Тема 1. Великое движение на Восток (средина XVII В. – 1850-е гг. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Великое движение на Восток (средина XVII В. – 1850-е гг. )



Обучающийся, не набравший необходимое количество баллов во время лекционных и семинарских занятий, сдает зачет по вопросам собеседования (см. раздел 7. Вопросы на зачет).

 

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1 (2 часа)

Тема: Великое движение на Восток в XVII – XVIII вв.

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Какие факты говорят о том, что земли Приамурья в XVII в. не вхо­дили в состав ни китайского, ни японского государств? Почему эта проблема имеет важное значение в наши дни?

 

2. Назовите известных землепроходцев XVII в. Какие мотивы лежали в ос­нове их деятельности?

 

3. Как складывались российско-китайские отношения после появления на Амуре русских?

 

4. Как складывались взаимоотношения между коренными народами края и русскими переселенцами? Охарактеризуйте их этнический состав и культурно-бытовые особенности.

 

5. Какие потери понесла Россия, заключив Нерчинский договор? Можно ли было в тех исторических условиях заключить более благоприятное для нашего государства соглашение?

 

6. Как складывались русско-китайские отношения после подписания Нерчинского договора?

 

7. В каком направлении шла русская колонизация Дальнего Востока в XVIII в.?

 

8. Какие открытия были сделаны русскими мореплаватели в Тихом океане в XVIII в.?

 

9. Как развивались отношения Российской империи и Японии в XVIII в.?

 

Темы докладов:

 

1. Топонимы российского Дальнего Востока (Амур, Сахалин, Камчатка, Сихотэ-Алинь, Охотск, мыс Дежнева, мыс Челюскина и др. на выбор студента).

 

2. Коренные народы Северо-Востока Азии и Приамурья в XVII в.: хозяйство, социальный строй, духовная культура, последствия русской колонизации.

 

3. Русские землеискатели XVII в. и первые русские поселения на Дальнем Востоке. История появления и развития Якутска, Охотска, Нерчинска, Албазина.

 

5. «Албазинская война» 1685—1686 гг. (Причина конфликта. Почему российские власти придавали большое значение Албазину? Как организовывали его оборону?).

 

6. Географические экспедиции Витуса Беринга и Алексея Чирикова (причины и цели экспедиции, открытия и их значение).

 

7. Русско-Американская компания (История основания, цели создания, сфера деятельности. Причины передачи Русской Америки США).

 

Литература:

 

1. Ковалева, З.А., Плохих, С.В. История Дальнего Востока России. [Текст]: учебное пособие. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2002. — 244 с. – режим доступа к учебному пособию: http://window.edu.ru/resource/956/40956

 

2. Новый топонимический журнал: краеведческое научно-популярное издание топонимической направленности / Информационно-издательское агентство «ЛИК». – режим доступа к журн.: http://toponimika.ru/

 

3. Международные отношения на Дальнем Востоке. (с конца XVI в. до 1917 г.). Книга І. [Текст]: монография / отв. Ред. Е.М. Жуков. – М.: Мысль, 1973. – 324 с. - режим доступа к книге:

http://eknigi.org/istorija/153048-mezhdunarodnye-otnosheniya-na-dalnem-vostoke.html

 

4. Рябов, Н. И., Штейн, М. Г. Очерки истории русского Дальнего Востока (XVII – начало ХХ вв.) [Текст]: научно-популярное издание / Н.И. Рябов, М.Г. Штейн. – Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1958. – 175 с. – режим доступа к книге:

http://dvforpost.su/5-n-i-ryabov-m-g-shteyn-ocherki-istorii-russkogo-dalnego-vostoka-habarovsk-1958.html

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2 (2 часа)

Тема: Дальний Восток в XIX – начале ХХ вв.

 

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Какие политические события происходили в Европейской части России в се­редине XIX в.? Как эти события повлияли на отношение царского правительст­ва к Амурскому вопросу?

 

2. Кто и каким образом способствовал (-ло) успешному решению для России Амурского вопроса?

 

3. Используя историческую карту, проследите, какие земли отошли к России по­сле подписания Айгунского, Пекинского договоров и русско-японского дого­вора 1875 г.

 

4. Какие меры предпринимало правительство к переселению в Сибирь и на Дальний Восток во второй половине XIX в.? Отметьте общее и отличия в пере­селении на восток в истории России и освоением «дикого запада» в США.

 

5. Проследите изменения в административно-территориальном устройстве края в XIX – н. ХХ вв.

 

6. Почему к концу XIX в. международная напряженность в регионе резко воз­росла?

 

7. Каковы причины и характер русско-японской войны? Как началась война?

 

8. Чем объяснить, что Япония была лучше подготовлена к войне, чем Россия? В чем это выражалось? Могла ли Россия победить в войне с Японией и при каких условиях?

 

9. Проанализируйте условия Портсмутского мирного договора. Какие уступки делала Россия Японии? Каковы итоги и значение русско-японской войны?

 

Темы докладов:

 

1. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали (причины и цели сооружения магистрали, основные периоды и трудности строительства, значение магистрали для развития региона)

 

2. Строительство Китайско-Восточной железной дороги (причины и значение для последующего развития российского Дальнего Востока)

 

3. Известные предприниматели и их вклад в экономику края (А.Ф. Плюснин, И.Я. Чурин, братья Хлебниковы) (на выбор студента).

 

4. Исторические личности, формировавшие краеведческий потенциал Хабаровского края и Приморья: физико-географические, геологические, этнографические изучения Н.М. Пржевальского, А.Ф. Будищева, М.И. Венюкова, В.К. Арсеньева и др.)

 

5. Историческое краеведение: Общество изучения Амурского края во Владивостоке (1884 г.) и Приамурского отдела Российского Императорского Географического общества в Хабаровске (1883 г.).

 

6. История основания и развития Николаевска-на-Амуре / Благовещенска / Хабаровска / Владивостока (на выбор студента).

 

Литература:

 

1. Ковалева, З.А., Плохих, С.В. История Дальнего Востока России. [Текст]: учебное пособие. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2002. — 244 с. – режим доступа к учебному пособию: http://window.edu.ru/resource/956/40956

 

2. Международные отношения на Дальнем Востоке. (с конца XVI в. до 1917 г.). Книга І. [Текст]: монография / отв. Ред. Е.М. Жуков. – М.: Мысль, 1973. – 324 с. - режим доступа к книге:

http://eknigi.org/istorija/153048-mezhdunarodnye-otnosheniya-na-dalnem-vostoke.html

 

3. Ремнев, А. В. Россия Дальнего Востока. Имперская география власти XIX - начала XX веков. [Текст]: монография / А.В. Ремнев. – Омск: Издательство Омского государственного университета, 2004. – 552 с. – режим доступа:

http://eknigi.org/istorija/144467-rossiya-dalnego-vostoka-imperskaya-geografiya.html

 

4. Рябов, Н. И., Штейн, М. Г. Очерки истории русского Дальнего Востока (XVII – начало ХХ вв.) [Текст]: научно-популярное издание / Н.И. Рябов, М.Г. Штейн. – Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1958. – 175 с. – режим доступа к книге:

http://dvforpost.su/5-n-i-ryabov-m-g-shteyn-ocherki-istorii-russkogo-dalnego-vostoka-habarovsk-1958.html

 

5. Дальневосточный город в контексте освоения Тихоокеанской России: сб. науч. ст. Владивосток: ООО «Рея», 2014. 322 с. Режим доступа: http://ihaefe.org/publishings/publications/on-line

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3 (2 часа)

Тема: советский Дальний Восток в 1923 – 1945 гг.

 

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Какие последствия для хозяйства Дальнего Востока имела гражданская война и иностранная военная интервенция? Какие задачи предстояло решить новой власти в первую очередь? Почему?

 

2. Какие особенности имела индустриализация промышленности в 1920-30-е гг. в центральной части России? С чем можно связать специфику промышленного строительства на Дальнем Востоке в это время?

 

3. В чем специфика дальневосточной коллективизации? Какие типы колхозов возникли в крае в конце 1920-х - начале 1930-х гг.? Почему?

 

4. Какие усилия прилагало советское правительство для привлечения населения на восток? Удалось ли достичь оптимального уровня заселенности региона?

 

5. Почему Дальний Восток был особой тыловой территорией Советского Союза в годы Великой Отечественной войны?

 

6. Какие особенности по перестройке народно-хозяйственного комплкса на военный лад наблюдались на территории Дальнего Востока? С чем они были связаны?

 

7. Чем мотивировалась необходимость участия СССР в войне с Японией? Было ли это актом агрессии со стороны Советского Союза?

 

8. На каких направлениях развивались боевые действия против Квантунской армии? Каковы итоги и последствия этой войны?

 

 

Темы докладов:

 

1. Вооруженные конфликты на Дальнем Востоке (конфликт на КВЖД 1929 г., на озере Хасан 1938 г.) (причины, основные события, последствия)

 

2. Дальстрой – крупнейшее подразделение НКВД (задачи, структура, численный состав контингента, объекты строительства).

 

3. Культурная революция на Дальнем Востоке (развитие образования, печати, спорта и искусства).

 

4. Новые советские города на карте Дальнего Востока (Комсомольск-на-Амуре, Артем, Магадан) (на выбор студента). Их хозяйственно-экономическое значение и военно-стратегическое положе­ние.

 

5. Подвиги дальневосточников на фронтах Великой Отечественной войны (Евгений Дикопольцев, Александр Пассар, Дмитрий Калараш, Василий Шелест и др.) (на выбор студента).

 

6. Дальневосточные ворота ленд-лиза (особенности работы, протяженность и муршрут, количество перевенных грузов)

 

7. Воздушная трасса Аляска – Сибирь (особенности работы, протяженность и маршрту, количество перевенных грузов))

 

8. Стройка № 500 НКВД (о строительстве железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань)

 

Литература:

 

1. Ковалева, З.А., Плохих, С.В. История Дальнего Востока России. [Текст]: учебное пособие. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2002. — 244 с. – режим доступа к учебному пособию: http://window.edu.ru/resource/956/40956

 

2. Зайцев, Ю.М. Базовое строительство и оборона Дальнего востока СССР в 1932-1945 гг. [Текст]: монография / Ю.М. Зайцев. – Владивосток: ТОВМИ им С.О. Макарова, 2009. – режим доступа:

http://eknigi.org/voennaja_istorija/24905-bazovoe-stroitelstvo-i-oborona-dalnego-vostoka.html

 

3. Международные отношения на Дальнем Востоке. Книга вторая. (1917-1945 гг.). Книга II. [Текст]: монография / отв. Ред. Е.М. Жуков. – М.: Мысль, 1973. – 294 с. –

режим доступа:

http://eknigi.org/istorija/155652-mezhdunarodnye-otnosheniya-na-dalnem-vostoke.html

Темы эссе

1. Присоединение Дальнего Востока к России: «колонизация и завоевание» или «освоение и обоснование»?

 

2. Сила и слабость Дальнего Востока (исторический анализ).

 

3. Землепроходцы и коренные народы Дальнего Востока: выиграли или проиграли аборигены от прихода русских?

 

4. Развитие дальневосточных окраин России в XIX – ХХ вв. (достижения и упущения).

 

5. Почему военный пост Хабаровка стал политическим центром российского Дальнего Востока? (исторический анализ возможных «столиц» региона).

 

6. Дальний Восток – территория сотрудничества или столкновения интересов?

 

7. Что мешало достичь оптимального уровня заселенности Дальнего Востока? (к вопросу о мотивах и темпах заселения Дальнего Востока в XIX – ХХ вв.)

 

8. Была ли ДВР самостоятельным государством? (размышления по вопросу о ее возрождении в составе РФ).

 

9. Могут ли быть герои в Гражданской войне (на примере дальневосточных событий).

 

10. Мой проект экспозиции зала «Дальний – не значит отсталый» в Государственном историческом музее (о событиях, явлениях, аспектах развития региона, которые найдут отражение в экспозиции).

 

11. Дальний Восток на боевом посту (о роли региона как особой тыловой территории страны в XX веке).

 

12. Война СССР против Японии в 1945 г. – акт агрессии?

 

13. Сибирь и Дальний Восток – главный «геополитический приз» России.

 

 

Эссе - жанр субъективный; это авторское произведение, связный текст, отражающий позицию автора по выбранной проблеме. Тему эссе студент выбирает самостоятельно, руководствуясь уровнем подготовки и личными пожеланиями.

Цели эссе - высказать свою точку зрения, сформировать непротиворечивую систему аргументов, которые обосновывают предпочтительность позиции, выбранной автором.

Сочинение-эссе характеризует непринужденность повествования, свободная композиция, но непременной его характеристикой является внутреннее смысловое единство, т.е. согласованность ключевых тезисов и утверждений, внутренняя гармония аргументов и ассоциаций, непротиворечивость тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

Для эссе характерна такая черта как открытость, принципиальная незавершенность, т.к. автор не может претендовать на исчерпывающее раскрытие темы и полный, законченный анализ.

При выборе темы важно ответить себе на ряд вопросов:

- интересна ли эта тема для меня?

- понимаю ли я смысл темы?

- обладаю ли я знаниями и умениями для того, чтобы ее раскрыть?

- если нет, то, что необходимо сделать для решения вопроса в положительном смысле?

- как я отношусь к высказанному в теме (согласен, не согласен, частично согласен)?

 

Оформление материалов эссе: объем эссе не менее 90 строк (3 страницы) машинописного текста в редакторе Word. Шрифт: Times New Roman, кегль - 14, цвет черный, интервал – полуторный. Поля по 20 мм. Вверху справа указывается фамилия, имя, отчество, номер группы автора эссе. Далее через интервал - название эссе жирным шрифтом, затем - располагается текст. Работа сдается на проверку в сшитом или сброшюрованном виде.

 

Основные критерии оценки Баллы
представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы  
объяснение выбора темы, ее актуальности или задач, которые ставит перед собой в своей работе автор  
аргументированность суждений и выводов  
внутреннее смысловое единство, соответствие теме  
владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.), грамотное использование исторических фактов и терминов  
богатство языка, аккуратность  
творческий характер восприятия темы, ее осмысления (оригинальность решения проблемы, аргументации, изложения)  
объем эссе 90 – 80 строк 79 – 69 строк  

 

 

4. Тестовые задания

Дальневосточная республика

 

 

1. Укажите хронологические рамки гражданской войны на Дальнем Востоке.

Запишите дату начала боевых действий, через тире – дату окончания.

 

2. Какие два из перечисленных пяти исторических деятелей возглавляли в годы гражданской войны отряды Красной Армии на Дальнем Востоке?

а) В.О. Каппель

б) С.М. Серышев

в) С. Меркулов

г) А. К. Флегонтов

д) И.М. Гамов

 

3. Какие два из перечисленных пяти исторических деятелей возглавляли в годы гражданской войны партизанское движение на Дальнем Востоке в период гражданской войны?

а) П.П. Постышев

б) С.Г. Лазо

в) Я. Тряпицын

г) Г.М. Семенов

д) И.П. Калмыков

 

4.Какие дваиз перечисленных пяти исторических деятелей возглавляли в годы гражданской войны отряды Белой Армии на Дальнем Востоке?

а) А.В. Колчак

б) С.Н. Войцеховский

в) А.М. Краснощеков

г) Д.И. Бойко-Павлов

д) В.К. Блюхер

 

5.Установите соответствие между местами расположения и вооруженными формированиями, выступавшими против Советской власти в годыгражданской войны

 

МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ ВООРУЖЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ
1) Нижний Амур 2) Приморье 3) Харбин а) казачье войско атамана И.П. Калмыкова б) отряд атамана Г.М. Семенова в) НРА под командованием И.П. Уборевича г) отряды Якова Тряпицына

 

6. В каком году было провозглашено создание Дальневосточной республики?

 

7. К какому типу республики относилось государственное образование ДВР?

 

8. Какая политическая партия руководила созданием ДВР? (запишите аббревиатуру партии)

 

9. В каком году прекратила существование Дальневосточная республика?

 

10. Какие города в разное время были столицами ДВР?

Название городов запишите через запятую в том порядке, в котором они были провозглашены столицами республики.

 

11. Запишите фамилию командующего народно-революционной армией ДВР в сражении у станции Волочаевка в феврале 1922 г.?

 

Порядок выбора темы

Каждый студент самостоятельно выбирает одну из предложенных тем: номер темы в списке должен соответствовать последней цифре его зачетной книжки (см. таб­лицу).

 

Последняя цифра № зачетной книжки студента Номера тем
  1, 11, 21, 31
  2, 12, 22, 32
  3, 13, 23, 33
  4, 14, 24, 34
  5, 15, 25, 35
  6, 16, 26, 36
  7, 17, 27, 37
  8, 18, 28, 38
  9, 19, 29, 39
  10, 20, 30, 40

 

Библиографический список должен быть выполнен в соответствии с правилами оформления (ГОСТ 7.1–2003.) и содержать следующие пункты:

- монографии (книги одного, двух и более авторов) (не менее 2-х)

- авторефераты диссертаций (не менее 1-й)

- статьи в периодической печати (газеты, журналы) (не менее 2-х)

- статьи из сборника научных трудов (по итогам научных конференций) (не менее 2-х)

 

4.2. Порядок оформления

Оформление библиографического списка по выбранной теме: машинописный текст в редакторе Word. Шрифт: Times New Roman, кегль - 14, цвет черный, интервал – полуторный. Поля по 20 мм. Вверху справа указывается фамилия, имя, отчество, номер группы. Далее через интервал – подзаголовок «Библиографический обзор (и название выбранной темы)» жирным шрифтом, затем – располагается сам список с указанием пунктов (монографии, автореферат, статьи). Работа сдается на проверку в сшитом или сброшюрованном виде.

 

Основные критерии оценки Баллы
список литературы по выбранной теме выполнен в соответствии с правилами оформления (ГОСТ 7.1–2003.) и содержит следующие пункты: 3 балла
- монографии (книги одного, двух и более авторов) (не менее 2-х)   2 балла  
- авторефераты диссертаций (не менее 1-й)   1 балл  
- статьи в периодической печати (газеты, журналы) (не менее 2-х) 2 балла
- статьи из сборника научных трудов (по итогам научных конференций) (не менее 2-х) 2 балла

 

 

НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Ссылки на ресурсы:

- http://cyberleninka.ru/search?q=

научная электронная библиотека «КИБЕРЛЕНИНКА» / научные статьи, посвященные истории Дальнего Востока

 

- http://www.ifes-ras.ru/pdv/online

«Проблемы Дальнего Востока» – научный и общественно-политический жур­нал Института Дальнего Востока РАН

 

- http://www.eastjournal.ru/

Научно-теоретический журнал "Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке"

 

- http://nvo.ng.ru/history/

Независимая газета / История

 

- http://minvostokrazvitia.ru/

Министерство РФ по развитию Дальнего Востока

 

- http://www.youtube.com/watch?v=I6xnfHC9irk

документальный фильм «История переселения народов на Дальний Восток», 2014 г. (создан при поддержке Правительства Хабаровского края, краевого музея им. Н.И. Гродекова).

 

- http://www.youtube.com/watch?v=VcrHiyL7RGM

Авторская программа международного обозревателя Леонида Млечина «Российский Дальний Восток: спасти и сохранить», 2012 г. (об истории российского Дальнего Востока периода гражданской войны)

 

- видео хостинг http://www.youtube.com/ Серия передач «История Дальнего Востока с Леонидом Бляхером»

 

ВОПРОСЫ НА ЗАЧЕТ

1. Историческое краеведение как вид деятельности. Его функции и специфичес­кие особенности.

2. Классификация исторических памятников.

3. Вспомогательные исторические дисциплины и их роль в изучении объектов исторического краеведения.

4. Основные источники исторического краеведения.

5. Исторические общества ХVIII – ХIХ вв. и их роль в развитии краеведческих исследований.

6. Научные экспедиции по изучению Дальнего Востока России в XVIII – XIХ вв.

7. «Золотое десятилетие» отечественного краеведения и разгром краеведческого движения в 1929 – 1931 гг.

5. Возрождение отечественного краеведения после Великой Отечественной войны.

6. Причины переселения русских людей в Сибирь и на Дальний Восток.

7. Открытие и присоединение к России Дальнего Востока в XVII в.

8. Основные центры сосредоточения русских людей на Дальнем Востоке в XVII в.

9. Нерчинский договор 1689 г.: условия принятия и последствия для Приамурья.

10. Великие географические открытия русских людей на Дальнем Востоке, в се­верной части Тихого океана и на Аляске в XVIII в.

11. Основные события, характеризующие завершение формирования территории России на востоке (русско-китайские и русско-японские отношения).

12. Развитие хозяйственно-экономической деятельности в крае во второй поло­вине XIX в.

13. Этапы и особенности переселенческого движения на Дальний Восток во II половине XIX – начале ХХ вв.

14. Административно-территориальное устройство края в XIX в.

15. Дальний Восток в условиях интервенции и гражданской войны

16. Дальневосточная республика: причины образования, общественно-государст­венное устройство, значение.

17. Социалистическая реконструкция на Дальнем Востоке и ее последствия (1922 – июнь1941 г.).

18. Дальний Восток в годы Великой Отечественной войны(1941 – 1945 гг.).

19. Социально-экономические и культурные преобразования в послевоенный период (40-е– первая пол. 80-х гг.).

20. Наиболее значимые историко-культурные объекты Дальневосточного региона.

 

 


[1] К проверке не допускаются работы-плагиаты

Обучающийся, не набравший необходимое количество баллов во время лекционных и семинарских занятий, сдает зачет по вопросам собеседования (см. раздел 7. Вопросы на зачет).

 

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1 (2 часа)

Тема: Великое движение на Восток в XVII – XVIII вв.

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Какие факты говорят о том, что земли Приамурья в XVII в. не вхо­дили в состав ни китайского, ни японского государств? Почему эта проблема имеет важное значение в наши дни?

 

2. Назовите известных землепроходцев XVII в. Какие мотивы лежали в ос­нове их деятельности?

 

3. Как складывались российско-китайские отношения после появления на Амуре русских?

 

4. Как складывались взаимоотношения между коренными народами края и русскими переселенцами? Охарактеризуйте их этнический состав и культурно-бытовые особенности.

 

5. Какие потери понесла Россия, заключив Нерчинский договор? Можно ли было в тех исторических условиях заключить более благоприятное для нашего государства соглашение?

 

6. Как складывались русско-китайские отношения после подписания Нерчинского договора?

 

7. В каком направлении шла русская колонизация Дальнего Востока в XVIII в.?

 

8. Какие открытия были сделаны русскими мореплаватели в Тихом океане в XVIII в.?

 

9. Как развивались отношения Российской империи и Японии в XVIII в.?

 

Темы докладов:

 

1. Топонимы российского Дальнего Востока (Амур, Сахалин, Камчатка, Сихотэ-Алинь, Охотск, мыс Дежнева, мыс Челюскина и др. на выбор студента).

 

2. Коренные народы Северо-Востока Азии и Приамурья в XVII в.: хозяйство, социальный строй, духовная культура, последствия русской колонизации.

 

3. Русские землеискатели XVII в. и первые русские поселения на Дальнем Востоке. История появления и развития Якутска, Охотска, Нерчинска, Албазина.

 

5. «Албазинская война» 1685—1686 гг. (Причина конфликта. Почему российские власти придавали большое значение Албазину? Как организовывали его оборону?).

 

6. Географические экспедиции Витуса Беринга и Алексея Чирикова (причины и цели экспедиции, открытия и их значение).

 

7. Русско-Американская компания (История основания, цели создания, сфера деятельности. Причины передачи Русской Америки США).

 

Литература:

 

1. Ковалева, З.А., Плохих, С.В. История Дальнего Востока России. [Текст]: учебное пособие. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2002. — 244 с. – режим доступа к учебному пособию: http://window.edu.ru/resource/956/40956

 

2. Новый топонимический журнал: краеведческое научно-популярное издание топонимической направленности / Информационно-издательское агентство «ЛИК». – режим доступа к журн.: http://toponimika.ru/

 

3. Международные отношения на Дальнем Востоке. (с конца XVI в. до 1917 г.). Книга І. [Текст]: монография / отв. Ред. Е.М. Жуков. – М.: Мысль, 1973. – 324 с. - режим доступа к книге:

http://eknigi.org/istorija/153048-mezhdunarodnye-otnosheniya-na-dalnem-vostoke.html

 

4. Рябов, Н. И., Штейн, М. Г. Очерки истории русского Дальнего Востока (XVII – начало ХХ вв.) [Текст]: научно-популярное издание / Н.И. Рябов, М.Г. Штейн. – Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1958. – 175 с. – режим доступа к книге:

http://dvforpost.su/5-n-i-ryabov-m-g-shteyn-ocherki-istorii-russkogo-dalnego-vostoka-habarovsk-1958.html

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2 (2 часа)

Тема: Дальний Восток в XIX – начале ХХ вв.

 

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Какие политические события происходили в Европейской части России в се­редине XIX в.? Как эти события повлияли на отношение царского правительст­ва к Амурскому вопросу?

 

2. Кто и каким образом способствовал (-ло) успешному решению для России Амурского вопроса?

 

3. Используя историческую карту, проследите, какие земли отошли к России по­сле подписания Айгунского, Пекинского договоров и русско-японского дого­вора 1875 г.

 

4. Какие меры предпринимало правительство к переселению в Сибирь и на Дальний Восток во второй половине XIX в.? Отметьте общее и отличия в пере­селении на восток в истории России и освоением «дикого запада» в США.

 

5. Проследите изменения в административно-территориальном устройстве края в XIX – н. ХХ вв.

 

6. Почему к концу XIX в. международная напряженность в регионе резко воз­росла?

 

7. Каковы причины и характер русско-японской войны? Как началась война?

 

8. Чем объяснить, что Япония была лучше подготовлена к войне, чем Россия? В чем это выражалось? Могла ли Россия победить в войне с Японией и при каких условиях?

 

9. Проанализируйте условия Портсмутского мирного договора. Какие уступки делала Россия Японии? Каковы итоги и значение русско-японской войны?

 

Темы докладов:

 

1. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали (причины и цели сооружения магистрали, основные периоды и трудности строительства, значение магистрали для развития региона)

 

2. Строительство Китайско-Восточной железной дороги (причины и значение для последующего развития российского Дальнего Востока)

 

3. Известные предприниматели и их вклад в экономику края (А.Ф. Плюснин, И.Я. Чурин, братья Хлебниковы) (на выбор студента).

 

4. Исторические личности, формировавшие краеведческий потенциал Хабаровского края и Приморья: физико-географические, геологические, этнографические изучения Н.М. Пржевальского, А.Ф. Будищева, М.И. Венюкова, В.К. Арсеньева и др.)

 

5. Историческое краеведение: Общество изучения Амурского края во Владивостоке (1884 г.) и Приамурского отдела Российского Императорского Географического общества в Хабаровске (1883 г.).

 

6. История основания и развития Николаевска-на-Амуре / Благовещенска / Хабаровска / Владивостока (на выбор студента).

 

Литература:

 

1. Ковалева, З.А., Плохих, С.В. История Дальнего Востока России. [Текст]: учебное пособие. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2002. — 244 с. – режим доступа к учебному пособию: http://window.edu.ru/resource/956/40956

 

2. Международные отношения на Дальнем Востоке. (с конца XVI в. до 1917 г.). Книга І. [Текст]: монография / отв. Ред. Е.М. Жуков. – М.: Мысль, 1973. – 324 с. - режим доступа к книге:

http://eknigi.org/istorija/153048-mezhdunarodnye-otnosheniya-na-dalnem-vostoke.html

 

3. Ремнев, А. В. Россия Дальнего Востока. Имперская география власти XIX - начала XX веков. [Текст]: монография / А.В. Ремнев. – Омск: Издательство Омского государственного университета, 2004. – 552 с. – режим доступа:

http://eknigi.org/istorija/144467-rossiya-dalnego-vostoka-imperskaya-geografiya.html

 

4. Рябов, Н. И., Штейн, М. Г. Очерки истории русского Дальнего Востока (XVII – начало ХХ вв.) [Текст]: научно-популярное издание / Н.И. Рябов, М.Г. Штейн. – Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1958. – 175 с. – режим доступа к книге:

http://dvforpost.su/5-n-i-ryabov-m-g-shteyn-ocherki-istorii-russkogo-dalnego-vostoka-habarovsk-1958.html

 

5. Дальневосточный город в контексте освоения Тихоокеанской России: сб. науч. ст. Владивосток: ООО «Рея», 2014. 322 с. Режим доступа: http://ihaefe.org/publishings/publications/on-line

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3 (2 часа)

Тема: советский Дальний Восток в 1923 – 1945 гг.

 

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Какие последствия для хозяйства Дальнего Востока имела гражданская война и иностранная военная интервенция? Какие задачи предстояло решить новой власти в первую очередь? Почему?

 

2. Какие особенности имела индустриализация промышленности в 1920-30-е гг. в центральной части России? С чем можно связать специфику промышленного строительства на Дальнем Востоке в это время?

 

3. В чем специфика дальневосточной коллективизации? Какие типы колхозов возникли в крае в конце 1920-х - начале 1930-х гг.? Почему?

 

4. Какие усилия прилагало советское правительство для привлечения населения на восток? Удалось ли достичь оптимального уровня заселенности региона?

 

5. Почему Дальний Восток был особой тыловой территорией Советского Союза в годы Великой Отечественной войны?

 

6. Какие особенности по перестройке народно-хозяйственного комплкса на военный лад наблюдались на территории Дальнего Востока? С чем они были связаны?

 

7. Чем мотивировалась необходимость участия СССР в войне с Японией? Было ли это актом агрессии со стороны Советского Союза?

 

8. На каких направлениях развивались боевые действия против Квантунской армии? Каковы итоги и последствия этой войны?

 

 

Темы докладов:

 

1. Вооруженные конфликты на Дальнем Востоке (конфликт на КВЖД 1929 г., на озере Хасан 1938 г.) (причины, основные события, последствия)

 

2. Дальстрой – крупнейшее подразделение НКВД (задачи, структура, численный состав контингента, объекты строительства).

 

3. Культурная революция на Дальнем Востоке (развитие образования, печати, спорта и искусства).

 

4. Новые советские города на карте Дальнего Востока (Комсомольск-на-Амуре, Артем, Магадан) (на выбор студента). Их хозяйственно-экономическое значение и военно-стратегическое положе­ние.

 

5. Подвиги дальневосточников на фронтах Великой Отечественной войны (Евгений Дикопольцев, Александр Пассар, Дмитрий Калараш, Василий Шелест и др.) (на выбор студента).

 

6. Дальневосточные ворота ленд-лиза (особенности работы, протяженность и муршрут, количество перевенных грузов)

 

7. Воздушная трасса Аляска – Сибирь (особенности работы, протяженность и маршрту, количество перевенных грузов))

 

8. Стройка № 500 НКВД (о строительстве железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань)

 

Литература:

 

1. Ковалева, З.А., Плохих, С.В. История Дальнего Востока России. [Текст]: учебное пособие. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2002. — 244 с. – режим доступа к учебному пособию: http://window.edu.ru/resource/956/40956

 

2. Зайцев, Ю.М. Базовое строительство и оборона Дальнего востока СССР в 1932-1945 гг. [Текст]: монография / Ю.М. Зайцев. – Владивосток: ТОВМИ им С.О. Макарова, 2009. – режим доступа:

http://eknigi.org/voennaja_istorija/24905-bazovoe-stroitelstvo-i-oborona-dalnego-vostoka.html

 

3. Международные отношения на Дальнем Востоке. Книга вторая. (1917-1945 гг.). Книга II. [Текст]: монография / отв. Ред. Е.М. Жуков. – М.: Мысль, 1973. – 294 с. –

режим доступа:

http://eknigi.org/istorija/155652-mezhdunarodnye-otnosheniya-na-dalnem-vostoke.html

Темы эссе

1. Присоединение Дальнего Востока к России: «колонизация и завоевание» или «освоение и обоснование»?

 

2. Сила и слабость Дальнего Востока (исторический анализ).

 

3. Землепроходцы и коренные народы Дальнего Востока: выиграли или проиграли аборигены от прихода русских?

 

4. Развитие дальневосточных окраин России в XIX – ХХ вв. (достижения и упущения).

 

5. Почему военный пост Хабаровка стал политическим центром российского Дальнего Востока? (исторический анализ возможных «столиц» региона).

 

6. Дальний Восток – территория сотрудничества или столкновения интересов?

 

7. Что мешало достичь оптимального уровня заселенности Дальнего Востока? (к вопросу о мотивах и темпах заселения Дальнего Востока в XIX – ХХ вв.)

 

8. Была ли ДВР самостоятельным государством? (размышления по вопросу о ее возрождении в составе РФ).

 

9. Могут ли быть герои в Гражданской войне (на примере дальневосточных событий).

 

10. Мой проект экспозиции зала «Дальний – не значит отсталый» в Государственном историческом музее (о событиях, явлениях, аспектах развития региона, которые найдут отражение в экспозиции).

 

11. Дальний Восток на боевом посту (о роли региона как особой тыловой территории страны в XX веке).

 

12. Война СССР против Японии в 1945 г. – акт агрессии?

 

13. Сибирь и Дальний Восток – главный «геополитический приз» России.

 

 

Эссе - жанр субъективный; это авторское произведение, связный текст, отражающий позицию автора по выбранной проблеме. Тему эссе студент выбирает самостоятельно, руководствуясь уровнем подготовки и личными пожеланиями.

Цели эссе - высказать свою точку зрения, сформировать непротиворечивую систему аргументов, которые обосновывают предпочтительность позиции, выбранной автором.

Сочинение-эссе характеризует непринужденность повествования, свободная композиция, но непременной его характеристикой является внутреннее смысловое единство, т.е. согласованность ключевых тезисов и утверждений, внутренняя гармония аргументов и ассоциаций, непротиворечивость тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

Для эссе характерна такая черта как открытость, принципиальная незавершенность, т.к. автор не может претендовать на исчерпывающее раскрытие темы и полный, законченный анализ.

При выборе темы важно ответить себе на ряд вопросов:

- интересна ли эта тема для меня?

- понимаю ли я смысл темы?

- обладаю ли я знаниями и умениями для того, чтобы ее раскрыть?

- если нет, то, что необходимо сделать для решения вопроса в положительном смысле?

- как я отношусь к высказанному в теме (согласен, не согласен, частично согласен)?

 

Оформление материалов эссе: объем эссе не менее 90 строк (3 страницы) машинописного текста в редакторе Word. Шрифт: Times New Roman, кегль - 14, цвет черный, интервал – полуторный. Поля по 20 мм. Вверху справа указывается фамилия, имя, отчество, номер группы автора эссе. Далее через интервал - название эссе жирным шрифтом, затем - располагается текст. Работа сдается на проверку в сшитом или сброшюрованном виде.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.333 с.)