Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инверсия ценностей и кармапсихологияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Полагаю, что кармапсихология возникла на основе аналитической трилогии как синтез глубинной психологии, эзотерической философии и религиозной этики. Основные ее представители – Луиза Хей, Чампион Курт Тойч, Сергей Лазарев, Владимир Жикаренцев, Эрнест Цветков и Александр Свияш. Вероятно, был близок к истокам кармапсихологии Рон Хаббард, весьма скомпрометировавший себя деяниями Церкви сайентологии. Создатель аналитической трилогии (интегрального психоанализа, трилогического психоанализа) Норберто Кеппе, его близкие ученики и последователи (Клаудиа Пачеко и др.) соединили многие основные постулаты науки, философии и религии. Психоаналитическая теория и метод вкупе с психосоматической терапией зиждутся на осознании заблуждений ума (Эго) человека и принятии личностью на основе общечеловеческих ценностей правильного, здорового мировоззрения и поведения – личностного и общественного. Социальная, интеллектуальная и эмоциональная стороны жизнедеятельности индивидуума, его самовыражение должны быть освобождены от искажающих психику, интеллект, дух патологических мысленных и эмоционально-аффективных образований, таких как зависть, нечестность, инверсия, эскапизм и мания величия. Зависть – основная отрицательная эмоция-установка у человека, она порождает другие негативные чувства – ненависть, ревность, злобу, гнев, ярость, жадность, алчность, скупость, жестокость, бессердечие. Нечестность влечет за собой по нарастающей обман, ложь, клевету, подлость, коварство, лицемерие – человек сживается со своими масками-личинами, теряя свою индивидуальность. Мания величия (теомания, мегаломания) порождает высокомерие, гордыню, повышенную амбициозность и чванливость, раздутые тщеславие честолюбие, постоянно подстегивающие личность преодолевать слишком высокой ценой собственный комплекс неполноценности, подсознательную уверенность в своей ущербности. Эскапизм (визионерство) уводит человека в мир иллюзий, фантазий, бесплодных мечтаний, выдумок и вымыслов, отрывая его от реальной жизни, от действительности «первого порядка», заставляя витать в облаках. Инверсия ценностей переворачивает все с ног на голову, искажая восприятие – личность в результате самовнушения и воздействия извне видит окружающий мир со всеми его проявлениями в искаженном свете, подменяя истинное положение дел ложным, выдавая белое за черное, зло за добро и т. д. Основные постулаты исцеления таковы: 1. Необходимо принимать мир, вещи, людей, себя такими, какие они есть на самом деле, а не как мы хотели бы их видеть или нам навязывают это пропаганда СМИ и социально-государственных институтов, органов власти. Нужно осознавать, как нашим сознанием – умело или грубо – манипулируют извне и внутри нас (различные субличности). 2. Не витать в облаках, не строить воздушные замки или дома на песке. Всегда быть ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, т. е. пребывать (и осознавать это) в действительности – в реальном мире в настоящее время. Не нужно переживать о прошлом и беспокоиться насчет будущего (синдром футурошока), живите в отсеке сегодняшнего дня. Девиз: Реальность и Современность! 3. Из двух первых постулатов логически вытекает третий: забудьте о собственном тщеславии, честолюбии и эгоцентризме. Мы все одинаковы – и просты и гениальны одновременно, не лучше и не хуже других. Поэтому каждый должен знать свое место в мире, в обществе, среди людей, и быть на этом месте безо всякой ложной уверенности в собственном превосходстве. Себялюбие и нарциссизм в наших глазах выглядят смешными, когда проявляются в речах и поступках окружающих, а в себе мы это почему-то не замечаем. 4. Правда, правда и только, правда! Необходимо быть искренними со всеми, в том числе и с самим собой. Отдавайте себе отчет в том, где ваша Маска (Персона, Личина), образ, который вы напяливаете на себя, роль, которую вы играете. И где вы настоящая, подлинная личность? 5. Так как все мы равны перед Богом, то не может быть и никакой зависти. Добивайтесь всего сами честным путем, привлекая к этому все свои творческие силы и способности. И успех придет! Нужно верить! Что касается визионерства и инверсии (подмены ценностей), то здесь можно сказать следующее. Если, согласно эзотерическим учениям, весь видимый нами мир – иллюзия, то экран телевизора (как и экран компьютера, любой текст, художественные полотна) – это уже двойная иллюзия, иллюзия в иллюзии (с учетом того, что мы смотрим передачи и фильмы о реальных событиях или тех, что вполне могут произойти в действительности). Но, таким образом, мистика и фантастика (художественные фильмы, книги и полотна) это уже тройная (!) иллюзия, ведь в этих произведениях повествуется о том, что не существует в окружающей нас действительности. То есть в нереальном мире (экранной, виртуальной псевдореальности) происходят нереальные события. Это отрицательно влияет на психику и мировосприятие людей, в особенности детей и молодежи, и уводит их в мир грез, иллюзий, эскапизма. То же самое можно сказать и о компьютерных играх и так называемом виртуальном пространстве компьютера, Интернета и пр. Дошло до того, что возник иллюзорно-бредовый суррогат – виртуальный секс. Той же степенью искажения и иллюзорности обладает и реклама. И хотя существует закон о рекламе, где декларируется ответственность за достоверность сведений, информации, все же в значительной степени любая реклама основывается на преувеличении, гипертрофировании ценностей, их подмене и навязывании. В особенности опасна для психики навязчивая, назойливая реклама на телевидении (матракаж). Реклама играет на чувствах людей, пробуждая скрытые эмоции и желания, взывая к импульсам, скрытым в глубинах психики, привлекая внимание сознания и подсознания. Помимо голода-жажды и секса – этих мощнейших инстинктов, стимулирующих интерес, реклама использует и присущий человеку престиж, имидж, спесь, жажду наживы и накопительства, стремление к комфорту и уюту, чувствам наслаждения-удовольствия и безопасности-надежности. Это – общепринятая реклама: видео-, аудио-, печатная, наружная. А ведь недобросовестные люди могут использовать и запрещенное воздействие на подсознание зрителей, читателей, слушателей с помощью так называемого двадцать пятого кадра, определенных символов, не воспринимаемой обычным слухом звуковой информации. Речь идет уже о зомбировании, манипулировании подсознанием – о синдроме зомби.
О шедеврах и бестселлерах
Когда люди (не обязательно эстеты и искусствоведы) восхищаются какими-либо достижениями в области искусства (кино, литературы, живописи, музыки), они имеют обыкновение восторженно восклицать: «О, это – несомненный шедевр! Это – настоящий бестселлер! Каков хит!» И мало кто задумывается при этом, есть ли отличие в этих понятиях и если есть, то в чем оно заключается? Шедевром принято называть образцовое, элитарное произведение, являющееся высшим достижением в искусстве. Хит (от англ. hit – удача, успех) – это то же, что и шлягер, т. е. наиболее популярная музыкальная композиция, модная эстрадная песня, являющаяся гвоздем сезона. Из мира эстрады и музыкального бизнеса этот термин перешел в мир кино и кинобизнеса, отсюда – кинохиты. Слово «бестселлер» происходит от английских слов best – наилучший и seller – продавец, а словосочетание bestseller означает буквально – ходкий товар, ходкая книга. Таким образом, бестселлер – это наиболее ходовая, пользующаяся коммерческим спросом (конъюнктурная) книга, издаваемая большими тиражами и отличающаяся, как правило, сенсационностью и паблисити. Прежде всего, необходимо определить, в чем особенность, отличие шедевра в области искусства от хита или бестселлера. Шедевр – это произведение, под воздействием которого у человека происходит катарсис – очищение души, обновление психики, наступает состояние просветления, духовного инсайта. Шедевр затрагивает самую глубину человеческой души, основу психики, заставляя личность перерождаться, трансформироваться психически-эмоционально – рыдать, сопереживать, сочувствовать, каяться, любить, радоваться, смеяться. Но это не просто эмоциональный накал, кипение страстей. Это – нечто большее, приобщение к Богу, покорение духовных высот своей собственной психики, приближение к психической целостности, к Самости, обретение душевного равновесия и правильного взгляда на жизнь, верного мировоззрения, включающего в себя как основы, как Универсальный Закон – безусловную любовь, понимание и всепрощение. Шедевры классики мирового кино, литературы, музыки и др. заставляют душу человеческую трепетать в упоении духовного экстаза. Кинохиты, бестселлеры и шлягеры (соответственно – в кинематографе, в беллетристике и в музыке), конечно же, не претендуют на столь глубокое воздействие на духовно-психическую сферу личности. Воздействие их ограничивается ментально-эмоциональным уровнем. Они поражают воображение, заставляют восхищаться и ужасаться, держат зрителя-читателя-слушателя в постоянном, эмоциональном напряжении, вызывая всплески (порою бурные) страстей и аффективные реагирования на их содержание. Можно сказать, что бестселлеры (кинохиты, шлягеры) преходящи, они модны, вызывают подчас большой шум, фурор, но рано или поздно забываются и уходят в небытие, а на смену им приходят новые (в ногу со временем) бестселлеры-кинохиты-шлягеры. Sic transit gloria mundi [2]! Шедевры же вечны, они во все века волнуют всех людей так же одинаково сильно, как и при своем первом появлении. Шедевр – это всегда драма, всегда сильнейший накал нешуточных страстей. Переходя от общей темы шедевров к более узкой, а именно – к кинематографу, я хотел бы взять на себя смелость отнести к киношедеврам (лучшим художественным кинофильмам всех времен и народов), по крайней мере, восемнадцать фильмов. Повторяю, что это – сугубо мое личное мнение, основанное на собственном восприятии, на собственной духовно-психической рефлексии. Намеренно я здесь останавливаюсь в основном на продукции Голливуда, не обращаясь к огромному наследию европейского (в первую очередь, французского, итальянского и польского) и российского киноискусства. Итак, вот они: «Унесенные ветром», «Титаник», «Привидение», «Соммерсби», «Одиссей», «Храброе сердце», «Гладиатор», «Достучаться до небес», «Сердце ангела», «Лестница Якоба», «Лицо со шрамом», «Леон», «Убийца», «Право на жизнь», «Профессионал», «Спаситель», «Ревущие двадцатые», «Идеальный шторм». Если подходить с психоаналитической точки зрения (а в особенности с юнгианских позиций) применительно к общему воздействию вышеуказанных кинолент на психику, то вырисовывается следующая картина. Из восемнадцати фильмов только в трех герои (воплощенные актерами первого плана) не погибают – в «Унесенных ветром», «Одиссее» и «Спасителе». В «Унесенных ветром» показывается нелегкая судьба молодой женщины, раздираемой внутренними комплексами. Скарлетт О’Хара – чувственная, эмоционально неуравновешенная, амбициозная особа с устоявшимися принципами и своим собственным взглядом на мир, не подлежащим никакому обсуждению со стороны. Она страстно любит и желает добиться взаимности, но по Закону Кармы, она ни за что не получит ответной любви, т. к. слишком идеализирует Эшли, делает из своего чувства кумирство. Вместо того чтобы заглянуть в себя, разобраться со своими собственными внутрипсихическими проблемами и изменить свое отношение к миру, а изменившись самой, понять, что нужный ей человек все это время был как раз рядом с ней (Рэтт Батлер), она продолжает упорствовать и теряет многие ценности своей жизни – состояние и комфорт, любовь близких (сестер и подруг), самих дорогих ей людей (смерть отца, ребенка), а затем и свою судьбу (не выдержав психического давления, муж уходит от нее), предварительно осознав всю тщетность и нелепость своих любовных притязаний в отношении Эшли. Героиня прозревает и осознает свой истинный идеал (свой Анимус), с решимостью вернуть его назад, обрести свою целостность в супружеском счастье (состоянии Андрогина – единстве души в духовном браке). Примечательно, что Эшли, представляющийся ей поначалу как положительный Анимус (мужской образ, начало в психике) – умный, порядочный, честный, оказывается на самом деле отрицательным – безразличным, холодным, чужим. И, наоборот, негативный поначалу Анимус в образе Рэтта – нахальный, эгоистичный, насмешливый, распутный, трансформируется в позитивный – нежный, любящий, сильный, упорный. Под личиной ангела скрывалась пустота, а под маской злодея – принц ее сердца. «Одиссей» – это вообще классический миф о Герое (более подробно я рассматриваю его в статье «Об «Одиссеи» Гомера»), о процессе индивидуации – становлении и взрослении личности (мужчины-героя) и обретении своей психической цельности (Самости) через различные искусы и посвящения, путем преодоления собственных комплексов и психических конфликтов, посредством алхимического брака со своей Анимой (женским образом, началом в психике). Герой (Одиссей), путешествуя по различным мирам (своего подсознания), стремится обрести покой в лице Анимы (Пенелопы) под родным кровом (Самость как психический центр личности и одновременно вся область психики). Сталкиваясь с различными негативными (разрушительными) проявлениями своего Бессознательного, Герой (представляя собой чистое Эго, «дневной разум») преодолевает сексуальные и агрессивные тенденции своей глубинной (скрытой) сущности, содержащие мощный заряд-импульс либидо (энергии секса и жизни) и мортидо (энергии агрессии и смерти). Овеян славой путь этого Героя, величествен его образ, и счастливым оказывается конец повествования. Одиссей обретает Пенелопу (любовь, Аниму) и покой в своем доме (гармонию в душе, Самость). «Спаситель» – фильм-трагедия, острая психологическая драма. Повествуя обо всех ужасах войны (агрессивного начала, проявления мортидо – стремления к агрессии и разрушению), фильм рассказывает о тяжелом испытании, которому подвергается герой (наемник на югославской войне). Усеян кровью и пронизан болью и ужасом перед реалиями войны его путь. Потеряв вначале свою семью (привычные духовные ориентиры), Герой опускается на самое дно собственного психического содержимого, он попадает в мир «Нигредо» – область всего самого низменного и отталкивающего, нижний слой подсознания. В его душе царит ад (война как символ бессмысленной жестокости и ненависти). Он лицом к лицу встречается с врагом (со своей Тенью, которая является неотъемлемой частью его самого). Здесь же он встречает свою Аниму (женскую половину его души, женское начало в нем самом, свою душу). Не сумев ее удержать (спасти от врагов – от негативного, деструктивного содержимого своей психики), он спасает ее дитя – как бы новую, еще совсем незрелую Аниму. Ребенок пробуждает в нем все самое лучшее и светлое, что было изначально заложено в его душе. В финале он духовно очищается, переориентируется в сторону мира, любви и созидания, в сторону Эроса, а не Танатоса, либидо, а не мортидо, жизни, а не смерти, радости, а не страха. Совсем иную смысловую окраску имеют остальные вышеуказанные фильмы. Все они повествуют о личных драмах, случившихся в жизни главных героев (особняком здесь стоят лишь фильмы «Привидение», «Лестница Якоба», «Достучаться до небес» и «Идеальный шторм»), и драмы эти столь глубоко потрясли жизнь и устои души персонажей, что продолжать жизнь дальше им не оставалось смысла. Все они погибают. Сразу же необходимо отметить, что все эти фильмы несут в себе мощный заряд некрофилии (тяги к смерти и саморазрушению) и деструктивности (стремления к разрушению и уничтожению других). Авторы – сценарист, режиссер, актер первого плана – словно бы задались целью явить миру, выплеснув наружу, свои внутрипсихические аффективные проявления, главным образом – суицидальные наклонности, причина которых в сокрытой ото всех (и от самих себя) глубоко в подсознании ненависти к самому себе (аутоагрессии) и, как результат проекции, ненависть к окружающему миру. Здесь нет стремления к созиданию, только к разрушению; здесь нет любви к жизни и возрождению, только к смерти и растворению в нирване. А, если подобные позитивные импульсы (как проявление Эроса и либидо) и возникают, то очень скоро, в силу присущей героям изначально некрофильской природы, эти ростки жизни исчезают под давлением агрессивно-разрушительного начала. Смерть, небытие и распад личности – вот основные тенденции сюжетов данных кинопроизведений. Особенно показателен в этом плане мистико-психологический триллер «Сердце ангела». Здесь нам со всей ясностью и реалистичностью (даже, несмотря на мистический подтекст фильма) показывают крайнюю степень диссоциации – расщепления личности, когда темная половина (отрицательная субличность) постепенно овладевает светлой стороной личности, (Тень поглощает Эго). В определенные промежутки времени разум частного детектива Гарри Энджела отключается, и тогда на поверхность выходит его «мистер Хайд» – убийца-маньяк, продавший душу дьяволу за земные блага – славу, богатство, удачу, секс. Ужасен и трагичен конец этого персонажа. Только сейчас психиатры и психотерапевты научились понимать всю тяжесть подобного психического заболевания – синдрома множественных персональностей, известного также как синдром мультиплетности. В «Лице со шрамом» кубинский эмигрант Тони Монтана – честолюбивый молодой мужчина с непомерно раздутой гордыней и агрессивно-садистскими наклонностями – становится на жестокий и темный путь криминала, пройдя весь путь от рядового бандита до главаря мафиозного синдиката. Кипящие в его больной душе низменные страсти – жажда власти, стремление к наживе и успеху любой ценой, ярость оскорбленного и ревнивого самца – помогают ему подняться на самый верх преступной иерархии, а точнее, опуститься на самое дно своего грехопадения. Порочная и не осознаваемая им (подавленная) инцестуальная тяга к сестре вызывает вспышки неконтролируемого гнева и, в конце концов, прорывается в безумии – он в порыве ревности убивает своего лучшего друга, ставшего женихом его сестры. Исход героя только один – уничтожив все самое лучшее вокруг себя, погибнуть самому от мести своего собственного мира зла и ненависти. Гнев и тенденция к саморазрушению некрофила оборачиваются против него самого. Карающая десница настигает его, но это не высший Судья, а демон смерти. Мне представляется, что именно за последние пятьдесят лет возрос уровень суицидальных наклонностей у людей. В их основе – не прекращающаяся годами депрессия, разрушающая изнутри психическое равновесие личности. Продиктовано это, прежде всего, огромным скачком в области производства, распространения информации и ее усвоения. Недаром современное общество футурологи и социологи называют постиндустриальным и информационным. Обилие фактов, информации, которую необходимо усвоить, дабы успешно существовать и развиваться в этом мире, а также резкое увеличение скорости поступления информации, течения самих жизненных (социальных, культурных, профессиональных) процессов – все это накладывает свой отпечаток на состояние душевного, а значит и физического здоровья людей. Все без исключения соматические заболевания имеют психические корни. Таким образом, можно говорить о поголовном заболевании синдромом футурошока, страха перед будущим, перед обилием информации, опасения за свое благополучие. Человек вынужден все чаще прибегать к помощи своей Персоны, практически никогда не расставаясь с социальными масками, играя различные роли, чтобы успешно реализовывать свой личностный потенциал в обществе. Мы уже не можем, да и не умеем (отвыкли, разучились и просто боимся открыться), общаться с себе подобными без той личины, которую надеваем на себя, чтобы скрыть подлинные чувства и свое истинное Я. Это накладывает определенный отпечаток на всю психику, личность живет в постоянном напряжении, под гнетом социальных ролей и масок. Персона торжествует, Эго оттеснено куда-то в сумерки души, личность становится насквозь лицемерной и неискренней. Это противоречит самой человеческой сущности, личность вступает в конфликт с самой собой (глубинные субстанции личности – Самость, Анима-Анимус, Тень – находятся на одном полюсе, на другом – Персона, раздутая до невозможности, а между ними – Я, ослабленное и потерявшее самое себя). Не в силах справиться с Персоной, но и не желая мириться с таким положением дел, Я (Эго) пытается как-то компенсировать подобное искажение ценностей, человек ищет разрядку и находит – в различных транквилизаторах (наркотики, алкоголь, табак, кофе, чай), в чревоугодии, в азартных играх, в уходе в мир эскапизма (видео, телевизор, компьютер, мистика, ужасы, фантастика), в опасных увлечениях (экстремальный спорт) и травматических видах спорта (особенно в единоборствах), в различных хобби (как правило, совершенно бесцельных), во вступлении в различные оккультные общества и псевдорелигиозные секты. Многие просто деградируют до уровня преступников и люмпенов. Сюда же можно отнести и безудержный секс – нимфоманию и сатириаз, промискуитет, содомию (групповой секс) и различные половые девиации (гомосексуализм у обоих полов, садомазохизм) и перверсии (извращения). Общий фон (социально-политический, культурный и даже криминальный), раскрепощение нравов, потеря многих морально-нравственных ориентиров, обилие безумной информации (телевидение, радио, реклама, Интернет, кинематограф, пресса, бульварная литература, музыка в стиле рок, техно, транс, хаус) – все это накладывает свой оттенок и на содержание шедевров в искусстве. Само искусство уже давно стало массовым, рыночно-конъюнктурным, «попсовым», служащим лишь интересам шоу-бизнеса. Немудрено, что из восемнадцати киношедевров прошедшего столетия пять шестых (т. е. подавляющее большинство) пронизаны суицидально-деструктивным духом, мрачными настроениями, когда человек представляется покорной игрушкой слепых сил Бессознательного, куклой, не способной на свои собственные, осмысленные действия и решения. Пессимизм и неверие в справедливость, разочарование в самом себе и в окружающем мире, горькая скептическая усмешка обреченного героя – таков пафос этих фильмов. И все же я считаю их шедеврами, ведь они заставляют человека задуматься – для чего он живет, что он оставит за собой и каким он предстанет однажды перед Высшим Судьей? Не стоит уподобляться героям этих пятнадцати фильмов с плохим концом. Подражайте Одиссею и Скарлетт, а не Гарри Энджелу или Тони Монтане. Главное – жить в соответствии с Универсальным Законом, тогда и психика будет целее, а значит и здоровье лучше, и успехов больше на ниве творчества, труда и отношений с людьми. Любите Бога, ни к чему не привязывайтесь, всем все прощайте и принимайте жизнь такой, какая она есть. В этом – личностный рост и благополучие.
Об «Одиссее» Гомера
Есть поэма, возраст которой приближается к трем тысячам лет, и есть самая последняя (на конец ХХ века) киноверсия. Наверное, нужно было посмотреть фильм А. Кончаловского «Одиссей» (в четырех сериях), чтобы лучше и нагляднее, глубже понять то наследие, что оставил нам великий Гомер. И, если взглянуть на эту прекрасную и поучительную легенду глазами психоаналитика юнгианской школы, то перед нами предстанет следующая картина, осмысленная с позиций глубинной психологии. Так красочно изображенный в фильме гнев Посейдона (и проходящий красной нитью сквозь всю композицию киноверсии) выступает как гнев Сверх-Я (Супер-Эго ), направленный против Я (Эго), которое, окрепнув в жизненных испытаниях и передрягах, возгордилось сверх меры, бросив вызов внешнему и внутреннему мирам. Неуемная гордыня, переоценка своих сил и возможностей, завышенная самооценка и себялюбие со стороны Я (Эго) возмутили Сверх-Я (Супер-Эго), вызвав грозные, непредсказуемые и разрушительные силы последнего. Одиссей (ипостась Героя) бросил вызов не только людям и другим героям, т. е. себе подобным, но и богам, которые неизмеримо выше его и значительно могущественнее. Что может быть первичнее и могущественнее Я (Эго)? Конечно же, область Бессознательного, и населяющие его, психические образования – Оно (Ид), Сверх-Я (Супер-Эго), Тень, Анима (Анимус). И, прежде всего, Самость. Боги людей – это проекции собственного душевного (неосознанного) содержимого вовне, во внешний мир. Бог, сверхъестественные существа выступают как спроецированные на реальные или мнимые внешние объекты собственные психические силы, влечения и элементы. При этом такие инстанции как Оно (Ид), Сверх-Я (Супер-Эго), Анима (Анимус) и Тень (Альтер-Эго), предстают в качестве малых богов (низших по сравнению с верховным Владыкой Вселенной), т. е. ангелов, а Единое Начало (Создатель, Верховный Бог) есть не что иное, как Самость. Итак, разгневанное Сверх-Я (Супер-Эго) в образе Посейдона (как владыки морей, а морская стихия, по аналогии, это – океан психики, море Бессознательного) со всей своей яростью обрушивается на «забывшееся» Я (Эго) – на Одиссея, ввергнув индивидуума в пучину страданий и бесконечных странствий в поисках своего дома – т. е. в поисках самого себя, Самости (самоидентификация). В своем глубинном смысле Посейдон выступает не как враг и грозный противник, а как Учитель, вынужденный поступать достаточно жестоко, брутально по отношению к личности. Для ее же блага, т. е. для ее самореализации, продиктованной насущной необходимостью пройти процесс становления этой личности, процесс индивидуации, для всего этого боги и насылают на Одиссея различные испытания судьбы, дабы он, вдоволь хлебнув горя и испытав наслаждение, натерпевшись невзгод и опалившись огнем испытаний, понял, насколько был слеп в своем мнимом величии, обрел мудрость и пришел к подлинному самопознанию. Когда Одиссей ближе к завершению своих странствий в отчаянии вопрошает Посейдона, борясь с волнами за свою жизнь (аллегорическое изображение индивида, захлестываемого волнами своего психического содержимого), что же ему нужно от него, тот отвечает: «Я хочу, чтобы ты понял – люди ничто без воли богов». Сверх-Я (Супер-Эго) доказывает Я (Эго), что личность – ничто без того, что ее определяет на самом деле – дух, душа, область Бессознательного и Предсознательного. И Я (Эго) после всех испытаний, выпавших на его долю (только после них!), сумело осознать это и прийти к своему истинному призванию, подлинному началу. В конце, обняв Пенелопу (свою Аниму) Одиссей (Я) говорит, что самое главное в жизни – это мир вокруг нас, который мы сами строим, дом, родной очаг, то, что действительно принадлежит нам, т. е. наша душа (личность), а еще выше – дух (индивидуальность), Самость, наше подлинное Я – Божественное Начало, «искра Божья» в каждом из нас, в любом творении Господа. Дом наш – это Господь, Самость, а прийти к Нему можно лишь через процесс индивидуации, становления личности, обретения своей подлинной сущности посредством единения со своей душой, ее женским аспектом (для мужчин) – Анимой (для женщин – Анимус, т. е. мужской аспект психики), достигнув состояния Андрогина – единой духовной целостности. Весь сюжет поэмы Гомера – это повествование о процессе индивидуации – духовного становления личности, когда конечной целью является обретение Самости, т. е. божественного начала, достижение пика своего духовного развития. Это – долгий путь Героя, полный жертв, искусов и подвигов (как и в рыцарских романах Средневековья); рассказ о том, как личность (герой) в своих странствиях и скитаниях по внешнему и внутреннему мирам обретает самою себя, причем, по глубинному смыслу внутренние испытания и подвиги являются более значимыми и преобладающими в процессе самореализации. Одиссею помогают дружественно расположенные к нему боги, полубоги и герои. Например, Афина – его покровительница. Образ ее – это Анима (в ее четвертом высшем аспекте – Мудрости), помогающая Я (Эго) преодолеть дикие влечения Оно (Ид) и соединиться с Самостью. Частично образ Анимы – эротически-эмоционально окрашенной женской ипостаси души – воплощает Пенелопа, жена Одиссея. Гермес – посланник богов, как и Афина, выступает здесь в роли Психопомпа, т. е. проводника в мире Бессознательного. Интересно, что Гермес имел в мифологии как раз это прозвище – «проводник души» (греч. «психопомп») умерших в царство Аида (нижний мир, т. е. подсознание). Таков же и образ прорицателя Тиресия, дабы получить совет которого, Одиссей спускается в Аид (т. е. в мир подсознания). Фигура мудрого слепого старца Тиресия (владеющего вместо обычного зрения способностью к духовидению), с другой стороны – это уже символ Самости, которая сама как бы подсказывает Я (Эго), что нужно делать, чтобы достичь ее. Анима во время странствий Я (Эго) принимает различные облики: то она – мудрая советчица и покровительница Афина (высший, четвертый аспект), то – коварная, сексапильная обольстительница – колдунья Кирка (низший, первый и отрицательный аспект), то – божественная, ослепительной красоты нимфа Калипсо (второй, двойственный аспект) и, наконец, она – верная, любимая и любящая жена Одиссея – Пенелопа (второй, положительный аспект, поднимающийся до уровня третьего, наивысшего для большинства мужчин, т. е. одухотворенной любви) – символ супружеской любви и верности, ждавшая его целых двадцать лет. Пенелопа – умная, преданная супруга, истинное воплощение Анимы. Весьма показательна сцена сошествия Одиссея в Аид – погружение Я (Эго) в глубины Бессознательного, а точнее Предсознательного, пограничной зоны между сознанием и подсознанием. Здесь Я (Эго) сталкивается с целым сонмом эфемерных призраков – душ умерших, т. е. неосознанных влечений, аффектов, инстинктов, комплексов, прочих психических элементов. Эти тени пугают Одиссея, многие из них отвратительны ему, хотя среди них он встречает души умерших (олицетворяющих вытесненные в подсознание эмоции, чувства и мысли индивида) героев и родственных, близких ему людей. Здесь же он встречает и душу своей недавно умершей матери – Антиклеи. Антиклея – это имаго, бессознательный образ матери, сложившийся в результате прохождения и изживания Эдипова комплекса. Одиссей трижды пытается обнять ее, но ему это так и не удается. Трактовка этого сюжета такова, что Я (Эго) полностью изживает Эдипов комплекс (любовь, сексуальное влечение к матери и ненависть к сопернику-отцу), тем более что душа матери сообщает ему, что отец жив и ждет его (т. е. примирение и идентификация сына с отцом как авторитетом); кроме того, образ Анимы окончательно освобождается от материнского имаго, определяясь в самостоятельную часть души, вторую, женскую «половинку» Андрогина. В целом, всю поэму можно условно разделить на несколько частей. Первая, где Одиссей живет на Итаке, женится на Пенелопе – это как бы символическое изображение безмятежных ранних этапов жизни героя: счастливое детство, беззаботная юность, горячая пора молодости, т. е. взросление и становление Я (Эго). Вторая часть – это действия возмужалого человека, мужа-воина, его социальные отношения, личностные качества, активное сношение с миром, в обществе себе подобных – друзей и врагов, когда к Одиссею прибывают гонцы, и он отправляется на войну с Троей (активное вмешательство и преображение внешнего мира), затем сама война (агрессивная деятельность и схватки в социуме) и победа над троянцами. Здесь действует, в основном, Персона (архетип Личины, социальная маска): Одиссей успешно реализует приобретенные и присущие ему от рождения качества и свойства психики, помогающие ему активно действовать во внешнем мире и противостоять ему. Это – хитрость, дальновидность, острый ум, изобретательность, расчетливость, изворотливость, отвага, т. е. весь набор качеств «маски», какими она пользуется, чтобы успешно самореализовываться в обществе. Персона помогает Я (Эго) приспосабливаться к миру и к изменчивым отношениям личности с ним, но одновременно Персона лишает личность возможности стать подлинным человеком (самим собой), навязывая ей те или иные роли. Происходит обезличивание индивидуума, его начинают мучить раздвоенность и противоречия, что не проходит безнаказанно – человек становится подверженным различным психическим расстройствам: от неврозов до психозов, от фобий до маний. После всех битв и окончательной победы у Одиссея появляются симптомы мании величия. Он бросает, как уже говорилось, вызов богам (т. е. архетипам – универсальным первообразам коллективного Бессознательного), чувствуя себя чрезвычайно сильным и бодрым, всемогущим и свободным. Все негативные переживания, осуждения Сверх-Я (Супер-Эго), чувство вины и тревоги вытесняются в область Бессознательного; Я (Эго) как бы не слышит доводов и укоров совести, но, в конце концов, если Сверх-Я (Супер-Эго) достаточно сильно и влиятельно, его давление прорывает плотину отрицания, и следует мощное, энергетическое «наводнение», окрашенное эмоциями гнева, осуждения и сурового наказания со стороны моральной инстанции и Наблюдателя, каковым является Сверх-Я (Супер-Эго). Посейдон поклялся отомстить возгордившемуся Одиссею. Пыл героя несколько охладел, высокомерие угасло, он почувствовал страх и глубокую тревогу перед грядущим наказанием со стороны своего Сверх-Я (Супер-Эго). Исчезли все его симптомы мании величия, но одновременно начались серьезные испытания на душевную прочность и умение из множества путей самораскрытия личности выбрать единственно правильный – путь к своему дому, к Самости (психическому центру души). В этих испытаниях рассыпалась, сошла на нет Персона Одиссея со всеми своими «масками» и ролями. Это и есть содержание третьей части, когда действует сознательная личность, Я (Эго) – страдает, борется, чувствует, наслаждается, мучительно размышляет и учится, учится, учится. Я (Эго) сталкивается с различными силами своей психической сферы: сознательными элементами – мыслями, чувствами, желаниями, эмоциями, побуждениями, представлениями, позитивными влечениями, волей, образами; бессознательными элементами – во-первых, индивидуального Бессознательного – различные вытесненные влечения, аффекты, импульсы, психотравмы, комплексы, во-вторых, коллективного Бессознательного – архетипы, прообразы, имаго, такие, как Самость, Анима – Анимус (психопомпы), Тень, Персона, материнское и отцовское имаго, и, в-третьих, с целыми инстанциями своей психики – Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-Эго). Об архетипах и их образах (олицетворении) в поэме мы уже говорили, как и об олицетворении Сверх-Я (Супер-Эго) и описании области предсознания. Что касается личного Бессознательного, то олицетворением этих негативных элементов предстают различные враги Одиссея, чудовища и бесчинствующие в его доме (в его душе, в подсознании) женихи. Показателен в этом отношении и эпизод с превращением Киркой спутников Одиссея в зверей – таким образом, показана животная сущность влечений и инстинктов героя. Четвертая часть посвящена триумфу Героя, когда Я (Эго) достигает своих вершин, изживая неосознанные влечения и комплексы и соединяясь с Анимой, таким образом, обретая целостность своей души – Самость. Одиссей с помощью Афины (Анимы) превращается в убогого старца-странника (первичный образ Самости), т. е. Одиссей как бы примеряет одежды Самости, оказавшись в ее «шкуре». Уже этот один эпизод говорит о том, как близок Одиссей, его Я (Эго) к обретению Самости. За
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.109.244 (0.015 с.) |