ТОП 10:

Братская дружба и взаимопомощь.



Наиболее совершенна вера у верующих с превосходным нравом, которые любят друзей и которых любят друзья – так говорил Пророк Мухаммад.

Дружба объединяет людей, помогает им исполнять свои обязанности. Друг – это все равно, что брат, поэтому хадисы призывают: « Будьте братьями, рабы Аллаха». Не оставляйте друг друга без своей помощи, не ссорьтесь, не обижайте друзей. «Дружелюбие нужно проявлять ко все. СО всеми надо быть приветливым и обходительным, независимо от того, хороший перед тобой человек или плохой, мусульманин он или исповедует иную веру», - так говорится в хадисах.

Что делают друзья друг для друга?

Они делятся между собой своими секретами, обсуждают вместе, как поступить в случае затруднений.

Друзья сочувствуют в беде, радуются успехам друга, гордятся им.

Друг помнит о том, что он в первую очередь совершает добрые дела для друга, а не ждет их от него.

Друзья отличаются верностью друг другу, они всегда приходят на помощь, даже жертвуя своими интересами.

Друг никогда не предаст друга.

Все это халал – разрешено исламом. А что харам. Запрещено, что разрушает единство и братство людей, чего нельзя делать:

· Нельзя издеваться, насмешничать над людьми. В Коране говорится: «Пусть одни люди не издеваются на другими, может быть они – лучше их».

· Ислам запрещает обзывать друг друга, давать людям клички и прозвища.

· Нельзя злословить, выискивать недостатки у других людей, высмеивать других, «Стягиваются раны от копья, но не заживут те, что язык нанес», учит хадис.

· Запрещено в исламе клеветать и сплетничать.

· «Не повинуйся же всякому любителю клятв презренному хулителю, бродящему со сплетнями», так записано в Коране.

Значит, друг никогда не будет: ……………………………………….

Обычай, когда друзья объявляют себя побратимами, то есть как бы братьями. У народов Северного Кавказа называется куначеством. Кунак – это не только гость, но и близкий друг. В старину кунаками становились так. Кунаки давали друг другу клятву быть верными друзьями, быть как родные браться. Потом обменивались подарками, выпивали из одной чаши молоко. С этих пор они всегда помогали кануку и защищали друг друга. Если в одной семье умирали родители, то дети не становились сиротами. Кроме родных, их могли взять в семью друга и здесь относились к ним тепло и по-родственному. Поэтому у горцев нет брошенных детей, не нужны и приюты.

Обычай куначества, побратимства, мусульмане поддерживали и с людьми других вер, что не запрещает Коран. Так, с восторгом писал Лев Николаевич Толстой, как он стал кунаком, другом чеченца Садо. Несколько раз спасал его Садо, когда Л. Толстой служил в армии на Кавказе. Благодаря отваге, преданности друга, подвергавшему свою жизнь опасностям, был спасен для всего мира будущий великий писатель. Имя его тогда ее не было известно, он был молод и не совершил еще ничего выдающегося. А друг принял его таким, каким он был в жизни.

Взаимопомощь прежде всего отличает друзей. Хорошо вместе веселиться, играть, все это не требует от друга жертв.

Но труднее выполнить какое-то дело для друга, ведь ради дружбы нужно потратить свое время, отказаться от каких-то удовольствий. Но верный друг всегда поможет делом, тогда и жизнь идет веселее.

Подумаем, как ты поможешь другу. Мы помним, что не нужно ждать, когда тебя попросят помочь, надо самому догадаться, как сделать это.

Вот тяжело заболела мама моего друга. Папы нет, а он старший сын. Я помогаю ему: ………………….

У друга в семье случилась большая беда. Заболел любимый дедушка. Я утешаю его словами ……………….

Друг отстает в учебе по математике. Я ……………….

У друга нет нужной книжки, у меня – тоже. Я ………..

Другу нужно вскопать большую грядку, а в это время по телевизору идет моя любимая передача. Я ……………..

Вы сами можете вспомнить и рассказать, как друг помог вам в жизни.

Пословицы татар о дружбе.

· С другом жить – никогда не тужить.

· Дружба и братство дороже богатства.

· С хорошим другом – горы свернешь, С плохим другом – горя хлебнешь.

· Добро потеряешь – еще наживешь, Друга потеряешь – никогда не найдешь.

 

Подведем итоги:

- Зачем человеку нужен друг?

- Таких людей нужно избегать: …………

- ………………………… - так ты можешь помочь другу.

 

Задание на дом.

Нужно составить план рассказа о своем друге.

 

 

Ценности и польза учения.

Мусульмане высоко оценивают знания и ученость. «Тот, кто совершает дела, не обладая знанием, приносит больше вреда, чем пользы» - так говорят хадисы. Как вы понимаете это изречение?

Бог, как сказано в Коране, сотворив человека по своему образу, вдохнул в него свой дух, поставил его выше всех живых существ. Почему? Потому что Адам имеет знание, он вкусил его в Раю от Древа познания. Это значит, что выше всего на земле – человеческий разум и знания.

Мусульмане преклоняются перед ученостью. Считается, что чернила ученого так же драгоценны, как кровь мученика за веру. Говори: «Господь мой! Умножь мои знания!», - записано в Коране.

«Если тебя уважают за деньги или власть, то не радуйся этому. Ведь уважение заканчивается тогда, когда ты лишишься денег и власти. Но радуйся, если тебя уважают за знания», - это слова одного мудреца. Как вы их понимаете?

Стремиться к знанию следует и мужчине, и женщине, и ребенку. Получать знание можно и днем, и ночью. И нет для человека большего наслаждения, способного справиться с тем, что дает ему знание Корана.

Чему же нужно учиться, чтобы овладеть знаниями? Вот что дают разные науки:

логика и знания языков история

помогают узнать арабский вливает связь событий, дает

язык, чтобы читать Коран примеры добра и зла.

и Сунну

 

география расширяет знания астрология ???? познает небесный

о нашей планете. мир и указывает мусульмани-

ну наступление лунных меся-

цев.

 

математика и физика учат медицина учит поддерживать

производить действия с цифрами. здоровье.

Есть другие науки, помогающие мусульманину понять исламскую веру с помощью разума. «Если человек отправился в путь в поисках знаний, то Аллах облегчит ему путь в Рай» - сказал Пророк.

Где получают знания? В школе или занимаясь самостоятельно.

Школы в России – мектебе и медресе – так они назывались, стали создаваться сразу, как начали строить мечети в VIII-Xвв. Они располагались в давние времена в доме, где жил мулла, или в другом доме при мечети. Мектеб – так называлась начальная школа. Ученики – мальчики-шакирды 8-14 лет приходили учиться из маленьких аулов. Вся жизнь шакирдов проходила здесь. В мектебе они учились обычно так. В комнате сидят на полу, на своих подушках, поджав под себя ноги, ученики. Перед ними - учитель-мулла. Они вполголоса, нараспев, читают Коран, участся писать. Пишут буквами арабского алфавита.

Там, где была береза, писали на бересте, ведь бумага была дорогой. Береста – это куски коры березы, специально обработанные. На них процарапывали текст.

А вот так учились математике. Решали задачу: «Во-первых, я купил заячью шкуру, цена ей была пять копеек. Продал ее за … копеек. Затем я купил лисью шкуру, цена ей была пятьдесят копеек. Я обработал ее и …» А дальше можете продолжить задачу сами.

В мектебе читали, заучивали Коран, читали истории из жизни пророков, учились писать, считать.

В мектебе учились целый день. Шакирды, ваши сверстники, в этой же маленькой комнатке спали возле сундучков со своими вещами. Варили себе еду в общем котле и вместе ели. А еще днем трудились, приготавливали топливо, ухаживали за животными. В течение дня совершали пять раз намаз.

Как видите, нелегкой была жизнь шакирдов. Но терпеливо выдерживали все трудности ученики, так стремились они к ученью и знаниям.

В четверг, после обеда, занятий не было. Мальчики сами повторяли то, что изучили за неделю, а еще переписывали народные песни и стихи, сочиняли свои. Потом они разъезжались по аулам и распивали их. Послушать шакирдов приходила молодежь и дети.

А девочки, их учили в давние времена? Да, но отдельно от мальчиков и они не уезжали из дома. Девочек собирали в одном месте и учили их читать Коран. Это были коранические школы.

Подведем итоги:

- Как относились мусульмане к учености?

- Какими были шакирды?

- Что умели делать ученики?

-Как относились дети в школе к учению?

 

Медресе.

Это исламские высшие школы, они также строились при мечети. Из этих школ выходили ученые, юристы, учителя, муллы. Здесь изучались все науки, о которых вы уже читали. Вспомним их.

Во времена средневековья за знаниями отправлялись мусульмане в далекий город Бухара. Это был один из центров исламской науки и культуры. Появились подобные медресе и в Поволжье. Сюда приезжали учиться не только из ближних мест, но издалека, из Аравии, Персии. Школы строились и в деревнях, и в городах.

Откуда брались средства на строительство медресе? Их давали благородные состоятельные мусульмане. Они не строили дворцов для себя, а жертвовали деньги на благо людей, чем заслужили долгую память о себе.

Преподавателями медресе часто становились те, кто закончил изучать здесь науки.

В самые отдаленные времена медресе по своим условиям часто мало отличалось от мектебе. Здесь ученики и жили, и питались, и изучали исламскую веру и другие науки.

Постепенно, с изменениями в жизни всего общества, изменялись и медресе. Появились специальные, хорошо оборудованные здания. В библиотеках – рукописи и книги. Их доставляли купцы, торгуя с жителями других мусульманских стран. Купцы давали садака – жертвовали средства на создание медресе. Они были первыми благотворителями. Их имена присваивались медресе.

Пример такой школы – медресе «Хусаиния» в городе Оренбурге. Богатый человек Ахмед Хусаинов построил его на свои деньги в 1906 г. В трехэтажном здании были все удобства: электричество, паровое отопление. На первом этаже учились дети начальных классов, здесь комната для питания, на втором – старшие, на третьем – спальни. К зданию была пристроена мечеть. Занятия шли утром и в вечернюю смену.

В медресе «Бубе» В Вяцкой губернии изучалось за 8 лет учения 30 учебных предметов, даже немецкий и французский языки! Это было очень хорошее и известное медресе.

Так же открылись медресе «Галия», «Усмания» в Уфе, «Мухаммадия», «Марджани» в Казани и др. И все они готовили высокообразованных мусульман для науки, медицины, школы, служению религии. Везде изучался Коран, священные книги. В некоторых медресе ставились театральные постановки, что тогда было редкостью.

В XIX-XX вв. у татар стали создаваться женские мусульманские школы. В них, кроме Корана, основ веры девушки изучали те же науки, что и мальчики в медресе.

Так постепенно изменялись медресе, становясь истинными очагами веры и науки.

Важность учения хорошо понимали родители, стараясь выучить детей. Даже самые бедные из них отправляли учиться мальчика далеко от дома, если вблизи не было школы, девочек тоже не оставляли без грамоты.

Тот, кто изучил науки будучи молодым, похож на пишущего по камню; а тот, кто начинает познавать науки уже в старшем возрасте, похож на пишущего по водной глади. Как вы понимаете этот хадис?

Ислам учит, что если человек будет обладать научными знаниями и умением использовать их в окружающем его мире, то внутренний мир его осветится светом веры. Поэтому в исламском мире никогда не преследовали ученых. ????

Подведем итоги:

-Для чего открывались медресе?

-Что означает это название: «Хусаиния», «Усмания»?

- Кем становились обучившиеся в медресе?

- Зачем человеку нужны знания какова ценность учения?

 

 

Ислам и наука.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.224.8 (0.011 с.)