территории России сокращается до трех лет.

 

30. Прекращение российского гражданства. Кроме отношений по приобретению гражданства, федеральное за­конодательство регулирует и порядок прекращения гражданства РФ. Прекращение гражданства допускается только на основе доброволь­ного желания лица. Гражданство РФ прекращается вследствие выхода из него по хо­датайству гражданина. Закон устанавливает обстоятельства, препят­ствующие выходу из гражданства: невыполнение перед Российской Федерацией обязательств, установленных федеральным законом; привлечение лица компетентными органами в качестве обви­няемого по уголовному делу, либо наличие в отношении него всту­пившего в законную силу и подлежащего исполнению обвинительного приговора суда; — отсутствие иного гражданства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.58.121 (0.021 с.)