Техническое описание прохождения маршрута.

Подходы

19.08

Заезд под урочище Копыто.

В 6 утра погрузились в автобус ООО «Оптимус». Нас едет две группы – около 30 человек, мы с трудом разместились в удлиненном ПАЗике, рассчитанном на 28 пассажиров. Дорога не напряжная, временами моросит дождь, но в районе Мильково светит солнце.

К 14.00 добрались до паромной переправы через речку Камчатку. Погода постепенно портится, начинается мелкий дождь. Еще минут через 20 доехали до Козыревска, там нас уже ждала машина ГАЗ69. Мы быстро перегрузились на нее, взяли с собой флягу (40 литров) воды и поехали в сторону урочища Копыто. Комаров, как ни странно, в Козыревске почти нет. (В 2003 году их было очень много, но, похоже, что в этом году нам повезло, их за весь поход мы почти не встретили). Дождь постепенно переходит в средний.

Дорога проходит по еловому лесу. Дорога узкая, две машины могут разъехаться далеко не везде. Почва песчаная, довольно сухая. В паре мест дорогу пересекают овраги. В этих местах через них положены мосты. В принципе, за дорогой немного следят, в том числе убирают упавшие деревья и поддерживают мосты в приемлемом состоянии. Примерно до высоты 700 метров, (около 3-4 км до границы зоны леса) при наличии этих мостов мы доехали без проблем.

Выше 700 метров начинается довольно крутой подъем, высотой около 20 метров. Мы смогли на него заехать только с помощью лебедки.

Рис. 1. Вытаскивание машины на пути к Копыто

Далее еще можно проехать около 3 км, до места выхода дороги из леса. Затем начинается болото, перед которым нам пришлось выгрузится. Впереди, примерно в 700 метрах находится навес с информационным щитом. Мы решили ночевать около него. Воды в окрестности не видно, хотя, возможно наличие некоторого количества грязных (заболоченных) луж.

Рис. 2. Навес, до которого нас довезли.

Крестом обозначено место, где есть сотовая связь

Всего дорога на машине заняла около 2,5 часов. Еще около 45 минут мы переносили вещи под навес. Примерно с началом сумерек начали ужинать.

20.08

Утром встали, распределили продукты:

· на ближайшие три дня,

· на заброску на Ключевскую

· на первую часть маршрута.

Последнюю часть продуктов оставили под навесом, за ними, мы вернулись через 2 дня.

Чуть выше навеса, примерно в 30-50 метрах по колее, есть место, откуда берет мобильный телефон (Билайн, ДальСвязь).

Постепенно погода портится, начинается слабый дождь. Мы хотим сегодня пройти до ручья Бараний, чтобы завтра организовать заброску на вторую часть маршрута и послезавтра вернуться за остатками продуктов, и встретиться с 3 участниками.

Начинаем движение по колее. (в отдельные годы что-то колесное, или гусеничное доезжало почти до Поленицы, по крайней мере мы на пути к ней регулярно видели следы от транспорта).

Рис. 3.Идем к ручью Бараний

Примерно за один переход в 40 минут мы поднялись на плато до высоты 1100 метров. К сожалению, погода портится окончательно, видимость падает до 100 метров, и мы не видим всех окрестных вулканов.

Дальнейшее движение осуществляем плотной группой, в направлении на восток, на ту часть ручья Бараний, где он течет в широтном направлении. За три перехода по 40 минут, миновав пару неярко выраженных оврага, мы подошли к ручью. По пути нам встречались небольшие озера. В оврагах воды мы не встречали.

Рис.4. Лагерь на ручье Бараний

21.08

С утра высокая облачность, видимость хорошая. Мы впервые увидели вулканы.

Примерно в 8 утра выходим с заброской. Мы планируем отнести продукты в район ручья Размывочный, и посмотреть возможный путь подъема на Толбачик.

Решили идти ближе к речке Студеной, так как там, по нашему мнению, должно быть меньше оврагов. На самом деле мы несколько просчитались – нам пришлось пересечь два оврага, глубиной около 100 метров, на обратном пути мы шли ближе к Плоской Дальней, и этот путь, видимо, следует считать оптимальным.

Мы около 12 часов пересекли речку Студеную, в это время она легко переходилась по камням в любом месте.

Еще примерно через час мы подошли под вершину 1403,5 и на ее северном склоне оставили заброску. В этом месте лежит довольно большой камень, хорошо видный издалека и место для дневки подходящее: закрыто от ветра с трех сторон, недалеко речка и небольшой чистый ручеек с маленького снежника.

Примерно там организовали заброску, в том числе приняли некоторые предосторожности против зверей:

· полностью завалили камнями от лис

· «заминировали» ампулами с аммиаком от медведей (заброску мы благополучно взяли 29 августа, ампулы были не поврежденными, хотя медведей и лис в этой долине мы видели неоднократно)

На обратном пути мы с некоторым трудом переправились через речку Студеную: воды явно прибавилось, нам пришлось искать место, чтобы перепрыгнуть ее по камням, и вода на глазах прибывала.

Обратный путь мы прошли за один переход за 1,5 часа от речки Студеной до ручья Бараний.

22.08

Сегодня мы должны встретиться с оставшейся частью группы и как можно выше подняться под Плоский Толбачик.

Выходим в начале восьмого вниз. Примерно к 9 часам доходим до навеса Копыто и встречаем трех своих участников. Даем им ГПС, рацию, одного из сопровождающих и отпускаем их к нашему лагерю. Сами забираем заброску на первую часть маршрута и посылаем СМС в Москву о благополучном начале похода. В 10 часов выходим и за 2,5 часа с одним 10 минутным отдыхом доходим до лагеря.

Рис. 5. Путь к ручью Бараний. Видны (слева направо) Ключевская, Камень, Безымянный

Обедаем, разбираем продукты и около 14 часов выходим в сторону вулкана Плоский Толбачик. Первоначально мы планируем подняться на него с севера, через вершину Звезда Толбачика. Мы наметили примерную линию движения (см. фото ниже) наш выбор определяется следующими условиями:

· двигаться по леднику вдоль морены (или скального выхода), чтобы в случае, если ледник будет открытый и достаточно большой крутизны, была возможность с него уйти

· по-видимому, последние плоские площадки, где можно поставить палатки находятся в районе в. Звезда Толбачика.

В целом, такая тактика себя оправдала.

Рис. 6. Путь к Плоскому Толбачику

За два перехода по 40 минут мы подходим и переправляемся через речку Студеную. Правый берег довольно сильно расчленен оврагами, вдоль одного из них мы и спускаемся.

После перехода р. Студеный мы метрах в 30 от себя вспугнули медведя, который очень быстро убежал в сторону ледника Вулканологов.

Рис. 7. ПревЕд. мЕдвЕд.

Восхождение на Толбачик.

23.08

Общий путь подъема на Толбачик

С утра слабый дождь, низкая неплотная облачность. Наша задача на сегодня подойти как можно выше под ледниковую зону. Скорее всего, наиболее высокое место с горизонтальными площадками – район Звезды Толбачика, куда мы и планируем подняться.

Примерно в 9 утра выходим в направлении водопада. Движемся вдоль правого (орографически) берега ручья.

Рис. 8. Идем вдоль ручья к водопаду

За один переход (около 50 минут) подходим под водопад. По пути несколько раз на нас налетал туман с ограничением видимости до 20-30 метров. Около водопада отдыхаем и фотографируемся. Появляется солнце, но долина большей частью закрыта облаками.

Рис. 9. Водопад

Дальнейшее движение продолжаем по выпуклым частям рельефа. Сложно правильно назвать это образование – в «обычных» горах скорее всего это бы называлось старыми боковыми моренами, на вулкане скорее всего это древние заросшие лавовые потоки, частично рассеченные оврагами. В дальнейшем мы неоднократно двигались по таким «увалам» и в отчете будем называть эту форму рельефа мореной, хотя она сложена не из камней, а из разнородной застывшей лавы, которая иногда может размываться водой как конгломерат. Как правило, эти лавовые потоки лежат не на леднике, а его полностью разделяют на языки. Поднимаемся к еще одному водопаду.

Рис. 10. Еще один водопад

За три перехода по 50 минут, к часу дня мы достигаем высоты около 1750 метров. Здесь есть относительно горизонтальная площадка и небольшой ручей. Решаем пообедать, тем более что погода продолжает портится и накрапывает дождь.

Рис.11. Вид в долину

Рис. 12. Вид в долину

Рис. 13. Перекусываем. В разрывах облаков видны южные склоны Плоской Дальней

Пока мы обедали, ветер усиливается, и таки начинается довольно сильный дождь с крупой. Чуть ниже нас наблюдаем радугу. Примерно к 15.30 дождь прекращается, но довольно сыро и сильный ветер. Решаем таки дойти до намеченной точки. Еще за один переход (около 1,5 часов) достигаем относительно ровной площадки с ручьем примерно на высоте Звезды Толбачика. От тела ледника она отделена морено-лавовым валом, высотой около 50 метров. Похоже это оптимальное место для ночевки перед выходом на Плоский Толбачик.

Рис. 14.Подъем к месту лагеря

Рис. 15. Вид в долину от места лагеря

Устанавливаем лагерь и начинаем готовить ужин. Постоянно дует довольно сильный ветер и после 19.00 начинается дождь.

Рис. 16. Лагерь

24.08

С утра сильный ветер и дождь с крупой, регулярно налетают облака с уменьшением видимости до 20 метров. Весь день никуда не идем.

25.08

Всю ночь продолжается дождь, ближе к утру дождь ослабевает, появляются разрывы в облаках. Решаем сегодня попробовать подняться на Плоский Толбачика. Выходим около 9 утра, долина ниже нас свободна от облаков, выше нас облака есть, но, похоже, не очень мощные. Пока завтракали и собирались, нас несколько раз накрывало довольно плотным туманом.

Рис. 17. Утро, большая гора – Камень, чуть правее - Безымянный

За один переход (около 30 минут) доходим до ледника. Мы почти дошли до нижней границы облаков. Решаем выбрать следующую тактику движения: движемся по леднику «в пределах досягаемости» от боковой морены – если ледник станет крутым, или начнется зона трещин – перейдем на морену. Ледник открытый, довольно много неглубоких промоин. Движемся плотной группой вдоль одного из ручьев. Регулярно налетает туман, ограничивая видимость до 50-100 метров.

Рис. 18. Выход на ледник

Примерно за два перехода по 45 минут поднимаемся к зоне трещин. Ледник местами покрыт снегом. Решаем перейти на морену. Тут небо очищается, и мы видим весь предстоящий маршрут и окрестности.

Рис. 19. Выход к зоне трещин

Рис. 19.1. Подъем в обход зоны трещин

Лавируя между трещинами по широким (не менее 1,5-2 метров) ледовым перьям и преодолевая в одном месте с гимнастической страховкой ледовый лобик (около 2,5 метров протяженности, крутизной до 45*) выходим на верхнюю часть морены. Чуть левее движения мы видим еще одну морену, на которую траверсом с небольшим набором высоты решаем перейти. Крутизна склона в этом месте составляет около 20-25*, лед покрыт свежим не глубоким (менее 5 см) снегом. Высота около 2500м.

Рис. 20 Перекус. Оценка крутизны склона

Рис. 21. Подъем к месту перекуса

За один переход достигаем верхней части соседней морены. Крутизна увеличивается до 30-35* глубина снега до 10-15 см. Около морены течет небольшой ручей. За час обедаем.

Рис.21.1 Острый Толбачик и северные склоны пер. Седло Толбачика. Видна седловина перевала

Рис. 22. Камень и Безымянный (в правом углу) – хорошо видны ребра Камня – предположительно 3А-3Б альп (южное – смотрит на нас и Западное – в профиль)

Далее решаем косым траверсом выйти на плато Плоского Толбачика. За переход 40 минут достигаем высоты 2750 метров. К этой высоте крутизна склона начинает уменьшаться и составляет около 25-30*. Склон снежный, без трещин. Еще за один переход выходим на плато (высота 2950 метров).

Рис. 23. Выход на Плоский Толбачик

Необходимо выбрать место для лагеря таким образом, чтобы было можно сходить на Острый Толбачик, и чтобы оно находилось «по пути» спуска. С другой стороны, в районе «краев» плато ветер скорее всего будет более сильным, чем в центре. Решаем разбить лагерь в центре плато, построить хорошие ветрозащитные стенки, тем более что необходимый инструмент (пила, лавинный лист и снежная лопата) у нас есть. Примерно за 1,5 часа мы установили лагерь и построили высокие стенки.

Рис. 24. Лагерь на Плоском Толбачике (слева – Плоская Дальняя, справа Камень)

Глубина снега в районе лагеря около метра, ниже довольно плотный фирн, переходящий в лед. Погода хорошая, облачность высокая, ветра почти нет.

26.08

Ночью начинается сильный ветер и пурга. С утра и весь день видимость около 10-50 метров. Сидим на месте.

Рис. 25. «непогода в горах, непогода»

27.08

С утра переменная облачность, через лагерь временами перегоняет тонкие облака, в их разрывы видно чистое небо. Осадков нет. Пока завтракали, погода слегка улучшилась. Решаем быстро сходить на Острый Толбачик и максимально спуститься. Прогнозируемое время восхождения – 4-6 часов. Выходим в 7.30

Рис. 26. Острый Толбачик. Фото от 25.08.07

Примерно за час подходим к началу подъема на Острый Толбачик. За время движения облаков стало значительно меньше.

Рис. 27. Подход к подъему на Острый Толбачик (слева – обрыв к кратеру, образовавшемуся после извержения 1975 года)

У начала подъема связываемся и начинаем движение в связках. Гребень довольно широкий (как правило более 10 метров, на коротких участках до 1 метра. Средняя крутизна подъема около 20*, участков крутизной более 35* мы не встретили, как и карнизов.

Рис. 28. Подъем на Острый Толбачик. Видны (слева направо): Плоская (Дальняя), Ключевская, Камень, Безымянный

Примерно за 2,5 часа все достигли вершины. Вершина довольно узкая, 10 человек на ней могут разместиться с трудом, по этому всем одновременно на ней встретиться было не возможно. Довольно ветрено и холодно. Первые начинают спуск до подхода последних и уходят в лагерь готовить чай.

Рис. 29. Кратер Толбаченский. Видны вулканы Овальная Зимина и Большая Удина (хорошо видна седловина), крестом обозначена седловина предлагаемого перевала – Седло Толбачика и его южный склон), кружками обозначены места ночевок

Рис. 30. На Остром Толбачике.

Примерно к 12 часов все благополучно спустились к началу подъема, и все вернулись в лагерь к 13.00.

Быстро обедаем и собираем лагерь. Выходим в сторону предполагаемого спуска в 14.00. К сожалению, погода минут через 10 сильно портится – появляются облака и ветер, видимость падает до 10-30 метров. По компасу выходим к скалам, с которых по описанию возможен спуск на перевал Толбаченский.

Рис. 31. 14.30. того же дня. Попытка найти спуск. Нас накрыло туманом. Очень ветрено и холодно

К сожалению, условия видимости не позволяют однозначно определить характер спуска и правильность направления спуска. Осуществляем разведку пути (связка спускается от места предполагаемого спуска метров на 250-300 по склону), но характер склона (отсутствие скал, лед с небольшими трещинами, покрытый тонким слоем снега, крутизна от 15* в верхней части до 25* в нижней) показывает, что благополучный спуск в условиях малой видимости в этом направлении маловероятен.

Возвращаемся и на основании имеющийся информации (карты, данные ГПС, фотографии) однозначно определяем свое местоположение. Убеждаемся, что группы таки спускались в этом месте, но в текущих условиях отсутствия видимости спускаться по скальному гребню, теряющемуся на ледовых склонах представляется не возможным. Решаем попробовать найти вариант спуска юго-восточнее.

Осуществляем разведку (одна связка три человека) время разведки около 20 минут. Прошли по склону около 350-400 метров. Обнаружили, что примерно от нашего места, параллельно кромке плато отходят два гребня (что полностью соответствует одной из имеющихся фотографий). В разрывах облаков увидели, что нижняя гряда скал обрывается примерно 20-30 метровым сбросом на снежный склон неопределенной крутизны. Мы обнаружили небольшую мульду, в которой дует значительно слабее.

Переходим всей группой туда. Решаем искать вариант спуска через «Корыто», тем более что такой вариант был предусмотрен при заявке похода.

При выборе такого варианта мы исходили из следующих соображений:

· выбирался достаточно широкий склон, который можно обнаружить и идентифицировать при условиях малой видимости;

· безопасный – в том числе, отсутствие камнепадов;

· без ледовых и скальных сбросов;

· по возможности с плавным изменением крутизны (как основание для отсутствия большого количества трещин);

· наиболее пологий и быстро выводящий к высотам 2500, после которых крутизна склонов значительно уменьшается;

· возможность дальнейшего простого прохода (без каньонов) до перевала Толбаченский.

Анализ производился на основании карты и имеющихся фотографий со всех сторон Толбачика.

В качестве одного из вариантов рассматривался вариант спуска по пути подъема, но этот вариант был признан не самым лучшим – его крутизна при движении на спуск, скорее всего, требовала провешивания 500-600 метров перил (примерно такова длина склона с крутизной около 30-35*, тем более что гарантировать наличие снега в этом месте было бы неким оптимизмом – все время шел дождь, правда при отрицательной температуре), что было явно не меньше чем при спуске через «Корыто».

В качестве запасного варианта рассматривался вариант спуска на юг, в сторону базы Ленинградская. Но такой вариант был довольно долог.

Осуществляем разведку спуска через «Корыто». Связкой из трех человек, прошли около 500-600 метров вдоль плато, спустившись примерно на 100 метров (до высоты 2900). По-видимому, нашли скалы, закрывающие сверху «Корыто».

Возвращаемся и решаем начать спуск завтра утром. Характер погоды ухудшился: кроме ветра и облаков, идет дождь при отрицательной температуре. Примерно за 10 минут на любой поверхности образуются красивые ледовые сосульки.

Рис. 32. Лагерь в мульде

28.08

Встаем в 6, характер погоды не изменился – отсутствие видимости, мелкий дождь при слабоотрицательной температуре.

Рис. 33. Вот такое намерзло за 30 минут.

В 9 утра с минутами вышли из лагеря в направлении предполагаемого спуска. Примерно на середине предполагаемого «Корыта» вышли к скалам и решили осуществить разведку на сколько это возможно. Провесили 4 веревки из 5 (суммарно 210 метров) склон в верхней части скальный, 15 метров, 60*, далее примерно 1,5 веревки снежного склона крутизной около 30*, с небольшим увеличением крутизны и уменьшением толщины снега. 3 и 4 веревка на льду крутизной около 35*. За все время разведки (около 1часа) разрывов в облаках в месте спуска не было, определить дальнейший характер склона было не возможно.

Решили осуществить разведку в 200 метрах левее предполагаемого спуска. Вторая разведка показала (4 веревки), что спуск по линии падения воды из первого и второго места примерно ведет в одно и тоже место, то есть склон имеет форму чаши (как и верхняя часть «Корыта» на фотографии), но во втором месте несколько более крутой, и более высокий скальный пояс.

Мы считали, и это позже подтвердилось, что основная крутизна склона будет около 35*, и будет находиться на высотах 2600-2800 метров, в дальнейшем будет постепенное выполаживание. В слое облаков, скорее всего, ниже 2500 метров будут окна, через которые мы сможем скорректировать дальнейший путь.

Решаем спускаться в месте первой разведки, снова начинаем навешивать перила в 13.50.

Рис. 34. Первая веревка вниз. Видимость 30 метров, на конце веревки полностью оборудована станция, на которой стоят три человека.

Тактика спуска была выбрана следующей: три человека внизу вешают веревки по линии падения воды, стараясь, как только видимость позволит, подойти к возможной с левой стороны морене. Вверху три человека осуществляют снятие веревок. Последний или пользуется ледовой проушиной или спускается с нижней страховкой. Связь между нижними и верхними осуществлялась по рации. Остальные как можно быстрее передают веревки сверху вниз. Такая тактика оказалась оптимальной. В общей сложности мы навесили 12 веревок (4 из них длинной 50 метров и одна 60), общая протяженность навешенных перил – около 620 метров. Первые 4 веревки группа навешивала около 1 часа. Полностью все 12 веревок (от начала навешивания первой, до снятия последней группа) прошла к 16.20, то есть за 2 часа 40 минут.

Первая веревка была повешена за скальный выступ, и была – 10 метров на скалах крутизной около 60* остальная часть на снегу переменной крутизны, до 35*. Вторая веревка была повешена на ледорубе, в верхней части крутизна склона оценивалась в 30*, в нижней до 35*, внизу толщина снега уменьшалась до 5 см. 3-10 веревки были повешены на ледобурах, на склоне крутизной 35* (3-8 веревки) и 30* (9-10 веревки).

Рис. 35. Спуск по 3-ей веревке и 4-ой веревке, появляются небольшие разрывы облаков

На 4 веревке посередине была небольшая трещина шириной около полуметра. Примерно через 1,5 часа после начала спуска появилось на 2 минуты окно в облаках до долины. Мы смогли определить правильность выбранного пути спуска и наметить дальнейшую линию движения: склон действительно представляет из себя «Корыто» с трех сторон закрытое невысоким скалами, в нижней части - пологий открытый ледник без видимых трещин, который заканчивается моренными валами, переходящими в долину ручья Солнечный, левый борт которой относительно пологий (около 20*) и проходимый на всем протяжении. При спуске по веревкам видимость часто не превышала 20 метров (то есть человек в некий момент не видит ни верхней станции, ни нижней, ни людей на них находящихся).

Рис. 35. В разрыве облаков просматриваем путь вниз (снимок сделан с точки закрепления 7 веревки), дальнейший путь движения – на камень в левой части снимка и далее в направлении левой морены)

К концу 10 веревки крутизна уменьшилась примерно до 30*, однако на леднике появились камни, которые при «дергании» веревок начинали свободно скатываться вниз. Чтобы устранить падение камней на участников, последние две веревки вешаем косым траверсом влево. К концу 12 веревки крутизна склона уменьшается до не более 25*, и возможно самостоятельное движение вниз. Тем более что уже сплошной облачности нет, и чуть левее направления спуска просматривается морена. К 17.20 все участники благополучно ее достигли и сняли кошки. Дальнейшее движение осуществлялось плотной группой к языку ледника вдоль этой морены.

Примерно к 18.00 мы полностью спустились с ледника и решили продолжить движение к пологой части долины ручья Солнечный. Периодически садился туман с ограничением видимости до 30 метров. Ориентирование осуществлялось по ручью. Общее направление движения было по правому борту долины, пересекающее все правые притоки. В один из переходов мы вышли к водопаду, который обошли справа. В целом, дальнейшее движение сложностей не представляет, за исключением пересечения одного ручья, текущего в конгломератном овраге, глубиной около 30 метров.

Рис. 36. Спустились с ледника. Идем в долину

К 19.30 мы вышли к среднему течению ручья Солнечный на высоте около 2000 метров. Встаем на ночевку. Облака остались выше нас, моросит временами небольшой дождь. Чуть позже показался весь склон, по которому мы осуществили спуск.

Рис. 37. Корыто, общий путь спуска

Выводы.

Подъем – ледово-снежный склон, преобладающей крутизны до 35*, перепад высот около 1 км. Мы оцениваем как 1Б, в отдельные годы при условии малоснежного года категория сложности может быть повышена до 2А.

Подъем на Острый Толбачик – довольно широкий гребень, шириной до 1 метра, с двух сторон от него снежные склоны до 35* - хорошая 2А, примерно соответствующая вершине Гумачи с перевала Гумачи на Кавказе.

Спуск по нашему пути. Сложно что-то однозначно сказать, средняя крутизна наиболее крутой части 35* (как на перевале Голубева на Кавказе, и значительно круче чем на Эльбрусе у скал Пастухова), однако склон значительно длиннее (у Голубева 120-130 метров, у нас около 350 метров). Скорее этот вариант спуска напоминает вариант прохождения перевала Мун-Дак на Кавказе – если склон снежный, крутизной 30-35* на протяжении 500-600 метров, то это 2А, если ледовый, то 3А. У нас получился промежуточный вариант.

В целом, прохождение Плоского Толбачика (без учета восхождения Острого Толбачика, которое само по себе имеет сложность примерно 2А) как по времени, так и по используемой снежно-ледовой технике несколько превосходит классические 2А, и соответствует скорее снежно-ледовой 2Б. С другой стороны, опыт прохождение двух таких перевалов не дает необходимого опыта для уверенного прохождения снежно-ледовых 3А – все-таки при нашем варианте прохождения полностью отсутствовали участки склона, крутизной 40-50* значительной длины.

Мы предлагаем рассматривать наш вариант прохождения как перевал, соединяющий восточную ветвь ледника Института вулканологии и ледник Солнечный. Определяющая часть этого маршрута – спуск на ледник Солнечный, по этому предлагаем назвать наш вариант прохождения – перевалом Солнечный.

Безусловно, возможно и другое сквозное прохождение Плоского Толбачика в режиме перевала. Мы предлагаем рассмотреть в качестве альтернативы возможное «первопрохождение» с юга на север – через седловину между вершинами Толбачика. Такой перевал свяжет ледники Толбаченский и основную часть ледника Института Вулканологии. Предлагаем его назвать – Седло Толбачика.

Вместе с тем спуск осуществлялся в сложных погодных условиях, которые в любых других горах являются основанием для отсидки. В условиях Камчатки эти условия являются обычными. Если бы мы ждали улучшение видимости до приемлемого уровня, то вряд ли бы мы спустили оттуда до 31 августа, когда мы в первый раз смогли увидеть вершину Плоского Толбачика вновь. Такие погодные условия, как и, по-видимому, абсолютную необходимость ночевки на снежном плато и организацию бивака в условиях, более соответствующим Тянь-Шанским высотам в 5000м, к участникам и руководителю предъявляют требования, более характерные для прохождение перевала 2Б, чем 2А.

В Приложении приводятся дополнительные фотографии Толбачика.

Переход к заброске

Перевал Толбаченский (Н/К)

Выходим около 8 утра. За один переход за 1 час 20 минут доходим до широкой долины.

Рис. 38. Ручей Солнечный (нижнее течение)

Дальнейшее движение осуществляем под предперевальный взлет перевала Толбачинсокго. За три перехода по 45 минут подходим под взлет и «переходим» на подножный корм – довольно большие заросли ягод (голубики и шикши).

В 13.00 начинаем подъем на предперавльный взлет. Предперевальный взлет представляет из себя травянистый склон высотой около 100 метров, крутизной до 25*. Еще за два перехода по 40 минут подходим к взлету перевала Толбачинский. Решаем в этом месте пообедать. За время обеда успеваем высушить снаряжение. Начинает накрапывать дождь.

К 16.00 поднимаемся к туру перевала.

Рис. 39.Группа на перевале Толбаченский

Тур находится в северо-восточной части седловины. Мы сняли записку и оставили свою. Спуск в долину р. Студеной – простой, и проходит по травянистым склонам крутизной… с преодолением оврага глубиной. Спускаемся до лавового поля …

Рис. 40. Кратер Юпитер. Лавовое поле паразитных кратеров.

Дальнейшее движение мы наметили по прямой, через лавовое плато. По километражу мы выиграли примерно раза в 1,5-2, по времени мы скорее проиграли. Альтернативный путь через в. Поленицу будет вряд ли дольше. Я бы сказала быстрее, поскольку там надо идти по ровному дну долины реки.

Перевал Толбаченский является классическим перевалом н\к категории сложности.

Лавовое поле представляет из себя относительно ровную долину, которая в хаотическом порядке заполнена локальными холмами высотой 10-15 метров. Мы двигались по азимуту, временами поднимаясь на холмы для выбора оптимального пути движения. Погода портится, начинается дождь. За два перехода по 45 минут мы подошли к двум мощным оврагам, образованным ручьями Размывочными. На западе метрах в 150 от нас прошла в сторону нашей заброски семья медведей – из медведицы и трех маленьких. Интересно, сколько они успеют съесть, прежде чем к заброске придем мы?

Пересекая два оврага, к нам прибился молодой лис. Он совершенно не боялся людей и, по-видимому, хотел с нами поиграть. Он сопровождал нас весь оставшийся день, а когда мы встали на ночевку, украл у нас фирменную футболку 57 школы, пришлось ее отбивать. Мы ее не отдали, и лис, видимо, окончательно на нас обиделся и убежал.

Рис. 41. Встреча с лисой недалеко от заброски.

Овраги мы пересекли за один переход 40 минут. Еще за два перехода по 40 минут мы вдоль ручья Размывочный дошли до места заброски.

Рис. 42. Лагерь у заброски

Дневка.

В этот день мы сходили радиально к горе Поленнице и кратеру Марс. До Поленицы мы дошли вдоль ручья Размывочный за 1,5 часа. Движение осуществлялось по песку и было довольно простым. К Размывочному вышли, преодолев травянистый бугор.

Место просто уникальное. Очень советуем посмотреть.

Рис. 43. Поленица

Забираемся на кратер Марс. Начинается дождь. Решаем возвращаться в лагерь. Обратно мы шли «напрямик», по азимуту. Время движения – около 1,5 часов. Обратно мы шли так же, как и туда.