Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Теория и методология криминалистики↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра уголовного права и процесса
Методические указания для обучающихся по самостоятельному освоению дисциплины Криминалистика
Иваново, 2015г. Содержание приложения: Данное приложение содержит перечень тем и планов семинарских занятий по курсу Криминалистика для студентов отделения очного и заочного обучения и методические указания для подготовки к семинарским занятиям; темы рефератов и методические указания для их выполнения. 1. Методические указания для студентов по подготовке семинарских занятий
Семинары – это групповая форма занятий, проходящих при активном участии студентов. Семинары способствуют углубленному изучению наиболее сложных вопросов дисциплины и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На семинарах студенты учатся грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику и отстаивать свои убеждения. В изучении криминалистики семинарские, практические или лабораторные (далее - семинарские) занятия играют значительную роль. Они призваны закреплять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания лекционного материала, изучения действующего законодательства, ознакомления с учебной и научной литературой. Этим семинарские занятия способствуют закреплению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной практической работы, а также позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью. Прежде всего, студенты должны внимательно ознакомиться с планом семинарского занятия, а также с учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Далее необходимо изучить конспект лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой и нормативными актам, рекомендованными к этому занятию. К наиболее сложным вопросам темы рекомендуется составлять конспект ответов. Студенты должны готовить все вопросы семинарского занятия и обязаны уметь давать определения основным категориям криминалистики. Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно оперировать криминалистическими понятиями и категориями. Семинарские занятия преподаватель может проводить в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных и контрольных работ, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии, ролевые игры, практические (лабораторные) работы и т.д. Семинарские занятия по курсу криминалистика состоит из двух частей: 1. Теоретическая часть – входе которой, студенты отвечают на теоретические вопросы, заявленные по каждой теме или читают рефераты 2. Практическая часть, в ходе которой, студенты выполняют лабораторную работу с целью получения практических навыков по применению методов криминалистической техники. По некоторым темам проводится демонстрация учебных фильмов, решение ситуационных задач, проведение деловых игр, а также решение тестовых заданий Планирование семинарских занятий приводится для студентов дневной формы обучения, с учетом тематического планирования, содержащиеся в рабочей программе.В данном разделе приводятся темы и планы семинарских занятий, контрольные вопросы, проблемные вопросы и минимальный список литературы, который может быть самостоятельно дополнен студентом из общего списка рекомендуемой литературы. 1. Темы и планы семинарских заданий для студентов 3 курса очного отделения Тема 1. Основные понятия криминалистики. Предмет, задачи и система криминалистики План занятия 1. Ответы на контрольные вопросы по теме семинара. 2. Оценка обоснованности взглядов различных авторов по рассматриваемым вопросам. 3. Решение тематического теста Контрольные вопросы 1. Что следует понимать под предметом криминалистики? 2. Задачи криминалистической техники, тактики и методики расследования как разделов криминалистики. 3. Система криминалистики: понятие, структура, содержание. 4. Общенаучные и специальные методы, используемые в криминалистике. 5. Критерии допустимости использования специальных методов криминалистики в уголовном судопроизводстве. Проблемные вопросы 1. Выскажите свое мнение об обоснованности определений предмета криминалистики, предложенных разными авторами: Криминалистика – это наука... – «о раскрытии преступлений» (И.Ф. Пантелеев); – «об организации планомерного расследования преступлений, эффективном собирании и исследовании доказательств в соответствии с уголовно-процессуальными нормами и о предупреждении преступлении путем применения для вышеуказанных целей средств, приемов и методов, разработанных на основе специальных наук и обобщения следственной практики» (А.Н. Васильев); – «о закономерностях механизма преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках, собирания, исследования, оценки и использования доказательств и основанных на познании этих закономерностей специальных средств и методов судебного исследования и предотвращения преступлений» (Р.С. Белкин); – «о закономерностях движений уголовно-релевантной информации и основанных на них методах раскрытия, расследования и предупреждения преступлений» (В.Я. Колдин); – дефиниция, данная на лекции. 2. Что следует понимать под методологией криминалистики? Сравните: а) совокупность общенаучных, частнонаучных и специальных методов; б) система взглядов о соотношении теоретического и практического уровней познания, сочетании дедуктивного и индуктивного методов и об основном способе криминалистического исследования – от моделирования механизмов и способов совершения преступления к методам расследования; в) определение, данное на лекции. Литература: IV. Основная литература: 6. Адельханян Р.А., Аминов Д.И., Федотов П.В. Криминалистика. Курс лекций: учебное пособие. М., 2015. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115192 7. Криминалистика: учебник / Под ред. А.Ф. Волынский, В.П. Лавров. М., 2015. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115190
9. Криминалистика: учебник для бакалавров / Под ред. А.Г. Филиппова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013. 10. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник для прикладного бакалавриата. 2-е изд. перераб. и доп. М., 2015.
15. Федосюткин Б.А. Некоторые аспекты медицинской криминалистики // Адвокат. 2007. № 7. 16. Селезнев А.В. Современные проблемы криминалистики: учебное пособие. Тамбов, 2012. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277940
Тема 2. Теории криминалистической идентификации и диагностики (2 часа) План занятия 1. Ответы на контрольные вопросы по теме семинара. 2. Оценка обоснованности теоретических положений о сущности криминалистической идентификации и диагностики, изложенных разными авторами. 3. Решение тематического теста Контрольные вопросы 1. Сформулируйте определение криминалистической идентификации. 2. В чем отличие криминалистической идентификации от определения групповой принадлежности и от криминалистической диагностики? 3. Субъекты, формы и стадии криминалистической идентификации. 4. Что понимается под идентификационными и диагностическими признаками? Каковы критерии их выделения и оценки? Проблемные вопросы 1. Оцените обоснованность дефиниций криминалистической идентификации, данных разными авторами: – «...это учение об общих принципах отождествления материальных объектов по их отображениям с целью получить судебные доказательства; криминалистическая идентификация является процессом установления фактических обстоятельств, служащих доказательствами по делу» (А.И. Винберг. – См.: Криминалистика. – М.: Изд-во ВЮЗИ, 1973. – С. 53, 55); – «...это процесс установления тождества индивидуально-определенного объекта или классификационной группы, к которой относится исследуемый объект» (И.Ф. Пантелеев. – См.: Криминалистика. – М.: Изд-во ВЮЗИ, 1984. – С. 30); – «...непосредственная задача идентификации состоит в разрешении вопроса о тождестве мыслимых раздельно существующими сравниваемых материальных объектов на основании их идентификационных свойств... установление искомого объекта представляет собой задачу доказывания» (В.Я. Колдин. – См.: Криминалистика. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – С. 31). 2. Проанализируйте понятие и задачи криминалистической диагностики: – «...учение о закономерностях распознавания криминалистических объектов по их признакам» (В.А. Снетков); – «Диагностические исследования состоят в распознавании состояния, события, явления, процесса. Диагностические исследования осуществляют: а) для свойств и состояния объекта; б) для исследования обстоятельств действия; в) для установления причинной связи между фактами» (Ю.Г. Корухов); – определение диагностики, данное в лекции. Литература:
7. Криминалистика: учебник / Под ред. А.Ф. Волынский, В.П. Лавров. М., 2015. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115190
9. Криминалистика: учебник для бакалавров / Под ред. А.Г. Филиппова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013. 10. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник для прикладного бакалавриата. 2-е изд. перераб. и доп. М., 2015.
4. Калинкин М.Ю., Усанов Д.А., Скрипаль А.В., Калякин А.В. Автоматизация идентификационной экспертизы по следам зубов человека // Эксперт-криминалист. 2007. № 2. 5. Кошманов П.М., Кошманов М.П. Использование разработок признаков почерка в процессе идентификационного экспертно-криминалистического исследования рукописей // Эксперт-криминалист. 2007. № 2. 6. Шашкин С.Б. Идентификация и доказывание // Эксперт-криминалист. 2006. № 1.
План занятия 1.Ответы на контрольные вопросы по теме семинара 2. Ознакомление с фотосъемочной техникой 3. Анализ фототаблиц и определение видов фотосъемки при осмотре места происшествия. 4. Изготовление обзорных. узловых, детальных и опознавательных снимков. 5. Тестовый контроль Контрольные вопросы 1. Понятие, значение и система судебной фотографии 2. Оперативно-следственная фотография 3. Экспертная фотография 4. Методы криминалистической фотографии 5. Виды фотосъемки при осмотре места происшествия
Литература: III. Основная литература:
IV. Дополнительная литература:
7. Бахтадзе Г.Э., Гальцев Ю.В., Гаврилов Л.Н. Из истории использования исследовательской фотографии в криминалистических целях // Эксперт-криминалист. 2006. № 1. 8. Белых Ю.П. Судебное исследование аудиодокументов (процессуально-криминалистический аспект) // Эксперт-криминалист. 2006. № 4. 9. Каганов А.Ш. Возможности и основы методики криминалистической экспертизы видео- и звукозаписей // Адвокат. 2006. № 6.
Тема 4. Трасология. (2 часа) План занятия 1. Ответы на контрольные вопросы по теме семинара. 2. Правила обращения с объектами-следоносителями, их обнаружения, изъятия и упаковки. 3. Криминалистические правила процессуального оформления результатов осмотра предметов со следами рук, ног, орудий взлома и инструментов. 4. Тестовый контроль. 5. Лабораторная работа: обнаружение, фиксация, изъятие и упаковка следов рук. 6. Изготовление дактилоскопической карты. 7. Просмотр учебного фильма. Контрольные вопросы 1. Основные свойства папиллярных узоров и их классификация. 2. Виды следов рук и механизм их образования. 3. Способы обнаружения и выявления невидимых следов рук. 4. Механизм образования следов ног. 5. Способы фиксации следов ног. 6. Какую криминалистически значимую информацию можно получить при изучении следов рук, ног, орудий взлома и инструментов. План занятия 1. Ответы на контрольные вопросы по теме семинара. 2. Правила обращения с огнестрельным оружием, стреляными гильзами и следами выстрела на преградах при осмотре мест происшествий, связанных с применением огнестрельного оружия. 3. Алгоритм осмотра огнестрельного оружия, стреляных пуль, гильз и следов выстрела. 4. Алгоритм действий следственно-оперативной группы по обнаружению, осмотру, фиксации и изъятию взрывных устройств и взрывоопасных объектов. 5. Классификация огнестрельного, холодного оружия, боеприпасов по образцам. 6. Просмотр учебного фильма. Контрольные вопросы 1. Понятие криминалистической баллистики. 2. Криминалистические понятия огнестрельного оружия и боеприпасов. 3. Виды огнестрельных повреждений. 4. Классификация дистанций выстрела в криминалистике. 5. Понятия и классификации взрывных устройств, взрывчатых веществ, самодельных взрывных устройств. Литература:
7. Божченко А.П. Следы рубцов в отпечатках папиллярных узоров пальцев рук как источник диагностической информации о половой принадлежности и возрастной группе неизвестного человека // Эксперт-криминалист. 2007. № 4. 8. Комментарий к Федеральному Закону от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. Л.В. Смолиной. М., 2007. 9. Назаренко А.А. К особенностям применения оптического метода в дактилоскопии // Российский следователь. 2008. № 3.
План занятия 1. Ответы на контрольные вопросы по теме семинара. 2. Исследования почерка по образцам. 3. Анализа письменной речи 5. Установление признаков подделки документов по образцам. 6. Тестовый контроль.
Контрольные вопросы 1. Понятие письменной речи и почерка. 2. Характеристика навыков письма: индивидуальность, устойчивость. 3.Топографические признаки письма. Общие и частные признаки почерка. 4. Классификация признаков письменной речи. Факторы, влияющие на их формирование. Литература:
План занятия 1. Ответы на контрольные вопросы по теме семинара. 2. Методика составления словесного портрета. 3. Методика составления композиционного портрета. 4. Тестовый контроль Контрольные вопросы 1. Научные предпосылки отождествления человека по признакам внешности. 2. Источники получения информации о внешнем облике человека. 3. Понятие словесного портрета. 4. Система описания признаков внешнего облика человека. Правила описания внешности человека. Литература:
III. Дополнительная литература:
Топорков А.А. Словесный портрет. Практич. пособие. М.: Юристъ, 1999.
4. Задания и планы семинарских заданий для студентов 4 курса заочного отделения План занятия 1. Ответы на контрольные вопросы по теме семинара. 2. Демонстрация тактических приемов осмотра места происшествия. 3. Составление протокола осмотра места происшествия. 4. Деловая игра. 5. Просмотр учебного фильма
Контрольные вопросы
1. Понятие, задачи, содержание криминалистической тактики 2. Основные элементы структуры осмотра места происшествия и освидетельствования. 3. Последовательность действий при подготовке и производстве осмотра. 4. Тактические аспекты осмотра места происшествия. Литература: III. Основная литература: 6. Адельханян Р.А., Аминов Д.И., Федотов П.В. Криминалистика. Курс лекций: учебное пособие. М., 2015. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115192 7. Криминалистика: учебник / Под ред. А.Ф. Волынский, В.П. Лавров. М., 2015. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115190 8. Криминалистика. Полный курс: учебник для бакалавров / Под общ. ред. А.Г. Филиппова. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2013. 9. Криминалистика: учебник для бакалавров / Под ред. А.Г. Филиппова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013. 10. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник для прикладного бакалавриата. 2-е изд. перераб. и доп. М., 2015.
IV. Дополнительная литература: 10. Безлепкин Б.Т. Настольная книга следователя и дознавателя. М., 2008.
13. Шейфер С. Проблема развития системы следственных действий в УПК РФ // Уголовное право. 2002. №3. С. 90 – 92.
План занятия 1. Ответы на контрольные вопросы по теме семинара. 2. Тактика установления психологического контакта с допрашиваемым. 3. Правила проведения аудиозаписи допроса. 4. Решение ситуационных задач
Контрольные вопросы 1. Общие положения тактики допроса. 2. Подготовка к допросу. Виды вопросов, задающихся допрашиваемому. 3. Тактика допроса добросовестно заблуждающихся лиц. 4. Тактика допроса в конфликтной ситуации. 5. Тактические приемы очной ставки. Литература: III. Основная литература:
6. Адельханян Р.А., Аминов Д.И., Федотов П.В. Криминалистика. Курс лекций: учебное пособие. М., 2015. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115192 7. Криминалистика: учебник / Под ред. А.Ф. Волынский, В.П. Лавров. М., 2015. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115190 8. Криминалистика. Полный курс: учебник для бакалавров / Под общ. ред. А.Г. Филиппова. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2013. 9. Криминалистика: учебник для бакалавров / Под ред. А.Г. Филиппова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013. 10. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник для прикладного бакалавриата. 2-е изд. перераб. и доп. М., 2015.
IV. Дополнительная литература:
19. Шейфер С. Проблема развития системы следственных действий в УПК РФ // Уголовное право. 2002. №3. С. 90 – 92. 20. Соловьев А.Б. Процессуальные, психологические и тактические основы допроса на предварительном следствии. М.: Юрлитинформ, 2002. 21. Соловьев А.Б. Очная ставка. М.: Юрмитинформ, 2006. 22. Питерцев С.К., Степанов А.А. Тактика допроса на предварительном следствии и в суде. СПб.: Питер, 2001. 23. Семенов В.В. Психологические возможности распознавания ложности показаний // Российский следователь. 2002. №4. С.8-11.
План занятия 1.Ответы на контрольные вопросы семинарского занятия 2. Иллюстрация тактических приемов эксперимента 3.Составление протокола следственного эксперимента 4. Тестовый контроль Контрольные вопросы
Литература: III. Основная литература:
6. Адельханян Р.А., Аминов Д.И., Федотов П.В. Криминалистика. Курс лекций: учебное пособие. М., 2015. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115192 7. Криминалистика: учебник / Под ред. А.Ф. Волынский, В.П. Лавров. М., 2015. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115190 8. Криминалистика. Полный курс: учебник для бакалавров / Под общ. ред. А.Г. Филиппова. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2013. 9. Криминалистика: учебник для бакалавров / Под ред. А.Г. Филиппова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013. 10. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник для прикладного бакалавриата. 2-е изд. перераб. и доп. М., 2015.
IV. Дополнительная литература:
6. Шейфер С. Проблема развития системы следственных действий в УПК РФ // Уголовное право. 2002. №3. С. 90 – 92. План занятий 1. Ответы на контрольные вопросы 2. Уточнение признаков маскировки сокрытых объектов 3. Составление протокола обыска жилого помещения 4. Деловая игра 5. Просмотр учебного фильма
Контрольные вопросы
Литература: III. Основная литература:
6. Адельханян Р.А., Аминов Д.И., Федотов П.В. Криминалистика. Курс лекций: учебное пособие. М., 2015. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115192 7. Криминалистика: учебник / Под ред. А.Ф. Волынский, В.П. Лавров. М., 2015. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115190 8. Криминалистика. Полный курс: учебник для бакалавров / Под общ. ред. А.Г. Филиппова. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2013. 9. Криминалистика: учебник для бакалавров / Под ред. А.Г. Филиппова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013. 10. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник для прикладного бакалавриата. 2-е изд. перераб. и доп. М., 2015.
IV. Дополнительная литература:
8. Шейфер С. Проблема развития системы следственных действий в УПК РФ // Уголовное право. 2002. №3. С. 90 – 92.
Тема 5. Тактика назначения и производства судебных экспертиз. Форма и тактика использования специальных познаний при расследовании преступлений (1 час) План занятия 1. Ответы на контрольные вопросы 2. Подготовка постановления о назначении экспертизы 3. Решение ситуационных задач 4. Тестовый контроль Контрольные вопросы
Литература:
IV. Основная литература:
6. Адельханян Р.А., Аминов Д.И., Федотов П.В. Криминалистика. Курс лекций: учебное пособие. М., 2015. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115192 7. Криминалистика: учебник / Под ред. А.Ф. Волынский, В.П. Лавров. М., 2015. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115190 8. Криминалистика. Полный курс: учебник для бакалавров / Под общ. ред. А.Г. Филиппова. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2013. 9. Криминалистика: учебник для бакалавров / Под ред. А.Г. Филиппова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013. 10. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник для прикладного бакалавриата. 2-е изд. перераб. и доп. М., 2015.
V. Дополнительная литература:
18. Шейфер С. Проблема развития системы следственных действий в УПК РФ // Уголовное право. 2002. №3. С. 90 – 92. 19. Хрусталев В.Н., Трубицын Р.Ю. Участие специалиста-криминалиста в следственных действиях. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2003. 20. Стеценко С.Г. Дефекты оказания юридической помощи: проблемы юридической квалификации экспертизы. // Российский следователь. 2002. №5. С. 7-11. 21. Хрусталев В. Какой быть классификации криминалистических экспертиз // Уголовное право. 2002. №4. С.75-78. 22. Плесовских Ю. Современное состояние правового регулирования производств судебных экспертиз в России // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2002. №1. С.117-125.
28. Плесовских Ю.Г. Соотношение методологии общей теории судебной экспертизы, методологии судебно-экспертного исследования и экспертных методик // Российский следователь. 2006. № 7. 29. Ручкин В.А. О современных тенденциях в области криминалистического и судебно-экспертного исследования. М., 2005.
План занятия 1. Ответы на контрольные вопросы 2. Составление плана расследования 3. Назначение судебных экспертиз и постановка вопросов эксперту 4. Решение ситуационных задач 5. Просмотр учебного фильма
Контрольные вопросы 1. Криминалистическое понятие убийств. Класси
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.30.113 (0.011 с.) |