Дети младшего школьного возраста




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дети младшего школьного возраста



Дети младшего школьного возраста

Младший школьный возраст объединяет детей от 6-7 до 9-10 лет. Младшие школьники отличаются такими качествами, как подвижность, любознательность, активность, энергичность и непоседливость. Им свойственны: конкретность мышления, подражательность, высокая эмоциональность. При этом дети младшего школьного возраста не могут долго концентрировать внимание, и способны сосредоточить его примерно на 15-20 минут. Но его непроизвольное внимание является достаточно прочным и если появляется что-то интересное, ребенок тут же переключается. Он активно реагирует на все новое и яркое. Поэтому в работе с таким детьми необходимо использовать разнообразные, яркие, игровые, привлекающие внимание средства. Например, банальное построение отряда или уборку в комнате можно осуществлять посредством игры, что позволит сэкономить время, силы и вожатого, и детей.

Младшие школьники любят слушать речь взрослого, но при этом необходимо учитывать особенности внимания и то, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте).

Основным видом деятельности является игра.

Дети данного возраста обладают небольшим опытом коллективных взаимоотношений, поэтому между ними возможны конфликты, связанные с этим. Вместе с тем у них появляется умение сопоставлять и сравнивать наблюдаемое(по внешним признакам и проявлениям), что отражается на отношении к поступкам товарищей, проявляющемся в критичности к действиям других ребят, являющейся основной причиной конфликтов между детьми. У него развивается система оценок, но возникающие при этом эмоции часто заслоняют объективность оценки.

Вожатый может помочь детям правильно оценивать себя, не столько показывая его неудачи и трудности (поверьте, это ребенок и сам видит и ощущает), сколько помогая ему увидеть свои возможности, пусть еще не реализованные через создание условий, в которых он сможет проверить свои силы и похвалу.

Наряду с тем, что ребенок может сопоставлять и сравнивать, рефлексия и самоконтроль у него еще не развиты, поскольку лобные отделы мозга, отвечающее эти способности, еще не до конца сформированы. Завершается процесс их формирования приблизительно к 11-12 – 15 годам, а до этого времени нецелесообразно требовать от детей того, что они еще не могут. Им сложно контролировать свое поведение, эмоции, предсказывать последствия своих поступков (хотя они прекрасно знают, когда, с кем и что можно себе позволить). Вожатый в отношении с детьми данного возраста должен быть постоянным в своих требованиях. Ребенок должен знать, чего от него ждут, ведь, как правило, ему очень нравится быть «хорошим». При этом он может понимать, что нужно делать, что от него ждут, но не всегда может контролировать свои действия и поступки, руководствуясь спонтанностью и эмоциональностью.

В связи с этим пойми, что бессмысленно говорить ребенку: «успокойся» (мы и сами-то не всегда можем успокоиться, а ребенок и подавно). Также, как и бессмысленно говорить ему: «Иди в свою комнату и подумай о том, что ты сделал». В возбужденном, эмоциональном состоянии ребенок не может оценить свои поступки, глупо надеяться, что понимание, вина, стыд или раскаяние заставят его вести себя лучше. Если мы хотим получить результат от беседы с ребенком, то необходимо сначала переключить его внимание и только после начинать рассуждать.

При этом следует учитывать, что младший школьник живет, преимущественно, в настоящем и бесполезно его ориентировать на будущее. К тому же у него ограниченное понимание времени, пространства и чисел.

Следующей особенностью возраста является то, что дети в этот период очень податливы к различным влияниям внешней среды, они быстро утомляются. Это связано с тем, что сердце, легкие и сосудистая система младшего школьника несколько отстают в развитии, прочность его опорно-двигательного аппарата также пока не велика, и, следовательно, возможность повреждений и травм повышена.

В связи с тем, что дети младшего школьного возраста еще близки к игровой деятельности как ведущей – именно она может прийти на помощь вожатому во всех делах. Все мероприятия необходимо проводить в виде игр. Особенно важны для детей подвижные игры, отвечающие их энергичности, подвижности, активности. Поэтому в занятиях с детьми этого возраста должны быть максимально задействованы подвижные игры без особых нагрузок, так как это соответствует их возрастным особенностям.

Младшие школьники нередко впервые отрываются от привычных домашних условий, расстаются с близкими людьми, оказываются в обществе незнакомых детей и взрослых. Им особенно необходима доброжелательная обстановка, эмоциональная, теплая поддержка со стороны вожатого. Им трудно справиться со многими обязанностями: успеть убрать в комнате, собраться к определенному времени в определенном месте, съесть свою порцию в столовой.

На помощь детям должны приходить вожатые. Так, если идет уборка помещений, то вожатый должен лично показать, как заправляется кровать, как расположить вещи в тумбочке, где находится шкаф. Можно привлекать и ребят-помощников из старших отрядов (поскольку детей много, а вожатых, как правило, два и они в должной степени могут не успевать уделить всем внимания). Прежде всего, необходимо помнить, что перед тем как дать любое поручение старшим ребятам нужно провести с ними разъяснительную работу.

Десять лет – особенный возраст

Десять лет – это особенный, «золотой возраст». Ребенок в это время уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности. Свободно идет на контакт, весьма восприимчив к внешним воспитательным воздействиям; очень открыт ко всему хорошему и светлому, он романтик и энтузиаст, уверен в себе и любит окружающую природу, готов к взаимопониманию и взаимовыручке.

К десяти годам накапливается некоторый опыт взаимоотношений в коллективе сверстников, и десятилетний ребенок стремится поддерживатьтоварищеские отношения, помогает другим в выполнении поручений, ценит верность в дружбе.

Бывает, что в организационный период смены дети будут проситься перейти из одной комнаты в другую. Выяснив причину обращения, ты сможешь увидеть, что в отряде идет формирование группировок по различным интересам: комната спортсменов, комната девочек, увлеченных сериалами, комната «домашних» детей и т.д. При подобных обращениях можно удовлетворять просьбы ребенка, поскольку это пойдет на пользу, и позволит избежать лишних конфликтов. Но только при условии, что переселение не связано со скрытым или явным конфликтом (как стратегия избегания). В таком случае переезд разрешать нельзя, а следует разобрать возникшие противоречия.

Беседа в данном возрасте является одним из самых благотворных методов воздействия. В ней можно использовать рассказы из собственного опыта, отрывки из художественных произведений, просить детей поделиться своим опытом по разрешению сложных ситуаций.

Возраст располагает для привлечения детей к поиску решений, позволяет сосредоточиться на том, какой опыт и ребята, и вы приобрели для будущего.

Старайтесь создавайте для детей этого возраста условия для возможности выбора (по крайней мере, между двумя приемлемыми вариантами). Постепенно, в течение смены можно увеличивать количество альтернатив.

Таким образом, младший школьный возраст является достаточно интересным, хотя и имеет ряд своих трудностей. Подводя итоги, рассмотрим наиболее типичные из них.

Типичные трудности возраста

Таблица 4

Характеристики трудностей детей 6-7 – 9-10 лет

Прогнозируемые трудности Возрастные особенности Варианты решения
Могут быть слёзы. Болезненно переживают разлуку с семьёй. Отвлечь интересными делами, переключить внимание.
Раздражительность, тоска по дому. Чувство страха перед неизвестностью, боязнь новой обстановки, новые люди в окружении. Дать какое – либо задание, чтобы ребёнок почувствовал себя нужным в данной обстановке.
Множество вопросов. Любознательность. Внимательно выслушать и спокойно отвечать, повторяя столько раз, сколько необходимо для понимания.
Быстрая утомляемость. Большая активность детей. Нужно быстрее «бежать» к финишу, к результатам в игре и т. п.
Неуверенность в себе. Есть робкие и физически слабые дети. Давать нагрузку с учётом физического здоровья без акцентирования на этом внимания.
Привычка есть медленно, всухомятку. Семейные привычки. Следить за тем, чтобы дети съедали первое. Посадить за отдельный стол, необходимо увидеть таких детей и принять все меры для предупреждения конфликтных ситуаций.
Готовы пробовать всё на вкус. Повышенный интерес ко всему новому, неизвестному. Рассказать детям о ядовитых ягодах, растениях.
Опасность. Мальчики нарочито демонстрируют свою смелость. Следует избегать чрезмерных ограничений в детской деятельности.
Потеря интереса, рассеянное внимание. Большая утомляемость от однообразия. Частая смена видов деятельности.
Обидчивость, вспыльчивость. Неумение сосредоточиться на одном объекте. Частая смена деятельности.
Рассеянность, быстрое переключение внимания. Легко отвлекаются на любой внешний раздражитель. Игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени.
Желание играть с малышами. Чувство взрослости по отношению к младшим. Поддержка, поощрение и направление действий по опеке малышей.
Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых. Слепое подражание взрослым. Стремиться не подавать «дурной» пример.
Постоянные опоздания. Отсутствие чувства времени. Не давать поручения, связанные с учётом времени.
Впечатлительность. Эмоциональная неуравновешенность. Учитывая это, не рассказывать сказки и истории с плохим концом.

 

Подростковый возраст

Подростковый возраст – это период от 11-12 до 15 лет. Его часто называют «переходным периодом», «трудным возрастом». Как бы то ни было, этот возраст очень важен в развитии личности, поскольку постепенно включает ее во взрослый мир, вырабатывает важные социальные умения.

В данный возрастной период у растущего ребенка завершается созревание мозга, происходит закрепление приоритета лобных отделов, что способствует формированию когнитивных стилей личности и ее обучения, позволяет подростку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их выполнение, осуществлять рефлексию, произвольно регулировать свое поведение, эмоции, речь. Кроме того, гормональный всплеск способствует формированию его знаний о себе, своем теле, значимости жизни, появлению общественных интересов. Именно в это время развивается самосознание, самооценка, рефлексия, благодаря которой протекает его самопознание, стремление реализоваться, развиваться и пр. [24]. Еще Л.И. Божович, говоря о подростках, писала, что в течение данного возраста «ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе…и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь» [3].

В этом возрасте происходит быстрый и неравномерный рост тела, из-за которого у подростков возникает частая усталость, лень, неловкость и неуклюжесть. Девочки, как правило, выглядят старше мальчиков.

Дети на данном этапе развития нуждаются в особом типе взрослого, коим может стать вожатый – человек, с которым можно открыто общаться и который поймет их даже тогда, когда они сами себя не могут понять, который будет любить их и проявлять терпимость в то время, когда кажется, что их больше никто не любит.

При этом при интенсивности развития подростка каждый новый год его жизни имеет свои специфические черты, с которые мы сейчас и рассмотрим.

Дети младшего школьного возраста

Младший школьный возраст объединяет детей от 6-7 до 9-10 лет. Младшие школьники отличаются такими качествами, как подвижность, любознательность, активность, энергичность и непоседливость. Им свойственны: конкретность мышления, подражательность, высокая эмоциональность. При этом дети младшего школьного возраста не могут долго концентрировать внимание, и способны сосредоточить его примерно на 15-20 минут. Но его непроизвольное внимание является достаточно прочным и если появляется что-то интересное, ребенок тут же переключается. Он активно реагирует на все новое и яркое. Поэтому в работе с таким детьми необходимо использовать разнообразные, яркие, игровые, привлекающие внимание средства. Например, банальное построение отряда или уборку в комнате можно осуществлять посредством игры, что позволит сэкономить время, силы и вожатого, и детей.

Младшие школьники любят слушать речь взрослого, но при этом необходимо учитывать особенности внимания и то, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте).

Основным видом деятельности является игра.

Дети данного возраста обладают небольшим опытом коллективных взаимоотношений, поэтому между ними возможны конфликты, связанные с этим. Вместе с тем у них появляется умение сопоставлять и сравнивать наблюдаемое(по внешним признакам и проявлениям), что отражается на отношении к поступкам товарищей, проявляющемся в критичности к действиям других ребят, являющейся основной причиной конфликтов между детьми. У него развивается система оценок, но возникающие при этом эмоции часто заслоняют объективность оценки.

Вожатый может помочь детям правильно оценивать себя, не столько показывая его неудачи и трудности (поверьте, это ребенок и сам видит и ощущает), сколько помогая ему увидеть свои возможности, пусть еще не реализованные через создание условий, в которых он сможет проверить свои силы и похвалу.

Наряду с тем, что ребенок может сопоставлять и сравнивать, рефлексия и самоконтроль у него еще не развиты, поскольку лобные отделы мозга, отвечающее эти способности, еще не до конца сформированы. Завершается процесс их формирования приблизительно к 11-12 – 15 годам, а до этого времени нецелесообразно требовать от детей того, что они еще не могут. Им сложно контролировать свое поведение, эмоции, предсказывать последствия своих поступков (хотя они прекрасно знают, когда, с кем и что можно себе позволить). Вожатый в отношении с детьми данного возраста должен быть постоянным в своих требованиях. Ребенок должен знать, чего от него ждут, ведь, как правило, ему очень нравится быть «хорошим». При этом он может понимать, что нужно делать, что от него ждут, но не всегда может контролировать свои действия и поступки, руководствуясь спонтанностью и эмоциональностью.

В связи с этим пойми, что бессмысленно говорить ребенку: «успокойся» (мы и сами-то не всегда можем успокоиться, а ребенок и подавно). Также, как и бессмысленно говорить ему: «Иди в свою комнату и подумай о том, что ты сделал». В возбужденном, эмоциональном состоянии ребенок не может оценить свои поступки, глупо надеяться, что понимание, вина, стыд или раскаяние заставят его вести себя лучше. Если мы хотим получить результат от беседы с ребенком, то необходимо сначала переключить его внимание и только после начинать рассуждать.

При этом следует учитывать, что младший школьник живет, преимущественно, в настоящем и бесполезно его ориентировать на будущее. К тому же у него ограниченное понимание времени, пространства и чисел.

Следующей особенностью возраста является то, что дети в этот период очень податливы к различным влияниям внешней среды, они быстро утомляются. Это связано с тем, что сердце, легкие и сосудистая система младшего школьника несколько отстают в развитии, прочность его опорно-двигательного аппарата также пока не велика, и, следовательно, возможность повреждений и травм повышена.

В связи с тем, что дети младшего школьного возраста еще близки к игровой деятельности как ведущей – именно она может прийти на помощь вожатому во всех делах. Все мероприятия необходимо проводить в виде игр. Особенно важны для детей подвижные игры, отвечающие их энергичности, подвижности, активности. Поэтому в занятиях с детьми этого возраста должны быть максимально задействованы подвижные игры без особых нагрузок, так как это соответствует их возрастным особенностям.

Младшие школьники нередко впервые отрываются от привычных домашних условий, расстаются с близкими людьми, оказываются в обществе незнакомых детей и взрослых. Им особенно необходима доброжелательная обстановка, эмоциональная, теплая поддержка со стороны вожатого. Им трудно справиться со многими обязанностями: успеть убрать в комнате, собраться к определенному времени в определенном месте, съесть свою порцию в столовой.

На помощь детям должны приходить вожатые. Так, если идет уборка помещений, то вожатый должен лично показать, как заправляется кровать, как расположить вещи в тумбочке, где находится шкаф. Можно привлекать и ребят-помощников из старших отрядов (поскольку детей много, а вожатых, как правило, два и они в должной степени могут не успевать уделить всем внимания). Прежде всего, необходимо помнить, что перед тем как дать любое поручение старшим ребятам нужно провести с ними разъяснительную работу.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.40.250 (0.008 с.)