Нарушение правил эксплуатации эвм, системы эвм или их сети (статья 274) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушение правил эксплуатации эвм, системы эвм или их сети (статья 274)



Объектом этого преступления являются отношения, обеспечивающие нормальную, безопасную эксплуатацию ЭВМ или их сети. Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, повлекшем уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние причинило существенный вред. Состав данного преступления сформулирован как материальный и требует доказывания причинной связи между нарушением правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, и причиненным существенным вредом. Преступление считается оконченным с момента причинения вреда.[5]

Субъект преступления специальный (например, оператор, программист). С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 ст.274 УК РФ, может быть совершено умышленно - как с прямым, так и с косвенным умыслом. Если же целью виновного было совершение иного преступления с помощью нарушения правил эксплуатации упомянутых технических средств, например, уклонение от уплаты налогов, то содеянное подлежит квалификации по совокупности ст.274 и соответствующей статьи УК РФ. В ч. 2 ст. 274 УК РФ установлена ответственность за квалифицированный состав данного преступления, когда в результате его совершения наступают тяжкие последствия. К таким последствиям может быть отнесено причинение крупного ущерба собственнику или владельцу информации, причинение вреда здоровью людей или гибель людей.


 

Лекция № 35

 

Преступления против основ конституционного строя

и безопасности государства.

1. Общая характеристика.

Основы конституционного строя - это основополагающие принципы конституционного строя, экономических отношений и политической системы общества, закрепленные главой 1 Конституции РФ,

Безопасность государства - состояние защищенности жизненно-важных интересов государства, то есть конституционного строя, суверенитета, обороноспособности и территориальной неприкосновенности РФ, от внутренних и внешних угроз.

Суверенитет - верховенство государственной власти внутри страны и ее независимости во внешнеполитической сфере; является важнейшим свойством самостоятельности и независимости как государственной власти так и государства в целом.

Обороноспособность - совокупность политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите от внутренних и внешних посягательств.

Территориальная неприкосновенность - нерушимость государственных границ, установленных действующими международными договорами и законодательными актами нашего государства.

Особенности преступлений данной главы:

1. Преступления данной главы не распространены.1921-23гг.- менее 5% осужденных, в 1954-93 г.г. – менее 1%. 1967-68 – около 2000 человек. Все они содержались в двух лагерях – Скалинском и Дубравном.

2. Всегда в истории государства отнесены к особо опасным государственным преступлениям.

3. Скачкообразная периодичность. Данный вид преступлений совершается в периоды обострения политической обстановки в стране и мире.

В годы ВОВ – наибольшее количество преступлений (более 30 тыс.шпионов, 3 с лишним тыс. диверсантов, вооруженные банды националистов. С 1999г. более 300 террористических актов, актов терроризма.

4. Виды преступлений:

• Против внешней безопасности России (ст. 275,276)

• Посягающие на легитимность государственной власти (на основы конституционного строя)- 277-280

• Посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность (281)

• Посягающие на конституционный запрет разжигания идеологической, политической, национальной, расовой и религиозной вражды (282,282.1,282.2)

• Посягающие на неприкосновенность государственной тайны (283,284).

Составы формальные (кроме 283,284)

Умысел прямой, кроме ст.284(утрата документов)- неосторожная форма вины.

Некоторые составы обязательным признаком имеют цель – цель свержения(279),цель прекращения деятельности (277-тер акт), специальный мотив - из мести за государственную деятельность (277).

Субъект- лицо, достигшее 16 лет, специальный - гражданин РФ(275),иностранный гражданин (276).имеющее допуск к государственной тайне (284).

 

1. Ст. 275 УК РФ. Государственная измена.

 

В самом первом кодексе это ст.58-6 УК. Правильное название государственной измене- измена государству.

Измена – это взаимодействие (враждебное) нашего гражданина против нашего государства совместно с иностранными организациями или государствами.

Данный состав - одно из преступлений, в отношении которого не расходится уголовный закон и мораль. Предатели никогда не пользовались уважением в любом обществе, даже у своих.

Объект - внешняя безопасность России.

Предмет - государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности нашего государства.(Закон о государственной тайне. 21.07.93г.).

Признаки предмета:

1. сведения, защищаемые государством

2. Может нанести ущерб безопасности государству

3. Сведения в строго определенных сферах государственной жизни

4. Сведения подлежат засекречиванию(секретно, особо секретно, особой важности)

5.Сведения предусмотрены специальным перечнем, утвержденным указом президента(Перечень сведений, содержащих государственную тайну- 24.02.98 г.)

6. Сведения сдержатся в материальных объектах(документы, планы, объекты, техника…)

7. Допуск к сведениям ограничен.

Допуск-это документальное разрешение.

Доступ- разовое разрешение на ознакомление со сведениями лиц, не имеющих доступа, т.е. не связанных с государственной тайной (адвокаты, депутаты государственной думы, законные представители).

8. За разглашение сведений предусмотрена уголовная ответственность.

Объективная сторона –

1. Шпионаж – передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи

2. Выдача государственной тайны:

• Предмет- государственная тайна

• адресат выдачи – иностранное государство, иностранные организации или их представители, т.е. государство за пределами России.

• Эти государства и организации должны проводить враждебную по отношению к нам политику.

3. оказание помощи (финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи:

• Адресат тот же

• Адресат занимается враждебной деятельностью по отношению к нашей стране

• Проведение деятельности в ущерб государству, деяния не связаны с изменой(диверсия, вооруженный мятеж)

• Деяния, которые не образуют признаков преступлений,предусмотренных гл.29,но наносят ущерб стране. (налаживание контактов, прикрытие в устройстве на работу, в подборке документов

Шпионаж - состав формальный (с момента окончания собирания сведений)

Выдача и оказание иной помощи – материальный с момента передачи сведений и оказания реальной помощи.

Отличие шпионажа от выдачи - при передаче виновный не собирает и не похищает, а располагает сведениями в силу служебных обязанностей.

Субъективная сторона - прямой умысел.

Субъективные признаки:

• Умысел привязывается к действиям

• желание - как элемент умысла,либо как эмоции

Желание является волевым моментом. Виновное лицо должно знать, что передает сведения или оказывает помощь субъекту, относящемуся враждебно к нашему государству.

Цель и мотив- не являются обязательными признаками. (большое значение в раскрытии механизма совершения преступления)

Стадии государственной измены

1. приготовление – (неудавшееся подстрекательство, создание условий для установления контакта)

2. покушение (неудавшаяяся попытка установить контакт).

Субъект-общий 16 лет,

Примечание к ст.275 УК РФ.:

Три условия освобождения от уголовной ответственности:

1. добровольное и своевременное сообщение органам власти о своей деятельности и предотвращение дальнейшего ущерба

2. иным образом способствовало предотвращению ущерба (разоблачение агента).

3. если в его действиях нет другого состава преступления.

 

Ст.276 УК РФ. Шпионаж.

Предмет:

1. государственная тайна

2. иные сведения, не составляющие государственную тайну (съемки местности, транспортных и железнодорожных узлов, снятие проб почвы)

Отсюда вытекает две формы шпионажа:

1. собирание и передача адресату государственной тайны

2. собирание иных сведений, не составляющих государственной тайны.

 

Адресат - иностранное государство, организации и их представители не должны заниматься враждебной деятельностью, что отмечено в диспозиции в отличие от ст.265),хотя на самом деле это является обязательным признаком.(сам шпионаж говорит о враждебной деятельности).

Первая форма шпионажа при условиях:

1. инициативный

2. по заданию разведки

Вторая форма шпионажа налицо при условиях:

1. по заданию иностранной разведки

2. наносят ущерб внешней безопасности

Объективная сторона 1 формы шпионажа

1. передача

2. собирание-

3. похищение- с целью передачи

4. хранение -

Объективная сторона 2 формы шпионажа:

1. передача

2. собирание сведений

Отличие шпионажа от выдачи государственной тайны - сведения в составе ст.276 не находятся в ведении виновного.

Состав формальный. С момента любого действия, указанного в диспозиции.

Субъективная сторона - только прямой умысел.

Субъект – иностранный гражданин или лицо без гражданства 16 лет.

Граждане России могут выступать лишь в роли соучастников (подстрекатели, пособники)

Примечание то же самое, что в статье 275 УК РФ.

Ст. 279 Вооруженный мятеж.

Непосредственный объект- основы конституционного строя и нерушимость территориальной целостности РФ.

Объективная сторона:

1. организация вооруженного мятежа

2. участие в вооруженном мятеже

Вооруженный мятеж - это неповиновение группы людей конституционным законам и распоряжениям власти, с применением оружия (огнестрельного, холодного), носит как правило локальный характер, т.е. совершается на определенной территории (в каком-либо субъекте РФ, городе, гарнизоне, на корабле..) и сопровождается вооруженным насилием.

Признаки участников вооруженного мятежа

1. значительная группа людей

2. должна иметь оружие

3. отказ повиноваться

4. совершение насильственных действий

5. цель- захват власти, нарушение конституционных основ

Организация вооруженного мятежа - действия одного или нескольких лиц, направленные на провоцирование вооруженного выступления против законной власти (сговор инициаторов, пропаганда вооруженного мятежа, вовлечение людей, создание структур),а также действия по руководству мятежом.

Состав окончен с момента практических действий, первого вооруженного выступления независимо от достижения целей.

Активное участие в вооруженном мятеже – оказание властям вооруженного сопротивления. участие в применении силы в отношении представителей власти, насильственный захват правительственных учреждений, транспортных узлов, средств массовой информации, а так же иных действий (ведение агитации, осуществление связи).

Состав окончен с момента конкретных насильственных действий

Субъективная сторона – прямой умысел.

Специальная цель:

• свержение конституционного строя

• насильственное изменение конституционного строя

• нарушение территориальной целостности (отторгнуть часть территории в автономию или присоединить к иностранному государству).

Мотивы значения для квалификации не имеют.

Субъект- лицо, достигшее 16 лет, только организаторы или активные участники. Не участвующие в активных акциях несут ответственность за конкретные действия (участие в вооруженном незаконном формировании, приобретении и ношении оружия и т. д.)

Ст.281 УК РФ. Диверсия

Непосредственный объект – экономическая безопасность и обороноспособность РФ.

Предмет- предприятия, сооружения, средства связи транспорт, объекты жизнеобеспечения, независимо от форм собственности. Условие - объект должен иметь важное народно-хозяйственное значение для государства.

Объективная сторона: взрыв, поджог или иные действия, направленные на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения.

Иные действия- устройство аварий, катастроф, обвалов

Опасность диверсии в том, что она совершается общеопасным способом и направлена на жизненно-важные объекты.

Признак диверсии – направленность на разрушение или повреждение.

Состав формальный – с момента действия, последствий не требуется.

Субъективная сторона- прямой умысел. Цель подрыва экономической безопасности и обороноспособности - обязательный признак.

Субъект – 16 лет. Если по заданию иностранного государства или организации,то совокупность ст.275(измена) и 281.

Квалифицированный состав

Часть.2.

А. совершение организованной группой.

Б. повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, -

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли умышленное причинение смерти человеку, -

Отличие от терроризма по направленности действий. В совершении терроризма цель-устрашение населения, против общественной безопасности и оказание давления на принятие решений органами власти. Отличие от других сходных составов – в объекте,они наносят ущерб другим сферам общественных отношений.

 


Лекция № 36

 

Преступления против государственной власти, интересов государственной

службы и службы в органах местного самоуправления. Гл.30 УК РФ.

 

Проблема повышения эффективности борьбы с преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления уже длительное время привлекает самое пристальное внимание представителей теории уголовно-правовой науки и практических работников правоохранительных и судебных органов. Такое внимание обусловлено тем, что преступления, включенные в главу 30 УК РФ, представляют особую опасность для общества. Основным субъектом этих преступлений являются должностные лица, т.е. реальная власть в высших эшелонах власти и на местах. От деятельности должностных лиц во многом зависит внутриполитическая атмосфера в государстве, социальная и экономическая ситуации. Использование должностным лицом представленных ему полномочий и вытекающих из них возможностей для незаконного личного обогащения называется коррупцией. Вмешательство коррумпированных должностных лиц во все области законодательной, исполнительной, судебной власти (конкурентная борьба в пользу взяткодателей, приобретение собственности, продажа должностей и званий, лоббирование законов) причиняют серьезный невосполнимый ущерб гражданам и государству, вызывают у граждан недоверие к власти, подрывают ее устои..

Специфические признаки должностных преступлений

• нарушают законную деятельность гос.аппарата или аппарата местного самоуправления

• совершаются вопреки интересам службы

• совершаются специальным субъектом(должностным лицом, государственным служащим, служащим местного самоуправления)

• как специальным, так и общим объектом(взятка)

• с использованием служебным полномочий или благодаря занимаемому служебному положению

• субъектами являются лица, занимающие должности только в органах государственной власти и местного самоуправления (коммерческие и унитарные органы не относятся к данной главе)

Родовой объект- совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти.

Непосредственный объект - нормальная деятельность органов государственной власти, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Дополнительный объект - права и законные интересы граждан, организаций, общества и государства.

Факультативный объект- не предусмотрен рамками состава – здоровье или жизнь, честь и достоинство.

Предмет:

• информация (287)

• материальное вознаграждение(взятка)

• официальные документы (292)

Объективная сторона %

Материальный состав – 285ч.1,2; 286,288,293

Формальный состав – 287,289-292.

Совершаются в основном путем действия, но могут совершаться и путем бездействия (халатность).

Два способа совершения преступлений:

• с использованием служебных полномочий

• вопреки интересам службы

Всякое преступление данной главы всегда нарушает определенные правовые установления, необходима ссылка на локальные документы, которые устанавливают круг полномочий должностного лица.

Субъективная сторона – умысел, исключение ст.293- неосторожность.

•.

Все должностные преступления в зависимости от того, кем и где они совершаются, делятся на виды:

• общие должностные преступления в любой сфере деятельности гос.органов

• специальные должностные преступления, которые могут быть совершены в специальных сферах деятельности гос.органов и только теми лицами, которые наделены дополнительными служебными полномочиями.

Глава 30 УК РФ рассматривает общие должностные преступления. Например гл. 31. Рассматривает преступления против правосудия.

Субъект- специальный (исключение взятка- может быть частное лицо)

Виды субъектов:

• только должностные лица, не занимающие государственные должности

• лица, занимающие государственные должности Российской Федерации

• лица, занимающие государственные должности субъектов РФ.

• государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных

Понятие должностного лица- лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие:

1. функции представителя власти:

• законодательной (депутаты представительных органов государственной власти соответствующего уровня (Федерации и субъектов Федерации)

• исполнительной (члены правительства РФ, руководители органов местного самоуправления, работники властных структур, осуществляющих надзор за исполнением законов, поддержанием общественного порядка, ведущих борьбу с преступностью, обеспечивающие государственную, радиационную, пожарную, противоэпидемиологическую и иную безопасность

• судебной (судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, территориальных судов и арбитражных судов всех уровней).

2. организационно-распорядительные функции (права и обязанности лица, которыми оно

наделено в организации для управления ее деятельностью или деятельностью ее структурного подразделения, и заключающиеся в возможности принимать решения или давать указания, обязательные для исполнения лицами, находящимися в подчиненности.

(руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, организацию труда и службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения, наложение дисциплинарных взысканий и т. д.).

3. административно - хозяйственные функции - права и обязанности лица, которыми оно наделено в организации для управления ее деятельностью и деятельностью структурных подразделений, заключающиеся в возможности принимать решения и или давать указания, обязательные для исполнения лицами, находящимися в подчиненности, осуществлять контроль в сфере управления или распоряжения имуществом или денежными средствами,находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, принятие решения о начислении заработной платы, премий, осуществления контроля за движением материальных ценностей, определения порядка их хранения. Чаще всего в практике к таким лицам относятся начальники финансовых,планово-хозяйственных, снабженческих, начальники служб в данных структурах, ведомственные ревизоры и контролеры.

Особенности данной категории:

• наличие у данного лица в подчинении других работников

• ответственность за самостоятельный участок работы.

• Не превращает в должностное лицо и следовательно в субъекта преступления –возложение на лицо материальной ответственности.

Понятие представителя власти: (приведено в примечании к ст. 318 УК РФ и в Постановления Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» от 09.07.2013 N 24.

Лица, осуществляющие законодательную, исполнительную или судебную власть, а так же работники государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами и организациями независимо от их ведомственной подчиненности.

Критерии определения представителя власти:

• они обладают возможностью требовать определенное поведение от граждан, либо правом принимать в отношении граждан или организаций решения, имеющие юридическое значение;

• требования или решения распространяются на неопределенно большой круг субъектов, т.е. на физических или юридических лиц, не находящихся в служебной зависимости или в ведомственной подчиненности у представителя власти;

• требования и решения обязательны для исполнения гражданами и организациями

• неисполнение решений или требований могут повлечь за собой негативные правовые последствия для нарушителей.

Полномочия представителя власти должно быть оформлено должным образом.

Наличие специальных полномочий – определений функций, возложенных на него законом, нормативным актом, приказом, распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом. При этом лицо не назначается на должность и не замещает ее, а исполняет строго определенные функции в течение определенного времени и разово.(стажер органов милиции).

Кроме этого представитель власти не обязательно должен занимать какую-либо должность в государственных структурах. (например члены законодательных собраний субъектов РФ могут одновременно являться сотрудниками частных структур –

федеральное собрание, народные заседатели осуществляют совмещение своих функций с основной работой).

Особенность статуса должностного лица в том, что им может быть лицо исполняющее вышеуказанные функции только в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях,к ним не относятся:

• коммерческие структуры,

• унитарные предприятия(государство передает во владение, но остается собственником, само предприятие владеет и извлекает прибыль)

• представители государственных органов в правлении акционерного общества (поверенные, наблюдатели, которые не получают вознаграждения),

• некоммерческие организации, которые не являются органами государственной власти, местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением в соответствии со ст.120 ГК РФ (потребительский кооператив, общественные объединения, религиозные организации, благотворительные и другие фонды)

• учреждения, создаваемые собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера

Ст.285 УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями.

Объективная сторона:

• использование должностных полномочий вопреки интересам службы

• наступление общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, правоохраняемым интересам общества и государства

• причинная связь между использованием и наступлением одного или нескольких последствий.

Признаки злоупотребления:

• должностное лицо должно действовать в пределах своей компетенции

• должностное лицо должно совершить действие или бездействие во зло, т.е. нарушение нормативного акта или устава, на основании которого орган действует.

• Действия не должны быть вызваны служебной необходимостью

Последствия: материальные и нематериальные

Материальные – физический и имущественный

Нематериальный - подрыв авторитета, сбои, нарушение конституционных прав и свобод(не имеют критериев определения)

Физический – причинение легкого средней тяжести вреда здоровью хотя бы одному потерпевшему.

Имущественный - реальный ущерб, упущенная выгода, не получение должного.

Формы злоупотребления:

• Нарушение штатной финансовой дисциплины

• Обман контролирующих органов

• Обогащение за счет других граждан или государственной собственности (использование транспорта, сотрудников предприятия для ремонта, перевозки в личных целях)

• неосновательное расходование имущества (незаконная передача в пользование коммерческих структур)

• заранее не обещанное укрывательство преступлений (хищений, недостач)

• попустительство-бездействие при наличии умысла

не должно быть изъятия чужого имущества.

Субъективная сторона: прямой или косвенный умысел. Обязательный признак- наличие умысла - корыстная или иная личная заинтересованность (скрыть свою некомпетентность)

Часть 2 – те же действия, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Часть 3 - повлекшие тяжкие последствия. Оценочная категория. Групповые аварии, длительная остановка транспорта или производства, причинение по неосторожности смерти, сокрытия тяжкого преступления, крупный или особо крупный ущерб.

Субъекты: 4 категории - все рассмотрены выше и даны в примечании к ст.285 УК РФ.

Данная статья является общей нормой по отношению к специальным привилегированным составам., по сути уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями минимизирована в части установления специальных норм (137 ч.2 - нарушение неприкосновенности частной жизни,138ч.2- нарушение тайны переписки ит.д.)

Практика: если одно деяние подпадает под признаки ст.285 и специальной нормы- применяется специальная.

 

Ст.286 Превышение должностных полномочий.

Объект идентичен объекту ст.285 УК РФ.

Объективная сторона:

• действие лица, явно выходящие за пределы его полномочий

• общественно опасные последствия

• причинная связь между выходом за рамки полномочий и наступившими последствиями

Формы превышения:

• принимает решение, которое входит в компетенцию вышестоящего лица

• единолично принимает решение, которое должно приниматься коллегиально

• совершает действие, которое может быть совершено только при наличии особых условий

• совершает действие, которое никто и никогда,ни при каких условиях не может совершить(насилие, унижение чести и достоинства)

Для определения факта выхода необходимо установить какой именно акт регламентирует полномочия данного лица и какое положение этого акта нарушено именно по отношению к тому лицу или организации, которым его действия причиняют ущерб.

Состав материальный – с момента причинения одного из названных последствий.

Субъективная сторона- умышленная форма вины (прямой и косвенный умысел)

Практическая сторона- явность превышения должна осознаваться и субъектом и другими лицами.

Часть - идентична ч.2 ст.285 УКРФ

Часть 3 – особо квалифицированный состав

А) с применением насилия или угрозы применения (побои, легкий, средней тяжести, причинение смерти по неосторожности, ограничение свободы)

Б)с применением оружия или специальных средств.

Оружие - огнестрельное, холодное, газовое, пневматическое для поражения живой цели и требующее разрешения. Необходимо фактическое использование для физического и психического воздействия.

Специальные предметы – приспособления на законных основаниях применяемые для пресечения нападения преступников (дубинка, газовый балончик)

Особенность- наступление опасных последствий не обязательно.

В) С причинением тяжких последствий. Оценочная категория (причинение смерти по неосторожности нескольким лицам, применение оружия, создающее применение или угрозу применения значительному числу лиц (минометом).

Причинение умышленного тяжкого вреда здоровью или убийство выходят за рамки данного состава и квалифицируются по совокупности.

Субъективная сторона - прямой и косвенный умысел.

Мотив –не является обязательным признаком(в отличие от ст.285).

«О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19.


 

Лекция № 37

Преступления против правосудия. Гл.31.

 

1. Общая характеристика.

Данная глава обеспечивает выполнение норм и принципов, закрепленных в конституции РФ (глава 7- судебная власть, ст.46-52).

Преступления против правосудия- умышленные деяния, посягающие на нормальную деятельность органов правосудия.

Правосудие- это правоприменительные органы РФ, имеющие властные функции, которые вступают в гражданские и уголовно-правовые отношения с гражданами и юридическими лицами от имени государства и по поручению государства и реализуют правовые нормы, регламентированные процессуально - законодательными методами.

Из содержания данной статьи к органам правосудия относятся:

1. Суды всех уровней

2. Органы, оказывающие содействие правосудию:

• Органы прокуратуры

• органы следствия и дознания

• органы налоговой полиции

• оперативно-следственные структуры МВД и ФСБ

• органы исполнения наказания (СИЗО, исправительные учреждения, судебные приставы)

Видовой объект преступлений – общественные отношения, обеспечивающие нормальную Деятельность или функционирование органов правосудия.

Непосредственный объект - общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность и функционирования отдельных структур и звеньев, образующих систему правосудия (например органы следствия, уголовного розыска).

Дополнительный объект- здоровье, личная неприкосновенность, честь и достоинство. (в отдельных группах преступлений).

Объективная сторона- различные формы противодействия отправления правосудия.(фальсификация доказательств, разглашение данных предварительного следствия, заведомо ложное показание и т.д.).

Основная часть преступлений совершается в форме деяния, исключение ст.314- уклонение от отбывания лишения свободы и 315- неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта.

Состав всех преступлений – формальный. Исключение - ст.312- незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащие конфискации,315- неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта.

Субъективная сторона- прямой умысел. Цель и мотив не являются обязательными признаками.

Исключение:ст.295- посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное следствие – цель воспрепятствование законной деятельности либо мести за такую деятельность.,304- провокация взятки либо коммерческого подкупа - цель искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа,309- подкуп свидетеля в целях дачи им ложного показания.

Субъекты- любые лица с 16 лет, работники органов правосудия (следователь, прокурор и т.д.), должностные лица или служащие органов правосудия.

В зависимости от субъекта преступления делятся на три группы:

• преступления против правосудия, совершенные работниками органов правосудия

(299-302, ч.2,3 ст.303, 305,)

• преступления против правосудия, совершенные лицами к которым применены меры правового принуждения (313- побег из-под стражи или из мест лишения свободы,314- уклонение от отбывания л/св).

• преступления против правосудия, совершаемые лицами, нарушающими либо не выполняющими общегражданские обязанности содействовать правосудию и не препятствовать его осуществлению.

Каждая из трех групп имеет свои специфические особенности.

 

2. Преступления против правосудия, совершаемые работниками органов правосудия.

Ст.299-302,ч.2,3 ст.303,305 УК РФ.

Данный вид преступлений является привилегированной формой должностных преступлений и самой опасной группой преступлений против правосудия. Именно правосудие обеспечивает сохранность и защиту прав и свобод граждан нашего общества и именно работники правосудия в данной группе преступлений являются субъектами, вершат судьбы людей в кавычках, подрывая их веру к отправлению правосудия в стране, вселяют страх и неуверенность. Данный вид преступлений распространен. Надо всегда разграничивать дисциплинарный поступок, влекущий меры дисциплинарного воздействия от деяния, влекущего уголовную ответственность.

 

Ст.299. Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности.

Дополнительный объект- законные интересы потерпевшего (честь, достоинство, личная свобода, моральные и материальные интересы)

Объективная сторона- в привлечении к уголовной ответственности за определенное преступление лица, который данное преступление не совершал.

Заведомость – признак, по которому разграничивается дисциплинарный проступок и уголовно-наказуемое деяние.

Формы заведомости:

• Явная непричастность к совершению преступления

• Отсутствие каких-либо доказательств

• Наличие оснований для освобождения от уголовной ответственности (сроки давности, невменяемость, необходимая оборона и т.д.)

Способы использования виновным своих должностных полномочий выходят за рамки состава и на квалификацию не влияют. С позиций уголовного права – основанием привлечения лица к уголовной ответственности является наличие в деянии лица состава преступления.

Состав формальный- с момента вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого. (с этого момента в отношении обвиняемого применяются правоограничения и меры принуждения)

Субъективная сторона- прямой умысел. Мотивы разные- корысть, карьеризм, месть- значения для квалификации не играют.

Субъект- специальный. Судьи, прокуроры, следователи, работники дознания.

Квалифицированный состав- деяние, соединенное с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

 

Ст.300 УК РФ. Незаконное освобождение от уголовной ответственности.

 

Объективная сторона- использование служебных полномочий для освобождения от уголовной ответственности лица незаконно.(законные- акт амнистии, примечания к статьям 126,205 и другие, отсутствие доказательств)

Состав формальный, с момента вынесения постановления о прекращении уголовного дела или о прекращении уголовного преследования в отношении конкретного лица (обвиняемого или подозреваемого).

Субъективная сторона- прямой умысел. Если данное деяние совершено по неопытности, недостаточной квалификации, прямой умысел отсутствует; отсутствует и состав данного преступления.

Субъект- прокурор, следователь, лицо, производящее дознание. (судья несет ответственность по ст.305).

 

Ст.301 УК РФ. Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей.

Объективная сторона -

• заведомо незаконное задержание,

• заведомо незаконное заключение под стражу,

• заведомо незаконное содержание под стражей.

Заведомо незаконно- отсутствие законных оснований для совершения объективной стороны.

Состав формальный



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.209 с.)