Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотив одиночества в лирике Лермонтова

Поиск

Чем люди живы

Этим вопросом человечество задается вот уже многие тысячелетия. Так что же главное в жизни человека, какие потребности главны? С развитием человеческой цивилизации возросла и расширилась иерархия наших потребностей. И сразу вспоминаем другое мудрое изречение: «Не хлебом единым жив человек!»

 

Так что же может быть главнее, чем еда, вода и воздух в нашей жизни?..

Маленький принц – герой одноименной сказки французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери- говорил: «Я знаю одну планету, там живет такой господин... Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил…И с утра до ночи твердит одно: «Я человек серьезный! Я человек серьезный!»

 

Как видим, юный герой философской сказки Экзюпери удивляется человеку, лишенному потребности любить, созерцать, понимать красоту природы. Но с этим недостатком человеческого восприятия нам ещё можно смириться - главное, чтобы люди, не чувствующие в мире прекрасное, не насаждали свою философию- философию черствости души. Человеку трудно жить, стыдясь своих чувств,- нужно быть искренним, ведь напускная серьезность делает нас неполноценными и, тем более, никого не восхитит.

 

Так, например, и герой романа И.С.Тургенева "Отцы и дети" Евгений Базаров, будучи человеком науки, был не только очень "серьёзным" и скупым на положительные эмоции, но часто - грубым в отношениях с друзьями и родителями. Не веря и в любовь, он, как можно дольше, пытался подавлять в себе это чувство к Анне Одинцовой. В итоге, он получал лишь страдания, став заложником своей философии нигилизма.Стремление современных людей только к материальным благам, а также цинизм и практицизм всё-таки должны уступать умению и желанию любить, радоваться каждому дню, чувствовать прекрасное, воспринимать духовные ценности.

 

Поэт дает нам понять, что чувство эстетического восприятия, рождающееся "под скальпелем природы и искусства", и должно делать нас настоящими людьми. Действительно, «не хлебом единым мы живы!» И как жаль, что до сих пор не все люди имеют потребность и понимают смысл, например, похода в театр или музей, посещения галереи или вечера поэзии в старой библиотеке...

Да, труд сделал из обезьяны человека, но будем верить, что все-таки потребность в развитии духовной жизни сделает из нас Человека.

 

Чем люди живы

Этим вопросом человечество задается вот уже многие тысячелетия. Стремление человека в первую очередь к материальным благам, а не духовному принадлежит безымянному герою рассказа "Господин из Сан- Франциско ". Не дав своему персонажу имя, автор намеренно его обезличивает, намекая, что таков тип большинства богачей в буржуазном мире Запада. "Атлантида"- название погибшей цивилизации и имя роскошного лайнера, на котором и ведет свое путешествие американский "господин" в Европу. Тяга нашего героя к материальным излишествам, удовлетворению своей похоти, алкоголю, тщеславию, приводит его, по-видимому, к инфаркту и смерти прямо во время круиза. Весь рассказ построен на антитезе или контрасте, где блеск, роскошь, шик кают и залов соседствуют с описанием бури за бортом, рыжего капитана, похожего на дьявола, пассажира-принца, напоминающего мумию. Используя символику смерти, автор даёт понять нам, что мир, где духовных ценностей нет, обречён на гибель, как и герой его рассказа. Цивилизация, вдохновляемая лишь культом доллара и его властью, поклоняется греховным, мнимым ценностям. Господин жил лишь любовью к деньгам, которые он зарабатывал всю жизнь. Но после его смерти деньги не обеспечили ему уважение даже со стороны персонала корабля: тело господина поскорее отнесли в подсобное помещение, как ненужный хлам, дабы не омрачать настроение остальных отдыхающих.

 

Другим героям произведений Бунина, как и самому писателю, дороги воспоминания детства, юности больше, чем что бы то ни было. В автобиографическом рассказе "Антоновские яблоки"Бунин идеализирует прошлое, видит в нем только хорошее. И неудивительно, ведь рассказ создавался, когда автор находился далеко от России. Яблоневый сад при имении, в котором работали крестьяне и где много времени проводил мальчик, - символизирует потерянный Рай, как и чеховский "вишневый сад". Расставание сада с листвой осенью и расставание с самим садом героя - символ наступления осени в душе и самого писателя. Автор живет лишь прошлым, ему горько воспринимать настоящую Россию без интеллигенции, с грубыми манерами новых хозяев.

На примере рассказов Бунина, полных философскими размышлениями, противоречивыми героями и бесхитростными, мы увидели, что спектр человеческих потребностей широк. Многие люди и в XXI веке живы тягой к наживе и богатству, любви и признанию, тоской и жаждой служения Родине.

Природа и человек.

Культура и искусство, природа и естество. Вот два вечно противоборствующих лагеря философских категорий нашего бытия. Победы одной или другой стороны ожидать невозможно, потому как человек-существо биосоциальное.

 

Мы должны следовать законам и культуры, и природы. Часто мелькающий по ТВ рекламный слоган "Бери от жизни всё!" мне кажется очень опасным. Такое отношение к жизни может быть только у бездумного потребителя, эгоиста. "Красота спасет мир",- говорил устами своего литературного персонажа Ф.М.Достоевский. И, действительно, единственное проявление человеческой культуры, которое протягивает руку помощи, дружбы Природе,-это Искусство. Конечно, существуют мнения, что искусство может быть просто ради искусства, что искусство не обязано ничему учить и что понятие эстетического не всегда подразумевает что-то прекрасное. Природа-мать, а искусство- только попытка подражать ей. И это хорошо, потому что по-другому не всегда можно примирить или познакомить человека с природой. Как же хочется, чтобы и в далеком будущем наши внуки в реальной жизни смогли ощутить и запах цветов, и радость купания в чистой реке - в общем все то, что даст вдохновение собственному творчеству. Больно замечать, что не все люди дорожат остатками сил природы. Как долго она еще сможет бороться с нами? Человек-венец природы - словно старается как можно быстрее дойти до точки невозврата.

 

Писателя В.П.Астафьева глубоко волновала эта проблема. В своём рассказе "Царь-рыба" он поднимает тему человеческой расточительности по отношению к природным богатствам. Сюжет строится на том, как заядлый браконьер Игнатьич оказывается в ловушке, запутавшись в собственных снастях вместе с гигантским осетром, тянущего теперь его на дно. Эта рыба здесь символизирует силы всей Природы, которая мстит человеку за его преступную ненасытность. Как и героиня одноименного рассказа А.И.Куприна Олеся, мы должны учиться у Природы умению отдавать, а не постоянно что-то брать. Олеся - тип естественного человека в литературе. Живя на лоне природы, не нарушая ее гармонии, она - часть ее.

 

Просыпаясь каждое утро, мы обязаны помнить, что вся наша жизнь - это большой подарок, и говорить спасибо за то, что пока ещё у нас за окном- голубое небо, зеленая трава. А те, кто все-таки нас не услышат или не захотят понимать, пусть тогда не забудут хрюкнуть, бросая в очередной раз бумажку мимо урны.

 

 

Вопросы заданные человечеству войной.

С каждым годом всё меньше и меньше остаётся среди нас тех, кто встретил рассвет 22 июня 1941 года.Были 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.

 

Читателей глубоко взволновала трагическая судьба кремлевских курсантов, погибших под Москвой в ноябре 1941 года. Об этом рассказывает повесть Константина Воробьёва "Убиты под Москвой". Эти юноши из роты кремлёвских курсантов, ведомые на фронт капитаном Рюминым, молодые, красивые, полные жизни, поставлены в нечеловеческие условия. Безоружные, брошены они под немецкие самолёты и танки. Курсанты вооружены только самозарядными винтовками, гранатами и бутылками с бензином. Их путь, проделанный по Подмосковью в эти пять дней со времени вступления на фронт до их трагической гибели, полон страданий и немыслимых мук. Рота обречена, гибель неизбежна - ребята окружены. И капитан Рюмин бросает в атаку курсантов, чтобы погибли они не в животном страхе отступления, а в бою, ничего не зная об окружении. Ужас первых месяцев показан через восприятие всего происходящего главного героя Алексея Ястребова, который по-ребячьи радуется "своему гибкому молодому телу в статной командирской шинели", думая о себе: "Как наш капитан". Он радуется снегу, морозному утру. И это ещё сильнее обнажает перед нами, читателями, противоестественность войны. И в тупую звериную жестокость фашистов его сердце не хочет верить: ведь в физическом облике их всё было от обыкновенных людей. В конце повести лейтенант Ястребов на пределе сил вступает в единоборство с фашистским танком и побеждает.

 

Мы видим на протяжении повести Алексея и в минуту слабости во время ощущения одиночества в лесу, и в минуту радости, когда смерть, несомая "Юнкерсами", пролетела мимо. Это путь приобретения мужества.

Кремлёвские курсанты свято выполняли свой долг перед Отечеством, но они погибли, они убиты, убиты под Москвой.

 

Эта повесть вызывает глубокие, искренние переживания, сохраняет нашу историческую память и становится повестью-предупреждением.

Не гаснет и "поэтический Вечный огонь", восславляющий великий подвиг нашего народа. "Солдаты в окопах шалели и падали в смертном бою, Но жизни своей не жалели за горькую землю свою,"- пишет А.Твардовский

 

"Люди мира...Берегите мир!"- вот ответ на все вопросы, заданные человечеству войной. Эти слова из известной песни должны и сегодня стать набатом для всех живущих на земле и для наших братьев в Украине.

 

 

Вопросы, заданные человечеству войной.

Тревогой своей, своими переживаниями писатели и поэты напоминают, предупреждают, требуют, чтобы ужас войны не повторялся.

 

Поэты и писатели всегда на передовой. Мы вновь и вновь убеждаемся в этом, знакомясь с произведениями писателей прошлых столетий и наших современников.

 

Л.Н.Толстой утверждает, что война – это нелепость, безумие, заставляющее усомниться в разуме людей. «Вопрос, не решенный дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью,» - говорит он. Гневные интонации пронизывают страницы «Севастопольских рассказов», изображающие злое дело войны. «Сотни свежих окровавленных тел,»- читаем мы, явно ощущая боль и негодование писателя- судьи.

 

В рассказе есть пронзительная сцена. Солдаты воюющих между собой армий во время перемирия с любопытством стремятся один к одному, завязываются беседы, слышатся шутки, смех. Десятилетний ребенок бродит меду убитыми, собирая голубые цветы, с тупым любопытством разглядывает страшные трупы и вдруг в ужасе бежит прочь.

 

М.А.Шолохов уже в раннем своем творчестве - рассказе «Родинка» - показывает преступность гражданской войны. Трагична и страшна судьба человека в братоубийственной войне. Только по родинке и узнает отец в убитом им противнике сына.

 

Льется кровь.Льются и льются слезы. Гибнут и гибнут люди. О какой бы войне ни рассказывали писатели, главная мысль – такое не должно повториться!

 

«Смерть да война не званы всегда,» - рассуждает дедушка Селиван мз повести Е.Носова «Усвятские шлемоносцы». Сюжет этого произведения состоит из получения известия о начале Вов в с.Усвятцы, проводов мобилизованных, их дороги на сборный пункт. Для всякого крестьянина – война всегда не ко времени: кто ожидал рождение первенца, кто рассчитывал дорубить амбарушку, а кто не успел припасти сенца на зиму. «Что бы ей, окаянной, повременить недельку-другую», - слышим мы слова героев этой повести. Эти слова звучат еще драматичнее из их уст, ведь они еще не знают, что незваная гостья пришла на долгие дни и ночи… С досадой оставляя свои мирные труды и заботы, становился мирный пахарь ополченцем, грозным воителем, когда глубоко оскорбляли святыни его, когда опасность грозила его детям, семье, Родине, всему Русскому миру!

 

К голосу разума взывают поэты: «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!»

 

 

На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?

Литература помогает людям ответить на множество жизненных вопросов. Одни ищут в произведениях ответы на вопросы межличностных отношений, другие находят в литературе решение сложных ситуаций. А некоторые уходят в мир фантастики, чтобы найти ответы на, порой, даже несуществующие вопросы.

 

Я выделю два главных: вопрос выбора и вопрос дружбы. Проблема выбора стоит перед человеком всю жизнь. И главное в каждой ситуации сделать правильный выбор.

 

В повести Василия Быкова «Сотников» перед Рыбаком в самом начале встает выбор: спасать от погибели слабого, больного, раненого Сотникова или, пожертвовав им, спастись самому. И Рыбак, подумав, решает спасти товарища.

Позже проблема выбора встает перед Демчихой. Укрыть у себя дома Сотникова и Рыбака, тем самым подвергнув себя и своих детей опасности, или прогнать их?

И снова Рыбак встает перед выбором. Пойти на службу к палицаям и сохранить себе жизнь или умереть? И малодушный Рыбак приходит на службу к палицаям, думая, что он сможет сбежать. Но ему дают задание: выбить табурет из-под ног приговоренного к смерти Сотникова. И сделав это, Рыбак становится палачом для своего друга, которого он не так давно спасал от этих же полицаев. В данном произведении показан пример «псевдодружбы». А что же такое настоящая дружба?

Другие люди, другая ситуация. В повести Бориса Васильева «Завтра была война» после самоубийства Вики, доведенной до отчаяния требованием отказаться от отца – «врага народы», Искра с друзьями хоронит ее и говорит о ней, как о настоящей комсомолке, верном и преданном товарище. Искра не покинула свою подругу, она была с ней до конца…

 

Но всегда ли дружба проверяется смертью? Андрей Платонов в своем рассказе «В прекрасном яростном мире» повествует о настоящей дружбе и товариществе. После ряда событий машинист Мальцев ослеп и на место машиниста поставили его помощника. Но машинист не может жить без своей работы и помощник, рискуя своим положением и работой, ставит на свое место Мальцева и разрешает ему управлять поездом. На такой поступок способны только настоящие друзья.

Итак, подведем итог. Литература может ответить на многие жизненные вопросы, но для того, чтобы получить на них ответы, иногда приходится читать между строк.

 

Лермонтов одиночество

Лермонтов и его творчество-это до конца неизведанная страна, где все огромно, беспредельно и необозримо в своей неповторимости. Читаю снова и снова его произведения. Что влечет меня к ним? Красота языка или мудрость мысли? Скорее всего-все вместе. Когда открываешь книгу Лермонтова и погружаешься в мир его удивительной, пронизанной безысходностью поэзией, то почему-то не можешь представить его улыбающимся или спокойным. В памяти всплывает лицо с мрачными всезнающими темными глазами, в которых застыли одиночество и тоска. В чем же причина этого трагического разлада с жизнью?

 

В этих печальных, горьких строках есть биографическая основа: мать Лермонтова умерла, отца он почти не видел. Позже была неразделенная любовь. И снова беспросветное одиночество, нежелание делить радости и горести с окружающими. Писатель как бы постепенно свыкается со своей участью одинокого скитальца, и уже не мыслит себя с близкими ему людьми.
Я к одиночеству привык
Я б не умел ужиться с другом...

 

В его стихотворениях преобладает тема печальной, одинокой души поэта. Лермонтов говорит о своей усталости, тоске. Он пытается и не может найти вокруг "души родной", его некому поддержать в трудную минуту.

И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды..

 

В стихотворении "Выхожу один я на дорогу" Лермонтов передает читателю ощущение какого-то вселенского одиночества. Но оно уже не унылое и печальное, как раньше, так как автор, находясь вдали от людей, слышит голоса звезд, наслаждается красотой неба и земли, и душа его просветляется.

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.

 

Одиночество является одной из наиболее актуальных тем современного общества. Многие писатели поднимали эту тему в своих стихотворениях, прозах и поэмах. Я благодарна Лермонтову за то, что его произведения заставили меня задуматься сколько же в мире одиноких людей и понять,что каждому из нас необходима поддержка и помощь в трудных ситуациях/

 

 

Тема любви произведении «Герой нашего времени»


Творчество Лермонтова и спустя столетия сохраняет свое редкостное обаяние, потому что в нем мы находим "союз волшебных звуков, чувств и дум". Многие проблемы, интересовавшие поэта, давно ушли в прошлое и стали историей. Но его поэзия по-прежнему актуальна и в наше время. Лермонтовский романтизм основан на твердом убеждении, что человек создан для любви, для счастья. Любовь занимает большое место в поэзии писателя. Рассмотрим эту тему на примере романа «Герой нашего времени»

Не менее трагична судьба другой героини романа – княжны Мери. Печорин начинает волочиться за ней от скуки. Сблизившись с княжной, он, сам того не желая, проникается к ней нежными чувствами. Печорин сам сомневается, играет ли он или искренне чувствует. Но его душа на какое-то время оживает. Ведь неслучайно, не видя княжну целый день, Печорин в замешательстве, он не понимает, что с ним происходит. Но герой – противоречивая натура, и он продолжает играть с княжной Мери, несмотря на свои чувства к ней, пока не доводит её до нервной болезни. Чтобы облегчить их расставание, он говорит княжне, что все это время просто смеялся над ней. История любви в жизни Печорина закончилась болью и разочарованием.

Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Среди своих скитаний и приключений он то оставлял её, то снова к ней возвращался. Печорин причинил девушке много страданий. И тем не менее она любила его. Готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, Вера делается рабой своего чувства, мученицей любви. А что же Печорин? Он любит её, как позволяет ему его искалеченная душа. Но красноречивее всех слов о любви Печорина говорит его попытка догнать и остановить любимую женщину.Но, опомнившись, Печорин решает, что это был глупый поступок, а свои искренние рыдания он выдает за «расстроенные нервы».

Я думаю, что Лермонтов в своем романе представляет несколько видов любви: любовь столичную, любовь «естественную» и любовь жертвенную. Важно, что судьба женщин, столкнувшихся с Печориным, всегда трагична. Но герой сам несчастлив в любви, он находится в бесконечном безумном поиске, разрушающем его. В итоге он находит лишь одно: раннюю трагическую смерть… Мало быть любимым, надо самому любить. Многие люди не готовы к этому. Дело в воспитании и в обществе, в котором мы живем. Вот в чем заключается большая человеческая трагедия

 

 

Леромнотв и Кавказ

Лермонтов и его поэзия-это до конца неизведанная страна, где все огромно, беспредельно и необозримо в своей неповторимости и величии. Читаю снова и снова его произведения. Что влечет меня к ним? Красота языка или мудрость мысли, отчаяние мятущейся души или поэзия силы и действия? Скорее всего-все вместе. В жизни и творчестве Лермонтова Кавказ сыграл не просто значительную роль, а стал основополагающей темой проходящей видимо или невидимо через всю его судьбу.

 

Еще в детстве М. Ю. Лермонтов побывал на Кавказе, затем он там служил, будучи офицером. Лермонтов прекрасно знал Кавказ и горячо его любил. В лучших его стихах и поэмах, а также в романе «Герой нашего времени» предстает перед нами суровая красота Кавказа, которая с детства покорила Михаила Юрьевича. Этому замечательному краю посвящено стихотворение «Кавказ».

 

Лермонтов вспоминает потерянную в раннем возрасте мать и глаза девочки, которую он встретил на Кавказе и впервые в жизни полюбил: «Там видел я пару божественных глаз...»

Каждая строка стихотворения заканчивается, как заклинание, словами: «Люблю я Кавказ!»

О Кавказе, о его удивительной природе и о чувствах человека, наблюдающего ее, другое стихотворение юного Лермонтова— «Люблю я цепи синих гор».

В нем поэт рисует удивительные картины ночи в горах. Здесь и цепи синих гор, и луна, которая «ярка без света и красна». Здесь «на западе вечерний луч еще горит на ребрах туч».

В серебристом блеске месяца он пребывает «в чудесном забытьи». Он желает слить себя с конем, чтобы еще более ускорить его движение, наслаждается этой скачкой.

 

Природа Кавказа таинственна и полна волшебства, она величественна и прекрасна, но человек никак не может обрести покой в этом божественно красивом крае. И в мире не так много поэтов, которые могли бы сказать об этом столь красочно и выразительно, как Михаил Юрьевич Лермонтов.

 

Герои и обстоятельства

 

Герои и обстоятельства в книгах Короленко, как и у всех других авторов, тесно связаны друг с другом. Это можно увидеть на примере Петра («Слепой музыкант»). Пётр родился слепым. Здесь обстоятельство главствует над героем. Но потом слепой начал бороться с собой и учиться играть на фортепиано. Это уже человек руководил событиями.

 

Но по большей части именно герои руководят событиями. Это так называемая система «Причины и последствия». Например: Яшка («Яшка»). Если бы Яшка перестал стучать в дверь ногами, то его бы не увезли в психиатрическую лечебницу для последующего избиения, но он продолжил стоять на своём. «Стою за Бога, за великого государя, за христов закон, за святое крещение, за всё отечество и за всех людей».» Если бы барыня Морозова («Чудная») не ставила свою гордость выше принципов, то осталась бы жива. «Лучше уж, коли помирать, так на воле, у своих, а не в больнице вашей тюремной».

 

А иногда и обстоятельства властвуют над человеком. Например: Ян Залуский («Парадокс») был рождён калекой. Не он это выбрал. Потомки якутов («Ат-даван», «Соколинец») родились и выросли на севере, измученные голодом и холодом. Как сказал Р. Л. Стивенсон: «Я родился и жил в стране гигантов; эти злые гиганты таскали меня с самого моего рождения за руку, куда они хотели, не спрашивая меня, даже часто и против моей воли! Это гиганты обстоятельств, правящих жизнью человека!».

 

В заключение, хотелось бы сказать всего несколько слов. Про В. Г. Короленко часто говорят, что он постоянно использует для своих рассказов людей низших слоёв, калек и бунтарей, что характеризует его произведения весьма трагичными. Я бы так не сказал. Мне кажется, что писать произведения про жизнь разных людей можно лишь отправив их к одной из двух крайностей: либо они богаты и счастливы, либо бедны и горестны. Л.Н. Толстой говорил: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Поэтому используя так называемые «отбросы общества» можно найти больше разнообразия в судьбах, чем благополучно пользовался Короленко. В каждом его рассказе содержится огромное количество умных мыслей. Я же раскрыл Вам одну из них. Человек должен сам сделать выбор: он распоряжается этой жизнью и всеми её событиями или является рабом обстоятельств.

 

Человек и война

Годы Великой Отечественной войны не забудутся никогда. Чем больше проходит лет, тем живей и значительней встают они в нашей памяти.

 

Трудно переоценить значение того, что делала тогда литература. Есть множество свидетельств фронтовиков о том, какую роль она сыграла в их военных судьбах. Стихотворение К. Симонова "Жди меня", опубликованное в феврале 1942 года, сразу завоевало сердца солдат. Его вырезали из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам.

 

С особым волнением читаешь о судьбах молодых поэтов, не вернувшихся с полей сражений. Ведь многие из них были почти мальчиками, мечтали посвятить себя литературе, писали талантливые стихи и, если бы не война, может быть стали бы классиками русской литературы.

 

В произведениях современных авторов о войне оживает то суровое героическое время. Но обращены они к нашим дням и к будущему. Каждым своим образом, каждой своей фразой напоминают они о том, каким должен быть человек, о его ценности, достоинстве, о его праве на счастье, о тех нравственных принципах, которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах. Любовь к родине, верность гражданскому долгу, коллективу, чувство товарищества - вот основные черты, присущие героям литературы о войне. Таков Николай Плужников, главный герой романа Б. Васильева "В списках не значился". Испытывая голод, жажду, чувство близости конца, он из последних сил обороняет Брестскую крепость. "Лучше умереть, чем предать своих товарищей, Родину!" - думает Николай. Он для себя сразу решил, что единственное, что остается, - это бороться до последней капли крови с фашистами. Но как это делать? Где взять патроны, еду? Плужников об этом не хотел вспоминать, главное - уничтожить захватчиков, пусть даже вгрызаясь им в горло. Это были мысли не сошедшего с ума человека, а защитника и патриота. Обороняя костел в течение нескольких дней с бойцами, Коля превратился в "робота", таская пулемет от атаки к атаке, он не видел ничего, кроме немцев, то идущих шеренгой, то падающих. Плужников в экстремальных обстоятельствах не "сломался", не предал своих идеалов. Он сражался во имя людей, не думая о себе.

 

Различны проявления подвига. Он может совершаться не только на поле боя и не только с помощью оружия. Главный критерий героизма - в нравственном величии человека, в силе его непокорного духа.

 

Чем люди живы? (о любви)

 

Чем люди живы? Что же самое главное, самое значимое в нашей жизни? Этот вопрос существует уже много лет, и у каждого человека есть собственный ответ на него. Для одних людей цель жизни- самопожертвование, самоотдача, для других-любовь, для третьих- мечта. Мы сами решаем, что будет смыслом нашей жизни,для чего мы живем и что сделает нас по-настоящему счастливыми.

Наверно,не существует вопроса,ответ на который нельзя было бы найти в книгах. Вспомним произведения А.Куприна «Гранатовый браслет». Главный герой- Желтков- обычный мелкий чиновник, всю жизнь он был влюблен в княжну Шейну Веру Николаевну. Смысл его жизни заключался в этом глубоком чувстве. Он жил, зная, что не имеет никаких надежд. Желтков просто любил, не требуя ничего взамен, благодаря княгиню просто за то, что она есть. Генерал Аносов говорил, что такие чувства встречаются лишь раз столетие. Почему же одни люди любят самозабвенно, полностью отдаваясь этому чувству, а другие живут без любви? Может быть, смысл жизни в том, чтобы научиться дарить любовь, делиться ею с людьми, не требуя ничего взамен? Я думаю, для Желткова ответ на этот вопрос был очевиден.

 

Все мы знаем, что существует множество сторон любви: любовь между мужчиной и женщиной, любовь родителей к детям, любовь детей к родителям, любовь к Родине, и конечно, любовь к Богу. Религия во все времена играет важную роль в жизни людей. В рассказе И.Бунина «Чистый понедельник» описывается эпизод из жизни девушки, для которой любовь к Богу была важнее, чем все остальное. Она была совсем молодой, у нее был возлюбленный, было все, что можно в ее возрасте, но она видела смысл своей жизни в служении Богу и потому решила стать монахиней. Мне кажется, что далеко не каждый человекспособен отказаться от всех земных благ и удовольствий взамен на строгую жизнь в храме. Для того что бы принять такое серьезное решение, необходимо иметь очень глубокую искреннюю веру. На мой взгляд, «Чистый понедельник» рассказ, имеющий очень глубокий смысл, и каждый, прочитавший его, должен задуматься, так как именно религия служит основой духовной жизни общества.

 

Я думаю,что любовь играет важную роль в нашей жизни. Все это посвящено в литератрных произведениях. Без нее не возможно счастье. Она делает людей лучше и служит им жизненной опорой

 

Человек и природа

 

И стебелек травы достоин великого мира, в котором он растет.(Р. Тагор)

 

Из всех обитателей нашей планеты человек появился относительно недавно.Но именно он оставил самый … след в истории Земли. Какое значение будет иметь этот след- положительный или отрицательный,судить уже нашим потомкам. Но и сейчас судя по состоянию окружающей среды,по исчезнувшим видам растений и животных,становится понятно,что человек и природа находятся в конфликте. В самом деле. Не вдруг,не случйным стечением обстоятельств, не действием каких-то таинственных потусторонних сил возникла проблема окружающей среды. Это закономерные порождения деятельности человека.

 

Так считает и автор романа *Не стреляйте в белых лошадей* Б.Васильев. Неограниченная вырубка лесов привела к тому,что исчезли целые природные комплексы. А озеро когда-то называвшееся Лебединым стало Черным. *Если человек *хозяин Земли*,то он и должен заботится о своей родной земле охранять ее*- так считает герой произведения Егор Получикин. Защищать свой родной дом,лес,озеро, помогать другим-смысл для этого человека. Но,увы, так считают не все. Для туристов прихавших отдохнуть в лес,человек-*царь природы*. Для них не имеет значение бессмысленно сожженный муравейник,не лебеди, убитые лишь для того, что бы быть съеденными.

 

Природа нуждается в нашей защите. На мой взгляд,истина выражается в словах главного героя-мальчика, в рассказе Сент- Экзюпери *Маленький принц *: «Встал,умылся ривел себя в порядок,привел в порядок свою планету.» По мнению автора, человек должен следовать законам природы, иначе, извечный миропорядок будет нарушен. «Мы, а ответе за тех, кого приручили2»-напоминает нам автор.

Технический прогресс, наука, технология- все это во многом упростило жизнь человека, открыло множество возможного. Но вместе с тем, это служит навм источником иллюзий и заблуждекний, будто бы все в этом мире подвластно человеческому уму. На самом деле человек лишь песчинка в просторах мировоззрения, его жизнь- мгновение по сравнению с вечной природой.

Природа- это наш общий дом, и беречь его- обязанность каждого человека.

 

«Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения». Паустовский Константин

 

Спор поколений в литературе

«яблоко от яблони не далеко падает»

 

Пожалуй, тема взаимоотношения разных поколений, отцов и детей, стоит по популярности на втором месте после темы любви. Могу ошибаться, но произведений действительно много. Ниже приведен список, где эта тема рассматривается в разные моменты истории. Как она трансформируется примерно каждые 50 лет.

Рассмотрим произведение Д.И. Фонвизин «Недоросль».«Без наук люди живут и жили». – Так отзывается о необходимости изучения наук главная героиня фонвизинского произведения. А к тому же властная, деспотичная г-жа Простакова умело оберегает своего сына Митрофана от всякого ученья. Есть, правда, несколько педагогов, но те совершенно негодные, да и зачем, собственно, им вдалбливать лоботрясу какие-то знания, если мать наняла их только потому, что так делают все, ведь стыдно будет перед другими. Иных мотивов научить своего сына чему-либо у нее, по сути-то, и не было. Она олицетворяет безумную, животную любовь к своему сыну.

Окружение исключительно способствовало тому, чтобы взрастить себе подобного. Они это и получили. Крылатое фраза, «Не хочу учиться, хочу жениться», как раз и прозвучала из уст нашего героя.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Если предыдущее произведение посвящено теме воспитания и образования, то в романе «Отцы и дети» между разными поколениями возникают конфликты. Они идут врозь.

Если посмотреть на то, какие были отношения у Базарова с родителями, то здесь тоже не всё так просто:

«... уеду отсюда [из родительского дома] завтра. Скучно; работать хочется, а здесь нельзя. Отправлюсь опять к вам в деревню... У вас, по крайней мере, запереться можно. А то здесь отец мне твердит: "Мой кабинет к твоим услугам - никто тебе мешать не будет"; а сам от меня ни на шаг. Да и совестного как-то от него запираться. Ну, и мать тоже. Я слышу, как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней – и сказать ей нечего».

Базаров и понимает, что родители любят его безмерно, но однако же видит, что эта любовь его обременяет. К науке душа лежит, не до телячьих нежностей, и ничего Евгений с этим поделать не мог.

Можно много обсуждать этот роман, спорить, но мы никогда не сможем прийти к единственно верному ответу в вопросе, который бы касался взаимоотношения разных поколений. Не зря ведь, что к ней так часто обращаются, и не зря так любят спорить. Единственное, пожалуй, чего делать нельзя - так это полностью отказываться от своего прошлого, своей истории...

 

Чем люди живы

Этим вопросом человечество задается вот уже многие тысячелетия. Так что же главное в жизни человека, какие потребности главны? С развитием человеческой цивилизации возросла и расширилась иерархия наших потребностей. И сразу вспоминаем другое мудрое изречение: «Не хлебом единым жив человек!»

 

Так что же может быть главнее, чем еда, вода и воздух в нашей жизни?..

Маленький принц – герой одноименной сказки французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери- говорил: «Я знаю одну планету, там живет такой господин... Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил…И с утра до ночи твердит одно: «Я человек серьезный! Я человек серьезный!»

 

Как видим, юный герой философской сказки Экзюпери удивляется человеку, лишенному потребности любить, созерцать, понимать красоту природы. Но с этим недостатком человеческого восприятия нам ещё можно смириться - главное, чтобы люди, не чувствующие в мире прекрасное, не насаждали свою философию- философию черствости души. Человеку трудно жить, стыдясь своих чувств,- нужно быть искренним, ведь напускная серьезность делает нас неполноценными и, тем более, никого не восхитит.

 

Так, например, и герой романа И.С.Тургенева "Отцы и дети" Евгений Базаров, будучи человеком науки, был не только очень "серьёзным" и скупым на положительные эмоции, но часто - грубым в отношениях с друзьями и родителями. Не веря и в любовь, он, как можно дольше, пытался подавлять в себе это чувство к Анне Одинцовой. В итоге, он получал лишь страдания, став заложником своей философии нигилизма.Стремление соврем



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.219 (0.014 с.)