ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Політологія та історична наука



Політика та її різновиди

Внутренняя политика :

Экономическая политика – это мероприятия государства, которые направлены на развитие национальной экономики;

Социальная политика – система действий государства, которые направлены на защиту малообеспеченных слоев населения, на уменьшение разницы в уровне жизни между богатыми и бедными;

Национальна политика – мероприятия государства целью которых является защита интересов и культуры всех национальностей, которые приживают в данной стране;

Научно-техническая – стимулирует государственное развитие науки и техники;

Экологическая – защита окружающей среды;

Демографическая – мероприятия государства целью которых является повышения рождаемости в стране, понижение смертности, увеличение среднего возраста жизни.

К внешней политике относится:

Внешняя политическая деятельность политических партий и организаций;

Внешняя политика государства направленная на защиту интересов страны за ее пределами;

Мировая политика включает политические процессы, которые затрагивают интересы всего мира или большого количества стран. К таким процессам относится: глобализация, решение глобальных проблем человечества, крупные военные конфликты.

Політологія та її рівні

ПОЛІТОЛОГІЯ (грец. politika – державні й суспільні справи і logos – слово, поняття, вчення) – наука, об’єктом якої є політика і її відносини з особистістю та суспільством.

політологія вивчає політичну сферу життя суспільства, причому вивчає на 3х рівнях:

Перший рівень – теоретичний, рівень філософського аналізу, де предметом міркувань є загальна теорія суспільного розвитку.

Другий рівень – практичний, рівень конкретно-теоретичного аналізу, у центрі уваги якого знаходяться основні положення теорії політики, яка створює науковий образ політичної діяльності в цілому.

Третій рівень – емпіричний (від “емпіріа” – дослід), тобто аналіз конкретних результатів дійсності у вигляді описів, пояснень, прогнозів.

Функції політології

Описательная – сбор информации о политических процессах и ее первоначальная обработка

Методологическая – создание теорий, которые объясняют особенности и закономерности политических процессов

Мировоззренческая – заключается в том, что политология формирует системные и научные представления о политике у отдельных людей и общества в целом

Идеологическая – состоит в том, что политология является одной из теоретических основ каждой политической идеологии

Интегративная – состоит в том, что политология и другие общественные науки создают идейные нормы и ценности, которые объединяют общество

Коммуникативная – передача политических знаний и информации от поколения к поколению, от одной социальной группы к другой

Прогностическая – составление научных сценариев развития политических процессов в будущем

Методи політології

Метод - це інструмент, за допомогою якого будь-яка наука досліджує закономірності та категорії, що становлять її предмет, тобто конкретні способи здійснення досліджень.

Метод конкретно социологических исследований – проведение социологических опросов по политологической проблематике

Системный – изучение политических процессов как системы взаимосвязанных элементов

Бихевиористких – метод изучения политического поведения и политической психологии

Модернистский – заключается в применении теорий и знаний из различных научных дисциплин для изучения политических процессов ( математика, статистика, кибернетика, социальная психология)

Исторический – изучение влияния исторических процессов на современную политику

Сравнительный – метод сопоставления политических процессов, которые идут в разных странах

Категорії політології

Категорії політології:

Політика

Политическая власть

Государство

Правовое государство и гражданское общество

Политическая партия

Партийная система

Политическое сознание и политическая культура

Политическая идеология

Политические элиты

Политическое лидерство.

Політологія та історична наука

Політологічні теорії стародавнього світу

Взгляды Конфуция (ок. 551 —479 до н.э.) изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и высказывания"), составленной его учени­ками. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую кон­цепцию государства. Государство трактуется им как большая се­мья. Власть императора ("сына неба") уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Социально-политическая иерар­хия строится на принципе неравенства людей.

Мнения аристократии выражал Платон(427-347 гг до н.э.). Его идеи оказывали огромное влияние на всю последующую историю социально-политической мысли.
Платон мечтал основать идеальное государство. Он даже написал специальное произведение под названием «Государство». Политический идеал Платона - аристократический государственный строй, «власть лучших». Он выступает с резкой критикой рабовладельческой демократии, осуждает не только демократию - с ненавистью относится к тирании, олигархии (власти богатых), тимократии (власти военных). Всем этим формам организации власти мыслитель противопоставляет свой проект совершенного государства и правления.
Основная суть платоновского государства - справедливость, которая заключается в тщательном выполнении каждым членом общества своих обязанностей. Последние определяются природными наклонностями человека. Во главе такого государства стоят философы, которые на основе вечных идей мудро управляют обществом.
Огромную роль в истории социально-политической мысли сыграл другой античный мыслитель Аристотель (384-322 гг до н.э.). Аристотель рассматривал государство, которое он как-то отождествлял с обществом, как форму общения граждан. Человек, по его мнению, является существом политическим, и она может себя реализовать только в обществе и через общество. Государство, утверждал Аристотель, возникла не из-за соглашения между людьми, а естественным путем - из семьи и поселищ как наиболее совершенная форма общения людей. Цель создания государства заключается не только в том, чтобы решать экономические и политические вопросы, но и в том, чтобы не позволять людям делать несправедливость, помогать им удовлетворять материальные потребности. Служение общему благу было для Аристотеля критерием правильности государственной формы, а лучшей формой государства он считал полет (правление большинства в интересах всех).

Кига ПОЛИТИКА – 6 видов государственных устройств ( монархия, аристократия, тирания, олигархия, полития, демократия)

Політологічні теорії 18 сторіччя

Географическая школа

Так случилось, что это исторически своего рода первая школа в социологии, благодаря творчеству Ж. Бодена, Ш. Монтескье, А. Тюрго. Основными детерминантами в "географических" концепциях было признание естественных факторов и условий (географическое положение, климатические условия, рельеф) как определяющих в развитии общества. Достижения естествознания XIX в., Безусловно, повлияли на интерес ученых к географического фактора, и его значение в развитии общества. Типичными представителями географической школы в социологии XIX в. были Г. Бокль, Л. Мечников, С. Соловьев, В. Ключевский.

На основе анализа "внешних" явлений было установлено, что основными из них являются климат, ландшафт, почва, пища, особенности которых влияют на развитие человека, историю. Именно эти факторы обусловливают и особенности телесной конституции человека, особенность его мышления, духовности и т.д.. Как пример, приводилось сравнение особенностей жизнедеятельности "северных" и "южных" народов. Даже ход истории человечества связывался с взаимодействием и масштабности гидрологического освоения (реки, моря, океаны).

Английский ученый Генри Томас Бокль (1821-1862), изучая историю человечества, наблюдал процессы исторического взаимодействия человека и природы. Он отмечал, что географическое положение, климат, ландшафт, почвы, пища предопределяют особенности как телесной конституции человека, так и своеобразие ее духовности, мышления и т.д..

Жан Жак Руссo (1712-1778) -. Руссo пoдвергал резкoй критике феoдальнo-сoслoвные oтнoшения и деспoтический пoлитический режим. Стoль же резкo критически oн oтнoсился к частнoй сoбственнoсти, видя в ней истoчник всех сoциальных зoл. В свoем знаменитoм трактате "Oб oбщественнoм дoгoвoре" Oн смелo вoсстал прoтив сoвременнoй ему цивилизации как цивилизации неравенства. Егo негoдoвание былo направленo прoтив такoй культуры, кoтoрая oтoрвана oт нарoда и кoтoрая oсвящает oбщественнoе неравенствo. Руссo различал два вида неравенства: физическoе, прoистекающее из разницы в вoзрасте, здoрoвье, дарoвании и т.п., и пoлитическoе, выражающееся в различных привилегиях.

Вoльтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778) - oдин из идейных вoждей французскoгo Прoсвещения, знаменитейший писатель и мыслитель. Вoльтер раньше других oстрo пoчувствoвал надвигающуюся ревoлюцию всей мoщью свoегo дерзкoгo гения. Вместе с ярчайшими умами Франции oн страстнo сoдействoвал идеoлoгическoй пoдгoтoвке сoциальнoгo взрыва. Oн был признанным вoждем филoсoфскo-сoциальнoгo движения. Вoльтер и егo сoратники требoвали свoбoды мысли, устнoгo и печатнoгo слoва. Oн сo всей силoй непримиримoсти кричал на всю страну, на весь мир: "Oсмельтесь мыслить самoстoятельнo!" Oн вoзлагал надежды на мудрoсть и благoсть правителя, кoрoля-филoсoфа. Ему импoнирoвалo oбщественнo-пoлитическoе устрoйствo Англии - oграничение власти кoрoля, сравнительная верoтерпимoсть.

Концепции Парето

Независимо от Моски примерно в это же время теорию политических элит разрабатывал Парето (1848—1923). Он, как и Моска, исходил из того, что миром во все времена правило и должно править избранное меньшинство — элита, наделенная особыми качествами: психологическими (врожденными) и социальными (приобретенными вследствие воспитания и образования). В «Трактате по общей социологии».

Она делится на правящую, прямо или опосредованно (но эффективно) участвующую в управлении, и неправящую — контрэлиту — людей, обладающих характерными для элиты качествами, но не имеющих доступа к руководству из-за своего социального статуса и различного рода барьеров, существующих в обществе для низших слоев.

Правящая элита внутренне сплочена и борется за сохранение своего господства. Развитие общества происходит посредством периодической смены, циркуляции двух главных типов элит — «лис» (гибких руководителей, использующих «мягкие» методы руководства: переговоры, уступки, лесть, убеждение и т.п.) и «львов» (жестких и решительных правителей, опирающихся преимущественно на силу).

Изменения, происходящие в обществе, постепенно подрывают господство одного из этих типов элиты. Так, властвование «лис», эффективное в относительно спокойные периоды истории, становится непригодным в ситуациях, требующих решительных действий и применения насилия. Это ведет к росту недовольства в обществе и усилению контрэлиты («львов»), которая с помощью мобилизации масс свергает правящую элиту и устанавливает свое господство.

Поняття політичного життя

Политическая жизнь - это часть общественной жизни, связанная с политической властью и реализацией социальных интересов, основным содержанием которой является осознанная и целенаправленная политическая деятельность людей.

.Ядро политической жизни составляют политическая де­ятельность и политические отношения. В политическую жизнь включаются также политическое поведение, полити­ческий процесс, политические конфликты и политические ситуации. Если представить себе структурный срез опти­мальной модели политической жизни, то можно сделать вывод, что входящие в нее компоненты обладают относи­тельной самостоятельностью, их взаимосвязи и взаимо­действия предполагают наличие механизма, обеспечиваю­щего их равновесие и эффективное функционирование, направленное на достижение баланса интересов и политиче­ской стабильности общества.

Таким образом, политическая жизнь — это реальный процесс воспроизводства политической деятельности и по­литических отношений, обусловленный общественными и личными потребностями и интересами, удовлетворение ко­торых зависит от механизма функционирования политиче­ской власти и реализуемой ею политики.

Политическая жизнь реализуется посредством политической дея­тельности граждан, государственных структур, партийных и общест­венных организаций, движений, т.е. всей совокупности субъектов по­литики, каждый из которых стремится удовлетворить свои интересы. Таким образом, политическая жизнь является по сути политической деятельностью индивидов и их групп, политических структур общества во имя достижения целей, обусловленных их интересами.

Політична влада та її роль

Власть - способность, право и возможность распоряжаться кем-либо и чем-либо, оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей.
Виды власти:

 

1. По источникам власти: политическая, экономическая, духовно-информационная и др.

2. По субъектам власти: государственная, партийная, семейная и др.

3. По функциям органов власти: законодательная, исполнительная, судебная

Одной из важнейших в жизнедеятельности человеческого общества является власть политическая.

Политическая власть - это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенную политику, используя политические партии, организации и государство.
Ядром и орудием этой власти является государственная власть. Она должна быть выше всех других властей и обладать независимостью как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами. Однако, это не означает ее бесконтрольности. Общество различными способами (с помощью свободных СМИ) контролирует государственную власть, соотнося ее действия с законами.
Понятие "политическая власть" шире понятия "государственная власть". Практическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.
Политика (от греческого politike - искусство управления государством) это сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, укрепление и реализацию власти; деятельность, связанная с определением содержания задач и функций государства

Функции политики - ее назначение и ее роль:

 

1. Организационная. Создает для общества организационные основания

2. Коммуникативная. Обеспечивает общение людей, обмен информацией, связь между ними

3. Воспитательная. Влияет на внутренний мир человека, приобщает личность к общественным делам

4. Контролирующая. Воздействует на людей, используя власть

5. Интегративная. Сплачивает, консолидирует различные группы и слои общества


25) Основні ознаки політичної влади

Власть- есть способность и возможность одних моделировать поведение других, т.е. заставлять делать что-то вопреки их желанию с помощью каких-либо средств — в диапазоне от убеждения до насилия.

Политическая власть — способность социального субъекта (индивида, группы, слоя) навязывать и проводить свою волю с помощью правовых и политических норм и специального института — государства.

Власть — это необходимое условие устойчивого развития общество во всех его сферах.

Выделяют власть: политическую, экономическую, духовную семейную и др. Экономическая власть основана на праве и способности собственника каких-либо ресурсов влиять на производство товаров и услуг, духовная — на способности обладателей знаний, идеологии, информации влиять на изменение сознания людей.

Отличительными признаками политической власти являются:
Суверенитет, т.е. независимость и неделимость политической власти. Это означает, что политическая власть не может быть разделена между социальными субъектами, которые занимают разные политические позиции.
2. Авторитет, т.е. общепризнанные в стране и за её пределами влияние субъекта политической власти.
3. Волевой характер означает наличие у социального субъекта осознанной политической цели, способности, готовности и решимости последовательно добиваться её осуществления.
4. Верховенство, т.е. обязательность её решений для всего общества и для всех других видов власти.
5. Всеобщность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества и обязательно для всех.
6. Принудительность. Т.е. легальность в использовании силы и других средств для обеспечения организованного принуждения в пределах страны.
7. Моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра принятия решения.
8. Широчайший спектр используемых стредств для завоевания, удержания и реализации власти.

Засоби політичної влади

Средства (ресурсы) власти представляют собой все то, что может быть использовано для воздействия на других, повышает потенциал и силу воздействия субъекта власти. Существуют открытые и скрытые типы воздействия.

В первом случае используются такие ресурсы, как:

 силовое принуждение - потеря каких-либо благ, телесные наказания (история человечества знает множество примеров - пытки, концлагеря), смертная казнь, ограничения свободы, штрафы, отлучение от церкви, увольнение с работы и тому подобное;

 закон - традиция, обычай;

 стимулирование - создание стимулов, которыми выступают материальные и другие блага, которыми объект власти награждается в обмен на поведение, требуется. Ресурс вознаграждения широко используют родители, преподаватели, руководители организаций, политики.

Скрытое влияние предусматривает использование методов убеждения, т.е. рациональных аргументов, или внушения. В зависимости от того, какие ресурсы используются, говорят о трех способах властвования: господство, влияние и стимулирования.

Среди ресурсов политической власти можно выделить экономические, социальные, силовые, информационные и др.

Экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержки.

Силовые ресурсы выполняют функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности политической власти.

Социальные ресурсы. Социальная политика в больших современных западных странах строится таким образом, что в сохранении существующей политической власти заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования, высокий уровень пенсионного обеспечения, широко развита система благотворительных организаций и т д.

Информационные ресурсы - это средства массовой информации.

27) Форми політичної влади

Основными формами политической власти является господство, политическое руководство и управлениеГосподство - это абсолютное или относительное подчинение одних людей другими Политическое руководство и управление реализуются через принятие стратегических и тактических решений к объектам власти, через организацию, регулир Ання и контроль их развитияу.

Формы политической власти различают и по критерию главного субъекта правления К ним относятся:

1) монархия - единовластное (абсолютное или ограничено) наследственное правление одного лица - главы государства - монарха;

2) тирания (деспотия) - единоличное неограниченное самовластие, вследствие насильственного захвата власти, которое характеризуется абсолютным произволом правителя и полным бесправием народа;

3) аристократия - власть наследственной, родовитой, знатной меньшинства, привилегированного сословия;

4) олигархия (плутократия, тимократия) - власть богачей, зажиточной, неродовитой меньшинства, которая подчиняет себе государственный аппарат;

5) теократия - политическая власть духовенства, главы церкви в государстве;

6) охлократия - власть толпы, опирается не на законы, а на мгновенные настроения, капризы толпы, часто подвергается воздействию демагогов, становится деспотической и действует тиранически;

7) демократия - власть народа на основе закона и гарантии прав и свобод граждан;

8) ПАРТОкратия - власть одной партии, партийной номенклатуры (верхушки) в государстве;

9) бюрократия - власть чиновников, администраторов в государстве; иерархически организованная система власти и государственного аппарата, наделенного специфическими функциями;

10) технократия - власть научно-технической элиты (специалистов), руководителей предприятий, менеджеров;

11) меритократия - власть наиболее одаренных, достойных людей, в основу которой положен принцип индивидуальных заслуг;

12) автократия - неограниченное и бесконтрольное самовластие;

13) анархия - безвластие государства; самоуправления общин, коммун, семей и других первичных общностей людей.

Типологія держави

Типология проводится в основном с двух подходов: формационного и цивилизационного.

Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (Маркс, Энгельс).

Выделяют следующие формационные типы государства:

-рабовладельческое государство – есть орудие поддержания власти над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел прав, фактически говорящее орудие труда;

-феодальное государство - диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков;

-буржуазное государство – диктатура буржуазии, сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство);

-социалистическое государство по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Выделяют следующие типы цивилизационного подхода: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового процесса, а внутри отдельной цивилизации, которая является как бы ветвями дерева, сосуществующими друг с другом. Движущей силой круговорота является творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

34) . Типологія держав за ознакою форми державного устрою

По устройству государства бывают унитарными, федеративными и конфедеративного.

В унитарном государстве образуются общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы власти; функционирует единые системы законодательства, правовая и денежная система, единая гражданство. Все административно-территориальные единицы (области, округа департаменты, провинции) имеют одинаковый юридический статус без какой-либо политической самостоятельности; но являются автономными в хозяйственной и социально-культурной сфере. Унитарные государства это - Польша, Венгрия, Болгария, Италия, Швеция, Дания, Франция, Испания и др. Уровень централизации власти в унитарном государстве может быть высоким и несколько ослабленным.

Федеративное государство является добровольным объединением нескольких самостоятельных государственных образований в единое союзное государство. В наше время федерациями являются 20 стран мира: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Германия (ФРГ), Индия, Канада, Мексика и т.д. Территорию федерации образуют территории ее субъектов (штатов, кантонов, республик) внутренние границы федерации возможно изменить только с согласия его субъектов. В федерации существует два уровня власти: федеральный и республиканский, полновесный органов власти обоих уровней разветвленные федеральной конституцией. Федерации характерно - двойная правовая система, двойное гражданство, двухпалатный парламент; внешнеполитические функции осуществляют союзные органы государства. Федерации строятся по территориальному (США), национальной (Индия) или смешанными признаками (Россия), которые определяют характер и содержание государственного устройства.

Конфедерация- союз нескольких независимых государств, которые объединяются для проведения единой политики в общих целях (например, для совместной обороны, решение экономических, энергетических, транспортных проблем и т.д.). Для осуществления согласованной политики государства конфедерации образуют отдельные органы управления; но их решения не имеют прямого действия и должны утверждаться центральными органами власти стран-членов. В конфедерации отсутствует единый высший законодательный орган, единое гражданство; участники в полном объеме осуществляют международную деятельность, и могут по собственной воле оставить конфедерацию и разорвать конфедеративное договор.

Політика та її різновиди

Внутренняя политика :

Экономическая политика – это мероприятия государства, которые направлены на развитие национальной экономики;

Социальная политика – система действий государства, которые направлены на защиту малообеспеченных слоев населения, на уменьшение разницы в уровне жизни между богатыми и бедными;

Национальна политика – мероприятия государства целью которых является защита интересов и культуры всех национальностей, которые приживают в данной стране;

Научно-техническая – стимулирует государственное развитие науки и техники;

Экологическая – защита окружающей среды;

Демографическая – мероприятия государства целью которых является повышения рождаемости в стране, понижение смертности, увеличение среднего возраста жизни.

К внешней политике относится:

Внешняя политическая деятельность политических партий и организаций;

Внешняя политика государства направленная на защиту интересов страны за ее пределами;

Мировая политика включает политические процессы, которые затрагивают интересы всего мира или большого количества стран. К таким процессам относится: глобализация, решение глобальных проблем человечества, крупные военные конфликты.

Політологія та її рівні

ПОЛІТОЛОГІЯ (грец. politika – державні й суспільні справи і logos – слово, поняття, вчення) – наука, об’єктом якої є політика і її відносини з особистістю та суспільством.

політологія вивчає політичну сферу життя суспільства, причому вивчає на 3х рівнях:

Перший рівень – теоретичний, рівень філософського аналізу, де предметом міркувань є загальна теорія суспільного розвитку.

Другий рівень – практичний, рівень конкретно-теоретичного аналізу, у центрі уваги якого знаходяться основні положення теорії політики, яка створює науковий образ політичної діяльності в цілому.

Третій рівень – емпіричний (від “емпіріа” – дослід), тобто аналіз конкретних результатів дійсності у вигляді описів, пояснень, прогнозів.

Функції політології

Описательная – сбор информации о политических процессах и ее первоначальная обработка

Методологическая – создание теорий, которые объясняют особенности и закономерности политических процессов

Мировоззренческая – заключается в том, что политология формирует системные и научные представления о политике у отдельных людей и общества в целом

Идеологическая – состоит в том, что политология является одной из теоретических основ каждой политической идеологии

Интегративная – состоит в том, что политология и другие общественные науки создают идейные нормы и ценности, которые объединяют общество

Коммуникативная – передача политических знаний и информации от поколения к поколению, от одной социальной группы к другой

Прогностическая – составление научных сценариев развития политических процессов в будущем

Методи політології

Метод - це інструмент, за допомогою якого будь-яка наука досліджує закономірності та категорії, що становлять її предмет, тобто конкретні способи здійснення досліджень.

Метод конкретно социологических исследований – проведение социологических опросов по политологической проблематике

Системный – изучение политических процессов как системы взаимосвязанных элементов

Бихевиористких – метод изучения политического поведения и политической психологии

Модернистский – заключается в применении теорий и знаний из различных научных дисциплин для изучения политических процессов ( математика, статистика, кибернетика, социальная психология)

Исторический – изучение влияния исторических процессов на современную политику

Сравнительный – метод сопоставления политических процессов, которые идут в разных странах

Категорії політології

Категорії політології:

Політика

Политическая власть

Государство

Правовое государство и гражданское общество

Политическая партия

Партийная система

Политическое сознание и политическая культура

Политическая идеология

Политические элиты

Политическое лидерство.

Політологія та історична наука





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.026 с.)