Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Побочные эффекты успешного ожидания

Поиск

Успешный вызов WaitForSingleObject или WaitForMultipleObjecls на самом деле меняет состояние некоторых объектов ядра. Под успешным вызовом я имею в виду тот, при котором функция видит, что объект освободился, и возвращает значение, относительное WAITOBJECT_0. Вызов считается неудачным, если возвращается WAIT_TIMEOUT или WAIT_FAILED. В последнем случае состояние каких-либо объектов не меняется.

Изменение состояния объекта в результате вызова можно назвать побочным эффектом успешного ожидания (successful wait side effect). Например, поток ждет объект «событие с автосбросом» (auto-reset event objcct) (см.ниже). Когда объект переходит в свободное состояние, функция обнаруживает это и может вернуть вызывающему потоку значение WAIT_OBJECT_0. Однако перед самым возвратом из функции событие переводится в занятое состояние — здесь сказывается побочный эффект успешного ожидания.

Объекты ядра «событие с автосбросом» ведут себя подобным образом, потому что таково одно из правил, определенных Microsoft для объектов этого типа. Другие объекты дают иные побочные эффекты, а некоторые — вообще никаких. К последним относятся объекты ядра «процесс» и «поток», так что поток, ожидающий один из этих объектов, никогда не изменит его состояние. Подробнее о том, как ведут себя объекты ядра, я буду рассказывать при рассмотрении соответствующих объектов.

События

События - самая примитивная разновидность объектов ядра. Они содержат счетчик числа пользователей (как и все объекты ядра) и две булевы переменные: одна сообщает тип данного объекта-события, другая — его состояние (свободен или занят).

События просто уведомляют об окончании какой-либо операции. Объекты-события бывают двух типов: со сбросом вручную (manual-reset events) и с автосбросом (auto-reset events). Первые позволяют возобновлять выполнение сразу нескольких ждущих потоков, вторые — только одного.

Объекты-события обычно используют в том случае, когда какой-то поток выполняет инициализацию, а затем сигнализирует другому потоку, что тот может продол жить работу. Инициализирующий поток переводит объект "событие» в занятое состояние и приступает к своим операциям. Закончив, он сбрасывает событие в свободное состояние. Тогда другой поток, который ждал перехода события в свободное состояние, пробуждается и вновь становится планируемым.

Объект ядра «событие» создается функцией CreateEvent:

HANDLE CreateEvent(
PSECURITY_ATTRIBUTES psa, BOOL fManualReset, BOOL fInitialState, PCTSTR pszName);

Параметр fManualReset (булева переменная) сообщает системе, создать событие со сбросом вручную (TRUE) или с автосбросом (FALSE).

Параметру fInitialState определяет начальное состояние события — свободное (TRUE) или занятое (FALSE). После того как система создает объект событие, CreateEvent возвращает описатель события, специфичный для конкретного процесса. Потоки из других процессов могут получить доступ к этому объекту: 1) вызовом CreateEvent с тем же параметром pszName; 2) наследованием описателя; 3) применением функции DuplicateHandle; и 4) вызовом OpenEvent с передачей в параметре pszName имени, совпадающего с указанным в аналогичном параметре функции CreateEvent. Вот что представляет собой функция OpenEvent.

HANDLE OpenEvent(DWORD fdwAccess, BOOL fInhent, PCTSTR pszName);

Ненужный объект ядра «событие» следует, как всегда, закрыть вызовом CloseHandle. Создав событие, можно напрямую управлять его состоянием. Чтобы перевести его в свободное состояние, необходим вызов:

BOOL SetEvent(HANDLE hEvent);

А чтобы поменять его на занятое:

BOOL ResetEvent(HANDLE hEvent);

Для событий с автосбросом действует следующее правило. Когда его ожидание потоком успешно завершается, этот объект автоматически сбрасывается в занятое состояние. Отсюда и произошло название таких объектов-событий. Для этого объекта обычно не требуется вызывать ResetEvent, поскольку система сама восстанавливает его состояние. А для событий со сбросом вручную никаких побочных эффектов успешного ожидания не предусмотрено.

Рассмотрим небольшой пример тому, как на практике использовать объекты ядра «событие» для синхронизации потоков. Начнем с такого кода.

// глобальный описатель события со сбросом вручную (в занятом состоянии)

HANDLE g_hEvent;

int WINAPI WinMain()
{

// создаем объект событие со сбросом вручную (в занятом состоянии)
g_hEvent = CreateEvent(NULL, TRUE, FALSE, NULL);

// порождаем три новых потока

HANDLE hThread[3];

DWORD dwThreadTD;

hThread[0] = _beginthreadex(NULL, 0, WordCount, NULL, 0, &dwThreadlD);
hThread[1] = _beginthreadex(NULL, 0, SpellCheck, NULL, 0, &dwThreadID);
hTbread[2] = _beginthreadex(NULL, 0, GrarrmarCheck, NULL, 0, &dwThreadID);

OpenFileAndReadContentsIntoMemory();

// разрешаем всем трем потокам обращаться к памяти
SetEvent(g_hEvent),

}

DWORD WINAPI WordCount(PVOID pvParam)
{


// ждем, когда в память будут загружены данные из файла
WaitForSingleObject(g_hEvent, INFINITE);
// обращаемся к блоку памяти
return(0);

}

DWORD WINAPI SpellCheck(PVOID pvParam)
{

 

// ждем, когда в память будут загружены данные из файла
WaitForSingleObject(g_hEvent, INFINITE);

// обращаемся к блоку памяти

return(0};
}

DWORD WINAPI GrammarCheck(PVOID pvParam)
{

// ждем, когда в память будут загружены данные из файла
WaitForSingleObject(g_hEvent, INFINITE);

// обращаемся к блоку памяти

return(0);
}

При запуске этот процесс создает занятое событие со сбросом вручную и записывает его описатель в глобальную переменную. Это упрощает другим потокам процесса доступ к тому же объекту-событию. Затем порождается три потока. Они ждут, когда в память будут загружены данные (текст) из некоего файла, и потом обращаются к этим данным, один поток подсчитывает количество слов, другой проверяет орфографические ошибки, третий — грамматические. Все три функции потоков начинают работать одинаково, каждый поток вызывает WaitForSingleObject, которая приостанавливает его до тех пор, пока первичный поток не считает в память содержимое файла.

Загрузив нужные данные, первичный поток вызывает функцию SetEvent, которая переводит событие в свободное состояние. В этот момент система пробуждает три вторичных потока, и они, вновь получив процессорное время, обращаются к блоку памяти. Заметьте, что они получают доступ к памяти в режиме только для чтения. Это единственная причина, по которой все три потока могут выполняться одновременно.

Если событие со сбросом вручную заменить на событие с автосбросом, программа будет вести себя совершенно иначе. После вызова первичным потоком функции SetEvent система возобновит выполнение только одного из вторичных потоков. Какого именно — сказать заранее нельзя. Остальные два потока продолжат ждать.

Поток, вновь ставший планируемым, получает монопольный доступ к блоку памяти, где хранятся данные, считанные из файла.

Семафоры

Объекты ядра «семафор» используются для учета ресурсов. Как и все объекты ядра, они содержат счетчик числа пользователей, но, кроме того, поддерживают два 32 битных значения со знаком: одно определяет максимальное число ресурсов (контролируемое семафором), другое используется как счетчик текущего числа ресурсов.

Попробуем разобраться, зачем нужны все эти счетчики, и для примера рассмотрим программу, которая могла бы использовать семафоры. Допустим, необходимо разработать серверный процесс, в адресном пространстве которого выделяется буфер для хранения клиентских запросов. Размер этого буфера «зашит» в код программы и рассчитан на хранение максимум пяти клиентских запросов. Если новый клиент пытается связаться с сервером, когда эти пять запросов еще не обработаны, генерируется ошибка, которая сообщает клиенту, что сервер занят и нужно повторить попытку позже. При инициализации серверный процесс создает пул из пяти потоков, каждый из которых готов обрабатывать клиентские запросы по мере их поступления.

Изначально, когда запросов от клиентов еще нет, сервер не разрешает выделять процессорное время каким-либо потокам в пуле. Но как только серверу поступает, скажем, три клиентских запроса одновременно, три потока в пуле становятся планируемыми, и система начинает выделять им процессорное время Для слежения за ресурсами и планированием потоков семафор очень удобен. Максимальное число ресурсов задается равным пяти, что соответствует размеру буфера. Счетчик текущего числа ресурсов первоначально получает нулевое значение, так как клиенты еще не выдали ни одного запроса. Этот счетчик увеличивается на единицу в момент приема очередного клиентского запроса и на столько же уменьшается, когда запрос передается на обработку одному из серверных потоков в пуле.

Для семафоров определены следующие правила:

  • когда счетчик текущего числа ресурсов становится больше нуля, семафор переходит в свободное состояние,
  • если этот счетчик равен нулю, семафор занят,
  • система не допускает присвоения отрицательных значений счетчику текущего числа ресурсов;
  • счетчик текущего числа ресурсов не может быть больше максимального числа ресурсов

Не путайте счетчик текущего числа ресурсов со счетчиком числа пользователей объекта-семафора.

Объект ядра «семафор» создается вызовом CreateSemaphore

HANDLE CreateSemaphore(PSECURITY_ATTRIBUTE psa, LONG lInitialCount, LONG lMaximumCount, PCTRTR pszName)

Любой процесс может получить свой («процессо-зависимый») описатель существующего объекта «семафор», вызвав OpenSemaphore

HANDLE OpenSemaphore(DWORD fdwAccess, BOOL bInhentHandle, PCTSTR pszName);

Параметр lMaximumCount сообщает системе максимальное число ресурсов, обрабатываемое приложением. Поскольку это 32-битное значение со знаком, пре дельное число ресурсов может достигать 2 147 483 647. Параметр lInitiа1Соипt указывает, сколько из этих ресурсов доступно изначально (на данный момент). При инициализации серверного процесса клиентских запросов нет, поэтому вызов CreateSemaphore выглядит так:

HANDLE hSem = CreateSemaphore(NULL, 0, 5, NULL);

Это приводит к созданию семафора со счетчиком максимального числа ресурсов равным 5, при этом изначально ни один ресурс не доступен. (Кстати, счетчик числа пользователей данного объекта ядра равен 1, так как я только что создал этот объект, не запутайтесь в счетчиках). Поскольку счетчику текущего числа ресурсов присвоен 0, семафор находится в занятом состоянии. А это значит, что любой поток, ждущий семафор, просто засыпает.

Поток получает доступ к ресурсу, вызывая одну из Wait-функций и передавая ей описатель семафора, который охраняет этот ресурс. Wait-функция проверяет у семафора счетчик текущего числа ресурсов если его значение больше 0 (семафор свободен), уменьшает значение этого счетчика на 1, и вызывающий поток остается планируемым Очень важно, что семафоры выполняют эту операцию проверки и присвоения на уровне атомарного доступа; иначе говоря, когда у семафора запрашивается какой-либо ресурс, операционная система проверяет, доступен ли этот ресурс, и, если да, уменьшает счетчик текущего числа ресурсов, не позволяя вмешиваться в эту операцию другому потоку. Только после того как счетчик ресурсов будет уменьшен на 1, доступ к ресурсу сможет запросить другой поток.

Если Wait-функция определяет, что счетчик текущего числа ресурсов равен 0 (семафор занят), система переводит вызывающий поток в состояние ожидания Когда другой поток увеличит значение этого счетчика, система вспомнит о ждущем потоке и снова начнет выделять ему процессорное время (а он, захватив ресурс, уменьшит значение счетчика на 1).

Поток увеличивает значение счетчика текущего числа ресурсов, вызывая функцию ReleaseSemaphore:

BOOL ReleaseSemaphore(HANDLE hSem, LONG lReleaseCount, PLONG plPreviousCount);

Она просто складывает величину lReleaseCount со значением счетчика текущего числа ресурсов. Обычно в параметре lReleaseCount передают 1, но это вовсе не обязательно: можно передавать в нем значения, равные или большие 2. Функция возвращает исходное значение счетчика ресурсов в *plPreviousCount. Если не интересует это значение (а в большинстве программ так оно и есть), в параметре plPreviousCount передается значение NULL.

Было бы удобнее определять состояние счетчика текущего числа ресурсов, не меняя его значение, но такой функции в Windows нет. Получить значение этого счетчика, не изменив его, невозможно.

Мьютексы

Объекты ядра «мьютексы» гарантируют потокам взаимоисключающий доступ к единственному ресурсу. Отсюда и произошло название этих объектов (mutual exclusion, mutex). Они содержат счетчик числа пользователей, счетчик рекурсии и переменную, в которой запоминается идентификатор потока. Мьютексы ведут себя точно так же, как и критические секции. Однако, если последние являются объектами пользовательского режима, то мьютексы — объектами ядра. Кроме того, единственный объект-мьютекс позволяет синхронизировать доступ к ресурсу нескольких потоков из разных процессов; при этом можно задать максимальное время ожидания доступа к ресурсу.

Идентификатор потока определяет, какой поток захватил мьютекс, а счетчик рекурсий — сколько раз. У мьютексов много применений, и это наиболее часто используемые объекты ядра. Как правило, с их помощью защищают блок памяти, к которому обращается множество потоков. Если бы потоки одновременно использовали какой-то блок памяти, данные в нем были бы повреждены. Мьютексы гарантируют, что любой поток получает монопольный доступ к блоку памяти, и тем самым обеспечивают целостность данных.

Для мьютексов определены следующие правила:

  • если его идентификатор потока равен 0 (у самого потока не может быть та кой идентификатор), мьютекс не захвачен ни одним из потоков и находится в свободном состоянии;
  • если его идентификатор потока не равен 0, мьютекс захвачен одним из потоков и находится в занятом состоянии;
  • в отличие от других объектов ядра мьютексы могут нарушать обычные правила, действующие в операционной системе (об этом — чуть позже)

Для использования объекта-мьютекса один из процессов должен сначала создать его вызовом CreateMutex:

HANDLE CreateMutex(PSECURITY_ATTRIBUTES psa, BOOL fIniLialOwner, PCTSTR pszName);

Разумеется, любой процесс может получить свой («процессно-зависимый») описатель существующего объекта «мьютекс», вызвав OpenMutex:

HANDLE OpenMutex(DWORD fdwAccess, 800L bInheritHandle, PCTSTR pszName);

Параметр fInitialOwner определяет начальное состояние мъютекса. Если в нем передается FALSE (что обычно и бывает), объект-мьютекс не принадлежит ни одному из потоков и поэтому находится в свободном состоянии. При этом его идентификатор потока и счетчик рекурсии равны 0. Если же в нем передается TRUE, идентификатор потока, принадлежащий мьютексу, приравнивается идентификатору вызывающего потока, а счетчик рекурсии получает значение 1. Поскольку теперь идентификатор потока отличен от 0, мьютекс изначально находится в занятом состоянии.

Поток получает доступ к разделяемому ресурсу, вызывая одну из Wait-функций и передавая ей описатель мьютекса, который охраняет этот ресурс. Wait-функция проверяет у мьютекса идентификатор потока, если его значение не равно 0, мьютекс свободен, в ином случае оно принимает значение идентификатора вызывающего потока, и этот поток остается планируемым.

Если Wait-функция определяет, что у мьютекса идентификатор потока не равен 0 (мьютекс занят), вызывающий поток переходит в состояние ожидания. Система запоминает это и, когда идентификатор обнуляется, записывает в него идентификатор ждущего потока, а счетчику рекурсии присваивает значение 1, после чего ждущий поток вновь становится планируемым. Все проверки и изменения состояния объекта-мьютекса выполняются на уровне атомарного доступа.

Для мьютексов сделано одно исключение в правилах перехода объектов ядра из одного состояния в другое. Допустим, поток ждет освобождения занятого объекта мьютекса. В этом случае поток обычно засыпает (переходит в состояние ожидания). Однако система проверяет, не совпадает ли идентификатор потока, пытающегося захватить мьютекс, с аналогичным идентификатором у мьютекса. Если они совпадают, система по-прежнему выделяет потоку процессорное время, хотя мьютекс все еще занят. Подобных особенностей в поведении нет ни у каких других объектов ядра в системе. Всякий раз, когда поток захватывает объект-мьютекс, счетчик рекурсии в этом объекте увеличивается на единицу. Единственная ситуация, в которой значение счетчика рекурсии может быть больше единицы, — поток захватывает один и тот же мьютекс несколько раз, пользуясь упомянутым исключением из общих правил.

Когда ожидание мьютекса потоком успешно завершается, последний получает монопольный доступ к защищенному ресурсу. Все остальные потоки, пытающиеся обратиться к этому ресурсу, переходят в состояние ожидания. Когда поток, занимающий ресурс, заканчивает с ним работать, он должен освободить мьютекс вызовом функции ReleaseMutex.

BOOL ReleaseMutex(HANDLE hMutex);

Эта функция уменьшает счетчик рекурсии в объекте-мьютексе на единицу. Если данный объект передавался во владение потоку неоднократно, поток обязан вызвать ReleaseMutex столько раз, сколько необходимо для обнуления счетчика рекурсии. Как только счетчик станет равен нулю, переменная, хранящая идентификатор потока, тоже обнулится, и объект-мьютекс освободится. После этого система проверит, ожидают ли освобождения мьютекса какие-нибудь другие потоки. Если да, система «по-честному» выберет один из ждущих потоков и передаст ему во владение объект-мьютекс.

Отказ от объекта-мьютекса

Объект-мьютекс отличается от остальных объектов ядра тем, что занявшему его потоку передаются права на владение им. Прочие объекты могут быть либо свободны, либо заняты — вот, собственно, и все. А объекты-мьютексы способны еще и запоминать, какому потоку они принадлежат. Если какой-то посторонний поток попытается освободить мьютекс вызовом функции ReleaseMutex, то она, проверив идентификаторы потоков и обнаружив их несовпадение, ничего делать не станет, а просто вернет FALSE. Тут же вызвав GetLastError, получим значение ERROR_NOT_OWNER.

Если поток, которому принадлежит мьютекс, завершится, не успев его освободить, система считает, что произошел отказ от мьютекса, и автоматически переводит его в свободное состояние (сбрасывая при этом все его счетчики в исходное состояние). Если этот мьютекс ждут другие потоки, система, как обычно, «по-честному» выбирает один из потоков и позволяет ему захватить мьютекс. Тогда Wait-функция возвращает потоку WAIT_ABANDO NED вместо WAIT_OBJECT_0, и тот узнает, что мьютекс освобожден некорректно. Данная ситуация, конечно, не самая лучшая. Выяснить, что сделал с защищенными данными завершенный поток — бывший владелец объекта-мьютекса, увы невозможно. В реальности программы никогда специально не проверяют возвращаемое значение на WAIT_ABANDONED, потому что такое завершение потоков происходит очень редко. (Вот, кстати, еще один яркий пример, доказывающий, что не надо пользоваться функцией TerminateThread.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.227 (0.012 с.)