Программа «профилактика экстремизма среди подростков и молодежи посредством развития толерантного самосознания» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа «профилактика экстремизма среди подростков и молодежи посредством развития толерантного самосознания»



ПрограммА «ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОГО САМОСОЗНАНИЯ»

 

Теоретический модуль:

ТЕМА 1. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ И ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. Нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.

Толерантность во многом определяется сформированностью социальных норм и правил поведения. Деструктивные стереотипы поведения проявляются именно в период подросткового возраста. В это время происходит резкий всплеск гормональной активности. Подросток начинает изменяться физиологически и психологически. В этот период ребенок достраивает фундаментальный пласт своей мировоззренческой картины, ищет новые пути и способы взаимодействия с миром, познает нового себя и определяет место в этом мире. В этот период подросток наиболее открыт для принятия ценностной информации. Часто в этом возрасте подросток идет по пути наименьшего сопротивления – становится членом какого-либо религиозного течения, любительского клуба, ищет себе кумира для подражания.

Проблема толерантности достаточно молода как в России, так и в зарубежных исследованиях. Первые работы по этой теме появляются лишь в середине 90-х годов. Их авторами были Г. Оллпорт, Borba Michele, Kamungeremu David, Vogt W. Paul, Wandberg Robert. Важным фактором мирового признания необходимости изучения данной проблемы стала Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. Она провозглашает 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности. Также данная декларация дает международное определение понятию толерантности и противоположное ему – интолерантности. Из нее следует, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим.

Толерантность означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим.

Интолерантность – это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми; интолерантность проявляется через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение.»

Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.

Выделяется несколько уровней толерантности:

1. Цивилизационный – отсутствие насилия в контактах различных культур и цивилизаций;

2. Международный – условия сотрудничества и мирного сосуществования государств вне зависимости от их величины, экономического развития, этнической и религиозной принадлежности их населения;

3. Этнический – терпимость к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, мнениям и идеям.

4. Социальный – партнерское взаимодействие между различными социальными группами общества, его властными структурами, когда признаются необходимость такого сотрудничества и уважение позиций сторон;

5. Индивидуальный – уважение к другой личности, понимание того, что существуют взгляды, отличные от собственных.

Толерантность выполняет следующие функции:

1) предотвращает межгрупповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы;

2) создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями.

Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала.

По данным МВД России на учете органов внутренних дел состоит 302 неформальных молодежных объединения, 50 из которых представляют наибольшую общественную опасность.

Молодежный экстремизм на территории Российской Федерации представляет собой трехуровневую систему:

· первый уровень, организационный, предполагает формальное и неформальное членство в организациях и движениях экстремистского толка (например, в НБП, движении скинхедов, футбольных фанатов);

· второй уровень, ментальный, представлен экстремистской политической культурой, а также деструктивными действиями средств массовой коммуникации (экстремистские идеи, ценностные ориентации);

· третий уровень, поведенческий, на котором проявляются конкретные действия и поступки экстремистского толка.

Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженных деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих политических интересах.

Практический модуль

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ

Упражнение «Вспомните ситуации».

1. В парах вспомнить ситуации, когда вы чувствовали себя ущемленно или обидно.

2. В парах вспомнить ситуации, когда вы почувствовали себя некомфортно в связи со своей этнической принадлежностью.

3. В малых группах необходимо выписать проявления интолерантности по отношению к участникам группы в течение их жизни на основе уже предложенных ситуаций (языковая, возрастная, религиозная и т.п.)

4. Формируется сводный список уровней интолерантности.

5. Каждая группа должна выбрать один вид интолерантности и проиллюстрировать его в виде сценки / рисунка/ рассказа.

6. Остальные должны угадать и проанализировать в чем это проявлялось конкретно (в словах, во взглядах, в насмешках, в жестах и т.п.)

Результат: осознание видов интолерантности

Упражнение «Характеристики толерантного и интолерантного человека».

Разделите лист на две колонки. В каждой из них составьте список качеств, которые на Ваш взгляд, характеризуют толерантного или интолерантного человека. Отметьте те качества, которые на Ваш взгляд, присутствуют в Вас лично. Обсудите в парах, группе.

Задание: Написать письмо человеку, объясняющее – что такое толерантность/ интолерантность.

Упражнение «Чем мы похожи»

Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.

Упражнение «Похвали себя»

1. Вспомните событие, когда вы достигли успеха, проявив настойчивость, целенаправленность, смекалку и т.п. Вспомните эмоциональное состояние (удовлетворение, подъём), в котором пребывали в ситуации успеха и победы. Вспоминая и эмоционально подкрепляя действия, которые в прошлом приводили к успеху, вы вдохновляете себя на дальнейшие достижения.

2. Похвалите самого себя. Скажите самому себе несколько приятных слов. Например: «Молодец! Чудесная работа! Так и дальше держать!»

3. Обяжите себя и далее так работать (например, проявить настойчивость, целенаправленность и т.п.).

4. Обсуждение.

Пример. Михаил похвалил себя за заметный прогресс в изучении иностранного языка, которого он достиг благодаря систематической, настойчивой работе: «Замечательно! Недаром же было затрачено столько усилий! Ежедневная работа дала свои результаты! Я молодец, что работал так много, а главное – систематически! Далее не расслабляйся, а работай ещё больше! Я обязываю себя ежедневно работать по меньшей мере один час над усовершенствованием иностранного языка!»

Упражнение «Комплименты»

Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику

Виды общения.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

1. По содержанию:

Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), Когнитивное (обмен знаниями),

Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями),

Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями),

Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение:

Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3. По средствам:

Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

3. Обсуждение интересующей проблемы.

4. Решение проблемы.

5. Завершение контакта (выход из него).

 

Необходимо: текст для упражнения «Испорченный телефон»; Для игры «Кораблекрушение на Луне»: инструкция, карточки с номерами экипажей, протокол игры, Решение центра, приз для команды, 1-й выполнившей задание.

Ход работы:

Разбор домашнего задания, информирование о том, то такое конфликт, конфликтная ситуация, видах общения, способах построения бесконфликтного общения, проведение разминок, упражнений по теме, обсуждение, задание на дом.

Разминки, упражнения по теме занятия:

Упражнение «Испорченный телефон».

Заранее пишется текст, пример приведен ниже. За дверь (по желанию) выходят 5 человек, 6-му дается инструкция: «Сейчас я тебе зачитаю медленно два раза текст, после ты можешь задать по тексту вопросы, на которые я тебе дам ответы. Твоя цель: пересказать все, что запомнил второму участнику, который находится за дверью». Второй участник, все, что запомнил, пересказывает третьему и так далее. Шестой участник пересказывает запомненное.

Пример текста: «Вам просили передать остальным: Дорогие друзья! Приглашаем Вас принять участие в акции «Помощь селам» для оказания благотворительной помощи сельским детям. Организационное собрание состоится 23 октября 2011 года в 223 кабинете»

Результат: фиксация в сознании участников проблем, связанных с неумением слушать. Нацелить их на овладение способами активного слушания.

Упражнения «Стулья».

Участники группы сидят в кругу. По сигналу ведущего необходимо молча построить треугольник, передвинув свои стулья соответствующим образом.

Результат: Опыт эффективного поведения в конфликтных ситуациях

Упражнение «Зеркало»

В парах один - исполнитель, другой – его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Затем партнеры в паре меняются ролями. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Задания следующие:

1) пришиваем пуговицу;

2) собираемся в дорогу;

3) печем пирог;

4) выступаем в цирке.

Результат: Опыт построения эффективных невербальных коммуникаций.

Ролевая игра по методу ФЖН

Ситуация: среди учебного года в классе появился новенький – чеченец (семья беженцев). Со стороны одноклассников – неприятие, т.к. у многих родственники (брат, дядя, отец и др.) воевали в Чечне.

Результат: фиксация в сознании участников проблем, связанных с этнической нетерпимостью. Нацелить их на этническую толерантность.

Задание: Написать 10 определений проявления этнической нетерпимости.

Упражнение «Паровозики»

Участники разбиваются на 2-3 команды по 5-6 человек и встают «паровозиком» (держа за талию впереди идущего). Голова каждого паровозика «зрячая» (у первого участника глаза открыты), все остальные – вагончики – «слепые» (идут с закрытыми глазами). Паровозики двигаются, не задерживая друг друга. Тренер дотрагивается до последнего «вагона» какого-нибудь паровозика, и он переходит в его начало, становясь «зрячим».

Результат: Умение оценивать проблемную ситуацию и принять решение ее конструктивного разрешения.

Упражнение «Общий ритм»

Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним — следующий и т.д. Должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. Это упражнение редко удается с первого раза. После нескольких пробных кругов из игры постепенно выбывают участники, нарушающие общий ритм.

Результат: повышение сплоченности группы.

Упражнение «Квадро».

Для упражнения понадобятся карточки 15х15 с вариантами ответов “Да…”, “Нет...”, “Да, но…”, “Нет, но…” – по количеству участников. Каждый участник зачитывает подходящую карточку и разъясняет свою позицию по данному высказыванию.

Возможно использование следующих вариантов высказываний-суждений:

1. Чтобы быть толерантным к людям, нужно принять, прежде всего, себя.

2. Толерантность – это отказ от собственных интересов ради интересов других.

3. Толерантность – это терпимое отношение к людям различных социальных категорий, в том числе к бродягам, преступникам.

4. К наличию признаков «инаковости» (другой цвет кожи, национальность, поведение) я отношусь терпимо, но не желал бы этого в своей семье или у близких людей.

Пример: Толерантность – это отказ от собственных интересов ради интересов других.

- «Да, но для этого необходимо заниматься саморазвитием».

Результат: Упражнение позволяет получить обратную связь в виде рассуждений, дискуссии по пройденной теме

программА «ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОГО САМОСОЗНАНИЯ»

 

Теоретический модуль:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.142.189 (0.053 с.)