ТОП 10:

Кафедра «Техника переработки отходов и техносферная безопасность»



МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Кафедра «Техника переработки отходов и техносферная безопасность»

Руководство по изучению дисциплины

 

 

ЭКОЛОГИЯ

Рабочая программа и методические указания по выполнению контрольной работы для студентов технических и инженерно-экономических специальностей

 

Москва - 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.. Введение в экологию... 5

2.. Биосфера.. 5

3.. Взаимоотношения организмов и среды обитания.. 5

4. Биосфера и человек.. 5

4.1. Глобальные проблемы окружающей среды.. 5

4.2. Зоны экологического бедствия как результат нерационального природопользования. 6

4.3. Экология и здоровье человека. 7

5. Экозащитная техника и технологии.. 8

5.1. Защита атмосферы от техногенных загрязнений. 8

5.2. Защита гидросферы от техногенных загрязнений. 8

5.3. Защита литосферы от техногенных загрязнений. 8

6. Экологические принципы рационального использования
природных ресурсов и охраны природы... 8

7. Основы экономики природопользования.. 9

8. Основа экологического права и профессиональная ответственность
за экологические правонарушения.. 9

9. Международные аспекты природопользования.. 9

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 11

ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ.. 43

Список рекомендованной литературы по изучению курса «Экология». 50

Список рекомендуемой литературы
для выполнения расчетной части контрольной работы... 50

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Преподавание дисциплины «Экология» («Общие проблемы экологии», «Охрана окружающей природ­ной среды и рациональное природопользование», «Охрана воздушного бассейна», «Экологические проблемы металлургического производства») в МАМИ как и во всех высших учебных заведениях предусмотрено Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов Законом установлена обязательность преподавания основ экологических знаний во всех учебных заведениях независимо от их профиля.

Программа дисциплины "Экология" составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом "Экология" и примерной программой дисцип­лины "Экология", рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Целью дисциплины "Экология" является формирование экологичес­кого мировоззрения, столь необходимого в период экологического кризиса, формирование личности, которая сумеет последовательно проводить экологическую политику, не давая возобладать сиюминутным экономическим, эгоистическим интересам во вред природной среде и обществу.

Задача курса - формирование личности экологически безопасного типа, формирование у будущего специалиста современного представле­ния о биосфере, единстве и ценности всего живого, человеке как части природы, о невозможности выживания человечества без сохранения биосферы и выполнения экологических принципов использования при­родных ресурсов.

В результате изучения дисциплины студент должен не только иметь представление о взаимоотношениях организмов со средой обитания, о структуре биосферы, её эволюции, глобальных проблемах окружающей природной среды, но и уметь прогнозировать результаты своей профессиональной деятельности с учетом прямых и многочисленных косвенных последствий для биосферы.

Студент должен научиться переводить философию выживания в конкретные решения по организации рационального природопользования на предприятии, проведению мониторинга, уметь контролировать осуществление экологических требований и стандартов, осуществлять экологическую паспортизацию предприятий.

В условиях формирования нового общества и перехода к рыночной экономике особо важным является умение ориентироваться в механизмах денежных отношений, позволяющих переводить эти отношения в экологическую плоскость. В связи с этим будущий специалист должен научиться самостоятельно выполнять необходимые расчеты платежей за вредные выбросы и сбросы в окружающую среду, оценивать экономический ущерб от загрязнения той или иной территории, определять экономический эффект от затрат на природоохранные мероприятия и научиться делать выбор наиболее экономичных экологических проектов.

В соответствии с учебным планом каждый студент должен подготовить доклад (реферат)на одну из предложенных преподавателем тем, а также выполнить контрольную работу по курсу "Экология".

Контрольная работа состоит из двух частей: теоретической и расчетной. Теоретическая часть включает в себя три вопроса, на которые студент должен дать письменные ответы. Практическая часть заключается в решении двух или трех задач (первая задача – по атмосфере, гидросфере или литосфере), вторая и третья - по общей экологии. Таким образом, контрольная работа, охватывающая весь курс «Экологии», является промежуточным контролем знаний студента, закрепляет и углубляет теоретические знания, полученные на лекциях и на основе самостоятельного изучения литературы.

Работа выполняется в тетрадке или на листах формата А4, страницы которых имеют сплошную нумерацию. На лицевой стороне обложки должны быть указаны: название кафедры, дисциплины, название работы, факультет, курс, группа, фамилия, инициалы и шифр студента и вариант, а также фамилия проверяющего преподавателя. В конце текста ставится подпись студента и дата выполнения работы.

Все ответы на вопросы и решения задач следует сопровождать ссылками на источник из списка литературы, который приводится в конце работы, а также при необходимости на нормативный документ или законодательный акт. Необходимо текст дополнять рисунками, эскизами (схемами).

Решения задач должны сопровождаться пояснениями и выводами. Вычисления и расчеты должны предваряться формулами с расшифровкой принятых обозначений.

Работа, выполненная небрежно, неграмотно, неразборчиво или же не по своему варианту заданий, к рецензированию не принимается и возвращается обратно студенту.

Зачтенная контрольная работа с обязательными ответами на замечания рецензента (если они имеются) является допуском к зачету или экзамену по экологии.

Индивидуальные задания на контрольную работу выдает преподаватель с отметкой в своем журнале или же студент сам выполняет по варианту, номер которого совпадает с двумя последними цифрами учебного шифра студента.

Особое внимание необходимо уделить выполнению расчетной части контрольной работы, так как аналогичные расчеты будут в дипломной работе при написании главы «Безопасность и экологичность проектных решений».

 

Введение в экологию

Понятие об экологии. Краткая история экологического знания. Становление экологии. Экология популяций (демэкология). Экология сообществ (синэкология). Экология человека, или социальная экология. Экологизация современной науки. Биосфера как объект экологии.

 

Биосфера

Земля во Вселенной. Атмосфе­ра. Гидросфера. Литосфера. Геосферные оболочки Земли.

Понятие о биосфере. История развития знаний о биосфере. Основополож­ники учения о биосфере и ее эволюции. Научное значение теории В.И. Вернадского о биосфере. Строение, границы биосферы. Представление о биосфере как о целост­ной динамической системе.

Экосистема (биогеоценоз) как элементарное звено биосфе­ры. Объекты и характеристика экосистем, их структура. Продуктивность экосистем. Гомеостаз экосистем. Сукцессия. Жизнь как термодинамический процесс. Понятие о популяции: динамика, рост, кривые выживания.

 

Биосфера и человек

4.1. Глобальные проблемы окружающей среды

Развитие взаимоотношений человека с окружающей средой. История развития взаимоотношений. Экологические, демографические и соци­альные аспекты взаимоотношений. Значение научно-технического прог­ресса в развитии взаимоотношений.

Загрязнение атмосферы. Источники и масштабы загрязне­ния. Кислотные дожди: глобальный характер явления; природа и ис­точники возникновения; экологическая опасность. Нарушение озонного экрана: понятие об озоносфере; роль озонного экрана в жизнедея­тельности на Земле; причины разрушения озонного экрана; пути восс­тановления целостности озоносферы. Изменение климата на Земле: до­минирующая теория и альтернативные взгляды: альтернативные мнения о последствиях изменения климата в России.

Рассеяние токсичных выбросов в атмосфере. Методы расчета.

Загрязнение гидросферы и истощение водных ресурсов. Значение воды на Земле. Источники, масштабы и последствия загряз­нения поверхностных вод. Загрязнение Мирового океана. Загрязнение подземных вод. Проблема водопотребления на Земле. Методы расчета ПДС сточных вод.

Загрязнение литосферы и истощение земных ресурсов. Ис­тощение недр. Источники, масштабы и последствия загрязнения литос­феры. Истощение и деградация почв.

Уничтожение лесов на Земле. Последствия гибели лесов на Земле. Причины гибели лесов в странах с тропическим и умеренным климатом. Скорость и масштабы потерь лесного покрова Земли. Значе­ние лесов в сохранении жизни на планете.

Сокращение видового разнообразия живых форм на Земле. Скорость и причины сокращения; значение видового разнообразия рас­тительного и животного мира в сохранении жизни на Земле.

Экологические проблемы урбанизации. Особенности совре­менной урбанизации; экологические проблемы большого города; эколо­гическое воздействие городов на окружающую среду. Глобальное зна­чение проблемы накопления городских отходов и пути ее решения.

 

4.2. Зоны экологического бедствия как результат нерационального природопользования

Характеристика зон экологического бедствия в России и на территориях, отнесенных к ним.

Зоны аварии на Чернобыльской АЭС. Значение чернобыльской ка­тастрофы; особенности радиоактивного загрязнения территорий; эко­логические последствия радиационного воздействия на природные эко­системы, сельскохозяйственные растения и животных; медико-экологи­ческие аспекты экологического бедствия.

Кузбасс. Экологические и медико-демографические аспекты эко-логического бедствия.

Аральское море. Причины и экологические последствия гибели Аральского моря; медико-демографические аспекты экологического бедствия; критическая оценка теорий по спасению Аральского моря.

Степные районы Калмыкии. Причины и масштабы опустынивания территории; природный и медико-демографические аспекты экологического бедствия; критическая оценка проекта канала «Волга –Чограй».

Каспийское море. Эколого-климатическое значение моря; альтер­нативные взгляды на причины возникновения экологических проблем в Прикаспийском регионе; экологические бедствия, их характеристики и медико-демографические аспекты; попытки управления экологической ситуацией в Прикаспийском регионе и их критическая оценка.

Байкал. Реликтовое значение озера: причины, масштабы и характеристика экологического бедствия в регионе; защита Байкала: об­щественное движение; практическая реализация научных разработок по экологической защите озера и окружающей его природной среды.

Морские акватории. Причины загрязнения, определившего чрезвы­чайную экологическую ситуацию в акваториях: радиоактивность вод Баренцева и Карибского морей; сероводородное загрязнение Черного моря; химическое и бактериологическое загрязнение Азовского моря.

Кольский полуостров. Причины и выраженность деградации флоры и фауны в регионе медно-никелевых комбинатов; характер и уровни заболеваемости населения городов Кольский; субарктики в сопоставле­нии с заболеваемостью в других городах Российской Федерации.

Полуостров Ямал. Причины и масштабы экологических последствий освоения газовых месторождений на Ямале; медико-демографические аспекты проблемы; прогностические оценки экологической ситуации на полуос­трове.

Урал. Причина загрязнения Уральского региона. Причины и масш­табы радиоактивного загрязнения южных территорий Урала. Кыштымская ядерная катастрофа: экологические и медико-демографические последствия. Прогностическая оценка чрезвычайной экологической ситуа­ции в Южно-Уральском регионе.

Реки России. Загрязнение рек: причины, масштабы и экологическое состояние больших и малых рек РФ; экологическое состояние Вол­ги. Проблемы водоснабжения в России: водные ресурсы страны и их распределение; характеристика источников питьевого водоснабжения основных промышленных и сельскохозяйственных регионов.

Ладожское озеро. Источники, масштабы и последствия антропо­генного загрязнения озера.

 

4.3. Экология и здоровье человека.

Экология человека. Человек как биологический вид. Среда обитания человека. Биологические потребности человека. Факторы, лимитирующие развитие человечества.

Экологические факторы и здоровье человека. Состояние санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Влияние антропогенных загрязнений атмосферного воздуха на состояние здоровья человека. Загрязнение воды как фактор ухудшения здоровья населения.

Проблемы питания и производства продовольствия. Витамины и микроэлементы. Чужеродные вещества в продуктах питания человека. Пестициды. Пищевые добавки с индексом «Е». Генно-модифицированные компоненты (ГМК). Трансгенные продукты.

Экологическая опасность на улице и в квартире. Создание благоприятного микроклимата жилого помещения.

Гигиеническое нормирование воздействия на людей химических веществ, содержащихся в атмосферном воздухе населенных мест, водной среде, почве и продуктах питания.

 

Варианты заданий

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.94.109 (0.011 с.)