Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассказ - один из универсальных методов проведения занятий, форма - устного изложения учебного материала.

Поиск

Его основная цель - живо и универсально, глубоко раскрыть содержание темы занятия, тесно увязать изучаемый материал с жизнью и практическими задачами личного состава. В рассказе руководитель занятия обращается непосредственно к личному опыту слушателей и имеющимся у них жизненным представлениям о процессах и явлениях, и лишь потом подводит их к теории, в которой все обобщено.

Основная особенность рассказа - создание у слушателей конкретных представлений о событии, явлении, процессе. При этом живость и наглядность рассказа достигается не обилием фактов, примеров, а особыми приемами его конкретизации. Конкретизация изложения дает возможность добиться большей убедительности лучше раскрыть сущность, значение, закономерность развития изучаемого явления, процесса.

 

 

Основные средства конкретизации, применяемые в ходе рассказа на занятиях по государственно-правовой подготовке:

Использование конкретного материала, который дает возможность усилить яркость и достоверность в изображении обстановки.

Использование цифрового материала.

Использование художественной литературы, исторических документов.

4. Использование фактов, примеров из жизни данного воинского коллектива, региона, где он дислоцируется.

 

 

Сам по себе рассказ - это монолог. Значит, руководителю занятия мало знать, что рассказать, надо уметь говорить так, чтобы каждое слово доходило до слушателей, воздействовало на их ум, волю, чувства, побуждало к положительным поступкам.

Руководителю занятия надо научиться сочетать нужное и в то же время интересное содержание рассказа, безупречную методику изложения этого содержания и тесный контакт с аудиторией.

Обычно, трудности связаны с необходимостью распределять свое внимание между этими тремя задачами.

Между тем, преодолеть их можно при условии, если руководитель группы психологически умело вошел в роль человека, знающего немало интересных и полезных сведений и готового поделиться ими с собеседниками-слушателями.

Изложение материала должно звучать естественно, непринужденно, так, как - будто один человек рассказывает другому интересную историю.

Для этого нужны следующие условия: хорошее знание предмета рассказа, искреннее желание поделиться своими знаниями со слушателями, умение пользоваться определенными приемами устного изложения.

Учебный вопрос: Практическое проведение занятия.

 

В практике проведения занятий по государственно-правовой подготовке сложились несколько приемов рассказа:

- описательно - иллюстрирующий;

- схематичный, конспективный;

- повествующий, сюжетный;

- рассуждающий;

- проблемный.

Все эти приемы имеют различное назначение и в зависимости от содержания материала могут производить на слушателей различное воздействие.

Что собой представляют эти приемы рассказа?

 

Описательно - иллюстрирующее изложение является наиболее простым, и естественно самым доступным для любого руководителя занятия. При этом руководитель поступает следующим образом: берет готовый источник информации и последовательно раскрывает его содержание, стараясь оживлять рассказ примерами из жизни страны, армии, конкретного подразделения. Суть данного приема изложения заключается в том, что вначале что-то утверждается, декламируется в довольно категоричной форме, затем это «что-то» подтверждается, иллюстрируется некоторыми примерами, и в конце делается вывод, по существу повторяющий первоначальное основное утверждение.

 

Конспективный, схематичный рассказ представляет собой краткое и четкое изложение основных теоретических положений, необходимых для прочного усвоения, с наглядными иллюстрациями на фактическом материале.

Руководитель занятия, определив минимум обязательных знаний, систематизирует материал и разбивает его на пункты и подпункты, которые легко слушать, записывать и запоминать.

Однако этот прием имеет все же существенный недостаток- он не стимулирует мыслительную деятельность, не заставляет думать, требует повторения изложенного материала.

Этот прием может быть эффективным, если его применять в сочетании с другими и в некоторых педагогических ситуациях - при сравнивании двух явлений, при подведении итогов сказанного, при раскрытии причинно-следственных связей, при необходимости освобождения от второстепенного материала.

 

Повествующий рассказ в психологическом отношении гораздо богаче, чем другие формы. Здесь обобщенные знания, необходимые для твердого усвоения, даются на базе живого устного описания событий с приложением достаточного количества фактического материала. При таком построении рассказа отпадает необходимость «накапливать» все выводы к концу рассказа, прибегать к беглому и конспективному их изложению в смысловом отрыве от основного содержания. Но с другой стороны, надо иметь в виду, что нельзя и чрезвычайно увлекаться описанием событий, фактов.

 

Рассуждающий и проблемный приемы рассказа - наиболее сложные приемы изложения материала. При применении данного приема в обучении существует правило: раньше, чем сказать слушателям «потому» и «отсюда», следует вызвать с их стороны вопросы «почему» и «откуда». Это правило требует от руководителя занятия так строить рассказ, чтобы слушатели мыслили, решали различной трудности творческие задачи. Эти приемы рассчитаны на максимальное стимулирование мыслительной активности слушателей.

Рассуждающий рассказ начинается с того, что руководитель занятия перед раскрытием темы ставит перед слушателями вопрос, заставляя их задуматься, а затем путем ряда логических рассуждений, приведения примеров, фактов приходит к нужному выводу. В более подготовленной аудитории можно пользоваться приемом проблемного изложения рассказа. Она отличается от рассуждающего тем, что руководитель группы прямого ответа сразу не дает. Весь секрет этого приема в том, чтобы ответ нашел сам слушатель. Проблемная ситуация создается также при изложении различных мнений, с тем, чтобы слушатели сами их разобрали, оценили. Проблемное изложение требует высокого методического мастерства руководителя занятий в сочетании с всесторонними теоретическими знаниями, как руководителя, так и слушателей.

Порядок подготовки и проведения занятия методом рассказа

 

Рассказ применяется в аудитории, которая не имеет достаточной теоретической подготовки, где слушатели еще не владеют необходимым набором теоретических понятий и затрудняются при их восприятии, в осмыслении и воспроизведении.

 

Как целесообразно организовать работу при подготовке к рассказу, чтобы он полнее выполнил свое предназначение?

 

Эта работа может проводиться по следующей схеме:

1. Уяснение значения темы, постановка цели занятия;

2. Составление плана рассказа;

3. Подбор литературы;

4. Написание текста или тезисов;

Подготовка к выступлению перед аудиторией.

 

 

Содержание схемы

Для уяснения значения темы необходимо обдумать и определить:

- какие идеи, теоретические положения необходимо усвоить и для чего;

- в каких критических, жизненных вопросах воины должны разобраться, выработать правильные взгляды на них;

С учетом этого определяется цель занятия. Она всегда должна быть направлена на формирование слушателей знаний, умений, убеждений, взглядов и «образцов» поступков поведения, сплочение воинского коллектива, воспитание его на традициях и воинских доблестях.

 

Сформировав цель, руководитель приступает к составлению плана рассказа. Обычно план включает:

- вступление, где обосновываются, важность значение темы для слушателей группы;

- основные вопросы рассказа и выводы по ним;

- заключение, где даются теоретические и практические выводы по теме, задачи слушателям группы.

 

После составления плана необходимо приступать к отбору материала. Эта работа предусматривает:

- поиск литературы по основным вопросам темы;

- чтение литературы и отбор материала, который по содержанию отвечает цели занятия;

- подбор жизненных фактов, ситуаций к каждому основному вопросу рассказа с целью анализа и обобщения при изложении;

- подбор примеров, знакомых слушателям, для иллюстрации, доходчивого разъяснения положений темы;

- подбор наглядных пособий и технических средств обучения, определение места, времени и последовательности их использования.

Параллельно с изучением литературы нужно продумывать фактический, иллюстрированный материал. Чтобы примеры были удачными, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

- для иллюстрации новых теоретических положений нужно брать всем известные жизненные примеры;

- подобрать факты таким образом, чтобы при анализе «выходить» на теоретические выводы;

- факты должны вносить доказательный заряд в каждый фрагмент занятия;

- необходимо тщательно подбирать факты и анализировать их восприятие аудиторией;

- для убедительного анализа исторических фак тов и событий необходимо подтверждать их авторитетными источниками.

Когда материал собран, можно приступить к написанию тезисов или полного текста рассказа. Готовя конспект, тезисы надо сделать их удобными для использования. Для этого выделяются узловые моменты, делаются пометки на полях, отмечается, где привести примеры, продумывается и намечается использование приемов активизации внимания слушателей.

По готовности текста или тезисов необходимо подготовиться к выступлению перед аудиторией: представить и продумать ход занятий, мысленно или вслух «пройти» по своим тезисам или конспекту, используя сделанные пометки, выделенные места.

 

 

Примерный вариант

«УТВЕРЖДАЮ»

командир 1 МСР

капитан А.Исаков

«» 2005 г.

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

 

для проведения занятия с личным составом 1 взвода по государственно-правовой подготовке

 

Тема №1 «Военная присяга-клятва на верность Родине!»

 

Занятие № 1 Рассказ ______________________

 

Цель занятия:

- р ассказать личному составу значение Военной присяги и той почетной и ответственной обязанности, которая возлагается на военнослужащих ВС РК. ______________

-воспитывать у личного состава высокие морально-боевые и психологические качества ______________________

Время: 2 часа ___________________________

Место занятия: Комната ИВР

Метод занятия: Рассказ

Материальное обеспечение занятия:

- Устав внутренней службы ВС РК- 25 шт.;

- Слайды;

-Выставка учебной литературы и методических пособий.

Литература:

- Конституция РК, 1995г.

- Военная доктрина РК, 2007г.

- Закон РК «О воинской обязанности и воинской службы» от 2007г.

- Устав внутренней службы ВС,др.войск и воинских формирований РК ст. 75, 91, Приложение №1

Учебный вопрос: Значение и содержание военной присяги. Ритуал приведений молодого пополнения к Военной присяге.

ХОД ЗАНЯТИЙ

 

№ п/п Вопросы занятия Время (мин)
  Вводная часть Принять доклад помощника руководителя группы взвода. Поверяю наличие личного состава, готовность их к занятию. Объявить тему, учебные цели и вопросы занятия, время, метод занятия. Выступление информационного актива: 2 по стране; 3 за рубежом Изучение государственного языка.  
  Основная часть  
  Введение 1 учебный вопрос: Личному составу рассказываю историю, содержание Военной присяги 2. учебный вопрос: Военная Присяга. Я, гражданин Республики Казахстан (Ф.И.О), вступая в ряды Вооруженных Сил, принимаю присягу и торжественно клянусь до последнего дыхания быть преданным народу Казахстана и его законно избранному Президенту, свято соблюдать Конституцию и законы моего суверенного государства Присягаю беспрекословно исполнять возложенные на меня обязанности, воинские уставы и приказы командиров ' и начальников, стойко переносить тяготы и лишения военной службы. Обязуюсь добросовестно изучать военное дело Беречь военное и народное имущество, строго хранить Военную и государственную тайну Я клянусь быть мужественным и смелым защитником моей Родины, государственных интересов независимого Казахстана. Если я нарушу принятую мною военную Присягу, то пусть меня постигнет суровая кара Установленная кара, установленная законами РК. 3. учебный вопрос: Порядок приведения военнослужащих к Военной присяге. К Военной присяге приводятся: -солдаты и матросы, прибывшие на пополнение, после прохождения соответствующей программы и усвоения ими основных обязанностей солдата (матроса), значения Военной присяги. Боевого Знамени воинской части и воинской дисциплины, но не позднее двух месяцев со дня прибытия в воинскую часть, курсанты и слушатели военно-учебных заведений, не приводившиеся ранее к Военной присяге - по истечении того же срока. Солдаты и матросы, прибывшие на пополнение, военнослужащие- женщины, а также курсанты и слушатели военно-учебных заведений, не приводившиеся ранее к военной присяге, приводятся к ней под руководством командира воинской части, начальника военно-учебного заведения. Время приведения к Военной присяге объявляется в приказе командира воинской части. До этого с личным составом приводимыми к Военной присяге проводится в подразделениях разъяснительная работа; о значении Военной присяги и требованиях законодательства по вопросам защиты Отечества. В назначенное время воинская часть при Боевом Знамени и Государственном флаге Республике Казахстан и с оркестром выстраивается в пешем строю в парадной, а военное время в полевой форме одежды с оружием. Часть обычно выстраивается в линию ротных или взводных колонн. Военнослужащие, приводящиеся к Военной присяге находятся в первых шеренгах (рядах). Командир воинской части в краткой речи напоминает им значение Военной присяги и той почетной и ответственной обязанности, которая возлагается на военнослужащих, приведенных к Военной присяге на верность своему Отечеству. После разъяснительной речи командир воинской части командует: «Вольно» - и приказывает командирам подразделений приступить к приведению к Военной присяге. Командиры рот и других подразделений поочередно вызывают из строя военнослужащих, приводимых к Военной присяге. Каждый военнослужащий, приводимый к военной присяге, читает вслух перед строем подразделения текст Военной присяги, после чего собственноручно расписывается в специальном списке в графе против своей фамилии и становится на свое место в строю. Бланки списков на лиц, приводимых к Военной присяге заранее заготавливаются по установленному Министерством обороны Республики Казахстан образцу и имеют на первом листе Государственный герб Республики Казахстан и текст Военной присяги. По окончании церемонии приведения к Военной присяге списки с личными подписями военнослужащих, приведенных к Военной присяге, вручаются командирами подразделений командиру воинской части. Командир воинской части подразделяет солдат (матросов), курсантов, слушателей, военнообязанных с приведением к Военной присяге, а всю часть - с новым пополнением, после чего оркестр исполняет Государственный гимн Республики Казахстан. После исполнения Государственного гимна воинская часть проходит торжественным маршем в порядке, указанном в Строевом уставе Вооруженных Сил Республики Казахстан для строевого смотра. При низкой температуре и ненастной погоде приведение к Военной присяге может быть проведено в помещении. Подразделения расходятся по помещениям после. Гражданин Республики Казахстан, впервые поступивший на Военную службу или не проходивший военной службы а так же впервые призванный на военные сборы приводится к Военной присяге перед Государственным флагом Республики Казахстан и Боевым Знаменем воинской части. Вывод по теме.          
  Заключительная часть Напоминаю тему учебные цели и вопросы. Подвожу итоги занятия. Даю задание на самостоятельную подготовку с указанием списка литературы рекомендованной для самостоятельного изучения, ответить на поставленные вопросы, отметить дисциплину на занятии  

 

Вывод: Испытанными и надежными направлениями формирования у личного состава высоких морально-боевых, морально-психологических качеств, понимания важности выполнения воинского долга является государственно-правовая подготовка.

Руководитель группы ГПП является важнейшей фигурой в организации и проведении ГПП. так как непосредственно проводит занятия с военнослужащими. Поэтому эффективность этих занятий в решающей степени зависит от уровня подготовки руководителя группы ГПП.

 

Методическую разработку разработал

преподаватель майор запаса Шайкенов С.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 819; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.139 (0.011 с.)