Учитесь видеть чужие достоинства




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учитесь видеть чужие достоинства



Если мы научимся видеть скрытые достоинства собственного и чужого характера, мы поймем, что нужно развивать и над чем работать. Традиционный подход строится на предположении о том, что все наиболее результативные сотрудники обладают одним и тем же набором качеств, только в разной степени, и эти качества свойственны им от природы. Однако это не так. Приведу пример из собственной практики. За годы работы мне приходилось сталкиваться с разными специалистами из отделов кадров, которые по-разному добились успеха. Так, одни умели проявить участие и наладить эмоциональный контакт с людьми и развивали это качество в общении с сотрудниками компании. Другие не владели искусством эмоционального общения, но старались развить это качество за счет гибкости и уступчивости. Такие сотрудники занимались правилами трудовой дисциплины и бюджетными вопросами.

 

Хороший учитель обращается со своими учениками как с равными и верит в то, что они достигнут более высоких результатов, чем он сам. Плохой учитель просто выдает информацию для усвоения. Люди, которые любят свою работу, не замечают, как летит время. Хороший работник концентрируется на том, что нужно сделать, а плохой больше думает о том, что можно «опустить». Хороший тренер или руководитель делает упор на сильные стороны своих подопечных. Успех для него состоит в развитии личности спортсмена (сотрудника). Посредственный тренер или руководитель видит победу в перевесе очков и в показателях прибыли.

 

Концентрация на слабых сторонах притупляет нашу способность к восприятию сильных и тем самым препятствует адекватной оценке. Замечая чужой недостаток, мы огорчаемся или раздражаемся, выражаем сожаление или высказываем критические замечания. Со временем критика переходит в негодование и возмущение, потому что недостаток отдельного сотрудника воспринимается нами как препятствие к росту всего коллектива. Формирование лидерских качеств на каждом уровне корпоративной структуры будет достижимо только в том случае, если сотрудники компаний сосредоточатся на развитии своих достоинств, а не на преодолений недостатков. Практика признания чужих достоинств начинается с принципа, который состоит в выявлении сильных качеств собственной личности. Прежде чем искать положительные стороны в другом человеке, нужно увидеть их в самом себе. Соблюдение этого принципа особенно важно для руководителя, поскольку он (руководитель) распределяет обязанности между подчиненными. Kаждый сотрудник должен выполнять ту работу, с которой лучше всего справится. Если вы — руководитель и концентрируетесь на негативных сторонах собственного характера, на своих тревогах и опасениях, ваш механизм наблюдения настроен неверно. Приведите его в порядок — в противном случае вы рискуете превратиться в диктатора, который решает за своих подчиненных, что лучше для каждого из них.

 

Рассмотрим пример. Некий руководитель убежден, что успех одного — это неудача другого (принцип дефицита в мышлении)1. Среди его подчиненных есть сотрудник, который очень много работает и хочет сделать карьеру. Однако руководитель автоматически предполагает, что сотрудник мыслит так же, как он сам (то есть на основе принципа дефицита). Он видит в этом сотруднике угрозу собственной безопасности, боится, что подчиненный метит на его место, и как следствие не дает ему (подчиненному) расти. Недоверие к себе приводит к недоверию на межличностном уровне. Когда руководитель не верит в себя, он не верит и своим подчиненным и в результате предоставляет им только такую самостоятельность, которая позволяет сохранить существующий порядок вещей. В итоге потенциал сотрудников, руководителя и компании в целом остается нереализованным.

 

Оценка личности (в том числе соискателя на вакантную должность) должна строиться на выявлении умений и положительных (профессиональных) качеств. Если эта парадигма станет основой нашего мышления, эффективность работы заметно возрастет. Чтобы добиться успеха, нужно забыть о результате и предоставить его процессу2. Чрезмерное упорство и нажим ведет к неудаче. Предоставьте подчиненным возможность развиваться, и вы сами продвинетесь вперед. Не препятствуйте им — в противном случае вы потерпите поражение. Третьего не дано. Мы выбираем одно из двух состояний: открытое или закрытое, конфликт или позитивное взаимодействие, принятие или непринятие.

 

Естественный принцип открытого и закрытого состояния можно наблюдать в природных явлени-

 

1О принципе дефицита в мышлении см. главу 1, раздел «Жизнь неделима».

 

2Разъяснение этого принципа см. в плане 2, раздел «Взаимодействие противоположностей».

 

ях. Выбор между говорением и молчанием, инь и ян также является частью этого принципа. Понятия «инь» и «ян» — гораздо более широкие, чем принято считать на Западе1. Они предполагают невообразимое множество различных толкований. На фоне этих интерпретаций западные представления выглядят достаточно упрощенными. Древняя восточная мудрость гласит: «Действие в сочетании с ян развивает характер. Покой в сочетании с инь развивает тело. Поиск инь с помощью ян развивает добродетель. Постижение ян с помощью инь есть применение способности. Выбор инь или выбор ян зависит от состояния: открытого или закрытого». Последнее2предполагает покой и молчание3. Чтобы достичь равновесия и эффективности, нужно прислушаться к голосу совести и сознания, погрузиться в свой внутренний мир (движение в себя)4и прийти в гармонию с универсальными принципами и добродетелями (движение от себя)5. Выбор режи-

 

1О понятиях «инь» и «ян» см. главу 2, раздел «Взаимодействие противоположностей».

 

2Закрытое состояние.

 

3В некоторых философских учениях Китая понятия «инь» и «ян» (пассивное и активное) связываются с другой понятийной парой: «покой» (цзин) и «движение» (дун). При этом инь (состояние пассивной восприимчивости) отождествляется с покоем, а ян (состояние активной деятельности) — с движением. Под «движением» здесь понимается любая активная деятельность, включая речь. Некоторые философские школы выступали с идеей главенства покоя над движением (чжу цзин). Принцип главенства покоя подразумевает упор на медитативную отрешенность в практике умственного совершенствования.

 

4То есть войти в состояние покоя, или медитативной отрешенности.

 

5То есть перейти в состояние активной деятельности, или движения.

 

ма (инь или ян) зависит от того, что необходимо в данную минуту. Закрытое состояние применяется в ситуации, когда нужно убедиться в искренности другого человека; увидеть, на чем строится его лояльность и интерес: на истине или универсальном принципе либо на эмоциональном удовлетворении от общения и т. д.

 

Люди приходят в ту или иную компанию по разным причинам: одних привлекает успех и материальное вознаграждение, других — чувство восхищения и вера в будущее организации, третьих — общность целей и идеалов. Чтобы понять людей, с которыми работаем, мы должны определить, почему они пришли в компанию. Чтобы предугадать возможную реакцию коллег (подчиненных), мы должны определить образ их мышления. Это необходимо для эффективной работы в коллективе и в особенности для эффективного руководства.

 

Состояние внутреннего и внешнего покоя позволяет нам внимательно слушать людей, не влияя на них своими реакциями. Речь другого человека — это движение, наше молчание — это покой. Если суждения собеседника противоречивы и мы не знаем, как на них ответить, мы должны сосредоточиться и погрузиться в себя, и ответ обязательно придет. Бизнесмены и политики из стран Азии постоянно используют этот метод. Если им что-то неясно, они ищут ответ внутри себя. Представители Запада, которые не понимают сути происходящего с восточным коллегой, склонны считать подобное поведение типичным проявлением азиатской загадочности. Войти в состояние покоя, чтобы услышать голос своего «я» — значит воспользоваться способностью, развитой посредством самонаблюдения. Эта способность состоит в умении взглянуть на предмет со всех сторон, отрешенно и беспристрастно, избегая эмоций, которые могут повлиять на его восприятие.

 

Когда компания молода, ее руководители и сотрудники слишком заняты укреплением своих позиций на рынке. Они делают акцент на сильные стороны предприятия и не думают о слабых. Со временем перед ними встает новая задача — совершенствование деятельности компании. При этом поиск «правильных» путей дальнейшего развития отождествляется с определением ошибок и просчетов. Корпоративные ресурсы должны быть направлены на развитие сильных сторон компании, то есть на то, что у нее получается. В противном случае она растеряет свои преимущества. Задача руководителей заключается в том, чтобы выявить собственные способности и способности подчиненных. Это главное открытие, которое может сделать корпоративный лидер. Способности — это сильные стороны личности, и они выводятся не из текущих умений, а из сильных желаний, возникших еще в детстве. Определение способностей предполагает погружение в себя, в мир собственного «я».

 

Способности зарождаются в нашем сознании. Они начинаются с непреодолимой тяги к деятельности, которой отдается предпочтение. Желание проявляется в тот момент, когда мы видим другого человека за каким-либо делом и говорим себе: «А что, было бы неплохо этим заняться!» Многие мечтают создать собственное предприятие, стать хозяевами самим себе, но для этого нужно не только желание быть бос сом, но и целый ряд специфических качеств, связанных с конкретной деятельностью.

 

Если вы почувствовали сильную тягу к определенному делу, прислушайтесь к голосу своего «я» и убедитесь в том, что это желание не толкает вас на неверную стезю. Слава, удовольствия, власть увлекают многих людей и уводят от подлинного призвания, подлинной миссии. В случае если руководство компании не уделяет должного внимания корпоративной миссии1и способностям сотрудников, эта миссия превращается в простое средство достижения цели, и мы снова возвращаемся к проблеме расхождения целей и ценностей с руководящими принципами. Истинные способности человека — это знак того, чем он должен заниматься. Развивая свое сознание, мы выявляем, развиваем и совершенствуем эти способности в соответствии с принципами воспитания характера и тем самым реализуем свой потенциал.

 

Это простой, естественный процесс, но он прост только для тех, кто ему следует. К сожалению, многие из нас отдают предпочтение не внутренней, а внешней мотивации. Мы слушаемся «дружеского» совета, принимаем «выгодное» деловое предложение, которое привлекает нас в финансовом отношении, но уводит от подлинного призвания. В результате, мы игнорируем собственные способности и делаем то, что говорят нам люди. Когда это происходит, работа превращается для нас просто в работу, и мы стараемся отвлечься от нее, как только представляется возможность.

 

Нe игнорируйте свои способности, иначе вы станете исполнителем чужой воли. Не вы, а другие люди будут решать, что для вас лучше, и вы будете делать то, что вам говорят.

 

В своей жизни я не раз встречался с людьми, которые были счастливы от того, что наступил выход-

 

1 Определение понятия «корпоративная миссия» (программа) см. в главе 5, разделы «Корпоративная программа» и «Личное призвание».

 

ной: они закончили работу и теперь могут заняться собой. Существует два разных подхода к профессиональной деятельности: «Я должен работать» и «Я и моя работа — одно». В тот момент, когда вторая установка сменяет первую, разрядка не нужна, потому что напряжение уже снято. Важно не то, сколько мы работаем, а то, как мы относимся к своему труду и сколько души вкладываем в него.

 

Если в компании царит нестабильность, ее сотрудники отделяют себя от организации. Они задаются вопросом: «Почему я должен целиком посвящать себя этой работе? В конце концов нет никакой гарантии в том, что я здесь останусь». Многие люди перестраивают мышление и воспринимают работу как перерыв между выходными. При таком отношении, работа не может быть их «вторым я»: это просто способ зарабатывать деньги. Между тем преданность избранному делу — непременное условие успеха. Без нее не бывает больших результатов. Следует подчеркнуть, что преданность делу не поддается искусственному выращиванию. Ее нельзя сформировать — можно лишь обнаружить. Она проявляется, когда мыделаем то, к чему призваны, и углубляется, когда мы добиваемся успеха.

 

Следуя естественным наклонностям, мы используем свой потенциал, и приверженность к избранному делу помогает нам в достижении поставленной цели. Что заставляет вас заниматься тем, чем вы занимаетесь? Чем вы измеряете свой труд: количеством затраченного времени, заработанных денег или полученного удовольствия? Чтобы познать себя и других, нужно не просто делать «правильные» вещи,— нужно делать то, что правильно для нас. Процесс познания и самопознания развивается по спирали, и вместе с ним развиваются наши способности, закрепляется направление, растет эффективность работы и общения, гармоничность нашей жизни.

 

До тех пор пока мы не сбросим с себя тяжкий груз самооправдания, мы не сможем ответить на голос своего «я», голос совести и сознания. Примите твердое решение слушаться этого голоса, и вы испытаете небывалое чувство свободы. Те, кто следовал моему совету даже в течение недели, были просто поражены. Оказывается, это так легко! Сколько времени и сил уходит у нас на то, чтобы оправдать поступки, идущие вразрез с велениями совести!

 

Не ищите источник уверенности в постоянной занятости, в работе, в признании таланта, в отношениях с людьми — одним словом, во всем том, что находится вне вашего «я». Корень уверенности лежит в нашей цельности, в верности своему принципу, своему «я». Не позволяйте внешним факторам заслонять от вас подлинное призвание. Помните: источник стабильности и уверенности находится внутри вас, в вашем внутреннем, подлинном «я». Обратитесь к нему, и вы обретете настоящую свободой сможете делать то, к чему призваны.

 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

КОММУНИКАЦИЯ

Знание себя, своих предрассудков и особенностей восприятия облегчает общение с другими людьми. Познавая себя, мы познаем и другого. Процесс межличностного взаимодействия представляет собой зеркальное отражение внутриличностной коммуникации (общения с собственным «я») и находится в прямой зависимости от нее. Человек, который постоянно прислушивается к голосу внутреннего «я», находится в гармонии с окружающими. Общение с людьми строится по тому же принципу, что и оценка: прежде чем составить мнение о другом человеке, нужно познать самого себя, заняться самонаблюдением. Эффективная коммуникация с людьми невозможна без эффективной коммуникации с собственным «я».

 

Чтобы добиться подлинного успеха в межличностном общении, нужно стать самим собой. Это первый и самый важный шаг на пути к эффективной коммуникации. Всякий раз, когда мы слушаем другого человека, мы производим оценку его сообщений, которая заглушает значительную долю поступающей информации. «Могу ли я согласиться с этим? Почему он это говорит? Почему он не уточняет свою позицию? Случалось ли нечто подобное в моей жизни? Этот галстук ему ужасно не идет». И так далее. Мы в буквальном смысле слова ведем две беседы одновременно.

 

Верность себе — это первое и самое важное условие эффективной коммуникации.

 

Постоянный внутренний диалог забивает свободное пространство, необходимое для восприятия чужого сообщения. В чем предназначение цветочной вазы? В том, чтобы ставить в нее цветы. Какая часть вазы наиболее полезна? Конечно же, внутренняя: в ней есть пустота, которую можно заполнить. Внешний фасад, несмотря на всю свою привлекательность, не приносит никакой пользы. Учитесь видеть пустоту. Приходилось ли вам бывать в доме, где никто не живет? В его пустоте есть особая аура, не так ли? Возьмем другой пример. Когда несколько человек садятся в круг, общий климат группы определяется атмосферой, сосредоточенной в центре круга, в пустом пространстве. Так же и в общении с собой: голос высшего, внутреннего, «я» раздается в период пустоты, то есть в минуты затишья, паузы между мыслями. В случае если голос сознания заглушается внутренним диалогом, мы пропускаем важные элементы чужого сообщения1. Пропущенная часть постоянно возмещается оценкой и субъективным истолкованием услышанного.

 

1Эта мысль строится на положении философии конфуцианства, согласно которому познание осуществляется сердцем (синь), исполненным пустоты, сосредоточенности и покоя.

 

Четыре уровня восприятия

В первой главе я писал о том, что подчас для усвоения и принятия сообщения (в особенности новой идеи) нам необходимо услышать его несколько раз1. Информация, поступающая к нам извне, проходит через фильтр (парадигму), который формируется под воздействием обусловленного мышления. В связи с этим следует отметить, что человеческий слух не является единой формой восприятия: он распадается на четыре типа в зависимости от уровня личности. Мы слышим на физическом, эмоциональном, умственном и духовном уровне. Рот человека — это механизм выражения чувств и мыслей. С его помощью мы можем рассказать о них (открытое состояние) либо умолчать (закрытое состояние). Глаза и уши — это помощники ума и сердца, которые позволяют нам определить подлинный смысл того, что нам говорят. В случае гармоничного взаимодействия органов чувств характер восприятия становится глубинным, а не поверхностным. Мы слышим сообщение в целом, а не его часть2.

 

Первичное восприятие происходит на физическом уровне. За ним следует эмоциональное, интеллектуальное и духовное. Сначала мы воспринимаем слова и громкость речи (физический уровень), за-

 

1См. главу 1, раздел «Смена парадигмы».

 

2В основе этого утверждения лежит положение китайской философии (в частности, конфуцианства) о том, что человек представляет собой нерасчленимую совокупность душевно-духовных качеств и физической сути («телесной природы»). Следовательно, человеческое познание и восприятие носят целостный характер и предполагают единство чувственного и рационального аспектов. О реализации принципа единства в познании и творчестве см. в главе 6, раздел «Четыре уровня».

 

тем — чувства и эмоции говорящего, его убежденность и воодушевление (эмоциональный уровень), затем отмечаем то, что важно для нас (интеллектуальный уровень), запоминаем или записываем интересующую информацию. В процессе интеллектуального восприятия наш мозг обрабатывает услышанное, и наступает понимание. В школьном образовании упор делается на развитие именно этого уровня восприятия. Следом за ним идет восприятие на духовном уровне. В чем оно состоит и как его распознать? Мы часто, пусть и неосознанно, прибегаем к нему. Вот как это происходит. Мы слышим некое сообщение и не понимаем того, что нам говорят. Между тем мы чувствуем, что сказанное разумно. И хотя мы не можем проверить справедливость услышанного, в глубине души мы ощущаем, что оно верно. Что же происходит на самом деле? Происходит следующее: новое сообщение напоминает нам о том, что мы уже знаем. Услышанные слова активизируют эту информацию. Они пробуждают участок сознания, который находился в состоянии сна на протяжении долгого времени. Дело в том, что в мире нет ничего нового. Все уже было, поэтому наша задача — пробудить свое сознание и вспомнить то, что мы знаем.

 

Восприятие на высшем, духовном уровне — это цель, к которой мы должны стремиться; последняя, завершающая ступень восприятия. Когда мы поднимаемся на эту ступень, мы «знаем, что мы знаем». Мы чувствуем, что сообщение разумно и верно. Это странное ощущение, потому что подчас мы испытываем его даже тогда, когда воспринимаем нечто совершенно новое, чего не слышали прежде. Происходит озарение, и нам открывается истина. Все уже известно. Знания распространяются посредством коллективного бессознательного (термин К. Юнга)1, или всеобщего единства (термин восточной философии)2. Признайте это положение как исходный принцип, и вы поймете сущность духовного восприятия. Если мы знаем все, значит, акт восприятия на духовном уровне есть акт воспоминания и опознавания. Наше глубинное, всезнающее духовное существо воспринимает сообщение и узнает его.

 

Следует отметить, что восприятие на всех четырех уровнях недоступно для нас, когда мы играем роль. Почему? Потому что мы не можем целиком сконцентрироваться на сообщении. Часть внимания отвлекается на то, чтобы собеседник не заметил нашей игры. Даже если это происходит неосознанно, наша способность к восприятию сообщения заметно снижается. Задайте себе следующие вопросы: «Что более важно: слова людей или их отношение к собственным словам? Что оказывает более сильное воздействие на слушателей?» Как вы думаете?

 

Подчас мы сомневаемся в сообщении, несмотря на все красноречие и убедительность говорящего.

 

1Юнг, Карл Густав (1875—1961) — швейцарский психиатр, ученик З. Фрейда, создатель аналитической психологии. Термин «коллективное бессознательное» в его концепции означает глубинный фундамент психики, связанный с биологическим механизмом наследственности. Для подтверждения своего учения о коллективном бессознательном К. Юнг использовал материал по китайской философии, религии, культуре.

 

2Здесь: всеобщей взаимосвязи. О принципе единства в данном контексте см. главу 6, раздел «Единство» (принцип верности себе, или искренности). Духовная сущность каждого человека (индивидуальное дао) имеет исток в небесном дао, которое содержит в себе все знания. Следовательно, духовная сущность (подлинное «я») человека имеет доступ ко всем знаниям Вселенной.

 

Мы смутно чувствуем, что «здесь что-то не то», но не можем сказать, что именно. Знакома ли вам подобная ситуация? Обратитесь к своему опыту и найдите пример из собственной жизни. Поступки говорят красноречивей слов. Слова и поступки человека — это внешние проявления его мыслей. К сожалению, многие люди больше говорят и гораздо меньше делают, при этом слова подчас расходятся с делом.

 

Умение слушать

Эффективная коммуникация — это не просто набор специфических навыков, которые можно освоить посредством обучения. Это нечто гораздо большее. Подлинная коммуникация предполагает участие интуиции, передачу значительной части информации с помощью пауз и молчания, а не слов. Если в процессе общения наступает пауза, представители западной цивилизации чувствуют себя неуютно, поэтому они делают все возможное, чтобы предотвратить затишье. В ту минуту, когда собеседник заканчивает сообщение, европеец, как правило, готовит ответ (то есть вступает во внутренний диалог). И чем сильнее несогласие европейца с доводами партнера, тем активнее этот процесс.

 

Эффективная коммуникация предполагает подлинное понимание собеседника, его мира и уважение к нему. Это означает, что в процессе общения должен быть задействован не только слух, но и глаза, и сердце. Многие люди полагают, что слушать — значит критически воспринимать. Они ищут то, с чем согласны или не согласны, и считают, что тем самым проявляют внимание к словам собеседника. Затем они готовят ответ на основании собственного мнения и собственного опыта.

 

Человек, который усвоил навыки общения, способен проявить лишь внешний интерес к чужим словам: он будет молчать, когда собеседник говорит, будет кивать головой и поддакивать в знак того, что внимательно слушает, и, конечно же, не станет перебивать. Он сформулирует свой ответ таким образом, чтобы собеседник согласился с ним. Он постарается предвосхитить его возможные несогласия и представить доводы в пользу своего предложения. Он даст собеседнику совет, выскажет свое мнение, предложит выход из положения. Но во всех этих случаях он будет воспринимать слова собеседника исходя из собственного опыта. Этот факт становится причиной многих и многих проблем в области коммуникации. Мы не можем проявить подлинного участия к людям, потому что судим об окружающем мире по себе и не воспринимаем его таким, какой он есть на самом деле.

 

В психологии есть такой термин, как эмпатия. Эмпатия — это умение поставить себя на чужое место, понять чувства другого человека; это оценка переживаний других людей на основе их собственного, а не нашего взгляда на их жизнь и мир. Чтобы понять человека, мы должны войти в его сознание, в его сердце и увидеть мир его глазами. Эмпатия отличается от симпатии. Симпатия говорит: «Я знаю, что ты чувствуешь». Мышление, основанное на принципе рациональности, продолжает эту мысль: «И я знаю, как тебе помочь. Однажды я тоже столкнулся с такой проблемой, и вот как я поступил». Подчас нам просто не терпится рассказать собеседнику о том, как мы сами справились с подобными трудностями. Мы даем ему совет в двух словах, после чего приступаем к пространному описанию личного опыта.

 

Мы приучены думать, что самое главное — это высказать свою точку зрения, особенно в споре. Мы считаем, что молчание — знак согласия: если мы будем просто слушать без всяких критических замечаний и попыток оспорить суждение собеседника, мы заявим о согласии с его позицией. В результате этой парадигмы мы спешим изложить свою точку зрения, а затем повторяем ее до тех пор, пока собеседник не согласится с нашим утверждением. Восприятие чужих слов без возражения, искреннее желание понять состояние собеседника нередко считается проявлением слабости. Но даже если мы стараемся выслушать другого человека, мы вступаем во внутренний диалог, который сводит на нет всякое восприятие его слов. Если мы хотим, чтобы другие люди слушали нас, мы сами должны научиться слушать.

 

Доверие — непременное условие эффекгивной коммуникации . Если его нет , общение затрудняется . Если оно есть , общение возможно даже без помощи слов .

 

Доверие — непременное условие эффективной коммуникации. Если оно есть, общение возможно даже без помощи слов. Если его нет, слова бессильны передать необходимое значение, потому что значение нужно искать не в словах, а в людях. Прежде чем передавать определенное сообщение, мы должны завоевать доверие собеседника. Здесь уместно вспомнить одну очень известную фразу: «Наши знания безразличны людям до тех пор, пока они (люди) не почувствуют, что не безразличны нам»1. И это правда.

 

Если человек искренне стремится понять своего собеседника, это неизбежно проявится в его поступ-

 

1Это высказывание принадлежит Зигу Зиглару, известному мотивационному писателю. [«До встречи на вершине» и др.]

 

ках. Для успеха общения необходимо доверие. Когда собеседники не доверяют друг другу, коммуникация затрудняется. Ключ к доверию — надежность. Надежным человеком становится тот, кто строит свою жизнь на основе принципа честности. Когда мы действуем в согласии с этим принципом, искренность наших намерений проявляется в поступках. Как и любой естественный процесс, коммуникация не терпит кратчайших путей и быстрых результатов. Если вы действительно хотите завоевать доверие собеседника, слушайте, прежде чем говорить.

 

Понять — значит поставить диагноз и только затем назначать «лекарство». Когда мы приходим к доктору, он не сразу выписывает рецепт — сначала он определяет заболевание. Представьте себе врача, который говорит своему пациенту: «Мне знакомо ваше состояние. Однажды у меня тоже было нечто подобное, и вот как я справился с этой проблемой». Можно ли быть спокойным и уверенным рядом с таким «специалистом»? Вы — не клон, и то, что помогло врачу, может не подойти для вас. Однако именно так мы и поступаем со своими близкими, друзьями и коллегами.

 

Вспомните случай, когда вы пытались дать совет коллеге исходя из собственного опыта. Рассмотрим пример. Руководитель финансового отдела замечает, что один из его молодых сотрудников чем-то обеспокоен. «Что случилось?» — спрашивает он у подчиненного. Служащий явно хочет высказаться, но смущается и не решается заговорить. Руководитель просит его поделиться и обещает выслушать. Наконец, служащий сдается на уговоры босса и рассказывает ему о своей проблеме. Молодой человек признается в том, что ему не по душе его работа. В ответ на слова подчиненного руководитель восклицает: «Не верю своим ушам! Вы просто не цените своего счастья. Если бы вы знали, как вам повезло! Устроиться в такую солидную фирму! То ли дело было у меня. Нашему поколению приходилось начинать в ужасных условиях: устаревшие методы, печатные машинки, никаких компьютеров. Сейчас все намного проще. Мой вам совет: почаще вспоминайте о том, что многие молодые люди вообще не имеют работы. Сделайте над собой усилие, включитесь в процесс, и со временем вы войдете во вкус. Не бросайте то, что начали, и все будет в порядке». После минутной паузы он добавляет: «Это все, что вас беспокоит? Может быть, вы хотите рассказать о чем-то еще?»

 

Руководитель «выписал рецепт», не поставив диагноза. Он, руководитель, старше и мудрее. Следовательно, он лучше знает, что делать, и спорить с ним бесполезно. Он выслушал подчиненного, выполнил свой долг и считает, что сделал все, «как надо». Он действовал рационально, но эффективно ли он поступил? Как сложатся его дальнейшие взаимоотношения с этим сотрудником? Сможет ли молодой человек довериться ему в будущем? К чему привел этот разговор? Фактически руководитель обвинил сотрудника в «неблагодарности» и внушил ему чувство вины. Однако с точки зрения подчиненного, «неблагодарность» здесь ни при чем: он иначе воспринимает ситуацию. В будущем он станет менее разговорчивым, и постарается не касаться этой темы. Между тем его фрустрация не исчезнет — просто она будет проявляться иначе.

 

Со временем руководитель встревожится: «Почему он все время замыкается в себе? Почему он не хочет поделиться со мной? Я же всегда внимательно слушал его!» Подчиненный в свою очередь подумает: «К чему говорить о своих проблемах? Он снова скажет, что я не ценю своего счастья, начнет рассуждать о том, как бы он сам поступил на моем месте, или приведет мне в пример кого-то другого». То, что мы думаем о самих себе, имеет большое значение. Наше самоощущение помогает нам выявить свои истинные способности и тем самым реализовать свой потенциал. Между тем оно во многом зависит от того, как с нами общаются.

 

Эмпатия и доверие

Спросите себя: «Сколько времени и энергии тратится на непродуктивное общение в моей семье или компании? Сколько моих собственных сил уходит на пререкания, интриги и межличностные конфликты дома и на работе?» Многие люди признаются в том, что эти пагубные привычки отнимают у них около трети времени.

 

Самоощущение человека помогает выявить его истинные способности и тем самым реализовать его творческий потенциал .

 

Манипуляция и соперничество между сотрудниками — это ложка дегтя в бочке внутрикорпоративной коммуникации. Руководители современных компаний стремятся преодолеть негативные явления, и с этой целью обращаются к новым программам эффективного общения. В основе этих программ — формирование навыков восприятия и создание действенных рабочих групп. Организаторы подобных курсов преследуют благие цели, но их усилия встречают мощное сопротивление со стороны культуры взаимоотношений, сформировавшейся в коллективе. Долгое время она питалась сама собой, и теперь скептические настроения сводят на нет

 

потенциал программ. Построение эффективной коммуникации должно начинаться с закладки фундамента, то есть с приведения корпоративной жизни в гармонию с объединяющими принципами,— только так мы сможем добиться изменений в долговременном плане.

 

Соответствие универсальным принципам на уровне компании начинается с ее сотрудников и отношений между ними. Если мы не заложим фундамент эффективного общения, все изменения будут недолговечными. Успешная коммуникация строится на доверии, но оно не может возникнуть в обстановке соперничества и интриг. Основа доверия — надежность. Когда мы доверяем своим коллегам, мы говорим свободно, не думая о формулировках, потому что наши взаимоотношения строятся на твердом фундаменте. И напротив, если взаимоотношения не крепки, в коллективе процветает подозрительность и недоверие. Общение затрудняется, людям приходится тщательно выбирать формулировки, чтобы не обидеть собеседника и не быть понятыми превратно.

 

Эффективная коммуникация на межличностном уровне предполагает правильную интерпретацию смыслов и значений, которая осуществляется за счет сочетания двух форм восприятия: логической и эмоциональной. Логика и эмоции говорят на разных языках, при этом язык эмоций оказывает более сильное воздействие, нежели язык логики. Вот почему сначала нужно воспринимать глазами и сердцем и только затем — ушами. Мы должны уловить смысл сообщения без предубеждения, без сопротивления. Для этого нам необходимо проявить терпение и постараться понять.

 

Эффективные навыки общения, как и любые другие навыки, формируются не сразу. Это процесс, который необходимо прожить. Чтобы получить достоверное представление о Франции, недостаточно просто прочесть о ней — нужно побывать во Франции. Чтобы освоить коммуникативный навык, нужно двигаться постепенно, поднимаясь с более низкого уровня на более высокий. Навыки не формируются за один день, и, если мы хотим стать хорошими коммуникаторами, нам необходимо одно: терпение, как во взаимоотношениях с другими людьми, так и с самими собой.

 

Мы должны осмыслять содержание и контекст всех своих взаимоотношений. Это очень важно, поскольку общение предполагает взаимопонимание. Мы должны научиться выражать то, что думаем, и понимать подлинный смысл чужих высказываний.

 

Поступая таким образом, мы научимся воспринимать мир не только чужими глазами, но и сердцем, и умом. Всякий раз, когда мы стараемся протолкнуть свою идею, мы поступаем по велению своего эго, а не подлинного «я». Такая схема ведет к непониманию и недоверию: мы неверно истолковываем чужие мотивы и с подозрением относимся к ним. Вместо этого мы должны стремиться понять другого человека.

 

Эффективное освоение коммуникативных навыков несовместимо с. парадигмой рациональности. Эта парадигма исключает глубокое общение и осмысленное взаимодействие с другими людьми. Рациональность предполагает стремление к быстрому результату, нежелание ждать. Стремление к рациональности велит нам делать то, что быстро и легко, а не то, что трудно и необходимо. Наше обучение будет поверхностным, если мы сконцентрируемся на методах, методиках и навыках в ущерб универсальным принципам, которые способны помочь нам в самых разнообразных ситуациях.

 

Чтобы стать эффективным коммуникатором и овладеть эмпатией, необязательно посещать тренинги и семинары. Все, что для этого нужно,— сформировать новую парадигму мышления: парадигму, которая предполагает верность себе, своему подлинному, а не эгоистическому «я», умение слушать его голос и реагировать сообразно его велениям. Если мы стремимся угодить каждому человеку, мы не свободны, и наша независимость — не более чем иллюзия. В общении с людьми мы руководствуемся принципом рациональности и ищем скорейшего результата. Между тем эта парадигма привела к нарушению равновесия в самых разных областях жизни общества, и она не может гарантировать качества долговременных взаимоотношений с людьми. Достижение этой цели возможно только с помощью эффективной коммуникации.

 

За минуту , которая предшествует нашему высказыванию , мы сообщаем гораздо больше , чем в последующие десять минут .

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.70.175 (0.032 с.)