Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Из истории научных представленийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Первобытное знание Первобытная культура синкретичная – нерасчлененная. В ней тесно переплетаются познавательная, эстетическая, предметно-практическая и другие виды деятельности. Интересна следующая история. В одной центральноавстралийской пустыне заблудилась группа путешественников-европейцев. Ситуация в тех условиях трагическая. Проводник, абориген, успокоил путешественников: «В этой местности я раньше никогда не был, но знаю ее… песню». Следуя словам песни, он вывел путешественников к источнику. Этот пример ярко иллюстрирует единство науки, искусства и повседневного обыденного опыта. Мифология В первобытную эпоху отдельные стороны, аспекты мира обобщались не в понятиях, а в чувственно-конкретных, наглядных образах. Совокупность связанных между собой подобных наглядных образов и представляла собой мифологическую картину мира. Миф есть способ обобщения мира в форме наглядных образов. Миф несет в себе не только определенное обобщение и понимание мира, но и переживание мира, некоторое мироощущение. Первобытный миф не только рассказывался, но и воспроизводился ритуальными действиями: плясками, обрядами, жертвоприношениями. Совершая ритуальные действия, человек поддерживал связь с теми силами (существами), которые сотворили мир. Мифологическое сознание постепенно преобразовывалось рациональными формами. Переход к научному познанию мира требовал появления качественно новых, по сравнению с мифологическими, представлений о мире. В таком немифологическом мире существуют не антропоморфные, а независимые от людей и Богов процессы. Милетская школа Естествознание начинается тогда, когда формулируется вопрос: существует ли за многообразием вещей некое единое начало. Возникновение европейской науки принято связывать с Милетской школой. Ее историческая заслуга состояла в постановке первой и важнейшей естественно-научной проблемы – проблемы первоначала. Представители Милетской школы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – были одновременно и первыми учеными-естествоиспытателями, и первыми философами. Фалес Милетский вошел в историю науки и как философ, и как математик, который выдвинул идею математического доказательства. Идея математического доказательства – величайшее достижение древнегреческих мыслителей. Платон Платон предположил существование двух реальностей, двух миров. Первый мир – это мир множества единичных, изменяющихся, подвижных вещей, материальный мир, который отражается чувствами человека. Второй мир – это мир вечных, общих и неизменных сущностей, мир общих идей, который постигается разумом. Идея – это то, что видно разумом в вещи. Это некое конструктивное начало, порождающая модель. Это старые мифологические Боги, переведенные на философский язык. Идея – это некоторое общее понятие, некоторое обобщение. Никто из Богов и героев не пребывал в мире идей. Мир идей первичен по отношению к миру чувственных вещей. Материальный мир производен от идеального. Аристотель Главное возражение Аристотеля направлено против платоновского отрыва идеи вещи от самой вещи. Идеи и чувственные вещи не могут существовать отдельно, в разных мирах. Мир един. Он не распадается на два мира – чувственный и идеальный. Идея существует не где-то в далеких космических далях, а в самих чувственных вещах. Мир изменчивых природных вещей, как и мир идей, может быть предметом достоверного познания. Все достойно быть предметом познания: и движение светил, и строение живых тел, и устройство полиса. Основу естественно-научных воззрений Аристотеля составляет его учение о материи и форме. Мир состоит из вещей, каждая отдельная вещь является соединением материи и формы. Материя сама по себе – бесформенное, пассивное начало. Это материал – то, из чего возникает вещь, это субстрат вещи. Чтобы стать вещью, материя должна принять форму – идеальное, конструирующее начало, которое придает вещам конкретность. Как материя, так и форма вечны. Итак, каждая вещь – соединение материи и формы. Каждый первоэлемент имеет свое место. В центре мира находится элемент Земли. Земля неподвижна и имеет сферическую форму. Вокруг Земли распределена вода, затем воздух, затем огонь. Огонь простирается до орбиты Луны. Выше Луны – надлунный, Божественный мир, в котором царят другие законы. В этом мире все тела состоят из эфира. В Божественном мире существует лишь один вид движения – равномерное непрерывное круговое движение небесных тел. Небесные тела вращаются вокруг Земли по круговым орбитам. Они прикреплены к сферам, сделанным из эфира. Существуют сферы Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна и сфера неподвижных звезд. За ней находится перводвигатель – Бог, который и придает движение сферам. Космос конечен и вечен. В разных точках пространства и в разных направлениях действуют свои законы. Современная физика строится на принципиально иной основе – на идее однородности и изотропности пространства и времени. Все механическое движение можно разделить на две большие группы: движение небесных тел в надлунном мире и движение тел в подлунном, земном мире. Движение небесных тел – совершенное движение. Оно представляет собой вращательное равномерное круговое движение или движение, сложенное из подобных движений. У него нет ни начала, ни конца, оно не имеет материальной причины. Все земные движения несовершенны. Они подвержены изменению, имеют начало и конец. Движение земных тел можно разделить на насильственное и естественное. Естественное движение – это движение тела к своему месту, тяжелого вниз, а легкого вверх. Естественное движение происходит само собой, не требует приложения силы. Насильственное движение требует приложения силы. Любое насильственное движение, даже равномерное и прямолинейное, происходит под действием силы. Закона инерции Аристотель не знал. Понимание пространства и времени в классической физике Вплоть до начала XX века в науке господствовали представления о том, что пространство и время ‒ самостоятельные сущности, не зависимые ни от материи, ни друг от друга. В классической механике Ньютона считалось, что пространство – пустой ящик, в который опускаются все вещи, время – единый мировой маятник, колебания которого идут в независимости от положения вещей. Эйнштейн так характеризовал представления Ньютона о пространстве: если убрать все деревья, то лес останется. Представления о пространстве и времени как о пустых вместилищах вещей и событий имели под собой определенные эмпирические основания. В области обычного опыта и малых скоростей, в макромире, не наблюдается прямой связи между пространством, временем и движущимся предметом. Объект может быть удален из определенного места, но от этого пространство не изменится и не исчезнет. Аналогичным образом воспринимается и время: оно безразлично к объектам. Представления о пространстве, времени и движении были кардинальным образом пересмотрены в XX в. Такая научная революция связана с двумя величайшими теориями современности – теорией относительности и квантовой механикой. СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ Инерциальные системы отсчета Движение тел можно определить только по отношению к другим телам. Для этого в физике вводится понятие системы отсчета. Система отсчета – это тело, которое условно считается неподвижным и по отношению к которому рассматривается движение других тел, а также связанные с этим телом система координат и часы. Важнейшим положением физики является принцип инерции, который еще называется первым законом Ньютона. Принцип инерции. Существуют системы отсчета, относительно которых все тела, не взаимодействующие с другими телами, движутся равномерно и прямолинейно. Системы отсчета, которые удовлетворяют принципу инерции, называются инерциальными.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.229 (0.005 с.) |