Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ганизации последующей деятельности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Запоминание Первоначальная форма запоминания — так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга, оставляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без всякой учебной цели, и т.п., хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему. От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное (преднамеренное) запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой деятельность, направленную на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называемая мнемической деятельностью. В такой деятельности перед человеком ставится задача избирательно запомнить предлагаемый ему материал. Во всех этих случаях человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений и при воспроизведении ограничиться именно им. Поэтому мнемическая деятельность носит избирательный характер. Сохранение То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое — в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке. Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в его обобщении. Узнавание и воспроизведение Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее или на основе личных впечатлений (представление памяти) или на основе словесных описаний (представление воображения). Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Воспроизведение образа объекта труднее, чем узнавание. Так, ученику легче узнать текст книги при повторном его чтении (при повторном восприятии), чем воспроизвести, припомнить содержание текста при закрытой книге. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений. Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это — активный волевой процесс. Припоминание у человека происходит по законам ассоциации, сокращенно, в то время как машина вынуждена перебирать всю информацию до тех пор, пока не “наткнется” на нужный факт. Забывание Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации (оживлению) временных нервных связей. Чаще всего это угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления. Одной из причин забывания является отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием. Это явление называют ретроактивным (назад действующим) торможением. Оно выражено заметнее, если деятельность следует без перерыва, если последующая деятельность сходна с предыдущей и если последующая деятельность труднее деятельности заучивания. Виды памяти Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящеевремя в качестве наиболее общего основания для выделения различных видовпамяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти отособенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. Классификация видов памяти по характеру психической активностиКлассификация видов памяти по характеру психической активности была впервыепредложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти несуществуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесномвзаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видамипамяти. Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение ивоспроизведение различных движений. Двигательная память является основой дляформирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыковходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждым разучиться осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведениидвижений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Нообщий характер движений все же сохраняется.Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых онивыполнялись ранее. В совершенно новых, непривычных условиях мы частопроизводим движения с большим несовершенством. Нетрудно повторить движения,если мы привыкли выполнять их, пользуясь определенным инструментом пли спомощью каких-то конкретных людей, а в новых условиях мы оказались лишеныэтой возможности. Эмоциональная память — это память на чувства. Данный вид памятизаключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоциивсегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы,как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональнаяпамять имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека.Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либопобуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошломотрицательные переживания. Воспроизведенные, или вторичные, чувства могутзначительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменениисилы чувств, так и в изменении их содержания и характера. Образная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение образовранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Характеризуяобразную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерныдля представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность инеустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтомувоспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом.Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти подвум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случаеобраз восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступаетто общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Вовтором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминанииусиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.Особо следует остановиться на вопросе о том, от чего зависит легкостьвоспроизведения образа. Отвечая на него, можно выделить два основных фактора.Во-первых, на характер воспроизведения влияют содержательные особенностиобраза, эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в моментвосприятия. Во-вторых, легкость воспроизведении по многом зависит отсостояния человека в момент воспроизведения. Точность воспроизведения взначительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии.То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится болееточно.Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую,осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано спреобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений. Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведениинаших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас и процессеобдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора сдрузьями.Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют безязыка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точноесохранение подлинных выражений не требуется;б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей(заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергаетсясмысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже нелогическим, а механическим запоминанием.Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит непараллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда сбольшей легкостью, чем у взрослых. В то же время в запоминании смыславзрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Этообъясняется тем, что при запоминании смысла прежде всего запоминается то, чтоявляется наиболее существенным, наиболее значимым. В этом случае очевидно,что выделение существенного в материале зависит от понимания материала,поэтому взрослые легче, чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легкомогут запомнить детали, по гораздо хуже запоминают смысл.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.255.168 (0.008 с.) |