Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что превращает человека в Му-му?
Прежде чем продолжить, позволю себе лирическое отступление о двух главных врагах нашего героя — лени и ограниченности представлений. Они огромными булыжниками висят на его неокрепшей шее и тащат в момент кризиса на дно. В 16—20 лет человек уже обладает многими ресурсами, позволяющими действовать самостоятельно. А значит, кризис можно предотвратить. Или смягчить и вполне успешно преодолеть. Если не лень! Лень способна довести до кризиса отрицательного баланса катастрофической глубины. Потому что даже когда кризис разразился и начинает углубляться, выход из него напрочь блокируется ленью. Ситуация со временем все более усугубляется. Долги растут. И наш герой заходит в тупик. По крайней мере, создается иллюзия тупика. Работает также против него ограниченность представлений о себе и мире. Желая больше от мира получить, наш герой не пытается миру отдавать. Он предается мечтаниям о легком успехе. Тешит себя примерами олигархов, победителей лотерей, создателей выгодных браков и т.п. Эти размышления, естественно, никуда не движут. Время идет, баланс остается хронически отрицательным. Терпение окружающих и мира тает. Наш герой вынужденно приходит к выводу (потому что все вокруг этот вывод как бы подтверждает) о том, что он «бесполезен», «никому не нужен» и т.п. Очень усугубляет ситуацию привычка решать вопросы «во внешнем пространстве». И решать их «сразу». Как в детстве. У Константина Симонова есть лирическое и, как мне кажется, с долей грусти и иронии стихотворение, хорошо иллюстрирующее такую «детскую» стратегию.
Плюшевые волки, Зайцы, погремушки. Детям дарят с елки Детские игрушки.
И, состарясь, дети До смерти без толку Все на белом свете Ищут эту елку.
Где жар-птица в клетке, Золотые слитки, Где висит на ветке Счастье их на нитке.
Только дед-мороза Нету на макушке, Чтоб в ответ на слезы Сверху снял игрушки.
Желтые иголки На пол опадают... Все я жду, что с елки Мне тебя подарят.
Когда нашему герою приходит время что-то менять внутри себя, и менять последовательно и достаточно долго, готовности к этому оказывается ноль. А значит, он предельно зависим от внешней ситуации. Пока ветер «попутный», все в порядке. Стоит вовне чему-то не заладиться — начинается жесткий кризис. В момент кризиса, лишенный поддержки извне, наш герой все-таки обращается внутрь. И что он там внутри делает? Варится в соку бесконечных рассуждений и размышлений. Преимущественно о несправедливости мира. Иногда о собственной «никчемности» и т.п. Часто он изо всех своих «последних» сил жалеет себя. И пытается истребовать жалость у окружающих. Это прямо противоречит тому, чего от нашего героя хочет жизнь. Потому что он растрачивает ее энергию на негатив. Он ничего не созидает, а только транжирит. В результате жизнь (которую, как мы предположили, интересует обновление и пополнение ее самой) начинает «перекрывать кран». «Булыжник» на шее становится все тяжелее. Выходов из ситуации видится все меньше.
«Разные» причины
Справедливости ради нужно заметить, что кризис может разразиться и в другом возрасте. И при других обстоятельствах. Например, при увольнении. При заболевании. При потере близких. И подобных испытаниях. Здесь есть важное отличие между людьми «положительного баланса» и «отрицательного» (либо даже «нулевого»). Люди положительного баланса могут временно «просесть». Но так как они много отдавали жизни и окружающим, поддержка к ним возвращается. Жизнь помогает такому человеку выбраться из ямы, ведь для нее это «выгодное вложение». Если человек ровно столько проедал, сколько отдавал (то есть стремился быть «здоровым эгоистом»), он уже рискует. Но привычка держать баланс, его, вероятно, выручит. Человек с хронически отрицательным балансом входит в долгий и тяжелый кризис. Он зацикливается на своей проблеме. И настойчиво пытается превратить ее в источник постоянного получения ресурсов от окружающих. Он — паразит. Выручают его обычно всего несколько обстоятельств: или спонсоры-альтруисты (в лице членов семьи, друзей и др.), или наличие больших талантов и прочих моментов «положительной конъюнктуры», или... Или жестокий кризис, приводящий к «прозрению» и заставляющий менять свое поведение. Выход через вход
Выход из кризиса отрицательного баланса всегда один: осознание проблемы, затем переход к действию. Нужно найти в себе силы оторваться от процесса бесконечного общения со своим эго и его ублажения. И войти в жизнь. Начать отдавать ей то, что можешь. Это иллюзия (хотя иногда она очень упорна), что человеку нечем отдать. Она легко развеивается, когда человек осознает, насколько важно для него отдавать. Каждый человек может чем-то отдавать жизни и миру: кто-то деньгами, кто-то вниманием и заботой, кто-то добрым словом, кто-то ласковым взглядом, кто-то красивым рисунком или стихотворением, кто-то молитвой, кто-то чувством благодарности. Даже нищий, у которого «ничего нет», может вести себя совершенно по-разному. Одному подадут, и он лишь деловито перекинет монетку из стаканчика в карман. Он взял и ничего не дал взамен. Другому подадут — он улыбнется и скажет слово благодарности. Первый из них, вероятно, всегда был и останется нищим. Иногда бывает, что окружению человека не нужно того, что он умеет. И эта проблема решаема. Во-первых, есть масса других людей, которым это точно нужно. Остается только их найти. Во-вторых, полезно поучиться отдавать чем-то еще. В этом и состоит один из главных смыслов роста! А то, что человек уже умеет наверняка востребуется позже. Ключевой вывод из этого разговора состоит в том, что жизненные кризисы порождаются неправильными отношениями с Жизнью. И преодолеваются они благодаря нормализации этих отношений и «взаимовыгодному» сотрудничеству с Жизнью. Именно такого сотрудничества, долгого, радостного и продуктивного, я всем читателям искренне желаю!
«О правильном отношении к себе». Психолог Людмила Ермакова
— Одной из распространенных проблем человека является плохое отношение к себе. Психологи называют это заниженной самооценкой, неприятием себя. Это называют также отсутствием любви или ненавистью к себе. В чем причина этого явления? — Заниженная самооценка, равно как и завышенная, уходит корнями в детство. И в том, и в другом случае ребенка, с одной стороны, недолюбили; с другой стороны, предъявляли к нему слишком высокие требования. Это один момент. И второе: неправильно расставленные акценты при воспитании ребенка. В воспитательном процессе используются методы поощрения и наказания, «кнут и пряник». К сожалению, в последнее время наблюдается такая тенденция: когда ребенок что-то делает хорошо, мы это принимаем как должное: «Он просто сделал все правильно и нормально, к чему его за это особенно хвалить и поощрять?» Но если он что-то сделал плохо, ошибся, то это ставится на вид и многократно обсуждается. И у ребенка начинает складываться впечатление, будто, что бы он ни делал, он все делает неправильно. Известная истина — на ошибках мы учимся. Поэтому ошибка играет огромную роль в нашем развитии. Но в воспитании и самовоспитании надо переставить акценты, т.е. все положительное подкреплять поощрением, а отрицательное — обсуждать и анализировать. Таким образом, изначально это проблема, скорее, воспитателя. Но в дальнейшем это может стать проблемой и самого ребенка, а когда он вырастет — взрослого. — И вот ребенок вырос, а проблемы остались: человек так и не считает себя значимым, сложившимся, хотя он и взрослый. Налицо явная нелюбовь к себе. Что ему, взрослому уже человеку, с этим делать? - Постараться понять, что не нашел еще дела, в котором мог бы самореализоваться. Постараться найти такую деятельность, чтобы самому себе сказать: «Вот это мое!» «Под лежачий камень вода не течет». Когда начинает подступать уныние, прикрывающееся поиском смысла жизни, прорваться можно только через включение в самые разные виды деятельности. В них-то и будет проявляться собственная значимость. Ничегонеделание — большая беда современных молодых людей. Не желая включаться в реальные виды деятельности, они часто уходят в псевдодеятельность. Это разные фэн-движения, какие-то молодежные тусовки, уход в разные виды зависимости и другое. Времени все это забирает много, но на выходе — душевная пустота. Вот этого лучше стараться избегать. Не бояться напряженного труда, искать его, а внутри него и собственной значимости. Все позитивное, происходящее с человеком, любые его активные действия, позитивные эмоции должны как-то поддерживаться. Как правило, бывшие «гадкие утята» вдруг в какой-то момент, начав испытывать успех в чем-то, начинают вырастать и внутренне. И та энергия, которая до определенного момента была заблокирована, выплескивается и настолько помогает в самореализации, что человек либо становится профессионалом высочайшего уровня там, где до сих пор не делал никаких успехов, либо перед ним открывается совершенно новый перспективный путь. И это никогда не поздно. Никогда! Это надо и стоит искать. Может быть, человек вполне принимает и ценит себя как специалист. Но вот как личность — нет. Он говорит: да, ну, подумаешь, я там-то суперпрофессионал, ну и что с того — я же сам по себе такой... Такое возможно. И это, прежде всего, характерно для монодеятельности: человек стал профессионалом в какой-то определенной сфере, но в этом и застрял, остановился. Это «тоннельный» вид деятельности. Нужно расширять ее сферы. Надо их варьировать, искать новые. Молодые годы для того и даны, чтобы много чего успеть сделать, много чего найти для себя. И в этом поиске человек начинает актуализироваться, максимально реализовываться. И, в конце концов, находится то, за что он может себя и уважать, и ценить, и любить. Он начинает понимать, что «вот это никто лучше меня не сделает». Очень хороши совместные виды деятельности, командный спорт. Почувствовать плечо другого человека невероятно важно. В молодые годы надо искать как можно больше видов деятельности, где ты не один продвигаешься, а в команде. Это могут быть и походы в горы, интересные совместные поездки, т.е. все то, где человек в группе, в команде, в коллективе. Именно в этих условиях все обсуждаемые задачи хорошо решаются. — Предположим, человек подошел к середине жизни, но так до сих пор и не нашел себя. - Человек учится всю жизнь! Не бывает такого, что в молодые годы человек учится, а потом себя только реализует. На самом деле учеба — процесс длиной в жизнь! И если мы оглядимся вокруг, увидим, что люди, которые, возможно, были когда-то очень конфликтны, эгоистичны, со временем «обкатались», «обтесались». Если они раньше были похожи на щебенку, угловатую, шершавую, то где-то после сорока начинают больше походить на обкатанные морские камушки. Потому что человек вынужден вступать в какие-то контакты, которые меняют и его самого, и его жизнь. Эти жизненные трения (подобные трению камушков морской волной) не проходят бесследно, они делают человека мудрее, спокойнее. После сорока лет течение жизни, конечно, становится более спокойным. Если где-то до сорока лет это все-таки горная река, то уже после сорока эта река становится равнинной. Но обучение все равно продолжается. Практически до самой смерти! - А вообще любовь к себе — она должна быть, в принципе? - Обязательно! Это очень естественное и необходимое качество. Здесь тоже, конечно, надо не уклониться от «царского пути», не потерять «золотую середину». Потому что мы можем декларировать любовь к другому или к самому себе, но на самом деле ее не иметь или иметь какую-то извращенную. Приведу несколько отвлеченный Пример: вот я себя люблю, В потому куплю себе 20 порций мороженого. И съем их... Но если я себя действительно люблю, то этого не сделаю, поставлю себе ограничения, понимая, что такая моя «любовь к себе» приведет к необходимости постельного режима с высокой температурой. Хотя я очень люблю это мороженое. Так ведь? Это к вопросу о «царском пути». И то же самое касается всего остального. - Есть такое понятие — «разумный эгоизм». Когда я помогаю бабушкам ради того, чтобы мне от этого стало приятно, а не просто из сострадания, не ради самой помощи. Как вы к этому относитесь? - Иногда, может быть, стоит начать с такого рационального проявления любви. У каждого из нас в жизни бывает, что мы не очень любим какого-то человека. Но даже если мы его не очень любим, надо стараться в поступках преодолевать это, совершая какие-то дела, демонстрирующие нашу любовь, наше расположение. Начиная делать эти дела любви, мы вдруг ощущаем, что меняется и наше отношение к человеку. Мы начинаем привыкать делать добро. Начиная делать дела добра, дела любви, человек на самом деле становится более добрым, более любящим. Сначала цель человека — получение подтверждения положительного мнения о себе: «Вот какой я хороший», «Вот я одной бабушке помог, вот другой помог, и т.п.. Но потом просто начинаешь, видеть и понимать, что бабушкам то необходима эта помощь, что они старенькие, немощные, и вдруг теплота какая-то в душе начинает появляться; мы начинаем испытывать к этим бабушкам чувство сострадания, а это начало любви. Тем более, чтобы делать добро, дарить любовь, надо в чем то ущемлять себя, тратить свое время, свои силы, хотя иной раз их хочется потратить на что-то совсем другое. Таким образом, это всегда усилие. Но, как правило, эти усилия оправдываются. Кстати, когда тяжелых депрессивных больных просят помочь ухаживать за другими больными с более тяжелыми диагнозами, депрессия за сто отступает. - Должна ли наша любовь к себе зависеть от оценки нас окружающими, от их любви к нам? - Она всегда зависит от этого. Мы дела ем все, чтобы нас как можно больше людей любили. Это придает столько сил, дает столько жизненной анергии, и это очень важно для человека, никуда от этого не денешься. - А не является ли это тщеславием? Мы любим, когда нас хвалят. - Да. Мы, конечно, любим, когда нас хвалят. Но когда мы все только ради этого и делаем - это уже совсем другое. Но все равно, без какой-то общественной поддержки, без общественной положительной оценки мы жить не можем. Эти положительные подкрепления со стороны общества нам совершенно необходимы. И какими бы мы ни были при этом рациональными, это происходит помимо нашей воли, на эмоциональном уровне. И здесь очень важно не забывать о трезвении. Критичность по отношению к самому себе — это важнейшее качество психической нормы, оно позволяет нам держаться «золотой середины» и в любви к самому себе. Мудрые люди хорошо знают, как важно прислушиваться к голосу совести и как опасно попадать во власть тщеславия. - Как влияет на самооценку социальный статус человека? Есть какая-то зависимость самооценки от этого статуса? - Человеку очень важно чувствовать себя на своем месте. Вот пример из жизни. Всем известный мэр Лужков был в свое время дворником. Видимо, он был добросовестным дворником, коль это не помешало ему до мэров продвинуться, где он, наверное, тоже работает, как «раб на галерах». Работать надо везде с полной отдачей, где бы ты ни работал и кем бы ты ни был: дворником, бухгалтером, мамой или кем-то еще. Только когда работаешь с полной отдачей, появляется чувство удовлетворения своей работой. И тогда уже не важно, кто ты. Например, Лужков не стыдится того, что работал дворником, он у тех же московских дворников ввел особую форму одежды, лучших дворников отправляет в поощрительные поездки за границу. По-видимому, он делал свое дело с любовью, качественно, честно. И, попав на более высокий уровень, вспоминая свою былую работу, делает все, чтобы помочь тем людям, которые работают там теперь. Человек не стыдится пройденного пути, прекрасно понимая, что его надо было пройти. И каждый день он отдавался своей деятельности полностью, тем самым реализовывая себя. Можем в связи с этим вспомнить и главного героя фильма «Москва слезам не верит» — слесаря Гошу, благодаря профессионализму которого состоялись многие доктора наук. А какова была бы великая русская культура без крестьянки — нянюшки Арины Родионовны? Проблемы самооценки, социального статуса возникают из эгоцентрической позиции человека. Когда же человек ставит перед собой задачу служения делу, близким людям, Отечеству... тогда и не возникает проблем с самооценкой, социальным статусом. Все встает на свои места, были бы только силы и время все успеть. — Есть люди, которым очень сложно дается процесс социализации, даже в силу обстоятельств,- допустим, они всю жизнь были одни. - Можно обратиться к специалистам. Сейчас огромное количество и психологов, и психотерапевтов, и к священникам тоже обращаются. Все, кто работает с людьми, способны в этом помочь. Но существует еще один вариант, наиболее часто встречающийся в жизни. Всегда где-то рядом есть просто очень мудрые люди. Очень доброжелательные и спокойные. И они, как правило, выполняют в той социальной группе, к которой относятся, общественную нагрузку психотерапевта. К ним все тянутся: они и посоветовать могут, и рядом с ними человек как-то успокаивается. Раньше бытовало такое выражение: «Делать жизнь с кого-то». Ведь мы выстраиваем свою жизнь не наугад, а, как правило, в соответствии со своими представлениями о ней. И всегда есть люди, которые в той или иной мере подходят под эти представления, являя для нас некий образец. Как правило, мы сравниваем себя с этими людьми и анализируем, насколько мы к нему приближаемся и приближаемся ли. - Как понять, эгоист ты или, наоборот, себя недооцениваешь? - Ответы на такие вопросы мы получаем, когда сталкиваемся с реальными ситуациями: кто-то нами недоволен, или, наоборот, у нас что то идет успешно, а потом вдруг все начинает идти не так. Окружающие люди - это зеркало; и вот это зеркало нам показывает, в чем мы правы, в чем - нет, где мы правильно с людьми контактируем, а где ошибаемся. Это зеркало работает безошибочно. Прежде всего, требуется осознание причин возникновения этих барьеров: внутренние ли это проблемы, которые надо преодолеть. В частности, может быть, мой эгоизм не позволяет мне куда-то включиться или правильно реагировать на что-то; или это барьеры чисто внешние, т.е. я контактирую с такими людьми, которые меня просто не понимают (все — дураки, я один — умный). Необходима честность с самим собой. Если у развитого человека возникает ситуация барьера в общении или даже конфликт, он в первую очередь начинает искать причины в себе: «что во мне не так, что я не так делаю, что мешает мне этот барьер преодолеть? За что меня не любят? Как я вообще к жизни отношусь, к людям?» Тогда и начинается осознание себя... - Допустим, человек понял, что был в чем-то неправ, хочет и готов меняться, но не знает, какие шаги для этого предпринять. Как он должен действовать в этом случае? — Надо в первую очередь не забывать о «зеркале», о котором шла речь выше. Например, если мы вспыльчивы, мы с одним человеком вспылили, со вторым вспылили, третьим... И становится очевидным, что надо сдерживать себя именно в этих проявлениях, стараться сдерживать их спусковой механизм. Кто-то считает до 10, кто-то до 5 успевает досчитать... Во всяком случае взять за правило: не сразу отвечать, а сначала подумать. Потому что это детский тип поведения: на какой-то вопрос, ситуацию сразу выдать первую возникшую реакцию. А взрослые люди способны и должны сначала подумать: с кем они говорят, о чем, как это будет воспринято. Надо потихонечку взрослеть и учиться себя сдерживать. Собственно, путь к взрослению и социализации лежит именно через воспитание в человеке таких «тормозов». И это очень важное качество. «Тормоза» эти можно называть самоконтролем, самокритичностью; важно то, что это может и должно воспитываться. Опытные люди говорят: чем лучше человек себя знает, тем больше видит в себе недостатков. Это действительно так, чем глубже себя узнаешь, тем больше недостатков в себе видишь. Но чем больше видишь в себе недостатков, тем больше прощаешь другим. Таким образом, если ты такой умный, такой разумный — и при этом такие глупости делаешь, в такие глупые ситуации попадаешь, так какой же спрос с других, не таких разумных, как ты? Тогда начинаешь и к людям относиться более снисходительно и терпимо, и к себе, понимая, что и ты сам, как бы ни видел свои недостатки, можешь наступить на те же грабли и в пятый, и в десятый, и в двадцатый раз. И с большей любовью, естественно. В то же время, святые люди не страдают от внутреннего конфликта. Святые относятся к другой личности как к драгоценному сосуду - с большой любовью и бережностью. Не могу сказать о наличии у них внутреннего конфликта, но борьба со всем недобрым в своей душе идет у этих людей до последних дней жизни. Известны слова некоторых святых о том, что они находятся еще только в начале пути очищения своей души от грехов. - Как примиряется знание своих недостатков с такой любовью к себе? - Мудрый человек понимает, что он - образ и подобие Божие. Любовь, как свет истины, помогает нам в одно и то же время принимать себя и видеть, насколько далеки мы от этого идеала. Поэтому есть постоянное стремление соответствовать ему через исправление своих недостатков. Процесс этот бесконечный, так как, исправляя в себе что-то, человек вновь совершает какие-то ошибки, обнаруживая в себе новые несовершенства...
«Ищите смысл жизни!» Протоиерей Игорь Гагарин
— Проблема очень многих думающих о суициде людей — в том, что они потеряли смысл жизни. Этот вопрос, действительно, трудный и многие из нас в течение всей жизни не могут найти правильного ответа на него, что приводит к страданиям. — Многие вообще живут, не задаваясь этим вопросом и не беспокоясь о том, в чем он состоит. Приходит человек в церковь, я его спрашиваю: «Ищите смысл жизни?» А он мне: «Да нет, зачем мне это? У меня на работе что-то не так, мне сказали: надо пойти поставить свечку святителю Николаю — он поможет». Но какой в этом прок, если не решен главный вопрос,— для чего мы живем?! Основным отличием умственной деятельности человека от умственных способностей животных (даже высокоорганизованных) — возможность абстрактного мышления. А отличием в области душевной организации является духовно-нравственный закон. Но все сводится на нет, если сам человек стремится к уровню животного. И если животному свойственна «жизнь сама по себе», то человек этим не ограничивается и не удовлетворяется; ему необходимо знать о смысле своего существования, найти свое место в мире, осознать свое назначение и реализовать его. Только после этого жизнь наполняется смыслом. Так в чем же смысл жизни? Где-то я слышал высказывание о том, что есть три типа людей, которые живут по трем направлениям. Если спросить первого, в чем цель его пребывания на земле, он ответит: «Живу и живу». С точки зрения такого человека, жизнь сама по себе отвечает на все вопросы и его задача - продолжать жить в течение времени, определенного природой. Второй вариант — жить, чтобы было лучше. Человек понимает, что тех условий, в которых он живет, тех благ, которыми он пользуется, ему недостаточно. Он хочет жить лучше и, может постараться и изменить свое положение, чтобы вкуснее есть, красивее одеваться, ездить на лучшей машине... И к этому он стремится, ради этого получает образование, трудится. Третий вариант — жить, чтобы быть лучше. Человек, который идет этим путем, вряд ли будет думать о суициде, потому что никакие трудности не могут ему помешать. В любых обстоятельствах мы можем делать что-то, чтобы быть лучше. А исключительное стремление жить лучше может при вести к потерям. Ведь в любой момент либо болезнь какая-то может «выскочить», либо близкий может умереть, либо пожар может спалить дачу, которую человек строил 20 лет. И при установке на материальное благополучие получается, что тогда и жить незачем, надо в петлю лезть или спиваться. Необходимо понимать, что весь наш труд имеет смысл только тогда, когда он направлен на наше совершенствование. Тогда ни что, даже смерть, не выбьет нас из седла, и ничто не помешает нам быть лучше, если мы будем к этому стремиться. Более того, есть люди, которые именно в смерти своей раскрыли свою духовную красоту. И таких примеров много. Самоубийство же — способ перечеркнуть все. Как будто человек писал картину и в конце поставил жирную кляксу, сделав напрасной всю работу. Любая наша ошибка рано или поздно обнаруживается. Главная же из них — неправильное определение цели и смысла своей жизни. Тогда в какой-то момент выясняется, что силы потрачены зря. Если человек еще молод, то ничего страшного, как правило, не происходит, так как есть возможность исправить ошибку. В зрелом же возрасте это сделать сложнее, и порой неверно выбранный путь оборачивается трагедией. Одно из самых страшных испытаний в жизни - бессмыслица. Ф.М. Достоевский в книге «Записки из мертвого дома» рассказывает о каторге, где сам провел 4 года. Заключенным давали разную работу, как правило, тяжелую. Иногда это действительно было что-то нужное, например, строительство. Но иногда начальство искало просто, чем бы занять людей, и приказывало выкопать яму, а потом закопать. Пустой труд воспринимался каторжанами очень болезненно, так что если есть желание довести человека до невыносимого уныния и тоски, то нужно поручить ему такую работу, которая совершенно бесполезна и для него, и для окружающих. Это сильно разрушает душу. Если сравнить жизнь с работой, достаточно тяжелой и каждодневной, то тот, кто трудится «в пустоту», вдруг может решить бросить все и уйти в небытие. Поэтому очень важно, чтобы человек задавал себе вопрос о смысле земного бытия; уже это даст ему верное направление. Он будет искать этот смысл, и ему не придет в голову самовольно завершить жизнь... Раньше на меня часто нападала сильная, острая, невыносимая тоска. Причем, это обычно случалось в моменты, когда все очень удачно складывалось и в семье, и со здоровьем. Когда есть проблемы — их надо решать, а вот когда их нет... Такое состояние прекрасно описано Л.Н. Толстым в «Исповеди». У Толстого, как вы знаете, было все; и любящая семья, и жена, и богатство, и всемирная слава. Но когда он шел на охоту, ему хотелось снять ружье, развернуть его к себе и выпустить заряд в голову. Отсутствие смысла особенно тяжело воспринимается, когда все хорошо. Опять же, у Толстого в «Войне и мире» великолепно показано, как Пьеру Безухову и Андрею Болконскому постоянно казалось, что они в чем-то нашли цель жизни, и через какое-то время обнаруживали, что ошибались, что это не подлинный смысл бытия. Андрей Болконский сначала мечтал о воинской славе. Но стоило ему получить ранение и всмотреться в бесконечное небо над собой, как он понял нелепость всего того, что прежде представлялось таким важным. Потом он думал, что смысл жизни — в семейном счастье. Жить для семьи, для детей — это понятно. Но человек призван к большему. Я очень советую людям, ищущим ответ на данный вопрос, читать русских классиков: Толстого, Достоевского, Чехова и др., которые рассматривают многие животрепещущие проблемы. Иногда их мнение ошибочно, как у Льва Толстого, который сам искал, но так и не нашел подлинного смысла жизни, и все его герои проходят через те же ошибки, которые совершал он сам, но они с ясностью показывают пути, не приводящие к истине. Помню, я пытался найти смысл жизни на разных направлениях. Одно время мне казалось, что он неразрывно связан с переходом из жизни в смерть, что жить надо таким образом, чтобы не страшно было умереть. Ведь иногда думаешь: надо поступать так и так, но потом вдруг пронзит мысль: а если при этом умереть? И смерть страшила... Когда-то я занимался литературным творчеством, писал стихи, как мне казалось, достаточно хорошие; мне прочили большое будущее в литературе, и я видел смысл в творчестве, в стихах, но понимал, что это не может быть главным, что это прекрасно, но есть нечто высшее, большее. Тогда я был абсолютно неверующим человеком, хотя и осознавал, что Создатель есть, но Богом я Его не называл — Высший Разум, Природа, Дух... И вот как-то со мной случилось то, что всегда вспоминается с волнением. Я гулял по лесу и пытался сочинить стихотворение. У меня всегда в кармане были ручка и блокнотик. Вдруг я ощутил какой-то необъяснимый прилив любви. Я увидел ползущую букашку и вдруг почувствовал, что очень люблю ее. Я переживал совершенно непонятное мне умиление, жалость: вот эта маленькая букашечка, она живая. И любовь усиливалась, я начинал любить все. Такое состояние я никогда не испытывал. Хотелось объясниться в любви каждому человеку, и каждой травке, и листочку, и солнцу, и небу... Все, на что я только ни глядел, переполняло меня такой любовью — ко всему мирозданию, ко всей природе, ко всем людям. И я впервые подумал о смерти не как о чем-то страшном. Нет, я ее не хотел, но понимал, что это так неважно, это не помешает мне быть счастливым, и даже если бы кто-нибудь мне сейчас сказал: «А что, если сию минуту ты умрешь?», - я бы ответил: «Ну и ладно». Это показалось мне настолько незначительным по сравнению со всем тем, что происходило, я знал: ничто не изменится оттого, что я умру: и букашка будет ползти, и солнце светить... И я все это так люблю, до полного самозабвения. Я растворился всей душой в этой любви и подумал, что вот он, смысл жизни,— в том, чтобы любить. Через некоторое время я вернулся в свое обычное состояние. Но я уже пережил этот опыт, и смысл жизни мне был открыт: если ты научишься любить все вокруг, если в тебе не останется ничего, кроме любви, то это и есть состоявшаяся жизнь, это и есть счастье. Когда ты пребываешь в этом состоянии, ничто не помешает тебе быть счастливым, никакая потеря, никакие лишения. Теперь, я думал, все просто: надо сознательно работать над тем, чтобы прийти к такому состоянию, которое открылось мне. Конечно, моя ошибка была в том, что я не вспомнил в тот момент о Боге. Теперь я убежден, что это было Его посещение. Господь как бы явился мне, не назвав Себя по имени. Но позже, когда я прочитал, что Бог есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге (1 Ин. 4:8, 16), понял, что это была реальная встреча с Ним. Вторая ошибка заключалась в том, что я тогда думал, будто можно самому достичь состояния любви ко всем. А это невозможно, потому что любовь — это огонь. Бог и есть огонь (см. Евр. 12:29). А мы имеем дрова. Наша задача - заготовить дрова, просушить их как следует, и просить, и ждать этого огня. И когда этот огонь придет, в нем сгорит любая тоска, любое уныние, любая печаль. Не случайно Святой Дух сошел на апостолов в виде огненных языков. Это очень яркий образ. Они верили в Бога, видели Христа, им уже многое открылось, но пока еще у них не было сил для всеобъемлющей любви, для требуемой самоотдачи. И вот на них сошли огненные языки — и все изменилось... Можно дать несколько ответов на вопрос о смысле жизни, которые, на первый взгляд, могут показаться разными. Но это только на первый взгляд. Один, самый простой ответ: смысл — в спасении. Спасение — понятие, противоположное гибели. И, раз уж мы ведем разговор о самоубийцах, придется сказать очень жесткие слова. Самоубийц гораздо больше, чем тех, кто наложил на себя руки. Я убежден: человек, прожигающий свою жизнь или поглощенный суетными заботами, делает медленно тоже самое, что другие делают быстро. Мы живем в тленном мире, более того - изначально приходим в этот мир как существа, которым когда-то придется умереть. Для чего воплотился Иисус Христос? Мы называем Его Спасителем. Он приходит, чтобы нас спасти. Бог, не желая гибели человека, Сам становится Человеком и выводит нас из гибельной пропасти. Он, безгрешный, проходит через смерть, Воскресение и вознесение и протягивает руку нам, говоря: «Если вы соединитесь со Мной, то не погибнете». Но тот, кто живет без Бога, без веры, кому не нужен Христос, даже если не помышляет ни о каком самоубийстве, все равно совершает его: ему дана возможность спастись, а он ею не пользуется. Но думать о спасении может только человек, понимающий, что погибает. Кто-то говорит: «Зачем Церковь, зачем Бог?» Ему отвечают: «Нам надо спасаться». — «Да я, в общем-то, не погибаю, у меня все хорошо». Он не понимает, что погибает без Христа. Потому что земная жизнь — мгновение, которое очень быстро пролетает, это только крыльцо, по которому мы должны подняться к двери, открывающей вход в наше подлинное бытие. Это очень трудно представить, но посмотрите Священное Писание, жития и творения святых, чей опыт об этом свидетельствует. Поэтому нельзя думать, будто жизнь начинается в роддоме и заканчивается на кладбище. Смерть — не более, чем дверь, за которой может начаться нечто такое, что превосходит самые высокие наши ожидания, самые великие моменты радости и счастья, испытанные в этой жизни. Они - слабый-слабый отблеск того света и той радости, которая может открыться после смерти. И наоборот, такая тьма, такая тоска может последовать за ней, по сравнению с которой любая наша здешняя тоска покажется радостью и отдохновением. И, надеюсь, понятно, куда открывает дверь человек, сам прерывающий свою жизнь. Ему хочется уйти из нее, но это невозможно, ибо при рождении мы становимся наследниками вечности. Как сказал один батюшка в своей книжке, «умереть нам не удастся, даже если бы нам очень захотелось». Мы приговорены к вечной жизни. Другое дело, что она, эта вечность, может быть радостью и счастьем, а может быть такой, что мы предпочли бы этой вечности абсолютное небытие. Но его нет, и нам никуда не деться. Разница в том, будет ли наша жизнь более высокой или же она окажется погружением в беспросветную тьму. Второй ответ о цели жизни - цель эта состоит в стяжании благодати Святого Духа. Эти слова были сказаны еще в древности прп. Макарием Великим и с особой силой повторены прп. Серафимом Саровским в XIX веке. Третий ответ: смысл нашего земного пути — об о жение. Человек создан по образу и подобию Божию, но грех исказил и извратил их. Наша задача — восстановить, очистить в себе образ Божий. Казалось бы, перед нами разные ответы, но они не противоречат друг другу, ибо все перечисленное входит в понятие спасения. Например, стяжание благодати Святого Духа. Человек - это сосуд, который должен быть чем-то наполнен. Вакуума нет. Свято место пусто не бывает — гласит народная пословица. Есть состояние света, есть состояние тьмы. Но не может быть так, чтобы не было ни света, ни тьмы. Чем больше света, тем меньше тьмы. И наоборот: если не Дух Божий, значит, другой дух. Бог создал нас как храмы Божий, чтобы вселиться и быть в нас. Душа человеческая тоскует по Божиему Духу. Если человек не будет наполнен Духом Святым, Духом Божиим, то жизнь его не состоится, даже если все у него будет нормально. Ведь храм может использоваться как овощехранилище и т.п., хотя внешне остается храмом. Когда человек не наполнен Духом Божиим, то его можно сравнить с теми самыми храмами, которые мы видели еще до 1980-х годов, в которых были клубы и склады. И это беда. Можно привести такой пример. Шарик нужно надуть. Если я его надую сам, он будет висеть на ниточке и, как его ни подбрасывай, все равно упадет на землю. А если его наполнить гелием, то он уже рвется в небеса. А внешне — один и тот же шарик. Так и человек: если он не принимает в себя Духа Божия, а напитывает свою душу только ценностями земными, то его можно уподобить тому шарику, который накачен обычным
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.2.5 (0.015 с.) |