Профессионально-педагогический институт



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессионально-педагогический институт



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУВПО «ЧГПУ»)

Профессионально-педагогический институт

 

 

Всероссийская студенческая олимпиада

По методике профессионального обучения

ТУР II

Теоретический конкурс

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ (КЛЮЧ)

ВАРИАНТ I

 

 

Челябинск, 2011

 
 
 


ВАРИАНТ – I

В задании «1» впишите односложные ответы

 

1. К функциям методической деятельности педагога профессионального обучения можно отнести следующие:

1.1. ………………...

1.2………………….

1.3. …………………

1.4………………….

1.5………………….

Ответ:

К функциям методической деятельности педагога можно отнести следующие:

1. Аналитическую;

2. Проектировочную, связанную с перспективным планированием и разработкой содержания образования, управление обучающей деятельностью;

3. Конструктивную, включающую систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия;

4. Нормативную, связанную с определением и разработкой дидактического обеспечения;

5. Исследовательскую.

В заданиях со 2 по 4 выберите и укажите несколько правильных ответов

 

Для понимания термина «методика профессионального обучения» выберите семантически правильную трактовку, входящего в него слова «методика».

 

А. Совокупность методов, приемов целесообразного выполнения какой-либо работы;

Б. Раздел педагогики, рассматривающий методы преподавания учебных предметов, профессионального обучения и воспитания кого-либо.

В.Область педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету.

Г. Конкретное воплощение метода.

Д. Учение о способах и педагогических целях изложения данной науки.

Ответ: Б и В.

3. Выберите признаки, в которых раскрывается качество образования.

1. Качество образовательных достижений учащихся

2. Качество образовательных программ;

3. Качество образовательного процесса;

4. Качество ресурсного обеспечения

5. Качество педагогических кадров;

6. Качество абитуриентов, учащихся, студентов по возрасту;

7. Качество управления образованием

8. Качество абитуриентов, учащихся, студентов по состоянию здоровья;

 

Ответ: 1. 2. 3. 4. 5. 7

4. Проблемное обучение – это:

А. система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Б. целенаправленная форма организации педагогического процесса, направленная на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами работы, в процессе которых вырабатываются умения и навыки выполнения тех или иных учебных действий в данной сфере науки.

В. такое изучение содержательной учебной информации по той или иной области знаний, которая вызывает в сознании обучающегося познавательные задачи и проблемы, напоминающие научный поиск.

Г. система обучения, базирующаяся на разрешении возникающих при изучении темы противоречий учащимися и предполагает эвристические действия.

 

Ответ: В, Г

В заданиях с 5 по 7 выберите один правильный ответ

 

5. На практике различают два уровня описания деятельности педагога: теоретический и эмпирический. Дайте определение документу (методической разработки), который является результатом методической деятельности педагога на теоретическом уровне.

 

А. Документ, содержащий: региональные стандарты; рабочие учебные программы по разнообразным учебным дисциплинам; комплексы средств обучения; методики преподавания тем по отдельным учебным дисциплинам; педагогические технологии.

Б. Документ, представленный в форме методического издания и содержащий конкретные материалы в помощь педагогу. Содержит примерное планирование по определенному курсу на полугодие, год, а также конкретные педагогические сценарии занятий.

Ответ: Б.

6. Классическая теория тестов опирается на теорию корреляции, главными параметрами которой являются:

А. критичность и надёжность;

Б. надежность и валидность;

В. критичность и валидность

 

Ответ: Б. – надежность и валидность

 

7. Необходимым компонентом в структуре личности педагога-инноватора является рефлексия в форме:

А. самоанализа; самооценки, самопонимания и самоинтерпретации собственного сознания и деятельности, а также мыслей и действий обучающихся и коллег.

Б. адаптивности, креативности, интуиции.

Ответ: А. самоанализа; самооценки, самопонимания и самоинтерпретации собственного сознания и деятельности, а также мыслей и действий обучающихся и коллег.

 

В заданиях с 8 по 14 выявите соответствие

8. Выявите соответствие

 

А. Схема − А. условное графическое изображение чего-либо на бумаге. В обучении он обеспечивает декомпозицию отображаемого объекта и на определенных этапах процесса обучения дает разные срезы информации об объекте изучения.
Б. Таблица − Б. изложение, описание чего-либо в самых общих, основных чертах, без деталей и подробностей.
В. Диаграмма − В. наглядно изображающий с помощью кривых количественные показатели развития, состояния объекта, явления и процесса: изображение линиями свойств и законов явлений во всех тех случаях, когда таковые могут быть определены числами.
Г. График − Г. графическое изображение соотношений каких-либо величин.
Д. Чертеж − Д. перечень цифровых данных или каких-либо других сведений, расположенных в определенном порядке по графам.

 

Ответ: А. – Б.; Б.-Д.; В. – Г.; Г. – В.; Д. – А.

9. Уровни изучения учебных дисциплин. Содержательная учебная информация (СУИ) может изучаться на четырех уровнях усвоения, что в значительной степени влияет на выбор и применение методов, средств и организационных форм обучения. Выявите соответствие:

 

Уровень усвоения знаний Содержательная учебная информация (СУИ)
А На ознакомительном уровне − А. обучающиеся применяют полученные знания при решении практических и производственных задач.
Б. На репродуктивном уровне − Б. у обучающихся формируются общие представления об изученной СУИ по данной области знаний.
В. На уровне умений и навыков − В. обучающиеся свободно, самостоятельно применяют полученные знания в разнообразных учебных и учебно-производственных ситуациях; деятельность их носит поисковый характер.
Г. На творческом уровне − Г. обучающиеся осознанно и прочно усваивают СУИ, способны четко ее воспроизвести.

Ответ: А. – Б.; Б. – Г.; В. – А.; Г. – В.

 

Ю.К. Бабанский на основе целостного подхода к процессу обучения выделяет три группы методов.

Выявите соответствие

Группы методов профессионального обучения Методы профессионального обучения
1. Методы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: 1. а) устный; б) письменный в) практический.  
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: 2. а) словесные, наглядные и практические методы (аспект передачи и восприятия учебной информации); б) индуктивный и дедуктивный методы (логический аспект); в) репродуктивные и проблемно-поисковые методы (аспект мышления); г) методы самостоятельной работы и индивидуальной работы под руководством педагога (аспект управления учением).
3. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: 3. а) формирования интереса к учению; б) формирования долга и ответственности в учении; в) предъявление требований; г) поощрение; д) опора на жизненный опыт обучающихся  

Ответ: 1. – 2.; 2. – 3.; 3. – 1.

11. Установите соответствие:

 

1. Образование − 1. Целенаправленный и планомерный процесс взаимодействия педагога и обучающихся, направленный на передачу и усвоение знаний, умений, навыков и способов деятельности
2. Обученность – 2. Конструкция отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности преподавателя и учебной деятельностью учащихся по усвоению знаний и способов деятельности; внешняя сторона организации учебного процесса, связанная с количеством обучаемых, временем, местом обучения, а также порядком его осуществления
3. Обучение − 3. процесс и результат овладения обучающимися системой знаний умений, навыков и способов деятельности в определенной области науки, результат которого соответствует заданным государственным целям и фиксируется соответствующим документом
4 Форма обучения − 4. достигнутый уровень усвоения знаний, умений и навыков, развития психических процессов, качеств личности.

 

Ответ: 1. – 3.; 2. – 4.; 3. – 1.; 4. – 2.

12. Установите соответствие:

1. Тесты подстановки. 1. Задания этого вида тестов не содержат подсказок. Они требуют от обучающихся самостоятельного ответа (решения): воспроизвести формулировку, дать определение термину.
2. Конструктивные тесты. 2. Они могут иметь в задании разнообразные виды информации – словесный текст или формулу, в которых пропущены составляющие части контролирующей информации. Получив такое задание, обучающийся должен воспроизвести в памяти и заполнить пропущенные места, а также выполнить другие указания, содержащиеся в задании.
3. Тесты опознания. 3. Они содержат ответы, из которых обучающийся должен выбрать один или несколько. Эталон такого теста представляет собой соответственно один или несколько правильных ответов. В тестах на различение могут содержаться “помехи”, которые создаются наличием ряда дополнительных ответов.
4. Тесты различения. 4. Они предлагают определение общности или различия в изучении объектов. Причем сравниваемые свойства или параметры обязательно фигурируют в задании.
5. Тесты классификации. 5. В них обучающемуся задается вопрос, требующий альтернативного ответа: “да” или “нет”, “является” или “не является”, “относится” или “не относится”, “входит” или “не входит” и т.п. Одна из альтернатив является эталонной. В задании обязательно фигурирует объект, о свойствах или характеристиках которого обучающийся должен иметь представление.

Ответ: 1. – 2.; 2. – 1.; 3. - 5.; 4. – 3.; 5. – 4.

13. Установите соответствие между терминами и определениями, которые используются в макетах ФГОС (НПО, СПО и ВПО):

 

Термины Определения
1. Основная образовательная программа – 1. Совокупность основных типичных черт какой-либо профессии (направления подготовки, специальности) высшего образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы, ее содержании.
2. Направление подготовки –   2. Способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
3. Профиль специальности –   3. Совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по данному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования
4. Компетенция –   4. Совокупность образовательных программ для бакалавров, магистров, специалистов различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки.
5. Модуль – 5. Усвоенные знания, умения и освоенные компетенции.
6. Зачетная единица –   6. Часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания.
7. Результаты обучения – 7. Мера трудоемкости образовательной программы.  

 

Ответ: 1. – 3.; 2. – 4.; 3. – 1.; 4. – 2.; 5. – 6.; 6 – 7; 7. – 5.

14.Установите соответствие:

 

1. Дефиниция - 1. Слово или сочетание слов, используемое для обозначения предметов в пределах той или иной науке.
2. Категория - 2. Логически оформленная мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов или явлений, позволяющие отличать эти предметы и явления от смежных с ними
3. Определение - 3. Предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные закономерные связи и отношения реальной действительности и познания    
4. Понятие - 4. Логический прием позволяющий отличать изучаемый объект от других объектов; производить формулировку его свойств, способов построения, возникновения, употребления; формировать значение вновь вводимого выражения, уточнять значение уже зафиксированного в языке выражения
5. Термин (в науке) - 5.Краткое определение понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления, толкование слова

 

Ответ: 1. – 5.; 2. – 3.; 3. – 4.; 4. – 2.; 5. – 1.

В заданиях 15 - 20 проанализируйте утверждения и укажите, верны ли они

15. В педагогической практике используется понятие «методика преподавания учебной дисциплины». Оно трактуется как совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и организационных формах педагогического процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных педагогических задач. Верно ли, что термин «методика профессионального обучения» шире термина «методика преподавания учебных дисциплин»? Выберите вариант ответа.

Да, верно

Нет

Ответ: «Да, верно, термин «методика профессионального обучения» гораздо шире термина «методика преподавания учебных дисциплин».

16. Верно ли, что практическое занятие – это целенаправленная форма организации учебного процесса, направленная на применение научно-теоретических знаний и овладение определенными методами работы, в процессе которых вырабатываются умения и навыки выполнения учебных или иных действий в данной сфере науки и\или деятельности?

Ответ: «Да, верно».

17. Верно ли, что основными типами уроков в теоретическом обучении выступаютурок-лекция,эвристическая беседа, лабораторно-практическое занятие, урок-исследование?

Ответ: «Нет».

18. Верно ли, что под методической деятельностьюследует понимать самостоя­тельный вид профессиональной деятельности педагога по анализу, проектирова­нию, разработке, конструированию и исследованию средств, по­зволяющих осуществлять регуляцию обучающей деятельности педагога и учебной деятельности учащихся по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин?

Ответ: «Да, верно».

19. Верно ли, что основаниями для классификации учебных задачвыступают характер содержания задачи, форма выражения условия задачи, способ решения задачи, характер условия задачи?

Ответ: «Да, верно».

20. Верно ли, что выбор учебно-производственных работ в процессе практического обучения зависитот индивидуальных особенностей учащихся, уровня квалификации педагога профессионального обучения, от возможностей учебного заведения в области материально-технического оснащения учебного процесса?

Ответ: «Нет».


ВАРИАНТ I

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУВПО «ЧГПУ»)

Профессионально-педагогический институт

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.167.104 (0.01 с.)