Этнопедагогика. Традиции семейного воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этнопедагогика. Традиции семейного воспитания



Этнопедагогика, во-первых, охватывает знания и опыт народа, связанный с созданием и функционированием крепкой семьи; во-вторых, концентрирует сведения о физиологических и морально-психологических особенностях и познавательных интересах ребёнка на разных стадиях его развития; в-третьих, репрезентует народную мудрость, которая передаётся ребёнку его родителями и другими взрослыми членами семьи в виде духовного и трудового опыта и привития культуры поведения. Таким образом, через родной язык (повседневное общение, средства фольклора – поговорки, сказки и т.п.), привлечение к посильной работе, соблюдению правил народного этикета и традиционно-бытовых норм жизнедеятельности происходит этнизация и социализация ребёнка. Именно на семью как основу народной педагогики полагается обязанность воспитывать у детей трудолюбие, формировать знание своего рода, уважение к старшим и младшим, а также привлекать молодежь к культуре, обычаям и традициям своего народа.

Корни славянской этнопедагогики нужно искать в характере, обычаях и верованиях наших предков. На протяжении тысячелетий главным в воспитании и обучении был реальный процесс бытовой и трудовой жизни людей, а средствами – наблюдение, показ и многократные повторения разных действий. Таким образом, охотники, земледельцы, ремесленники передавали трудовые знания, умения и привычки своим детям и вместе с тем формировали их мировоззренческие, эстетические представления, нравственно-ценностные ориентации и этические нормы поведения.

Важной особенностью славянской этнопедагогики является её земледельческая направленность: с малых лет детей привлекали к выполнению реальных трудовых обязанностей. Весь быт, даже досуг, готовили и ориентировали на выполнение крестьянской работы, даже игрушки копировали сельскохозяйственный инвентарь.

В основе традиционного семейного воспитания лежит совместная трудовая деятельность родителей и детей. На протяжении столетий люди считали труд мерилом духовных и физических качеств человека. Еще во времена Древнерусского государства мальчиков готовили к трудовой деятельности, к выполнению функций кормильца семьи и ее главы. Девочек приучали к женскому труду, учили прясть, ткать, шить. Родители прививали ребенку не только трудовые навыки, но и любовь к труду, воспитывали сознательное отношение к ней, культуру труда, нетерпимость к праздности, лени.

Семья – это группа людей, основанная на кровном родстве или заключении брака.

Возглавлял любую семью, большую или малую, отец. Его слово было неписанным законом, воля отца не подлежала обсуждению – так было заведено, и все члены семьи об этом знали. О чрезвычайном уважении к отцу свидетельствует много пословиц, в которых отца приравнивают к Богу: "Уважай отца и Бога – будет тебе всюду дорога" или "Отец – как Бог".

Существовала такая традиция: каждый вечер вся семья, большая или малая, собиралась за ужином. Прежде всего отец читал молитву. Так начиналась вечерняя трапеза. За ней по обыкновению обсуждались важные дела. Каждый из членов семьи рассказывал, как прошёл день, что было сделано. Это был обязательный, но непринуждённый "отчёт" главе семьи, ведь именно он распределял работу. Это позволяло легче вести хозяйство.

В крестьянских семьях издавна существовал обычай делить работу на "мужскую" и "женскую". Мужчина выполнял трудную работу в поле: вспахивал землю, сеял, косил, молотил зерно. Кроме того, мужчина отвечал за домашний инструмент, оборудование, изготовлял простые орудия труда, домашние принадлежности. Он следил за состоянием дома, усадьбы и всех зданий, ремонтировал изгородь. Хозяин присматривал за конями, ездил в лес по дрова, занимался пчёлами (если они были). Охота и рыбная ловля, которые имели важное значение для семьи, тоже были в ведении мужчин.

По обычаю, сугубо мужскими делами были: распоряжение деньгами, уплата налогов, посещение сельского совета. Женщины в эти дела не вмешивались.

У хозяек работы было, наверное, больше чем у мужчин, но эта работа была физически более лёгкой. Кроме того, женская работа была в основном привязана к дому. Женщина работала по хозяйству – готовила пищу, мыла, убирала, пряла и ткала, шила и вышивала, готовила запасы на зиму. В народе говорили: "Мужчина дом за один угол держит, а женщина за три".

Положение женщины и мужчины в семье было равноправным. Например, дочери имели такое же право на родительское имущество, как и сыновья, их интересы всегда учитывались. Только дочь могла претендовать на материзну – ту землю, которую в своё время получила как приданое её мать.

Когда умирал кормилец, главенство в семье переходило к старшему сыну (если его возраст позволял), зятю или матери. Если женщина становилась во главе семьи, она умело руководила ею, проявляя удивительное мужество, твёрдость характера и стойкость.

Основной задачей этнического воспитания было передать национально-культурные ценности потомкам. Оно предусматривало ежедневную общую молитву, рассказы о своём роде, героях, празднование национальных и христианских праздников.

Целью эмоционально-психологического воспитания было создание положительного микроклимата в семье, что достигалось через доброту матери, любовь отца, взаимное прощение обид, семейные торжества, почтительное отношение к старшим, соблюдение Божьих Заповедей.

Воспитание девочек на Руси

Воспитание девочек и мальчиков сильно различалось. Если мальчиков воспитывали как добытчиков, то девочек – как будущих матерей и хозяек. Их с детства учили прилежности, аккуратности, трудолюбию, почтению к старшим, целомудрию.

Родители стремились научить девочек "хранить чистоту свою для мужа своего". "Домострой", по которому тогда жили люди, требовал от главы семейства: "Если дочь у тебя, и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед".

Девочки с детства помогали по хозяйству. Они присматривали за младшими детьми, помогали в поле и дома. Мать была обязана передать навыки дочери, которыми должна владеть хорошая жена. С ранних лет девочек учили шить, рукодельничать, готовить, вести хозяйство, готовили к основной роли женщины, роли жены и матери.

Взросление девушек проходило согласно традициям и сопровождалось многими обрядами. Так, девочкам с раннего детства готовили приданное. А в некоторых деревнях девочка сама шила или вышивала часть своего приданного. Обряды касались и внешнего вида девушек. Например, девочкам волосы заплетали в одну трехлучевую косу — это символизировало объединение жизненных сил. Коса располагалась строго вдоль позвоночника и считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник (хребет) и наполняют её жизненными силами, подготавливая к будущему материнству. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала силы не только для себя, но и для будущего ребенка.

Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в поневу (полотнище ткани, которое женщины Древней Руси использовали вместо юбки). До 15–16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: "Вскочи, дитятко, вскочи, милое". Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: "Хочу – вскочу, не хочу – не вскочу!" Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов.

Все свое детство и юность девушка находилась под покровительством отца. После свадьбы обязанность заботиться о девушке переходила к мужу. На Руси говорили: "Отец бережет дочь до венца, а муж до конца". Девушка должна была почитать мужа, который был главой семейства. И то, чему ее научили родители, она передавала своим детям и внукам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.007 с.)