Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С. 45; Фатх Аль-Бари. Т. 13. С. 322; ан-Навави. Шарх сахих Муслим. Т. 17. С. 5-6.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Доказательства единственности Имён и Атрибутов Таких доказательств множество в Благородном Коране и достоверной Сунне. Более того, нет такой суры в Коране, в которой не было бы этих доказательств. Они есть на каждой странице Корана. В нём постоянно упоминаются Имена и Атрибуты Всевышнего, причём в самых разных темах — там, где говорится о Единобожии, поклонении, нормах Шариата, там, где содержатся повеления и запреты Всевышнего, Его благие обещания и угрозы, а также разные поучительные истории, притчи и примеры. В связи с этим приведём здесь суру, которая считается самой объемлющей в теме Имён и Атрибутов Всевышнего, а также величайший аят в Коране. Что касается суры, то это сура «Аль-Ихляс», которая равняется трети Корана, как сказал избранный Пророк Всевышнего. Аль-Бухари передает в своём «Сахихе» от Абу Са'ида аль-Худри, что один человек услышал, как другой читает суру: «Скажи: Он — Аллах Единственный...», повторяя её. Утром он пришёл к Посланнику Аллаха и рассказал ему об этом, причём было видно, что он посчитал это чтение слишком малым и незначительным, и Посланник Аллаха сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, эта сура соответствует трети Корана». Абу Са'ид также передаёт, что Пророк сказал своим сподвижникам: «Может ли кто-нибудь из вас прочитывать каждую ночь треть Корана?» Им показалось, что это очень трудно, и они сказали: «Кто же способен на это, о Посланник Аллаха?» Тогда он сказал: «Сура: "...Он — Аллах Единственный, Аллах Самодостаточный..." соответствует трети Корана». Фатх Аль-Бари. Т. 9. С. 49. Хадисов о достоинствах этой суры очень много. Зад аль-ма'ад. Т. 1. С. 82. Всевышний Аллах говорит: «Скажи: "Он — Аллах Единственный, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рождён, и нет никого, равного Ему"» (112:1-4). Эта великая сура содержит утверждение о том, что совершенен только Аллах, что Он лишён каких-либо недостатков. Всевышний Аллах сообщил нам в этой суре о том, что Он — Аллах Единственный, Самодостаточный, и о том, что Он не рождал и не был рождён, и нет никого равного и подобного Ему. «Единственный» означает, что нет никого равного или подобного Ему. Аль-асма' ва ас-сыфат. С. 21; Шарх аль-фикх аль-акбар. С. 14. Это Имя Всевышнего указывает на то, что нет никого, кто, подобно Аллаху, обладал бы такими же совершенными Качествами или Атрибутами. А «Самодостаточный» означает 'Господин, к которому обращаются во всех делах, Тот, к Кому прибегают в беде и к Кому обращаются в нужде. Фатх Аль-Бари. Т. 8. С. 601; Аль-асма' ва ас-сыфат. С. 58; Шарх аль- фикх аль-акбар. С. 14. Это Имя указывает на то, что Один лишь Аллах достоин того, чтобы обращаться к Нему в нужде и просить Его о чём-то. И оттого, что некоторые люди впадают в заблуждение и вводят в него других, обращаясь к творениям вместо Творца, ничего не меняется. Поскольку Аллах — Творец всего, и Он управляет и распоряжается всем сотворённым, и кроме Него нет ни творца, ни распорядителя, то обращаться к кому-то или чему-то помимо Него — откровенная глупость и невежество, потому что всё в Его Руках. Аль-асма' ва ас-сыфат. С. 58. И если Имя «Единственный» («Аль-Ахад») указывает на отсутствие у Него каких-либо недостатков, то Имя «Самодостаточный» («Ас-Самад») указывает на то, что Аллах обладает всеми качествами, указывающими на совершенство и величие. Фатх Аль-Бари. Т. 9. С. 50. Узнав всё это, мы понимаем, почему Посланник Аллаха сказал об этой суре, что она равняется трети Корана. Она включает в себя всю 'акыду (основополагающие убеждения) ислама, основу которой составляет утверждение о наличии у Аллаха совершенных качеств и отсутствии у Него каких-либо недостатков, а также о том, что Один лишь Аллах заслуживает поклонения и обращения к Нему с мольбой. Весь Коран представляет собой: 1)'акыду, разъясняющую верующим всё то, что им необходимо знать об Аллахе, Его Именах и Атрибутах; 2) Шариат, разъясняющий верующим их права и обязанности и то, как им следует строить взаимоотношения во всех сферах жизни; 3) истории и притчи, разъясняющие верующим установления Аллаха в отношении Его рабов и подробно рассказывающие им о награде и наказании Всевышнего, Его благих обещаниях и угрозах. Вот что говорит Ибн аль-Каййим об этой суре: «Сура "Аль-ихляс" включает в себя таухид, то есть утверждение о Единственности Аллаха (полностью исключающей наличие у Него каких-либо сотоварищей), а также Самодостаточности, отсутствии у Него детей и родителей — что является непременным следствием этой Самодостаточности — а также утверждение об отсутствии равного или подобного Ему. Эта сура также содержит утверждение о том, что совершенство целиком принадлежит Аллаху, то есть свойственно только Ему, и о том, что Он лишён каких-либо недостатков. А это и есть основы таухида в знании и убеждении, посредством которых человек отличается от всех заблуждающихся и многобожников» Зад аль-ма'ад фи худахайр аль-'ибад. Т. 1. С. 81-82. Что же касается аята, то это аят «Аль-Курси», о котором Посланник Аллаха М сказал, что это величайший аят в Коране. В этом аяте Всевышний Аллах говорит: «Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевает ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое, а они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий» (2:255). Этот великий аят включает в себя все три вида таухида. При этом он содержит Атрибуты и Имена, каждое из которых представляет собой один из принципов исламского вероучения: Всевышний Аллах сказал: «Аллах — нет божества, кроме Него». Это указание на Божественность Аллаха — основу Единобожия, на которой зиждется вся жизненная программа ислама. Эта основа предполагает, что все виды поклонения посвящаются Одному лишь Аллаху — так, чтобы человек был рабом только Всевышнего Аллаха, поклонялся и подчинялся только Ему, все решения в жизни принимал только в соответствии с установлениями Аллаха, и все нормы, ценности, нравственные принципы, которыми он руководствуется в жизни, были только от Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «Живого, Вседержителя...» Таким образом Аллах сообщает нам о наличии у Него двух великих Имён. «Живой» — Тот, Кто живёт вечно, Кто был всегда и будет всегда, Чьё существование изначально и бесконечно. Ат-Табари. Ат-тафсир. Т. 5. С. 388; Аль-асма' ва ас-сыфат. С. 20. И Жизнь эта не зависит от каких-либо внешних факторов и существует сама по себе, в отличие от приобретённой жизни творений, которую дарует им Создатель. Жизнь Аллаха — вечная, у неё нет ни начала, ни конца. «Вседержитель» — то есть Тот, Кто поддерживает жизнь Своих творений, поддерживает порядок, равновесие и гармонию во Вселенной и регулирует все происходящие в ней процессы. Он оберегает и поддерживает всё сущее, дарует удел Своим творениям, заботится о них, создаёт им подходящие для их существования условия, управляет и распоряжается ими, как пожелает. Аль-асма' ва ас-сыфат. С. 48; Шарх аль-'акыдат ат-тахавийя. С. 124; ат- Табари. Ат-Тафсир. Т. 5. С. 388; Ар-равдат ан-надийя. С. 61. Эти два Имени относятся к величайшим из Прекрасных Имён Аллаха, поскольку они являются своеобразной осью, вокруг которой вращаются все остальные Имена, и значения всех Имён возвращаются к этим двум. Атрибут «Жизнь» предполагает наличие всех совершенных качеств. Поскольку Жизнь Аллаха совершенна, то всё совершенство принадлежит Ему, и Он — абсолютно совершенен. Такое Качество, как «Вседержитель», включает в Себя абсолютную самодостаточность и совершенство могущества Всевышнего Аллаха. Он существует Сам по Себе, независимо ни от чего, и Он не нуждается ни в ком и ни в чём, и в то же время Он поддерживает жизнь других и создаёт необходимые условия для существования Своих творений. Всё существует лишь потому, что Аллах сотворил его, и всё в нашем мире полностью зависит от управления и распоряжения Всевышнего. Шарх аль-'акыдат ат- тахавийя. С. 124-125. Эти два Имени очень сильно влияют на жизнь мусульманина, который вериг в них и понимает заключённый в них смысл. Его сердце постоянно связано с Аллахом, он любит Его, поклоняется и подчиняется Ему, потому что он знает, что именно Его Господь мудро распоряжается его судьбой и судьбой всего окружающего, поддерживая во всём порядок и гармонию. И верующий старается жить согласно программе, установленной Всевышним, которая зиждется на мудрости, в которой всё продумано и просчитано, всё на своих местах. Из этой программы верующий черпает жизненные ценности, принципы и стандарты, он старается действовать в соответствии с ней в каждую минуту своей жизни, какими бы ни были обстоятельства49. Всевышний сказал: «Им не овладевает ни дремота, ни сон». Это подтверждает то, что Аллах следит за всем сотворённым, заботится о творениях и поддерживает в них жизнь, и что всё сотворённое существует лишь благодаря этому. Дремота и сон являются признаками неполноценности, несовершенства жизни. Тот, кто спит или дремлет, не может постоянно следить за положением дел в огромной Вселенной и не может быть совершенным. Всевышний Аллах сказал: «Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле». Это подтверждение того, что Аллаху принадлежит всё, и Его владычество безусловно и абсолютно: Он один владеет всем и ни с кем не делит принадлежащее Ему. Когда это убеждение укореняется в сознании и сердцах людей, оно глубоко воздействует на всю их жизнь. Всевышний сказал: «Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» Эти Слова Всевышнего помогают нам понять, что такое Божественность и что означает тот факт, что все мы — рабы Всевышнего Аллаха. Любое творение является рабом Аллаха, и оно не может выйти за пределы этого положения, и не может подняться выше и стать чем-то большим, и оно не может заступаться перед Ним иначе, как с Его позволения. Это убеждение разграничивает два понятия: «раб» и «Господь». Между ними нет ничего общего, никакого сходства, и у них нет похожих качеств или свойств. Всевышний Аллах сказал: «Он знает их будущее и прошлое, а они постигают из Его знания только то, что Он пожелает». Эти Слова Всевышнего указывают на то, что Его Знание объемлет всякую вещь. Оно объемлет время, пространство и творения. Кроме того, они указывают на то, что знание творений несовершенно и неполно, и создания знают лишь то, о чём пожелает сообщить им Всевышний Аллах (Ат-Табари. Ат-тафсир. Т. 5. С. 396-397; Ар-равдат ан-надийя. С. 64.). Вера мусульманина в это Качество Аллаха заставляет его не только постоянно помнить о том, что Всевышний видит его, наблюдает за ним и знает о нём абсолютно всё, но и, как следствие, не нарушать установленные Им границы и быстро раскаиваться в содеянном после совершения какого-либо греха. Осознание того, что именно Всевышний, оказывая великую милость, дарует ему знание, наполняет сердце мусульманина благодарностью и изгоняет из него высокомерие, бахвальство и кичливость. Всевышний сказал: «Его Престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их». Эти Слова Всевышнего указывают на совершенство и абсолютность Его могущества. Всевышний Аллах завершает этот великий аят упоминанием двух Своих Прекрасных Имён: «Он — Возвышенный, Великий». «Возвышенный» — Он возвышается над Своими творениями (Ат-Табари. Ат-тафсир. Т. 5. С. 405.), и кто бы ни пытался подняться до Его уровня, Он непременно ставит его на место, принижая его в этом мире, а в мире вечном такого человека ждёт наказание, унижение и позор. «Великий» — Обладатель такого Величия, что все творения ниже Его и не могут сравниться с ним в величии. Нет ничего и никого более великого, чем Он. Когда человек осознаёт Возвышенность и Величие Аллаха, он понимает, кто он по сравнению с Господом. Тогда он занимает отведённое ему в этой жизни место раба Всевышнего и не проявляет высокомерия и горделивости. Он боится Аллаха, его сердце наполняет благоговейный страх, и он становится скромным, смиренным и благонравным по отношению к Аллаху и к Его творениям. Это некоторые проявления величия аята «Аль-Курси», и каждому мусульманину следует запомнить их, размышлять над заключённым в них смыслом, помнить о них и соблюдать их. О достоинствах этого аята говорится в нескольких достоверных хадисах. Вот один из таких хадисов.
Абу Хурейра в длинном хадисе передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Когда уляжешься на свою постель, читай аят "Аль-Курси": "Аллах — нет божества кроме Него, Живого, Вседержителя...", и тогда тебя будет оберегать хранитель от Аллаха, и к тебе не приблизится шайтан до самого утра» [Аль-Бухари].
А Убайй ибн Ка'б передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «О Абу алъ-Мунзир, известно ли тебе, какой аят из Книги Аллаха является величайшим?» Он сказал: «Аллаху и Его Посланнику известно об этом лучше». Тогда Посланник Аллаха снова спросил: «О Абу алъ-Мунзир, знаешь ли ты, какой аят из Книги Аллаха является величайшим?» Он ответил: «Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя...» После этого Пророк хлопнул его рукой по груди и сказал: «Да будешь ты счастлив в знании, о Абу аль-Мунзир!» [Муслим]. Субхана-кя-Ллахумма, ва би-хамди-кя, ашхаду алля иляха илля Анта, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя!
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.72.220 (0.012 с.) |