ТОП 10:

Договорная система как основа торговой деятельности.



Документами, регулирующими отношения между коммерческими организациями, являются хозяйственные договоры. Договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Сторонами договора могут выступать как физические, так и юридические лица, в том числе государственные учреждения и организации.

Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

В торговле основными хозяйственными договорами являются следующие:

- Договор купли-продажи– это договор, по которому одна из сторон (продавец) обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

В договоре стороны оговаривают количество, ассортимент, качество поставляемых товаров, обязанности продавца и покупателя. Покупатель обязан оплатить непосредственно до или после передачи ему продавцом товара.

- Договор поставки – это договор, по которому поставщик или продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в указанный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным иным подобным использованием. Этот договор, как правило, заключается между производителями и посредниками или производителями и организациями розничной торговли.

- Договор комиссии– это договор, по которому одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. То есть это договор на проведение посреднической сделки. Непременным условием договора является то, что товар остается в собственности комитента. Это дает право комитенту в любой момент вернуть товар.

- Договор аренды –это договор имущественного найма,по которому арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное пользование. Для торговой организации в аренду могут понадобиться складские и офисные помещения.

Структура договора включает в себя:

-Предмет договора – формулировка целей и задач, которые каждая из сторон намерена достигнуть.

-Количество товара, подлежащего передать покупателю, просматривается договором в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении.

-Качество передаваемого товара должно соответствовать договору.

- Цена товара – покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором.

-Порядок расчетов –вэтом разделе указываютсясроки оплаты. В договоре купли-продажи оплата товара может быть в рассрочку или непосредственно до или после передачи товара. В договоре комиссии оплата производится после продажи товара покупателю.

-Обязанности сторон – каждая из сторон берет на себя обязательства, что отражается в договоре в виде их четкого разграничения.

-Ответственность сторон – невыполнение одной из сторон какого-либо пункта договора влечет за собой предусмотренные договором штрафные санкции либо прекращение договора и последующее рассмотрение споров в установленном порядке.

- Форс-мажор – существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора; это является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

- Разрешение споров и применимое право – в этом разделе указывается, каким способом стороны будут решать предполагаемые вопросы.

- Порядок отгрузки – устанавливается согласование взаимодействия транспортных служб продавца и покупателя. Особое внимание здесь следует уделить упаковке товара и его сохранности при транспортировке.

Для функций управленческого и бухгалтерского учетов важно определять в договоре момент перехода собственности на товар. Обычно в договорах купли-продажи, поставки, консигнации переход собственности происходит в момент приемки товара покупателем. По договору комиссии перехода собственности не происходит, но ответственность за сохранность товара, переданного на комиссию, лежит на комиссионере.

26. Документальное оформление поступления товаров в оптовой торговле

Поставщики отгружают в адрес оптовых предприятий товары в соответствии с заключенными с ними договорами, определяющими права и обязанности сторон. Приемка товара осуществляется МОЛ(материально – ответственным лицом) на основании товаросопроводительных документов поставщика, предусмотренных условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (товарной накладной, товарно - транспортной накладной (ТТН), железнодорожной накладной, счетом или счетом- фактурой).

Накладнаясоставляется в двух экземплярах: один остается у поставщика, другой передается покупателю. В накладной указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма НДС(с учетом налога на добавленную стоимость) отпущенного товара. Накладная подписывается материально- ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя.

Товарно-транспортную накладную (ТТН)- выписывают при доставке товаров автомобильным транспортом. При доставке товаров железнодорожным транспортом в качестве сопроводительного документа выступает железнодорожная накладная.

Счет-фактура – является основным первичным документам, служащим основанием для расчетов с поставщиками. Счет- фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению. Счет- фактура подписывается руководителем и гл. бухгалтером организации, заверяется печатью организации.

Счета- фактуры, принятые к исполнению, должны быть пронумерованы и подшиты в журнале учета счетов- фактур, причем хранение получаемых и выдаваемых счетов фактур осуществляется раздельно. Составление и получение счета – фактуры регистрируется в установленном порядке в книгах покупок и продаж.

Получаемые покупателем товаров счета- фактуры относятся к первичной бухгалтерской документации. При этом учет их поступления будет лишь дублировать книгу покупок. Покупатель заинтересован в полной сохранности счетов- фактур, их своевременном и достоверном отражении.

Книга покупок- ведется получателями товаров, она предназначена для регистрации счетов- фактур, предоставляемых поставщиками, в целях определения сумм налога, подлежащих зачету.

Сертификаты, являются приложением к первичным товаросопроводительным документам.

Приемка товаров по весу брутто, указанному на таре, или приемка по весу нетто и количеству товарных единиц (в поврежденной таре) производиться в том месте, где принимаются товары.

Порядок приемки товаров на складе поставщика. При отгрузке со склада поставщика основным сопроводительным документом является товарная накладная по форме № ТОРГ -12, которая использоваться для оформления продажи товаров сторонней организации.

Товарная накладная по форме № ТОРГ – 12– отличается от ТТН тем, что в нет транспортного раздела и она может быть как приходным документом покупателя, так и расходным документом поставщика.

Накладная по форме № ТОРГ- 12 при получении товара на складе поставщика обычно составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у организации – поставщика и является основанием для списание товаров. Второй экземпляр передается организации- покупателю и является основанием для оприходования товара.

Товары на складе поставщика принимают, как правило, материально ответственное лицо покупателя по доверенности. Доверенность оформляется на бланках типовой формы, подписывается руководителем и главным бухгалтером или лицами, уполномоченными ими. После чего на ней ставиться печать. Доверенность регистрируется в бухгалтерии в специальном журнале. Если товар по выданной доверенности не будет получен, то она аннулируется. При этом бухгалтер погашает ее надписью «не использована» и делает отметку в журнале.

Доверенность при получении товара предъявляется поставщику вместе с документами, удостоверяющими личность получателя. При приемке товара проверяется соответствие количества и качества товаров данным сопроводительных документов.

Приемка товаров на станции железной дороги (пристани) производится материально ответственным лицом получателя (кладовщиками, экспедиторами и т.д.) при предъявлении доверенности, грузовой квитанции, паспорта. При этом оптовые организации в соответствии с действующими на транспорте правилами перевозок грузов обязаны проверить, обеспечена ли сохранность груза при перевозке.

Если количество и качество поступившего товара соответствует данным товаросопроводительных документов, то на последнее (накладная, счет- фактура, товарно-транспортная накладная, качественное удостоверение и др. документы, удостоверяющие количество и качество поступивших товаров) накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах.

Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью организации.

В случае не соответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству установленному в договоре или данным, указанным в сопроводительных документах, составляется акт по форме № ТОРГ – 2 , который является юридическим основанием для предъявление претензий поставщику.

На полученный от железной дороги товар экспедитор выписывает накладную на его отправку на склад автомобильным транспортом через агента-водителя. В случае обнаружения недостачи товаров при приемке их на складе от агента составляется акт. Если товары от органов транспорта принимает кладовщик, являющийся материально ответственным лицом, то он расписывается в получении товаров в сопроводительных документах, либо составляется «Акт о приемке товаров» (ф. № ТОРГ-1), который применяется для оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора.

В случае поступления товаров без сопроводительных документов или при поступлении товаров, не предусмотренных в договоре, они принимаются на ответственное хранение, о чем сообщает поставщику. Такие товары учитываются за балансом на счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». В установленные покупателем сроки поставщик должен распорядиться принятыми на ответственное хранение товарами. Если он в этот срок не распорядится товарами, покупатель вправе реализовать товар или возвратить его поставщику. Понесенные расходы покупателем подлежат возмещению поставщиком.

На складе оптовых организаций товары принимаются при доставке поставщиком по весу брутто и количеству мест, а при необходимости и по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом товаром месте. Оптовые организации, переотправляющие товары в таре или упаковке первоначального отправителя (изготовителя), должны производить приемку товаров по количеству и качеству внутри товарных мест лишь в случаях, предусмотренных договорами, а также при несоответствии фактического веса брутто весу брутто, указанному в сопроводительных документах либо в поврежденной, открытой или немаркированной таре, а также при наличии признаков порчи. Порядок приемки товаров на оптовых складах и сроки ее проведения устанавливаются в договорах на их поставку.

27. Особенности документального оформления поступления товаров в розничной торговле

Наиболее экономичными формами завоза товаров в розничную торговлю являются централизованная доставка и кольцевой завоз.

При централизованной форме доставка товаров осуществляется транспортом поставщика в определенные сроки и по заранее установленному маршруту. Товары, как правило, завозят в специально опломбированной таре.

Кольцевой завоз – наиболее распространенный способ доставки товаров, который предполагает доставку товаров собственным транспортом от одного поставщика предприятиям розничной торговли (магазинам). Представитель покупателя (экспедитор, товаровед) на основании заказа и по предъявлению доверенности, получив от поставщика товары, завозит их в розничную торговую сеть.

Товары, поступающие на предприятия розничной торговли, должны иметь сопроводительные документы (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, накладные и др.), предусмотренные условиями поставки товаров, а также правилами перевозки грузов. Если товар поступил на предприятие розничной торговли без сопроводительных документов или с их частичным отсутствием, то он принимается комиссией и оформляется приемным актом.

Порядок приемки товаров по количеству и качеству, на станции железной дороги ли пристани водного транспорта, доставки их на предприятие розничной торговли и документального оформления этих операций аналогичен порядку, установленному в оптовой торговле. Однако с учетом того, что товары в розничной торговле доходят до конечного потребителя, особое внимание уделяется проверке качества товара.

Реализуемые через розничную торговую сеть пищевые продукты, продовольственное сырье, должны сопровождаться соответствующим документом предприятия-изготовителя, подтверждающим качество и безопасность продукции для здоровья человека, со ссылкой на дату и номер разрешения (гигиенического сертификата), выданного учреждениями Госсанэпидемслужбы. Реализация продуктов питания и продовольственного сырья без наличия указанных документов, подтверждающих их качество и безопасность, запрещается.

Качество пищевых продуктов, поступающих на предприятия продовольственной торговли, проверяется материально ответственными лицами (товароведами, кладовщиками, заведующими или директорами предприятий). Приемку продуктов начинаются с проверки сопроводительных документов, качества упаковки, соответствия пищевых продуктов сопроводительным документам и маркировке, обозначенной на таре (упаковке).

Количество принимаемых скоропортящихся и особо скоропортящихся пищевых продуктов должно определяться объемом работающего холодильного оборудования (для хранения данного вида продуктов), имеющегося на предприятии. Тара и упаковка пищевых продуктов должны быть прочными, чистыми, сухими, без постороннего запаса и нарушения целостности.

При приемке продовольственного товара учитывается следующее:

- мясо принимается только при наличии ветеринарного клейма и документа, свидетельствующего об осмотре и заключении ветнадзора;

- птица принимается в предприятия продовольственной торговли только в непотрошеном виде, за исключением дичи;

- запрещается прием яйца без наличия ветеринарного свидетельства на каждую партию яиц, а также яйца водоплавающей птицы (утиные, гусиные); куриные яйца, бывшие в инкубаторе (миражные), яйца с трещинами («бой»), с нарушением целости оболочки («тек»), загрязненные куриные яйца, а также меланж;

- молочные продукты должны приниматься в чистой стеклотаре и в ненарушенной упаковке;

- рыба охлажденная, рыба горячего копчения, кулинарные изделия и полуфабрикаты из рыбы поступают в магазины сразу для реализации; хранение этой продукции на складе запрещено;

- запрещается прием безалкогольных и слабоалкогольных напитков с истекшим сроком реализации, а также напитков в бутылках без этикетки (кроме бутылок с соответствующими обозначениями), с поврежденной укупоркой, осадками и другими дефектами;

- хлеб и хлебобулочные изделия должны приниматься с проверкой качества продукции по органолептическим показателям, масса каждого вида хлебной продукции должна соответствовать стандартам и техническим условиям.

Ткани, поступающие в кипах и кусках, до выпуска в продажу могут перемериваться. Перемеривание проводится комиссией в составе товароведа, представителя общественности и материально ответственного лица Установленная длина куска ткани проставляется на фабричном ярлыке и подписывается членами комиссии с указанием номера и даты составленного акта. При этом излишки ткани приходуются, а при недостаче ткани предъявляется претензия поставщику.

Товары, поступающие в розничную торговлю, приходуются в день поступления по их фактическому наличию. В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления (вызов эксперта, проверка цены, качества, количества) в текстовой части товарного отчета за итогом прихода делается запись о поступлении товара с указанием поставщика (продавца), общей стоимости товара в розничных ценах, а также причин невозможности оприходования.

Поставщиком товара в розничное торговое предприятие может выступать и физическое лицо. Оформление поступления товаров рекомендуется проводить с заключением договора между торговым предприятием и лицом, предлагающим товар.

Приемка товара сопровождается составлением материально ответственным лицом приходного ордена на фактически принимаемый товар. Форма и условия расчетов за товар могут быть различны, они указываются в договоре. Однако необходимо отметить, что в том случае, когда оплата товара производится наличными деньгами (одновременно с приемкой товара или после его реализации), может оформляться в установленном порядке расходный кассовый ордер на имя материально ответственного лица с указанием в графе «Основание»: «В подотчет для приобретения товара» и суммы выданных денег прописью.

Товарно-транспортные накладные, акты и другие документы, на основании которых материально ответственные лица приняли товар, вместе с товарными отчетами передаются в бухгалтерию, где их используют для контроля за правильностью оприходования товара и записей в учетные регистры.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.159.8 (0.011 с.)