Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Поиск

Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

—ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

—соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

---предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления;

---принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановке и своих возможностуй;

Причины составления рабочей программы 2 вида и отличие от авторской программы.

· Интеграция программы по географии «Материки и океаны» автор Е.М Домогацких с программой по ОБЖ А.Т Смирнов

 

· Связи с тем, что авторская программа Е. М Домогацкого 7кл «Материки и океаны» предполагает самостоятельное перераспределение часов, в данной рабочей программе корректировка авторской программы:

 

Раздел3. Взаимоотношении природы и человека. 3часа.

 

Темы ОБЖ рассматриваются в следующих темах курса География «Материки и океаны» 7 кл.:

 

Темы уроков географии Темы ОБЖ
  Литосферные плиты и современный рельеф. «Землетрясения, меры по снижению ущерба от землетрясения»
  Складчатый пояса и горы. «Сели, оползни, обвалы».
  Воздушные массы. «Действия населения во время ураганов, бурь и смерчей»
  Движение вод Мирового океана. «Рекомендации населению во время наводнения»
  Географическая оболочка. «Рекомендации населению при лесных и торфяных пожаров».
  Геологическое строение и рельеф Африки. «Меры, по снижению потерь и ущерба от землетрясения»
  Геологическое строение и рельеф Южной Америки. «Землетрясения, меры по снижению ущерба от землетрясения»
  Геологическое строение и рельеф Северной Америки. «Возможные последствия селей, оползней»
  Разнообразие природы Северной Америки «Действия населения во время ураганов»
  Разнообразие природы Северной Америки. «Предупреждения возникновения селей, оползней»
  Геологическое строение и рельеф Евразии. «Правила безопасного поведения при землетрясении».
  Гидрография Евразии «Рекомендации населению во время наводнения»
  Разнообразие природы Евразии. «Меры безопасности при тушении пожаров».
  Регионы Азии «Рекомендации населению при угрозе селей, оползней и обвалов».
  Регионы Азии (продолжение) «Действия населения при угрозе и во время ураганов, бурь».

 

Таблица тематического распределения количества часов 7кл.

 

Разделы, темы Количество часов
Примерная или авторская программа Рабочая программа
  Раздел 1. Планета на которой мы живём    
  Мировая суша    
  Поверхность Земли    
  Атмосфера    
  Мировой океан    
  Геосфера    
  Человек    
  Раздел 2.Материки планеты Земля    
  Африка    
  Австралия    
  Антарктида    
  Южная Америка    
  Северная Америка    
  Евразия    
  Раздел 3.Взаимоотношения природы и человека.    
  Практические работы    

 

Содержание программы

Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час)

 

Тема 1. Мировая суша (1 час)

Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями Земли. «Материковое» и «океаническое» полушария. Материки и острова.

Основные понятия: материк, океан, часть света, остров.

 

Тема 2. Поверхность Земли (6 часов)

Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Возникновение материков и океанов. Строение земной коры. Теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Сейсмические и вулканические пояса планеты.

Землетрясение, параметры, последствия, меры принимаемые по снижению потерь и ущерба от землетрясения. Сели, оползни, обвалы, краткая характеристика и возможные последствия.

Основные понятия: геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно- океанические хребты, рифты, глубоководные желоба, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.

Персоналии: Альфред Вегенер.

Практическая работа: составление картосхемы «Литосферные плиты».

 

Тема 3. Атмосфера (4 часа)

Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли. Климатические пояса. Карта климатических поясов. Виды воздушных масс. Действие населения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей.

Основные понятия: климатообразующий фактор, пассаты, муссоны, западный и северо- восточный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.

Персоналии: А.И. Воейков.

Практические работы: 1. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира. 2. Анализ климатограмм для основных типов климата.

Тема 4. Мировой океан (4 часа)

 

Понятие о мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Особенности природы отдельных океанов Земли. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

Основные понятия: море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, атоллы, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.

Персоналии: Огюст Пикар.

Практическая работа: построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.

 

Тема 5. Геосфера (2 часа)

Понятие о географической оболочке. Материки и океаны как крупные природные комплексы геосферы Земли. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гилеи.

Рекомендации населению по профилактике лесных и торфяных пожаров. Меры безопасности при их тушении.

Основные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, закон географической зональности, природная зона.

Персоналии: В.В. Докучаев.

Практические работы: 1. Анализ схем круговорота вещества и энергии. 2. Установление связей между типами климата и природными зонами по тематическим картам атласа.

 

Тема 6. Человек (4 часа)

Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Политическая карта мира. География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Хозяйственная деятельность человека и её изменения на разных этапах развития человеческого общества. Взаимоотношение человека и природы и их изменения. Охрана природы. Всемирное природное наследие.

Основные понятия: миграция, раса, этнос, религия, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, страна, монархия, республика.

Практическая работа: сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас.

 

Раздел 2. Материки планеты Земля (46 часов)

 

Тема1. Африка (10 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Преобладание плоскогорий, Великий африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды.

Землетрясения, параметры, последствия, меры принимаемые по снижению потерь и ущерба от землетрясения.

Самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира- Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.

Неравномерность размещения населения, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под её влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Основные понятия: саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, Сахель, Магриб, экваториальная раса.

Персоналии: Васко да Гама, Д. Ливингстон, Г. Стенли, Н.С. Гумилев, Дж. Спик.

Практические работы: 1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах. 2. Обозначения на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3. Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке.

 

Тема 2. Австралия (5 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под её влиянием. Австралийский Союз- страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания- островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.

Основные понятия: лакколит, эндемик, абориген.

Персоналии: А.Тасман, Дж.Кук, Э.Дж.Эйр, Мак-Артур, Н.Н.Миклухо-Маклай, Ю.Ф. Лисянский, Т.Хейердал.

Практическая работа: сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.

Тема 3. Антарктида (2 часа)

Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Особенности географического положения, геологического строения рельефа, климата, внутренних вод. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Отсутствие постоянного населения.

Основные понятия: стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.

Персоналии: Ф.Ф.Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Ж.С.Дюмон-Дюрвиль, Р.Амундсен, Р. Скотт.

Тема 4. Южная Америка (9 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население и регионы Южной Америки. Равнинный Восток и горный Запад. Богатство рудными полезными ископаемыми. Самый влажный материк. Амазонка- самая полноводная река планеты. Реки- основные транспортные пути. Богатый и разнообразный растительный и животный мир материка. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки поде влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. Анды- регион богатой культуры, Галапагосские острова, Мачу-Пикчу.

Землетрясения, параметры, последствия, меры принимаемые по снижению потерь и ущерба от землетрясения.

Основные понятия: сельва, пампа, метис, мулат, самба, Вест-Индия, Латинская и Центральная Америка.

Персоналии: А.Гумбольдт, Х.Колумб.

Практические работы: 1. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки. 2. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа. 3. Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки.

 

Тема 5. Северная Америка (9 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Равнины на востоке и горы на западе. Великие и Центральные равнины. Кордильеры- главный горный хребет. Аппалачи.Сели, оползни, обвалы, краткая характеристика и возможные последствия. Разнообразие типов климата, меридиональное простирание природных зон. Миссисипи, Великие Американские озера. Богатство растительного и животного мира. Население и регионы Северной Америки. Англо-Америка, мигранты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под её влиянием. Меры по предупреждению возникновения селей, оползней, обвалов. Главные объекты природного и культурного наследия: Ниагарский водопад, Йеллоустонский национальный парк, Большой каньон Колорадо.

Основные понятия: прерии, каньон, торнадо, Англо-Америка.

Персоналии: А. Макензи, Дж. Кабот, Г. Гудзон.

Практические работы: 1. Сравнения климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе. 2. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

 

Тема 6. Евразия (11 часов)

Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Рекомендации по правилам безопасного поведения во время землетрясения. Все типы климатов Северного полушария. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия- древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия- самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под её влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. Рекомендации населению по профилактике лесных и торфяных пожаров. Меры безопасности при их тушении.

Персоналии: Марко Поло, Афанасий Никитин, Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов,

В.К.Арсеньев.

Практические работы: 1. Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам. 2. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели. 3. Составление географической характеристики страны Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.

 

Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (3 часа).

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности человека на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.

Основные понятия: природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.

Персоналии: Н.И. Вавилов, В.И. Вернадский.

Практическая работа: выявление связей между компонентами природного комплекса (работа на местности).

 

ü изменение практической части программы в плане определения оценочных практических работ из числа рекомендованных:

Практическая направленность курса подразумевает выполнения обучающих, тренировочных, итоговых работ на каждом уроке, в связи с этим все авторские практические работы (20) будут выполнены, но оценочных работ в 7 классе будет 10,экскурсий 1; количество оценочных практических работ согласовано департаментом по образованию и науке Краснодарского края от 6 апреля 2010года№ 473315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.237.246 (0.012 с.)