Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общее представление о здоровьесберегающей педагогике
Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике. Общее представление о здоровьесберегающей педагогике Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности.
В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей и подростков в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Здоровьесберегающая педагогика – это направление педагогической деятельности, разрабатывающее специфические закономерности, принципы, подходы, содержание, формы и методы медико-педагогических воздействий, способствующих оптимизации процессов обучения и воспитания детей и подростков с целью сохранения и укрепления их здоровья [1]. Основополагающие идеи, вносимые в педагогику из наук о здоровье, включают в себя: целостность феномена здоровья; ценностное отношение к здоровью; протяженность здоровья во времени (процессуальность); наличие как индивидуального, так и типичного в проявлениях здоровья; ответственность самого человека за свое здоровье; для растущего человека рассмотрение здоровья как неосложненного и полноценного развития; зависимость здоровья, прежде всего, от образа жизни; принципиальная возможность не только укрепления, но и формирования здоровья; рассмотрение здоровья как категории культуры; отношение к здоровью как жизнетворчеству, самосозиданию, самосовершенствованию.
Г.К. Зайцев на основе работ И.И. Брехмана сформулировал общие принципы сохранения и укрепления здоровья детей следующим образом. Обеспечение жизнедеятельности каждого ребенка в аспекте охраны его здоровья в образовании происходит на физиологическом, психологическом и социальном уровнях посредством механизмов сохранения, укрепления и формирования здоровья. Р.И. Айзман конкретизирует общие принципы применительно к практике охраны здоровья детей, понимаемой как внедрение в систему образования здоровьесберегающей педагогики: - организация личностно-ориентированного обучения с учетом индивидуальных возможностей ребенка; - выбор оптимальных педагогических технологий, учебных программ с учетом возраста, пола, социальной и экологической среды; - диагностика уровня индивидуального здоровья с учетом психосоматических, конституциональных и социально-духовных особенностей личности; - обучение методам самодиагностики, самооценки, самоконтроля и самокоррекции психосоматического статуса организма на всех этапах жизни; - организация системы рекреационных, коррекционных и реабилитационных мероприятий по сохранению здоровья, созданию комфортных условий для детей «группы риска»; - актуализация индивидуальных потребностей личности и профориентация на основе знаний собственных возможностей и особенностей соматического, психического, социального и духовного здоровья; - оптимизация социально-гигиенических условий жизнедеятельности детей и педагогов.
Здоровьесберегающая педагогическая деятельность характеризуется следующими закономерностями: - взаимообусловленность учебно-воспитательного процесса и состояния здоровья детей и подростков; - зависимость эффективности здоровьесберегающей деятельности от степени использования педагогами и руководителями в образовательных учреждениях экспертного подхода, который позволяет выявлять и изучать влияние новых технологий, программ на здоровье воспитанников и учащихся; - соответствие методов и содержания воспитания и обучения цели – сохранить здоровье детей и подростков в процессе их обучения и воспитания; - зависимость эффективности здоровьесберегающей деятельности от вариативности ее содержания; - необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков в процессе воспитания и обучения.
Результаты исследования показали, что здоровьесберегающая педагогическая деятельность эффективна, если на практике реализован экспертный подход, который позволяет выявлять и изучать влияние новых технологий, программ на здоровье воспитанников и обучающихся, проводить анализ педагогической деятельности каждого педагога.
Исследованиями установлено, что условиями для осуществления эффективной здоровьесберегающей педагогической деятельности являются:
- оптимальное сочетание педагогических методов, форм, средств, технологий в учебно-воспитательном процессе; - разработка программы проведения экспертизы методов, форм, средств и технологий воспитания и обучения с точки зрения их влияния на здоровье детей и подростков, оптимизация режима и организации учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических условий и режима двигательной активности; - создание системы мониторинга здоровья и физического развития учащихся в образовательном учреждении; - повышение компетентности педагогов в решении вопросов сохранения здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса; - формирование ценности здоровья у детей, подростков и их родителей.
Экспертный подход предполагает проведение обязательной экспертизы всех новых программ, технологий, которые используются в учебно-воспитательном процессе, обязательное отслеживание влияния учебно-воспитательного процесса на здоровье учащихся (Тихомирова Л.Ф., 2000).
Советская школа длительное время по праву считалась однойизлучших в мире. Это подтверждалось специальным исследованием ЮНЕСКО в 1991 году. Однако уже в советской школе школьные программы повышенного уровня привели к появлению ряда отрицательных явлений, связанных, прежде всего с перегрузкой школьников. Результатом школьной перегрузки явилось то, что 2/3 выпускников выходят из стен школы с хроническими заболеваниями и отклонениями в физическом развитии.
За последние годы в стране и обществе произошли ощутимые перемены. Школа соответственно реагирует на эти изменения. Педагоги осознают свою причастность к ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся и видят решение проблемы негативного влияния школы на состояние здоровья учащихся и педагогов в овладении необходимыми здоровьесберегающими образовательными технологиями.
Нет какой-то одной единственной уникальной технологии сохранения и укрепления здоровья. Здоровьесбережение может выступать как однаиззадач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог – медицинский работник – ученик); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.
Основополагающим приоритетом для здоровьесберегающей педагогики является следующее утверждение: « Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития». Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике. Общее представление о здоровьесберегающей педагогике Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности.
В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей и подростков в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Здоровьесберегающая педагогика – это направление педагогической деятельности, разрабатывающее специфические закономерности, принципы, подходы, содержание, формы и методы медико-педагогических воздействий, способствующих оптимизации процессов обучения и воспитания детей и подростков с целью сохранения и укрепления их здоровья [1]. Основополагающие идеи, вносимые в педагогику из наук о здоровье, включают в себя: целостность феномена здоровья; ценностное отношение к здоровью; протяженность здоровья во времени (процессуальность); наличие как индивидуального, так и типичного в проявлениях здоровья; ответственность самого человека за свое здоровье; для растущего человека рассмотрение здоровья как неосложненного и полноценного развития; зависимость здоровья, прежде всего, от образа жизни; принципиальная возможность не только укрепления, но и формирования здоровья; рассмотрение здоровья как категории культуры; отношение к здоровью как жизнетворчеству, самосозиданию, самосовершенствованию.
Г.К. Зайцев на основе работ И.И. Брехмана сформулировал общие принципы сохранения и укрепления здоровья детей следующим образом. Обеспечение жизнедеятельности каждого ребенка в аспекте охраны его здоровья в образовании происходит на физиологическом, психологическом и социальном уровнях посредством механизмов сохранения, укрепления и формирования здоровья. Р.И. Айзман конкретизирует общие принципы применительно к практике охраны здоровья детей, понимаемой как внедрение в систему образования здоровьесберегающей педагогики: - организация личностно-ориентированного обучения с учетом индивидуальных возможностей ребенка; - выбор оптимальных педагогических технологий, учебных программ с учетом возраста, пола, социальной и экологической среды; - диагностика уровня индивидуального здоровья с учетом психосоматических, конституциональных и социально-духовных особенностей личности; - обучение методам самодиагностики, самооценки, самоконтроля и самокоррекции психосоматического статуса организма на всех этапах жизни; - организация системы рекреационных, коррекционных и реабилитационных мероприятий по сохранению здоровья, созданию комфортных условий для детей «группы риска»; - актуализация индивидуальных потребностей личности и профориентация на основе знаний собственных возможностей и особенностей соматического, психического, социального и духовного здоровья; - оптимизация социально-гигиенических условий жизнедеятельности детей и педагогов.
Здоровьесберегающая педагогическая деятельность характеризуется следующими закономерностями: - взаимообусловленность учебно-воспитательного процесса и состояния здоровья детей и подростков; - зависимость эффективности здоровьесберегающей деятельности от степени использования педагогами и руководителями в образовательных учреждениях экспертного подхода, который позволяет выявлять и изучать влияние новых технологий, программ на здоровье воспитанников и учащихся; - соответствие методов и содержания воспитания и обучения цели – сохранить здоровье детей и подростков в процессе их обучения и воспитания; - зависимость эффективности здоровьесберегающей деятельности от вариативности ее содержания; - необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков в процессе воспитания и обучения.
Результаты исследования показали, что здоровьесберегающая педагогическая деятельность эффективна, если на практике реализован экспертный подход, который позволяет выявлять и изучать влияние новых технологий, программ на здоровье воспитанников и обучающихся, проводить анализ педагогической деятельности каждого педагога.
Исследованиями установлено, что условиями для осуществления эффективной здоровьесберегающей педагогической деятельности являются:
- оптимальное сочетание педагогических методов, форм, средств, технологий в учебно-воспитательном процессе; - разработка программы проведения экспертизы методов, форм, средств и технологий воспитания и обучения с точки зрения их влияния на здоровье детей и подростков, оптимизация режима и организации учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических условий и режима двигательной активности; - создание системы мониторинга здоровья и физического развития учащихся в образовательном учреждении; - повышение компетентности педагогов в решении вопросов сохранения здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса; - формирование ценности здоровья у детей, подростков и их родителей.
Экспертный подход предполагает проведение обязательной экспертизы всех новых программ, технологий, которые используются в учебно-воспитательном процессе, обязательное отслеживание влияния учебно-воспитательного процесса на здоровье учащихся (Тихомирова Л.Ф., 2000).
Советская школа длительное время по праву считалась однойизлучших в мире. Это подтверждалось специальным исследованием ЮНЕСКО в 1991 году. Однако уже в советской школе школьные программы повышенного уровня привели к появлению ряда отрицательных явлений, связанных, прежде всего с перегрузкой школьников. Результатом школьной перегрузки явилось то, что 2/3 выпускников выходят из стен школы с хроническими заболеваниями и отклонениями в физическом развитии.
За последние годы в стране и обществе произошли ощутимые перемены. Школа соответственно реагирует на эти изменения. Педагоги осознают свою причастность к ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся и видят решение проблемы негативного влияния школы на состояние здоровья учащихся и педагогов в овладении необходимыми здоровьесберегающими образовательными технологиями.
Нет какой-то одной единственной уникальной технологии сохранения и укрепления здоровья. Здоровьесбережение может выступать как однаиззадач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог – медицинский работник – ученик); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.
Основополагающим приоритетом для здоровьесберегающей педагогики является следующее утверждение: « Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.71.146 (0.01 с.) |