ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и стили общения, используемые педагогом в работе с детьми и родителями.



Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения, а также определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
1. Авторитарный.При авторитарном стиле характерны жестокое управление и всеобъемлющий контроль. Преподаватель часто прибегает к приказному тону, делает резкие замечания, нетактичных выпады в адрес одних учащихся и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно, что снижает деятельностную мотивацию, так как учащемуся неизвестна цель и итоги этапов. Поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся: они характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения. При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением.
2. Попустительский.Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации — наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Кстати, ученики не бывают удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства учитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Учитель осуществляет руководство в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния.
3. Демократический.В первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью стиля оказывается активное участие группы в обсуждении и организации всего хода работы.В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление, возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель. Выделяют два вида общения педагога с родителями: групповое (фронтальное) общение– подразумевает специально организованные мероприятия, направленные на решение ряда информационных, познавательных и коммуникативных задач; дифференцированное педагогическое общение — подразумевает как специально организованное, так и спонтанное общение педагога с одним или подгруппой родителей. Типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.(стили)«Сократ».Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать..«Руководитель групповой дискуссии». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.«Мастер». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и, прежде всего, не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.«Генерал».Самый распространенный.Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. «Менеджер».Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата. «Тренер».Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.«Гид».Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.
М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию: выбор роли педагогом, исходя из собственных потребностей, а не потребностей учащихся.

 

86. Понятие "Я - концепция", ее содержание и формирование.

Я – концепция – это совокупность всех представителей индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я – концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я – концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем . Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием.Источники развития и формирования Я – концепции1) представление о своем теле (телесное «Я»);2) язык как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях;3) субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе;4) идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина – женщина);5) практика воспитания детей в семье. Телесное «Я» и образ тела – рост, вес, телосложение, цвет глаз, пропорции тела тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя. Язык и развитие «Я – концепции». Чтобы переживать и осознавать это, ребенок (человек) должен воспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания и другие знаки от значимых других, особенно родителей, которые сигнализировали бы ему о его принятии этими другими. Большинство теоретиков и исследователей по проблемам личности согласны с тем, что стандарты, устанавливаемые значимыми другими (родителями, учителями, ближайшим социальным окружением) жизненно важны для развития «Я – концепции». С помощью этих стандартов индивид удостоверяется, в какой мере другие заинтересованы в нем, принимают его или отвергают. Существует много исследований, посвященных этому вопросу, результаты которых позволяют выделить общую закономерность. Если другие люди принимают, то у него, вероятнее всего, развивается положительная «Я – концепция». Если другие отвергают, у него будет развиваться отрицательная «Я – концепция». Не подлежит сомнению, что первичная группа сверстников (школьные группы и др.) имеет огромное значение для «оформления» центральных «Я – установок» в подростковом возрасте. Полоролевая идентификация. Различают два процесса формирования половой принадлежности индивида: половая идентификация и половая типизация. Идентификация – это более ранний процесс (в основном бессознательный) отождествления себя с ролью другого человека (родителя или его заместителя) и подражание его поведению. Половая типизация, следующая за идентификацией, – более осознанный процесс овладения культурно одобряемыми нормами поведения, типичными для роли женщины или мужчины в данной культуре. Формирование представлений о половой роли и их освоение – важнейший и универсальный компонент «Я – концепции».Воспитание детей в семье. Не подлежит сомнению, что практика воспитания детей в семье оказывает огромное и во многих семьях преобладающее влияние на развитие «Я – концепции» личности. Большинство психологов считают, что первые пять лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и «Я – концепции» человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми. Психологи предпринимали многочисленные попытки категоризации различных типов воспитания с формированием различных типов личности. Но в реальной жизни воспитание трудно подогнать под чистые категории, в чем каждый из нас может убедиться на собственном опыте. Вместе с тем, как показали исследования, определенные корреляции и тенденции в формировании типов личности вполне очевидны в отношении таких установок воспитания, как авторитарность, безразличие, отвержение, вседозволенность и теплота, забота, уважение детей, разумный контроль со стороны родителей за их воспитанием. В целом результаты исследований позволяют утверждать, что нет общей модели воспитания, позволяющей ребенку развить высокую самооценку. Но в целом, по-видимому, следующие условия воспитания в семье способствуют развитию здоровой высокой самооценки личности:1) положительная расположенность к ребенку, сердечное, теплое, уважительное принятие родителями своих детей;2) четкое установление социальных норм, границ и правил поведения детей; целенаправленное и согласованное поддержание этих норм родителями; 3) уважение со стороны родителей индивидуальной инициативы ребенка в установленных пределах;4) минимум агрессивности, отрицания, неуважения и неопределенности в общении с детьми. Содержание Я-концепции. я концепция психологический когнитивный. я Я-концепция состоит из многочисленных образов Я, которые служат более частными характеристиками. Существуют разные критерии для их классификации. По временной отнесенности можно выделить образы «Я в настоящем», «Я в будущем», «Я в прошлом». По содержанию можно выделить образцы: Я-физическое, Я-умственное, Я-эмоциональное, Я-социальное. По источнику информации: Я глазами мамы, Я глазами друга. Я-концепция включает в себя реальное Я (то, каким индивид представляет себя на данный момент), социальное Я (каким, по мнению индивида, его видят другие) и идеальное Я (каким индивиду хотелось бы быть).Оценочная составляющая Я-концепции. Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными, в них всегда присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, Я-концепция - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции. Источником оценки является ваша субъективная интерпретация реакций других людей на эти качества, а также то обстоятельство, что вы воспринимаете их как на фоне объективно существующих стандартов, так и через призму общекультурных, групповых или индивидуальных ценностных представлений, усвоенных вами в течение жизни. Когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.007 с.)