ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Я – это ты. Ты – это я».



Этапы игры :Участники тренинга делятся на пары и рассказывают друг другу обо всем, что считают необходимым за определенный промежуток времени. Партнеры могут задавать друг другу любые вопросы. После общения в парах участники представляют друг друга взаимно обмениваясь ролями.

Обсуждение игры:

Что легче сделать: рассказать о себе или о других?

Как Вы себя чувствовали, когда Вы представляли партнера?

Как Вы себя чувствовали, когда Вас представлял партнер?

В каких случаях мы чувствуем стеснение, а в каких – уверенность.

Результат:Осознание собственной идентичности.

Упражнение «Учимся ценить индивидуальность».

Этапы игры:

Члены группы рассаживаются по кругу, у каждого заготовлены бумага и карандаш.

1. В начале игры ведущий проговаривает: «Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить».

2. Предложить каждому участнику написать о каких-то трех признаках, которые отличают его от всех остальных членов группы. Это может быть признание своих очевидных достоинств или талантов, жизненных принципов и т. п. В любом случае информация должна носить позитивный характер.

3. Приведите три примера из собственной жизни, чтобы участникам стало полностью понятно, что от них требуется. Для создания игровой атмосферы используйте свою фантазию и чувство юмора.

4. Участники записывают свои имена и выполняют задание (3 минуты). Предупредите, что Вы соберете записи и зачитаете их, а члены группы будут отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений.

5. Соберите листочки и еще раз отметьте положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга: мы становимся интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, дать друг другу импульсы к изменению и обучению и т.д. Потом прочтите каждый текст, и пусть игроки угадают, кем он написан. Если автора не удается «вычислить», он должен назваться сам.

Упражнение «Что такое «толерантность».

Ведущий делит участников на группы по 3—4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников.

После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.

После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.

Обсуждение:

· Что отличает каждое определение?

· Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?

· Какое определение наиболее удачно?

· Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?

В процессе обсуждения обратите внимание на следующие моменты:

· Понятие «толерантность» имеет множество сторон.

· Каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.

Задание:Написать список из 10 факторов, способствующих развитию толерантности

Занятие 3-4. Межличностный конфликт.

Проблемы взаимопонимания. Социально-психологическое содержание конфликта. Природа специфически молодежных конфликтов.

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.

Конфликтующими сторонами могут быть общественные группы, отдельные личности

Конфликт возникает между двумя и более лицами. Противостояние происходит в непосредственных отношениях этих индивидов.

Межличностные конфликты обладают своей спецификой в сравнении с другими видами конфликтов.

1. Каждый участник стремится доказать свою правоту, чаще прибегая к обвинению мнения оппонента, но не к фактической аргументации своих взглядов.

2. В конфликте у всех участвующих сторон присутствуют острые негативные эмоции, которыми субъекты уже не способны управлять.

3. Негативное отношение к оппоненту, неадекватные эмоции и настроения преобладают и после разрешения конфликта.

Межличностный конфликт — это столкновение личностей с разными целями, характерами, взглядами и др. Человек с высоким уровнем толерантности обладает характерным комплексом поведения, характеризующееся пониженной агрессивностью. Он менее конфликтен. Преобладает тенденция к продуктивному ведению и разрешению конфликтов. Одновременно человек приобретает позитивное отношение к жизни, что увеличивает его стрессоустойчивость и общий жизненный тонус.

Признаком толерантной личности также можно считать умение выходить из конфликтных ситуаций путем переговоров. Считается, что обладание большим спектром способов разрешения конфликтов приводит к наиболее продуктивному., толерантному взаимодействию.

Предпосылкой для возникновения конфликта является конфликтная ситуация. Она появляется при несовпадении интересов сторон, стремлении к противоположным целям, использовании разных средств их достижения и т.п. Конфликтная ситуация — это условие конфликта. Чтобы ситуация перешла в конфликт, нужен толчок.

Конфликты неизбежны, особенно в молодежной среде. Основные виды молодежных конфликтов:

1. Межпоколенные молодежные конфликты – наиболее важные в общественном значении конфликты, в основе которых лежат конфликты ценностей двух поколений.

 

2. Межгрупповые молодежные конфликты – конфликты между молодежными группировками, основанные на разделении лидирующих позиций.

3.Межличностные молодежные конфликты – конфликты между индивидами, в основе которого опять лежит конфликт ценностей. Межличностные молодежные конфликты ни чем не отличаются от обычных межличностных конфликтов (разве что по их частоте).

Факторы приверженности молодежи к экстремистким течениям:

1. Фактор материального положения. Наивысшее количество экстремистски настроенной молодежи находится в группе со средним уровнем жизни, где каждый второй готов к радикальным действиям.

2. Фактор условий жизнедеятельности и жизненной позиции – рост экстремистских настроений происходит в группах с низким уровнем социальной стабильности и спокойствия

3. Возможности самореализации. От одной до двух третей молодежи испытывают препятствия самореализации как одной из базовых потребностей. Это приводит к ощущению депривации, острому переживанию несправедливости и реваншистским настроениям.

4. Фактор эмоционального состояния. личностно-психологические факторы и причины - чувства и настроения, поведенческие установки, непосредственно мотивирующие экстремистские действия.

 

Общение - это, сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, возникает на основе потребностей и совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого, это - взаимодействие субъектов через знаковые средства, вызванное потребностями совместной деятельности и направлена на значимые изменения состояния, поведения партнера.

Виды общения.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

1. По содержанию:

Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), Когнитивное (обмен знаниями),

Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями),

Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями),

Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение:

Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3. По средствам:

Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

3. Обсуждение интересующей проблемы.

4. Решение проблемы.

5. Завершение контакта (выход из него).

 

Необходимо: текст для упражнения «Испорченный телефон»; Для игры «Кораблекрушение на Луне»: инструкция, карточки с номерами экипажей, протокол игры, Решение центра, приз для команды, 1-й выполнившей задание.

Ход работы:

Разбор домашнего задания, информирование о том, то такое конфликт, конфликтная ситуация, видах общения, способах построения бесконфликтного общения, проведение разминок, упражнений по теме, обсуждение, задание на дом.

Разминки, упражнения по теме занятия:

Упражнение «Испорченный телефон».

Заранее пишется текст, пример приведен ниже. За дверь (по желанию) выходят 5 человек, 6-му дается инструкция: «Сейчас я тебе зачитаю медленно два раза текст, после ты можешь задать по тексту вопросы, на которые я тебе дам ответы. Твоя цель: пересказать все, что запомнил второму участнику, который находится за дверью». Второй участник, все, что запомнил, пересказывает третьему и так далее. Шестой участник пересказывает запомненное.

Пример текста: «Вам просили передать остальным: Дорогие друзья! Приглашаем Вас принять участие в акции «Помощь селам» для оказания благотворительной помощи сельским детям. Организационное собрание состоится 23 октября 2011 года в 223 кабинете»

Результат:фиксация в сознании участников проблем, связанных с неумением слушать. Нацелить их на овладение способами активного слушания.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.007 с.)