ТОП 10:

Духовно-нравственное возрастание членов общины



Духовник общины — батюшка — душа общины обязан постоянно воспитывать братию и сестер общины, говорить им проповеди и о внешнем поведении, и о послушании, и о молитве, и о целомудрии, и о смирении, о кротости и мирности со всеми, о терпении и о любви. Все эти поучения батюшка берет из поучений Святых Отцов.

О внешнем поведении. «Благоговейны сотворите сыны Израилевы» (Лев. 15:31). Поучения преп. аввы Дорофея считают азбукой монашеской и вообще духовной жизни, также и «Лествицу» преп. Иоанна Синайского, творения свт. Игнатия Брянчанинова, свт. Феофана Затворника, преп. аввы Иоанна Кассина Римлянина, преподобных Варсонуфия Великаго и Иоанна Пророка и многие другие. Внешнее поведение должно быть благоговейным, ходить с наклоненной головкой, чтобы внешнее смирение перешло во внутреннее. Прежде всего, ничего не предпринимать без благословения. Внешнее поведение должно быть тихим, ибо для пустыни опасны громкий разговор, крик, смех, чтобы кто-то не услышал и не сдал общину спецслужбам, тогда будет великая скорбь.

О послушании. Все члены общины обязаны для пользы общины нести послушание — трудиться. Послушания могут быть разными: строительство, заготовка дров, возделывание огородов, ловля рыбы, собирание грибов и ягод, в трапезной. Так в пустыне Абхазских гор матушки-пустынницы собирали грибы и дикие груши сотнями килограммов. Послушание очень полезно каждой душе. Если у нас не хватает смирения и мирности, послушание восполняет эти потери. Через послушание Господь дает нам смирение, благословение и благодать. За непослушание бывает нам от Господа епитимья или наказание. Без послушания в пустыне опасно жить, и волки могут порвать, и медведь. Послушанием послушники быстро достигали совершенства и спасались. Блаженны, проходящие жизнь в послушании. И Христос был послушен даже до смерти (Срв. Флп. 2:8). Очень важно в общине послушание, даже малое. Конечно же, духовник понимает, что больные, пожилые люди, малые дети, беременные и кормящие матери освобождаются от работ, а юноши и девушки трудятся и помогают общине. Духовные послушания своему духовному отцу обязаны нести все, любить и слушаться. Из-за непослушания некоторых членов общины бывает немирность и смущение, поэтому ради мира, ради общей пользы необходимо смиряться и слушаться. Аминь. Какой бы ни был духовник, но всем не угодит. Даже если бы сегодня духовниками-отцами стали преп. Сергий Радонежский или преп. Серафим Саровский кто-то стал бы и их судить и осуждать, и роптать на них, возмущая общину своей немирностью. Надо бороться со своей немощью и гордыней, надо самоукоряться, каяться, смиряться и обуздывать свои страсти «Терпением вашим стяжите души ваши» (Лк. 21:19). Если кто-то будет немирным, не будет слушаться и будет спорить со своим духовником или бунтовать и ругаться и немирствовать, такие сами убегут из пустыни. «Благоговейны сотворите, сыны Израилевы» (Лев. 15:31), — напоминает нам авва Дорофей. Необходимо благоговейно ходить пред Богом, иметь к Богу любовь и страх Божий. Обстоятельства могут быть очень серьезными — будут искать людей, которые не подчиняются сатанинской, сионо-масонской власти «нового мирового порядка». Всем людям, незаписанным в Книге Жизни будут ставить печать антихриста, а православных христиан будут преследовать, мучить и убивать. Страх ареста, мучений и смерти заставит людей смиряться и молиться, чтобы Господь их укрыл в сокровенной пустыне Своего спасения от антихриста. Тогда все суетные ссоры и разделения из-за домов, имений, огородов отступят в сторону и, для того чтобы выжить люди будут крепко держаться друг за друга, помогая друг другу. Восстановление первохристианской общины возможно для людей духовно преуспевающих или для нас духовно немощных, но кающихся и находящихся в послушании у духовника и осознающих, что все наши раздоры и самочиния смертельно опасны для всей общины. Так было … Когда мы жили в пустыне Абхазской и было гонение от коммунистов, мы жили тихо, как мышки. Молодые пустынники ходили лесом и следили, и говорили остальным, где в засаде на монахов спряталась милиция с машиной …

О молитве. В каждой общине свой устав и свое молитвенное правило, которое дает духовник. Если община еще находится в деревне у каждой семьи есть свой дом, свой огород, свое хозяйство. И она работает в своем хозяйстве и иногда помогает общине. Но я здесь пишу и о тех общинах, которые ушли в пустыню. Тогда надо еще более сплочаться в любви, послушании и молитве. Пустынной общине надо внимательно и больше молиться. Все святые духовно преуспели ради послушания и молитвы, особенно молитвы Иисусовой. Молитвой Иисусовой должно молиться внимательно, вникая в смысл слов молитвы и с чувством покаяния. «Молитва дается молящемуся», тому, кто будет постоянно усердно молиться «и нуждницы восхищают ее», то есть ревностно старающиеся ею молиться получают ее. Чтобы иметь преуспеяние в молитве надо хранить мир со всеми, нужна чистая, целомудренная жизнь. И лишь чистые души, которые уже десять лет не имели плотских грехов могут по благословению духовника вводить ум в сердце, а остальные должны держать ум на устах или в ямочке горлышка. Законно живущие в браке, венчаные люди не имеют препятствий для умно-сердечной молитвы. Если у них не было греха плотского десять лет они могут молиться в сердце. Поставив палец на расстояние два пальца выше соска, и с вдохом набирая как бы в сердце воздух с молитвой Иисусовой: Господи Иисусе Христе, — вдох, и на словах помилуй мя грешнаго — выдох. Духовник греческого монастыря на Афоне мне сказал: «Мы учим молодую братию быстро произносить «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» с крестным знамением и малым поклоном, метанием (кивком). Братия быстро читают молитву с крестным знамением и метанием и быстро преуспевают в молитве. Буквально за три месяца у них появляется самодвижная умно-сердечная молитва.» Обратите внимание, что столь скорое обретение молитвы молодыми послушниками непосредственно связано с тем, что они постоянно находятся в послушании, живут мирно и целомудренно, молитву Иисусову читают и во время богослужения, и во время своих послушаний непрестанно, читают ее быстро, не допуская образовываться каким-либо помыслам. Очень важно, повторюсь, хранить мир со всеми и в семье, и с другими членами общины. Как сказал преп. Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». Многие говорят: «Зачем ты мирским людям советуешь молитву Иисусову, они могут впасть в прелесть». Но мы уже в прелести, если не молимся. Чтобы не впасть в прелесть нужно смиряться, самоукоряться и осуждать себя: «Я гордый, я злой, эгоист, ленивый, строптивый, блудный, нечистый» и т.д. Каждый может подобрать необходимые слова, чтобы уязвить свою гордыню. Нужно глубокое покаяние и сокрушение сердца: «Я знаю давно, что я, увы, дерьмо». Я для смирения и для усугубления чувства покаяния прибавляю в молитве слово прости: «Господи Иисусе Христе сыне Божий, прости, прости, прости, помилуй меня грешного». Знакомое слово «прости» помогает более глубоко прочувствовать покаяние во время молитвы. Преуспеяние греков в молитве очень связано с их преуспеянием в послушании. Они безропотно исполняют любое послушание духовника. А когда они исполняют труды послушания, то вслух читают молитву Иисусову, таким образом, если кто-то рассеялся и оставил молитву, услышав, что брат рядом читает ее, начинает снова молиться сам. У нас же бывает часто празднословие, ропот и осуждение. Нам с этим надо бороться. Частая исповедь и особенно откровение помыслов духовнику облегчают духовную брань и способствуют преуспеянию в молитве.

О целомудрии. Очень важно каждому христианину хранить свое целомудрие и чистоту души и тела ради спасения. «Будьте святы, якоже Аз свят есмь». «Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3:16-17) Мы храм Божий, и кто растлит храм Божий, того растлит Бог. Падение во грех блуда — это есть смерть души, духовно-нравственное растление нашего храма души, потеря мира душевного, гибельные изменения состояния души и физического тела; потеря благодати Божией, человек становится причислен к аду. Человека сильно безпокоит совесть, человек выписан из Книги Жизни и вписан в книгу смерти. Дай Бог ему побыстрее покаяться и исправиться. Как Святые Отцы учат: упал — вставай. И чем быстрее человек восстанет от греха, тем ему будет лучше. Проблема у молодых людей — страсти плотские. Причины страстей многие: не было правильного воспитания и хранения целомудрия, не соблюдался пост, не было благоговейного поведения, смирения и послушания, винопитие, пьянство, наркотики и растлевающие душу порнографически видео и картинки в интернете и журналах. Пост — мать целомудрия. Как поститься? Соблюдать церковный устав, никогда не есть досыта, вставать из-за стола с легким чувством голода, всегда недоедай и порадуешься. Невоздержание в пище и питие обличаются восстанием блудной страсти. Воздержание же облегчает борьбу с блудной страстью. Самое опасное средство, которое распространено у молодежи, которое искажает сознание молодежи и души их — это компьютер, особенно Интернет. В нем по данным специалистов до 70% порнушное развращение. И многие смотрели и развращались, будучи еще мальчиками и девочками. Масонство глобально развращает людей через кино, телевизор, компьютер, через кассеты и диски. И не только развращают, но и колдуют и психотронно, тлетворно воздействуют на их самосознание. Ибо они — сатанисты и хотят править миром. И как сатана человекоубийца искони, они тайно уничтожают человечество: через лекарства, прививки, через зараженные генетически-измененные продукты, распыляют всякую заразу с самолетов и лгут, что заботятся о сокращении рождаемости на Земле, чтобы прожили остальные. Пьянство и наркомания тоже страсти, которые оказывают сильное растлительное действие на человека. «Не упивайтесь вином, ибо в нем есть блуд» (Еф. 5:18). Надо, чтобы духовник сильно заботился о трезвости, чтобы люди ревновали в воздержании от пьянства, курения и наркотиков, ради целомудрия и здравости ума и души. Тем паче в пустыне. Для этого особо надо укреплять семью в любви, терпении и верности супругов друг другу, воспитывать в целомудрии детей. Лучше всего, когда юноша и девушка достигнут зрелости и полюбят друг друга, и в возрасте не раньше 16-17 лет их обвенчать. Не надо надолго откладывать создание семьи, чтобы не разжигаться, не предаваться плотским грехам и не согрешать к смерти пред Богом. В таинстве венчания молодые получат от Бога венцы, получат Божие благословение, их венчают за девство и целомудрие, которое они сохранили до брака. Девство — свойство ангельское и оно любимо Богом. Молодая семья будет заботиться в трудах о своем пропитании и о христианском воспитании своих детей. …

«Мы Храм Божий, и кто разорит Храм Божий, того покарает Бог». (Срв. 1 Кор. 3:16-17) Обет целомудрия дают монахи, и если соблюдают его, при постриге в монашество они входят в ангельский чин. Целомудрие — это соль Православия, а девство — это красота целомудрия, красота Православия. В Православной Греции только девственных монахов рукополагают в диаконский и иерейский сан. К сожалению, в России это утеряно. Если у монаха разжжение плоти, нечистые помыслы одолевают его — это не целомудрие, это на монаха напали страсти, пусть бежит к духовнику, открывает помыслы, кается, спрашивает совета. Когда он открыл свои страсти и помыслы, он уже получил успокоение от страстей. Ибо когда он открылся, бес блуда от него уже убежал. Поэтому так важно и полезно открывать помыслы. При этом атакующий бес бежит. А духовник говорит монаху: «Много позволяешь себе кушать, надо кушать с воздержанием, никогда не наедайся досыта …, не смотри на девушек, на порнушные картинки …, никого не осуждай …, смиряйся и ревнуй в послушании …».

Целомудрие законного брака — в венчании. Милостью Божией мне пришлось быть знакомым с мужем и женой, которые старались сохранять заповеди Божии и сохранили верность друг другу, так как жили под управлением духовника. Они сохранили глубокую любовь с нежностью друг ко другу до старости. Они были блаженны, воистину блаженны. Если хотите, я скажу вам: такое целомудрие есть соль Христианства. Милостью Божией я видел православную женщину, которая жила очень аскетично и скромно, сама она была образцом кротости и смирения, что бывает редко даже среди нас монахов. Как-то я в конце 60-х годов приехал на отдых в Сухуми. В то время в монастыре я кушал и осетриновую уху, и жаренную осетринку с картофелем. Мне посоветовали дешево пожить у этой женщины в маленькой комнатке. Она пригласила меня кротко на трапезу. Я проголодался, мне дали тарелочку картофельного супа и кусок хлеба. У хозяйки гостила одна монахиня. Я кушал картофельный суп без рыбы с кусочком хлеба, мне казалось, что в нем не было даже масла. Я думал: «Ну мне сейчас подадут второе с рыбкой». Но они встали и поблагодарили Бога за трапезу. Я тихо спросил монахиню: «А что-то нам рыбку не подали», она посмеялась надо мной и сказала: «Все, отец Рафаил. Она очень бедная, она не может нас угостить рыбкой. Ха-ха-ха, в монастыре будешь кушать рыбку.» К своему стыду скажу вам, я переехал отдыхать в другое место. Об этом я написал, чтобы показать ревность духовной жизни мирян. Есть тайные подвижники среди мирян, их знают духовники, их называют блаженными. А среди монахов есть и крайне расслабленные. Я говорю братиям: «Расслабуха!». Как говорят: «Ангелы — свет для монахов, а монахи — свет для мирян».

О кротости. Говорит Господь: «Научитеся от Меня, яко кроток и смирен есмь сердцем и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Чтобы сохранить мир душевный, надо научиться у Господа кротости, смирению, терпению. Терпение есть тормоз в наших поступках. С тормозом терпения мы научаемся обращаться с братиями и сестрами с терпением и уравновешенно, без раздражения, спора и гнева. Все это побеждая молитвой и терпением. И когда возникают смущения и разделения во мнениях, необходимо всем свою гордыню смирить и говорить в духе кротости и смирения, с терпением сдерживай себя от повышенного тона и подчиняя свое мнение мнению духовника. Без этого невозможно сохранить общину от разделения.

О терпении. «Терпением вашим стяжите души ваши, претерпевый бо до конца, той и спасен будет» (Лк. 21:19; Мф. 10:22). В духовной жизни очень нужно терпение. Очень нужно оно особенно в семейной жизни. Одним грубым словом можно убить человека. Поэтому будем сдерживаться терпением от резких и грубых слов. Сколько даже венчаных семей разошлось??? Жена или муж ревнуют друг к другу и говорят клевету и колкости друг другу и это переходит в ненависть и разрыв в общении и уход из семьи. Но почему? Не сошлись характером? Да нет же. Не потерпели друг друга. Терпением не сохранили свою любовь. А надо бы с любовью и терпением идти к духовнику и вместе с ним разобраться с терпением и примириться. Но если под действием врага они разошлись и муж говорит духовнику: «Батюшка, я пытался с ней примириться и терпел ее, но она совершенно неисправима и клевещет на меня. Я от нее ушел но не хочу уходить от вас и от общины.» Тогда духовник посылает их на время в монашеские скиты (его в мужской, а ее в женский), чтобы в общине не случилось какое-то искушение и он духовно подготавливает их, чтобы они соединились и терпели друг друга. Тогда они снова сходятся, уже терпят друг друга и любят. Но еще раз повторюсь, очень важно, чтобы свое мнение мы подчиняли мнению духовника. Только тогда он может нас исправить. Терпеть значит смиряться. В терпении есть смирение.

О мирности. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9). «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся» (преп. Серафим Саровский). Чтобы победить обиду, злопамятность, чтобы смягчилось сердце того, кто на нас обижается, обязательно нужно молиться за человека, на которого обижаемся: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, спаси и сохрани (имярек) и ради его святых молитв помилуй мя грешнаго». Если человек, за которого мы молимся сам не молится, в храм не ходит или даже он некрещенный, тогда молитву надо читать так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, спаси и сохрани (имярек) и ради него помилуй мя грешнаго». Очень хорошая добродетель миротворца. Обычно к таким людям подходят и советуются с ними. Очень хорошая молитва Иисусова дается человеку, у которого нет врагов. У него все друзья. Он ни на кого не злится, не ропщет, не обижается. У него благодатное действие молитвы, а непременное условие для этого — мир с Богом и с ближними. Он всех любит. У него враги — только враги Божии и враги Родины.

О любви. Если смирение называют фундаментом, то любовь величают крышей при построении душевного дома добродетелей. Любовь доводит до совершенства. «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому и узнают, что вы Мои ученик, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35). Особенно верным чадам Иисуса Христа, старающимся исполнять заповеди Божии и избежать принятия печати антихриста, тем паче надо стяжать любовь друг ко другу с нежностью. Никого не уколоть и не ранить словом, стараться никого не обидеть. Говорить и поступать с нежностью и любовью друг ко другу. Послушание есть любовь. Люди с ревностью несут послушание, потому что любят и считают, что они обязаны ради Христа нести послушание, ради спасения, и ради того, чтобы исполнять заповеди Христовы. «Кто имеет заповеди Мои и исполняет их, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его Сам.» (Ин. 14:21). За такую любовь ко Христу и заповедям Его — за святое послушание Бог дает благодать молитвы Иисусовой и такой человек получает умно-сердечную самодвижную молитву. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…» (1Кор. 13:4-8). Любовь скрепляет семьи и цементирует братства и общины. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин. 15:13) Любовь самопожертвенна, она готова помочь человеку даже во вред себе. Любовь уже совершенство, крыша добродетелей и венец делу. А всякий ропот на послушание и на свои обязанности не дают человеку ни мира, ни успокоения, а одно смущение и духовное разорение. Господь говорит: «Научитеся от Меня, яко кроток и смирен есмь сердцем и обрящете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко есть» (Мф. 11:29-30). Надо смиряться, надо самоукоряться: «Я хуже всех, грешнее всех, я прах и пепел, я мразь и мерзость, я знаю давно, что я увы дерьмо. Я гордый, прелестник, злой, блудный, нечистый и т.д.» Осознаем свою немощь и попросим с умилением у Господа: «Господи, даруй мне Твое смиренномудрие».

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите и отворят вам; Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? И так если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7:7-11).







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.122.228 (0.007 с.)