ТОП 10:

Обработка результатов опытов



Полученное значение t*всп. привести к нормальному атмосферному давлению

tвсп. = t*всп. + ∆t,

где ∆t – поправка на атмосферное давление, оС принимается из таблицы 3.1.

 

Таблица 3.1.

Атмосферное давление, мм.рт.ст. 630-658 659-687 688-716 717-745 746-774 775-803
Поправка - 1

 

Выводы по работе:

1. Температура вспышки 50% дизельного топлива характеризует его пусковые свойства, чем ниже эта температура, тем лучше пусковые свойства топлива и легче работает двигатель.

2. Определили температуру вспышки в закрытом тигле, которая составила 55°C, что соответствует допустимым показателям (не ниже 35°C).

Лабораторная работа № 4

Оценка эксплуатационных качеств моторных масел

 

Цель и задачи лабораторной работы

Формирование и закрепление знаний по разделу курса «Моторные масла». В результате исследования образца студент должен определить сорт и марку, дать заключение о качестве моторного масла.

Приобретение навыков по оценке качества моторного масла путем оценки изменения вязкости в зависимости от температуры, определения индекса вязкости, температуры вспышки, наличия воды и механических примесей.

 

Последовательность выполнения работы

1.1. Определить вязкость масла при 40 0С 50 0С 60 0С 80 0С и 100 0С.

1.2. Вычислить отношение вязкости при 50 °С к вязкости при 100 °С

1.3. Определить индекс вязкости: по ГОСТу 25371-97

1.4. Построить вязкостно-температурную характеристику масла.

1.5. По полученным значениям показателей качества дать заключение о пригодности масла к эксплуатации.

 

4.3. Оборудование и приборы:вискозиметр, термостат VIS-T.

Требования, предъявляемые к качеству масел

Надежная работа деталей двигателя и машины в целом обеспечивается применением качественных смазочных материалов. Основная функция, которую выполняют моторные масла, - это снижение трения и износа трущихся деталей двигателя за счет создания наих поверхностях прочной масляной плёнки. Одновременно к моторным маслампредъявляются следующие требования:

- бесперебойное поступление к трущимся деталям при любых режимах работы и температурных условиях;

- эффективный отвод тепла от трущихся деталей;

- удаление из зон трения продуктов износа и других посторонних веществ;

- надёжная защита рабочих поверхностей деталей двигателя от коррозионного воздействия продуктов окисления масла, продуктов сгорания топлива, а также от атмосферной коррозии;

- уплотнение зазоров в сопряжениях работающего двигателя (в первую очередь деталей цилиндропоршневой группы);

- высокая стабильность (минимальное изменение свойств в процессе применения и хранения),

- быть энергосберегающим, т.е. обеспечивать минимальный расход масла в двигателе, иметь большой срок службы до замены и снижать расход топлива.

Выполнение указанных функций моторных масел обеспечивается различными показателями их качества, из которых основными являются вязкость, содержание механических примесей и воды, диспергирующие (моющие) свойства, содержание водорастворимых кислот и щелочей, температура вспышки в открытом тигле. При эксплуатации моторных масел именно эти показатели изменяются наиболее интенсивно. Их периодический контроль позволяет повысить эксплуатационную надежность двигателей внутреннего сгорания.

Контроль качества свежих масел осуществляется на основе показателей, регламентированных ГОСТами. Оценка свойств работавших масел производится на основе сравнения с установленными выбраковочными значениями.

Для определения показателей качества работающего масла обычно отбирают его пробу в количестве 200-250 мл. и исследуют ее в лабораторных условиях. Наряду со стандартизованными методиками все большее распространение находят экспресс - методы оценки качества масел. Не требуя больших затрат времени и сложного оборудования, экспресс-анализ с достаточной точностью оценивает пригодность масла к дальнейшей эксплуатации.

Данные методические указания для ознакомления с основными, наиболее доступными лабораторными методами оценки качества масел и дают студентам практические навыки при дальнейшей работе на производстве.

 

Оценка степени изменения вязкости

В процессе работы происходит изменение вязкости масла. Это обусловлено протеканием двух взаимопротивоположных процессов. Накопление в масле продуктов окисления и полимеризации, попадание продуктов износа и других примесей, а также частичное испарение наиболее легкокипящих фракций вызывают увеличение вязкости. В то же время попадание в масло топлива и механическая деструкция загустителя уменьшают вязкость. Интенсивность этих процессов зависит от температурных условий, нагрузок в узлах трения, качества масла и топлива и прочих факторов. Значительное изменение вязкости может привести к следующим явлениям: повышенному износу пар трения, ухудшению запуска двигателя, ухудшению прокачивания масла по системе смазки, плохому отводу тепла от рабочих поверхностей и их очистке от загрязнения. Вот неполный перечень немаловажных эксплуатационных факторов, зависящих от вязкостных свойств масла.

 

Определение кинематической вязкости масел по ГОСТ 33-82

Кинематическая вязкость масел определяется в капиллярном вискозиметре по ГОСТ 33-82 подобно определению вязкости топлив. Различие имеется в температуре определения и диаметре капилляра используемых вискозиметров. В соответствия со стандартами на масла вязкость определяют при температуре 100 0С, 40 0С и 50 0С и лишь для отдельных марок зимних масел предусмотрено дополнительное определение вязкости при 0 0С.

Капиллярные вискозиметры типа ВПЖ-4 (рис. 4.1) представляют собой стеклянную U - образную трубку с тремя расширениями, в узкое колено которой впаян капилляр. Диаметры капилляров могут быть различны (от 0,4 до 3,0 мм). При определении вязкости выбирают вискозиметр с таким диаметром капилляра, чтобы время перетекания масла при заданной температуре было в пределах 150 ÷300 секунд.

Над капилляром помещены два расширения объемом по 5 мл каждый. Между расширениями и над капилляром нанесены метка А и Б. На стенке расширения вискозиметра нанесены его номер и размер капилляра, которые соответствуют данным паспорта.

Основу метода определения кинематической вязкости с помощью вискозиметра составляет определение времени истечения через капилляр калиброванного объема жидкости. Вязкость определяют по методике, описанной в работе 4.

 

Порядок измерения

1. В широкое колено вискозиметра заливается масло так, чтобы нижнее расширение заполнилось на 3/4 своего объема.

2. Вискозиметр устанавливает в термостате с заданной температурой в строго вертикальное положение так, чтобы верхняя метка была ниже уровня воды.

3. При помощи резиновой груши закачивают масло в узкое колено вискозиметра выше метки А, следя за тем, чтобы в капилляре и расширениях не образовалось пузырьков воздуха.

4. Далее наблюдают за перетеканием масла. Когда уровень масла, сравняется с верхней меткой, включают секундомер и останавливают его, когда уровень масла достигнет нижней метки.

5. Записав время, отмеченное секундомером, испытание повторяют ещё два раза. Находят среднее время перетекания масла от метки А до метки Б в секундах.

6. Кинематическая вязкость рассчитывается по формуле:

 

ν = с*t (4.1.)

где ν - кинематическая вязкость масла, мм2/с;

с - постоянная вискозиметра, приведённая в паспорте, мм22;

t - среднее время истечения масла, с.

7. Провести измерения вязкости масла при 40, 50,70 и 100 0С.

Результаты занести в таблицу 4.1., по данным которой построим

рисунок 4.2 с графиком n = j (t).

 

 

Рис. 4.1.

Общий вид вискозиметра, установленного в водяном термостате:

1 – Насос центробежный; 2 – нагреватель; 3 – датчик температуры; 4 – указатель температуры;

5 – теплоизоляция; 6 – нижняя ванна; 7 – верхняя ванна; 8 – термометр; 9 – вискозиметр.

 

Таблица 4.1.

Температура, 0С Время истечения, с Среднее время истечения, t с Вязкость масла, ν мм2
1 опыт 2 опыт 3 опыт
12,8
             

 

8. На основе найденных значений вязкости при 50 и 100 0С

а) вычисляют отношение ν50100;

б) находят по номограмме индекс вязкости;

в) строят вязкостно-температурную характеристику масла согласно рис.4.2.

 
 
ν, мм2
 
 


Рис. 4.2.

 

Оценка результатов

Полученные значения вязкости и вязкостно-температурных свойств можно оценить на основе следующих оценочных параметров.

4.7.1. Кинематическая вязкость при 100 0С

Температуру масла при 100 0С принято считать рабочей, т. к. это средняя температура в двигателе (картере, системе смазки). Вязкость масел при этой температуре включена в их маркировку. Значение вязкости при 100 0С сравнивают с требованиями ГОСТа (таблица 7.5, 7.6). При несоответствии вязкости масла значениям ГОСТа оценка его пригодности к дальнейшей эксплуатации проводится в соответствии с выбраковочными показателями. Снижение вязкости допускается на 25%, повышение на 35%.

 

4.7.2. Отношение кинематических вязкостей ν50100

Этот простой, и надёжный параметр характеризует крутизну вязкостно-температурной кривой в диапазоне температур прогретого масла. Для моторных масел, применяемых летом или в условиях жаркого климата, ν50100£6; для масел, предназначенных к применению зимой и, особенно в северных районах, ν50100£4.

Индекс вязкости

Индекс вязкости (ИВ) – это условный показатель, характеризующий степень изменения вязкости масла в зависимости от температуры и оценивающий крутизну вязкостно-температурной кривой. Чем выше ИВ, тем более пологой кривой характеризуется масло и тем лучше оно для зимней эксплуатации. Чаще всего ИВ определяют по номограмме или расчетным путем, зная значения вязкости исследуемого масла при 40 0С и 100 0С. Для автомобильных масел ИВ должен быть не менее 90, а для зимних условий эксплуатации – 120.

Лучшие моторные масла при зимней эксплуатации двигателя должны иметь пологую характеристику зависимости вязкости от температуры, то есть вязкость должна незначительно изменяться от температуры. При кинематической вязкости масла более 3000сСт (мм2/с) запуск двигателя затрудняется. Для снижения зависимости вязкости от температуры в него добавляют присадку (3-4%), например, полиизобутилена. Полиизобутилен получают полимеризацией изобутилена


в присутствии катализаторов. Формула изобутилена приведена ниже.

Полиизобутилен изменяет форму в зависимости от температуры. При высокой температуре молекулы вытягиваются в длинные нитевидные цепочки, повышая вязкость. При снижении температуры молекулы полиизобутилена находятся в масле в виде компактных клубков, снижая трение и вязкость.

Согласно ГОСТа 53371-97 «Нефтепродукты, метод расчёта индекса вязкости» индекс вязкости (ИВ) определяют следующим образом. У исследуемого масла, например, М4З/10Г1 (SAE 10W30) определяется вязкость в диапазоне температуры от 40 до 1000С. При 1000С кинематическая вязкость должна быть примерно 10 сСт. По таблице 1 [6] ГОСТа находим, что для исходной вязкости 10сСт., при температуре 400С вязкость для эталонного масла с крутой характеристикой с ИВ=0 равна 147 сСт, а для эталонного масла с пологой характеристикой (ИВ=100) вязкость равна 83сСт. При температуре 400С вязкость исследуемого масла, для которого определяется ИВ, определена опытным путём и она составила 63сСт. Определяем ИВ по формуле:

 

(4.2)

 

где n1 – кинематическая вязкость при 400С исследуемого масла;

n2 – кинематическая вязкость при 400С эталонного масла с ИВ = 0;

n3 – кинематическая вязкость при 400С эталонного масла с ИВ = 100.

 

Для нашего примера:

 

 

Величина ИВ может быть определена по номограмме. Для этого нужно знать вязкость исследуемого масла при 50 и 1000С. Для масла М4З/10Г1 вязкость при 50 и 1000С составила 43 и 10 сСт. Чтобы определить ИВ моторного масла по номограмме, необходимо восстановить перпендикуляры от известных значений вязкости при 50 и 1000С, и точка пересечения с наклонной прямой на номограмме покажет ИВ для данного масла. По номограмме ИВ=130.

Для легкого запуска двигателя при отрицательных температурах (ниже – 200С) ИВ должен быть не менее 120.

Таблица 4.2

Основные показатели качества масел для бензиновых двигателей (ГОСТ 10541-78)

Показатели Марки масел
М-8-В1 М-4з/6-В1 М-6з/10-В1 М-5з/10-Г1 М-6з/12-Г1
Вязкость, мм2  
при 100 0С 8±0,5 5,5-6,5 9,5-10,5 10-11
при 00С ------ ------ ------ ------
при –18 0С ----- 1100-2600
при –30 0С ----- ------ ------ ------
Индекс вязкости, не менее
Температура вспышки в открытом тигле, 0С, не ниже
Температура застывания, 0С, не выше -25 -42 -40 -38 -30
Плотность при 20 0С, кг/м3, не более
Содержание мех. примесей, %, не более 0,02 0,015 0,02 0,015 0,015
Содержание воды, %, не более Следы

 

 

Таблица 4.3.

Основные показатели качества масел для дизельных автомобильных двигателей (ГОСТ 8581-78)

Показатели Марки масел
М-8-В2 М-10-В2 М-8-Г2 М-10-Г2 М-8-Г2к М-10-Г2к
Вязкость, мм2            
при 100 0С 8±0,5 11-12 8±0,5 11±0,5 8±0,5 11±0,5
при 00С, не более ----- ------ -----
Индекс вязкости, не менее 90/95 85/95
Температура вспышки в открытом тигле, 0С, не ниже 200/210 205/220
Температура застывания, 0С, не выше -25 -15 -25 -15 -30 -15/-18
Плотность при 20 0С, кг/м3, не более 905/900
Содержание мех примесей, %, не более 0,015 0,015 0,015 0,015 0,015 0,015
Содержание воды, %, не более Следы

 

Примечание:

В числителе – показатели для масла первой категории качества, в знаменателе – высшей.

 

Выводы по работе:

1. Определили кинематическую вязкость при рабочей температуре = 100°С, которая составила 12,8 (мм2/с), что соответствует допустимым значениям.

2. Установили зависимость температуры от степени вязкости масла и получили пологую её характеристику, что говорит о том, что масло хорошо подходит для эксплуатации в зимнее время.

Лабораторная работа № 5







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.251 (0.009 с.)