Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И туристско-рекреационная деятельность)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Очная форма обучения
Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины (модуля) Б3.В.17.1 Теория и методика лыжного спорта является формирование профессионально-педагогических знаний, умений и навыков в области лыжного спорта, готовности к применению их в практической деятельности.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО Теория и методика лыжного спорта как педагогическая дисциплина предъявляет к педагогу специфические требования. Он должен хорошо знать его оздоровительные, образовательные и воспитательные возможности, историю; уметь пользоваться терминологией, обеспечивать предупреждение возможных травм на занятиях, физических и психологических перегрузок; хорошо владеть методами обучения, проведения различных форм занятий лыжным спортом, особенно урока; уметь использовать подводящие упражнения для изучения (оценки) и развития психомоторных способностей, необходимых для успешного овладения лыжным спортом, другими спортивными дисциплинами, трудовыми, военно-прикладными действиями и др. Для того чтобы успешно преподавать лыжный спорт, необходимо не только хорошо знать его содержание, владеть средствами и методами, но и добротно изучить смежные науки, входящие в курс обучения: механику и биомеханику передвижения на лыжах, биохимию мышечного сокращения, анатомию, физиологию, психологию, педагогику, уметь использовать их в учебно-тренировочном и воспитательном процессе.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ОК-5 готовностью использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья; ПК-1 способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях; ПК-3 готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; ПК-8 готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности. ПКВ-1 владеет психолого-педагогическими, медико-биологическими, организационно-управленческими знаниями и навыками, необходимыми для обучения двигательным действиям и совершенствования физических и психических качеств обучающихся; ПКВ-2 – способен использовать ценностный потенциал физической культуры для формирования основ здорового образа жизни, интереса и потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом; ПКВ-3 – готов к реализации физкультурно-рекреационных, оздоровительно-реабилитационных, спортивных, профессионально-прикладных и гигиенических задач; ПКВ-4 – способен оценить физическое и функциональное состояние обучающихся с целью разработки и внедрения индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию их двигательных способностей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: - историю развития лыжного спорта, а также как вида физических упражнений, имеющего оздоровительное и прикладное значение; - техники передвижения на лыжах, а также требования к ее рациональным вариантам; - этапы, принципы, средства и методы обучения способам передвижения на лыжах; - факторы риска, нормы и правила организации и проведения занятий и соревнований по лыжному спорту; - основы планирования и проведения учебных занятий по лыжному спорту на уроках физической культуры; - правила соревнований по лыжному спорту; уметь: - формулировать конкретные задачи преподавания лыжного спорта в учреждениях системы среднего общего полного образования с учетом состояния здоровья, возраста, уровня физического развития и физической подготовленности учащихся, имеющихся условий для занятий; - подбирать и применять средства и методы обучения и воспитания, организационные приемы работы с занимающимися лыжным спортом; - проводить профилактическую работу по предупреждению травматизма на занятиях, оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим; владеть навыками: - организации и проведения занятий и соревнований по подвижным играм в соответствии с содержанием действующих программ и спецификой контингента занимающихся; - применения практические приемы организации и проведения учебной и методической работы по лыжной подготовке в образовательных учреждениях различного типа.
Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц
Содержание дисциплины Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Содержание разделов дисциплины I КУРС Теоретический раздел История развития лыжного спорта. Краткие исторические сведения об Олимпийских играх. Состояние лыжного спорта на современном этапе. Виды лыжного спорта, их краткая характеристика. Развитие отечественного лыжного спорта. Классификация способов передвижения на лыжах. Определения, термины и понятия техники лыжного спорта.
Практический раздел Требования, предъявляемые к технике передвижения на лыжах. Классификация способов передвижения на лыжах. Определения, термины и понятия техники лыжного спорта. Силы, действующие на лыжника, и их характеристика. Основные элементы техники передвижения на лыжах. Основы техники спусков и поворотов в движении. Особенности анализа техники передвижения на лыжах. Двигательные навыки и их характерные черты. Взаимодействие двигательных навыков, последовательность обучения. Принципы обучения. Методы обучения. Структура процесса обучения. Подготовка мест занятий и организация обучения. Травматизм, причины его возникновения и меры предупреждения. Строевые упражнения с лыжами и на лыжах.
II КУРС Теоретический раздел Уроки лыжной подготовки в школе. Внеурочные формы занятий. Цель и задачи спортивной подготовки лыжника-гонщика. Закономерности и принципы системы подготовки в лыжном спорте.
Практический раздел Техника и методика обучения лыжным ходам. Методика обучения попеременному двухшажному ходу. Техника одновременных ходов. Методика обучения одновременному бесшажному ходу. Методика обучения одновременному одношажному ходу. Методика обучения одновременному двухшажному ходу. Коньковый ход. Способы переходов с хода на ход. Способы преодоления подъемов на лыжах. Стойки спусков. Преодоление неровностей на склоне. Способы торможений. Повороты в движении. Формы работы по лыжной подготовке со школьниками. Формы организации занятий по лыжной подготовке. Уроки лыжной подготовки в школе. Внеурочные формы занятий. Цель и задачи спортивной подготовки лыжника-гонщика. Закономерности и принципы системы подготовки в лыжном спорте. Содержание подготовки лыжника-гонщика. Физическая подготовка. Техническая подготовка. Теоретическая подготовка. Тактическая подготовка. Основные средства подготовки лыжников-гонщиков. Методы подготовки в лыжном спорте. Подготовленность лыжника-гонщика и спортивная форма. Этапы многолетней подготовки в лыжном спорте. Планирование и управление процессом подготовки. Организация уроков по лыжной подготовке. Лыжная подготовка в школьной программе. Начальное обучение передвижению на лыжах. Содержание и методика проведения уроков в начальной школе. Содержание и методика проведения уроков в V-IX классах. Содержание и методика проведения уроков в X-XI классах. Теоретические сведения на уроках лыжной подготовки. Развитие физических качеств на уроках лыжной подготовки. Планирование учебной работы по лыжной подготовке. Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению и развитию физических качеств на уроках лыжной подготовки в младших классах. Игры на лыжах. Домашние задания. Классификация соревнований. Планирование соревнований. Подготовка и организация соревнований. Подготовка мест соревнований. Проведение соревнований по лыжным гонкам. Организация и проведение соревнований в школе. Темы для самостоятельного изучения
Образовательные технологии. Интерактивные формы занятий
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины I КУРС Семестр Теоретический раздел Тема 1.1. История развития лыжного спорта (2 часа) План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература Основная: 2,5,6 Дополнительная: 1,2,4,5
Тема 1.2. Классификация способов передвижения на лыжах. Определения, термины и понятия техники лыжного спорта (2 часа) План: 1. Классификация способов передвижения на лыжах. 2. Определения, термины и понятия техники лыжного спорта. 3. Основные требования к местам проведения занятий по лыжной подготовке. 4. Травмы, наиболее часто встречающиеся во время тренировок по лыжному спорту. Оказание первой медицинской помощи. 5. Предупреждение травматизма.
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Соблюдение правил при подготовке мест для занятий лыжной подготовкой. 2. Внешние и внутренние факторы, влияющие на возникновение травм в процессе лыжной подготовки.
Задания для самостоятельной работы:
Литература Основная: 2,3,5,6 Дополнительная: 1,2,4,5
Практический раздел Тема 2.1. Основы техники передвижения на лыжах (10 часов) План: 1. Требования, предъявляемые к технике передвижения на лыжах. 2. Классификация способов передвижения на лыжах. 3. Силы, действующие на лыжника, и их характеристика. 4. Основные элементы техники передвижения на лыжах. 5. Основы техники спусков и поворотов в движении. 6. Особенности анализа техники передвижения на лыжах.
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Как правильно выбрать длину лыж с учетом роста занимающегося и стиля передвижения. 2. Как правильно выбрать длину лыжных палок с учетом роста занимающегося и стиля передвижения. 3. Как определить длину колодки на скользящей поверхности лыжи. 4. Каково назначение лыжных мазей.
Задания для самостоятельной работы:
Литература Основная: 2,3,5,6 Дополнительная: 1,2,4,5
Тема 2.2. Основы обучения в лыжном спорте (10 часов) План:
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Основные дидактические принципы, применяемые в лыжном спорте. 2. Методы и методологические приемы, использующиеся в учебной работе по лыжному спорту. 3. Этапы обучения способам передвижения на лыжах.
Задания для самостоятельной работы: 1. Разобрать понятия «учебная площадка», «учебная лыжня», «тренировочная лыжня». 2. Выбор лыж и лыжных палок в зависимости от способа передвижения на лыжах. Уход за лыжным инвентарем.
Литература Основная: 3,4,5,6 Дополнительная: 1,3,4,5 II КУРС Семестр Теоретический раздел Тема 3.1. Уроки лыжной подготовки в школе. Внеурочные формы занятий (2 часа) План:
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Какие формы работы по лыжному спорту существует в общеобразовательных учреждениях. 2. Основные требования к занятиям по лыжной подготовке. 3. Какие типы уроков выделяют в зависимости от поставленных задач по лыжной подготовке.
Задания для самостоятельной работы:
Литература Основная: 2,3,4,5,6 Дополнительная: 1,2,3,5
Тема 3.2. Цель и задачи спортивной подготовки лыжника-гонщика. Закономерности и принципы системы подготовки в лыжном спорте (2 часа) План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература Основная: 2,3,4,5,6 Дополнительная: 1,2,4,5 Практический раздел Тема 4.1. Техника и методика обучения способам передвижения на лыжах (10 часов) План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература Основная: 2,3,5,6 Дополнительная: 1,2,4,5 Тема 4.2. Формы работы на занятиях по лыжной подготовке и лыжному спорту со школьниками (2 часа) План:
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Перечислить характерные черты уроков в соответствии с возрастными особенностями учащихся имеет свои в структуре, приемах организации и активизации учащихся. 2. Применение различных приемов организации и активации учащихся в зависимости от возраста занимающихся. 3. Основное требование к занятиям лыжным спортом в системе внешкольной работы. Задания для самостоятельной работы:
Литература Основная: 2,3,4,5,6 Дополнительная: 1,2,3,5
Тема 4.3. Общие основы системы подготовки в лыжном спорте (2 часа) План:
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Повторное прохождение отрезков дистанции – главный метод обучения тактике. 2. Зависимость выбора хода передвижения на лыжах от степени овладения им и от индивидуальных особенностей лыжника. 3. Влияние выбранного хода на скорость передвижения в зависимости от состояния и микрорельефа лыжни и условий скольжения.
Задания для самостоятельной работы:
Литература Основная: 2,3,5,6 Дополнительная: 1,2,4,5
II КУРС Семестр Практический раздел
Тема 5.1. Учебная работа по лыжной подготовке в школе (6 часов) План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: 1. Составление конспекта занятий лыжным спортом для детей начальной школы. 2. Составление конспекта занятий лыжным спортом для детей среднего и старшего школьного возраста. Литература Основная: 1,2,3,6 Дополнительная: 3,4,5 Тема 5.2. Организация и проведение соревнований по лыжному спорту (6 часов)
План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература Основная: 1,2,3,6 Дополнительная: 1,2,4,5
Рекомендуемая литература: Основная 1. Боброва, О. А. Спортивный праздник "Русская зима" [Текст]: лыжный спорт / О. А. Боброва // Физическая культура в школе. - 2008. - № 7. - С. 62-63. 2. Лыжная подготовка учащихся начальной школы в условиях Кольского Севера [Текст]: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Г. С. Рябченко; науч. ред. И. А. Архип. - Мурманск: МГПУ, 2007. - 88 с. 3. Лыжный спорт [Текст]: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Н. В. Ерохова, А. В. Чуракова. - М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск: МГГУ, 2011. - 111 с. 4. Смирнов, А. А. Искусство и основные принципы смазки лыж [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 032100 «Физ. культура и спец.» 032101 «Физ. культура и спорт» / А. А. Смирнов - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и Спорт, 2006. - 94 с. 5. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 022300 «Физ. культура и спорт» / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - 3-е изд., стер. - М.: Сов. спорт, 2007. - 464 с. 6. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. «Физическая культура» / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 478 с. Дополнительная литература: 1. Бутин, И. М. Лыжный спорт [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов по спец. 033100-физическая культура / И. М. Бутин - М.: Академия, 2000. - 367 с. 2. Бутин, И. М. Лыжный спорт [Текст]: учеб. пособие для уч-ся пед. уч-щ по спец. № 1910 "Физ. культура" / И. М. Бутин. - М.: Просвещение, 1988. - 191 с. 3. Лыжные гонки [Текст]: примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / П.В. Квашук [и др.]. - М.: Советский спорт, 2005. - 72с. 4. Раменская, Т. И. Лыжный спорт [Текст]: учеб. пособие для самостоят. работы студ. вузов, обуч. по направл. 032100 «Физическая культура» / Т. И. Раменская, А. Г. Баталов. - М.: Физическая культура, 2005. - 223 с. 5. Раменская, Т. И. Лыжный спорт [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. 032100 «Физическая культура и спец.» 03210 «Физическая культура и спорт» / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов. - М.: Физическая культура, 2005. - 319 с.
Примерный перечень вопросов к зачету 1. Лыжный спорт в системе физического воспитания. 2. Лыжный спорт и лыжная подготовка в общеобразовательной школе. 3. Лыжный спорт и лыжная подготовка в ССУЗах и ВУЗах. 4. Состояние лыжного спорта на современном этапе. 5. История развития лыжного спорта. 6. Характеристика лыжных гонок. 7. Характеристика биатлона. 8. Характеристика прыжков на лыжах с трамплина. 9. Характеристика лыжного двоеборья. 10. Характеристика горнолыжных видов спорта. 11. Разминка лыжника-гонщика. 12. Формирование двигательного стереотипа и этапы обучения двигагательным навыкам в лыжном спорте. 13. Выбор и подготовка мест занятий. 14. Классификация и конструкция лыж, лыжных палок, креплении. 15. Последовательность в обучении ходам, подъёмам, спускам, торможениям, поворотам в движении. 16. Строевые приёмы с лыжами и на лыжах. 17. Классификация способов передвижения на лыжах. 18. Характеристика фристайла, 19. Активные и пассивные силы, действующие на лыжника-гонщика, 20. Периодизация спортивной тренировки лыжника-гонщика. Задачи периодов и этапов. 21. Средства тренировки в лыжных гонках. 22. Анализ техники выполнения одновременного бесшажного хода. 23. Анализ техники выполнения попеременного двухшажного хода. 24. Анализ техники выполнения одновременного одношажного хода. 25. Анализ техники выполнения одновременного двухшажного хода. 26. Методика подготовки лыжника-гонщика в бесснежный период. 27. Методика подготовки лыжника-гонщика в снежный период. 28. Методы тренировки в лыжных гонках. 29. Анализ техники коньковых ходов. 30. Коньковый ход, их краткая характеристика. 31. Методика обучения одновременному одношажному ходу. 32. Методика обучения попеременному двухшажному ходу. 33. Методика обучения одновременному бесшажному ходу. 34. Методика обучения одновременному двухшажному ходу. 35. Методика развития общей выносливости. 36. Методы и принципы обучения в лыжном спорте. 37. Анализ техники и методика обучения спускам в низкой, средней и высокой стойках. 38. Анализ техники и методика обучения подъёмам "ёлочкой", "лесенкой", "полуёлочкой". 39. Анализ техники и методика обучения подъёмам попеременными ходами (скользящим бегом, ступающим шагом, бегом). 40. Анализ техники и методика обучения торможениям упором и плугом. 41. Выбор и подготовка спортивного инвентаря. 42. Анализ техники и методика обучения поворотам переступанием, из упора. 43. Анализ техники и методика обучения поворотам упором, плугом. 44. Анализ техники и методика обучения преодолению неровностей (бугор, впадина, встречный склон). 45. Структура урока, задачи и содержание частей урока. 46. Типы уроков по лыжному спорту, их характеристика. 47. Анализ техники и методика обучения поворотам на месте переступанием, махом, прыжком. 48. Подготовка и проведение прогулок, походов на лыжах. 49. Организация и проведение соревнований, их классификация. 50. Комендант соревнований, его обязанности. 51. Обязанности Главного судьи соревнований по лыжным гонкам. 52. Судейская бригада на старте, обязанности ее членов. 53. Судейская бригада на финише, обязанности её членов. 54. Обязанности начальника трасс, контролёров. 55. Документы для проведения соревнований (календарный план, положение, заявки, протоколы, карточки участников). 56. Ошибки в технике выполнения попеременных ходов, методика их исправления. 57. Ошибки в технике выполнения одновременных ходов, методика их исправления. 58. Методика развития скоростной выносливости. 59. Методика развития специальной выносливости. 60. Профилактика травм и обморожений.
1. История развития лыжного спорта в России. 2. Современное состояние лыжного спорта в России и дальнейшие перспективы его развития. 3. Лыжный спорт в программе зимних Олимпийских игр. 4. История развития лыжной подготовки в общеобразовательной школе. 5. Планирование учебной работы по лыжной подготовке в школе (в различных классах по выбору студента). 6. Организация и методика проведения уроков по лыжной подготовке в начальной школе. 7. Организация и методика проведения уроков по лыжной подготовке в 5-9 классах общеобразовательной школы. 8. Организация и методика проведения уроков по лыжной подготовке в 10-11 классах общеобразовательной школы. 9. Организация и методика проведения уроков в малочисленной сельской школе. 10. Организация и проведение внеклассной работы по лыжному спорту в школе. 11. Организация и проведение массовых мероприятий с учащимися на лыжах. 12. Организация, содержание и планирование работы секции лыжного спорта в школе.
Методические указания по выполнению рефератов по теории и методике лыжного спорта: Рефераты в системе педагогического образования являются одной из форм проверки знаний студентов. Перед написанием реферата, прежде всего, необходимо ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы, затем прочитать один раз основные источники по теме и приступить к составлению плана изложения. На втором этапе необходимо законспектировать и проанализировать основные положения работы, а затем приступить к изложению своими словами содержания реферата, придерживаясь последовательности в изложении материала, в соответствии с планом. При необходимости можно приводить цитаты, взятые в кавычки, например [1, С.53]. Списывание текста из источника категорически воспрещается, так же как не допускается своими словами пересказ одного лишь учебника или учебного пособия. Реферат должен быть соответствующе оформлен, составлять не более 8-10 страниц текста и отражать существенные ключевые моменты темы.
Структура реферата: 1. титульный лист – без нумерации; 2. план; 3. введение – с краткой аннотацией выполненной работы; 4. анализ изучаемой темы по рекомендуемому перечню содержания рефератов с заключением по обзору литературных источников; 5. выводы – по существу выполненной работы; 6. библиография – перечень литературы, используемой для написания текста реферата (в алфавитном порядке) - 5-7 источников.
Критерии оценок реферата Оценка «зачтено» ставится, если в реферате: - правильно сформулированы цели и задачи; - достаточно полно подобрана и проанализирована изучаемая литература; - сделаны аргументированные выводы, вытекающие из содержания работы; - правильно составлен план, охватывающий основные вопросы тем; - грамотно использованы цитаты, точно указаны источники; - изложение ведется по плану; - работа н
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.128.227 (0.014 с.) |