ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее представление о здоровьесберегающей педагогике



Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике.

Общее представление о здоровьесберегающей педагогике

Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности.

 

В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей и подростков в процессе учебно-воспитательной деятельности.

 

Здоровьесберегающая педагогикаэто направление педагогической деятельности, разрабатывающее специфические закономерности, принципы, подходы, содержание, формы и методы медико-педагогических воздействий, способствующих оптимизации процессов обучения и воспитания детей и подростков с целью сохранения и укрепления их здоровья[1].

Основополагающие идеи, вносимые в педагогику из наук о здоровье, включают в себя: целостность феномена здоровья;

ценностное отношение к здоровью;

протяженность здоровья во времени (процессуальность);

наличие как индивидуального, так и типичного в проявлениях здоровья;

ответственность самого человека за свое здоровье;

для растущего человека рассмотрение здоровья как неосложненного и полноценного развития;

зависимость здоровья, прежде всего, от образа жизни;

принципиальная возможность не только укрепления, но и формирования здоровья;

рассмотрение здоровья как категории культуры;

отношение к здоровью как жизнетворчеству, самосозиданию, самосовершенствованию.

 

Г.К. Зайцев на основе работ И.И. Брехмана сформулировал общие принципы сохранения и укрепления здоровья детей следующим образом.

Обеспечение жизнедеятельности каждого ребенка в аспекте охраны его здоровья в образовании происходит на физиологическом, психологическом и социальном уровнях посредством механизмов сохранения, укрепления и формирования здоровья.

Р.И. Айзман конкретизирует общие принципы применительно к практике охраны здоровья детей, понимаемой как внедрение в систему образования здоровьесберегающей педагогики:

- организация личностно-ориентированного обучения с учетом индивидуальных возможностей ребенка;

- выбор оптимальных педагогических технологий, учебных программ с учетом возраста, пола, социальной и экологической среды;

- диагностика уровня индивидуального здоровья с учетом психосоматических, конституциональных и социально-духовных особенностей личности;

- обучение методам самодиагностики, самооценки, самоконтроля и самокоррекции психосоматического статуса организма на всех этапах жизни;

- организация системы рекреационных, коррекционных и реабилитационных мероприятий по сохранению здоровья, созданию комфортных условий для детей «группы риска»;

- актуализация индивидуальных потребностей личности и профориентация на основе знаний собственных возможностей и особенностей соматического, психического, социального и духовного здоровья;

- оптимизация социально-гигиенических условий жизнедеятельности детей и педагогов.

 

Здоровьесберегающая педагогическая деятельность характеризуется следующими закономерностями:

- взаимообусловленность учебно-воспитательного процесса и состояния здоровья детей и подростков;

- зависимость эффективности здоровьесберегающей деятельности от степени использования педагогами и руководителями в образовательных учреждениях экспертного подхода, который позволяет выявлять и изучать влияние новых технологий, программ на здоровье воспитанников и учащихся;

- соответствие методов и содержания воспитания и обучения цели – сохранить здоровье детей и подростков в процессе их обучения и воспитания;

- зависимость эффективности здоровьесберегающей деятельности от вариативности ее содержания;

- необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков в процессе воспитания и обучения.

 

Результаты исследования показали, что здоровьесберегающая педагогическая деятельность эффективна, если на практике реализован экспертный подход, который позволяет выявлять и изучать влияние новых технологий, программ на здоровье воспитанников и обучающихся, проводить анализ педагогической деятельности каждого педагога.

 

Исследованиями установлено, что условиями для осуществления эффективной здоровьесберегающей педагогической деятельности являются:

 

- оптимальное сочетание педагогических методов, форм, средств, технологий в учебно-воспитательном процессе;

- разработка программы проведения экспертизы методов, форм, средств и технологий воспитания и обучения с точки зрения их влияния на здоровье детей и подростков, оптимизация режима и организации учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических условий и режима двигательной активности;

- создание системы мониторинга здоровья и физического развития учащихся в образовательном учреждении;

- повышение компетентности педагогов в решении вопросов сохранения здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса;

- формирование ценности здоровья у детей, подростков и их родителей.

 

Экспертный подход предполагает проведение обязательной экспертизы всех новых программ, технологий, которые используются в учебно-воспитательном процессе, обязательное отслеживание влияния учебно-воспитательного процесса на здоровье учащихся (Тихомирова Л.Ф., 2000).

 

Советская школа длительное время по праву считалась однойизлучших в мире. Это подтверждалось специальным исследованием ЮНЕСКО в 1991 году. Однако уже в советской школе школьные программы повышенного уровня привели к появлению ряда отрица­тельных явлений, связанных, прежде всего с перегрузкой школьников. Результатом школьной перегрузки явилось то, что 2/3 выпускников выходят из стен школы с хроническими заболеваниями и отклоне­ниями в физическом развитии.

 

За последние годы в стране и обществе произошли ощутимые перемены.

Школа соответственно реагирует на эти изменения.

Пе­дагоги осознают свою причастность к ответственности за неблаго­получие состояния здоровья учащихся и видят решение проблемы негативного влияния школы на состояние здоровья учащихся и педагогов в овладении необходимыми здоровьесберегающими обра­зовательными технологиями.

 

Нет какой-то одной единственной уникальной технологии сохранения и укрепления здоровья.

Здоровьесбережение может выступать как однаиззадач некоего образовательного процесса.

Это может быть об­разовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог – медицинский работник – ученик);

физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности);

экологи­ческой (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др.

Только благодаря комплексному подходу к обучению школь­ников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.

 

Основополагающим приоритетом для здоровьесберегающей педагогики является следующее утверждение: «Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития».

Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике.

Общее представление о здоровьесберегающей педагогике

Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности.

 

В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей и подростков в процессе учебно-воспитательной деятельности.

 

Здоровьесберегающая педагогикаэто направление педагогической деятельности, разрабатывающее специфические закономерности, принципы, подходы, содержание, формы и методы медико-педагогических воздействий, способствующих оптимизации процессов обучения и воспитания детей и подростков с целью сохранения и укрепления их здоровья[1].

Основополагающие идеи, вносимые в педагогику из наук о здоровье, включают в себя: целостность феномена здоровья;

ценностное отношение к здоровью;

протяженность здоровья во времени (процессуальность);

наличие как индивидуального, так и типичного в проявлениях здоровья;

ответственность самого человека за свое здоровье;

для растущего человека рассмотрение здоровья как неосложненного и полноценного развития;

зависимость здоровья, прежде всего, от образа жизни;

принципиальная возможность не только укрепления, но и формирования здоровья;

рассмотрение здоровья как категории культуры;

отношение к здоровью как жизнетворчеству, самосозиданию, самосовершенствованию.

 

Г.К. Зайцев на основе работ И.И. Брехмана сформулировал общие принципы сохранения и укрепления здоровья детей следующим образом.

Обеспечение жизнедеятельности каждого ребенка в аспекте охраны его здоровья в образовании происходит на физиологическом, психологическом и социальном уровнях посредством механизмов сохранения, укрепления и формирования здоровья.

Р.И. Айзман конкретизирует общие принципы применительно к практике охраны здоровья детей, понимаемой как внедрение в систему образования здоровьесберегающей педагогики:

- организация личностно-ориентированного обучения с учетом индивидуальных возможностей ребенка;

- выбор оптимальных педагогических технологий, учебных программ с учетом возраста, пола, социальной и экологической среды;

- диагностика уровня индивидуального здоровья с учетом психосоматических, конституциональных и социально-духовных особенностей личности;

- обучение методам самодиагностики, самооценки, самоконтроля и самокоррекции психосоматического статуса организма на всех этапах жизни;

- организация системы рекреационных, коррекционных и реабилитационных мероприятий по сохранению здоровья, созданию комфортных условий для детей «группы риска»;

- актуализация индивидуальных потребностей личности и профориентация на основе знаний собственных возможностей и особенностей соматического, психического, социального и духовного здоровья;

- оптимизация социально-гигиенических условий жизнедеятельности детей и педагогов.

 

Здоровьесберегающая педагогическая деятельность характеризуется следующими закономерностями:

- взаимообусловленность учебно-воспитательного процесса и состояния здоровья детей и подростков;

- зависимость эффективности здоровьесберегающей деятельности от степени использования педагогами и руководителями в образовательных учреждениях экспертного подхода, который позволяет выявлять и изучать влияние новых технологий, программ на здоровье воспитанников и учащихся;

- соответствие методов и содержания воспитания и обучения цели – сохранить здоровье детей и подростков в процессе их обучения и воспитания;

- зависимость эффективности здоровьесберегающей деятельности от вариативности ее содержания;

- необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков в процессе воспитания и обучения.

 

Результаты исследования показали, что здоровьесберегающая педагогическая деятельность эффективна, если на практике реализован экспертный подход, который позволяет выявлять и изучать влияние новых технологий, программ на здоровье воспитанников и обучающихся, проводить анализ педагогической деятельности каждого педагога.

 

Исследованиями установлено, что условиями для осуществления эффективной здоровьесберегающей педагогической деятельности являются:

 

- оптимальное сочетание педагогических методов, форм, средств, технологий в учебно-воспитательном процессе;

- разработка программы проведения экспертизы методов, форм, средств и технологий воспитания и обучения с точки зрения их влияния на здоровье детей и подростков, оптимизация режима и организации учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических условий и режима двигательной активности;

- создание системы мониторинга здоровья и физического развития учащихся в образовательном учреждении;

- повышение компетентности педагогов в решении вопросов сохранения здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса;

- формирование ценности здоровья у детей, подростков и их родителей.

 

Экспертный подход предполагает проведение обязательной экспертизы всех новых программ, технологий, которые используются в учебно-воспитательном процессе, обязательное отслеживание влияния учебно-воспитательного процесса на здоровье учащихся (Тихомирова Л.Ф., 2000).

 

Советская школа длительное время по праву считалась однойизлучших в мире. Это подтверждалось специальным исследованием ЮНЕСКО в 1991 году. Однако уже в советской школе школьные программы повышенного уровня привели к появлению ряда отрица­тельных явлений, связанных, прежде всего с перегрузкой школьников. Результатом школьной перегрузки явилось то, что 2/3 выпускников выходят из стен школы с хроническими заболеваниями и отклоне­ниями в физическом развитии.

 

За последние годы в стране и обществе произошли ощутимые перемены.

Школа соответственно реагирует на эти изменения.

Пе­дагоги осознают свою причастность к ответственности за неблаго­получие состояния здоровья учащихся и видят решение проблемы негативного влияния школы на состояние здоровья учащихся и педагогов в овладении необходимыми здоровьесберегающими обра­зовательными технологиями.

 

Нет какой-то одной единственной уникальной технологии сохранения и укрепления здоровья.

Здоровьесбережение может выступать как однаиззадач некоего образовательного процесса.

Это может быть об­разовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог – медицинский работник – ученик);

физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности);

экологи­ческой (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др.

Только благодаря комплексному подходу к обучению школь­ников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.

 

Основополагающим приоритетом для здоровьесберегающей педагогики является следующее утверждение: «Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития».





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.011 с.)