Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инициативная форма участия прокурора в суде

 

Под инициативной формой участия прокурора в суде первой инстанции понимается процессуальная деятельность прокурора в форме возбуждения дела путем предъявления-иска по делам искового производства, подачи заявления по делам, возникающим из публичных правоотношений, и особого производства, а также поддержания иска, заявления в процессе, судебного разбирательства дела.

Поскольку исковое производство является типичным и наиболее регламентированным видом гражданского судопроизводства, то на его примере будет рассмотрена сущность инициативной формы участия прокурора в суде первой инстанции.

Обращаясь с иском в суд, прокурор тем самым реализует функцию реагирования на то правонарушение, которое было выявлено (обнаружено) в порядке его общенадзорной деятельности, т.е. до и вне процесса по данному конкретному делу. Инициативная форма участия прокурора в деле складывается из деятельности прокурора по предъявлению иска и деятельности по его поддержанию в процессе судебного разбирательства.

Деятельность прокурора по предъявлению иска регулируется ч. 1 и 2 ст. 45, п. 14 ч. 1 ст. 89, 131-136 и другими ГПК РФ, Законом о госпошлине. Прокурор, предъявляя иск от своего имени в защиту чужого права или охраняемого законом интереса, обязан соблюсти все требования ГПК РФ, предъявляемые к форме и содержанию искового заявления, а также порядок его подачи, за исключением требований по оплате государственной пошлины и соблюдению предварительного внесудебного порядка разрешения дела. Поскольку прокурор не является субъектом спорного материального правоотношения, он не несет обязанностей по уплате госпошлины за подачу искового заявления, а также соблюдению предварительного внесудебного порядка разрешения дела[8].

Надзорная форма участия прокурора в суде

 

Под надзорной формой участия прокурора в суде первой инстанции понимается его участие путем вступления в дело, начатое по инициативе других лиц. Вступая в уже начатое дело, прокурор тем самым реализует функцию надзора, т.е. наблюдения с целью выявления правонарушений в ходе судебного разбирательства дела. К числу правонарушений, которые могут быть выявлены прокурором в процессе судебного разбирательства, относятся: а) нарушения судом норм материального права; б) нарушения судом, а также иными участниками судебного процесса норм процессуального права.

Основным правовым средством реализации прокурором функции надзора за законностью судебного разбирательства является дача заключения. Под заключением прокурора понимается его мнение как по отдельным вопросам судопроизводства, так и по существу дела в целом[9].

Таким образом, необходимо различать два вида заключений прокурора. Во-первых, заключение по отдельным, частным вопросам судебного разбирательства. Право и вместе с тем обязанность прокурора как органа надзора за законностью судебного разбирательства давать такого рода заключения предусмотрены в ч. 3 ст. 45 и ст. 166 ГПК РФ. Например, в случае неявки в судебное заседание свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков суд выслушивает мнение участвующих в деле лиц, в том числе заключение прокурора (ст. 34, ч. 1 ст. 168 ГПК РФ), о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков. Во-вторых, заключение прокурора по существу дела в целом, которое предусмотрено ч. 3 ст. 45 и ст. 189 ГПК РФ. Заключение прокурора по существу дела в целом представляет собой его мнение по вопросу о том, как должно быть разрешено дело. Другими словами, выступая в порядке ст. 189 ГПК РФ, прокурор высказывает свое мнение о том, подлежит ли иск, заявление удовлетворению или в иске, заявлении следует отказать.

Само заключение прокурора, как по отдельным вопросам гражданского судопроизводства, так и по существу дела в целом, должно содержать, во-первых, краткий анализ возникшего вопроса или дела; во-вторых, фактическое и юридическое обоснование (мотивировку) мнения прокурора[10]. Дача прокурором заключения является основным инструментом осуществления им функции надзора (в смысле наблюдения) за законностью судебного разбирательства. Поэтому в литературе и на практике надзорную форму участия прокурора в гражданском деле обычно именуют как «вступление в дело с целью дачи заключения». Однако для краткости целесообразно именовать ее надзорной формой, подразумевая под ней участие прокурора в гражданском судопроизводстве путем вступления в уже начатое дело.

Поскольку прокурор, вступивший в начатое дело, осуществляет в судебном процессе надзорную функцию, возникает вопрос о характере взаимоотношений суда как органа правосудия и прокурора как органа надзора за законностью рассмотрения дела. Суть взаимоотношений суда и прокурора сводится к тому, что при осуществлении надзорных правомочий прокурор не вправе ущемлять независимость и самостоятельность суда в процессе отправления им правосудия. В свою очередь, суд не вправе игнорировать (т.е. не замечать) надзорные правомочия прокурора. Одним словом, каждый обязан выполнять свою, определенную законом, функцию: суд обязан осуществлять правосудие, а прокурор — надзор за судебной деятельностью.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании проведенного исследования были сделаны следующие теоретические и практические выводы:

1. В Законе о прокуратуре в установлено, что прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами (ч. 3 ст. 1). Согласно ч. 3 ст. 35 этого Закона прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, в соответствии с процессуальным законодательством.

В зависимости от основания вступления в процесс различаются две формы участия прокурора в деле:

1) обращение в суд в целях защиты прав и интересов других лиц (предъявление иска, подача заявления);

2) вступление в процесс с целью дачи заключения по делу. Порядок вступления прокурора в процесс, объем его процессуальных прав и обязанностей зависят от формы участия в деле и от того, в какой стадии процесса он вступает в него.

В отличие от ГПК 1964 г. в Кодексе 2002 г. установлено, что и предъявление иска, и вступление в процесс с целью дачи заключения допустимо лишь в случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами.

Эта новелла основана на Концепции судебной правовой реформы, согласно которой возможность неограниченного участия прокурора в гражданском судопроизводстве противоречит принципу независимости судей и подчинения их только закону.

Представляется, что в современных условиях, когда государство не может в должной степени обеспечить реализацию конституционного положения о праве каждого на получение квалифицированной юридической помощи, в предусмотренных законом случаях — бесплатно, ограничение участия прокурора, осуществляющего, по существу, правозащитную функцию в гражданском судопроизводстве, преждевременно. В определенной степени предложение об ограничении участия прокурора в гражданском деле объясняется воздействием дискуссии о функциях прокурора в уголовном процессе. Но участие прокурора в гражданском процессе существенно отличается от его положения в уголовном процессе.

2. Участие прокурора в суде первой инстанции осуществляется в основном районными прокурорами или их заместителями, так как гражданские дела по первой инстанции подсудны преимущественно мировым судьям и районным судам (ст. 23, 24 ГПК РФ).

Но если дело по первой инстанции подсудно судам субъектов РФ или Верховному Суду РФ (ст. 26, 27 ГПК РФ), то в суд могут обращаться соответственно прокуроры субъектов Федерации и Генеральный прокурор РФ либо его заместитель.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Приор, 2001. – 32 с.

2. Гражданский Кодекс РФ (части первая и вторая): офиц. текст // Собр. законодательства РФ. – 1994. – №32. – 1996. – №5. – Ст. 410.

3. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ: федер. закон от 20.07.1995 г. №115-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 1995. – №30. – Ст. 2871.

4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2007. – №31. – Ст. 4006.

5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 №131-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.

6. О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Амурской области: закон Амурской области от 11.01.2010 г. № 293-ОЗ // Информационный сборник Законодательного Собрания народных депутатов Амурской области – 2010. – № 37. – С. 9-16.

7. Белозеров, И. В. Анализ развития торговых отношений на Руси в XIII–XIV вв.: дис. … канд. ист. наук: 07.00.02: защищена 22.01.02: утв. 15.07.02 / Белозеров Иван Валентинович. – М., 2002. – 215 с.

8. Аборнева, О.Н Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства / О. Н Аборнева // Проблемы теории и практики управления. – 2004. – №2. – С. 111-117.

9. Алиев, Б.Х. Кредитная и налоговая политика в отношении малого предпринимательства в РФ / Б. Х. Алиев, Н. Г. Гаджиев, А. М. Алклычев // Финансы и кредит. – 2007. – № 42. – С. 3-7.

10. Алимова, Т.А Социально-экономические условия и государственная поддержка малого бизнеса / Т.А. Алимова // Вопросы статистики. –2007. – № 7. – С. 44-48.

11. Аникин, А.В. Юность науки: жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса / А.В. Аникин. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1983. – 425 с.

12. Баженов, Ю. К. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса / Ю. К. Баженов, А. Ю. Баженов. – M.: Маркетинг, 2000. – 104 с.

13. Батиевская, В.Б. Приоритетные проекты и программно-целевой подход / В. Б. Батиевская // ЭКО. – 2007. – № 9. – С. 43-55.

14. Васильев, В.А. Представительство и защита социально-трудовых прав работников предприятий малого предпринимательства / В.А. Васильев // Трудовое право. – 2007. – №12. – С. 3-7.

15. Волков, Н.В. Этапы развития малого предпринимательства в России в 80-90 годы ХХ века / Н.В. Волков // История государства и права в России. – 2007. –№13. – С. 8-19.

16. Гатовская, А. В. Поддержка малого бизнеса муниципальными органами власти как способ повышения благосостояния населения / А. В. Гатовская // Регионология. – 2008. – № 3. – С. 85-89.

17. Горбунов Н.М.Корпоративные образования в региональной экономике: формирование и развитие: монография / Н. М. Горбунов, О. А. Капитунова. – Хабаровск: ДВАГС, 2006. – 234с.

18. Ерошин, М.М. Поддержка государством и органами местного самоуправления малого и среднего бизнеса в России / М. М. Ерошин // Проблемы местного самоуправления. – 2004. – №1. – С. 13-24.

19. Капитунова, О.А. Теоретические основы функционирования корпоративных структур / О.А. Капитунова // Состояние и перспективы развития современной России: взгляд дальневосточников. – Хабаровск, 2002. С. 66-77.

20. Кирилина, В. Понятие субъекта малого и среднего предпринимательства в российском законодательстве / В. Кирилина // Хозяйство и право. – 2008. – № 8. – С. 76-82.

21. Крюков, С. П. Российский банк развития: поддержка малого предпринимательства / С. П. Крюков // Деньги и кредит. – 2007. – № 4. – С. 24-25.

22. Кусакина, О. Н. Состояние и особенности развития предпринимательства в социально-экономической системе региона / О. Н. Кусакина, С. Р. Шеховцова // Региональная экономика. – 2008. – № 14. – С. 14-20.

23. Кутепова, Н. Поддержка малого бизнеса как способ решения социальных проблем / Н. Кутепова // Человек и труд. – 2007. – № 9. – С. 71-73.

24. Лаан, Ж. Реализация федеральных целевых программ: механизм управления / Ж. Лаан // Экономист. – 2007. – № 11. – С. 31-34.

25. Лукин, А. С. Креативная составляющая современного предпринимательства / А. С. Лукин, Л. В. Воробьева // Региональная экономика. –2008. – № 18. – С. 37-39.

26. Марданов, Р.Х Механизм формирования программ развития муниципальных образований / Р. Х. Марданов, У. Р. Мусин // Региональная экономика. – 2007. – № 4. – С. 69-73.

27. Мельников, Р.М. Федеральные целевые программы территориального развития: проблемы и перспективы / Р. М. Мельников // Регион. –2006. – № 3. – С. 15-29.

28. Методические подходы к оценке предпринимательского риска в малом предпринимательстве // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – №5. – С. 10-17.

29. Минакир, П.А. Дальний Восток: реальные стратегии и мнимые программы / П. А. Минакир, О. М. Прокапало // Вестн. ДВО РАН. – 2007. –№ 5. – С. 13-21.

30. Минакир, П.А. Региональные программы и стратегии: Дальний Восток / П. А. Минакир // Регион. – 2007. – № 4. – С. 19-31.

31. Поддержка малого предпринимательства и доходный потенциал местных бюджетов // Финансы. – 2009. –№3. – С. 7-12.

32. Развитие муниципальных корпораций в экономике территории: отчет о НИР / ДВАГС; рук. Капитунова О.А.; исполн.: ОГ.А. Капитунова, М.В. Зинченко. – Хабаровск, 2008. – С. 54.

33. Региональные и муниципальные программы поддержки малого бизнеса: методические рекомендации / Муниципальный фонд развития и поддержки малого и среднего бизнеса. – М., 2007. – 47 с.

34. Резник, Е.Г. Деятельность органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства / Е. Г. Резник // Государство, общество и бизнес: мат. студ. науч. конф. – Хабаровск: ДВАГС, 2008. – С. 134-140.

35. Серафимов, М. Труд сделал человека бизнесменом: поддержка предпринимательства: идеология и практика / М. Серафимов // Муниципальная власть. – 2002. – N° 2. – С. 63-65.

36. Смагина, И.А. Налогообложение субъектов малого предпринимательства / И. А. Смагина // Право и экономика. – 2007. – № 11. – С. 74-79.

37. Суглобов, А. Е. Основные тенденции развития малого предпринимательства в России / А. Е. Суглобов, В. И. Бобожко // Региональная экономика. – 2008. – № 19. – С. 2-11.

38. Тифанова, Е. Государственная поддержка малого предпринимательства / Е. Тифанова // Государство, общество и бизнес: мат. студ. науч. конф. – Хабаровск: ДВАГС, 2008. – С. 153-160.

39. Тотьев, К. Предприниматель и чиновник: новые средства взаимного контроля: по ФЗ N° 134-ФЗ от 08.08.01 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного котроля») // Закон. – 2001. – N° 12. – С. 105-109.

40. Учет и отчетность субъектов малого предпринимательства // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. – 2009. №5. – С. 5-9.

41. Ярославцева, Т.А. Политика органов государственной власти по поддержке малого предпринимательства через сеть бизнес-инкубаторов / Т. А. Ярославцева // Стратегия развития Дальнего Востока: возможности и перспективы. – Хабаровск: ДГНБ, 2003. – Т.2: Политика. Гражданское общество. – С. 183-186.

42. Нижегородский регион XXI [Электронный ресурс]. – Электрон. база данных. – Н. Новгород: Центр маркетинга Нижегор. обл., 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с экрана.

43. Бутяева, О. Г. Малое предпринимательство в Росиии / О. Г. Бутяева, Л. П. Водясова // Бизнес и общество [Электронный ресурс]: Интернет-журнал МГУП / Моск. гос. ун-т пред-ва. – Электрон. журн. – М.: МГУП, 2006. – № гос. рег. 420600016. – Режим доступа: http://www.e. – culture. ru / Articles / 2006 / Butyayeva. pdf. – Загл. с экрана.

44. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон Рос. Федерации от 07.05.1998 г. № 73-ФЗ]: [ред. от 10.01.2003]. – Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство.

45. Итоги работы предприятий и организаций потребительского рынка Свердловской области за январь – декабрь 2007 года. URL: http://www.midural.ru (дата обращения: 15.01.2008).

46. Новый деловой облик Екатеринбурга. URL: Официальный сайт ШОС-2009. http://www.shos2009welcom.ru (дата обращения: 03.10.2008).

47. Пресс-релиз за 30 апреля 2008 года. Пресс-конференция Губернатора. URL: Официальный сайт Губернатора Свердловской области Э.Э. Росселя. http://www.rossel.ru (дата обращения: 02.05.2008).

Приложение 1

Бланк искового заявления

 

 


[1] Кудрявцев В.Н. Куда бы «влить» прокуратуру?//Российская газета. 2002. 16 ноября.

[2] Скуратов Ю. Полномочия прокуратуры во взаимоотношениях с судебной системой //Российская юстиция. 1999. № 3. С. 13.

[3] Басков В.И. Прокурорский надзор: Учебник. М., 2008. С.25.

[4] Ястребов В.Б. Прокурорский надзор: Учебник. М., 2009. С.30.

[5] Рохлин В.И. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Курс лекций. СПб., 2008. С.52.

[6] Осокина Г.Л. О заключении прокурора в судах первой и второй инстанций. Новая Конституция СССР и проблемы правоведения. Томск, 1980. С. 85.

[7] Осокина ГЛ. Некоторые вопросы участия прокурора в кассационном производстве. Вопросы теории и практики гражданско-правового регулирования. Томск, 1982. С. 130-138.

[8] Осокина Г.Л. Право на защиту в исковом судопроизводстве. Томск, 1990. С. 138, 120-123.

[9] Об основах муниципальной службы в РФ: Федеральный закон от 8 января 1998 года № 8-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 2, п.1.

[10] Щеглов В.Н. Субъекты судебного гражданского процесса. М., С. 107-108.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 725; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.252 (0.014 с.)