Сущность антропологического поворота в постклассичекой философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность антропологического поворота в постклассичекой философии.



Постклассическая философия XX в.в. характеризуется т.н. “атропологическим поворотом” в философии. Он связан с углублением социальных и экзистенциальных противоречий. Идея уникальности, хрупкости, кризисности человеческого бытия – одно из главных настроений философии XX в. Рефлексия над трансформациями человеческого бытия осуществлялась в трех основных направлениях: экзистенционально-феноменологическом, социально-критическом, натуралистическом.

Натуралистический подход в интерпретации человека оценивает высокую степень его интегрированности в живую природу. Биологизаторские тенденции присущи дарвинизму, позитивизму. Фрейдизм, неофрейдизм, философская атропология отмечают биологическую неполноценность человека, компенсаторный характер его деятельности.

Экзистенциально-феноменологический подход, который реализуется в феноменологии, экзистенциализме, персонализме акцентирует внимание на уникальности человеческого бытия. Бытие человека приобретает подлинность и личностный смысл в состоянии экзистенциальной свободы.

Социально-критическое направление в антропологической философии (неомарксизм, структурализм), продолжая марксистские традиции, рассматривают различные варианты – политической, идеологической, коммуникационной, социальной – детерминированности человека: его поведения, общения, мышления, деятельности. Структурализм обращает внимание на включенность человека в различные социальные структуры.

Конец XX в. ознаменовался своеобразным кризисом философских антропологических исследований. Активно развиваются прикладные исследования человека, однако этот процесс не сопровождается адекватным философским синтезом. Постмодернизм отрицает сам факт существования целостного человека; человек фрагментируется, сводится к социально-ролевому поведению, без остатка детерминирован массовой культурой. Крах претензий на разумность, моральность, творческую природу предопределяют идею “смерти субъекта” и означают многосторонний кризис современного человека: кризис его душевного, духовного, телесного начал.

 

 

Техника и ее роль в истории цивилизации.

Техника – сов-ть мат средств практической деятельности, которые создаются ч-ком для осуществления проц-ов пр-ва или обслуживания непроиз-нных потребностей ч-ка.(машины, инструменты, строения, тр с-ва, системы и с-ваупр-я, добычи, хр-ния и т.п.). изобретая и изготовляя тех приспособления, ч-к целенаправленно в соответствии со своими потребностями, интересами видоизменяет природу. Техника – новый искусственный мир, кот.имеет свои законы развития. Их содержание опр-ся главным предназначением техники – служить для достижения цели с мин затратами.(з-н симметрии, з-н кореляции параметров ТО и тп).

Совокупность проблем, касающихся обсуждения места и роли техники вчел обществе, составляет предмет интенсивно развивающейся т.н. философией техники. В её разработку внесли серьёзный вклад Д. Белл, Н. Бердяев, Маркс и др. мыслители. Внимание учёных к исследованию феномена техники обусловливается тем, что она «превратилась» в часть бытия человека (Хайдеггер). Большая часть человеческих знаний о мире заключена в технической деятельности.

Техника предстаёт – как совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой, цель их – придать жизни человека такой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести ему форму окружающей среды (Ясперс). Современная техника не измеримо расширяет социальное пространство свободы человеческих действий. Многие представители Ф. Техники убеждены, что безграничное развитие производительных сил – подлинное благо человечества и условие возрастания его свободы, фундамент счастливого будущего. Для других техника – угроза дегуманизации общества и демон уничтожения цивилизации. Техника является системой действий, посредством которых человек стремится достичь осуществление внеприродной программы, т.е. осуществление самого себя.

 

 

53. Феномен власти в жизни общества.

Властные отношения пронизывают все сферы и уровни жизнедеятельности общества, Кратология (от греч.Kratos – власть и logos – учение) – особое направление исследований, изучающих феномен власти и его многообразные проявления. С позиции обыденного сознания, власть – организованная воля и сила каких-либо субъектов, направленная на людей, независимо от их установок относительно такого влияния. Она представляет собой способность и возможность реализовать волю одного субъекта (личности, социальной группы, государства, партии), воздействуя на волю других субъектов, даже вопреки воле последних.

Составляющие власти:

· Источник (авторитет, сила, закон)

· Субъект (государство, социальный институт, индивид)

· Объект (общество, класс, группа, индивид)

· Функции власти (господство, руководство, мобилизация)

· Ресурсы власти (принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д.)

Основные подходы к трактовке феномена власти:

· Директивный (Т. Гоббс, К. Маркс, М. Вебер)

· Функциональный (Т. Парсонс)

· Информационно-знаниевый (М. Фуко, А. Тоффлер)

· Коммуникативный (Х. Арендт, Ю. Хабермас, Н. Луман)

Директивные определения: Т. Гоббс: «Власть – это средство достичь блага в будущем, сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к власти». К. Маркс: «Политическая власть есть организованное насилие одного класса над другим».

В функциональных определениях власть понимается как средство всеобщей связи между субъектами при осуществлении целедостижения, как символический посредник, обеспечивающий выполнение взаимных обязательств.

Информационно-знаниевый подход рассматривает власть как созидательное начало, как знание, постоянное совершенствование которого влияет на понимание целесообразности и своевременное изменение существующего порядка.

Сторонники коммуникативных концепций понимают власть как механизм опосредования возникающих в обществе противоречий между публичной и частными сферами жизни, как символически обобщенное средство коммуникации. Луман: «Высокий рационализм сильной власти заключается не в преследовании форсируемых и, тем не менее, всегда остающихся проблематичными хороших целей, но в том, что все большее число возможностей подвергается все большему числу ограничений».

Подходы к изучению власти

Для классических философских концепций власти (Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, Т. Гоббс) были характерны рационалистические взгляды. Источниками власти были насилие, собственность, богатство, наследство, закон. В истории политической мысли господствовали правовые концепции власти. Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Кант понимали политику как производную от права.

Неоклассические философские концепции власти (Ницше, Фуко, Барт, Тоффлер) предполагают переход от рационально-критического понимания власти к систематизированному постижению ее универсальной природы через многообразие форм, методов и типов властвования.

Современные политико-философские концепции власти представлены линией функционального анализа Т. Парсонса, психоанализом Фрейда и Фромма, «археологией власти» Фуко, концепцией «эры смещения власти» Тоффлера.

Концепция «технократии» - власть научно-технических специалистов, носителей технической рациональности.

Несмотря на различия в подходах к определению сущности власти, выделяются общие ее характеристики и свойства: всеобщность, т.е. функционирование во всех сферах общественной жизни и в политических процессах; способность проникать во все виды деятельности, объединяя или разъединяя людей, общественные группы.

Власть – это:

· Влияние одного субъекта на другой (объекта властных отношений)

· Фактор воли как регулятор этого влияния

· Отстаивание интересов как мотив властного действия

· Асимметрия отношений между субъектом и объектом

Между объектом и субъектом властных отношений существует как прямая, так и обратная зависимость. Перед субъектом власти всегда стоит проблема легитимации господства, т.е признания власти объектом. М. Вебер выделил 3 основных легитимных типа господства: традиционных, харизматический и легальный, предполагая, что каждый из них способствует гармонизации властных отношений в обществе.

Цель власти состоит в:

· Противодействии деструкции, кризису, упадку, нейтрализации напряжения или конфликтов

· Стремлении к максимуму стабильности, устойчивости общественного целого

 

54. Феномен идеологии в политической жизни общества.

Идеология — система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.009 с.)