Арбитражные суды представляют собой особую разновидность судебных органов, осуществляющих правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арбитражные суды представляют собой особую разновидность судебных органов, осуществляющих правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции.



Вопросы к экзамену по арбитражному процессу

1. История становления арбитражных судов в РФ.

 

В 1922 г. в Российской Федерации были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем арбитражными комиссиями при Совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии.

Арбитражные комиссии рассматривали дела в составе трех членов с обязательным участием юриста и хозяйственного руководителя.

Рассматривались дела по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом, за некоторыми исключениями, вытекающими из особенностей арбитражной комиссии.

В 1931 г. в системе органов государственного управления был образован Госарбитраж, разрешающий споры между учреждениями, предприятиями, организациями и предприятиями сельского хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозрасчета.

Это связано было, прежде всего, с принятием в марте 1931 г. Постановления ВЦИК и СНК СССР, в котором указывалось, что все государственные, хозяйственные и кооперативные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести установленную законом ответственность за их невыполнение.

Арбитраж существовал в 2-х формах — государственной и ведомственной. В Госарбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном — одного подчинения одному ведомству (министерству, комитету).

С самого начала органы Госарбитража выполняли функции суда: разрешали экономические, имущественные споры в соответствии с законодательством, договорами и по существу были правопреемниками дореволюционных коммерческих судов.

Последний этап развития Госарбитража связан с принятием Конституции СССР 1977 г. Арбитраж был признан конституционным органом.

Организация и деятельность органов Госарбитража регулировалась законом РСФСР «О государственном арбитраже в СССР», принятым Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г.

Система арбитражей упразднена с 1 октября 1991 г. В п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР "О введении в действие Закона РСФСР "Об арбитражном суде" записано: "Упразднить с 1 октября 1991 года на территории РСФСР арбитраж и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях".

Органы Государственного арбитража в отдельных областях России исполняли свои функции и сохраняли полномочия до избрания арбитражных судов в соответствии с Законом РСФСР "Об арбитражном суде", принятым 4 июля 1991 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 24 июня 1992 г.

Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях плановой системы хозяйствования, стало невозможно. Арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекает в арбитражной процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты права в равной мере всем участникам гражданского оборота.

В связи с принятием Конституции РФ (1993 г.), нового ГК РФ, а также дальнейшим совершенствованием арбитражной судебной системы и ее функционирования возникла необходимость в принятии ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и нового, третьего по счету, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые в настоящее время и определяют систему и состав арбитражных судов, а также процессуальную форму их деятельности.

4 июля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР «Об арбитражном суде», введенный в действие с 1 октября 1991 г. В соответствии с этим Законом 3 марта 1992 г. был принят, а с 15 апреля 1992 г. введен в действие Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Арбитражные суды осуществляли судебную власть при разрешении споров, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, вытекающих из гражданских (экономических) правоотношений, либо из правоотношений в сфере управления. При этом арбитражный суд разрешал указанные споры, если они вытекали из отношений организаций и граждан-предпринимателей, обращающихся за защитой своих охраняемых законом прав и интересов; государственных и иных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, в защиту охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан-предпринимателей, государственных и общественных интересов; а также прокурора в защиту государственных и общественных интересов. В случаях, когда в таких спорах участвовали иностранные предприятия, предприятия с иностранным участием или иностранные граждане, спор мог быть передан на разрешение арбитражного суда при наличии соглашения сторон либо если это было специально предусмотрено законодательным актом.

Арбитражные суды России по Закону 1991 г. составляли единую систему, в которую входили: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ), Высшие арбитражные суды в составе РСФСР, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражные суды автономных областей, арбитражные суды автономных округов. Кроме того, устанавливалось, что Президиумом Верховного Совета РСФСР по предложению ВАС РСФСР могли быть образованы арбитражные суды безотносительно к национально-государственному и административно-территориальному устройству РСФСР.

По Закону 1991 г. в состав арбитражного суда входили председатель, заместители председателя, председатели коллегий и судьи — члены арбитражного суда.

Следует отметить, что по Закону 1991 г. арбитражные суды образовывались на началах выборности. Было установлено, что судьями арбитражных судов могли быть избраны граждане РСФСР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет. А для избрания судьей ВАС РСФСР необходим был стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет.

Срок полномочий арбитражного судьи не ограничен.

Второй этап становления системы арбитражных судов — принятие Государственной Думой 5 апреля 1995 г. Федерального Конституционного Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», одобрен Советом Федерации 12 апреля 1995 г. и подписан Президентом Российской Федерации 28 апреля 1995 г.

В соответствии с этим Законом систему арбитражных судов Российской Федерации составляют: ВАС Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов — арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Этим же законом предусмотрено, что на территории нескольких субъектов Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, и в то же время судебная власть на территории одного субъекта Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.

С вступлением в действие указанного Закона изменился порядок обжалования судебных решений.

Если по Закону 1991 г. существовала трехуровневая система: суд первой инстанции, кассационной и надзорной инстанции, то с апреля 1995 г. образовывалась четырехуровневая система: суд первой инстанции, апелляционной инстанции, кассационной инстанции и надзорной инстанции. Причем кассационная инстанция выделилась в самостоятельные суды.

С 1 июля 1995 г. вступил в действие новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, за исключением главы 21 «Производство в кассационной инстанции», которая вводилась в действие по мере создания федеральных арбитражных судов.

Третьим этапом формирования судебной системы явилось принятие в июле 2002 г. нового Арбитражного кодекса Российской Федерации, который вступил в действие с 01.09.2002.

Одним из важных обстоятельств, побудивших к реформированию арбитражного процессуального законодательства, явилось вступление России в феврале 1996 г. в Совет Европы. 30 марта 1998 г. состоялась ратификация Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, она вступила в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 г., с этого момента юрисдикция Европейского суда по правам человека распространилась и на Россию. Главной задачей, стоящей перед арбитражной системой, необходимо признать обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, повышение эффективности судебной защиты предпринимательства.

4 этап: изменение структуры. Было создано по 2 апелляции в округе, первый арбитражный апелляционный суд во Владимире, второй апелляционный суд в г. Киров. Суть судов и процесс не поменялись.

5 этап: доработка процесса. Документооборот сейчас электронный. Конец августа 2014 года – ликвидация ВАС РФ – меняется процесс, звенность, институционность.

Теперь: единый суд, Верховный суд. Надзорные функции: Президиум ВС РФ, но фактически некое место надзора заняла вторая кассация.

Экономическая коллегия – вторая кассация для арбитражных судов.

Единообразие практики: было- Постановления Пленума, Постановление Президиума, информационные письма – теперь их нет, только Постановления Пленума остались. Вместо информационных писем теперь Обзоры судебной практики.

 

2. Понятие арбитражных судов в РФ и их система.

 

В соответствии со ст. 118 Конституции России правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Из данного конституционного положения следует, что деятельность арбитражных судов представляет собой форму осуществления судебной власти в сфере гражданского и административного судопроизводства, а сами арбитражные суды входят в систему органов гражданской юрисдикции. В этом плане арбитражные суды являются одновременно судами частного и публичного права, разрешая споры, возникающие из соответствующих правоотношений.

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.

Арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе:

1) оставить решение арбитражного суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения;

2) отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт;

3) отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено;

4) отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и передать дело на рассмотрение другого арбитражного суда первой или апелляционной инстанции в пределах одного и того же судебного округа;

5) оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений;

6) отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части.

Основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Неправильным применением норм материального права являются:

1) неприменение закона, подлежащего применению;

2) применение закона, не подлежащего применению;

3) неправильное истолкование закона.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления.

Основаниями для отмены решения, постановления арбитражного суда в любом случае являются:

1) рассмотрение дела арбитражным судом в незаконном составе;

2) рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;

3) нарушение правил о языке при рассмотрении дела;

4) принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;

5) неподписание решения, постановления судьей или одним из судей либо подписание решения, постановления не теми судьями, которые указаны в решении, постановлении;

6) отсутствие в деле протокола судебного заседания или подписание его не теми лицами;

7) нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения, постановления.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции принимает судебный акт, именуемый постановлением, которое подписывается судьями, рассматривавшими дело.

VI стадия. Надзор.

Президиум Верховного суда РФ.

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

1) вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

2) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;

3) определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.

Надзорные жалоба, представление на судебные акты, принятые по делам, указанным выше, подаются в Верховный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

3) единообразие в применении и (или) толковании судами норм права.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление вместе с делом в порядке надзора, вправе:

1) оставить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

3) отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе один из принятых по делу судебных актов;

5) отменить либо изменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных АПК РФ (поданы не тем лицом, пропущен срок для обжалования, не отвечают требованиям к надзорной жалобе и т.д.).

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

 

Объект АПП.

Различается общий объект процессуальных правоотношений по всему делу в арбитражном суде и специальные объекты в отдельных элементарных процессуальных отношениях, т.е. в отношениях суд-свидетель, суд-эксперт, суд-переводчик и т.д.

Общим объектом, если рассматривать арбитражный процесс по одному делу как сложное многосубъектное правоотношение, является: 1) по исковым делам, по делам, возникающим из административных и иных публично-правовых отношений и по делам упрощенного производства - спорное или оспариваемое субъективное право; 2) по делам особого производства - охраняемый законом интерес.

Арбитражный процесс не может быть безобъектным, ни на что не направленным. Правоотношение в арбитражном суде возникает в связи с нарушением или предполагаемым нарушением прав предпринимателей, иных субъектов экономических и публично-правовых отношений. Эти права и обязанности становятся объектом арбитражного процессуального отношения.

В единичных (элементарных) процессуальных отношениях объекты различны. Например, в правоотношениях суд-свидетель, суд-эксперт объектом правоотношения является информация о фактических обстоятельствах дела, необходимая для познания регулятивных правоотношений и постановления судебного акта.

 

9. Арбитражное процессуальное право, понятие, предмет, метод.

 

Арбитражное процессуальное право - система юридических норм, регулирующих деятельность арбитражного суда и других заинтересованных субъектов, связанную с осуществлением правосудия по делам, отнесенным к ведению арбитражных судов.

Социальное назначение арбитражного процессуального права заключается в том, что через арбитражный процесс происходит реализация норм материального права и защита прав и интересов субъектов предпринимательской и иной экономический деятельности.

Арбитражное процессуальное право имеет свои институты, свою систему, состоящую из общей и особенной частей. В них закрепле­ны и отражены особенности арбитражного процесса, характерные для данной отрасли права, что позволяет отнести его к разряду самостоятельных отраслей процессуального права.

В пользу признания арбитражного процессуального права в ка­честве самостоятельной отрасли права служит наличие:

· самостоя­тельного предмета и метода регулирования;

· своих целей и задач;

· принципов судопроизводства;

· кодифи­цированного законодательства;

· системы судебных органов.

Предмет арбитражного процессуального права - это юридические процессуальные действия суда и заинтересованных лиц при осуществлении правосудия по делам, отнесенным к ведению арбитражных судов, т.е. арбитражный процесс.

Арбитражный процессуальный метод правового регулирования сочетает в себе элементы императивного (властных предписаний) характера с диспозитивным (дозволительным) началом.

Императивные начала метода арбитражного процессуального права:

· процессуальные нормы обеспечивают главенствующее положение арбитражного суда как органа судебной власти;

· в качестве основных юридических фактов выступают властные процессуальные действия арбитражного суда;

· арбитражное процессуальное право обеспечивает арбитражному суду право контроля за отдельными действиями сторон, а также наделяет арбитражный суд полномочиями по руководству процессом;

· арбитражный процесс основывается на строго определенном процессуальном порядке осуществления правосудия - арбитражной процессуальной форме.

Диспозитивные начала метода арбитражного процессуального права:

· равенство сторон арбитражного процесса в тех возможностях, которые предоставлены им для защиты своих прав и интересов;

· свобода пользования этими правами, поскольку субъекты арбитражного процессуального права вправе осуществлять либо не осуществлять свои права;

· наличие системы гарантий прав субъектов арбитражного процесса (арбитражное процессуальное право защищает интересы истца в смысле процессуальных гарантий так же, как и интересы ответчика).

 

10. Источники арбитражного процессуального права.

См маленьк книжку

 

11. Арбитражный процесс как наука и учебная дисциплина.

Арбитражный процесс как наука есть совокупность правовых знаний, накопленных и постоянно углубляемых в результате специальных научных исследований и обобщения арбитражной практики.

Содержание науки арбитражного процессуального права включает совокупность взглядов, мнений, концепций ученых, направленных на развитие арбитражного процесса в России.

Предмет науки арбитражного процессуального права составляют следую­щие элементы:

· арбитражное процессуальное право как отрасль права;

· судебная практика по реализации норм арбитражного процессуального права;

· социальная практика, связанная с действием арбитражного процессу­ального права, осуществлением судебной власти в сфере гражданской юрисдикции;

· иностранное законодательство и практика функционирования хозяй­ственной юрисдикции за рубежом.

Методы науки арбитражного процессуального права:

1. диалектический (научного познания);

2. исторический (рассмотрение вопросов в их развитии и становлении);

3. сравнительно-правовой.

Система науки арбитражного процессуального права представляет собой круг вопросов, изучением которых занимается наука, и которые включают:

· общую часть (предмет, метод, система науки, история ее развития, задачи, предмет и принципы арбитражного процессуального права, иные вопросы общей части права как отрасли);

· особенную часть (работы по исследованию специальных институтов арбитражного процессуального права, изучающих стадии арбитражного процесса, а также отдельные виды судебных производств);

· деятельность иных органов гражданской юрисдикции по защите гражданских (в широком смысле) прав: третейских судов, судов общей юрисдикции, квазисудебных органов;

· разрешение споров с участием предпринимателей за рубежом.

Арбитражный процесс как учебная дисциплина

Арбитражный процесс как учебная дисциплина предполагает изучение прежде всего действующего арбитражного процессуального права, его норм и институтов в их историческом развитии и практи­ческом применении; его связь с другими общественными явлениями. Объектом изучения являются также концепции, правовые взгляды, исторические факты по проблемам арбитражного процесса, накопленные правовой наукой.

Содержание дисциплины арбитражного процесса подобно науке арбитражного процессуального права включает в себя:

1. общую часть (предмет, метод, система науки, история ее развития; зада­чи, предмет и принципы арбитражного процессуального права и т.п.);

2. особенную часть - изучение специальных институтов арбитражного про­цессуального права;

3. изучение практики арбитражных судов в РФ;

4. изучение иностранного законодательства об арбитражном процессе.

 

12. Система принципов арбитражного процессуального права.

 

Принципы арбитражного процесса – общие руководящие положения, основополагающие начала нормативного характера, на основе которых осуществляется судопроизводство в арбитражных судах, правосудие по экономическим спорам.

Делятся на 2 группы: организационные и функциональные принципы.

Функциональные:

1) Принцип законности

2) Принцип диспозитивности

3) Принцип состязательности (субъективное доказывание)

4) Принцип непосредственности судебного разбирательства

 

Организационные:

1) Сочетание единоличного и коллегиального состава суда: в I инстанции практически всегда единолично, во всех вышестоящих только коллегиально (в Президиуме от 11 и выше);

2) Независимость судей;

3) Принцип равенства всех перед законом и судом;

4) Принцип гласности судебного разбирательства;

5) Принцип национального языка;

6) Принцип разумных сроков в судопроизводстве.

 

13. Основные классификации национальных принципов правосудия.

14. Судоустройственные принципы арбитражного процессуального права.

15. Судопроизводственные принципы арбитражного процессуального права.

16. Принцип диспозитивности в арбитражном процессе. Стр 19

17. Принцип состязательности в арбитражном процессе. Стр 20

 

18. Принцип юридической истины в арбитражном процессе.

 

Принцип юридической истины в арбитражном процессуальном праве выражен в содержании ст. 65-66 и др. АПК РФ и представляет собой правило, согласно которому арбитражный суд разрешает подведомственные ему дела в пределах предоставленных сторонами доказательств.

Иногда данный принцип называют принципом формальной истины, имея в виду, что арбитражный суд не должен стремиться выяснить подлинные взаимоотношения сторон.

В настоящее время в соответствии с принципом юридической истины арбитражный суд разрешает дело на основании представленных сторонами доказательств, суд не вмешивается в процесс доказывания, а лишь определяет, какие факты и какая сторона должна доказать, т.е. распределяет между ними обязанности по доказыванию. Принцип юридической истины взаимосвязан с принципом состязательности и определяет, что арбитражный суд теперь может отказать в удовлетворении иска, например за недоказанностью, а сам не будет принимать мер к установлению обстоятельств дела.

Из принципа юридической истины вытекают следующие требования:

· арбитражный суд исследует обстоятельства дела в пределах доказательственной информации, представленной сторонами;

· арбитражный суд не собирает, по общему правилу, по своей инициативе доказательств;

· в отдельных случаях арбитражный суд вправе истребовать доказательства по своей инициативе (ч. 5 ст. 66 АПК РФ);

· при отказе стороны от представления по требованию арбитражного суда письменного либо вещественного доказательства арбитражный суд вправе разрешить дело на основании имеющихся в деле доказательств.

Таким образом, судебная реформа меняет функции суда в процессе, превращая его больше в арбитра, чем в заинтересованного в установлении истины участника судебного процесса.

Арбитражный суд исходит из тех доказательств, которые собраны самими сторонами, не вмешиваясь в процесс доказывания.

 

19. Доарбитражное урегулирование споров.

 

Ранее принцип обязательного доарбитражного урегулирования споров входил в состав принципов арбитражного процесса (см. Арбитражный процесс в СССР / Под ред. А.А. Добровольского. С. 64-67).

В настоящее время обязательный досудебный порядок урегулирования экономических споров утратил свою роль принципа. Соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора требуется только тогда, когда оно предусмотрено договором между сторонами или отдельными федеральными законами (ч. 5 ст. 4 АПК РФ).

 

Доарбитражное урегулирование споров представляет собой систему мер, направленных на непосредственное разрешение возникшего конфликта до обращения в арбитражный суд.

Такое урегулирование предполагает:

· предъявление претензии и иных требований контрагенту,

· рассмотрение и добровольное удовлетворение требований стороны, предъявившей претензию, в случае ее законности и обоснованности.

Досудебный порядок урегулирования спора не является обязательным для всех категорий споров. Ст. 4 АПК РФ предусматривает: если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка. Если факт несоблюдения претензионного порядка будет установлен в процессе рассмотрения дела в суде, то исковое заявление будет оставлено без рассмотрения (ст. 148 АПК РФ).

Так, досудебный порядок урегулирования споров предусмотрен, в частности:

· Кодексом торгового мореплавания РФ от 30.04.99.

· Воздушным кодексом РФ от 19.03.97.

· ФЗ «Транспортный Устав железных дорог РФ» от 08.01.98.

· ФЗ «О связи» от 16.02.95 и др.

 

Претензия предъявляется в письменной форме. В ней указывается:

1. требование заявителя,

2. сумма претензии, ее обоснованный расчет,

3. обстоятельства, на которых основывается требование,

4. подтверждающие их доказательства, а также

5. ссылки на соответствующее законодательство.

Организация, которой адресована претензия, должна сообщить заявителю о результатах ее рассмотрения в письменной форме. При полном или частичном удовлетворении претензии в ответе указываются признанные суммы.

Отказ в удовлетворении претензии должен быть обоснован.

Если получен отказ или нет ответа в течение определенного законом или договором срока, то заявитель имеет право обратиться в арбитражный суд, приложив копию претензии и документ, подтверждающий факт ее получения контрагентом.

 

20. Подведомственность споров арбитражному суду. Понятие, критерии подведомственности. Стр. 22

 

Подведомственность – круг дел, рассмотрение которых законодательством отведено к ведению арбитражных судов Российской Федерации.

 

Критерии:

1) предметный – арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Экономический спор – спор из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, возникающих в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности или в связи с обеспечением доступа к такой деятельности, а так же с предъявлением юридическими лицами иных требований экономически-имущественного характера.

Иная экономическая деятельность- имеет экономическую основу, относится к хозяйствованию, удовлетворению потребностей и интересов в сфере общественного производства.

2) субъектный – состав участников арбитражного процесса

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием:

ü организаций, являющихся юридическими лицами;

ü граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке;

ü Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов (в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами);

ü должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица (в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами);

ü граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами).

Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

 

21. Виды подведомственности дел арбитражным судам.

 

В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на специальную и множественную.

Правила специальной подведомственности характеризуются тем, что определенные категории дел отнесены к подведомственности арбитражного суда, независимо от субъектного состава и других критериев. Использование этих правил позволяет разграничить предметы ведения арбитражных судов с судами общей юрисдикции.

Специальная подведомственность – ст.33 АПК РФ

Арбитражные суды рассматривают дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по корпоративным спорам;

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом «о рынке ценных бумаг» иных прав и обязанностей;

4.1) по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;

4.2) по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам;

5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.173 с.)