ТОП 10:

Принципы природоохранной политики



Нормативы качества окружающей среды. Оценка качества окружающей среды осуществляется дифференцировано по следующим направлениям: качество атмосферы, гидросферы, почвы, продуктов питания и другие. Для оценки используют нормативы, которые ограничивают, воздействия вредных факторов, в основе обоснования которых лежит общий принцип естественной адаптации организма. Нормативы качества окружающей среды подразделяется на: санитарно-гигиенические, экологические, производственно-хозяйственные и временные.

1) Санитарно-гигиенические нормативы качества, к ним относятся:

а) ПДК загрязняющих веществ в атмосфере, гидросфере, почве.

б) Уровень допустимых физических воздействий: вибрация, шум, электромагнитные и радиационные излучения не оказывающие какого-либо вредного воздействия на организм человека в настоящее время и в отдаленные промежутки времени, а также не оказывает будущим поколениям.

в) Токсометрический показатель – доза вредного вещества или физического фактора, которые вызывают фиксированные реакции организма.

2) Экологические нормативы определяют предел антропогенного воздействия на окружающую среду, превышение которого может создать угрозу сохранения оптимальных условий совместному существованию человека и природы.

3)Производственно хозяйственные, подразделяются:

а) технологическиенормативы – это ПДВ, ПДС, ПДТ сжигаемого топлива. Все они связаны с профилем работы, объемом и характером загрязнения каждого конкретного предприятия.

б) градостроительные нормативы - разрабатываются для обеспечения безопасности при планировке и строительстве городов и населенных пунктов.

в) рекреакционные – для полноценного отдыха и туризма.

4) Временные нормативы- которые пересматриваются по мере роста научных знаний, устанавливаются на определенные технологии и по мере совершенствования технологии регулярно пересматриваются в сторону ужесточения, тем чтобы воздействие на природу было минимально.

Оценка качества воздушной среды

Осуществляется на основе следующих нормативов:

ПДК раб. зоны, ПДК меж. разовая, ПДК средне суточное – санитарно-гигиенические

ВДКрз – временный, действует в течение 2 лет.

ПДВ (г/час); ПДТ (т/час) – производственно - хозяйственный

Оценка качества водного бассейна

ПДС – производственно - хозяйственный норматив

ПДК хозяйственно - питьевая (мг/л) и ПДК рыбо - хозяйственный. (мг/л)

ВСС – временно согласованный сброс - временный

Оценка качества почвы

ПДК почвы: (мг/кг)

ВДК временной норматив

Оценка шума

ПДУШ - предельно допустимый уровень шума (уровень шума до 5а) – санитарно – гигиенический норматив

ДУУ допустимый уровень ультразвука – санитарно - гигиенический норматив

ПДУИ – уровень инфразвука – санитарно - гигиенический норматив

ПДШХ - шумовая характеристика машин и механизмов

Предельно допустимый уровень по радиационной безопасности (Бэр), нормально – 35Бэр за 70 лет жизни.

Экологический мониторинг

Мониторинг - система наблюдений за изменением состояния окружающей среды, вызванная антропогенным воздействием, которая позволяет проектировать развитие этих изменений.

Основные принципы мониторинга: наблюдение, анализ, прогнозирование

Несколько звеньев экологического мониторинга:

1)глобальный – проводится в пределах всей биосферы, на основе международного сотрудничества. Объекты глобального мониторинга: атмосфера, включая озоновый экран; растительный, почвенный покров; животный мир. Показатели глобального мониторинга: радиационный баланс, тепловой баланс, газовый состав и запыленность, загрязнение больших рек и водоёмов, круговорот воды, глобальные характеристики состояния почв, растительного и животного мира, крупномасштабный круговорот веществ (включая углекислый газ)

Национальный

Региональный

Объекты 2,3 звена: природные экосистемы, лесные экосистемы, агрономические экосистемы, исчезающие виды животных и растений (таким образом изучают продуктивность растений, урожайность культур, эффективность лесонасаждений)

Локальный

Это приземный слой атмосферы, поверхностные грунтовые воды, пром. и бытовые выбросы, сбросы, радиоактивное излучение и отдельные популяции живых организмов, характеризующие показатели ПДК, ПДВ, ПДС

Уровни природоохранной деятельности:

1) защита гидросферы и атмосферы от загрязнений

2) утилизация отходов

3) повышение культуры производственной деятельности и экономия

4) создание новых экологически чистых ресурсосберегающих и малоотходных производств

5) пр-во продукции высокого экологического качества

6) создание экологически уравновешенных промышленных комплексов

Нормативно – правовые основы природоохранной среды

Реализация государственной экологической стратегии опирается на природоохранное законодательство. Современное экологическое законодательство состоит из 2 звеньев: природоохранительного и природоресурсного.

В систему природоохранительного входят:

А)федеральный закон об охране окружающей среды от 10 января 2002 года

Б) закон об санитарно-эпидемиологическом состоянии населения

В) основа законодательства РФ об охране здоровья

В систему природоресурсосберегающего законодательства входят:

А) земельный кодекс РФ

Б) закон о недрах

В) закон об охране водных ресурсов

Г) закон об охране использования животного мира,

а также различные закон. и нормативные акты об использовании и регулировании природных ресурсов.

Основным законодательным актом прямого действия является закон РФ об охране окружающей среды. Этот закон является общим определяющим эколого-правовые отношения в России.

Его основные задачи:

1) охрана природы и как следствие здоровье человека

2) предупреждение вредного воздействия хозяйственной деятельности

3) оздоровление окружающей среды, улучшение её качества

В статье 3 говорится об основных принципах, направленных на решение задач:

1) приоритет охраны жизни и здоровья человека

2) научное обоснование (сочетание) экологических и экономических интересов общества

Это реализуется в законе 3-мя группами требований:

-нормирование качества природной среды

Такими нормативами являются: ПДК, ПДВ, ПДС и др.допустимые уровни

-экологические требования хозяйственной деятельности при проектировании, строительстве, эксплуатации предприятий

-механизм исполнения этих требований, включает. в себя экономические рычаги, экологическую экспертизу, экологический контроль, экологическое воспитание

3) рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы: по пути безотходных технологий как в природе

4) соблюдение требований природоохранного законодательства и обязательная ответственность за их нарушение (глава 14)

5) гласность в работе при решении природных задач

Эти 5 принципов изложены в 16 главах .84 статьи

Комментируя закон, необходимо отметить 3-й раздел, а именно право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду. Кроме того, граждане имеют право (статья 11): создавать общественные организации по охране окружающей среды, вступать в эти организации, вносить свои трудовые сбережения, принимать активное участие в митингах по охране окр.среды, требовать информации о состоянии окружающей среды, требовать отмены решений о размещении строительства и эксплуатации экологически вредных объектов, ставить вопрос о привлечении к уголовной ответственности виновных лиц, совершивших экологические правонарушения.

Граждане имеют обязанности (ст.11):

Сохранять природу и бережно относиться к ПР. Согласно ст.79 этого закона, предприятие, граждане, причинившие вред здоровью граждан или окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме добровольно или по решению суда. Каждый гражданин имеет право предъявлять иск в суд о прекращении экологически вредной деятельности, которые причинили вред здоровью или окружающей среде.

Экологический контроль

Глава 11 закона об охране окружающей среды: наблюдение за состоянием окружающей среды и проверка соблюдения, проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы. Бывает государственный, производственный, муниципальный, общественный экологический контроль

Государственный экологический контроль – его осуществляют органы государственного экологического надзора (государственный комитет, областной комитет по охране природы; районные, городские, областные СЭС).

Права государственного инспектора в области охраны окружающей среды:

1) посещать все без исключения предприятия, независимо от формы собственности, включая воинские объекты

2) знакомиться с документами, анализами и другими необходимыми материалами

3) проверять работу очистных сооружений, средства защиты окружающей среды, средства контроля, соблюдение нормативов

4) проводить государственную экологическую экспертизу

5) требовать устранения выявленных недостатков, давать указания по размещению и проектированию объектов эксплуатации

6) привлекать к административной ответственности, к дисциплинарной, к уголовной.

7) принимать решение об приостановке работы предприятия

Производственный экологический контроль:

Им занимается служба предприятия (отдел по охране окружающей среды), где существует должность инженера по охране окружающей среды, который и осуществляет контроль

Муниципальный и общественный экологический контроль:

Его осуществляют органы местного самоуправления. Контроль осуществляется общественными объединениями в соответствии с их уставом, а также гражданами в соответствии с их законодательствами.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.187.81 (0.006 с.)