Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бийский технологический институт (филиал)↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Бийский технологический институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский государственный технический университет Им. И.И. Ползунова»
Г.В. Давиденко
ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Методические рекомендации по выполнениюпрактических работ по курсу «Экология» для студентов очной и очно-заочной форм обучения всех специальностей и направлений 2-е издание, переработанное и дополненное
Бийск Издательство Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова УДК 502(076) Д13
Рецензент: А.Г. Овчаренко, д.т.н., профессор кафедры ПБиУК БТИ АлтГТУ
Давиденко, Г.В. Д13 Экология и природопользование: методические рекомендации по выполнению практических работ по курсу «Экология» для сту-дентов очной и очно-заочной форм обучения всех специальностей и направлений / Г.В. Давиденко; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – 2-е изд., перераб. и доп. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2011. – 44 с.
В методических рекомендациях представлены структура и содержание курса, требования и рекомендации по выполнению практических работ, направленных на развитие и закрепление теоретических знаний в области экологии, приобретение практических навыков природопользования, приведены тестовые и итоговые опросы по разделам курса.
УДК 502(076)
Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Теплогазоснабжение и вентиляция, процессы и аппараты химической технологии». Протокол № 10 от 12.05.2011 г.
© Давиденко Г.В., 2011 © БТИ АлтГТУ, 2011 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 4 1 СТРУКТУРА КУРСА 5 1.1 Лекции. 5 1.2 Практические занятия. 7 1.3 Лабораторные работы.. 8 1.4 Самостоятельная работа студентов (СРС)........................................9 2 СТРУКТУРА РЕЙТИНГА ПО КУРСУ «ЭКОЛОГИЯ» 9 3 ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 10 3.1 Занятие № 1.Основные региональны проблемы природопользования. 10 3.2 Занятие № 2. Биосфера как среда развития человеческого общества…………………………………………………………………..11 3.3 Занятие № 3. Антропогенное воздействие на биосферу. 12 3.4 Занятие № 4. Научно-техническая революция и экологический кризис…………………………………………………..14 3.5 Занятие № 5. Эколого-экономические проблемы природопользования в России…………………………………………...16 3.6 Занятие № 6. Принципы и методы управления природопользованием и охраной окружающей среды в России. 18 3.7 Занятие № 7. Состояние окружающей среды как основа устойчивого развития. 19 ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное). Входной контроль знаний 21 ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное). Тестовый опрос «Основы экологии»……………………………………………………….24 ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательное). Тестовый опрос «Природопользование»…………………………………………………..33 ПРИЛОЖЕНИЕ Г (обязательное). Тестовый опрос «Правовые и экономические методы управления» 35 ПРИЛОЖЕНИЕ Д (обязательное). Итоговый контроль знаний 37 ПРИЛОЖЕНИЕ Е (обязательное). Экологические задачи и ситуации………………………………………………………………...41 ЛИТЕРАТУРА.. 43
ВВЕДЕНИЕ
В современном понимании экология – это научное направление, изучающее и отражающее весь сложный комплекс взаимоотношений человека с окружающей средой и природой в целом. Данное емкое определение нашло отражение в требованиях государственного образовательного стандарта к содержанию дисциплины «Экология» (которая начиная со второй половины девяностых годов преподается в обязательном порядке во всех высших учебных заведениях РФ). Курс «Экология» даёт студентам технических вузов научное представление об основополагающих принципах и методах современного природопользования, о тенденциях и проблемах его развития от глобального до регионального уровней. Курс рассчитан на студентов, не имеющих специализированной подготовки по естественным наукам (в том числе основам экологии), и восполняет, по мере необходимости, недостающие знания в смежных с дисциплиной научных областях. Основные цели курса включают получение студентами знаний: - о взаимодействии организмов в биосфере; - о биологической, глобальной, социальной экологии, системном подходе к её изучению; - об эколого-экономических особенностях хозяйственной деятельности человеческого общества и связанных с ней экологических проблемах; - об основах современного экологопользования, мировом и отечественном опыте по рациональному природопользованию и охране природы; - об экологических взаимодействиях экономического развития человеческого общества и природы; - об основных принципах международного экологического сотрудничества.
СТРУКТУРА КУРСА Структура курса «Экология» схематично представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура курса
Лекции
Темы, содержание и количество часов лекций изложены в таблице 1. Таблица 1 - Содержание лекционного материала
Продолжение таблицы 1
Активность студентов на лекциях определяется участием в решении проблем и вопросов, поставленных лектором во время занятий, качеством лекционных конспектов, уровнем готовности к лекциям. Конспекты лекций просматриваются преподавателем в процессе контрольного опроса, по каждой части курса на практических и лабораторных занятиях. Практические занятия Темы, содержание и количество часов представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Содержание практических занятий
1.2.1 Рекомендации по подготовке к практическим занятиям При подготовке к практическим занятиям необходимо проработать рекомендуемую тему по лекциям и литературным источникам, а также: 1) законспектировать в тетради для практических занятий: – базовые экологические термины и понятия, необходимые для изучения дисциплины; – краткие сведения к докладам и ответы на вопросы и задачи (если они отсутствуют в лекционном материале); 2) уделить особое внимание: – основной теме семинарского занятия; – современному воздействию человека на биосферу и глобальным проблемам природопользования; – концепции перспектив устойчивого развития современного общества. К практическому занятию студент обязан: – иметь при себе конспекты лекций, учебники, тетрадь для практических и лабораторных занятий; – выполнить задания из плана подготовки к предстоящему практическому или лабораторному занятию. Если студент пропустил практическое (лабораторное) занятие, он должен самостоятельно проработать данную тему (выполнить лабораторную работу), предоставить преподавателю краткий конспект Во время сдачи коллоквиума ответить на дополнительные вопросы по пропущенной теме (лабораторной работе). Выполнение студентом плана лабораторных и практических занятий, правильность ответов на поставленные вопросы контролируются преподавателем во время занятий и при контрольном опросе по теме раздела (просматривается тетрадь для практических и лабораторных занятий). Баллы за активность присуждаются студентам, которые участвуют в обсуждении разбираемой темы, высказывают оригинальные суждения, используют примеры из периодических источников. Студент, набравший максимальное количество баллов за активность на практических занятиях по темам, разделам и сдавший все контрольные точки не менее чем на 50 баллов, получает итоговый зачет по всему курсу или имеет льготы при сдаче экзамена.
Лабораторные работы
Наименование лабораторных работ и количество часов, отведенных на них, отражены в таблице 3. Таблица 3 – Содержание лабораторных работ
1.4 Самостоятельная работа студентов (СРС) План-график изучения дисциплины составлен, исходя из того, что студент еженедельно 4–5 часов самостоятельно выполняет задания, предусмотренные этим планом. Самостоятельная работа должна протекать по ряду параллельных направлений, отличных друг от друга по своим образовательным и формирующим целям: работа с учебной, научной и периодической литературой, выполнение лабораторных работ, тестовых заданий, выполнение индивидуальных заданий, написание докладов, сообщений, рефератов, подготовка к коллоквиумам. Самостоятельное изучение материала (в данной работе эти разделы отмечены звездочкой *) должно сопровождаться составлением конспектов, которые можно использовать во время текущего или рубежного контроля знаний. Форма контроля может быть произвольной. Необходимым и важным видом СРС является работа с тестами. Тесты выполняют не только контролирующие функции, но и предназначены для активизации познавательного процесса: принимая решения, отбрасывая неверные ответы, студент вынужден не просто усваивать информацию, но и анализировать ее. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
3.1 Занятие № 1 (2 часа). Основные региональные Проблемы природопользования
План проведения занятия 1. Введение: структура курса «Экология»; цели и особенности изучения данной дисциплины в вузе; значение природопользования для жизни общества. Основные виды учебной деятельности по курсу: лекции (рекомендации к конспектированию), практические (семинарские) занятия, зачётные занятия (консультации, доклады, рефераты). Основные требования к докладам и рефератам. Рейтинговая система оценки знаний. Основная литература и учебно-методические материалы по дисциплине.
2. Сообщение преподавателя. Основные региональные проблемы природопользования и состояния природных и антропогенных экологических систем Алтайского края. 3. Тест проверки остаточных знаний школьного курса «Экология» (Приложение А). 4. Подведение итогов занятия.
3.2 Занятие № 2 (2 часа). Биосфера как среда развития Человеческого общества
Цель: а) раскрыть современное воздействие человека на биосферу и глобальные проблемы природопользования; б) рассмотреть мировой исторический опыт природопользования; в) рассмотреть учение Вернадского о биосфере и ноосфере. Подготовка к занятию 1. Изучить материал занятия в учебнике [1, 3, 4] и конспект лекций. 2. Выучить значения основных терминов и определений: экология, природопользование (рациональное и нерациональное), антропогенное воздействие, популяция, озоновая дыра, парниковый эффект, экологическая безопасность. 3. Обсудить экологические ситуации 1, 2, 3, 4 по Приложению Е. План проведения занятия 1. Заслушивание и обсуждение докладов (сообщений) по указанным вопросам: а) Проблемы человечества на начало XXI века: [1, 3, 4]*: -В чём причина и каковы механизмы возникновения глобальных экологических проблем? -Какие два важнейших природных процесса поддерживают жизнь на Земле? -Каковы причины и возможные последствия глобального потепления климата? -Почему на смену антропоцентризму должен прийти новый тип экологического познания – экоцентризм? б) Исторические этапы взаимодействия общества и природы [1, 2]: -Каковы причины снижения биоразнообразия в природе в настоящее время? -Чем отходы естественной экосистемы отличаются от отходов промышленности в их воздействии на природу? -Что значит рациональный подход в природопользовании? -Охарактеризуйте стратегию природопользования в прошлом и настоящем. в) Связь между учением Вернадского о биосфере и концепцией ноосферы. -В чем суть ноосферного мышления? -Какие основные компоненты включает в себя биосфера? г) Экологические законы Б. Коммонера [1]*: -Назовите пять основных видов вмешательства человека в экологические процессы биосферы по Коммонеру. -Почему современную цивилизацию называют цивилизацией отходов? 2. Обсуждение высказываний: а) «Наши проблемы загрязнения питания, народонаселения – все являются экологическими» (Р.Л. Смит). б) «Человек потребляет в виде пищи, корма для животных и топлива лишь примерно 3 % ЧПП (чистая первичная продукция), 36 % ЧПП используется косвенно – потери урожая, сжигание и потери лесов, опустынивания, превращение природных ареалов в места обитания человека. Этот расчёт не учитывает уменьшения объёма первичной продукции из-за загрязнения ОС, так как этот эффект невозможно оценить в глобальном масштабе. Люди контролируют около 40 % ЧПП суши, но влияние людей может распространяться на большую часть ЧПП через загрязнения. Если 40 %-ная оценка хотя бы приблизительно верна, то возникают некоторые интересные вопросы о следующем удвоении численности населения и капитала уже через 20–30 лет. Каким станет мир, если человек будет потреблять 80 % ЧПП, а если 100 %?» (Д.Х. Медоуз, Н.Ф. Реймерс). 3. Подведение итогов занятия. 3.3 Занятие № 3 (4 часа). Антропогенное воздействие На биосферу Цель: а) рассмотреть и проанализировать санитарно-гигиенические и производственно-хозяйственные нормативы; б) рассмотреть и сравнить фоновые, естественные и антропогенные загрязнения; в) проанализировать природные ресурсы Земли как лимитирующий фактор выживания человека. Подготовка к занятию 1. Изучить материалы занятия в учебнике [1, 3, 4, 5] и конспекте лекций. 2. Подготовиться к тестовому опросу (Приложение Б). 3. Выучить значения основных терминов и определений: факторы - антропогенные, экологические, биотические, абиотические; толерантность, природные ресурсы, природные комплексы, природные объекты, природная среда, окружающая среда, особо охраняемые природные территории. 4. Прорешать задачи: обсудить экологические ситуации 5, 6 по Приложению Е. План проведения занятия 1. Прослушивание и обсуждение следующих докладов и сообщений по приведенным вопросам: а) Природные экосистемы Земли как хорологические системы биосферы [1, 3]*: -Чем отличаются биотические факторы от абиотических по вызывающим их причинам, по силе воздействия и по избирательности действия на организм? -Чем отличается закон толерантности от закона минимума? В чём общность этих законов? -Как подразделяются организмы по характеру источников питания и по экологическим функциям в биотических сообществах? -Почему леса называют «лёгкими планеты» и «природной аптекой»? б) Природные ресурсы России: -Как классифицируются ресурсы по источникам происхождения, по использованию их в производстве и по степени истощаемости? -Что понимается под особо охраняемыми природными территориями? -Что такое ресурсообеспеченность? -Дайте определение следующим понятиям: экосистема, антропогенные, естественные экосистемы, устойчивость экосистемы, деградация окружающей среды, экологическая безопасность населения. Приведите примеры. Биогеоценоз и экосистема – сходство и различие. в) Круговорот веществ в природе [1, 2, 3]*: -Из каких частей состоит биологический круговорот веществ? -Что такое биосфера и чем она отличается от других оболочек земли? -Каково основное отличие антропогенных и естественных круговоротов веществ в биосфере? г) Интенсификация воздействия современного человека на окружающую и природную среду. -Сформулируйте общепринятое понятие загрязнения среды. -В чём различие между материальными и энергетическими загрязнителями? Классификация загрязнителей. -Что означает термин «экоцид» и когда он впервые введен? -Влияние природно-экологических и социально-экономических факторов на здоровье человека? -Почему любые военные действия дестабилизируют экологическую обстановку? д) Экологическое нормирование: -Что понимают под качеством окружающей природной среды? -Каковы роль и значение экологического нормирования? -Какие виды экологических норм и нормативов используются в России? -Объясните понятие «емкость природной среды» или «экологическая емкость территории». е) «Экология и здоровье человека»[3, 4, 5]*: -Какие территории относятся к зонам чрезвычайной экологической опасности и зонам критической экологической ситуации? -Какие загрязняющие вещества относятся к канцерогенным? -Сформулируйте общепринятое понятие – загрязнение окружающей среды. 2. Обсуждение высказываний: а) «Наука представляет нам знание о мире, но не ценности, которым мы должны следовать» (Р. Декарт); б) За один рейс самолёт из Европы в Америку сжигается 200 кг атмосферного кислорода. Для его создания в процессе фотосинтеза требуется «работа» 500 га леса в течение года. 3. Подведение итогов занятия. 3.4 Занятие № 4 (2 часа). Научно-техническая революция И экологический кризис
Цель: а) рассмотреть роль НТР в развитии биосферы; б) раскрыть понятие экологический кризис и роль мирового сообщества в преодолении экологического кризиса; в) проанализировать причины и пути выхода из экологического кризиса.
Подготовка к занятию 1. Изучить материалы занятия в учебнике [1, 3, 4, 5, 6] и конспект лекций. 2. Выучить значения основных терминов и определений: экологический кризис, деградация окружающей среды, ПДК, ПДВ, ПДС, имитационное моделирование, экологические модели. 3. Прорешать задачи: обсудить экологические ситуации 8, 9 по Приложению Е. План проведения занятия 1. Заслушивание и обсуждение докладов (сообщений) по вопросам: а) Научно-техническая революция и глобальный экологический кризис: -Что такое экологический кризис? Каковы пути выхода? Назовите основные причины современного экологического кризиса. -Назовите основные направления, по которым Россия должна выходить из экологического кризиса. -Укажите принципиальную разницу между прошлыми и современными экологическими кризисами. б) Возможность моделирования в решении экологической проблемы: -Каковы возможности моделирования в решении экологических проблем? -Для чего используются экологические модели? -Что такое имитационное моделирование и как оно используется для прогнозов мирового развития? в) Техногенные аварии, катастрофы и их экологические последствия [1, 3, 4]*: -Увеличится ли вероятность стихийных природных бедствий по мере снижения устойчивости биосферы и почему? -Что такое трансграничный перенос загрязнителей? -Что понимается под эффектом суммации? г) Роль новых научных направлений в преодолении экологического кризиса: -Перечислите основные направления инженерной защиты окружающей природной среды. -Оцените роль ресурсосберегающих технологий. -При решении каких прикладных экологических вопросов находит применение биотехнология?
2. Обсуждение высказываний: а) «Сознательный выбор путей преобразования природы потребует создания теории ее преобразования и, вероятно, опытного моделирования в природных условиях на специальных крупных полигонах» (Г.Ф. Хельми). б) «Исследователи сложных систем должны заниматься упрощенными формами, ибо всеобъемлющие исследования бывают зачастую совершенно невозможны» (У. Эшби). 3. Подведение итогов занятия.
3.5 Занятие № 5 (4 часа). Эколого-экономические проблемы Природопользования в России Цель: а) разобрать основные направления экологизации экономики; б) рассмотреть принципы рационального природопользования. Подготовка к занятию 1. Изучить материалы занятия в литературе [1, 2, 6, 7] и конспект лекций. 2. Подготовиться к письменному контрольному опросу (Приложение В). 3. Выучить значения основных терминов и определений: экологическая лицензия, лимит, договор на специально и комплексное природопользование, кадастр, экологические фонды, экологическое страхование, кадастры. 4. Прорешать задачи: обсудить экологические ситуации 10, 11, 12 по Приложению Е. План проведения занятия 1. Заслушивание и обсуждение докладов (сообщений) по приведенным вопросам: а) Экологические проблемы промышленного и топливно-энерге-тического комплекса России [1, 3, 6]*: -Каково место, занимаемое тепловой энергетикой, в загрязнении окружающей среды? Какие вредные вещества выбрасывают тепловые электростанции, в чём особенность их воздействия? -В чем проявляется негативное воздействие на окружающую среду атомных электростанций, работающих в безаварийном режиме? -В чем состоит особенность воздействия гидроэнергетических станций на природные комплексы?
б) Отходообразующее общество: -Классификация отходов. -Какие реальные опасности в воздействиях на природную среду таит в себе хозяйственная деятельность человека в современных условиях? -Предложите возможные мероприятия, позволяющие уменьшить загрязнение окружающей среды. в) Особенности нового экономического механизма природопользования: -Что подразумевается под экономическим механизмом природопользования и охраной окружающей природной среды? Какова роль экономического механизма природопользования? -Что такое кадастры природных ресурсов? -Для чего в эколого-экономическом механизме природопользования применяется система лицензирования, лимитирования? -От чего зависят размеры платежей за загрязнения окружающей среды вредными веществами? Дать характеристику экологическим фондам. -Что понимается под договором на комплексное природопользование? г) Проблемы радиоактивного загрязнения среды [3, 6]*: -Назовите причины, вызвавшие в последние десятилетия радиационное загрязнение на территории России. -Что вы знаете о проблеме радиоактивных отходов и как она решается в России? -Существует ли опасность перемещения в Россию токсичных промышленных отходов? д) Территориальные особенности экологической обстановки в России и тенденции её изменения (региональные эколого-эконо-мические проблемы) [5]*: -Какие последствия нерационального (некомплексного) использования эксплуатируемых в Сибири природных ресурсов? -Охарактеризуйте последствия загрязнения воздушной среды и водных объектов в регионах Сибири. -Как отражается ухудшение экологической обстановки на состоянии здоровья людей, проживающих в наиболее загрязнённых городах Сибири? 2. Обсуждение следующих высказываний: а) «Большие города до сих пор лишь паразиты биосферы, если рассматривать их с точки зрения того, что удачно названо "жизненными ресурсами" (вода, пища, воздух). Чем больше город, тем больше он требует от окружающей местности, и тем больше опасность нанесения вреда "хозяину" - природной среде» (Ю. Одум). б) «Чем больше пустынь мы превратим в сады, тем больше цветущих садов мы превратим в пустыни». Сравните: ежегодно южная граница Сахары отодвигается на юг на 10 км. 3. Подведение итогов занятия.
3.6 Занятие № 6 (2 часа). Принципы и методы управления природопользованием и охраной окружающей среды в России Цель: а) рассмотреть структуру государственных органов охраны окружающей природнойсреды; б) раскрыть законодательно-правовой механизм природопользования; в) разобрать виды экологического контроля, познакомиться с видами мониторинга. Подготовка к занятию 1. Изучить материалы занятия в литературе [1, 2, 3, 4, 7] и конспект лекций. 2. Выучить значения основных терминов и определений: экологическое право, экологическая экспертиза, экологический контроль, мониторинг, экологический вред, экологический риск, оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). 3. Обсудить экологические ситуации 13, 14 по Приложению Е. План проведения занятия 1. Заслушивание и обсуждение сообщений по вопросам: а) Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды в России: -Что такое экологическое право? Перечислите основные правовые источники в нашей стране. -Перечислите виды ответственности за нарушения законодательно-правовых актов в области природопользования. -Назовите важнейшие отличия Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» (2002 г.) от предшествующего Закона РСФСР (1960 г.). -Почему Закон «Об охране окружающей среды» имеет особую важность? Назовите и прокомментируйте основные принципы охраны окружающей среды, заложенные в законе.
б) Механизм управления природопользованием в России: -Что включает административный механизм природопользования? -Что такое экологический риск? Какие регионы относят к зонам повышенного экологического риска? -Какова структура государственных органов природопользования и охраны окружающей среды в России? -Как возмещается вред, наносимый окружающей среде? в) Экологическая экспертиза, экологический мониторинг: -Виды экологического контроля. Что понимается под государственным экологическим контролем? -Для чего осуществляется мониторинг окружающей среды, и каковы его виды? -Какова эффективность государственной экологической экспертизы в практике природопользования и почему она является обязательной? -Что такое ОВОС? 2. Обсуждение высказываний: а) «Мысли глобально, действуй локально». б) «Общества развиваются до тех пор и постольку, поскольку сохраняют равновесие между своим давлением на среду и восстановлением этой среды как природно-естественным, так и искусственным» (Н.Ф. Реймерс). 3. Подведение итогов занятия. 3.7 Занятие № 7 (4 часа). Состояние окружающей среды как Основа устойчивого развития Цель: а) рассмотреть концепцию и перспективы устойчивого развития современного общества, мировые проблемы и прогнозы его развития, международное сотрудничество в природоохранной деятельности; б) разобрать мировой исторический опыт природопользования. Подготовка к занятию 1. Изучить материалы занятия в учебнике [1, 2, 3, 4, 7]. 2. Подготовиться к контрольному опросу (Приложение Г). 3. Выучить значения основных терминов и определений: экоцентризм, антропоцентризм, всемирная хартия природы, устойчивое развитие. 4. Обсудить экологическую ситуацию 15 по Приложению Е.
План проведения занятия 1. Заслушивание и обсуждение докладов (сообщений) по приведенным вопросам: а) Становление природопользования в России. Экологическая доктрина Российской Федерации [2, 3]*: -Чем в отношении к природе ознаменовался период становления рыночной экономики в России? -Определите основные причины, вызвавшие разработку в России свода природоохранных законов, а затем – пакета Экологической доктрины страны. б) Концепция устойчивого развития. Возможности устойчивого развития в России: -В чём смысл модели устойчивого развития общества? Охарактеризуйте пути её реализации в России. -Основные принципы международного сотрудничества. в) М еждународное сотрудничество в природоохранной деятельности: -Что вы знаете о важнейшем форуме по экологии в ХХ веке – конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.)? -Что нужно предпринять, чтобы общество перешло к реализации модели устойчивого развития? -Нужно ли концепцию национальной безопасности рассматривать с обязательным учетом экологического фактора? г) Гармонизация взаимоотношений человека и природы [1, 3, 4]*: -В чем суть ноосферного мышления? -Основные этапы формирования нового экологического сознания – экоцентризма? Каковы основные принципы биосферной этики? -В чем заключается экологическое образование, воспитание и культура? Какое общество можно назвать экологическим? 2. Обсуждение высказываний: а) «Господство над природой состоит в умении познавать ее законы и правильно их применять» (Ф. Энгельс); б) «Охрана природы – вопрос благосостояния и выживания homo sapience» (П. Эрлих). 3. Подведение итогов занятия. ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Входной контроль знаний 1. Биосфера есть: а) область распространения жизни; б) совокупность живых организмов, существующих на Земле; в) биогеоценоз; г) экосистема. 2. Неизбежны ли экологические противоречия в системе общество-природа? а) да; б) нет; в) в некоторые периоды времени – да, а в некоторые – нет. 3. Каковы последствия применения фреонов? а) загрязняют окружающую среду; б) приводят к образованию озоновых дыр; в) приводят к образованию парникового эффекта; г) приводят к выпадению кислотных дождей. 4. Что такое рациональное природопользование? а) природопользование с сохранением экологического равновесия; б) природопользование с учетом законов логики; в) природопользование на основе научных достижений; г) использование только возобновляемых ресурсов. 5. Какие из данных организаций являются экологическими? а) «Гринпис»; б) «Красный крест»; в) «Вахта мира»; г) «Римский клуб». 6. Что такое природно-ресурсный потенциал? а) все природные ресурсы Земли; б) часть природных ресурсов, которая может быть реально вовлечена в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды жизни человека; в) часть природных ресурсов, которые используются человеком; г) потребление человеком природы. 7. Каковы последствия накопления в атмосфере окислов азота? а) парниковый эффект; б) разрушение озонового слоя; в) кислотные дожди; г) глобальное потепление климата. 8. Какие из перечисленных факторов можно отнести к абиотическим факторам? а) весенние разливы рек; б) вырубка леса; в) внесение в почву удобрений. 9. К какому экологическому фактору можно отнести создание заповедника в лесном массиве? а) биотическому; б) абиотическому; в) антропогенному. 10. Из перечисленных факторов выберите антропогенный: а) свет; б) взаимосвязи между особями в популяции; в) развитие промышленности. 11. Какие из перечисленных фактов можно отнести к глобальным экологическим проблемам? а) рост численности грызунов; б) вредныевыбросы в атмосферу парниковых газов; в) рост численности населения земного шара. 12. Из перечисленных факторов выберите абиотические: а) влажность, свет, температура; б) вырубка лесов; в) влияние организмов друг на друга. 13. Роль озонового экрана состоит: а) в поглощении ультрафиолетовых лучей; б) в поглощении инфракрасных лучей; в) в обогащении планеты кислородом. 14. Какие из перечисленных факторов относятся к искусственному загрязнению? а) вулканические извержения; б) выхлопные газы автомобилей, смог; в) пыльные бури. 15. Для того чтобы справиться с проблемой загрязнения атмосферы, необходимо: а) перейти на новые, более чистые источники энергии; б) применять газоулавливающие установки; в) закрыть предприятия, загрязняющие среду. 16. С помощью
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.216.248 (0.011 с.) |