Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессор кафедры педагогики и психологии дпо кбгу↑ Стр 1 из 56Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология», разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным. Предлагаемый учебник может быть использован при подготовке студентов по дополнительной квалификации «Преподаватель».
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел первый. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ Глава I. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии § 1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки § 2. Проблема детерминации психического развития § 3. Основные понятия возрастной психологии Глава II. Организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии § 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития § 2. Метод наблюдения § 3. Эксперимент как метод эмпирического исследования § 4. Исследовательские стратегии: констатация и формирование § 5. Вспомогательные методы исследования § 6. Схема организации эмпирического исследования Раздел второй. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ Глава III. Возникновение возрастной психологии как самостоятельной области психологической науки § 1. Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной области психологической науки § 2. Начало систематического изучения детского развития 36 § 3. Из истории становления и развития российской возрастной психологии во второй половине XIX — начале XX в Глава IV. Теории детского развития первой трети XX в.: постановка проблемы факторов психического развития §1. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии § 2. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма § 3. Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный § 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды Раздел третий. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ Глава V. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический подход § 1. Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда § 2. Психоанализ детства § 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей... Глава VI. Психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального развития личности Э. Эриксона § 1. Эго - психология Э. Эриксона § 2. Методы исследования в работах Э. Эриксона § 3. Основные понятия теории Эриксона § 4. Психосоциальные стадии развития личности Глава VII. Психическое развитие ребенка как проблема научения правильному поведению: бихевиоризм о закономерностях детского развития § 1. Классический бихевиоризм как наука о поведении § 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона. § 3. Оперантное научение § 4. Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера Глава VIII. Психическое развитие ребенка как проблема социализации: теории социального научения § 1. Социализация как центральная проблема концепций социального научения § 2. Эволюция теории социального научения § 3. Феномен научения через наблюдение, через подражание § 4. Диадический принцип изучения детского развития § 5. Изменение представлений о психологической природе ребенка § 6. Социокультурный подход Глава IX. Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже § 1. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже § 2. Ранний этап научного творчества § 3. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже § 4. Критика основных положений теории Ж. Пиаже Раздел четвертый. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Глава X. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л.С. Выготский и его школа § 1. Происхождение и развитие высших психических функций § 2. Проблема специфики психического развития человека § 3. Проблема адекватного метода исследования психического развития человека § 4. Проблема «обучение и развитие» § 5. Две парадигмы в исследовании психического развития Глава XI. Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе § 1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно - исторический феномен § 2. Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского § 3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина § 4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития 1 Раздел пятый. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА: ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ Глава XII. Младенчество § 1. Новорожденность (0—2 месяца) как кризисный период § 2. Младенчество как период стабильного развития § 3. Развитие общения и речи § 4. Развитие восприятия и интеллекта § 5. Развитие двигательных функций и действий с предметами § 6. Созревание, обучение и психическое развитие на первом году жизни § 7. Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года Глава XIII. Раннее детство § 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым § 2. Развитие предметной деятельности § 3. Зарождение новых видов деятельности § 4. Познавательное развитие ребенка § 5. Развитие речи § 6. Новые направления руководства психическим развитием в раннем детстве § 7. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет Глава XIV. Дошкольное детство § 1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте § 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста § 3. Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная) § 4. Познавательное развитие § 5. Общение со взрослыми и сверстниками § 6. Основные психологические новообразования. Личностное развитие § 7. Характеристика кризиса дошкольного детства Глава XV. Младший школьный возраст § 1. Социальная ситуация развития и психологическая готовность к школьному обучению § 2. Адаптация к школе § 3. Ведущая деятельность младшего школьника § 4. Основные психологические новообразования младшего школьника. § 5. Кризис отрочества (предподростковый) 8 Оглавление Глава XVI. Подростковый возраст (отрочество) § 1. Социальная ситуация развития § 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте § 3. Специфические особенности психики и поведения подростков § 4. Особенности общения со взрослыми § 5. Психологические новообразования подросткового возраста § 6. Развитие личности и кризис перехода к юности Глава XVII. Юность § 1. Юность как психологический возраст § 2. Социальная ситуация развития § 3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте § 4. Интеллектуальное развитие в юности § 5. Развитие личности § 6. Общение в юности Глава XVIII. Взрослость: молодость и зрелость § 1. Взрослость как психологический период § 2. Проблема периодизации взрослости § 3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости § 4. Развитие личности в период взрослости. Нормативные кризисы взрослости § 5. Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости Глава XIX. Взрослость: старение и старость § 1. Старость как биосоциопсихологическое явление § 2. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем § 3. Теории старения и старости § 4. Проблема возрастных границ старости § 5. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости § 6. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости § 7. Личностные особенности в старости § 8. Познавательная сфера в период старения Комплект лекций по курсу: «Возрастная психология» ПРЕДИСЛОВИЕ В настоящее время знание фактов и закономерностей психологического развития в детстве, юности, зрелости и старости, возрастных задач и нормативов развития, типичных возрастных проблем, предсказуемых кризисов развития и способов выхода из них необходимо самому широкому кругу специалистов — психологам, педагогам, врачам, социальным работникам, работникам культуры и т.д. Предлагаемый учебник представляет собой развернутый учебный курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология». Особенно полезен этот учебник будет для студентов, обучающихся на вечерних и заочных отделениях вузов. Включенные в пособие темы охватывают практически весь диапазон курса возрастной психологии. В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого Заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным. Учебник включает 5 разделов, объединяющих 19 тем. Первый раздел «Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии» знакомит с методологическими, методическими и понятийными основами возрастной психологии, содержит введение в основные проблемы данной отрасли психологической науки. Разделы второй «Историческое становление возрастной психологии», третий «Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в зарубежной психологии» и четвертый «Основные закономерности психического развития человека в онтогенезе в российской психологии» представляют собой изложение и анализ основных теорий психического развития человека, разработанных в зарубежной и отечественной психологии. Они знакомят читателя с историей детской и возрастной психологии, классическими теориями психического развития, тенденциями современного развития и дискуссионными проблемами возрастной психологии как науки. В пятом разделе «Онтогенетическое психическое развитие человека: возрастные ступени» рассмотрены основные закономерности психического развития на протяжении жизни человека — от рождения до старости, дано описание психологических возрастов от младенчества до старости. В Приложении приводится общая схема возрастной периодизации психического развития человека. Каждая глава сопровождается вопросами и заданиями, которые призваны обратить внимание учащихся на ключевые моменты темы. Содержание глав включает примеры из психологических исследований, литературные и жизненные иллюстрации, что облегчает восприятие теоретического материала и позволяет обратиться к собственному опыту каждого читателя, побудить поразмышлять над теми или иными важными проблемами, имеющими и теоретическое, и прикладное значение, связать теорию с практикой, перекинуть мостики от классических теорий к современным актуальным проблемам психологии развития.
Раздел первый ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.7.151 (0.01 с.) |