![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общее представление о здоровьесберегающей педагогике
Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике. Общее представление о здоровьесберегающей педагогике Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности.
В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей и подростков в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Здоровьесберегающая педагогика – это направление педагогической деятельности, разрабатывающее специфические закономерности, принципы, подходы, содержание, формы и методы медико-педагогических воздействий, способствующих оптимизации процессов обучения и воспитания детей и подростков с целью сохранения и укрепления их здоровья[1]. Основополагающие идеи, вносимые в педагогику из наук о здоровье, включают в себя: целостность феномена здоровья; ценностное отношение к здоровью; протяженность здоровья во времени (процессуальность); наличие как индивидуального, так и типичного в проявлениях здоровья; ответственность самого человека за свое здоровье; для растущего человека рассмотрение здоровья как неосложненного и полноценного развития; зависимость здоровья, прежде всего, от образа жизни; принципиальная возможность не только укрепления, но и формирования здоровья; рассмотрение здоровья как категории культуры; отношение к здоровью как жизнетворчеству, самосозиданию, самосовершенствованию.
Г.К. Зайцев на основе работ И.И. Брехмана сформулировал общие принципы сохранения и укрепления здоровья детей следующим образом. Обеспечение жизнедеятельности каждого ребенка в аспекте охраны его здоровья в образовании происходит на физиологическом, психологическом и социальном уровнях посредством механизмов сохранения, укрепления и формирования здоровья. Р.И. Айзман конкретизирует общие принципы применительно к практике охраны здоровья детей, понимаемой как внедрение в систему образования здоровьесберегающей педагогики: - организация личностно-ориентированного обучения с учетом индивидуальных возможностей ребенка; - выбор оптимальных педагогических технологий, учебных программ с учетом возраста, пола, социальной и экологической среды; - диагностика уровня индивидуального здоровья с учетом психосоматических, конституциональных и социально-духовных особенностей личности; - обучение методам самодиагностики, самооценки, самоконтроля и самокоррекции психосоматического статуса организма на всех этапах жизни; - организация системы рекреационных, коррекционных и реабилитационных мероприятий по сохранению здоровья, созданию комфортных условий для детей «группы риска»; - актуализация индивидуальных потребностей личности и профориентация на основе знаний собственных возможностей и особенностей соматического, психического, социального и духовного здоровья; - оптимизация социально-гигиенических условий жизнедеятельности детей и педагогов.
Здоровьесберегающая педагогическая деятельность характеризуется следующими закономерностями: - взаимообусловленность учебно-воспитательного процесса и состояния здоровья детей и подростков; - зависимость эффективности здоровьесберегающей деятельности от степени использования педагогами и руководителями в образовательных учреждениях экспертного подхода, который позволяет выявлять и изучать влияние новых технологий, программ на здоровье воспитанников и учащихся; - соответствие методов и содержания воспитания и обучения цели – сохранить здоровье детей и подростков в процессе их обучения и воспитания; - зависимость эффективности здоровьесберегающей деятельности от вариативности ее содержания; - необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков в процессе воспитания и обучения.
Результаты исследования показали, что здоровьесберегающая педагогическая деятельность эффективна, если на практике реализован экспертный подход, который позволяет выявлять и изучать влияние новых технологий, программ на здоровье воспитанников и обучающихся, проводить анализ педагогической деятельности каждого педагога.
Исследованиями установлено, что условиями для осуществления эффективной здоровьесберегающей педагогической деятельности являются:
- оптимальное сочетание педагогических методов, форм, средств, технологий в учебно-воспитательном процессе; - разработка программы проведения экспертизы методов, форм, средств и технологий воспитания и обучения с точки зрения их влияния на здоровье детей и подростков, оптимизация режима и организации учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических условий и режима двигательной активности; - создание системы мониторинга здоровья и физического развития учащихся в образовательном учреждении; - повышение компетентности педагогов в решении вопросов сохранения здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса; - формирование ценности здоровья у детей, подростков и их родителей.
Экспертный подход предполагает проведение обязательной экспертизы всех новых программ, технологий, которые используются в учебно-воспитательном процессе, обязательное отслеживание влияния учебно-воспитательного процесса на здоровье учащихся (Тихомирова Л.Ф., 2000).
Советская школа длительное время по праву считалась однойизлучших в мире. Это подтверждалось специальным исследованием ЮНЕСКО в 1991 году. Однако уже в советской школе школьные программы повышенного уровня привели к появлению ряда отрицательных явлений, связанных, прежде всего с перегрузкой школьников. Результатом школьной перегрузки явилось то, что 2/3 выпускников выходят из стен школы с хроническими заболеваниями и отклонениями в физическом развитии.
За последние годы в стране и обществе произошли ощутимые перемены. Школа соответственно реагирует на эти изменения. Педагоги осознают свою причастность к ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся и видят решение проблемы негативного влияния школы на состояние здоровья учащихся и педагогов в овладении необходимыми здоровьесберегающими образовательными технологиями.
Нет какой-то одной единственной уникальной технологии сохранения и укрепления здоровья. Здоровьесбережение может выступать как однаиззадач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог – медицинский работник – ученик); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.
Основополагающим приоритетом для здоровьесберегающей педагогики является следующее утверждение: «Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития». Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике. Общее представление о здоровьесберегающей педагогике Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности.
В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей и подростков в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Здоровьесберегающая педагогика – это направление педагогической деятельности, разрабатывающее специфические закономерности, принципы, подходы, содержание, формы и методы медико-педагогических воздействий, способствующих оптимизации процессов обучения и воспитания детей и подростков с целью сохранения и укрепления их здоровья[1]. Основополагающие идеи, вносимые в педагогику из наук о здоровье, включают в себя: целостность феномена здоровья; ценностное отношение к здоровью; протяженность здоровья во времени (процессуальность); наличие как индивидуального, так и типичного в проявлениях здоровья; ответственность самого человека за свое здоровье; для растущего человека рассмотрение здоровья как неосложненного и полноценного развития; зависимость здоровья, прежде всего, от образа жизни; принципиальная возможность не только укрепления, но и формирования здоровья; рассмотрение здоровья как категории культуры; отношение к здоровью как жизнетворчеству, самосозиданию, самосовершенствованию.
Г.К. Зайцев на основе работ И.И. Брехмана сформулировал общие принципы сохранения и укрепления здоровья детей следующим образом. Обеспечение жизнедеятельности каждого ребенка в аспекте охраны его здоровья в образовании происходит на физиологическом, психологическом и социальном уровнях посредством механизмов сохранения, укрепления и формирования здоровья. Р.И. Айзман конкретизирует общие принципы применительно к практике охраны здоровья детей, понимаемой как внедрение в систему образования здоровьесберегающей педагогики: - организация личностно-ориентированного обучения с учетом индивидуальных возможностей ребенка; - выбор оптимальных педагогических технологий, учебных программ с учетом возраста, пола, социальной и экологической среды; - диагностика уровня индивидуального здоровья с учетом психосоматических, конституциональных и социально-духовных особенностей личности; - обучение методам самодиагностики, самооценки, самоконтроля и самокоррекции психосоматического статуса организма на всех этапах жизни; - организация системы рекреационных, коррекционных и реабилитационных мероприятий по сохранению здоровья, созданию комфортных условий для детей «группы риска»; - актуализация индивидуальных потребностей личности и профориентация на основе знаний собственных возможностей и особенностей соматического, психического, социального и духовного здоровья; - оптимизация социально-гигиенических условий жизнедеятельности детей и педагогов.
Здоровьесберегающая педагогическая деятельность характеризуется следующими закономерностями: - взаимообусловленность учебно-воспитательного процесса и состояния здоровья детей и подростков; - зависимость эффективности здоровьесберегающей деятельности от степени использования педагогами и руководителями в образовательных учреждениях экспертного подхода, который позволяет выявлять и изучать влияние новых технологий, программ на здоровье воспитанников и учащихся; - соответствие методов и содержания воспитания и обучения цели – сохранить здоровье детей и подростков в процессе их обучения и воспитания; - зависимость эффективности здоровьесберегающей деятельности от вариативности ее содержания; - необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков в процессе воспитания и обучения.
Результаты исследования показали, что здоровьесберегающая педагогическая деятельность эффективна, если на практике реализован экспертный подход, который позволяет выявлять и изучать влияние новых технологий, программ на здоровье воспитанников и обучающихся, проводить анализ педагогической деятельности каждого педагога.
Исследованиями установлено, что условиями для осуществления эффективной здоровьесберегающей педагогической деятельности являются:
- оптимальное сочетание педагогических методов, форм, средств, технологий в учебно-воспитательном процессе; - разработка программы проведения экспертизы методов, форм, средств и технологий воспитания и обучения с точки зрения их влияния на здоровье детей и подростков, оптимизация режима и организации учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических условий и режима двигательной активности; - создание системы мониторинга здоровья и физического развития учащихся в образовательном учреждении; - повышение компетентности педагогов в решении вопросов сохранения здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса; - формирование ценности здоровья у детей, подростков и их родителей.
Экспертный подход предполагает проведение обязательной экспертизы всех новых программ, технологий, которые используются в учебно-воспитательном процессе, обязательное отслеживание влияния учебно-воспитательного процесса на здоровье учащихся (Тихомирова Л.Ф., 2000).
Советская школа длительное время по праву считалась однойизлучших в мире. Это подтверждалось специальным исследованием ЮНЕСКО в 1991 году. Однако уже в советской школе школьные программы повышенного уровня привели к появлению ряда отрицательных явлений, связанных, прежде всего с перегрузкой школьников. Результатом школьной перегрузки явилось то, что 2/3 выпускников выходят из стен школы с хроническими заболеваниями и отклонениями в физическом развитии.
За последние годы в стране и обществе произошли ощутимые перемены. Школа соответственно реагирует на эти изменения. Педагоги осознают свою причастность к ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся и видят решение проблемы негативного влияния школы на состояние здоровья учащихся и педагогов в овладении необходимыми здоровьесберегающими образовательными технологиями.
Нет какой-то одной единственной уникальной технологии сохранения и укрепления здоровья. Здоровьесбережение может выступать как однаиззадач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог – медицинский работник – ученик); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.
Основополагающим приоритетом для здоровьесберегающей педагогики является следующее утверждение: «Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития». |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.011 с.) |